Глобальные происшествия в мире. Техногенные аварии: основные понятия и причины. Природные и техногенные катастрофы

- 59.04 Кб

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 683 человека и пострадало 2908 человек.

3.5Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году

На территории Российской Федерации произошло 297 чрезвычайных ситуаций, в том числе 185 техногенного, 65 природного и 42 биолого-социального характера.

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 791 человека и пострадало 23716 человек.

К спасению людей и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, техногенных пожаров, происшествий на водных бассейнах, дорожно-транспортных происшествий МЧС России привлекалось около 2,0миллионовчеловеки 600 ,0 тысяч единиц техники.

Здесь говорится только о самых значительных ЧС происшедших на территории России в период с 2007 по 2012 года, которые имеют свою специфику. Каждая из катастроф имеет свою причину и относится к одному из типов по своему характеру и возникновению.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте " Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

Стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. Сильнейшие дожди и ливни продолжались в течение ночи с 6 на 7 июля. 7 июля к 10 часам на метеостанциях было зафиксировано (дополнительно к осадкам предыдущего периода): в Геленджике - 51 мм, в Новороссийске - 187 мм, в Крымске - 156 мм. Менее чем за двое суток количество осадков превысило месячную норму в 3-5 раз. Осадки привели к подъему уровня воды в реках Адерба, Баканка, Адагум до опасных отметок, произошло подтопление реками и склоновыми стоками населенных пунктов.

Потоки воды, поступавшие в ночь наводнения в г. Крымск, расположенный на р. Адагум, оцениваются в 1300-1500 кубометров в секунду; в находящееся ниже него Варнавинское водохранилище поступало до 1506 кубометров воды ежесекундно.

Сильнее всего пострадал Крымский район и город Крымск, где уровень воды достигал по отдельным свидетельствам 4 или даже 7 метров, что позволило сравнить внезапное наводнение с цунами. МЧС признало, что по Крымску прошла семиметровая волна и затопило половину города. От наводнения в Крымском районе пострадали более 24 тысяч человек, более 4 тысяч домов, 12 социальных объектов - школы, детские сады, два медицинских склада.

4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В настоящий момент организована и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

На федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

На межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры);

На региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);

На муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

На объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

    • резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;
    • запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
    • резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
    • резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

5.Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает в себя проведение в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах силами и средствами организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Процесс ликвидации ЧС подразделяется на четыре основные группы:

    • проведение всех видов разведки;
    • проведение неотложных аварийно-спасательных работ;
    • проведение неотложных аварийно-восстановительных работ;
    • проведение восстановительных работ (организации жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС).

Описание работы

Научно-тенический и социально-экономический прогресс радикально изменил мир. Вместе с тем он породил новые угрозы для цивилизации, к числу которых в последние годы стали относить и опасные экологические процессы. Спектр развивающихся природных угроз у нас в стране и мире исключительно разнообразен: от разрушительных землятресений до глобального изменения климата и опасности столкновения Земли с крупными космическими телами. В России насчитывается более 30 видов опасных природных явлений, угрожающих человеку и инфраструктуре. Большинство существующих видов опасности характеризуется исключительной сложностью и многофакторностью, поэтому их прогнозирование не всегда дает надежные результаты.

Содержание

Ведение
1. Основные понятия и определения.
2. Классификация чрезвычайных ситуаций.
3. Статистические данные о чрезвычайных происшествих в России.
4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных происшествий.
5. Ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
6. Уроки и выводы.
Заключение.
Список литературы

Безопасность

На территории России эксплуатируется около 2300 объектов повышенной опасности. Аварии и катастрофы на них в среднем происходят один раз в 10-15 лет с ущербом более 2 млн. долларов, раз в 8 - 12 месяцев с ущербом до 1 млн. долларов и раз в 15 - 45 дней с ущербом до 100 тыс. долларов.

Основными объектами, на которые приходится большая часть ЧС, являются радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.

В РФ эксплуатируется 11 АЭС, на которых функционирует 34 реактора общей мощностью 18213 Мвт. Еще 6 АЭС находятся в стадии строительства. Только в 30-и километровой зоне вокруг действующих АЭС проживает более 1 млн. человек. Вследствие радиационных аварий происшедших в разные годы в Кыштыме на НПО “Маяк” и в Чернобыле в России к настоящему времени суммарная площадь зон радиоактивного загрязнения местности в пределах внешних границ зон жесткого контроля достигает 32 тысяч кв.км.

Другим источником опасности являются предприятия химической промышленности. В Российской Федерации находится более 1900 химически опасных объектов, расположенных в основном в девяти регионах (Московском, С.Петербургском, Нижегородском, Башкирском, Поволжском, Северо_Кавказском, Уральском, Кемеровском и Ангарском) с населением в зонах опасности около 39 млн человек. Наиболее опасная химическая обстановка складывается в Москве, Волгограде, Дзержинске, Иркутске, Самаре, Кемерово, Новосибирске, Омске, Перми, Уфе и Челябинске). Ежегодно в химических отраслях промышленности происходит около 1500 некатегорированных аварий, связанных с утечкой взрывоопасных и вредных продуктов с загораниями, взрывами и выбросами.

