Задание в тетради клетку доу. Графические диктанты на занятиях в детском саду: как научить ребенка не бояться школьную тетрадь? Что такое графический диктант

В форме диктанта представляют собой игру для детей дошкольного и школьного возрастов. Рисуя по клеточкам, ребёнок учится ориентироваться на листе, выстраивать логически направление движения линии руки. Также он обучается фиксации углов на клетках и развивает логическое и пространственное мышление.

Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:

  • Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
  • Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
  • Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Графические рисунки по клеточкам могут быть разных видов — как для самостоятельного выполнения, так под руководством взрослых

Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве. Важно, чтобы во время этих математических игр у детей было хорошее настроение и желание решить пример, получив красивый рисунок. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребёнку в ненавязчивой форме узнать возможности арифметических действий.

Этапы проведения занятий

Стоит отметить, что практически все диктанты дополняются расслабляющими играми, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой для отдыха.

В процессе занятий дети вырабатывают чёткую речь, развивают мелку моторику рук и отрабатывают концентрацию внимания на тех вещах, которые требуют повышенной вдумчивости – особенности предметов, пополнение словарного запаса (загадки для получившихся рисунков).

Задания построены так, чтобы ребёнок смог решать примеры «от простого к сложному». По принципу графического метода дети быстрее и легче запоминают последовательность цифр, развивают ориентацию в направлении движения.


Прежде чем проводить графический диктант, учитель объясняет суть задания

Для проведения занятий нужно:

  1. Основной этап заключается в разговоре учителя с детьми. Нужно объяснить задачу, правила и особенности игры.
  2. Учитель просит оставить на парте только тетрадь в клетку, карандаш и ластик на случай, если ребёнок сбился или не успел закончить шаг.

Детям дошкольного возраста выдают тетради в клетку до 0,8 мм (крупная), чтобы было удобно сконцентрироваться на движении пальцев. Мелкие клетки слишком «сложны» для обводки и рисунков, поэтому малышам 5-6 лет нужно обеспечить комфорт самого процесса.

Ниже представлен пример графического диктанта для ребёнка 4-5 лет:

Этапы Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 Шаг 7 Шаг 8
Блок 1 Вправо 1 Вверх 3 Вправо 2 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 3 Вправо 6 Вверх 1
Блок 2 Вправо 1 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 2 Влево 1 Вниз 4 Влево 1 Вниз 2
Блок 3 Влево 3 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 1 Влево 2 Вниз 1 Влево 1 Вниз 1
Блок 4 Влево 2 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 2 Влево 1 Верх 1 Влево 3 Вверх 1

В итоге должна получиться картинка собаки:

Продолжительность диктанта составляет не более 10 мин. для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Для малышей 6-7 лет диктант длится 20 мин., так как задания сложнее, как правило. А в школе детям дают подобные занятия длинной в целый урок. При этом прерывать игру нельзя.

Если среди детей есть левши, стоит объяснить, что лево и право находятся в тех же сторонах, где обычно. Для некоторых малышей есть подсказка – можно ставить точки после отсчёта клеток.

Перед началом занятий нужно сделать пальчиковую гимнастику и параллельно объяснять детям следующие моменты:

  • Каждое животное имеет схематическую интерпретацию – схожесть с реальностью и тем, что будет в итоге на листе.
  • Фотографии могут отличаться друг от друга, как и цвета шерсти, размеры клювов. А схема фигуры – всегда одинаковая.
  • В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток – нельзя перепрыгивать через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если кто-то что-то не успел сделать.

В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток

Схематические рисунки имеются отличительные черты:

  • зайцы имеют длинные уши;
  • слон – большие круглые уши;
  • страус обладает длинной шеей.

При этом формы круга или овала отображаются схематически с учётом квадратных клеток. В качестве примера можно привести мозаику, которая также показывает формообразование по некруглым очертаниям отверстий.

Графические рисунки по клеточкам стоит выполнять после вступительной речи учителя, разговора с классом (группой детей) и проведения подготовки:

  • Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и несколько раз подбросит его.
  • Далее на каждый слог скороговорки (чистоговорки) малыш должен поймать мяч. Так развивается чувство такта, понимание последовательности. Дети не будут спешить никуда.

Пальчиковая гимнастика способствует правильному выполнению графического рисунка
  • Мяч можно заменить хлопками в ладоши – на каждый слог ребёнок делает хлопок.
  • Пальчиковая гимнастика позволяет подготовить детей к выполнению задания. Чтобы малыши не прерывались, во время чтения и рассказов скороговорок можно раздать листы и карандаши.
  • Далее нужно объяснить план игры, чтобы дети не боялись опоздать с выполнением работы.
  • Перед началом следует прочесть несколько раз условия игры, а затем на примере показать, что может получиться, если верно и последовательно выполнять все пункты.

