Упражнения по русскому языку 4

В мален?кой шведской д…р…вушке ж…л мал?чик по имени Нильс. С виду мал?чик как мал?чик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал в…рон и л…вил двойки. В л…су Нильс разорял птич?и гнёзда. Гусей во дв…ре дразнил, кур г…нял, в к…ров бросал камни, а к…та дёргал за хвост, будто хвост --- это верёвка от дв…рного к…локол?чика.

Так прож…л он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.

  1. Запиши номера слов, в которых пропущены звонкие согласные.
  1. доро(ж,ш)ка 2. ша(б,п)ка 3. берё(з,с)ка

4. заря(д,т)ка 5. хру(б,п)кий

1. рыбак 2. подруга 3. подарки

4. прохлада 5. поливка

1. 6, 9 2. 5, 6 3. 5, 9

5. Найди словосочетание, в котором подчёркнутое имя существительное стоит в дательном падеже.

1. жил в деревушке 2. мальчик по имени 3. считал ворон

Вариант 3.

Задача 1.

В аквапарке купались 72 ребёнка, а взрослых -- в 3 раза меньше.

На сколько больше купалось в аквапарке детей, чем взрослых?

Задача 2.

На рынок привезли 700 кг овощей. Огурцов было 140 кг, помидоров в 2 раза больше, чем огурцов, а остальное -- капуста. Сколько килограммов капусты привезли на рынок?

№ 3.

3907 + 49198 60104 - 23579 6486 9

457963 + 263789 920430 - 46578 70800 6

Предварительный просмотр:

Вариант 2.

  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Мушка.

Однажды Люда прин…сла д…мой мален?кую ч…рную с…бач?ку. С…бач?ка была грязная, худая и хр…мала на переднюю ла…ку. Когда Люда пус?тила её на пол, Мушка поджала под себя б…л?ную ла…ку и со страхом оглядывалась по ст…р…нам.

Вообще Мушка была очень забавная с…бач?ка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она ж…ла на улице, её ч…сто об…жали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего б…ит?ся.

2. Запиши номера слов, в которых пропущены глухие согласные.

1. тру(б,п)ка 2. ни(д,т)ка 3. пого(д,т)ка

4. кры(ж,ш)ка 5. фиста(ж,ш)ка

3. Запиши номера слов, состав которых соответствует схеме:

1. котёнок 2. дорога 3. барабанщик

4. мышка 5. морской

4. Прочитай первое предложение текста списывания. Какими по счёту стоят слова, являющиеся главными членами предложения? Запиши номер правильного ответа.

1. 3, 7 2. 3, 4 3. 2, 3

5. Найди словосочетание, в котором имя существительное стоит в творительном падеже 1. принесла собачку 2. жила на улице 3. оглядывалась со страхом

Вариант 2.

Задача 1.

В оздоровительном лагере отдыхало 84 ребёнка, а вожатых на 77 человек меньше. Во сколько раз меньше в лагере отдыхало вожатых, чем детей?

Задача 2.

В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?

№ 3.

5406 + 28796 40302 - 16578 7483 8

369475 + 156798 720320 - 46947 60300 7

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Утро было прохладное. (Над)в…дой (под)нимался туман. Т…жёлая р…са клонила (к)з…мле лис?т?я тр…вы. (До)н…сился томител?ный и милый гол…с кукушки. Птичий гомон покорил л..сника. В такую минуту хотелос? забыть обо всём и слушат? гол…с природы.

  1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Вариант 2.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  1. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова.

Вариант 2.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(На) лугу (за)з…л…нела м…л…дая тр…ва. Вес…ло (по)глядывают (по)ст…р…нам первые цв…ты. Вес? пригорок усыпан сиреневыми к…моч?ками (под)снежников. Ослепител?но бл…с?тит (на)со…нце луж…ца. Из неё п?ют птицы. Над ней в в…сёлом танце кружат бабоч?ки.

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
  2. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова.

Вариант 1. 1 класс

Наши рощи.

Хорош… наш… рощи. Красивы там берёзы . Скол…ко в рощ…х птиц!

Стуч…т пёстрые дятлы . Крич…т грачи. А как свищ…т синицы! Люди ч…сто ходят в рощ… слушать пение птиц.

Пальто, стройка, мальчик, Евгений, орех, весёлый, лось, суббота, змеи.

3. Записать данные слова – названия спортивных игр в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис, гандбол.

Вариант 2.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Два товарища.

Ученик Юра Ч…йкин решал задач… . Задач… была трудная. Пришёл Слава Щ…кин. Стали решать вместе. И задач… у друзей вышла. Так Слава помог товарищ… .

-- в выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

2. Списать слова, разделив их для переноса.

Урожай, двойка, ёжик, письмо, герои, попугай, сумма, Илья, малина.

3. Записать названия видов транспорта в алфавитном порядке.

Троллейбус, машина, автобус, самолёт, вертолёт, поезд, катер, метро.

Вариант 3.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

В лесу.

Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стуч…т дятлы. Они ищ…т себе пищ… под корой. Крич…т иволги. Трещ…т сороки. И в каждом гнёздышке птенцы . Они пищ…т, пищ… просят.

-- в выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

2. Списать слова, разделив их для переноса.

Тополь, рябина, клён, пальма, ива, чайник, змея, ольха, ясень.

3. Записать данные слова – названия растений в алфавитном порядке.

Капуста, огурец, абрикос, вишня, ежевика, картофель, лук, апельсин, лимон.

Парта, линейка, книга, тетрадь, учебник, глобус, мел, карандаш.

5. Придумать и записать пять слов, состоящих из трёх слогов.

6 . Придумать и записать пять слов с ударением на первом слоге.

4.Списать слова. Поставить знак ударения. Подчеркнуть ударные слоги.

Малина, вишня, дуб, тополь, черёмуха, земляника, ель, сосна.

5. Придумать и записать пять слов, состоящих из двух слогов.

6. Придумать и записать пять слов с ударением на втором слоге.

4.Списать слова. Поставить знак ударения. Подчеркнуть ударные слоги.

Корова, медведь, лось, лисица, поросёнок, волки, собака, курица.

5. Придумать и записать пять слов, состоящих из одного слога.

6. Придумать и записать пять слов с ударением на третьем слоге.

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

  1. коньки, ели.
  2. Разобрать по составу слова: травка, прочитали, переход.

Вариант 2.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В)л…су тиш… . Од…нокие з…л…тые л…сточ?ки в…сят на б…рёзе. (С)молкли птич?и г…л…са. Мы под?езжаем (к)р…ке (к,К)убань. Она выпр…милась и стала ш…ре. (От)м…розов тра…ка у б…регов (за)вяла и опус?тилась (на)дно реч?ки.

2 . Произвести полный разбор второго предложения.

3. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

4. Произвести фонетический разбор слов: деньки, Зоя.

5. Разобрать по составу слова: перелёт, дорожка, выбежала.

Вариант 1.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(На)ступают осен(н)ие дни. Грус…ный ви… (у)природы. З…мля оделас? сухими лис?т?ями. Вет…р н…сёт л…сточ?ки (по)тр…пинкам (на)опу…ку леса. Между д…рев?ями прот…нулись нити лё…кой паутины. (В)м…розные дни лис?тики в…сят жёсткие и хру…кие.

  1. Произвести полный разбор третьего предложения.
  2. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
  3. Произвести фонетический разбор слов: коньки, ели.
  4. Разобрать по составу слова: травка, прочитали, переход.

Повторение. Вариант 1.

  1. Спишите текст.

Хорош русский лес ранней весной! (… , …) Гибкие ветки берёз покрыты смолистыми почками. Свежий ветерок бежит от берёзки к осинке. В необъятном небе красуются гигантские сосны. Идёшь и слышишь жужжание пчёл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отметь слово, в котором отсутствует суффикс -ик :
  1. зонтик 2) крик 3) лучик 4) дождик
  1. Отметь неоднокоренное слово:
  1. частота 2) частичный 3) частица 4) часть
  1. река – репа 2) пруд – прут 3) слово – слава 4) палка – балка
  1. Разбери по составу:

подводник игрушка перевал

  1. Отметь слово, в котором букву безударного гласного в корне нельзя проверить ударением:
  1. кр…чать 2) б…лизна 3) р…кета 4) в…лнение
  1. Найди слово, в котором вторая буква обозначает согласный мягкий звук:
  1. ответ 2) огоньки 3) ошибка 4) участие
  1. Отметь слово с нулевым окончанием:
  1. братишка 2) столовая 3) озеро 4) пол
  1. Впиши буквы в словах (глаголах):

ты убега…шь, он прыга…т, мы листа…м

  1. Отметь слово, в котором есть приставка на- :
  1. надежда 2) наклейка 3) надпись 4) нарцисс
  1. Отметь пару слов, которые не различаются по произношению:
  1. лук – лак 2) лук – луг 3) кит – кот 4) блин – клин
  1. Отметь слово с приставкой, которая не может быть предлогом:
  1. подснежник 2) выстрел 3) залетел 4) убежал
  1. Укажи род, число, падеж имён существительных:

о братике - ____________________ ; на улице - _________________________;

у театра - ____________________ ; по степи - __________________________ .

  1. Выпиши из предложения одно словосочетание.

На деревцах набухают смолистые почки.

Повторение. Вариант 2.

  1. Спишите текст.

