Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками. Конспект виртуальной экскурсии с использованием ИКТ «Путь к звездам

Татьяна Белова
Конспект виртуальной экскурсии с использованием ИКТ «Путь к звездам»

Конспект экскурсии .

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию . Она называется «Путь к звездам » .

Давайте рассмотрим солнечную систему. (Далее по слайду) .

Планеты вращаются вокруг собственной оси и в то же время двигаются вокруг солнца.

Для исследований в космосе, люди конструируют различные летательные аппараты : космические зонды, искусственные спутники для астрономических и метеорологических наблюдений и т. д.

Галактика образована совокупностью миллиардов звезд , звездной пыли и газов . Галактика настолько огромна, что трудно представить ее размеры.

11-12 слайд.

Древние римляне видели в Млечном Пути широкий белый путь , пересекающий небо, и считали, что это чудо образовалось благодаря воле их богов. Происхождение Млечного Пути они приписывали Юноне – богине неба. Их легенда гласит, что, когда Юнона кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали, и превратившись в звезды , образовали в небе Млечный Путь .

Наша солнечная система принадлежит к Млечному Пути.

13-14 слайд.

Что мы можем видеть с земли невооруженным глазом?

Комета – это глыба льда. Когда она приближается к солнцу, от ядра начинают отделяться твердые частицы и газы, которые образуют ореол или яркий блеск, называемый хвостом кометы.

Метеориты представляют собой крупные камни, падающие на Землю или другие планеты. Эти остатки каменных глыб разбиваются при столкновении с атмосферой, и их частицы нагреваются настолько, что становятся раскаленными. Многие из этих частиц плавятся или испаряются, поэтому большая их часть не долетает до земной поверхности или превращается в пыль.

Кроссворд.

1. Как называется громадное скопление звезд , планет, космических тел (ГАЛАКТИКА) .

2. Огромные глыбы льда, окруженные газом или космической пылью. Когда они приближаются к солнцу, у них образуется пылающий хвост (КОМЕТА) .

3. Древний ученый, сделавший много открытий и изобретший телескоп (ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ) . По щелчку

4. Планета, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку (УРАН) .

5. Внимание на экран (МАРС) . По щелчку.

7. Планета, окруженная двумя широкими кольцами (САТУРН) .

Почитайте фамилию первого космонавта.

ГАГАРИН, ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1934-1968, советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. 12 апреля 1961 Ю. А. Гагарин на космическом корабле "Восток", созданном в опытно-конструкторском бюро С . П. Королева, стартовал с космодрома Байконур и совершил первый космический полет, облетев земной шар за 108 минут и благополучно вернувшись на Землю.

Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г. Серпухов

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

ИКТ занимают достойную нишу в нашем дошкольном учреждении. Сегодня вы могли видеть небольшой фрагмент использования такого цифрового образовательного ресурса, как виртуальная экскурсия.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения.

В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
  • Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.
  • Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.
  • Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.

Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:

  • большого профессионального мастерства,
  • умения владеть собой в незнакомой обстановке,
  • держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии) .

Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.

В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:

  • определение цели и задач экскурсии;
  • выбор темы;
  • определение источников экскурсионного материала;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка текста экскурсии;
  • определение техники ведения виртуальной экскурсии;
  • показ экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20.

Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.

Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии.

Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

В работе с детьми я использую такие виртуальные экскурсии:

  • на Бабаевскую фабрику, экскурсия называется «Энциклопедия шоколада» www. babaevskiy. ru/virtur/;
  • по музею паровозов rzd. ru/steams/;
  • по территории Московского Кремля и Большому Кремлевскому дворцу tours. kremlin. ru/#/ru&1_5;
  • по международной космической станции www. nasa. gov/externalflash/ISSRG/index. htm;
  • по центру подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина www.gctc. ru/main. php? id=152;
  • по залу химии в Политехническом музее dem-media. com;
  • по аптеке – музею во Львове (Украина) www. priglyadis. ru/6025 и др.