По территории 5 областей (Самарской, Саратовской, Томбовской, Воронежской и Белгородской) проходит аммиакопровод Тольятти - Одесса протяженностью 1252 км, который одновременно вмещает 125 тыс тонн сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака

Большую потенциальную опасность на территории страны представляют нефте- и газопромыслы, а также трубопроводы: Уренгой-Помары-Ужгород, Уренгой-Покровск-Новомосковск, Саратов-Н.Новгород и др. Общая протяженность газопроводов более 300 тыс. км.

Продолжают оставаться источником опасности железные дороги России, на которых ежегодно при перевозке опасных грузов фиксируется около 1000 аварийных происшествий и инцидентов.

Всего же на территории РФ ежегодно происходит по техногенным причинам более 1300 ЧС, в крупнейших из которых погибает около 1500 человек, а 25 тысяч человек являются пострадавшими в той или иной степени . Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 1 млрд. долларов. Эти потери по данным РАН возрастают с каждым годом в среднем на 10%.

В техногенной сфере сохраняется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производств наблюдается ее рост, в том числе на системах жизнеобеспечения, магистральных трубопроводах. Это происходит в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующим ему наличием большого количества неблагоприятных факторов:


  • нерациональным, с точки зрения техногенной безопасности, размещением потенциально опасных объектов по территории страны;

  • низкими темпами внедрения ресурсо- и энергосберегающих, других технически совершенных и безопасных технологий;

  • просчетами в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов;

  • недостаточной развитостью транспортных и других коммуникационных сетей страны;

  • значительным прогрессирующим износом основных производственных фондов, достигающим в ряде отраслей 80–100%;

  • снижением профессионального уровня работников и производственной дисциплины; упадком проектно-конструкторского дела и качества труда;

  • увеличением объемов производства, транспортировки, хранения, другого использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий;

  • отсутствием или низким качеством систем контроля обстановки по опасным факторам и оповещения о ней, систем диагностики, локализации или подавления аварийных ситуаций, других систем технологической безопасности;

  • снижением уровня техники безопасности, недостатком средств защиты персонала; сокращением числа работников сферы обеспечения безопасности и объектовых аварийно-спасательных служб;

  • незавершенностью построения и малоэффективным функционированием систем декларирования, лицензирования и страхования потенциально опасной деятельности; недостаточным охватом экспертизой проектов потенциально опасных объектов.

Другим источником постоянной опасности для большой части населения являются стихийные бедствия, такие как наводнения, ураганы, землетрясения, сели, природные пожары и др. Наиболее распространенными опасными природными явлениями в мире являются : тропические штормы и наводнения (по 32%), землетрясения (12%), засухи – 10% другие природные процессы (14%). Среди континентов мира наиболее подверженными действию опасных природных процессов являются:


  • Азия (38%)

  • Северная и Южная Америка (26%),

  • Африка (14%),

  • Европа (14%)

  • Океания (8%).
За последние пятьдесят лет количество природных катастроф на Земле увеличилось почти в три раза.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений 1 . Наибольший ущерб на территории России приносят различные наводнения.

Территории подверженные действию селенных потоков - это Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Магаданская, Сахалинская и Камчатская области.

Кроме того, негативные, часто катастрофические последствия, несут землетрясения. Подобные бедствия для территории России характерны в таких сейсмоопасных районах как Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатка.

В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами. Растет ущерб от этих происшествий. Остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения. Наносится вред окружающей природной среде.

Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:


  • увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений;

  • изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши;

  • нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;

  • недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями;

  • низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них;

  • отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и других защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

  • недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах ;

  • свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.);

  • снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей;

  • незавершенность и недостаточная детализация районирования территории страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и др.).
Рост чрезвычайных ситуаций природного характера в России составляет 6% в год. Стихийные бедствия и опасные природные явления наносят ежегодный ущерб, превышающий 1,5 млрд. руб., причем в отдельные наиболее тяжелые годы он возрастает в 3 раза.
Риск техногенных катастроф и величина экономического и социального ущерба от любых чрезвычайных ситуаций возрастают:

  • по мере увеличения числа потенциально опасных объектов на территории страны;

  • недостатка средств у государства и самого населения для предотвращения аварий;

  • недостаточного развития инфраструктуры, обеспечивающей своевременное осуществление спасательных мероприятий;

  • низкого профессионализма специалистов и недостаточной согласованности ведомств, отвечающих за безопасность.
Каждое государство должно принять комплексную программу докризисных мероприятий, повышающих толерантность страны к всевозможным природным и техногенным катастрофам, в которой должны быть предусмотрены организационные, технические, кадровые, информационные, образовательные составляющие. При этом обязательным условием снижения уязвимости общества к всевозможным катастрофам и бедствиям является снижение бедности и рост экономического благосостояния всего населения, противопоставленные нынешней тенденции усиления расслоения общества.

