Любовницы королей. Женщины в истории: официальные фаворитки


«Каждая женщина рождается с мечтой стать фавориткой короля», - именно эта фраза характеризует положение дел при дворе французских монархов. Титул официальной фаворитки короля позволял дамам не только вольно распоряжаться государственной казной, но и вмешиваться в политические дела страны, и даже влиять на личные взаимоотношения королевской четы. Людовик XV вошел в историю как монарх, который позволил своим фавориткам руководить страной. Это время назвали «правлением трех юбок».

Герцогиня де Шатору



Мари-Анн де Майи-Нель больше известна как герцогиня де Шатору. У нее было четыре сестры, трое из которых успели стать фаворитками Людовика XV. Когда Мари-Анн рано овдовела, она переселилась к своей старшей сестре в Версаль. Король тут же заприметил красавицу, но та, наоборот, вела себя очень сдержанно с Его Величеством. Но королям не принято отказывать. Тогда Мари-Анн де Майи-Нель поставила монарху несколько условий: удаление со двора ее старшей сестры (бывшей фаворитки), назначение пенсии в 50000 экю и официальное признание возможных совместных детей. Согласившись с требованиями строптивой красавицы, Людовик XV в 1743 году также даровал ей титул герцогини де Шатору.



Герцогиня имела огромное влияние на короля. В 1744 Людовик XV лично возглавил французскую армию, желая предстать в более выгодном свете перед своей фавориткой. Герцогиня поехала за ним тайно. Во время стоянок она селилась через два дома от королевской обители. Причем заранее в домах пробивались тайные сквозные проходы, чтобы влюбленные могли беспрепятственно встречаться.

В возрасте 27 лет Мари-Анн внезапно скончалась. Многие говорили, что ее отравили, но женщина умерла от гнилой горячки (тифа). Недоброжелатели радовались преждевременной кончине влиятельной любовницы, но появление последующих фавориток – мадам Помпадур и мадам Дюбарри – заставило их пожалеть об этом.

Маркиза де Помпадур



В 1745 году на королевский бал-маскарад прибыла мадам д’Этиоль. Она была одета в костюм богини Дианы. Луи XV познакомился с ней, пригласил поужинать, а ночь она провела в королевских покоях. Через полгода мадам д’Этиоль была объявлена официальной фавориткой короля, теперь ее звали маркиза де Помпадур.
Удивительно, но на протяжении многих лет маркиза являлась центром любовных утех короля, будучи совершенно фригидной. Она была прекрасной актрисой: могла разыграть вожделение, страсть и оргазм в любой момент. А ведь король, который имел ненасытный сексуальный аппетит, часто запирался с маркизой в своих покоях по несколько раз в день. Надеясь стимулировать свое либидо, маркиза де Помпадур, ввела в рацион сельдерей, трюфели, ваниль.



Но чтобы оставаться фавориткой короля на протяжении многих лет, одной постели недостаточно. Маркиза могла предугадывать настроение Людовика с одного только взгляда, удивляла его, восхищала. Со временем эта женщина заменила монарха на заседаниях. Она влияла на внутреннюю и внешнюю политику. Семилетнюю войну историки называют «войной разгневанных женщин», т. к. Фридрих II (Пруссия) противостоял Елизавете Петровне (Российская империя), Марии Терезии (Австрия) и мадам Помпадур (Франция). Сам Фридрих II окрестил антипрусскую коалицию «союзом трех баб».

Когда маркиза стала понимать, что не удовлетворяет сексуальные потребности короля, она стала сама подбирать для него любовниц, оставаясь при этом в статусе официальной фаворитки. Когда же любовь угасла, их отношения переросли в крепкую дружбу. Людовик XV продолжал посещать маркизу и советоваться по многим вопросам вплоть до ее смерти в 1764 году.

Мадам Дюбарри



После смерти маркизы де Помпадур ее сменила мадам Дюбарри. Эта женщина была незнатного происхождения, но, благодаря своему женскому обаянию и раскованности в постели, в 1769 году она оказалась в фаворитках стареющего Людовика XV. Придворных очень возмущала неряшливость Дюбарри, но, как ни странно, ее «стиль» ненадолго вошел в моду.

