Где пересекается азовское и черное море. Прозрачность и цвет водных масс

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

Чёрное море — внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы (эти проливы зачастую называют черноморскими проливами) — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией.

Площадь Чёрного моря — 422 000 км² (по другим данным — 436 400 км²). Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м. Объём воды в море составляет 555 тыс. км3. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.

Древнегреческое название моря — Понт Аксинский (др.-греч. Πόντος Ἄξενος, «Негостеприимное море»), встречается и название «Скифского». В «Географии» Страбона (7.3.6) предполагается, что такое название море получило из-за трудностей с навигацией, а также диких враждебных племён, населявших его берега. Однако скорее всего греки восприняли местное скифское название моря, представлявшее рефлекс др.-иран. *axšaina — «тёмно-синий», «тёмный», соотносящееся с его нынешним названием, и переосмыслили его по созвучию с греческим словом «негостеприимный». Позднее, после удачного освоения берегов греческими колонистами, море стало называться Понтом Эвксинским (греч. Πόντος Εξενος, «Гостеприимное море»). Впрочем, у Страбона (1.2.10) есть упоминания о том, что в античности Чёрное море называли и просто «морем» (pontos). Позже, в X—XIV века, в древнерусских, арабских и западных источниках оно упоминается как «Русское море», что связано с его активным использованием скандинавскими мореплавателями — варягами-русью. В «Повести временных лет» говорится «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое…».

Современное название «Чёрное море» нашло своё соответствующее отображение в большинстве языков: кабард.-черк. Хы шIуцIэ, греч. Μαύρη θάλασσα, болг. Черно море, рум. Marea Neagră, англ. Black Sea, тур. Karadeniz (в противоположность Akdeniz «Средиземное море»), укр. Чорне море, абх. Амшын Еиа и др. Существует целый ряд гипотез относительно причин возникновения такого названия:

Одна из гипотез связана с принятым в ряде азиатских стран «цветовым» обозначением сторон света, где «чёрный» обозначал север, соответственно Чёрное море — северное море.

Другая гипотеза происхождения названия основывается на том, что металлические предметы (например, якоря), опущенные в воду моря глубже 150 м на длительное время, покрывались налётом чёрного цвета благодаря действию сероводорода.

Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части. Единственный крупный полуостров — Крымский. Крупнейшие заливы: Ягорлыцкий, Тендровский, Джарылгачский — на Украине, Каркинитский, Каламитский и Феодосийский — в Крыму, Варненский и Бургасский — в Болгарии, Синопский и Самсунский — у южных берегов моря, в Турции. На севере и северо-западе при впадении рек разливаются лиманы, имеются заболоченные и солоноватые участки. Общая длина береговой линии — 3400 км.

Ряд участков побережья моря имеют собственные названия: Южный берег Крыма в Крыму, Черноморское побережье Кавказа в России, Румелийский берег и Анатолийский берег в Турции. На западе и северо-западе берега низменные, местами обрывистые; в Крыму — в основном низменные, за исключением южных гористых берегов и полуострова Тарханкут на западе. На восточном и южном берегах к морю вплотную подступают отроги Кавказских и Понтийских гор.

Островов в Чёрном море мало. Самый крупный остров Джарылгач, его площадь 62 км². Остальные острова намного меньше, крупнейшие — Березань и Змеиный (оба площадью менее 1 км²).

В Чёрное море впадают следующие крупнейшие реки: Дунай, Днепр, Днестр, а также более мелкие Мзымта, Псоу, Бзыбь, Риони, Кодор, Ингури (на востоке моря), Чорох, Кызылырмак, Ешильырмак, Сакарья (на юге), Южный Буг (на севере), Камчия, Велека (на западе). Годовой речной сток в Чёрное море составляет около 310 км³, причём 80 % этих вод выносится на северо-западную шельфовую часть, в основном Дунаем и Днепром.