Перед тем, как диктовать детям задачу, нужно попросить поставить точку – это начало, откуда будет «расти» рисунок. Важно, чтобы точка не оказалась с края или в середине рисунка, который занимает много места на рабочей поверхности.

Рисование по клеточкам для детей (схемы и шаблоны)

Графический диктант можно проводить в группе, а также на индивидуальных занятиях с детьми.

Если во втором случае довольно просто подобрать желаемый рисунок, то в первом – учитель должен отобрать детей по возрасту (внеклассные занятия).

Для дошкольников (5-6 лет)

Ребёнок должен сидеть за столом и внимательно слушать задания учителя. Сначала стоит проговорить условия и объяснить суть всего задания. Малыши 5-6 лет уже умеют отличать формы, цвета, объяснять выбор гаммы цветов, структурированно говорить о возможностях нарисованного героя.

Дети в переходном возрасте талантливы, и важно помочь им раскрыть способности, а не «убить» чувство прекрасного. Поэтому ругать ни в коем случае нельзя. Ребёнок должен понимать, что он имеет право сбиться, отстать от других сверстников, и за это ему ничего не будет – это игра, где нет строгих правил, распространяющихся на поведение или индивидуальные способности личности.


Для графического рисунка понадобятся лист в клеточку, карандаш и ластик

Для работы детям понадобятся:

  • карандаш;
  • ластик;
  • лист бумаги в большую клетку;
  • пример задания.

Если малыш сбился, нужно сказать, чтобы он продолжал с того места, где остановился. Как правило, ближе к концу диктанта многие уже могут определить по фигуре тип животного или изображения. Кто-то сам дорисовывает фигуру – за это ругать не нужно.

Графические рисунки по клеточкам проводятся так:

  1. Учитель говорит: «поставьте точку в верхнем левом углу». Это будет начало рисунка.
  2. Далее нужно диктовать, не повторяясь, каждый шаг, давая ребёнку 10-15 сек. на раздумье.
  3. Самыми простыми фигурами считаются те, которые можно нарисовать по заданиям «золотой ключик», «зайчик» и «слон».

Для рисования «слона» следует пройти следующие шаги:

  • поставить точку в верхнем левом углу;
  • пройти 4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо;
  • далее 8 клеток вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево;
  • в завершении 4 клетки вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево;
  • и для хобота – 2 клетки вверх, 1 вправо, 6 вверх.

Для задания «золотой ключик»:

  • поставить точку в середине листа и отсчитать от неё 8 клеток вправо;
  • из 8-ой клетки: 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх;
  • 4 влево, 4 вниз;
  • 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево;
  • 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Чтобы ребёнку было понятней, удобней, можно предложить схему рисования для наглядного примера, поставив её перед глазами ребёнка на стол.

Особенно удобно это для рисования «зайчика»:

  • Сначала нужно отступить от края листа 5 клеток справа и 3 сверху.
  • Из поставленной точки можно начинать рисунок: 1 клетка вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево.
  • Потом прорисовать 2 клетки вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх.
  • Для лап: 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево.
  • Потом для хвоста: 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

В итоге получится заяц в профиль, который заполняет правую часть листа. В начале диктанта дети смогли отступить место, и рисунок получился. Это важно отметить, иначе ребёнок не будет понимать, для чего были произведены те или иные действия. К каждому рисунку можно придумать названия, стихотворения, рассказы.

На дом дать детям задание – придумать, какого окраса будет рисунок, как лучше изобразить его. Также смышлёным малышам понравится самостоятельно придумывать диктанты по уже готовым рисункам.

Для школьников 7-8 лет

Числовые диктанты хорошо адаптируют детей к школе – они лучше понимают арифметику, математические задания.

Дети 7-ми лет учатся ориентации в пространстве, самостоятельности в выполнении важных заданий. В начальной школе педагог должен установить контакт с каждым ребёнком и, чтобы понять его уровень подготовки, можно давать в виде заданий графические диктанты.

Дети лучше усваивают информацию:

  • Они учатся расшифровывать загадки и решать задачи.
  • Ребёнок уже умеет ориентироваться в базе знаний, опираясь на дошкольную программу.
  • Диктант помогает научить малышей слушать и внимать в суть задач.