Специально эта женщина не вмешивалась в политику, но с ее мнением считались все. Сам же король был в восторге от Дюбарри. Он говорил, что эта женщина – единственная, кто мог заставить его забыть о 60-летнем возрасте. В период революции, уже после смерти Людовика XV, мадам Дюбарри обвинили, как и многих, в политических преступлениях и отправили на гильотину.

Самой Она смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской.

10.07.2017

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину. В 2005 году ученые провели анализ останков Агнессы и подтвердили, что ее отравили ртутью. Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы. Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов. Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур нежными отношениями Гортензии с подругами. Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое. Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку». Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи. Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

Текст: Софья Багдасарова

Философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель говорил, что никто и никогда не сможет в полной мере оценить то, что для Франции сделали женщины. Действительно, самые известные фаворитки французских королей имели не только статус официальных возлюбленных, но еще и кардинальным образом влияли на ход истории, активно участвуя в политической и культурной жизни страны.

Прообразом официальной королевской фаворитки считается Аньес Сорель , любовница Карла VII, которой первой в истории Франции удалось получить такой статус. Она происходила из дворянской семьи и в 1431 году была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Аньес сразила короля своей безупречной красотой и в итоге родила королю трех дочерей. Именно Сорель первой во французском дворе начала носить бриллианты (до нее эту привилегию имели только коронованные особы), стала изобретательницей длинного шлейфа и весьма открытых нарядов. Сорель окружила короля заслуженными лицами и боролась с недостойными его любимцами.

Знаменитой фавориткой Франциска I стала Анна де Пислё , которая выиграла в борьбе за сердце короля у другой фаворитки, Франсуазы де Шатобриан. Франциск выдал Анну замуж за Жана де Бросса, которому спешно даровал титул герцога Этампа и Шаврёза, чтобы укрепить положение своей фаворитки при дворе. Анна влияла на короля до самой его смерти, особенно преуспела в политических делах. Так, благодаря ей был смещен самый видный политик той эпохи, коннетабль Монморанси. Герцогиня Анна д"Этамп заняла главное положение при дворе, а законная королева Элеонора Австрийская оказалась в полном пренебрежении.

При Генрихе II знаменитой фавориткой стала . В 13 лет она была выдана замуж за графа де Мольврье, а в 31 год осталась вдовой. Диана до конца своих дней носила траур по мужу, а когда стала фавориткой короля, то носила только черный или белый. Диана была старше Генриха на 20 лет, но современники вспоминали, что ее красота только расцветала с годами, а не увядала. Диана повстречала Генриха, когда тому было 6 лет и он оправлялся в заложники вместо своего отца, а когда он вернулся через 10 лет, воспылал страстью к Диане. Вскоре Генрих стал герцогом Орлеанским, а его возлюбленная Диана разделила власть при дворе с Анной д"Этамп. Когда Генрих стал королем, фактической королевой стала не Екатерина Медичи, а Диана . Даже на коронации Генриха Диана сидела на почетном публичном месте, а Екатерина довольствовалась удаленной трибуной. Диана смогла достичь того, чего еще не удавалось до этого ни одной фаворитке: она вела не только внутреннюю политику, но и внешнюю, переписывалась с послами и Папой римским, по ее наставлению король завершил Итальянские войны, закрепил границы Франции, а по одной из версий она внушила королю ненависть к протестантам. Как бы там ни было, Генрих II до конца своих дней был рыцарем Дианы, носил ее цвета (черный и белый), а свои наряды и перстни украшал буквами «DH».

Самый любвеобильный король из династии Бурбонов, Генрих IV, имел более 50 любовниц. Первой официальной и самой известной фавориткой стала Габриэль д"Эстре . Она повсюду сопровождала короля, несмотря на наличие королевы. Генрих брал Габриэль с собой даже в военные походы, когда она была беременна. Эта женщина родила королю четырех детей, которые были признаны законными. Габриэль была католичкой и повлияла на то, что Генрих принял католицизм и подписал Нантский эдикт, который завершил Религиозные войны.