Чёрное море заполняет изолированную впадину, расположенную между Юго-Восточной Европой и полуостровом Малая Азия. Эта впадина образовалась в эпоху миоцена, в процессе активного горообразования, разделившего древний океан Тетис на несколько отдельных водоёмов (из которых впоследствии, кроме Чёрного моря, образовались Азовское, Аральское и Каспийское моря). Первоначально, 14-5 млн. лет назад Черное море входило в состав Сарматского моря (от Балатона до Арала). Затем оно вновь соединилось со Средиземным морем, образовав на несколько миллионов лет Меотическое море. Затем образуется пресноводное Понтическое море (включавшее Каспий), которое сменяет соленое Карангатское море (100-20 тыс. лет назад) и, затем, снова пресноводное Новоевксинское море (20-7 тыс. лет назад)

Одна из гипотез возникновения Чёрного моря (см. Теория черноморского потопа) гласит, что 7500 лет назад оно представляло собой самое глубокое на Земле пресноводное озеро, уровень был ниже современного на сто с лишним метров. По окончании ледникового периода уровень Мирового океана поднялся, и Босфорский перешеек был прорван. Были затоплены в общей сложности 100 тыс. км² (плодороднейшие земли, уже возделываемые людьми). Затопление этих обширных земель, возможно, стало прообразом мифа о всемирном потопе. Интересно, что аналогичную версию происхождения моря высказывал ещё Плиний Старший. Возникновение Чёрного моря, согласно данной гипотезе, предположительно, сопровождалось массовой гибелью всего пресноводного живого мира озера, в результате разложения останков которого произошло сероводородное заражение глубинных толщ моря.

Черноморская впадина состоит из двух частей — западной и восточной, разделённых поднятием, являющимся естественным продолжением Крымского полуострова. Северо-западная часть моря характеризуется относительно широкой шельфовой полосой (до 190 км). Южное побережье (принадлежащее Турции) и восточное (Грузия) носит более крутой характер, полоса шельфа не превышает 20 км и изрезана целым рядом каньонов и впадин. Материковый склон Чёрного моря заметно расчленён подводными долинами. На юге моря, между Синопом и Самсуном параллельно берегу лежит система подводных хребтов. Центральная часть черноморской котловины представляет собой относительно плоскую равнину. Глубины у берегов Крыма и Черноморского побережья Кавказа увеличиваются крайне быстро, достигая отметок свыше 500 м уже в нескольких километрах от береговой черты. Максимальной глубины (2210 м) море достигает в центральной части, к югу от Ялты.

По одной из версий, Россия хочет выторговать днепровскую воду для Крыма. В Азовском море до сих пор не обозначены государственные границы – ​ и это одна из причин вседозволенности России, Украина же заявила, что не станет терпеть наглости россиян.

За последние три месяца акватория Азовского моря превратилась в военно-морской плацдарм. Тут проводят учения и останавливают все без исключения гражданские торговые корабли. Такие выводы делают аналитики украинской неправительственной организации «Майдан иностранных дел» совместно с ресурсом BlackSeaNews. Эксперты ежедневно мониторят ситуацию на море.

«Надо быть готовыми к вторжению. О возобновлении переговорного процесса с Россией насчет делимитации и демаркации границы вспоминать не имеет смысла», – считает главный редактор интернет-ресурса BlackSeaNews Андрей Клименко .

Украинская азовская флотилия состоит из пограничных катеров, их назначение – патрулирование, а не морской бой, поэтому армия территориальную оборону . Нынешним летом Объединенные силы отрабатывали именно такие сценарии.

Украинская армия территориальную оборону в Азовском море возлагает на авиацию и артиллерию

Пограничники признаются, такой активности и наглости, которую сейчас демонстрируют россияне, никогда не видели. Боевые единицы чуть ли не вплотную подходят к украинскому берегу. Только за август таких случаев пограничники насчитали более 50.

«Ситуация в Азовском море, пока остается сложной. Ежедневно в 10 морских милях от побережья мы наблюдаем российские пограничные катера», – рассказывает начальник пресс-службы Мариупольского пограничного отряда Артем Поляков .

История вопроса

Согласно международному морскому праву, государственные границы заканчиваются в 12 морских милях от берега – то есть за 22 километра. Но это не касается Азовского моря, потому что с 2003 года, по соглашению Украины и России о совместном использовании Азовского моря, нейтральные воды начинаются сразу за береговой линией. Поэтому пока это соглашение в силе, российское присутствие возле украинских берегов вполне законно.

А пересматривать границы начали после Тузлинского конфликта. Тогда Россия начала строить дамбу к Тузле, чтобы перенести границу за остров. Так Кремль хотел контролировать единственный судоходный путь из Черного в Азовское море, хотя с 1954 года он находился под юрисдикцией Украины.

