Как возникает влюбленность между людьми. Как развивается любовь и влюбленность. Что говорит психология

Ученые не первый век бьются над разгадкой великой тайны: как же возникает любовь? Уже есть первые результаты

«Любовь нечаянно нагрянет»… Звучит красиво. Но, может быть, все не так уж неожиданно? А наоборот, любовь — сложный биологический расчет? На сегодня ученые установили как минимум четыре механизма возникновения любви. Вероятно, они все задействованы в той или иной мере. В каких пропорциях — тут все индивидуально.

Результаты научных изысканий проиллюстрированы реальными историями наших читателей, которыми они поделились в интернет-сообществе «Город женщин» на блогпосте «КП» и в своих дневниках.

Химия и жизнь

«Помню, на школьной дискотеке меня поразила одна девушка. А особенно ее духи. Когда я танцевал с ней, то никак не мог насладиться ее близостью. Она не была красавицей, но в ней было что-то такое! Потом я хотел ее проводить, но она уже ушла. Я не мог забыть ее запах и ходил как завороженный. Однажды мы встретились, и — опять этот тонкий аромат — я спросил у нее, что это за духи. «Я не пользуюсь духами», — сказала она. А скоро я понял, что влюбился».

Познакомились мы, когда я уже была замужем. Он был на 20 лет меня старше. Я совершенно ничего такого делать не собиралась, но что-то меня толкнуло, какая-то внутренняя сила, может быть, его запах… В приступе авантюризма не удержалась и пришла к нему в гости. Мы переспали, и я впервые в жизни испытала вагинальный оргазм. Утром я сказала первому мужу, что ухожу от него. Потом были полгода сумасшедшего секса, кроме того, он был умён, заботлив, галантен, через пару недель мы взаимно признались в любви. Через два года я забеременела и родила чудесную дочку. Но после того, как ей исполнился годик, у него началось неуемное пьянство, стали возникать скандалы, холодность и даже оскорбления на почве его ревности, секс как праздник, в лучшем случае раз в месяц. После очередного пьяного вопиющего инцидента я не выдержала и развелась, уехала жить к маме. Мы прожили вместе около семи лет. Любить, наверное, и сейчас люблю. Трансцендентно.

Доктор Флисс, друг Фрейда, открыл назальный орган, который отвечает за восприятие феромонов противоположного пола. Это два крошечных рецептора в виде усиков, которые находятся внизу полости носа. Они-то, эти «усики», и распознают, насколько идеально вам подходит данная особь с точки зрения биохимии. В случаях, когда говорят, что любовь слепа, вероятно, огромную роль сыграли именно феромоны.

У каждого из нас свой биохимический состав. И сами по себе феромоны никак не пахнут. Подходящую нам «формулу» мы чувствуем буквально на уровне симпатии. Ну нравится вам этот человек, его одежда, запах, внешность — и все тут! Даже если он говорит глупости и одет не очень стильно.

Именно так природа дает нам понять: если вы сходитесь на биохимическом уровне, у вас больше вероятность появления хорошего потомства.

Кстати, что интересно: так же, с помощью молекул феромонов, можно даже как бы читать мысли. Вот вы же можете почувствовать плохое отношение к вам, даже если человек улыбается во весь рот и говорит комплименты? Человеческие мысли, если хотите, тоже «пахнут». Позитивно настроенные люди притягивают к себе других позитивных, потому что «пахнут» в одном русле. Мысли также передаются другим с помощью феромонов, поэтому существует так называемая групповая динамика.

Все это повод лишний раз задуматься о том, что мир устроен не так уж и плохо. И, к примеру, несчастная безответная любовь — лишь пример того, что ну не подходите вы друг другу. Нет, понимаете ли, биохимического резонанса. Значит, где-то есть тот или та, с кем он будет.

Мы с ним одной крови

«У нас возникло притяжение с первого взгляда. Ну еще два часа разговора «ни о чем» потребовалось, чтобы убедиться — да, все кончится свадьбой. Я поняла: с этим человеком мне еще долго-долго разговаривать и не наговориться. Возможно, на всю жизнь хватит. Мы вместе 7 лет, 6 из них — со штампом. Надеюсь, это только начало».

Эффект единения, когда есть о чем говорить, создается за счет того, что люди, как правило, росли в одинаковой социальной среде и имеют схожие семейные сценарии. Бывают исключения, когда люди находят друг в друге продолжение и дополнение себя.

Чаще всего такие истории происходят с людьми, у которых есть талант житейского психолога. Они интуитивно пользуются научными методиками «активного слушания». Например, «парафраз» — когда главная мысль собеседника пов

Зачастую сложно объяснить даже самому себе, почему мы влюбляемся в человека, который, казалось бы, совсем нам не подходит, но не принимаем ухаживания мужчины, обладающего куда большим набором положительных качеств, чем наш потенциальный избранник. ELLE решил разобраться в этом вопросе и собрал мнения различных исследователей на тему физиологических причин влюбленности.

Неприступность

В 2014 году исследователи провели ряд экспериментов во время так называемых «быстрых свиданий», и оказалось, что мужчины проявляют куда больший интерес к тем представительницам прекрасного пола, которых сложнее разговорить. Правда, это правило работает не для всех. Обязательное условие - мужчина должен изначально быть заинтересован в продолжении общения именно с этой женщиной (читайте: влюбиться с первого взгляда). Правда, по статистике после того, как он добивается расположения «объекта», то несколько теряет интерес.


Позитивный настрой

Если вы никак не можете выбрать фотографию для размещения на сайте знакомств, то, по мнению психологов, лучше отдать предпочтение снимку, где вы улыбаетесь в камеру. Дело в том, что в 2011 году было проведено исследование, в рамках которого 1000 мужчин показали несколько фотографий с изображением девушек, и на одних представительницы прекрасной половины человечества смеялись и казались очень счастливыми, а на других имели надменный взгляд. Несложно догадаться, что «томные девы» имели куда меньший успех у противоположного пола.

Интересно, что с женщинами ситуация обстоит с точностью до наоборот: их больше привлекают фотографии мужчин с пренебрежительным взглядом. А вот стыдливое выражение лица импонирует обоим полам.

Тайна

Еще одна интересная физиологическая особенность влюбленности: людей больше интересуют партнеры, в чьих чувствах они не уверены. В частности, не так давно был проведен эксперимент, в рамках которого женщинам показали три группы мужчин: в первой оказались фотографии тех, кто якобы уже ознакомился со страничками «испытуемых» в Facebook и потенциально ими заинтересовался; во второй оказались мужчины, которые средне оценили внешние данные женщин, принимающих участие в опыте; в третью же группу поместили тех представителей сильного пола, кто еще не ознакомился с анкетами участниц эксперимента. Стоит ли говорить, что мужчины, попавшие в последнюю группу, заинтересовали испытуемых куда больше, чем остальные.

Общий типаж

Конечно, большинство женщин раздражает сравнение с бывшими пассиями их возлюбленных, но стоит признаться, что внешнее сходство с первой любовью вашего партнера нужно воспринимать не как желание окружающих задеть ваше самолюбие, а простой физиологический факт. Хотя, как показывают исследования, искать себе «клона» экс-бойфренда больше склонны представительницы прекрасной половины человечества.

Язык жестов

К интригующему выводу пришли ученые после того, как провели исследование относительно активной жестикуляции во время первого свидания. Оказалось, что человек, который сопровождает свою речь жестами, кажется партнеру куда привлекательнее, так как тем самым он вторгается в личное пространство собеседника и сокращает дистанцию между ними.

Схожие ценности

Основываясь на уже ставшей классической работе Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», психологи вывели еще одну закономерность. Если представители противоположного пола отвечают на три группы вопросов, связанных с их восприятием себя в окружающем мире, примерно одинаково, у них есть гораздо больше шансов понравиться друг другу и в дальнейшем построить гармоничные отношения. Вот эти вопросы:

Имеете ли вы похожие жизненные ценности?

Вам весело вместе? Умеете ли вы быть спонтанными? Вы считаете своего партнера сексуальным? Вы любите путешествовать вместе?

Вы считаете своего партнера интересным человеком? Вам удается решать проблемы вместе?