Среди известных фавориток Людовика XIV стоит выделить скромную Луизу де Лавальер , в честью любви к которой король начал перестраивать Версальский дворец. Луиза родила королю четверых детей, двое из которых выжили и стали законными детьми монарха. Тщеславная родила королю семерых детей, а ее правление при дворе считается самым славным периодом в годы правления короля. А со своей следующей фавориткой Франсуазой де Ментенон Людовик даже обвенчался. При Франсуазе эпоха балов сменилась духовной скромностью и даже была создана «полиция нравов».

В эпоху Людовика XV фаворитки умело влияли на политику, культуру, науку и искусство во Франции. Символом этой эпохи стала знаменитая маркиза де Помпадур , Жанна-Антуанетта Пуассон, которая настолько подчинила короля, что не только заменяла его на приемах, совещаниях и заседаниях, но и самостоятельно подбирала Людовику юных любовниц, опасаясь потерять свое положение.

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, - портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?




Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII - того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума - восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, - крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась - подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной - однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего - прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль - но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой - ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль - на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо - возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа - Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности - в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции - Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине - дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц - и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия - любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута - обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц - и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели - знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов - королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, - для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи - дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV - правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748-1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции - государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда - она слишком уважала себя.