Утренние часы скоро кончатся. Наступит июньский полдень. Мы возвращаемся из леса и отдыхаем. Ярко светит летнее солнце и слепит глаза. (… , …) Их невольно зажмуришь и направишь взгляд в сторону.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отметь слово, которое состоит из корня, приставки, суффикса, окончания:
  1. белочка 2) победа 3) разведка 4) опушка

3.Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков:

  1. каюта 2) стульчик 3) яхта 4) синяя

4.Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв:

  1. льдина 2) ёжик 3) пить 4) дуб

5.Отметь пару слов с неверным проверочным словом:

  1. дождливый – дождь 2) преподаватель – дать

3)свистеть – свист 4) увлекательно - увлечь

6.Отметь слово, в котором букву безударного гласного в корне нельзя проверить ударением:

1)заколоть 2) смешить 3) закалить 4) корзина

7. Разбери по составу:

подснежник травушка полёты

8. Отметь слово с приставкой о-:

1) остров 2) осина 3) осмотр 4) открыть

9.Впиши буквы в словах (глаголах):

они отправ…лись, мы игра…м, он лов…т

10.Отметь слово, в котором есть приставка по- :

  1. подарок 2) подгрёб 3) порошок 4) залез

11.Отметь пару слов, которые не различаются по произношению:

  1. друг – вдруг 2) лес – лось 3) изморозь – изморось 4) ложка – кошка

12.Отметь слово с приставкой, которая не может быть предлогом:

  1. повозка 2) выход 3) заплыл 4) ушёл

13.Укажи род, число, падеж имён существительных:

под берёзой - ____________________ ; на пне - _________________________;

к сторожке - ____________________ ; в тени - _________________________ . 14.Выпиши из предложения одно словосочетание.

Упали на землю тяжёлые капли.

____________________________________________________________________


Четвертое задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников правильно ставить ударение в различных словах. За правильное его выполнение можно получить один первичный балл; для этого нужно выбрать слово с неверно поставленным ударением. Постановка ударения нередко вызывает трудности даже у взрослых и образованных людей – орфоэпическая норма не всегда совпадает с привычным для нас вариантом произношения.

Для того чтобы верно выполнить данное задание, необходимо приложить некоторые усилия при подготовке. Помогут в этом приведенные ниже правила.

Теория к заданию №4 ЕГЭ по русскому языку

В глаголах, которые кончаются на «-ить», ударение падает на окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):

  • включить – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
  • звонить – звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
  • облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
  • укрепить – укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
  • одолжить – одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
  • вручить – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
  • приручить – приручИшь, приручИт, приручИм, приручИте, приручАт;
  • щемить – щемИт;
  • накрениться – накренИт.

Исключения, в которых ударение не падает на окончание: опОшлить, освЕдомиться .

В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание «а»:

  • бралА (бралАсь), убралА (убралАсь), понялА, сорвалА, обогналА, началА, навралА, ушлА

Исключения: глаголы прошедшего времени с приставкой «вы» - ударение в них переходит на приставку, а также следующие слова: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла .

В кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение также падает на окончание:

  • занятА, созданА, снятА, заселенА

В глаголах, образованных от прилагательных, ударение падает на «-ить»:

  • легкий – облегчИть
  • глубокий – углубИть
  • сложный – усложнИть

Исключение: злой – озлОбить .

В действительных причастиях прошедшего времени, в которых есть суффикс «-вш-», ударение падает на гласную перед этим суффиксом; то же правило действует для деепричастий:

  • начАвший, понЯвший, завершАвший, скучАвший
  • начАв, понЯв, завершАв, отдАв, прибЫв

Исключение: исчЕрпав .

В следующих словах ударение падает на приставку:

  • изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый

Ударение не падает на корень «-бал-», поэтому:

  • избалОванный, баловАть, балУясь, балОванный, набаловАть

В причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса «-ённ-», ударение падает на данный суффикс в краткой форме мужского рода, а в краткой форме женского и среднего родов переходит на окончание:

  • отключённый – отключЁн – отключенА – отключенО
  • повторённый – повторЁн – повторенА – повторенО
  • приручённый – приручЁн – прирученА – прирученО
  • заселённый – заселЁн – заселенА – заселенО
  • включённый – включЁн – включенА – включенО

В существительных иностранного (в основном французского) происхождения ударение падает на последний слог:

  • жалюзИ, партЕр, бюрО, жюрИ, еретИк, диспансЕр, квартАл, некролОг

В отглагольных существительных ударение обычно совпадает с ударением в исходном глаголе:

  • обеспЕчить – обеспечЕние
  • НО провОдит газ – газопровОд

Однако: облегчИть – облегчЕние .

В следующих словах ударение является фиксированным и во всех падежах остается на корне:

  • аэропОрт – аэропОрты
  • шАрф – шАрфы
  • тОрт – тОрты
  • крАн – крАны
  • бАнт – бАнты

Ударение падает на приставку «за-» в таких словах, как:

  • зАгодя, зАтемно, зАсветло

Важно помнить, что это правило не применяется для слова завИдно .

Ударение падает на приставку «до-» в таких словах, как:

дОверху, дОнизу, дОсуха.

Важно помнить, что это правило не применяется для слов докраснА, добелА, донЕльзя .