Самыми интересными для школьников считаются задания по типу «ёлки». Перед началом нужно поставить точки на ученических листках, после чего продиктовать задачу либо выдать шаблон задания. Он должен содержать цифры и стрелки, свидетельствующие о направлении движении линии. При этом 1 шаг равен 1 стрелке.

Выполняя графические диктанты, важно понимать значение стрелок

Также важно, чтобы дети поняли:

  • Вертикальная и горизонтальная плоскости обозначаются стрелками вправо и влево.
  • Стрелки наискосок – это движение линий по диагонали.
  • За каждое правильное задание нужно хвалить, за отвлечение внимания – ругать. Так ребёнок будет соблюдать дисциплину и не отвлекаться на сверстников или посторонние занятия.

Для выполнения задания нужно подготовить бумагу и карандаш:

  • Сначала следует указать, какой отступ нужен от края бумаги.
  • Затем можно приступать к выполнению: 3 клетки вправо, 11 вниз, 2 вправо, 5 вверх.
  • Потом 3 клетки вправо, 5 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 3 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
  • Затем 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз и 1 влево.
  • Далее рисунок идёт к завершению: 3 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево.
  • Дальше 5 вверх, 1 влево, 5 вниз, 4 влево, 9 вверх, 2 влево и 3 вверх.

В результате получится змея.

Для наглядности детям можно раздать схематические задания:

Утка должна быть по центру листа.

Дом можно рисовать с родителями в качестве домашнего задания.

Ёлка с 2 ярусами немного сложнее в исполнении, поэтому лучше предложить ребёнку самостоятельно дома вчитаться в задание, после чего в классе после тренировки нарисовать диктант.

Этот рисунок интересен своими масштабами: на 1 листе умещается большая фигура, которую потом можно раскрасить.

Детям постарше (оканчивающим 2-ой класс) можно дать задания в схемах:

После окончания жирафа можно раскрасить на свой вкус. Ребёнок также должен подобрать цвета и, не выходя за контуры, сделать плавный переход от светлого к тёмному.

А этот диктант будет отличным заданием для ребёнка 8-9 лет. Как видно, на каждом рисунке есть точка, которую нужно самостоятельно перенести в тетрадь. Только из неё можно начинать задание, так как смещение может привести к прерыванию линии.

Для детей 9-10 лет

Ребята в 3-4 классах уже знают особенности построения фигур, могут работать с геометрическими данными, вычислять параметры объектов (уравнения). В качестве домашнего задания можно давать примеры в онлайн режиме. Есть сервис, который предоставляют такую возможность для школьников. Вместе с родителями или братьями/сёстрами такие задания покажутся несложными.

Чтобы нарисовать краба, нужно выполнить следующие действия:

  • Отступить 4 клетки сверху и столько же слева;
  • Нарисовать 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо;
  • 2 вниз 1 влево, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз и 2 вправо;
  • 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо и 4 вверх;
  • 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо и 2 вниз;
  • 1 влево 5 вниз, 2 влево, 1 вниз, 4 вправо, 2 вниз 1 влево, 1 вверх и 1 влево;
  • 2 вниз и 2 вправо, 2 вниз и 1 влево;
  • 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо и 1 вниз;
  • 2 влево, 1 вверх и 10 влево;
  • 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз и 1 влево;
  • 2 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево и 2 вверх;
  • 4 вправо, 1 вверх, 2 влево, 5 вверх и 1 влево.

Как видно, фигура является симметричной и при достижении середины задания, ребёнок уже может схематически двигаться в зеркальном направлении. Это позволяет развивать мышление и абстрактность восприятия.

Симметричное (зеркальное) рисование по клеткам

Графические рисунки по клеточкам можно выполнять без дополнительного задания – нужно опираться не на цифры и стрелки, а само изображение.

В данном случае, представленном ниже, ребёнок видит недорисованный дом, который выполнен схематически. Клетки будут подсказывать, в каком направлении нужно двигаться, сколько клеток дорисовывать в ту или иную сторону.

Подобные занятия интересны детям постарше, которые уже понимают, что такое зеркальность и симметричность. То есть, если рисунок сложить пополам, то получится ½ всего изображения, а значит, нужно зеркально отобразить те линии, которые уже есть на листе.

Рисунки бывают разными, и здесь нет смысла указывать схема направления движения руки. Ребёнок понимает на каком расстоянии удалён квадрат, как выполнить его повторение в зеркальности, чтобы в итоге получился симметричный «аналог» того, что есть перед глазами.

Графические рисунки должны развивать мышления детей, помогать им лучше освоить школьную программу. Недаром подобные игры можно найти в интернете, заниматься всей семьёй. Если рисовать по клеткам не получается, возможно, у ребёнка появятся другие интересы – художественная интерпретация, влечение к музыке или неравнодушие к другим видам спорта/занятий.