Проблема предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера остается весьма актуальной.



Рисунок 1. Прогноз ЧС природного и техногенного характера на территории РФ на 2012 г

М ЧС России отмечает повышенные риски в 2012 году сильных землетрясений магнитудой свыше 7,5 на Сахалине, Курилах и в Камчатском крае, которые могут вызвать цунами высотой до 8 метров, прогнозируют весной 2012 года сложную паводковую обстановку на территории Сибирского и Приволжского федеральных округов из-за низких уровней воды в реках.

Масштабные чрезвычайные ситуации это местные, федеральные, региональные, территориальные и локальные чрезвычайные ситуации. Для ликвидации таких ситуаций нужна помощь вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Рассмотрим статистику масштабных чрезвычайных ситуаций произошедшие за период 2000-2011 гг. поле подробно.

В 2000г. произошли следующие события:

В Волжском районе, 4 апреля, была просадка грунта, площадь до 300м2, глубина до 10м, на 24-ом километре железной дороги Помары-Илеть. При этом перекрыли движение поездов на 8 часов, материальный ущерб был400 тыс. руб.

который сопровождался дождем с крупным градом, повреждены кровли зданий сельскохозяйственных предприятий, строения.

В Оршанском районе, 27 июля, из-за сильного дождя с градом и шквалистым ветром, были уничтожены посевы сельскохозяйственных культур площадью 1829га, материальный ущерб составил 1 млн. руб.

В Звениговском районе (детский оздоровительный лагерь на оз. Таир),

27 июля, из-за отключения электричества прекратили горячее водоснабжение, произошло массовое заболевание детей острой кишечной инфекцией. Пострадало 79 детей и 1 взрослый.

В Звениговском районе, 1 августа, из-за града с дождем, пострадали посевы сельскохозяйственных культур, площадью 2118 га.

больные классической чумой, заразилось 213 голов, 57 голов было забито, а 68 голов захоронено.

В 2001г.:

В Горномарийском районе (на р. Волга в районе д. Мумариха), 25 апреля, из-за нарушения правил эксплуатации с танкером Волга-Нефть-39

и катером БТТ-23, произошло столкновение. Утонули 2 члена экипажа катера, и сам катер.

В Новоторъяльском районе, 18 мая, из-за ураганного ветра, были разрушены хозяйственные постройки, снесены кровли, оборваны провода электропередачи. Ущерб составил 480 тыс. руб.

В 2002г.:

В Звениговский районе, 11 июня, из-за жаркой и сухой погоды, крупный лесной пожар. Площадь пожара составила 240 га.

В Медведевском районе, 25 июля, вследствие жаркой и сухой погоды произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 600 га.

В 2003г.:

В 13 районов республики, 3 июня, из-за неблагоприятных погодных условий (морозы, осенняя засуха, весенние заморозки, поздняя вегетация)

вымерзли сельскохозяйственные культуры. Площадь убыток составила 47,4 тыс. га. Материальный ущерб 111,6 млн. руб.

В 2004г.:

было отключено 50 трансформаторных подстанций, нарушено нарушение электроснабжение в 51 населенном пункте, повреждено 245 м газопровода, 10 высоковольтных опор и 24 ЛЭП 10 кВ.

В г. Йошкар-Ола, 9 декабря, произошел пожар в лакокрасочном цехе ЧП «Салтанов» (ФГУП «Хладокомбинат»). Погибло 15 человек. Пострадало 11 человек.

В 2005г.:

В Моркинском районе, 22 июля, вследствие сильного дождя. На дорогах д. Малый Шорьял, образовались ямы глубиной до 1,5 м. Было разрушено 3 плотины противопожарных прудов. Материальный ущерб составил 1,2 млн. руб.

В Звениговском районе, 29 августа, из-за курения в нетрезвом состоянии, возник пожар. Погибло 2 ребенка 2000 и 2002 годов рождения, 3 человека пострадали, из них 2 детей.

В Горномарийском районе, 10 ноября, вследствие грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Произошло лобовое столкновение автомобиля ЗИЛ-131 и «Газель» погибло 6 человек, 11 человек госпитализированы.

В 2006г.:

В Звениговском районе, 7 июня, из-за жаркой и сухой погоды, произошел лесной пожар. Площадь пожара составила 157,4 га.

В г. Йошкар-Ола, 23 июля, при нарушении скоростного режима, автомобиль ВАЗ-21102 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем «International» с прицепом. Погибло 5 человек, 1 человек с тяжелыми повреждениями доставлен в реанимацию.

В 2007г.:

В Звениговском районе, 27 января, при нарушении правил дорожного движения произошло лобовое столкновение автомобилей ГАЗ-3307 и ВАЗ-21093. Погибло 5 человек.

В Оршанском районе, 23 апреля, вследствие подмыва грунта, произошла просадка колодца канализационной насосной станции. Из за чего вышел из строя канализационный коллектор, который обеспечивает 80% хозяйственно-бытовых стоков п. Оршанка с населением более 6 тыс. человек.