Общие черты лица

Когда вы замечаете у партнера схожие с вами черты лица, похожий разрез глаз или размер губ, то, по сути, начинаете видеть в нем себя. Поэтому неудивительно, что вы начинаете испытывать к нему особые эмоции: ведь себя же вы любите?

Кроме того, ученым удалось подтвердить, что мужчины ищут себе спутниц жизни, похожих на их матерей, и наоборот: девушки крайне трепетно относятся к молодым людям, напоминающим их отцов. Причем это касается не только внешности, но и возраста. Оказалось, что ребенок хранит в памяти образ своей идеальной женщины (то есть мамы): такой, какая она была при его рождении и в первые годы жизни. Поэтому поздний ребенок еще в юном возрасте чаще обращает внимание на женщин старше себя.

Зрительный контакт

Как показало исследование, проведенное в середине прошлого года, мы куда быстрее влюбляемся в человека, с которым нам удается установить длительный зрительный контакт. К такому выводу пришли психологи Массачусетского университета, после того как поставили эксперимент, в котором приняли участие 72 подростков. Впервые увидев друг друга, молодые люди, во время разговора смотревшие в глаза собеседника больше двух минут, куда быстрее начинали проникаться к нему доверием, чем та часть испытуемых, кто так и не смог установить визуальный контакт.

Интерес к деталям

Больше 40 лет понадобилось психологу Джону Готтману, чтобы доказать, что даже незначительный поворот головы в сторону партнера способен спасти брак. Оказалось, что когда женщина обращает внимание на незначительные детали, происходящие вокруг нее, и при этом озвучивает свои наблюдения, то мужчине стоит хотя бы незначительным кивком головы подтвердить своей собеседнице, что он принял к сведению произнесенную ей информацию. Как доказывают исследования, пары, в которых нарушена такого рода коммуникация, разводятся после шести лет брака в 33% случаев. Если же партнеры реагируют даже на незначительные комментарии партнера, семьям удается сохранить брак в 87% случаев.

Забота

Умение проявлять заботу о братьях наших меньших также является своего рода «маркером» при выборе идеального спутника жизни. Как доказали израильские исследователи, женщины куда охотнее дают свой номер телефона молодым людям с собаками, чем тем, кто живет без домашних животных. Это объясняется тем, что мужчинам, которые готовы в течение длительного времени заботиться о своем питомце, выглядят в их глазах куда надежнее остальных.


Инструкция

Любовь с первого взгляда – это скорее красивая сказка, нежели реальная ситуация. Посмотрев на человека можно увидеть в нем близкие собственному представлению о идеальном партнере черты, но не долгожданного спутника жизни. Зарождение любви – процесс, который требует времени.

Любви предшествует влюбленность. Это чувство по своей природе очень яркое, сопровождается неудержимой страстью и идеализированием партнера. Во время влюбленности люди не замечают недостатков друг в друге, а потому не могут адекватно оценивать свои ощущения. Многие, принимая это чувство за истинную любовь, начинают предлагать партнеру сыграть свадьбу, а когда «розовые очки» в браке слетают, жестоко разочаровываются.

В удачных парах влюбленность плавно перетекает в любовь. Это происходит тогда, когда людьми не было принято поспешных решений, и, дождавшись частичного угасания страсти, они дали возможность появится глубокому чувству. На этом этапе важно понимать, что нельзя торопить человека с решением: признание в любви должно быть взвешенным, а не спонтанным.

Крепкая любовь основана на взаимопонимании. Если человеку хочется решать проблемы партнера, он чувствует перепады его настроения и готов это принять, значит этап влюбленности позади. Впереди развитие крепких отношений и построение совместной жизни. Даже если возлюбленные находятся не вместе, для них больше не существует расстояний. Нарастающее желание жить на одной территории, разделять не только постель, но и быт, означает зарождение истинного чувства.

Заметить возникновение любви к человеку можно и по качеству сексуальных отношений. Из поверхностных они переходят в более комфортные. Попытки произвести на партнера впечатление сменяются желанием доставить ему удовольствие. Более доверительное поведение в постели – показатель искренней чувственности.

Все люди любят по-разному: кто-то пытается угодить партнеру, кто-то удивлятьь, а кто-то оберегать. Именно поэтому уловить зарождение крепкого чувства может только сам человек. Ни один справочник по психологии не подскажет вам о том, что вы любите. Наукой до сих пор не доказано как влюбленность переходит в истинную любовь, однако на подсознательном уровне человек чувствует что-то родное, близкое телесно и духовно только ему одному. Главное, пронести это чувство по жизни и сохранить в себе умение любить.

Источники:

  • Десять признаков любви

На вопрос, что такое любовь, можно дать сотни ответов, но четкого определения нет до сих пор. Именно поэтому особый интерес представляет сам факт зарождения любви и размышления о том, почему возникает это чувство.

Инструкция

Первое представление, которое вы имеете , целиком зависит от его внешности. Чем эффектнее, необычнее, ярче, а иногда, наоборот, скромнее выглядит человек, тем больше шансов у него на то, что у вас может возникнуть к нему интерес.

Когда первоначальный интерес уже сформировался, дальнейшее свое развитие чувство влюбленности получает при личном знакомстве. Вы сопоставляете с собой понравившегося человека, оцениваете сходства ваших характеров, ищете сходные черты между вами. Если у вас найдется хоть одно общее увлечение или, к примеру, у вас окажется общая


В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений. Приведем их характеристику.
1 этап возникновениеи развитие симпатии. Вначале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека.
влияние на аттракцию оказывают достоинства человека, слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры. Аттракция зависит от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу, удачливости другого человека, сходство установок.
На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.
пространственная близость, частота контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствуют возникновению и укреплению симпатии.
Аттракции направлена от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.
Понятие «любовь» -одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.).
в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение.
В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви:
Эрос - стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; Филиа - любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге - спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.
Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется усвоенным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Попытки построения теоретических моделей любви отличаются претензией на большую глобальность. И все-таки такие случаи известны. Различия между моделями любви проходят по оценочному параметру: оптимизм-пессимизм. В пессимистической модели постулируется слабость и несовершенство человека, в оптимистической -конструктивная сила любви.

Пессимистическая модель предложена Л. Каслером.
Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:
1) потребность в признании;
2) удовлетворение сексуальных потребностей;
3) конформистская реакция (так принято).
Любовь по Каслеру -это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, приходит к выводу Л. Каслер, свободный человек не испытывает любви.
Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характ-ся снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психол-им комфортом, удовлетворенностью психол-ой и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.
Психологи обращались к феномену любви, проводились исследования, предметом которых являлись разные аспекты этого явления. Одним из фундаментальных вопросов является вопрос об источнике любви. Достоверно известно, что любовь бывает «разная», включает много аспектов (физиологический, психологический, социальный, духовный и т. д.) и состояний личности (секс, забота, нежность, уважение, восхищение, деторождение и т. д.) и однозначно о всеобъемлющем источнике любви говорить трудно.
Любовь как отражение личностной неадекватности. Итак, некоторые авторы (Кеслер, Фрейд, Мартинсон, Рейк) пытались обрисовать потребность в любви как признак неадекватности. З.Фрейд и В., Рейк рассматривали «любовь» как отражённое восприятие собственных недостигнутых идеалов в партнере, Пил проводил параллель между использованием наркотиков и любовью (зависимость от чувства удовлетворения способствует занижению своей самооценки). По Кеслеру, «любовь» -признак наличия потребности у здорового человека, а по Фрейду и Рейку, «любовь» не является патологией, но характеризует невротическую личность. Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих партнеров показывает, что «неадекватные личности более зависимы от любви, чтобы выжить психологически». Итак, понятие неадекватности по-разному используется разными авторами. Приведем для примера разработку теории любви отечественного автора, так называемый «синтаксис любви».
Теория любви А. Афанасьева. «Любовь» -это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Автор обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции («души»), Логики («ума»), Физики («тела») и Воли («духа»). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. «Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума». Что-то в психике человека является сильным, достаточным, жизнетворящим, а что-то слабым, недостаточным, ущербным, требующим дополнения и развития. Люди сходятся в разной степени плодотворно, стремясь к гармонии психики и жизни соответственно иерархиям своих функций. Именно значимый недостаток в проявлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):
Эрос -любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь -зависть - ненависть.
Фипия - любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.
Агапе - любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности тождеству. Плодотворная, настоящая «формула любви», приводит к гармонизации личностей любящих.
Существуют чистые и множество переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития.
Любовь - нормальное чувство адекватной личности. Однако для большинства психологов «любовь» -вполне нормальное чувство адекватной личности.