24 марта 2012, 15:49

Аньес Сорель Официа́льная фавори́тка (фр. Maîtresse en titre) - статус, которым мог наделить король Франции одну из своих возлюбленных. Отличие официальной фаворитки от всех остальных заключалось в том, что она имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже во внутрисемейные взаимоотношения правящей фамилии. Средневековая Франция была страной с патриархальными устоями, в которой женщине отводилась скромная роль хранительницы очага. Вплоть до XV века окружение короля складывалось преимущественно из рыцарей, для удовлетворения сексуальных потребностей которых при дворе содержался бордель. Лишь при Анне Бретонской возник институт фрейлин, при последующих королевах дамский двор увеличивался в размерах и происходила всё большая феминизация королевского двора. Отныне король и его придворные довольствовались не продажными девицами из низших слоёв населения, но обществом утонченных дам. Не в последнюю очередь из санитарных соображений (в то время на территории Франции вспыхнула эпидемия сифилиса), придворные подбирали королю единственную возлюбленную из числа придворных дам В эпоху абсолютизма браки членов королевской семьи были делом сугубо государственным, призванным укрепить союз между двумя странами. Нередко договор о заключении брака заключался задолго до совершеннолетия наследника престола, ни о каких личных симпатиях речь обычно не шла. Главной функцией королевы было, помимо укрепления межгосударственных связей, продолжение королевской династии. За исключением нескольких блестящих правительниц, оставивших заметный след в истории Франции, супруга короля обычно оставалась в тени, не вмешиваясь в политические дела, и часто посвящала себя религии. Руководствуясь личными предпочтениями, король обычно выбирал себе в любовницы привлекательных и образованных дам из своего окружения, в том числе из числа фрейлин королевы. Помимо удовлетворения сексуальных потребностей государя, фаворитка нередко играла важную роль в управлении страной. Поскольку фаворитки обычно были дамами знатного происхождения, получившими прекрасное образование и воспитание, их отличали прогрессивные взгляды на многие вещи, которые они, заручившись поддержкой короля, стремились воплотить в обществе. Они не только являлись законодательницами моды и культурных традиций при дворе, но и активно занимались политикой, зачастую фактически перенимали бразды правления в свои руки. Подчас фаворитки были лишь изящным инструментом в руках могущественных людей Франции, с помощью которого они могли влиять на решения короля. Однако фаворитка могла столь же быстро впасть в немилость короля, сколь быстро она завоевала его расположение. Позиция её была нестабильна, так как король часто менял любовниц, поэтому самые тщеславные из них старались во что бы то ни стало укрепить свою власть при дворе и женить короля на себе. Хотя среди королевских любовниц встречались и порядочные женщины, практически все они имели плохую репутацию, а вместе с тем и множество врагов и соперниц. Прообразом официальной фаворитки называют любовницу Карла VII - Аньес Сорель, которую тот наградил официальным статусом королевской фаворитки. Статус давал Аньес ряд преимуществ: в частности, ей прислуживали, как принцессе, и она носила самый длинный после королевы шлейф (длина шлейфа в Средние века и в эпоху Ренессанса определялась статусом женщины). Король подарил Сорель сеньорию Боте-сюр-Марн с правом ношения этого имени, потом и другие владения, в частности за́мок Иссудён в Берри и владение Вернон в Нормандии. Помимо всего прочего, Аньес Сорель активно вмешивалась в политику и добилась для своих родственников титулов и должностей при королевском дворе. Ей приписывают введение таких новшеств, как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь; её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». По одной из версий Сорель была предумышленно отравлена ртутью. Однако моментом возникновения термина «официальная фаворитка» всё же считается период правления Франциска I. Отныне в должность официальной фаворитки посвящали в присутствии всего королевского двора - так король давал понять, что это не мимолётное увлечение, а акт высшего доверия к конкретной женщине. По мнению французского историка Ги Шоссинан-Ногаре, культ фаворитки при французском дворе - выродившаяся рыцарская традиция поклонения Прекрасной Даме. Франсуаза Первой официальной дамой сердца Франциска I стала Франсуаза де Шатобриан в 1517 году. Графиня отличалась красотой и скромностью, и использовала личные отношения с королём лишь для продвижения своих родственников на высокие должности. Эти назначения в дальнейшем оказались ошибочными, к примеру, брат Франсуазы был одним из виновников поражения при Павии. После освобождения Франциска из испанского плена в 1526 году, его мать, Луиза Савойская, решила сдвинуть с поста независимую фаворитку, заменив её на юную Анну де Пислё. Между фаворитками