Также нужно запомнить ударение следующих слов:

  • красИвее, красИвейший, слИвовый, кУхонный

Алгоритм выполнения задания

  • Внимательно читаем задание.
  • Мысленно произносим слова, предложенные в вариантах ответа, ставя ударение на разные слоги.
  • Слова, в которых ударение стоит правильно, не берем во внимание.
  • При сомнениях, вспоминаем правила постановки ударений в словах русского языка и исключениях их этих правил.
  • Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №4 ЕГЭ по русскому языку

Четвертое задание демонстрационного варианта 2018

  1. нажИвший
  2. Отрочество
  3. жилОсь
  4. вернА
  5. взЯлась
Алгоритм выполнения:
  • НажИвший – ударение поставлено верно, в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- ударение падает на гласную перед этим суффиксом; Отрочество – верно, нужно запомнить; жилОсь – верно, в глаголах прошедшего времени ударение ставится на окончание; вернА – ударение поставлено верно, так как в кратких прилагательных ударение ставится на окончание.
  • Сомнения вызывает последнее слово: взЯлась или взялАсь? Вспоминаем правило: в глаголах 3 лица женского рода ударение падает на окончание. Значит, ударение стоит неправильно.

Ответ: взялась.

Первый вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. обогналА
  2. занятА
  3. корЫсть
  4. облЕгчит
  5. влилАсь
Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Согласно правилу о глаголах женского рода прошедшего времени ударение в первых двух словах поставлено верно; то же относится и к варианту под номером 5. Ударение в слове «корысть» также стоит правильно, его нужно просто запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Ошибочным является вариант 4; это подтверждается и правилом о глаголах с окончанием инфинитива на «-ить-» - правильное ударение в этом слове стоит на букве «и». Итак, ответ – облегчит.

Ответ: облегчит.

Второй вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. нЕдуг
  2. ободренА
  3. плодоносИть
  4. свЁкла
  5. налитА
Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Ударение в слове под номером 2 поставлено верно, по правилу о кратких причастиях прошедшего времени, образованных от слов с суффиксом «ённ»: ободрённый – ободренА. В слове под номером 5 также все правильно: это – страдательное причастие женского рода прошедшего времени, ударение в котором падает на окончание. В слове под номером 4 ошибки в ударении нет: в словах с буквой Ё ударение часто падает именно на неё. То, в слове «плодоносить» ударение падает на «и», нужно просто запомнить
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает слово недуг. Нужно запомнить, что ударение в нем падает на букву У. Следовательно, это и будет правильным ответом.

Ответ: недуг.

Третий вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. тортЫ
  2. положИл
  3. докумЕнт
  4. приручЁнный
  5. освЕдомишься
Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • ПоложИл – ударение стоит верно, в глаголах на -ить ударение падает на И, докумЕнт – слово нужно запомнить, прирученнЁнный – в причастиях прошедшего времени с суффиксом -ённ- ударение падает на этот суффикс, освЕдомишься – слово нужно запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает тортЫ. На самом деле, правильное ударение в нем – тОрты. Это нужно запомнить.

Ответ: торты.

Получается, что для уверенного знания правил постановки ударений в русском языке нужно периодически заглядывать в орфоэпический словарь; мы приводим такой словарь, в котором собраны слова, использующиеся для составления вариантов ЕГЭ.

Русский язык. 4 класс . Упражнения на повторение. Ф. ___________________

    Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

    Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, ис че…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

    Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

- Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

    Спиши стихотворение Льюиса Кэрролла. Над каждым, словом определи часть речи.

Бармаглот. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

    Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

На п…лян… ст…яла од…нок…я р…бина. Она т…нулась (к)небу. Зимн…. пич…… ки (с)ярк…м …п…рен…ем (под)л…тали к р…бин… . Сн…гири и с…ницы медл…….о нач…ли кл…вать крупные яг…ды. (На)бел…й скат…рт… снега по…вились первые сл…ды.

    «Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

    Вставь, где нужно, ь.

Ковш…, суш…, хрящ…, ландыш…, врач…, роскош…, меч…, калач…, плач…, мелоч…, экипаж…, пляж…, чертёж…, дрож…, молодёж…, плющ…, сторож…, стриж…, мыш…, меч…, доч…, шалаш…, ноч…, ёрш…, глуш…, Тиш…, камыш…, плащ…, луч…, лещ…, чертёж…, ключ…, багаж…, гараж…, упряж…, карандаш…, товарищ…, мяч…, обруч…, рож…, дич…, малыш…, помощ…, богач…, реч…, лож…, чиж…, борщ…, теч…, манеж…, трубач…, вещ…, ковш…, бреш…, залеж… .

    Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

    Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Соседнее селение - ближнее, далёкое , веселый мальчик - …, …, холодный воздух - …, …, пасмурный день - …, …, огромный дом - …, …, робкий ответ - …, … .

    Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

    Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

    Синтаксический разбор предложения.

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

    Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

    Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

    Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

    Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

    Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.


Мальцева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 54 имени Ю. А. Гагарина
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса
Дата публикации: 20.07.2017
Раздел: начальное образование

Орфография

1. Непроизносимые согласные в корнях слов

1. Запиши слова с непроизносимыми согласными и без них в два

столбика.
Небес_ный, трос_ник, ненас_ный, здра_ствуй, желез_ный, влас_ный, ужас_ный, со_нце, парус_ный, напрас_ный.
2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми

согласными.
1)_____________ матери лучше ______________ греет. 2) Беда _______________ в его зависти. 3) Человек трудолюбивый – самый _______________ .
Слова для справок: со_нца, счас_ливый, сер_це, завис_ника.