  • Механизмы возникновения симпатии и любви . В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений. Приведем их характеристику.


  • Механизмы возникновения симпатии и любви .
    В древнеиндийском трактате «Ветка персика» описывалось возникновение любви : «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело.


  • Следующий вопрос ». Механизмы возникновения симпатии и любви . В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений.


  • Механизмы возникновения симпатии и любви .
    Любовь в брачно - семейных отношениях. Понятие «любовь » - одно из немногих слов, выражающих почти аб... подробнее ».


  • Физико-химические механизмы возникновения потенциала действия. Потенциал действия – это сдвиг мембранного потенциала, возникающий в ткани при действии порогового и сверхпорогового раздражителя, что сопровождается перезарядкой клеточной мембраны.


  • Физико-химические механизмы возникновения потенциала покоя. Мембранный потенциал (или потенциал покоя) – это разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностью мембраны в состоянии относительного физиологического покоя.


  • Организм человека – единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, нах. Механизмы возникновения и признаки умственного утомления. Утомление – это физиологическое состояние организма...


  • Механизмы возникновения и признаки умственного утомления. Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы.


  • В этой теории в качестве центрального механизма возникновения сознания рассматривается механизм повторного входа возбуждения. Имеется в виду, что возбуждение, возникшее в группе нейронов первичной зоны коры...


  • Аттракция - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий , любви .
    Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви .

Найдено похожих страниц:10


Чего не понимают, тем не владеют.
И.В.Гете


Споры о том, что любовь это «чудо цивилизации» (Стендаль) или этот дар достался человеку от своих животных предков идут давно и еще не скоро закончатся.

Любовь? Изобретение двенадцатого века!
Шарль Сейньобо

1. Естественная, природная любовь.

Но и у сторонников теории о том, что любовь существовала задолго до появления человека, есть свои разногласия. Первая и большая часть сторонников этой версии возникновения любви принимают за любовь брачный период у животных. Как правило, он имеет сезонную периодичность. Многие животные в этот период приобретают вторичные половые признаки (напр., окраска и брачный наряд у рыб и птиц), проявляют специфические формы поведения (токование, турниры, строительство гнёзд). Наступление брачного периода регулируется сезонной активностью половых желёз, вырабатывающих гормоны, которые стимулируют половую деятельность животных.

Совокупность чувств и переживаний, которую люди называют любовью, есть не что иное, как психологическая надстройка над биологическим по своей природе половым влечением.
Физиолог, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников

По И. Канту, любовь есть метаморфоза полового инстинкта, которая трансформируется в высший элемент культуры; по Н.А. Бердяеву, любовь - это продукт развития мировой культуры, «исход» из природной необходимости.

…мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное - лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь.
Д.б.н. Сергей Савельев

Основополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половое размножение, при котором самец и самка вносят в процесс сотворения нового существа равное количество генов, что обеспечивает генетическую изменчивость и, следовательно, является средством необходимым для выживания группы.
Этолог А. Протопопов «Трактат о любви. Зазнавшееся млекопитающее». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

БСЭ (большая советская энциклопедия) также согласна с тем, что любовь «имеет свои биологические предпосылки у животных, выражающиеся в родительских и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. Любовь включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения “живой плоти” и даже немыслима без них ни в своем генезисе, ни по существу»

Сторонники этой теории считают, что любовь в жизни человека это одухотворенная плоть.

Любовь - маска на инстинкте продолжения рода.
А. Шопенгауэр

Любовь мимолетна... Любовь- лишь орудие природы, заставляющее нас приносить в этот мир себе подобных...
Н. Макиавелли

А вот меньшая часть сторонников того, что способность любить человек получил в наследство от животных, считают, что брачный период, копуляция существуют в их жизни раздельно.

Из книги лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца "ГОД СЕРОГО ГУСЯ":

"Любовь и секс" существуют в гусиной жизни раздельно. Сочетаясь, они надежно связывают пару, но довольно часто наблюдаются и независимо друг от друга. При нормальных обстоятельствах активное ухаживание ведет гусак. Гусыня же только принимает ухаживание, а потому в распоряжении влюбленной гусыни нет никакой системы поведения для того, чтобы снискать внимание возлюбленного. У нее нет приемов, к которым, как мы видели, прибегает гусак. Гусыня может только будто бы случайно держаться где-нибудь поблизости от своего избранника и внимательно следить за ним глазами. ("Игра глазами", по-видимому, занимает важное место в жизни серых гусей, как и в жизни других птиц.)

Если гусыня отзывается на его ухаживание, они вместе совершают ритуальную брачную церемонию, так называемую церемонию триумфального крика. Затем, если не случается ничего непредвиденного, пара хранит верность друг другу до конца жизни. Впрочем, иногда что-то непредвиденное случается-опять-таки совершенно как у людей. Узы между членами гусиной пары укрепляются общей привязанностью к птенцам, которые в свою очередь столь же преданы родителям.

Однако "нечто непредвиденное" может обернуться и тем, что гусак или гусыня вопреки уже существующей "помолвке" или даже окончательному "бракосочетанию" страстно "влюбится" в другого партнера. Подобная измена обычно случается, только если сама эта пара образовалась не совсем ладно, например, когда гусак лишился своей первой возлюбленной, и нынешняя его партнерша была лишь заменой. Много лет, наблюдая за гусями, мы всего трижды были свидетелями того, как распадалась пара, которая уже благополучно выводила птенцов. Любопытно, что в двух из этих случаев соблазнителем был один и тот же гусак по кличке Адо".

Серые гуси на брачный период, на некоторое время расстаются, совершают зачатие с другими партнерами (шами). Затем пары вновь соединяются и продолжают обычную жизнь,

«Связь между триумфальным криком и сексуальностью, т.е. собственно инстинктом копуляции, не так легко понять. Во всяком случае, эта связь слаба, и все непосредственно половое играет в жизни диких гусей сугубо подчиненную роль. Что объединяет пару гусей на всю жизнь - это триумфальный крик, а не половые отношения супругов. Наличие прочных уз триумфального крика между двумя индивидами "прокладывает путь", т.е. до какой-то степени способствует появлению половой связи. Если два гуся... очень долго связаны союзом этой церемонии, то в конце концов они, как правило, пробуют совокупляться».

А вот у аистов хоть и существует устойчивая пара, но отношения в ней строятся по другим законам. Со стороны может показаться, что аисты верные и нежные супруги. Однако, в реальности, их супружество строится на привязанности к одному и тому же гнезду. Исследования показали, что аисты не узнают своего партнера в "лицо". Настолько не узнают, что если одну аистиху поменять на другую, то супруг ничего особенного не заподозрит. И если весной к гнезду раньше законной супруги прилетит чужая аистиха, то самец это даже не заметит. Правда, законная супруга, вернувшись, восстановит свои права на гнездо, а заодно и на самца. Поэтому и получается, что только там, где возникает личное узнавание и личная индивидуальная привязанность, и возникает любовь.

Справедливости ради все-таки для описания чувств животных и птиц будем использовать термин "протлюбовь". В отличие от аистов серые гуси, знают, что такое протолюбовь. Они узнают своих партеров по внешнему виду и по голосу и обладают исключительной памятью на образ «любимго». Даже после долгой разлуки - миграций гуси предпочитают старую протолюбовь, они проводят много времени вместе и вне периода размножения.

Геном человека и шимпанзе совпадает более чем на 99 %, геном мыши сходен с человеческим на 85 % у дождевого червя имеется порядка 70 % тех же генов, что и у человека.