развернулась двухлетняя борьба за любовь короля, в которой проиграла графиня де Шатобриан, оскорблённая предложением короля стать его второй возлюбленной. В 1532 году Франциск на три недели возобновил отношения с Шатобриан, однако их связь на этом закончилась. Чтобы устроить Анну де Пислё лучшим образом, Франциск выдал девушку замуж за Жана де Бросса, которому дал титул герцога Этампа и Шеврёза. После смерти Луизы Савойской в 1531 году король полностью попал под влияние своей фаворитки. Она преуспела не только на артистическом поприще, но и в политических делах Франции, расставив преданных ей людей на важнейших постах. Герцогиня д’Этамп добилась даже отставки самого видного политика эпохи Франциска I - коннетабля Монморанси, сторонника Дианы де Пуатье, фаворитки будущего короля Франции Генриха II. После смерти Франциска в 1547 году и восхождения на трон его преемника, Анна д’Этамп была вынуждена покинуть двор и провела остаток своей жизни в одиночестве. Фаворитка Генриха II, вдова Диана де Пуатье, была старше своего возлюбленного на 20 лет, но обладала необычайной красотой, которая с годами не увядала, а всё более расцветала. Современники сравнивали её с богиней, сошедшей с Олимпа, чтобы очаровать принца. Сама Диана культивировала образ божества и всячески эксплуатировала этот образ для того, чтобы добиться почитания и любви могущественных особ и народа. Ещё при правлении Франциска I Диану сравнивали с Артемидой, символизирующей целомудрие, которой противопоставляли Венеру (герцогиню д’Этамп), олицетворяющую плотскую чувственность. Долгое время придворные считали, что Диану и Генриха связывают исключительно платонические отношения, а сама она является королю подобием матери и мудрой наставницы. Подробнее про Диану я писала . Период правления последних трёх представителей династии Валуа ознаменовался отсутствием влиятельных фавориток. На протяжении 20 лет страной правила королева-регентша Екатерина Медичи, которая любой ценой пыталась удержать монархию и династию Валуа на троне. Старший сын Франциск II, не доживший до 17-летия, души не чаял в своей жене Марии Стюарт. Второй сын, Карл IX, взошедший на престол в возрасте 10 лет, как и его старший брат, был не в состоянии управлять государством самостоятельно. Влюблённый во вдову брата Марию Стюарт, Карл до 16 лет оставался девственником. В 1566 году Карл встретил во время охоты в Орлеане фламандку Мари Туше, отношения с которой он сохранил до своей смерти. Мари была гугеноткой, и, по мнению Ги Бретона (автора исторических романов о любовных похождениях французских королей), именно она стала причиной Варфоломеевской ночи: благодаря её влиянию на короля, Карл установил дружеские отношения с одним из вождей гугенотов - адмиралом Колиньи, - что не понравилось Екатерине Медичи. Королева-мать распорядилась о покушении на Колиньи, однако попытка оказалась неудачной и переросла в массовую резню гугенотов. Однако существует другое мнение, что фаворитка обладала кротким нравом и ни в коей мере не вмешивалась в ход религиозных войн. Мари Туше Третий сын Екатерины Медичи, Генрих III, имел любовные связи с придворными дамами, однако был влюблён в Марию Клевскую, жениться на которой ему запретила мать. Из-за несчастной любви и скоропостижной смерти Марии, Генрих потерял интерес к женщинам. Также ему приписывают гомосексуальные связи. Именно при последнем из Валуа появился термин «миньоны», обозначавший королевских фаворитов мужского пола преимущественно нетрадиционной сексуальной ориентации. О любвеобилии первого короля из династии Бурбонов слагались легенды. Ему приписывают фразу «Иметь одну женщину - значит, ударяться в целомудрие», которая в полной мере даёт характеристику признанному ловеласу. Список любовниц Генриха IV насчитывает более 50 дам, однако статуса официальной фаворитки удостоились лишь две из них. Первой женщиной, сумевшей надолго привязать к себе Генриха, была Диана д’Андуан, прозванная «прекрасной Коризандой» в честь героини цикла рыцарских романов об Амадисе. Диана была для него не только любовницей, но и мудрой наставницей, которая оказывала ему как духовную, так и материальную поддержку. Их связь практически сошла на нет к моменту вступления Генриха на престол. Первой официальной королевской фавориткой Генриха IV стала Габриэль д’Эстре. Несмотря на наличие законной королевы, фаворитка всюду сопровождала короля, даже в военных кампаниях, будучи на сносях. От Генриха Габриэль родила четырёх детей, которые были признаны законными детьми короля. Королевская фаворитка была католичкой и, пытаясь уладить конфликт протестанта Генриха с Католической лигой, потихоньку сумела уговорить короля сменить веру. В 1593 году Генрих IV принял католицизм, а пятью годами позже подписал Нантский эдикт, даровавший гугенотам свободу вероисповедания и положивший конец затяжным Религиозным войнам. Габриэль После аннулирования брака с Маргаритой, Генрих IV собирался жениться на