3. Запиши, заменяя выделенные слова близкими по значению словами с

непроизносимыми согласными.
Весёлый человек -_____________________ ,знаменитый поэт - ________________________ , красивый цветок - __________________ , огромное здание - __________________ .
Самостоятельная работа

4. Образуй и запиши однокоренные слова с непроизносимыми

согласными.
Звезда - _____________ , доблесть - ____________ , грусть - ______________ , трость - ____________, честь - _________, место - ___________ , счастье - __________ .
5. Вставь непроизносимые согласные, где они нужны.

Ярос_ный, извес_ный, сер_це, любез_ный, тес_ный, прелес_ный, ужас_но, радос_ный, капус_ный, вкус_ный, крепос_ной, ус_ный, лес_ница, завис_ливый, гиган_ский.
2. Правописание приставок

1. Выдели приставки в словах. Как пишутся приставки со словами?
Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне старик мороз Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков)
2. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Выдели корень и приставку в словах.
Насыпь, вырез, заявка, подбить, запев, выход, полить, запах.
3. Допиши подходящие по смыслу приставки. Выдели корни и

приставки.
____летел ветер, ___шумели деревья. Вниз ___сыпались хлопья снега. ___глянула из дупла белочка. ____смотрела по сторонам и прыгнула на ветку.
4. Впиши безударные гласные в приставки. Выдели приставки.
Р_стаял, с_шёл, _т_двинул, з_глянул, п_р_сказал, н_мёл, п_гасил, пр_гулял, р_зговор, з_гадка, _твёртка, в_круг.
5. Запиши однокоренные слова с различными приставками.
Пишу – Бегу – Солю -

6. Запиши в два столбика слова с приставками и слова с предлогами.
(За)беру, (за)стеной, (на)кинул, (у)бежал, (от)ветра, (до)говор, (о)смотр, (о)книге, (без)воды, (за)мёрзнуть, (от)крыл.
3. Правописание приставок роз- (раз-), рос- (рас-)

1. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Сделай вывод, когда в приставке

пишется буква О, а когда А.
Роспуск, распустить, розыгрыш, розлив, разыграть, разливать.
2. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы в приставках. Выдели

букву С и с приставкой, заканчивающейся на букву З. Сделай вывод о

написании этих приставок.
Росписи, рассказ, разбить, разжечь, раздать, раскат, развить, растерять.
4.От данных слов образуй два новых слова: одно с приставкой С-, другое

с приставкой РАЗ- (РАС-). Выдели корень и приставку.
Делать, жечь, купить, шить, жать, крыть.
5. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни

орфограммы.
Рысь р_ _бежалась и перепрыгнула овражек. Вдали показались р_ _сыпи. Мороз р_ _рисует узорами окна домов. Р_ _светало, и небо становилось светлее. В долине р_ _ кинулось небольшое село. Р_ _данные
Дедом Морозом подарки очень понравились ребятам. Мы р_ _местились рядом с речкой.
4. Правописание приставок рас-, раз-, пре-, при-

Вставь пропущенную букву. Объясни написание орфограммы.
1. Ра_строить, ра_сердиться, ра_смотреть, ра_стёгивать, ра_парывать, ра_носить, ра_бирать, ра_водить, ра_молоть, ра_деть, ра_сада, ра_тереть, ра_саживать, ра_пробовать, ра_пить, ра_говаривать, ра_нимать, ра_жигать, ра_украшивать, ра_бить, ра_плата, ра_творить, ра_качать, ра_качегарить, ра_пилить, ра_грузить, ра_давить, ра_мыть, ра_дробить, ра_стояние, ра_колоть, ра_весёлый, ра_любезный, ра_несчастный, ра_прекрасный, ра_чудесный, ра_паковать, ра_плести, ро_ыгрыш, ро_сказни, ра_сказ, ра_ыграть, ра_свет, ра_огнаться, ра_топтать, ра_уться, ра_печатать, ра_бежаться, ра_толкать, ра_гневаться, ра_одеться, ра_да́ ть, ра_писа́ ние, ра_пи́ ска, ра_сы́ пать, ра_лива́ ть, ра_ы́ скивать, ра_же́ чь, ра_пусти́ ть. 2. Пр_бить, пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть; пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный, пр_увеличить, пр_забавный, пр_нести, пр_близиться, пр_открытый, пр_гореть, пр_коснуться, пр_ехать, пр_красный, пр_вокзальная; пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький, пр_летит, пр_клеить, пр_храбрый, пр_шил, пр_красный, пр_поднялся, пр_града, пр_строить, пр_рывать, пр_близиться, пр_поднять, пр_гладить, пр_хороший, пр_слоняться, пр_пасть, пр_брежный, пр_бежать, пр_везти, пр_морье, пр_вязать, пр_расти, пр_обрести, пр_встать, пр_сесть, пр_украсить, пр_гнуть, пр_задуматься, пр_крыть, пр_сильный, пр_неприятный, пр_длинный, пр_сытиться, пр_взойти, пр_старелый, пр_интересный, пр_ломить, пр_ступник, пр_градить.
5. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком

1. Вставь Ь или Ъ знак. Разбери слова по составу. Объясни написание

этих орфограмм.