Главное, чтобы школьный минимум не вызывал негативной реакции, тогда математика будет в радость не только в 1-ом, но и в 10 классе.

Видео о графических рисунках

Графические рисунки по клеточкам — робот:

Научить ребенка ориентироваться на тетрадном листе, вырабатывая при этом почерк, аккуратность и, самое главное — научить его письму — очень сложно. Многократное и долгое письмо приводит к нежеланию учиться, отнимает у ребенка всю радость от учебы. А ведь в детском саду, где на занятиях много времени и нет жестких требований к ребенку и границ успеваемости, можно научить детей не только ориентироваться на тетрадном листе и не бояться тетради, но и правильно держать карандаш, ручку, укрепить мелкие мышцы руки и развить мелкую моторику.

Графические диктанты, проводимые в интересной, игровой форме имеют возможность поспособствовать развитию всего вышеперечисленного.

Фрагмент урока математики в 3 классе (школа VIII вида):

Работая с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительной группе, я применила несколько приемов и форм графических диктантов, которые разработала еще в работая школе и где они принесли ощутимый результат и существенную поддержку в развитии навыков письма, счета, моторики и т.д. Моя цель была, прежде всего:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие понятий «левое / правое», «верх / низ»;
  • закрепление навыков счета;
  • развитие внимания;
  • развитие воображения;

Попутно мы проводили наблюдения за положением солнца на небе в течение всего дня, значит дети еще:

  • развивали наблюдательности;
  • расширяли знаний о природе.

Этап 1. Подготовительная работа. Закрепление знаний левой и правой руки

Берем альбомный лист и складываем его вдвое по высоте, перегибая лист слева направо (на другой день — справа налево), равняя края. Согнутый таким образом лист перегибаем еще раз, но уже сверху вниз (потом снизу вверх). Получился прямоугольник. Развертываем его. У нас лист из 4 прямоугольников. Проводим по сгибам карандашом. В дальнейшем начинаем использовать для этого линейку. Считаем прямоугольники, обращая внимание на то, что у нас по два прямоугольника справа и слева и по два прямоугольника вверху и внизу.

Этап 2. Задания

Нарисуйте круг в нижнем правом прямоугольнике, треугольник — в нижнем левом, квадрат — в верхнем правом, треугольник — в верхнем левом.

Этап 3. Наблюдения за солнцем

Где солнце утром? Покажите. Назовите (нижний левый прямоугольник). Днем? Покажите. Назовите (верхний левый). После сна? Покажите. Назовите (верхний правый). Идем на прогулку. Покажите. Назовите (нижний правый).

Этап 4. Усложнение заданий

Поставьте красную точку в середине левого нижнего прямоугольника, синюю — в верхнем правом углу нижнего правого прямоугольника. Эту работу выполняем поэтапно: покажите нижний правый прямоугольник пальчиком, теперь найдите в нем верхний правый угол, поставьте там точку синим карандашом.

Этап 5. Наблюдения за солнцем

Рисуем солнце в разное время суток, глядя в окошко. Окошко ведь тоже разделено на прямоугольники.

Отмечу, что данная работа велась мною всего 4 месяца практически каждый день, в разных формах сложности. Но, тем не менее, через 2 недели после первого занятия мы начали выполнять работу в тетрадях в клеточку. Дети уже имели к тому времени понятие о клетке и немного ориентировались на листе бумаге.

Проводим линии «от руки», по тетрадным линиям по моим образцам. Образцы чертила каждому. Можно использовать занимательные игровые моменты подготовки: крупные цветные клетки, различные фигуры, которые дети обводили карандашами разного цвета и др.

Перед началом работы с графическим диктантом нарисуйте на доске крупно — зрительный образец, поставьте в каждой тетради большую красную точку. Начинайте работать: 3 клетки вниз, 3 клетки вправо — это слуховой образец, ориентир точки, от которой начинаем «плясать», строить фигуру.

Первый графический диктант.

Фигура — клетка. Я говорю: поставьте кончик карандаша на красную точку. Не отрывая кончик карандаша от листа, ведите линию вправо на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию вниз на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию влево на 2 клетки. Не отрывая карандаш, ведите линию вверх на 2 клетки. Соединили линии. Что у нас получилось? Квадрат. Молодцы.

Возьмите красный карандаш, обведите квадрат по начерченным линиям и закрасьте его.