В Медведевском районе, 15 июня, из-за сильного ураганного ветера. Произошло разрушение кровли 4 жилых домов, частичное разрушение кровли 22 жилых домов и 9 дачных домов. Нарушилось электроснабжение д. Юж-Сапарово.


Рисунок 1. — Статистика масштабных ЧС

В Волжском районе, 9 октября, по причине грубого нарушения правил дорожного движения, произошло крупное дорожно-транспортное происшествие. Столкновение грузового автомобиля «DEFA-1045» и рейсового автобуса ПАЗ 672. Пострадало 29 человек, погиб водитель автомобиля «DEFA-1045».

В 2008г.:

В Куженерском районе, 21 июля, из-за сильного дождя, который сопровождался сильным ветром. Повреждены крыши многоэтажных жилых домов, бани, повреждены линии электропередач, газопровод. повалено до 100 м3 леса.

В 2009г.:

В Волжском районе, 22 мая, произошло дорожно-транспортное происшествие. Погибло 2 человека, 15 человек пострадали.

В Звениговском районе, 15 июня, вследствие лесного пожара. Повреждена площадь леса 216,1га. Материальный ущерб составил 2 млн. 780,67102 тыс. рублей.


Рисунок 2 – Среднемноголетнее распределение ЧС

По анализу масштабных чрезвычайных ситуаций, которые происходили за последние десять лет на территории Российской Федерации, можно увидеть, что они как происходили, так и происходят.

Самыми масштабными техногенными чрезвычайными ситуациями по своим последствиям стали пожары, при каждом из которых погибло более двух человек. 1

Для того, что бы сделать по минимуму масштабные чрезвычайные ситуации нужно применить выполнить следующее:

1. Изменить или дополнить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации;

2. Изменить нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение в соответствии с пунктом «б» статьи 3. Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»;

3. Применить принципы организации управления экономическим обеспечением: централизованного руководства, комплексности, плановости и контроля, взаимосогласованности и заблаговременности;

4. Проанализировать правовое регулирование и организацию управления на основе создания отраслевых моделей экономического обеспечения масштабных ЧС определенного вида и единого перечня средств ликвидации ЧС;

5. Развитие в экономическом обеспечении правовых основ для ликвидации масштабных ЧС и др.

6. Органами управления по ликвидации масштабных ЧС: является органы государственной власти; органы управления территорией.

7. Построение этапов формирования правовых и организационных основ для ликвидации масштабных ЧС:

— 1-го до создания органов управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

— 2-го — после создания этих органов;

— 3-го при плановом проведении работ;

— 4-го — при переходе к отмене мер и временных ограничений.

В результате реализованного комплекса мер количество масштабных чрезвычайных ситуаций в прошлом году сократилось на 13,5%, а гибель людей уменьшилась на 14,9%. 1

2 Оценка последствий и выводы

Трагедия в Баренцевом море стала первым серьезным испытанием для президента Путина. 12 августа 2000 года в результате взрыва в торпедном отсеке в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все члены экипажа – 118 человек. Президент Владимир Путин прервал отпуск, который он проводил в Сочи.
Трагедия наглядно показала, что аварийно-спасательные силы и средства Северного флота не боеготовы, а власти и военное руководство страны не способны организовать спасательную операцию. К помощи иностранных специалистов решили не прибегать, а своими силами не справились. Между тем, по мнению офицеров-подводников, находившиеся в последних отсеках моряки были живы после взрыва еще довольно длительное время и их можно было спасти. Впрочем, Генпрокуратура пришла к противоположным выводам.

Из первоначальных версий гибели субмарины, рассматриваемых правительственной комиссией: столкновение с другим подводным кораблем, подрыв на морской мине и нештатная ситуация в первом отсеке, – в итоге остановились на третьей. Следствие пришло к выводу, что к трагедии привел взрыв торпеды в первом отсеке. Примечательно, что через год, когда поднимали «Курск», именно первый отсек оставили на дне.

Инфраструктура энергетики, большей частью доставшаяся ещё с советских времен, начала сыпаться с угрожающей скоростью.

Так получилось, что главные проблемы пришлись под занавес десятилетия. Всего страшного, что произошло за 10 лет, можно не упомнить, но странное совпадение пугает: все самые главные аварии пришлись именно под занавес – в последние годы тучных 2000-х.

Вспомним хотя бы аварию на подстанции «Чагино», произошедшую в мае 2005 года. Тогда Россия, и прежде всего Москва, Подмосковье и другие близлежащие регионы, впервые познакомилась с английским определением «блэкаут». Свет погас, телевизоры сникли, холодильники потекли, а жизнь практически остановилась, информация – только по радио… Сумма ущерба составила тогда 2,5 млрд. руб., но это чисто теоретически, реально же ущерб никто не подсчитывал.

17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Итоги – 75 погибших, ущерб, по предварительным оценкам, – 30–40 млрд. руб.