Заш_ётоб_явитьнал_юраз_ярилсястул_яс_езжатьжил_ёвз_ерошенный
2. Вставь, где необходимо, Ъ.
Под_езд, под_резал, под_ехал, раз_яснил, от_резал, об_едки, с_ёмка, над_писал, в_летел, под_ём, над_рез.
Запиши слова в два столбика: с разделительным Ъ и без него.

3. Исправь ошибки. Запиши.
Разярённаяобезяна, журчанеручя, седаютлистя, обедатьсяваренем, шёт плате, вётсявюга.
4. Подбери однокоренные слова с разделительным Ъ или Ь.
Ясный - ____________ , Юра - ___________ , листок - ___________, ездить - __________, лить - _________, есть - ___________, пить - __________.
5. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разбери по

составу.
Не учи бездел_ю, учи рукодел_ю. Чтобы рыбкус_есть, надо в воду лезть. Весел_е – от всех бед спасен_е. Труд людей об_единяет. Не гони коня плет_ю на под_ёме в гору.

Строение слова

1. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.

2. Выдели в словах окончание, основу, корень. Определи, как

образовались вторые слова каждой пары. Как изменилось значение

слов?
Глаза – глазки; уши – ушки; хвост – хвостище; школа – школьный.
3. Прочитай, определи окончание, основу и корень в словах. Как

образовались слова? Как изменилось их значение?
Писать – написать, подписать, списать, выписать, дописать, переписать, записать, вписать.
4. Спиши, выбирая подходящие по смыслу приставки. Выдели их.
Женщина (по-, пере-, до-)садила зерно в цветочный горшок. Из зерна (про-, вы-, под-)рос цветок. Как он был (пре-, по-, на-)красен! Цветок (рас-, при-, от-)крылся. В самой чашечке сидела маленькая девочка. Её (про-, на-, пере-)звали Дюймовочка.
Корень слова, однокоренные слова

1. Найди однокоренные слова. Запиши ряды однокоренных слов, выдели

корень.

Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо, скрипеть, хлебец, озёрный, дубовый, скрип.
2.Выпиши группы родственных слов. Выдели в них корень.
 Смелый, решительный, отважный, храбрый.  Смелость, смелый, смело, осмелел.  Скорый, быстрый, проворный, стремительный.  Скорый, скорость, поскорее, скоро.
3. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка, печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг, враги.
4.Спиши. В однокоренных словах выдели корень.
Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой. За слонихой топал слонёнок. За лисицей крался лисёнок. За ежихой катился ежонок. За медведицей шёл медвежонок.

Морфология

1. Имя существительное как часть речи


Безопас_ный - …, бе_радос_ный - …, несоглас_ная - …, хвас_ливая - …, грус_ный - …, трус_ливый - … .
2. Определи к какой части речи относится каждое слово.
Красивый, красоваться, красота, красиво; далёкий, далеко, дальше, даль, дальний; сияющий, сиять, сияние; белый, белизна, белеть, белеющий, бело; холод, холодный, холодать, холодно, холода, холодеющий.
3. Запиши предложения. Выполни их синтаксический разбор. Определи

части речи.
Мы купили два куска душистого мыла. Валя мыла окно в комнате. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
4. Выбери слова и запиши их номера рядом с соответствующим

заголовком.
1) Кукла, 2) бег, 3)поросёнок, 4) тетрадь, 5)осень, 6)ласточка, 7) прыжок, 8) малыш, 9)Вася, 10)плач, 11)мама, 12) смех, 13) дом, 14)снег, 15)непогода, 16)ветер, 17)поход, 18)ягода, 19)салют, 20)плавание, 21)радость, 22)Катюша, 23)тишина. Предметы:______________________; живые существа:___________________________; явления природы:__________________________; события:____________________________; процесс, действие:________________________; отвлечённые понятия:___________________________ .

5. Запиши имена существительные в два столбика: в первый – имена

существительные, обозначающие признак предмета; во второй – имена

существительные, обозначающие действие предмета.
Смелость, поиск, смех, отвага, сев, красота, всесильность, уговор, азартность, краткость, дыхание.
6. Прочитай слова.
Разговор, путь, костёр, беседа, работа, ограда, дорога, пламя, труд, забор, ремешок, горе, ветер, пояс, битва, граница, несчастье, бой, рубеж, ураган.
Выбери из данных слов синонимы и запиши их парами. Подчеркни

имена существительные с абстрактным значением. С любой парой

составь два предложения и запиши их.