Несложные фигуры мы выполняли каждый день, пока дети не перестали бояться листа. Материал для начала работы я взяла из пособия «Развиваем руки — чтоб учиться и писать и красиво рисовать», авторы С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. (Ярославль, «Академия Развития», «Академия и К», 2000 г.).

  • Не ставить красную точку, обозначая начало работы.
  • Выполнять не одну, а 2-3 фигуры.

Каков был результат со стороны детей? Дети начали уверенно ориентироваться на тетрадном листе. Они старались четко следовать моим инструкциям, внимательно меня слушали. Им было очень интересно знать, что же получится в результате диктанта, какая фигура.

Путь солнышка мы уже обозначали так:

И рассказывали так: Утром солнышко находится в нижнем углу нижнего левого прямоугольника, потом оно поднимается к правому верхнему углу левого верхнего прямоугольника. После обеда солнце начинает опускаться вниз до середины правого верхнего прямоугольника. Перед вечерней прогулкой оно спускается еще вниз к нижнему углу правого нижнего прямоугольника.

Результатом такой работы с группой дошкольников стало то, что почти все выпускники дети не боялись выполнять работу в тетради, стали понимать, что в тетради нужно работать не в произвольном месте листа, стали уверенно держать карандаш и ручку, не путали правую и левую сторону, научились отмечать погоду. Также у них улучшилось внимание и начало развиваться воображение, появился интерес к учебе в школе.

Сообщение: Работа в тетради (в клетку)

Условия правильного выполнения заданий в тетради :

Ребенок работает не более 15 мин.; при этом выбирается правильное расположение тетради и в дальнейшем тетрадь не вращается - свое положение меняет только рука!

Последовательность выполнения заданий - от первого к последнему, без «перепрыгивания»; после выполнения каждого задания осуществляется обязательный разбор полученного результата вместе с ребенком; за каждый успех ребенка необходимо хвалить его и поощрять.

Все задания в тетрадях подбираются с учетом неустойчивого внимания детей, с учетом сложности задания и чередуются по интересам детей.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.

  1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
  2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
  3. Радуга: теплые и холодные цвета.
  4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
  5. Печатание цифр по клеткам.
  6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
  7. Печатание букв по клеткам.
  8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Правила для работы в тетрадях:

1. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о стол.

2. Расстояние от края стола до груди должно быть не более 3-4 см.

3. Расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см.

4. Обе руки лежат на столе, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает её вверх по мере заполнения страницы.

5. Свет должен падать с левой стороны.

6. Для леворуких детей свет должен падать справа.

Надо стараться научить детей самостоятельно проверять осанку. Для этого применяются мешочки с песком, которые кладут на голову, стараясь удержать. Тем самым вырабатывается прямая осанка. Дети должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Учитывая проблему леворуких детей, следует объяснять им задания более подробно, давать меньшее по объему задание, делить задания на части, давать задания пониженной трудности.

Работа с тетрадью выстроена в следующей последовательности:

1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница)

2.Знакомство со страницей.

3. Знакомство с клеткой.

4. Знакомство со строкой.

5. Выполнение упражнений в клетке.

Работа должна быть выстроена с учетом заданий, объединенных главным требованием - выполнять задание строго по условию:

1. Раскрашивать картинки, не выходя за контуры;

2. Штриховать только в указанном направлении;

3. При работе тетрадь не поворачивать «не крутить».

На первых порах важно качество выполнения (правильность и тщательное соблюдение всех условий), а не скорость и количество сделанного ребенком.

Знакомство с тетрадью

Цель: Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы).

1. Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения.

У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки. Показать, где находятся верхняя, нижняя, левая, правая стороны страницы, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы.

Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Загадка . Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Тетрадь.)

Знакомство со страницей

Дети выполняют задания в тетрадях. «Нарисуй в верхнем левом углу кружок жёлтого цвета, в верхнем правом – кружок синего цвета и. т. д.

Очень важно сформировать у детей умение видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток), столбик (вертикальный ряд клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике. Обратить внимание на то, что мы всегда пишем слева направо и сверху вниз.

Упражнение: педагог ставит детям в тетрадях крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы. «Найдите клеточку, которая находится, справа от крестика в ней сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т д до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой. Нарисовать кружок под первым крестиком. «Найдите клеточку, которая находится под кружком. И в ней сами нарисуйте кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.

Следующее задание выполняют цветными карандашами. «Раскрась две строчки клеток цветными карандашами. Первую синим цветом, вторую – зелёным (обратить внимание, что счёт идёт сверху вниз) »Раскрась два столбика разными цветами так, чтоб первый столбик был красного цвета, второй жёлтого». (Объяснить, что счёт столбиков идёт слева направо.)