Много нас по подобию Божию,
И все-таки каждый с изъяном.
Будем считать, что изъянами
Обязаны мы обезьянам.
Олег Григорьев

Можно рассмотреть биохимию любви – через влияние различных гормонов, ферментов и нейромедиаторов на возникновение у человека этого специфического состояния (вскользь замечу, важную роль в этом процессе играет древнейший гормон пролактин, обнаруженный уже у амёб!)…
А. Протопопов «Трактат о любви. Зазнавшееся млекопитающее»

Самцы птиц, очевидно, более страдают, теряя своих самок, что, быть может, зависит от того, что "им труднее найти новых" (Brehm. Жизнь животных).
Нередко самка вместе со своим самцом сообща прогоняют слишком дерзко добивающегося взаимности любовника, но бывает и так, что самка благосклонно относится к последнему, предпочитая его своему, так сказать, законному супругу.

Любовь в собственном смысле обнаруживается у животных, начиная с птиц. При этом выявляется, что у самок между половым и материнским инстинктами (потребностями, влечениями) существует антагонизм, всецело сводящийся к преобладанию последнего. Возможно, по этой причине любовный инстинкт у самцов развит сильнее.
Ч. Ломброзо

А существующий миф, о любовной верности лебедей: партнер с высоты насмерть о землю, если погибает другой, это выдумка поэтов. В животном мире самоубийств по этому поводу не случается, как впрочем, и в архаических культурах человека.

Все признаки протолюбви проявляют мыши-полевки. Эти обитатели степей - относятся к тем 3% млекопитающих, которые, по наблюдениям ученых, ведут моногамные отношения. Ухаживание у степных полевок - захватывающее дух "действо", продолжающееся целые сутки. После этого они заключают со своим избранником союз на всю жизнь.

Полевки, разлученные со своими партнерами, скорбят, как скорбят люди из-за утраты любви и смерти любимого.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение» Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Любовь - огонь, тоска по счастью.
Ее неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега

Супруги - полевки предпочитают проводить время совместно, часами чистят друг друга и живут в одной норе. А после рождения детенышей супруги становятся нежными и заботливыми родителями. Полевки избегают контактов с другими потенциальными партнерами. Самец становится агрессивным сторожем самки, если одинокий конкурент начинает проявлять активность.

А вот близкий родственник степной полевки - полевка горная не проявляет интереса к долговременным отношением с партнером, т.е. являются полигамными животными. Ученые, изучающие жизнь полевок сделали гипотезу, что моногамия одних и полигамия других в определенной мере связана с количество синтеза гормонов окситоцин и вазопрессин по которым эти родственные мыши существенно различаются. Существует 24 вида мышей и только полевки степные моногамны.

Протолюбовь как процесс научения характерна для крыс, к такому выводу пришел доктор Пфаус изучающий их жизнь. Если молодые самцы готовы спариваться с любыми самками, то самцы зрелые определяются с предпочтениями. По мере приобретения жизненного опыта у них появляются любимые самки, которым они уделяют особое внимание, игнорируя других. Открыты уже несколько форм проявлений сложных эмпатий у этих грызунов.

Дарвин – один из немногих ученых, полагавших, что животным знакомо чувство любви. …ученые редко упоминают о любви среди животных, невзирая на то что в описаниях ухаживаний у различных видов все время ссылаются на поведение, характерное для людей в период влюбленности.

В 1872 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», в которой подробно проанализировал чувства и средства их выражения у многих видов птиц и млекопитающих. Сопоставив эмоции животных с человеческими, основоположник теории эволюции нашел многие выражения эмоций универсальными.
Дарвин писал о переживаемых чувствах влюбленности дроздов, тетеревов, фазанов и других птиц. Дарвин был сторонником идеи, что для всех высших животных характерны «те же страсти, чувства, эмоции, даже самые сложные, включая ревность, подозрительность, соперничество, благодарность и великодушие».

Немецкие орнитологи, работая с зебровыми амадинами (птица семейства вьюрковых ткачиков), сравнили репродуктивный успех у пар, подобравшихся по «любви», с теми, кого соединили насильно с чужим избранником. В «счастливых» парах подрощенной молодежи оказалось на 37% больше, чем в «несчастливых». При этом генетическая несовместимость в обеих группах была примерно на одном уровне. Ученые заключили, что при моногамии семейная гармония является такой же точкой приложения естественного отбора, как и другие характеристики, повышающие численность выращенного потомства.

Известна избирательность при подборе пары в семействе собачьих: волки, шакалы, койоты и другие дикоживущие собаки - высокоорганизованные и к тому же социально организованные животные: жизнью популяции управляют строгие законы.

Любовь у всех одна и та же.
Вергилий

Самое поразительное открытие состоит в том, что у человека и других животных работают по сути дела одни и те же системы регуляции этих сложнейших форм поведения.
Окситоцин и вазепрессин - регуляторы семейных отношений у животных, включая человека.
У животных в центральной нервной системе существуют очень древние нейронные контуры, нейронные сети, специализирующиеся именно на управлении половым и социальным поведением.
Д.б.н. А. Марков

Почему мы влюбляемся в того или иного человека, я стала искать в неврологии. Я два года штудировала литературу и все больше убеждалась, что каждая черта характера связана с одной из четырех систем гормонов - дофамин/норадреналин, серотонин, тестостерон и эстроген/окситоцин. Эта закономерность выявлена не только у человека, но и у обезьян, голубей и даже ящериц.
Антрополог Хелен Фишер

У приматов существует и полигамная протолюбовь, так например у горилл. Самки конкурируют между собой, они друг друга недолюбливают, но все чувственно привязаны к самцу, и все находятся с этим самцом по своей воле. Самец же имеет право выбирать "любимую жену", уделяя ей и ее детенышам больше душевного, сексуального и материального внимания, но при этом обязан спариваться со всеми. Если с самцом случается несчастье, самки горюют и впадают в откровенную депрессию.

Как показали экспериментальные исследования американского психолога Гарри Харлоу, уже у обезьян (макаки-резусы) любовь, то есть индивидуальная, избирательная, эмоциональная привязанность, не является единым, неизменным состоянием, а включает, по крайней мере, пять автономных "аффективных систем":
- материнскую любовь;
- детскую любовь к матери;
- любовь сверстников, детей и подростков друг к другу;
- гетеросексуальную любовь;
- отцовскую любовь к детям.

Главной из них он считал - любовь сверстников, детей и подростков друг к другу, а Э. Фромм утверждал: «… наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь», что по-существу является одним и тем же.

Ни одна из этих систем не сводится к другой и не вытекает из нее; вместе с тем генетически более ранняя система подготавливает более сложные формы взаимоотношений. Особенно важен вывод Харлоу, что любовь матери к детенышу, контактные ласки и внимание влияют не только на развитие коммуникативных качеств и эмоциональных привязанностей, а даже на копулятивные проявления. Т.е. детеныши лишенные материнских любви и ласки в детстве вырастали психически и социально неполноценными, неспособными к воспроизводству потомства. Были исследованы специфика материнской и отцовской любви к детенышу их влияния на социализацию во взрослости.

Отцы в таких совместно проживающих семьях не позволяют матерям - своим сожительницам и соседкам - обижать или покидать младенца и служат как связующая сила, охраняющая группу от врагов, в первую очередь от экспериментаторов. Кроме того, отцы, благодаря какому-то эволюционному механизму, который нам пока еще не ясен, проявляют привязанность в равной степени ко всем малышам. Многие отцы играют с ними гораздо больше, чем матери. Отцы игнорируют проявление агрессии со стороны младенцев и подростков, они позволяют им щипать себя, кусать, тянуть за хвост и за уши. Чего, кстати, они никогда не позволили бы более старшим или взрослым обезьянам - ни самцам, ни самкам».
Г. Харлоу «Природа любви» (1958 г.)

Г. Харлоу доказал, что индивид становится способным на гетеросексуальную любовь только после того, как последовательно пройдет «школу» всех предыдущих любовей: «Следующая система любви у приматов - гетеросексуальная любовь. Этот вид любви развивается из любви к сверстникам - подобно тому, как любовь к сверстникам развивается из любви материнской».