В Междуреченске Кемеровской области на угольной шахте «Распадская» – крупнейшей в России – произошла авария. Первый взрыв произошел 8 мая 2010 года в 23.55 по местному времени, второй – 9 мая, уже после того, как в шахту спустились спасатели. Взрывами было разрушено несколько наземных строений шахты. В результате погиб 91 человек – шахтеры и спасатели. За медицинской помощью обратились, по данным Сибирского регионального центра МЧС, 142 пострадавших. По предварительным расчетам, затраты по восстановлению шахты составят около 280 млн. долл., что включает в себя компенсационные социальные выплаты, затраты по ликвидации пожара и откачке воды, стоимость проектных и ремонтных работ, приобретение основных средств, а также подготовку угольных пластов к добыче. Но и эти данные, вероятно, будут уточняться.

Лето прошлого вообще стало испытанием для всей страны. Невиданная жара привела к тому, что огнем были охвачены 22 субъекта России, в семи регионах указом президента был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Произошло около 30 тыс. лесных и торфяных возгораний на общей площади более 1,6 млн. га. Жертвами стихии стали более 50 человек. Без крова остались более 3,5 тыс. жителей страны из разных регионов.

Но даже под самый Новый год проблемы не закончились. Начиная с 26 декабря 2010-го из-за снегопада, массового обледенения проводов и падения деревьев на линиях электропередачи в Центральной России было обесточено около 4,4 тыс. населенных пунктов, в которых проживают 900 тыс. человек. Значительная часть из них встретила без света как новогодние, так и рождественские праздники. Энергетический коллапс затронул крупнейший аэропорт страны «Домодедово». Около 30 тыс. человек оказались заложниками и стихии, и разгильдяйства чиновников разного уровня.

Курс «БЖД: Защита в ЧС и ГО» - 2006 год 13

  1. «Основные характеристики и классификация чрезвычайных ситуаций».

    1. Обстановка с чрезвычайными ситуациями в мире, России и Москве.

Высокое индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики, одновременно порождает негативные явления, связанные с аварийностью производства и его экологической опасностью. Растет число крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями, усугубляется экологическая обстановка, Продолжают наносить большой ущерб опасные природные явления и стихийные бедствия.

Обстановка, возникающая под воздействием подобных явлений во всей совокупности исключительных обстоятельств часто характеризуется как чрезвычайная ситуация (ЧС).

Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС относится к проблемам, актуальность которых возрастает с каждым годом для всего мирового общества.

За последние 20 лет в природных и техногенных катастрофах погибло около 3 млн., а пострадало более 800 млн. человек и более миллиарда остались без крова. И не случайно специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 90-е годы были объявлены Международным десятилетием по уменьшению опасности катастроф.

Возрастание негативных последствий ЧС, отмечаемое во всем мире, имеет место и на территории нашей страны, чему способствует множество причин.

На территории России эксплуатируется около 2300 объектов повышенной опасности. Аварии и катастрофы на них в среднем происходят один раз в 10-15 лет с ущербом более 2 млн. долларов, раз в 8 - 12 месяцев с ущербом до 1 млн. долларов и раз в 15 - 45 дней с ущербом до 100 тыс. долларов.

Основными объектами, на которые приходится большая часть ЧС, являются радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасные объекты.

В стране эксплуатируется 11 АЭС, на которых функционирует 34 реактора общей мощностью 18213 Мвт. Еще 6 АЭС находятся в стадии строительства. Только в 30-и километровой зоне вокруг действующих АЭС проживает более 1 млн. человек. Вследствие радиационных аварий происшедших в разные годы в Кыштыме на НПО “Маяк” и в Чернобыле в России к настоящему времени суммарная площадь зон радиоактивного загрязнения местности в пределах внешних границ зон жесткого контроля достигает 32 тысяч кв.км.

Другим источником опасности являются предприятия химической промышленности. В Российской Федерации находится более 1900 химически опасных объектов, расположенных в основном в девяти регионах (Московском, С.Петербургском, Нижегородском, Башкирском, Поволжском, Северо_Кавказском, Уральском, Кемеровском и Ангарском) с населением в зонах опасности около 39 млн человек. Наиболее опасная химическая обстановка складывается в Москве, Волгограде, Дзержинске, Иркутске, Самаре, Кемерово, Новосибирске, Омске, Перми, Уфе и Челябинске). Ежегодно в химических отраслях промышленности происходит около 1500 некатегорированных аварий, связанных с утечкой взрывоопасных и вредных продуктов с загораниями, взрывами и выбросами.

Большую потенциальную опасность на территории страны представляют нефте- и газопромыслы, а также трубопроводы: Уренгой-Помары-Ужгород, Уренгой-Покровск-Новомосковск, Саратов-Н.Новгород и др. Общая протяженность газопроводов более 300 тыс. км.

По территории 5 областей (Самарской, Саратовской, Томбовской, Воронежской и Белгородской) проходит аммиакопровод Тольятти - Одесса протяженностью 1252 км, который одновременно вмещает 125 тыс тонн сильнодействующего ядовитого вещества - аммиака.