Знакомство с клеткой

Цель: Познакомить детей с клеткой.

Упражнения:

Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

а) Нарисовать одну клетку (на простом листе без клеточек)

б) Нарисовать много клеток, одна за другой (на таком же листе)

Игра с клеткой

Цель: Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

Упражнение:

а) Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки)

Б) Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки)

В) Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей
строки)

г) Найти стороны клетки (правую, левую)

д) Найти «пол и потолок» клетки

е) Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку)

Рабочая строка

Цель: Ввести понятие «строка». Учить ориентироваться на рабочей строке.
Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Вначале воспитатель чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают ее синим карандашом. «Строка - это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке». Дети ставят точки на рабочей строке: в центр клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.

Очень важно сформировать у детей умение видеть рабочую строку (горизонтальный рад клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике.

Упражнение:

Провести прямые линии строки внизу и вверху.

Ходьба по клеткам

Цель: Учить ориентироваться по клеткам.

Упражнения:

а) Хождение по клеткам пальчиками.

б) Хождение по клеткам ручкой.

Через клетку

Через 2 клетки и т.д.

Работа с клеткой

Цель: Учить работать с клеткой.

Формировать умение работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, -учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Развивать глазомер, тренировать в написании элементов с петлей вверху, внизу.

Упражнения:

а) Вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях.

б) Вписывание внутри клетки предметы округлой формы (можно использовать штриховку по кругу)

в) Доведение длинных и коротких линий.

г) Соединение точек в указанном направлении.

д) Написание отдельных элементов или узора «В домиках мы все живем и в окошечко глядим».

е) Отрывное написание петлей «Птички на ветке сидят», «Листики летят».

Штриховка

Цель: Учить работать в пределах границ.

Упражнение:

Начертание линий внутри предмета.


Оксана Анишкевич

Важным моментом в жизни каждого ребёнка является поступление в школу. Чтобы адаптация ребёнка прошла наиболее успешно, необходимо наличие у него определённых умений и навыков. Одним из наиболее сложных навыков для первоклассника является работа в тетради в клетку . Очень важно научить ребёнка пользоваться тетрадью, ориентироваться на листе , уметь видеть клетку , правильно находить её стороны, углы, центр и середины сторон. Данная работа способствует развитию мелкой моторики рук, поможет ребёнку в дальнейшем красиво писать цифры и буквы, выполнять графические задания в тетрадях.

Начинать обучение детей ориентировке на листе бумаги в клетку необходимо уже в старшем дошкольном возрасте. Выполнять данную работу можно и в домашних условиях. Что же для этого необходимо знать и помнить родителям ?

Для организации данной работы вам потребуется тетрадь в клетку , простой карандаш, ластик. Для детей 5 – 6 лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку . Продолжительность одного занятия не должна превышать 20 – 25-ти минут. Но если ребёнок увлёкся , не стоит его останавливать и прерывать занятие.

Во время занятий очень важен настрой ребёнка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребёнка – не экзамен , а игра. Ваша задача - помочь ребёнку в игровой форме овладеть необходимыми навыками. Поэтому никогда не ругайте ребёнка . Если что-то не получается, то объясните, как надо делать правильно. На начальном этапе проговаривайте каждый шаг, объясняйте, помогайте ему выполнять задания, хвалите даже за самые незначительные успехи.

Обращайте внимание на осанку ребёнка . Обе руки должны лежать на столе, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает её вверх по мере заполнения страницы. Свет должен падать с левой стороны, а для леворуких детей – с правой. Не допускайте вращения тетради, менять положение должна только рука.

Начните работу со знакомства с тетрадью. Расскажите, что тетрадь состоит из обложки и листов . На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют.

Затем рассмотрите страницу тетради. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки . Предложите определить правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны страницы; показать, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы. Для закрепления этих знаний предложите детям следующее задание : «Нарисуй в верхнем левом углу круг, в верхнем правом – квадрат, в нижнем левом – треугольник, в нижнем правом – прямоугольник, в центре страницы – овал».

Для формирования умения видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток ) начертите простым карандашом верхнюю и нижнюю границы строки и предложите ребёнку закрасить её жёлтым цветом.

Следующую строку предложите закрасить синим цветом и объясните, что строки на странице расположены сверху вниз и писать в них надо слева направо.

Затем предложите в выделенной строке обвести клеточки с промежутком через одну.

Нарисуйте на простом листе бумаги одну клеточку и предложите найти центр клетки , стороны (правую, левую, верхнюю, нижнюю) и их середины, углы (верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый) .