Датским и немецким исследователям удалось выявить, что память о прошлых событиях устроена схожим образом у человека и двух других приматов: шимпанзе и орангутангов

"Обезьяны тити, которые всю жизнь проводят в моногамных парах, вместе. Совершенно очевидно, что самец и самка индивидуально опознают друг друга, что они друг к другу привязаны и тоскуют в случае гибели супруга. Иными словами – друг друга любят. Хотим мы или не хотим, это иначе как любовью, назвать нельзя. И любовь эта – творение эволюции.

Очевидно, что у обезьян половые отношения в значительной мере остаются связанными с периодами рецептивности, а половое поведение служит репродуктивным целям. Однако в половом поведении обезьян можно выделить и проследить некоторые предпосылки к такому феномену полового поведения человека, как секс: выбор партнера, наличие оргазма у самцов и самок, опосредование полового поведения социальными факторами, социо-сексуальное обучение, а также некоторые формы патологий и нарушений половой активности. Именно поэтому обезьяны являются вполне адекватной моделью для изучения некоторых факторов и характеристик полового поведения человека в норме и патологии, а также для выявления филогенетических тенденций в его формировании как специфически человеческой формы поведения.

У современного человека можно наблюдать практически все модели сексуальных отношений, описанные в отряде приматов".
Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская «Власть, пол и репродуктивный успех». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Любовь животных (безусловно имеющая место, и не только у высших их представителей; предлагаю читателю понаблюдать за поведением хотя бы котов и кошек)…
А. Протопопов «Трактат о любви. Зазнавшееся млекопитающее». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Интересно, что не каждая кошка коту понравится: в основном всех котов почему-то на "блондинок" тянет. У меня были разные кошки. Серых, например, коты что-то не очень любили, а "блондинок" как увидят, аж дрожат. И кошке тоже не всякий кот подойдет. У меня была Стрелка, она за всю жизнь к себе ни одного кота не подпустила, так и умерла от рака матки. Тот, который ей нравился, был евнухом, его "дамы" вообще не интересовали. Всю жизнь спокойно прожил, а Стрелка кому попало, отдаться не захотела. Другие, наоборот, со всеми подряд готовы. Все, как у людей...
Ю. Куклачев, из интервью.

Об индивидуальнй любви в животном мире писали не только биологи и этологи, но и:

Известный русский философ В.С. Соловьев: «И у животных, и у человека половая любовь есть высший расцвет индивидуальной жизни» «Смысл любви» (1892),

Э. Фромм: «Хотя мы обнаруживаем любовь, вернее эквивалент любви, уже у животных, их привязанности являются, в основном, частью их инстинктивной природы; у человека же действуют лишь остатки этих инстинктов». «Искусство любить» (1956).

Есть немало скептиков, которые считают, что использовать термин «любовь» применительно к животным это антропоморфизм, но зная приходишь к выводу, что в животном мире это состояние приносит больше положительных эмоций, чем у людей.

Животные способны много рассказать о человеческой любви и нашем сексуальном поведении. …когда дело доходит до ухаживания и размножения, животные – даже те из них, кого считают примитивными, – испытывают на себе влияние тех же веществ, что и мы. Эти вещества запускают определенное поведение и у животных, и у людей. У человека сохранились элементы поведения, аналогичные тем, что есть в поведении животных, потому что у него в организме присутствуют такие же, как у животных, химические вещества, а также потому, что в его мозге сохранились определенные нервные клетки (нейроны), восприимчивые к этим веществам.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Наиболее полно представить временные масштабы, отделяющие серых гусей и животных от человека можно следующими выкладками.

Исходя из современных антропологических данных, следует, что первые один - два миллиарда лет после возникновения жизни единственными формами живого на Земле были бактерии и сине-зеленые водоросли. А далее, природе потребовалось 150 миллионов лет на то, чтобы птицы и млекопитающие освоили нашу землю именно на этом историческом отрезке серые гуси, степные полевки и др. опробовали и освоили любовное поведение. На высших животных и приматов, у которых любовное поведение продолжало развиваться и усложняться, ей потребовалось только 20 миллионов лет. Человек и человекообразные обезьяны шимпанзе и бонобо имеют общего предка, разделение видов началось пять миллионов лет назад.

Несколько миллионов лет назад наши древние предки (Homo erectus – человек прямоходящий) изменили сексуальное поведение с имевшегося прежде – как у горилл, где альфа-самец силой завоёвывал и удерживал гарем самок, на другое – на модель, где большинство самцов имели сексуальный доступ к самкам.
Кристофер Райан «Секс на заре цивилизации. Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Люди – вид Homo sapiens («человек разумный») – сформировались, приобрели современные черты психики 70–80 тыс. лет назад в Африке. Одна из генетических групп, жившая на территории современной Эфиопии переправилась через пролив Красного моря в Аравию, откуда и произошло заселение людьми всего мира. Возможно, в это время произошло смешение Homo sapiens с неандертальцами. От 1 до 4 % генома современных людей содержат генетический материал неандертальцев.

Наскальные рисунки раннего палеолита (1 млн. - 100000 лет до н.э.), к которому относят первый этап развития человеческой культуры, свидетельствуют о том, что пещерный человек уже имел представления о любви и смерти и связывал оба эти явления с жизнью человека.
К.псх.н. Л.Н. Акимова.

Д.филос.н. В.М. Розин анализируя истоки культуры человека, считает, что предпосылки появляются в архаической культуре (10 - 50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.

Влюбленность и характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции – утверждает д.б.н. Сергей Савельев.

Благодаря этологии мы узнали, что в филогенезе половых отношений у всех предков человека уже присутствовали любовные структуры. А значит, любовное чувство человек мог переживать всегда, а вот культура этого чувства ее социальный статус в истории человечества менялись. И обо всем, что было с любовью до появления письменности, каких-либо других материальных посланий можно только предполагать.

…этологи и эволюционные психологи уверены, что любовь - в высшей мере адаптивная эмоция, она играет существенную роль в выживании и репродукции человека. Такое понимание эволюционной природы любви отнюдь не умаляет ее значимость и громадную роль в человеческой жизни.
Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская

Многими авторами база способности к любви виделась в филогенезе человека как существа стадного, выживание которого было возможно лишь в сотрудничестве с себе подобными. Существование филогенетических корней любви не вызывает сомнений.
К.псх.н. Л.Я. Гозман «Психология эмоциональных отношений». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Протолюбовью можно считать отношения между мужчинами и женщинами, возникавшими по обоюдному согласию еще на ранней стадии первобытного стада, это называлось парованием. Образовавшиеся пары могли быть как временными, так и существовать всю жизнь. Так как половые партнеры принадлежали к разным родам, жившим на определенном расстоянии друг от друга, то имели место своеобразные экспедиции мужчин и женщин одного рода к пункту обитания членов другого рода, а также встречи тех и других в заранее обусловленных местах. Пережитки этого - любовные походы юношей и девушек, зафиксированные этнографами во многих первобытных обществах (у бушменов, папуасов Новой Гвинеи, на о-вах Тробриан и др.). Сексуальные отношения в таких парах не регламентировалось социально, поэтому они происходили и вне ее.

БСЭ: « … в эпоху «первобытного человеческого стада» брак отсутствовал. Господствовали отношения т.н. промискуитета, при которых каждая женщина могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина - со всеми женщинами. Групповой брак, древнейшая форма брака, при которой все мужчина одной фратрии, рода или определенной внутриродовой группы имели брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Возник из первоначального полового промискуитета и в своем развитии сменился парным браком».

При групповом браке добывание еды, взаимопомощь, воспитание детей сосредотачивались внутри рода, но половые связи - исключительно вне его.

Парный брак, соответствующий родовому строю, чаще всего это сожительство одного мужчины и одной женщины. Но он отнюдь не исключает сожительство одного мужчины с несколькими женщинами или одной женщины с несколькими мужчинами. При этом упомянутые варианты сожительства не создают новой формы брака: просто мужчина или женщина состоят в нескольких браках одновременно.

Профессор д.и.н. Ю.И. Семенов в своих работах отмечает, что даже в период промискуитета, еще до группового брака, вполне могли существовать более или менее постоянные пары или то, что получило название - парование. Это происходило исключительно на личных привязанностях и, поэтому можно предположить, что это были первые устойчивые человеческие отношения, возникшие на основе индивидуальной любви. Эти союзы никак не санкционировались и не регламентировались обществом, а поэтому допускали половые связи и с другими лицами.