«Я иду на конфликт с Украиной ради того, чтоб отстоять российские национальные интересы», – заявлял тогда глава партии «Родина» Дмитрий Рогозин .

В тот момент план россиян не удался, строительство остановили буквально в десятках метрах от острова.

«Мы не собираемся вести переговоры по тем вопросам, которые для Украины уже решены», – сказал тогдашний президент Украины (1994-2005) Леонид Кучма .

​В 2003 году Россия и Украина договорились, что море будет общим. А вот определять линию морской границы россияне не хотели, вспоминает Леонид Осаволюк, соавтор соглашения и член делегации тех переговоров.

Международное право позволяет Украине без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега

Леонид Осаволюк

«Мы уговаривали российскую сторону начать такие переговоры, нам отвечали: «Мы не понимаем, о чем идет речь». Категорической была позиция России в том, что эти воды разграничивать нельзя. Мы согласились на те дефиниции, которые навязывала российская сторона, что это совместные воды, исторические воды, внутренние воды», – вспоминает обстоятельства член делегации Украины на переговорах с Россией по демаркации государственной границы до 2014 года Леонид Осаволюк.

Российская сторона была против, чтобы Керчь-Еникальским каналом владела только Украина. Споры о линии разграничения не утихали вплоть до 2008 года. Украина настаивала на своем варианте – контроль двух третей, а Россия – на своем праве почти на половину акватории.

Договориться удалось лишь в 2008 году, когда координаты линии определили по международным правилам. Она почти не отличалась от первого варианта. Поэтому Украине отошло 63%, а России – 37% Азовского моря. И хотя все карты уже были подписаны, их так и не ратифицировали.

Шантаж?

Наращивание боеспособности и усиленный контроль над Азовским морем россияне оправдывают охраной Керченского моста, который, кстати, теперь проходит через остров Тузла.

«Мы действуем согласно договору об Азовском море. Это море является внутренним морем, мы договор не нарушаем ни на йоту. Мы должны там действовать решительнее, не стесняться досмотров… Да, досмотры есть, они на самом деле присутствуют, ну а как? Что нам делать, если нам угрожают Керченский мост даже взорвать?!» – делится позицией в СМИ глава комитета Госдумы России по делам СНГ Леонид Калашников .

В Госдепартаменте США Азовское обострение считают крайне опасным и, в случае агрессии, готовы помогать Украине.

«Реакция – поддержка Украины, санкциями в отношении России, закрытие пробелов в оборонных возможностях Украины», – указывает спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер .

Некоторые эксперты убеждены, что атаковать с моря российский флот не собирается, а бряцает оружием, чтобы Украина дала воду Крыму.

«Я не думаю, что будет какое-то масштабное вторжение, будет постоянно какое-то давление, будут большие проблемы с нашими торговыми партнерами, с экспортом продукции», – считает министр обороны Украины 2007-2009 годов Юрий Ехануров .

Президент Украины Петр Порошенко уже распорядился усилить оборону Приазовья и разработать план выхода из ситуации, однако деталей стратегии пока не разглашают.

«Я не собираюсь с этим мириться и твердо убежден, что ситуация, которая складывается сейчас, категорически неприемлемая. Я поручил подготовить соответствующее заседание СНБО по этому поводу и прошу МИД внести как можно скорее свои предложения. Коварные действия Москвы не будут оставаться безнаказанными», – подчеркнул Порошенко.

​Чтобы Россия не наглела в Азовском море, эксперты советуют правительству Украины, как можно быстрее, разорвать соглашение о совместном море в одностороннем порядке. Это позволяет третья статья Конвенции ООН.

«Международное право, конвенция ООН по международному морскому праву позволяет каждому государству, в том числе и нам, самостоятельно, без согласия какой-либо стороны, установить ширину территориального моря в 12 милях от берега», – указывает Леонид Осаволюк.

После этого, по мнению эксперта, Украина имеет все основания обращаться в международный суд и созывать страны, подписавшие Будапештский меморандумом и гарантировавшие Украине неприкосновенность и суверенитет.

Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации

пишет rubin65 в

Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским "государством". В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина "может претендовать" только на 30% площади Азовского моря.


С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова "появились" принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Оригинал взят у в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации пишет в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским "государством". В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина "может претендовать" только на 30% площади Азовского моря.

С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова "появились" принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================