После этого предложите детям сначала на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки , затем через одну, через две клеточки . Далее без выделения рабочей строки просим поставить точки в центре клетки , на середине боковой стороны клетки , на пересечении линий.

После того, как вы научили ребёнка видеть на листе бумаги клетку , её стороны и углы, переходим к рисованию вертикальных и горизонтальных прямых линий в одну или две клетки сверху вниз или слева направо.


Наклонные прямые линии и комбинации из них;

Дуги, волнистые линии, круги, овалы;

Рисование предметов сложной формы;

Графический диктант.

Графические диктанты начинайте с самых простых изображений и постепенно переходите к более сложным. В заданиях используются следующие обозначения : количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой , а направление обозначается стрелкой.

Перед началом работы с графическим диктантом поставьте в тетради большую красную точку, от которой ребёнок начнёт строить фигуру.

Первый графический диктант может быть следующим :

Вы говорите : Поставь кончик карандаша на красную точку. Не отрывая кончик карандаша от листа , ведите линию вправо на 2 клетки . Не отрывая карандаш, ведите линию вниз на 2 клетки . Не отрывая карандаш, ведите линию влево на 2 клетки . Не отрывая карандаш, ведите линию вверх на 2 клетки . Соединили линии. Что получилось? Квадрат. Молодец!

Таким образом, пройдя все этапы работы, вы сможете не только научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку , но и разовьёте произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и усидчивость.

В своей работе не забывайте придерживаться следующих правил :

Обязательно объясняйте каждое задание,

Работайте спокойно, без упрёков и порицаний,

Не торопите ребёнка ,

Постарайтесь найти, за что его похвалить,

Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;

Проводите работу систематически,

Во время работы не отвлекайтесь,

Обращайте внимание на осанку ребёнка , расположение листа бумаги ,

Не допускайте переутомления ребёнка .

Затрачивая на ребенка ежедневно по полчаса, есть возможность проводить его в первый класс подготовленным и не чувствующим себя отстающим от других детей. Удачи!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как часто хвалить ребёнка?» Детей надо хвалить часто -но не бездумно. Уместная похвала должна не только доставлять ребёнку радость, но и воспитывать его. Когда хвалишь.

Консультация для родителей «Как научить детей читать стихи выразительно» Консультация для родителей: «Как научить детей выразительно читать стихи»

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

Ориентация в клеточке у младших школьников

В первые дни в школе очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон.

Предлагаемый набор заданий и упражнений научит младшего школьника ориентироваться в клеточке, что в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.

Выполняя практические задания, дети развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и логику. При этом развивается глазомер и точность движения руки.

Первоначально используется демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз.

Педагог показывает и называет стороны клетки, обращая внимание на то, что у клеточки четыре стороны и каждая имеет свое название: левая, правая, верхняя, нижняя.

Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.

1. Педагог называет сторону, школьники должны правильно ее показать (при помощи указки провести по стороне клеточки). Если это верхняя или нижняя сторона, то проводить слева направо, а если левая или правая, то сверху вниз.

2. Учитель на плакате показывает поочередно каждую из сторон. Ребята должны правильно их назвать.

Упражнение 1

Обведи ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию желтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведи красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвертой – зеленую линию по правой стороне.

Упражнение 2

Обведи ручкой одну клеточку. Поставь точку на правой стороне клеточки. Отметь крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю сторону.

Затем дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого педагог выставляет плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки.

Педагог показывает и называет точки клеточки. Дети должны научиться правильно называть и показывать эти точки.

Закрепление материала проводится в два этапа.

1. Учитель называет поочередно все точки клеточки, дети должны правильно их показать на плакате.

2. Педагог показывает точки клеточки, дети должны правильно их назвать.

После этого проводятся упражнения в тетрадях.

Упражнение 3

Обведи ручкой девять отдельных клеточек. Поставь точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу, в четвертой – в нижнем левом углу, в пятой – посередине правой стороны, в шестой – посередине левой стороны, в седьмой – посередине верхней стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в девятой – в центре клеточки.

Упражнение 4

Обведи ручкой пять отдельных клеточек. В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке поставь точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведи линию от верхнего правого к нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь точки в середине левой и посередине правой сторон. Проведи линию от середины левой к середине правой стороны. В четвертой клеточке поставь точку посередине верхней и посередине нижней сторон. Проведи линию от середины верхней к середине нижней стороны. В пятой клеточке поставь точку в центре, в верхнем левом углу и посередине правой стороны. Проведи линию от центра к верхнему левому углу и от середины правой стороны к центру.