Об отношениях, которые были в таких парах можно предполагать по такому описанию: «Когда же мужчина оказывается один на один со своей женой у лагерного костра, он выслушает ее жалобы, запомнит ее просьбы, потребует от нее участия во множестве дел. Мужское бахвальство уступает здесь место совместным действиям двух партнеров, отдающих себе отчет в той главной ценности, какую они представляют друг для друга... Все это способствует созданию вокруг женщин группы особой атмосферы - одновременно и детски непосредственной, и радостной, и кокетливой. В темной саванне сверкают лагерные костры. Возле очага, единственной защиты от наступающего холода,… лежащие прямо на земле, тесно прижавшиеся супруги чувствуют друг в друге единственное утешение, единственную опору против повседневных трудностей... Ласки не прекращаются даже при приближении чужака».
Этнограф К. Леви-Стросс «Печальные тропики»

«Парование - необходимое условие возникновения индивидуального брака, но, чтобы последний появился, должны были произойти определенные сдвиги в системе социально-экономических отношений первобытного общества». Ю.И.Семенов «Происхождение брака и семьи». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

«В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род, или в материнскую семью - группу ближайших родственников по женской линии.

В дальнейшем возникшие в рамках группового брака эпизодическое сожительство привело к парному браку и непрочной парной семье. Раздельное поселение супругов со временем сменилось поселением мужа в роду жены, но дети по-прежнему принадлежали роду матери. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества». А.Г. Спиркин «Краткая история любви». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Итак, после промискуитета возник групповой брак, затем парный и потом моногамный брак.

Есть существенные отличия протолюбви и любви современного человека, оно заключается в том, что в протолюбви копуляция - зачатие, секс, вплоть до классового общества с ней не связаны.

И серые гуси, и многие моногамные животные образующие устойчивые пары на генетически предопределенный брачный период на некоторое время расстаются, совершают зачатие с другими партнерами (шами). Затем объединенные протолюбовью пары вновь соединяются и продолжают обычную жизнь, а когда появляются детеныши, самец берет на себя уход за ними.

К примеру, бобры, создав пару в юности, всю дальнейшую жизнь живут вместе. У бобров есть отчетливо выраженный этап предбрачного ухаживания, на которое они тратят много энергии, они прижимаются, ласкают друг друга. Этими ухаживаниями они, по всей видимости, обозначают всю серьезность своих намерений. Они совместно строят большие норы, сложные гидротехнические сооружения – плотины. Ежегодно воспитывают потомство, зачатие, которого происходит вне пары. «Я осмелюсь сказать, «любовным» образом… среди бобров чувства влечения и привязанности отделены от секса». Х. Фишер.

«Южноамериканские обезьяны тити, по-видимому, образуют пары на всю жизнь, что среди приматов характерно только для гиббонов и для человека. Взаимная пожизненная привязанность выражается у них в ласках, тщательном уходе за шерстью друг друга и в том, что, устраиваясь на ночлег, они обязательно сплетают длинные хвосты».
Однако, «раз в году, в брачный сезон, они ненадолго расстаются, и их мимолетными партнерами становятся самцы и самки других пар. Затем постоянные пары вновь соединяются и продолжают обычную жизнь, а когда появляются детеныши, самец берет на себя уход за ними, и тот факт, что отец, - не он, его, по-видимому, нисколько не смущает».
П. Вуд «Жизнь до человека»

Ближайшие из ныне живущих родственников человека - шимпанзе. Когда у самки шимпанзе наступает эструс, она спаривается со многими самцами. Ни вожак, ни другие самцы не проявляют никаких признаков сексуальной ревности или агрессии. На этой стадии полового цикла самка воспринимается как некий всеобщий источник удовольствия, пользоваться которым может любой находящийся поблизости самец. Самцы шимпанзе по-настоящему конкурируют друг с другом за положение в иерархии доминирования.
Хотя у них есть сложные избирательные эмоционально окрашенные отношения: дружба, вражда, симпатии и антипатии. У шимпанзе могут быть предпочитаемые партнерши, явно находящие удовольствие в обществе друг друга.
Гудолл, Д. «Шимпанзе в природе: поведение»

В животном мире существует четко выраженные эволюционно закрепленные репродуктивные стратегии поведений моногамных животных: спаривание с носителем наиболее сильных генов, а постоянное проживание с тем партнером, к которому «душа лежит».

Ю.И. Семенов: «Подчинение половых отношений социально-экономическим не было в доклассовом обществе сколько-нибудь полным. Половые отношения могли осуществляться в нем совершенно свободно и до брака, и вне брака. Вступление в брак накладывало на индивидов определенные обязанности, давало им друг на друга определенные права в сфере половой жизни, но не накладывало на них обязанности воздерживаться от половых связей с посторонними людьми». (Начало перехода от первобытнообщинного строя – последнего доклассового общества к рабовладельческому 4-е - 3-е тыс. до н. э.)

Тот, кто подходит наилучшим образом для совместной, душевно - приятной жизни – протолюбви, совсем не обязательно подходит для зачатия наиболее жизнестойкого потомства. Выбор партнера для зачатия более древнее, а протолюбовь более молодое генетически закрепленные действия обеспечивающие выживание вида. И объединение их в рамках единого комплекса оказалось задумкой не природы, а человека с целью упорядочения, окультуривания и по возможности одухотворение эроса и секса.

Тем не менее, секс - это та сторона человеческой сущности, которая остается вне культурных изменений в своем ключевом аспекте. В своей основе он всегда одинаков. Изменяются лишь эротические сублимации секса, фантазии, замещения, атрибуты и внешние проекции. В истории человечества можно наблюдать только эволюцию культурной манипуляции сексом, попытки заставить работать секс на что-то другое - любовь, психология, искусство, религиозное откровение, извлечение прибыли.
Виктор Танчер

Возникающие анимистические верования затрагивают, и понимание в этот период как воздействие души мужчины на душу женщины. При этом охота, война также рассматривались как особая форма воздействия на души животных и врагов. Мужчина, чтобы беречь силы, должен был воздерживаться в такие периоды от общения с женщиной. Формируется уникальный дискурс любви: с одной стороны, охота, война и секс объединяются общим объяснительным принципом - воздействие души мужчины на души женщины, животного, врага. На отношения между мужчиной и женщиной переносятся паттерны поведения, реализуемые на охоте, войне. Мужчина в выступает как охотник, который преследует, побеждает, поражает, женщине отводится роль дичи, добычи, жертвы - она убегает, дает себя преследовать, уступает. Аналогия между любовью и охотой отражена в русской свадебной лирике и в петроглифах Тиу (Африка), в тюркских языках: Ата - самец, отец, Ат - стрелять, Ана - самка, мать, Ан - дичь - и в русском языке (слова "охота" и "похоть" однокоренные). С другой стороны, противопоставляется охоте и войне, общение с женщиной отнимает у мужчины силы и не дает быть успешным на охоте или войне.

Взаимодействие между полами в архаической культуре строится на уровне организма, вида и природного субъекта. В соответствии с биологической эволюцией, действует базовая программа сохранения вида, человек реализует данную программу через сексуальное и родительское поведение, удовлетворяя при этом собственные потребности в удовольствии, безопасности, комфорте.

Так, Роберт Райт, обобщивший идеи современных неодарвинистов, подчеркивает, что полигамные общества более соответствуют природе человека, чем моногамные, о чем свидетельствуют цифры: из 1154 обществ, существовавших и существующих в истории человечества, 980 были полигамными, а всего лишь 60 моногамными.
Д. полит.н. Алекс Бэттлер «О любви, семье и государстве». Книга есть в нашей нашей

У человека только при рабовладельческом строе через моральные и правовые нормы секс и зачатие ограничивают рамками семьи. Мужчина, глава семьи, как владелец большого имущества не захотел передавать по наследству свое богатство, власть не биологически родственным детям. Так появилось новое нравственное понятие супружеская верность.
Примерно в X веке до н.э. появились заповеди:
«Не прелюбодействуй» (Исход 20:14),
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, …» (Исход 20:17), впервые были прописаны правила регулирующие половые отношения.