Продолжают оставаться источником опасности железные дороги России, на которых ежегодно при перевозке опасных грузов фиксируется около 1000 аварийных происшествий и инцидентов.

Всего же на территории РФ ежегодно происходит по техногенным причинам более 1300 ЧС, в крупнейших из которых погибает около 1500 человек, а 25 тысяч человек являются пострадавшими в той или иной степени. Материальный ущерб от этих ЧС составляет более 1 млрд. долларов. Эти потери по данным РАН возрастают с каждым годом в среднем на 10%.

Следует отметить, что опасность возникновения ЧС в крупном промышленном регионе, каким является Москва, также очень велика, В Москве расположены сотни объектов по производству, хранению и использованию различных АХОВ, пожаро- и взрывоопасные предприятия, ядерные реакторы и объекты с биологически опасными веществами. Особенно тревожно то, что большинство потенциально опасных объектов расположено в непосредственной близости от жилой застройки, учреждений образования, здравоохранения и других мест скопления людей.

В Москве находится около 150 химически опасных объектов с общим запасом АХОВ 4,5 тыс.тонн. Из них на 72-х в год используется более 2600 т аммиака, а около 60 предприятий потребляют в год 15 тыс. т хлора. Расчеты показывают, что в случае аварии системы хладоснабжения на обычной районной овощебазе, содержащей 150 т аммиака, возникает опасность отравления людей, находящихся от места аварии на расстоянии до 5,5 км, а при возникновении крупных выбросов из одной складской емкости на водопроводной станции общие потери населения в Москве могут составить от 40 до 70 тыс. человек.

Дополнительную опасность представляют 25 московских ж.д. станций, на которые ежегодно поступает до 1000 вагонов с АХОВ.

Всего же в зонах возможного химического заражения проживает или работает около 4 млн. человек.

Еще один источник опасности в Москве это 64 повышенно пожароопасных и 25 взрывоопасных объектов. К ним можно отнести Московский нефтеперерабатывающий завод, кустовые базы сжиженного газа, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, магистральные газопроводы высокого давления и др..

Так, например, моделирование последствий аварии на Пушкинской газораздаточной станции, где хранится 540 т сжиженного газа и 2000 баллонов с газом, показало, что в случае взрыва газового облака возникает сплошная зона поражения радиусом в 1,5 км, а радиус разлета баллонов составит 8 км и могут быть поражены города Королев, Пушкино и Ивантеевка.

Большую потенциальную опасность представляют также 11 научно-исследовательских ядерных реакторов, действующих в городе, разрушение которых может привести к последствиям, сравнимым с аварией на Чернобыльской АЭС.

Это, конечно, только прогнозы, хотя и научно обоснованные. Однако статистика, которую ведет Упраление по делам ГО и ЧС г. Москвы, показывает, что ежегодно в столице происходит около двух десятков крупных аварий (половина из них с выходом АХОВ) и несколько тысяч пожаров, в которых гибнут сотни человек и более тысячи получают ранения и поражения. Анализ этой статистики показывает, что масштабы потерь среди населения и материальный ущерб от последствий ЧС имеют тенденцию к увеличению.

Другим источником постоянной опасности для большой части населения являются стихийные бедствия, такие как наводнения, ураганы, землетрясения, сели, природные пожары и др..

Наибольший ущерб на территории России приносят различные наводнения. Территории подверженные действию селенных потоков - это Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края, а также Магаданская, Сахалинская и Камчатская области.

Кроме того, негативные, часто катастрофические последствия, несут землетрясения. Подобные бедствия для территории России характерны в таких сейсмоопасных районах как Северный Кавказ, Забайкалье, Приморье, Сахалин, Курилы и Камчатка.

Человек называет себя «царем природы», и надо признать, что в этом присутствует значительная доля истины. За каких-то пятьдесят тысяч лет мы прошли впечатляющий путь от звериных шкур и каменного топора до атомного реактора и полетов в космос. Несмотря на несомненные достижения, современный человек так же беспомощен перед мощью стихии, как и его далекий предок кроманьонец. Силы природы настолько велики, что перед ними бессильно все могущество наших технологий.

На Земле ежегодно происходят сотни и тысячи различных природных катастроф, опасных и чрезвычайных ситуаций: ураганы, смерчи, пожары, наводнения, землетрясения и др. Их жертвами становится большое количество людей. Более того, сама хозяйственная деятельность человека является источником серьезной потенциальной опасности. Ее результатом часто бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут по своим последствиям превзойти любые ураганы или землетрясения. В качестве примера можно привести Фукусиму или Чернобыль.

Еще больше опасностей и разрушений несут войны, являющиеся сами по себе страшным бедствием. Кроме опасностей, возникающих при ведении военных действий, они приводят к потокам беженцев и настоящим гуманитарным катастрофам, в основном от которых страдает гражданское население. Только с начала 90-х годов в мире произошло 38 локальных военных конфликтов и 41 небольшая война.