Так же в образовательной деятельности я пользуюсь и другими видами ЦОРОВ (цифровых образовательных ресурсов) : презентации, видеоролики, электронную библиотеку, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

В образовательной деятельности я применяю материалы электронной библиотеки по темам:

  • времена года;
  • мир живой природы;
  • солнечная система;
  • вода – источник жизни;
  • полезные ископаемые;
  • воздух – невидимка и др.

Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.

Описание опыта работы

«Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса»

МБОУ СОШ № 7 «с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дзержинска Нижегородской обл.

г. Дзержинск 2014г.

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса

Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. На экскурсии учащиеся учатся: 1)ориентироваться на местности 2)наблюдать 3)сравнивать 4)видеть нужные объекты 5)находить примеры взаимосвязи организма друг с другом и условия окружающей среды Биологические экскурсии давно и прочно вошли в практику, так как они имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью можно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Но проведение экскурсий порой сопряжено с определенными неудобствами. Ведь достаточно часто в условиях города сложно выбраться на экскурсию для непосредственного наблюдения за живой природой в естественных условиях. С внедрением новых информационных технологий в процесс образования, выход из этой ситуации оказался прост – это создание виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – воображаемое посещение изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. У виртуальных экскурсий есть свои плюсы и минусы, однако их использование на уроке и во внеурочной деятельности, позволяют педагогу выполнять поставленные задачи. Возможно понятие «виртуальная экскурсия» в скором времени может прочно укрепится в методике преподавания. Виртуальная экскурсия представляет собой объемный информационный проект, требующий сбора и ознакомления информации, анализа и обобщения фактов, разработки презентации. Обеспечить работу над виртуальной экскурсией позволит погружение в проект, организация и осуществление деятельности учащимися, презентация проекта. Структура виртуальной экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий. Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. При этом учитывается наличие необходимого оборудования: мультимедийный проектор, ЭОР. Также при подготовке к экскурсии можно использовать такие источники информации, как школьная библиотека, Интернет, краеведческий музей. Методический подход проведения и организации экскурсии учитель может выстраивать в традиционной форме или по разному: 1)самостоятельная работа учащихся с использованием ЭОР, учитель руководит их деятельностью, консультирует; 2)учитель сам раскрывает содержание экскурсии, а затем организует самостоятельную по заданиям; В конце проводится отчет об экскурсии. Учитель правильно оценивает, вносит коррективы. В заключении проводится беседа с анализом. Например, особенно большой интерес вызывает у учащихся виртуальная экскурсия на тему «Лес- богатство человечества». Следующий кадр после обозначения темы показывал правила поведения в природе. Далее кадры знакомили с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождался голосами птиц, шумом крон деревьев. Меняя кадры ученики как бы передвигались по лесу от объекта к объекту в естественной среде. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создавала эффект присутствия. От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, то есть возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе. Интерактивный видеоролик отличается от обычного тем, что его можно остановить в любую секунду и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащийся, управляя курсором, может приближать различные объекты, поворачиваться вокруг оси, наклоняться или поднимать глаза, и в соответствии с его действиями меняется картинка на экране. Создание полноценной виртуальной реальности предполагает использование дорогостоящих средств мультимедиа, но можно ограничиться и имеющимися компьютерными возможностями. Безусловно, после виртуальной экскурсии необходимо провести реальную экскурсию в природу (лес, парк, на территорию школы) с выполнением тех же заданий, но непосредственно в природе. И хотя виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей, все же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить изученное, рассмотреть то, что в живой природе рассмотреть сложно (полет птицы, рост растения). В любом случае, применение средств ИКТ на уроке- экскурсии позволяет проводить увлекательный и познавательный урок биологии, как для учащихся, так и для самого учителя.

Список литературы

1 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: Просвещение, 1979.-285 с. 2 Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. -М.: Просвещение, 1993.- 224с. 3 Пономорева И.Н. Общая методика обучения биологии: - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-272с.

Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве

Н. А. Никитина,

г. Междуреченск, Кемеровская обл .

Широкие возможности для воспитания школьников предоставляет музейная педагогика, которая располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейной педагогике относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Детям должно быть интересно знакомство с историей города и страны, культурой, традициями, поэтому задача педагога преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Музейная педагогика призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования, виртуальные экскурсии. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях .

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Виртуальные экскурсии дают педагогам возможность творчески подойти к образовательному процессу. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности развивает интерес ребенка к образовательному процессу; развивает умение и навыки работы с информационными ресурсами; способствует эффективному управлению внимания учащихся; активизации познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.

Основными преимуществами являются:

    доступность – возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат.

Интернет есть в каждой школе и во многих кабинетах интерактивные доски, поэтому, не выходя из школьного кабинета можно в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.

    «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В Интернете есть много познавательных сайтов, с которыми необходимо знакомить ребят. Организовать это можно очень интересно, например, с помощью проведения виртуальных экскурсий, как формой организации учебно-воспитательной деятельности родственной традиционной экскурсии. Не всегда у нас есть возможность побывать в других странах и полюбоваться их достопримечательностями. Но, благодаря специальным интернет-сервисам, посетить знаменитые музеи и памятники искусства можно не выходя из дома. Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, не самоцель; она входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому ее планированию уделяется пристальное внимание и тщательная организация.

При подготовке виртуальной экскурсии для урока или классного часа придерживаюсь следующего плана:

1) выбираю ее объект,

2) выясняю его образовательное значение, знакомлюсь с ним, определяю содержание, цели и задачи экскурсии,

3) сообщаю ребятам тему экскурсии, знакомлю их с тематической лексикой, даю краткую информационную справку о «месте проведения» экскурсии,

4) разъясняю порядок дальнейшей работы, подведения итогов; уточняю индивидуальные и групповые задания.

Одним из ресурсов, используемых мною в учебно- воспитательном пространстве, является портал культурного наследия России, размещенного по адресу: , который дает возможность посетить 199 мест нашей необъятной Родины. Это места, что отзываются в сердце каждого россиянина, и куда хочется возвращаться снова и снова. Виртуальные туры, позволяющие в режиме реального времени отправиться практически в любую точку России, в ее культурные центры, напоминают о том, что наша страна была и остается великой державой, и русская духовность, русское слово, русская культура – не просто красивые слова. Это символы России – наше культурное наследие, истоки нашей культуры.

Выбираем место, тему, которая нас интересует, это может быть исторический музей, или выставка, музей-усадьба, академия художеств и многое другое, и отправляемся в путешествие.

Учитель сам выбирает сопутствующие формы заданий и контроля.

Самой интересной и запоминающейся экскурсией для учащихся моего класса стала виртуальная экскурсия в Архангельский музей «Малые Карелы» на странице сайта . Здесь мы заглянули в русские избы, познакомились с разнообразием их форм. Двух одинаковых не найдешь, каждый хозяин хотел выделиться. В этом нетрудно убедиться, сравнив крестьянские и купеческие избы, которых очень много перевезли в Малые Корелы. Другая характерная черта северных домов – их размеры: избы монументальные, похожие на небольшие замки, высокие и просторные. Иногда две избы соединяли в одну так, чтобы и разросшаяся семья, и вся скотина находились под одной крышей. В такой избе легче пережить долгую суровую зиму.

После этой экскурсии многие ребята в классе, провели вечер с родителями, вновь посещая удивительные места России и обсуждая увиденное.

Проведение виртуальных экскурсий с использованием портала культурного наследия России сделает классные часы и уроки литературы, истории, географии, музыки и изобразительного искусства незабываемыми и увлекательными.

Литература

    Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения/ А. В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – №3.

    Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/ Б. П. Сайков.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.