А о верности в любви впервые стали писать римские поэты Овидий, Гораций в I в. до н.э.

Когда мужчина осознает, что ребенок – говоря словами Библии – есть плод его «семени», его чувство любви двукратно возрастает благодаря тому, что у него появляются ощущение родительской власти и желание победить смерть в том смысле, что достижения его потомков продолжают его достижения и их жизнь есть продолжение его жизни.
Бертран Рассел. Лауреат Нобелевской премии.

Наиболее подробные ответы на эти различия протолюбви и любви такие непонятные и неприемлемые морали современного человека были даны в исследованиях антропологов сохранившихся до недавнего времени остатков первобытнообщинного строя.

Антрополог М. Мид «Взросление на Самоа»: «…самоанское общество резко отличается от нашего неиндивидуализированностью чувства, в особенности полового …». « в том ее виде, в каком она встречается в нашей цивилизации, неразрывно связана с идеалами моногамии, однолюбия, ревности, нерушимой верности. Такая любовь незнакома самоанцам».

«Одновременное пребывание в нескольких половых связях, их кратковременность, совершенно явное стремление избежать каких бы то ни было сильных аффектных привязанностей в половых отношениях, жизнерадостное использование для них любых представившихся возможностей - все это делает секс на Самоа самоцелью, … чем-то таким, что ценится само по себе … Они не склонны относить половые отношения к числу важных межличностных отношений и определяют их значимость только половым удовлетворением…»

Самоанцы не связывают секс с деторождением. Секс это для удовлетворения влечения, а зачатие и дети это решение духов. Ведь сексуальных контактов гораздо больше, чем зачатий и рождений детей.

Взаимодействие мужчины и женщины, согласно анимистическим верованиям, рассматривалось как способ воздействия души мужчины на душу женщины. Отсутствовало чувство ревности: обычай предоставлять жен гостям был распространен на всех континентах.
К.псх.н. Е.В. Вараксина

По Банкрофту, у нижнекалифорнийцев «нет ни брачных церемоний, ни какого бы то ни было слова в языке, которое обозначало бы брак; подобно птицам или вольному скоту, спариваются они по первому же влечению».

Пуль сообщает, что у хайдаков женщины «сожительствуют почти без всякого разбора с мужчинами своего племени».

Этнограф Поуэрс, сообщает, что у калифорнийского племени чероки половая воздержанность совершенно отсутствует: «Большинство молодых женщин считается общим достоянием».

Брик, автор вышедшей в 1928 г. монографии «Негритянский эрос», на основании двухлетних наблюдений за жизнью аборигенов Экваториальной Африки пишет, что молодежь многих племен до вступления в брак живет в промискуитете.

Работ, в которых отмечается наличие свободы сексуальных отношений у тех или иных народов, столь много, что перечислить их практически невозможно.
Ю.И.Семенов «Происхождение брака и семьи». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

Из работ антропологов известно, что существуют племена, в словаре которых нет слова «любовь», одно из них это племя ману в Новой Гвинеи, и в общении членов которого отсутствуют соответствующие ритуальные компоненты. Но это не означает, что люди из этого племя никогда не переживали любовь.

Термин love появился в английском языке лишь в ХII веке.

По данным анализа 166 культур, в 89 % их представители имеют то или иное понятие о романтической любви, которая, например, находит свое выражение во флирте или в совместном побеге влюбленных (Jancowiak & Fischer, 1992).

Д. Аккерман отмечает, что в международной антропологической базе данных перечислено более трехсот культур земного шара, в которых представления о любви никак не систематизированы.

В настоящее время (2006 г.) представление о матриархате полностью ушло в прошлое. Дело в том, что мы не располагаем данными ни об одном обществе (современном или исторически описанном), в котором бы властные функции систематически осуществлялись женщинами, и в котором политические решения были бы устойчивой прерогативой женщин. Как отмечает О. Ю. Артемова, даже в матрилинейных обществах, где счет родства ведется по материнской линии, управление традиционно осуществлялось мужчинами, родственниками тех женщин, через которых прослеживалось родство. Как в патрилинейных, так и в матрилинейных обществах, мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами.
Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»

С появлением письменности о развитии любовных отношений известны уже достоверные данные.

2. Любовь античности.

В шумеро-аккадской культуре любовь начинает выделяться в особую силу жизни. При этом еще сохраняется архаическое соединение любви и войны: богиня Иштар - богиня любви и войны, распри одновременно. Любовные отношения связываются уже не только с функциями организма, вида и природного субъекта, но и с функциями субъекта социального (культурного). Любовь ассоциируется с гражданскими потребностями человека: от акта размножения зависит плодородие семьи и страны, а мужская сексуальность, сила - становится признаком и атрибутом социальной власти. Вражда и дружба, высший вид приязни и неприязни – эти не сходящиеся полюса еще сходятся в богине Иштар. У более поздних богов – из греческой и индийской мифологии – такого смешения уже нет.

Султан Мухаммед II, как говорит арабская легенда, зарезал красавицу из своего гарема, когда стал влюбляться в нее, чтобы сохранить свою свободу: Нечто подобное сделал и Стенька Разин.

Судя по аккадскому «Эпосу о Гильгамеше» (XXIII-XXI в. до н.э.), богине Иштар в большей мере нужна телесная близость, она еще не столько «любит», сколько вожделеет. Поэтому-то она так легко и вероломно отделывается: от своего супруга Таммуза, отправив его в преисподню, от пастуха, которого она любила, - сделав его волком, от садовника, который не захотел ее любви, - превратив его в паука.

Поэма о Гильгамеше на тысячу лет старше "Илиады", она была сложена около четырех тысяч лет тому назад. При древних храмах жили тогда особые жрицы любви, их почитали, любовь отождествлялась как таинственная сила, дарящая жизнь ("акт размножения" считался почти священным).

Есть в поэме история жрицы любви Шамхат и дикого человека Энкиду, укротить, которого ее послали. Вот как говорится об этом в поэме:
Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила.
Увидел Энкиду - забыл, где родился!
Не смущаясь, приняла его дыханье...
Наслаждение дала ему, дело женщин,
Ласки ее были ему приятны.

Простым эросом, судя по дошедшим до нас преданиям, была сначала любовь и в Древнем Египте. Четыре тысячелетия назад у египтян уже был культ Хатор - богини любви и веселья. В ее честь пели тогда гимны, в которых ее называли Прекрасной, Золотой, Владычицей звезд.

Минуло еще несколько веков, и в Древнем Египте возникла любовная лирика, искусная и изощренная в своих высших взлетах. И любовь, которая в ней отразилась, уже не была простым эросом - в ней были уже духовные чувства, во многом похожие на нынешние.

Любовь Эхнатона к Нефертити было, первое известное нам из истории яркое любовное чувство. Впервые любовь связывается с эстетическими потребностями человека: в сотнях надписей в десятках скульптур и надгробий возглашал фараон свою любовь к Нефертити. И легенды об этой любви передавались из поколения в поколение. Фараон был человеком незаурядной смелости - вопреки жрецам он основал новый культ - культ служения Свету. Солнечному богу Атону, отказавшись от мрачного Амона-ра, любящего человеческие жертвы.

Любовь в древнеиндийской культуре является предметом познания и пристального изучения. Представления о любви дифференцируются: выделяются виды любви и типы мужчин и женщин по их сексуальной конституции и привлекательности. Любовь начинают рассматривать как нравственный феномен, любовь вписывается в систему жизненных ценностей и целей человека (три цели в жизни человека: исполнение обязанностей, достижение материального благополучие, удовлетворение чувственных побуждений), и, будучи вписана в эту систему, становится предметом религиозных и философских рассуждений. Любовь связывается с потребностью в мировоззрении, с потребностью в поведении по нравственным нормам. В знаменитой «Рамаяне», которой две с половиной тысячи лет, любовь Рамы и Ситы уже духовна и индивидуальна.

Древнеиндийский культ любви повлиял на развитие арабской культуры. Любовь у арабов - это праздник, пир всех человеческих ощущений. В сказках «Тысячи и одной ночи», встречаясь друг с другом, любящие совершают омовение, умащивают себя благовониями, облачаются в красивейшие одежды. Они вкушают изысканную пищу, пьют сладкие вина, слушают музыку и пение. От одного наслаждения к другому, по ступеням, они приближаются к вершине чувственных удовольствий.