Далеко не всегда можно понять причины чрезвычайных ситуаций или предотвратить их, но вот бороться с последствиями разгула стихии и помогать пострадавшим от нее мы не только способны, но и обязаны. В каждой стране существует специальная структура (или несколько), в задачи которой входит ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а также помощь в чрезвычайных ситуациях гражданскому населению.

В нашей стране подобные обязанности выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации. Решение ввести или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает Правительство РФ, МЧС или специальные комиссии. Работа специальных служб, государственных структур, органов местного самоуправления, а также других учреждений и организаций в условиях ЧС регулируется федеральным законом (ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Что такое чрезвычайная ситуация?

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, которая сложилась на определенной территории в результате техногенной аварии, природного явления или стихийного бедствия. Как правило, она несет угрозу жизни и здоровью людей, уничтожает материальные ценности, наносит ущерб природной среде и народному хозяйству.

В СМИ часто используется термин «экстремальная ситуация» (ЭС), которым обозначают различные происшествия: ДТП, пожары, нештатные ситуации на производстве и др. В этих ситуациях (ЭС и ЧС) много общего, однако ЧС по своему масштабу куда значительней и несет более серьезные последствия.

В описаниях чрезвычайных ситуаций встречаются слова «авария», «катастрофа», причем используются они в качестве синонимов. Это не совсем корректно. Авария – нештатная ситуация, связанная с техникой или механизмами. Например, поломка производственной линии, крушение транспортного средства, утечка химических веществ. Масштабы подобных происшествий очень сильно варьируются. Катастрофа – более широкий термин, он обозначает трагическое происшествие со значительным ущербом и, как правило, с массовым поражением и гибелью людей.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций может быть прямым и непрямым (косвенным). К первому виду относится стоимость разрушений и повреждений, ущерб от выхода из строя объектов хозяйственной деятельности, нанесение вреда природным ресурсам, потеря трудоспособности работников из-за увечий. Косвенный ущерб: экономические потери из-за остановки хозяйственной деятельности, затраты на ликвидацию последствий ЧС, социальное обеспечение населения, пострадавшего при введении чрезвычайного положения и др. Нередко косвенный ущерб куда больше прямого и может оказывать негативное влияние на экономику страны в течение десятилетий.

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Существуют и трансграничные чрезвычайные ситуации, когда, например, авария или катастрофа происходит за пределами российских границ, но поражающие факторы оказывают пагубное влияние и на нашу территорию. Несколько лет назад на китайском предприятии произошла утечка ядовитых веществ, которые затем попали в российскую часть Амура.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Природные чрезвычайные ситуации: общее описание и особенности

Самый обширный класс ЧС, в который входят бедствия, вызванные стихийными силами природы. К данной группе относятся землетрясения, засухи, смерчи, сели, пыльные бури, ураганы, снежные лавины в горах, извержение вулканов и много другое. Она настолько многочисленна, что для удобства была разбита на несколько подгрупп.

Например, есть чрезвычайные ситуации, вызванные гидрометеорологическими явлениями, такими как сильный ветер, слишком обильные осадки, снегопады, засухи и др. Предупреждением ЧС этого типа в нашей стране занимается Росгидрометцентр.

Климатические природные явления – самый частый виновник возникновения ЧС на планете. Более того, именно они ответственны за большинство жертв, которые приходятся на природные ЧС. По данным ООН, эта цифра достигает 90%.

Второй тип природных чрезвычайных ситуаций – это опасные геофизические явления, такие как землетрясения и извержения вулканов. Им нет равных по разрушительной способности. Сильное землетрясение вполне может уничтожить большой город, став причиной гибели сотен тысяч человек. Не меньшей разрушительной мощью обладают и вулканы – судьба римского города Помпеи является наглядным тому доказательством.

К сожалению, мы пока не можем уверенно предсказывать такие губительные природные явления, поэтому защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций данного типа очень сложна. Остается только бороться с их последствиями. Почти 40% территории России относится к зоне повышенной сейсмической опасности, причем на 9% могут случаться землетрясения магнитудой до 7-8 баллов.

Еще одной опасной подгруппой природных ЧС являются геологические чрезвычайные ситуации. К ним относятся оползни, сели, просадки почвы, лавины, пыльные бури.

В отдельную подгруппу природных ЧС относятся различные морские стихийные явления: тайфуны, цунами, сильные штормы, интенсивный дрейф льдов. Понятно, что подобные чрезвычайные ситуации опасны для прибрежных районов, кроме того, они наносят значительный ущерб судоходству и морским промыслам.

Также к природным чрезвычайным ситуациям относится массовое поражение сельскохозяйственных животных и растений различными заболеваниями или вредителями. Данные ЧС хоть и не приводят к гибели людей и разрушению материальных объектов, но они чреваты значительными экономическими потерями. Профилактикой подобных чрезвычайных ситуаций этого типа и борьбой с ними занимаются ветеринарные службы.

Традиционной для России чрезвычайной ситуацией природного характера являются лесные пожары. Этому способствуют огромные площади лесных массивов на территории нашей страны. Ежегодно фиксируется от 10 до 30 тыс. пожаров различной площади и сложности. Они наносят огромный ущерб экономике страны.