2. Изменение имён существительных по числам

вместе с проверочными.
Шлю_ка - …, скре_ка -…, ло_кость - …, лё _ кий -…, схва_ка -… .
2. Измени имена существительные по числам. Выдели окончания.
Образец: Звезда (ед. ч.) – звёзды (мн. ч.) Куст, лебедь, дерево, бревно, журавль.
3. Определи число имён существительных каждой группы. Попробуй

изменить число имён существительных. Сделай вывод.
1) Тетрадь, ягода, огурец, море, сверчок, медведь. 2) Молоко, сметана, золото, сахар, виноград, солома. 3) Ножницы, хлопоты, очки, ворота, каникулы, клещи.
4. Выпиши имена существительные, которые употребляются только во

множественном числе.

Палатки, брюки, рубашки, вилы, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, лыжи, плоскогубцы, ворота, листья, сумерки.
5. Выпиши имена существительные, которые употребляются только в

единственном числе.
Тень, чернило, книга, солнце, вещь, молоко, орех, рожь, вода, метро, нефть, хлопок.
6. Спиши, раскрывая скобки и вставляя имена существительные в

нужном числе. Выдели окончания. Укажи число существительных.
Это была странная комната. В ней ж_лиуд_вительные (вещ_) :с_ломенные (стул) и резиновые (мяч_), плюшевые (тигр) и старые (кукла). В пустых (к_робка) пос_лились (мыш_), а в книжных (полка) ютились (гном).
3. Род имён существительных

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

пропущенную букву. Запиши слова вместе с проверочными.
Напрас_ный - …, тес_ный - …, сер_це - …, грус_ный - …, наез_ник - … .
2. Запиши имена существительные в три столбика: в первый – имена

существительные мужского рода, во второй – женского, в третий –

среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие.
3. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Дождь, остров, конь, тень, куст, день. Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь. Земля, тайга, время, семья, родня, станция. Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

4. Заполни пропуски подходящими по смыслу именами

существительными, укажи их род.
Душистая ____________, жареный______________, тёплое______________, железная_______________, субботний_______________, дружный________________, известная______________, душистый________________, летучая___________________, топлёное________________, красное_________________,верный__________________.
5. Восстанови предложения. Укажи род имён существительных.
(Наступать, поздняя) вечер. (Запылать, алый) заря. (Сесть, жаркий) солнце. (Потемнеть, вечерний) небо.
6. Спиши, определи род имён существительных.
К беседке(), на столе(), в кровати(), на озере() , за дверью(), без вороны(), о дяде(), для кита(), для смеха(), вокруг дерева(), под шкафом(), на поверхности(), без пальто(), в страну(), про город(), по тропе(), навстречу солнцу() , из-за стены(), у мыши(), у папы(), с дубиной(), по лесу().
7.Из данных слов составь пословицы. Запиши их, укажи род имён

существительных.
1. Кормит, лень, портит, а, труд. 2. Почёт, рядом, труд, живут, и. 3. Труд, перетрут, терпенье, и, всё. 4. Лицу, скромность, к, всякому. 5. Птица, человек - , крыльями, дружбой, сильна, а.
8. Определи род имён существительных
Без зависти (), ради сестры(), из-за отметки(), от книги(), без отвёртки(), из мяса(), о железе(), перед уроком(), при школе(), по классу(), из кабинета(), о студенте(), для доктора(), без крови(), со стены(), под лошадью(), на
тепловозе(), в шкафу(), на сцене(), до дня(), перед началом().
4. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

вместе с проверочными.
Ги_кий - …, ро_кий - …, лё_кий - …, шля_ка - …, оши _ка - … .
2. Запиши слова, подчеркни мягкий знак, который не обозначает

мягкости согласных звуков.
Речь, день, рожь, шерсть, деревья, мышь, портфель, ночь, мощь, дождь.
3. Выпиши в два столбика имена существительные мужского и женского

рода.
Печь, пляж, тушь, молодёжь, нож, карандаш, упряжь, ландыш.
4. Определи род имён существительных. Запиши, вставив где это

необходимо мягкий знак в конце слов.
Стриж.., лож.., брош.., врач.., мелоч.., ключ.., лещ.., тиш.., богач.., скрипач.., вещ.., кирпич.., доч.., мяч.., луч.., дрож.., сыч.., мощ.., камыш.., хвощ.., рубеж.., падеж.., роскош.. .
5. Составь сочетания слов.
Кирпич.. (какой?) ______________ молодёж.. (какая?)________________ пляж.. (какой?)________________ багаж.. (какой?)___________________ полноч.. (какая?)_______________ морж.. (какой?)__________________ дич.. (какая?)__________________ дрож.. (какая?)___________________ плащ.. (какой?) ________________ мякиш.. (какая?)___________________ реч.. (какая?) ___________________ мыш.. (какая?)__________________ борщ..(какой?)_________________ камыш.. (какой?)_________________

6. Вставь нужные слова. Укажи их род.
Наступила __________ . ______________ человека не красит. Маш_нав_ехала в ____________ .Со_нцевыгл_нуло из-за _______________ . Первый _____________ со_нцаск_льзнул по д_рев-ям, и забл_стели крыши __________ .
5. Изменение имён существительных по вопросам

1. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл


На опушке леса растёт высокая сосна. Возле (сосна) _________ замер трусливый зайка. Под (сосна)___________ зарылся в старую хвою колючий ёжик. Юркая белка притаилась на (сосна)________ .
2.Из предложенных слов составь предложения, изменяя окончания.