д’Эстре, когда та неожиданно скончалась. По одной из версий фаворитка была отравлена придворными, которые были заинтересованы в заключении брака короля с Марией Медичи. Носивший траур по д’Эстре король спустя некоторое время нашёл утешение в лице Генриетты д’Антраг, чьей матерью была Мари Туше - бывшая любовница короля Карла IX. Семья будущей фаворитки умело спекулировала невинностью Генриетты. В конечном счёте девственность девушки была продана за сто тысяч экю, титул маркизы и письменное обещание короля жениться. Страстно влюблённый Генрих согласился на все условия, с оговоркой, что женится на Генриетте лишь в том случае, если она подарит ему наследника престола (на тот момент у почти пятидесятилетнего короля не было официальных наследников). У фаворитки случился выкидыш, благодаря которому Генрих IV смог беспрепятственно жениться на Марии Медичи, рассчитывая тем самым избавить Францию от долгов. Отношения д’Антраг и королевы никогда не отличались дружелюбием, в скором времени ухудшились и отношения фаворитки с королём. Семья д’Антраг утверждала, что брак короля с Маргаритой де Валуа не был аннулирован, следовательно, Мария Медичи не могла считаться законной женой, а дети, ею рождённые, являлись бастардами. Брат (герцог Ангулемский) и отец фаворитки вступили в новый заговор, который был раскрыт. В 1605 году был оглашён приговор, согласно которому герцог Ангулемский и д’Антраг осуждались на смертную казнь, Генриетта - на заключение в монастыре. Благодаря расположению короля все трое были помилованы, а Генриетте было позволено вернуться в Париж. Предшественник Людовика XIV, его отец Людовик XIII, как предполагают некоторые историки, был гомосексуалистом, проводившим время в компании своих миньонов. С приходом к власти Людовика XIV, наступила самая блистательная часть Великого века - так называемый Галантный век. «Король-солнце» стал олицетворением периода культурного и политического расцвета Франции, в годы его правления страна стала одной из самых могущественных держав в мире. Одним из основных принципов эпохи роскоши и развлечений было галантное обращение к даме, чем в совершенстве владел король. Луиза де Лавальер Официальной фавориткой была признана Луиза де Лавальер. Первоначально она была фрейлиной принцессы Генриетты Стюарт. Наружность Луизы была, скорее, заурядной, нежели привлекательной, впрочем, оставляли желать лучшего и её скромные таланты. Однако это была добрая, совестливая женщина, рядом с которой король находил отдохновение. Своего высокого положения фаворитка стыдилась и старалась нечасто бывать на светских мероприятиях. Благодаря Луизе (вернее - в честь их любви) король начал перестраивать Версальский дворец, который до этого был лишь небольшим охотничьим замком его отца. У Лавальер было от короля четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна Бурбон, мадемуазель де Блуа и граф Вермандуа. Оба ребёнка считались законными детьми короля - де Блуа впоследствии вышла замуж за принца де Конти, а Вермандуа стал адмиралом Франции. Когда Людовик XIV приблизил к себе мадам де Монтеспан, Лавальер удалилась от двора и приняла постриг в монастыре кармелиток, в Париже. Скромную Лавальер вытеснила Атенаис де Рошешуар, маркиза де Монтеспан, женщина, которую с уверенностью можно называть «человеком эпохи барокко». Монтеспан была полной противоположностью Лавальер. Это была статная, крупная, невероятно красивая и остроумная женщина. Её дорогие и вычурные наряды часто подвергались сатире: «Золотое золото на золотом». Тщеславная, она полностью подчинила себе жизнь двора и даже занимала в Версале 20 комнат (королева - только 10). Позволяла она себе и другие отступления от этикета: носила самый длинный во Франции шлейф, принимала вместе с королём делегации дипломатов и, разумеется, раздавала придворные и государственные должности. Атенаис де Монтеспан Несмотря на то, что вся Европа воспринимала Монтеспан как «истинную королеву Франции», Людовик оставил её, увлекшись молодой и неумной красавицей - Анжеликой де Фонтанж. (Последняя вошла в историю лишь благодаря своему нечаянному изобретению - прическе Фонтанж). Недруги поговаривали, что Монтеспан в своём желании вернуть себе былую власть дошла до того, что принялась посещать «чёрные мессы», что, впрочем, ей не помогло. (Впоследствии маркиза проходила по делу знаменитой ведьмы Монвуазен). После этого проступка, несовместимого с высоким званием официальной (хотя и отставной) фаворитки, Монтеспан потеряла расположение короля, со временем она удалилась в свое имение, где и скончалась в почтенном возрасте. Монтеспан тоже родила королю несколько детей, и все они были официально признаны королём. Кстати, воспитанием королевских детей занималась скромная вдова поэта Скаррона - Франсуаза д´Обинье. Ей удалось сделать то, что не удалось даже маркизе Монтеспан - она вышла замуж за короля. Франсуаза де Ментенон Эту женщину Людовик заметил в доме Монтеспан - Франсуаза