Любовь ранней античности вполне, видимо, можно назвать античным эросом. Это как бы пред любовь, в ней еще много обще природного, одинакового для человека и других живых существ. Не зря ведь Зевс становится быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем, чтобы любить Леду, сатиром, чтобы насытить страсть к Антионе. Не зря ведь Посейдон превращается в коня, чтобы сочетаться с Деметрой и с Титанидой Медузой, которая родила потом крылатого коня Пегаса.

В этих фантастических превращениях, в этих поэтических метаморфозах прямо отпечатались взгляды древних на любовь, виден характер их эроса. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения, плотские желания - таким и был, видимо, ранний эрос античности.

Не раз говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под видом их явиться к возлюбленным. Так пришел к Алкмене Зевс, приняв облик ее мужа, Амфитриона, и от этой их встречи родился Геракл. То же делали и боги индийской мифологии: Индра, например, в облике Мудреца Гаутамы пришел к его жене Ахалье. Все это говорит, что богам не нужна была ответная любовь, любовь именно к ним, индивидуальное чувство. Им надо было насытить свою плотскую страсть, они и не думали о взаимности.

В V в. до н.э. философы стали говорить о двух Афродитах: Афродите Пан-демос (Всенародной) - божестве грубой чувственной любви и Афродите Урании - богине любви возвышенной, утонченной. А в сократических теориях о любви говорилось как о школе мудрости, важной части добродетели, помощнице разума.

А в римской мифологии богиней садов, красоты и любви стала Венера, ее отождествляли с Афродитой. У Венеры был сын Амур, известный также как Купидон, в древнегреческой мифологии его аналог выступал под именем Эрот.

Платон (427 – 347г. до н. э.)

Двадцать четыре века назад Платон создал первую в человеческой культуре философию любви; она обозначила новый этап в постижении человеческой любви, а позднее стала истоком для большинства любовных теорий.

И в наше время пользуется популярностью миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир". Миф о том, что когда-то кроме обычных были и такие люди, которые имели двойное тело - две пары рук и ног, два лица - андрогины. Они были «страшные своей силой и мощью». Зевс боялся андрогинов из-за того, что они, благодаря свей мудрости и силе смогут отнять у него власть. И, чтобы защититься испуганный Зевс рассек их пополам. Поэтому потомки андрогинов сейчас являются половинками, постоянно жаждущими своего восстановления.

До Платона считалось, что любовь от человека не зависит, она возникает, когда Эрот поражает человека своей золотой стрелой, это страсть, телесное влечение, наслаждение. Платон впервые в истории человечества приписывает любви разумное начало, против существовавшего понимания - страсти. Платон рассматривает любовь еще и как духовное занятие.

Любовь для Платона - двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга людей к прекрасному - и чувство чего-то недостающего, стремление восполнить то, чего у человека нет. Эрот двулик, говорит Платон, он несет человеку и пользу и вред, дает ему зло и добро. А любовь нужна для того, чтобы исцелять изъяны человеческой природы, возмещать их. Платон называл любовью «жажду целостности и стремление к ней». Так впервые в нашей цивилизации возникла мысль об особой силе любви, о ее роли исправителя людской природы. И то, что люди объединённые любовью как андрогины обретают особые мудрость, силу и мощь.

Платон первый кто начал переключать обыденное понимание любви с тела на личность. И еще, больше не нужно ждать, когда сердце будет поражено стрелой амура, ты сам можешь ее обрести.

Идея возникновения любви как соединения двух полвинок возникала в разных версиях. Арабский поэт и ученый Ибн Хазм (994-1064 гг.) пишет: «Аллах великий и славный» не просто сотворил для каждой души пару, а «пара для души возникла из нее же». Из этого следует, «что причина любви - соединение в их основной возвышенной стихии частиц души, разделенных в здешней природе».

В Любви возрождается единая истинная личность, свободным слиянием частей своих восстанавливая когда-то и как-то расторженное ею.
религиозный философ Л.П. Карсавин (первая половина ХХв.)

К этому времени в древнегреческом языке существовали термины:
филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор;
сторге – родовая нерасторгаемая связь, любовь-привязанность;
прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь;
агапе – любовь к ближнему, бескорыстная, жертвенная любовь;
эрос – чувственная любовь;
мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость;
эунойа - любовь –отдавание;
потос – вожделение;
афродизия - «дела Афродиты»;
аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние;
харис – любовь - благодарность и уважение.
латрейя - «благоговейное поклонение», «культовое служение», любовь-почитание.
Были и другие термины, подчеркивавшие различные стороны любовного влечения.

Можно только сожалеть, что в современном русском языке нет такого богатства терминов избавляющих от путаницы и заблуждений.

В Древней Греции брак по любви не существовал. Платон подчеркивал, что между 30 и 35 годами каждый должен был жениться. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, – преступление. «Пренебрегающий этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна».

Аристотель в "Никомаховой этике" дает разъяснения отличий эроса и филии как любви плотской и любви дружбы. Он писал: "Любовь, таким образом, происходит скорее от дружбы, чем от чувственного влечения. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следовательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы". Для древних греков в иерархии их нравственных ценностей любовь занимала место, подчиненное дружбе, с которой увязывалось благо как двоих, так и всего общества.

Овидий (кон. I в. до н. э. - нач. I в. н. э.)

Православие внесло в жизнь свои идеалы любви, они изложены в словах Апостола Павла.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ.

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

6. Не радуется неправде, а страдает истине.

7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

13. А теперь пребывают сия три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.

1.Кор.13, 1 – 8, 13.

Церковь проводит резкую грань между вожделением и любовью. Вожделение - это не удовлетворение плотского желания, а наслаждение им. Порочность заключается в вожделении наслаждения, поэтому наслаждение рассматривается как порок. Половая не должна быть наслаждением, она должна быть во имя здоровья, продолжения рода. Половая всегда стоит ниже любви к Богу и не должна ей мешать. В грехе повинно не тело, а душа.

Разный уровень развития племенных союзов восточных славян обеспечивал специфику их половой культуры. Если поляне заключали моногамные браки, то «северяне, радимичи и вятичи уподоблялись нравами древлянам; также не ведали ни целомудрия, ни союзов брачных; но молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями: женихи выбирали невест и без всяких обрядов соглашались жить с ними вместе; многоженство было у них в обыкновении».
Н.М. Карамзин

У киевского князя Владимира «Красно Солнышко» кроме пяти основных жен было 800 наложниц (…и наложниць у него 300 въ Вышегороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестовем), причем летописец подчеркивает, что князь был этим «не сыт» и проводил к себе на ложе замужних жен и девиц. Гарем этот был официально распущен, когда Русь приняла православие.

Традиции многоженства держались на Руси не одно столетие после крещения. Наличие нескольких «супружниц» не было привилегией князей и знати. Древнерусский законодательный кодекс «Пространная Правда» предусматривает ситуацию, когда в разделе имущества умершего человека принимают участие его «робьи дети» вместе со своей матерью (ст. 98).

Известный сказал:
Что такое хорошо?
Что такое плохо?
Все зависит от того
Какова эпоха.

Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"


Диана Аккерман «Любовь в истории»

Жан Жакоб Башофеп «История сексуальных ритуалов»

Юрий Белановский, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия»

Иоганн Блох «История проституции»

Вадим Долгов «Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь»

Олег Ивик «История сексуальных запретов и предписаний»

Барбара Картленд «Таинство любви сквозь призму истории»

Василий Колташов «Сексуальная революция»

Жан де Лабрюйер «Характеры, или нравы нынешнего века»

Ганс Лихт «Сексуальная жизнь в Древней Греции»

Бронислав Малиновский «Секс и вытеснение в обществе дикарей»

Анна Сардарян «100 великих историй любви»

Александр Спиркин «Краткая история любви»

Александр Сосновский «Лики любви. Очерки истории половой морали»

Мишель Фуко «История сексуальности: Забота о себе»

«Сильвестр: Домострой»