Техногенные чрезвычайные ситуации, их описание и особенности

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с нештатными ситуациями на различных технических объектах: заводах, электростанциях, трубопроводах, хранилищах, транспорте и др. Эта группа также довольна многочисленна и неоднородна. В нее входят различные виды ЧС, отличающиеся как своим характером (поражающими факторами), так и масштабами.

Наиболее сложными и опасными считаются аварии, которые могут привести к выбросу ядовитых химических или радиоактивных веществ. Подобные инциденты несут значительную угрозу здоровью людей и окружающей природной среде. Не менее опасны утечки биологически опасных веществ.

К техногенным ЧС относятся аварии на транспорте, пожары на промышленных объектах, обрушения зданий и сооружений.

Особо опасны чрезвычайные ситуации, связанные с критической инфраструктурой населенных пунктов: аварии электросетей, городских очистных сооружений, тепловых сетей и др. Современный человек очень зависит от всего этого, отключение в большом городе электричества хотя бы на сутки полностью нарушает нормальный ритм его жизни. Такие ЧС отнюдь не являются редкостью.

Еще один вид опасных техногенных ЧС — это аварии на гидротехнических сооружениях: плотинах, дамбах. Они могут привести к многочисленным жертвам и затоплению значительных территорий.

Экологические ЧС и их влияние на флору и фауну

Экологические чрезвычайные ситуации – создание обстановки на определенной территории, которая пагубным образом действует на растительный и животный мир, а также общее состояние водной, воздушной среды. Причиной этого вида ЧС может быть серьезная техногенная авария или же стихийное бедствие, неэффективная (а то и попросту варварская) хозяйственная деятельность человека.

Примером техногенной аварии, которая привела к возникновению экологического ЧС, могут служить трагические события на Чернобыльской АЭС, их результатом стало отчуждение огромных территорий. Однако бездумное отношение человека к природе приводит к бедствиям и чрезвычайным ситуациям гораздо чаще, чем аварии. Например, выработка недр является причиной проседания почвы, оползней и обвалов, а вырубка лесов уменьшает биоразнообразие, вызывает сели и наводнения. Масштабные выбросы парниковых газов в атмосферу могут серьезно повысить уровень Мирового океана и затопить прибрежные территории.

Чрезвычайные ситуации социального характера

Подобный тип ЧС возникает в результате острого конфликта между социальными группами. Причины такого бедствия абсолютно разные: политические или религиозные противоречия, тяжелое экономическое положение в стране, социальная несправедливость. К чрезвычайным ситуациям социального характера относят революции, уличные беспорядки, вооруженные конфликты.

Часто к социальным ЧС также относят и терроризм, считающийся своеобразной формой политической борьбы. Следствия террористических атак весьма серьезны, причем они не только несут материальный ущерб и убивают неповинных людей, но и создают в обществе атмосферу страха и недоверия. В настоящее время проблема глобального терроризма стоит очень остро, ее можно назвать одним из главных вызовов современной цивилизации.

Для предотвращения террористических атак или ликвидации их последствий могут привлекаться внутренние войска и другие воинские формирования.

Предотвращать чрезвычайные происшествия социального характера довольно сложно, ибо причины их возникновения очень субъективны и не всегда понятны. Для устранения и предупреждения социальных потрясений, необходима серьезная комплексная работа специальных служб, политиков, медиков, психологов, средств массовой информации. Бедность, безработица, отсутствие перспектив, неравенство и беззаконие – это питательная среда различных социальных взрывов и междоусобиц.

Чрезвычайные ситуации комбинированного характера

ЧС данного вида – это совокупность чрезвычайных ситуаций сразу нескольких вышеописанных типов, которые наблюдаются на определенной территории. Причем комбинации различны. Очень часто техногенные или природные ЧС приводят к массовым беспорядкам или даже вооруженным конфликтам. Например, одной из предпосылок начала беспорядков в Сирии, переросших затем в гражданскую войну, стала значительная засуха, приведшая к нехватке и удорожанию продуктов питания. Подобные истории нередко происходили и в прошлом: непосредственной причиной революции 1917 года в России были перебои подвоза хлеба в Петербург.

Техногенные аварии часто приводят к экологическим катастрофам, протесты и беспорядки нередко наблюдаются в районах пострадавших при ведении боевых действий.

Комбинированный характер ЧС значительно затрудняет защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидацию ее последствий.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС - единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Система предупреждения и ликвидации ЧС имеет иерархическую структуру, она разделена на несколько уровней. На каждом из них созданы органы управления, силы и средства для решения необходимых задач и проведения мероприятий по защите населения и территорий.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Структура ГО построена по производственному и территориальному принципу. Руководитель любого предприятия является и начальником его гражданской обороны. Аналогичное правило действует и для административно-территориальных образований. Руководитель ГО несет ответственность за готовность территории или объекта противостоять чрезвычайным ситуациям, авариям и стихийным бедствиям.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них