д´Обинье работала в качестве воспитательницы королевских детей. Став официальной фавориткой под именем мадам де Ментенон, Франсуаза принялась воспитывать и самого короля. Эпоха балов и чувственных удовольствий при дворе закончилась: король постоянно постился, читал духовную литературу и проводил вечера в душеспасительных беседах. Ментенон не ограничивалась двором - в Париже была создана так называемая «полиция нравов», штрафовавшая дам за глубокие декольте. Ментенон фактически была доверенным лицом короля. Она была в курсе многих дел и событий, правда, король, как и прежде, не допускал участие фаворитки в государственных делах. В Версальском дворце маркиза сидела в кресле в присутствии Людовика, его сына - наследника престола, его брата, английских коронованных особ. При этом Ментенон избегала дорогих нарядов и не носила драгоценностей, но одевалась со вкусом и довольно скромно, не по возрасту. Попасть на прием к маркизе было не легче, пожалуй, чем к самому королю. Борьба с «ересью» (одна из главных задач этой фаворитки) требовала воспитания дворянства в католическом духе. С этой целью Ментенон создала в 1686 году учебное заведение для девушек из небогатых дворянских семей. Находилось оно в Сен-Сире, неподалеку от Версаля. Король до такой степени доверял Франсуазе, что она стала его супругой. Они обвенчались с Людовиком XIV (1683), но фаворитка так и не была официально признана королевой. Эпоху Людовика XV и весь XVIII век часто называют «веком женщин» из-за сильного влияния представительниц прекрасного пола на политику, науку, искусство. В отличие от своего прадеда Людовика XIV, король-солнце был весьма далёк от насущных проблем современности и к государственным делам относился с равнодушием. маркиза де Помпадур Прусский король Фридрих II в шутку назвал царствование своего соседа «правлением трёх юбок». Термин стал расхожим определением целой эпохи. Вопрос о том, кем же были эти «три юбки», не имеет однозначного ответа. Дело в том, что мнение авторов статей по этому поводу постоянно расходится: две «юбки» - это и её предшественница Мари-Анн де Шатору, а в качестве третьей называют то Луизу де Майи-Нель, то её сестру - Полину-Фелицию де Вентимиль, то скандально известную графиню Дюбарри. Однако Дюбарри появилась у короля уже после того, как Фридрих отпустил свою остроту по этому поводу. Стало быть, под «первой юбкой» Фридрих подразумевал де Мальи или Вентимиль (сёстры до замужества носили фамилию де Нейль). Известно, однако, что де Мальи не интересовалась политикой, тогда как маркиза Полина де Вентимиль умело подчиняла себе волю короля и активно вмешивалась в политику. Она не просто пыталась быть доверенным лицом Людовика, но и боролась с всесильным кардиналом Флёри - первым министром, другом и воспитателем короля. Однако завершить начатое ей помешала смерть от родильной горячки (есть предположение, что фаворитка была отравлена).
Мадам Дюбарри Мари Жанна Бекю была незнатного происхождения и до знакомства с королём Франции успела побывать проституткой, модисткой, а затем содержанкой графа Дюбарри. Людовик XV, приблизив Жанну к себе, устроил её брак с братом графа Дюбарри и в 1769 году представил ко двору. Министр Шуазёль тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя она мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д’Эгильона. Её неряшливость и небрежность, хотя и смущали весь двор, но на некоторое время её «личный небрежный стиль» вошёл в большую моду. Возвышению Дюбарри противились также дочери Людовика XV и юная дофина Мария-Антуанетта. Примечателен тот факт, что даже императрица Мария Терезия, глубокий ум и государственную деятельность которой высоко оценивает Стефан Цвейг в своем известном историко-художественном романе «Мария-Антуанетта», велела своей дочери изменить своё отношение «…к женщине, к которой склонен король». Это ещё раз доказывает ту политическую и социальную важность, которую имела официальная фаворитка во Франции. После смерти Людовика XV Дюбарри была арестована и заключена в монастырь, но скоро возвратилась в свой замок Марли, где продолжала жить с подобающей пышностью. Для графини Дюбарри ювелир Бёмер изготовил ценное ожерелье, после смерти Людовика XV доставшееся новой королеве Марии-Антуанетте и ставшее причиной скандального дела. Дюбарри вызывала почти всеобщую народную ненависть и считалась одним из символов преступлений «старого режима», хотя в действительности, - как и большинство других людей, близких к королевскому дому и ставших жертвами буржуазной революции - ни к каким одиозным политическим акциям причастна не была. В период революции Дюбарри была предана суду и гильотинирована по обвинению в том, что якобы помогала эмигрантам и вступила в сношения с жирондистами - приверженцами Бриссо. Вот такая краткая статья. Если вам интересно о ком-то из этих женщин или еще о какой любовнице короля услышать подробнее - пишите в комментариях. Спасибо за внимание!