Последующие упражнения дети выполняют в увеличенной в несколько раз клеточке. Для этого педагог раздает школьниками листы белой бумаги, на которых изображены клеточки-квадратики. Сторона такого квадрата составляет 4–6 клеточек.

Упражнение 5

В квадрате поставь точки в верхнем правом углу, посередине верхней стороны, посередине нижней стороны и в нижнем правом углу. Проведи красную линию от верхнего правого угла к середине верхней стороны, затем к середине нижней стороны и к нижнему правому углу.

Какую букву ты нарисовал? Какие слова начинаются с этой буквы? Какие заканчиваются на эту букву? В каких словах эта буква стоит в середине слова?

Подобные упражнения можно проводить со всеми буквами алфавита.

Примечание . В буквах Д, Ц, Щ, Ё некоторые части дорисовываются за пределами квадрата.

Мы научились писать буквы внутри клеточек-квадратиков. А теперь будем писать целые слова.

Упражнение 6

В первом квадрате проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней, затем к верхнему правому углу и к нижнему правому углу. Во втором квадрате проведи линию от середины левой стороны к центру квадрата, затем к середине верхней стороны, далее к верхнему левому углу и к нижнему левому углу. В третьем квадрате проведи линии от верхнего правого угла к центру клеточки, затем к середине нижней стороны, от верхнего правого угла к нижнему правому углу. Из центра квадрата к середине правой стороны.

Назови буквы, которые у тебя получились. Прочитай все слово. А как зовут тебя? Как зовут твоих родителей? Какие еще имена ты знаешь?

Аналогичные упражнения проводятся при написании других слов.

Мы научились писать слова внутри клеточек-квадратиков. Теперь будем писать целые предложения.

Примечание . При написании букв можно использовать разные варианты их расположения в квадратике и разные варианты их написания.

Мы научились писать буквы, слова, целые предложения, а теперь будем учиться писать цифры в квадратиках-клеточках.

Упражнение 7

Проведи линию красного цвета от центра квадрата до верхнего правого угла и затем к нижнему правому углу. Какую цифру ты написал? Какие цифры ты еще знаешь?

Аналогично проводится выполнение заданий для написания других цифр.

Так пишутся цифры на конвертах, когда мы обозначаем индекс.

Мы научились писать цифры, а теперь будем рисовать в квадратиках-клеточках предметы окружающего мира. При выполнении этих заданий можно дорисовывать недостающие части предметов как в квадратике, так и вне его.

Упражнение 8

Проведи линию зеленого цвета от середины левой стороны квадрата к середине верхней стороны и к середине правой стороны, затем к середине левой стороны. Проведи линию зеленого цвета от нижнего левого угла к центру, от центра к нижнему правому углу и к нижнему левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку.

Почему елочку называют вечнозеленой? Какие загадки ты знаешь про нее? Назови другие деревья, которые ты знаешь. Какой праздник не обходится без елочки?

Упражнение 9

Проведи синюю линию от середины правой стороны к середине левой стороны, затем к середине верхней стороны и к середине нижней стороны, потом к середине правой стороны.

Дорисуй бабочке голову, туловище, усики и раскрась ее. Где ты видел бабочек? Каких бабочек ты знаешь?

Аналогично выполняются задания по рисованию других предметов.

Теперь мы научимся делить клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части.

Упражнение 10

В тетради обведи ручкой 4 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой. Во второй проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней стороны. В третьей клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу. В четвертой клеточке проведи линию от верхнего правого угла к нижнему левому углу.

Каждую из этих клеточек мы разделили на 2 равные части?

Упражнение 11

В тетради обведи ручкой 2 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой стороны и линию от середины верхней стороны к середине нижней. Во второй клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу и от верхнего правого угла к нижнему левому углу.

Эти клеточки мы разделили на 4 равные части.

Следующее упражнение дети выполняют на листочках бумаги, где уже нарисованы клеточки-квадратики.

Упражнение 12

а ) Раздели квадраты на 2 неравные части различными способами.

б ) Раздели квадраты на 3 неравные части.

в ) Раздели квадраты на 4 неравные части.

Примечание . Все упражнения, описанные выше, можно выполнять коллективно на доске, где будут заготовленны клеточки-квадратики. Например, при рисовании буквы дети поочередно выходят к доске, и, по указанию педагога, в квадратике мелом отмечают опорные точки, а затем проводят заданные линии, соединяя точки. После этого все вместе читают нарисованную букву. Наибольший эффект достигается при сочетании индивидуального и коллективного выполнения заданий.