Запиши получившиеся предложения, выделяя окончания.
В, берёзовая, грачи, роща, жил. Забрался, однажды, на, крыша, кот. Сирень, кусты, под, окно, зацвели.
3. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
Я рублю топор дровами. Митю ела каша. На берег реки стояла красивый дому.
4. Вставь пропущенную букву, там где это необходимо. Объясни свой

выбор.
Смерч.., реч.., плащ.., этаж.., рож.., полноч.., ковш.., мощ.., кулич.., нож.., помощ.., гореч.. .

5. Измени существительные по вопросам. Выдели окончания.

Что?
цветок
Кто?
коза
чего?___________________________кого?

_________________________

чему?__________________________ кому? _________________________

что?____________________________кого? _________________________

чем?___________________________ кем? _________________________

о чём?_________________________ о ком? _________________________

6. Спиши текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Поставь

вопросы к именам существительным. Определи падеж имён

существительных.
Т_кут (__) руч_и. Л_тят шумные стайки (__) скв_рцов. (__)Гр_чив_ют (__)гнёзда (__) (на) д_рев_ях. Л_тают и п_ют (__) птицы. (По)_вилас_ з_лёная (__) тра_ка. (__) (В) с_ду много (__) р_боты.
7. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы и подходящие

по смыслу предлоги. Определи и укажи падеж, род и число имён

существительных.
С_ёжился __ холода; перешёл __ речку; п_тляет __ дерев_ями; проб_вался __ л_ству; ост_новился __ домом; выгл_нуло __ тучки; грелись __ костра; по_вился __ куста; отдыхал __ полянке.
Слова для справок: от, сквозь, между, из-за, около, из-под, через, на,

перед.

8. Из данных слов составь предложения. Озаглавь получившийся текст.
1)В, было, весело, зоопарке, шумно, и. 2) Из, медведь, клетки, еды, выпрашивал, кусочки. 3) Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой. 4) Топал, слон, ногой. 5) Стоял, на, лось, холме. 6) Распушил, хвост, красивый, павлин, свой.

Спишите текст. Укажите род и число имён существительных.

9. Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Пол_ём, об_ёмный, в_юнки, отоб_ются, от_ела, шалун_я, под_ёмный, раз_яснить, пер_я.
10.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди имена

существительные, определи их род и число.
Осл_пител_ная молния переч_ркнула небо. Заклубилась пыль на д_ра_ках. Природа наст_рожилась, зат_ила дыхание. Гр_зовые тучи медленно нап_лзали на лес и поле.
11. Запиши вопросы к выделенным словам. Выдели окончания в

слове счастье.
(________)Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для (____________) счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям (____________)счастье! Герои сказок отправились за (____________) счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о (______________) счастье.
12. Составь и запиши словосочетания, употребляя предлоги. Выдели

окончания, определи падеж.
Добрался (до) город; вылетел (из) гнездо; прочитал (в) книга; встретился (с) друг; слетел (с) голова.
6. Окончания 1-го склонения имен существительных

Определи падеж существительного, вставь пропущенную букву, выдели

окончание.

Образец: по поляне (Д. п.)
Вырос в долин__ (___), работал на стройк__ (___), думал о встреч__(____), подошёл к машин__(____), по двум сторонам
дорог__(____), повалились от бур__(____), в медвежьей берлог__(___), подъезжаю к теплиц___(____), работник библиотек___(____), жил у бабушк__ (_____).
7. Связь имён прилагательных с именами существительными

1. Подбери проверочное слово. Вставь нужную букву, запиши

проверочные слова.
Т_кла - ______________, х_л_дная - ______________,_________________, в_да - ________________, зар_сли - ________________, пош_л - ________________, тр_пинка - ___________________, к_л_силась - _________________, ___________________, кр_сивая - _________________.
2. Допиши имена прилагательные по образцу.

Например: слива (какая?) овальная, сладкая, синяя, крупная.
Вишня (________?)________________________________________________. Апельсин (__________?)____________________________________________. Яблоко (____________?)____________________________________________.
3. Впиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели их

окончания.
Поле___________________________________________________________. Скатерть_______________________________________________________. Окно___________________________________________________________. Ночи___________________________________________________________. Рассказ ________________________________________________________. Голоса__________________________________________________________.
4. Допиши по два прилагательных к каждому существительному так,

чтобы показать разные его значения.
Музыкальный - ключ - студёный ______________ - звезда - _________________
______________ - лист -____________________ _______________ - лист - ____________________ _______________ - язык - ____________________ _______________ - ручка - _____________________
5. Запиши имена прилагательные в нужной форме.
(Тёмная) _____________ лес; (тёплый)______________ кровать; (полевой)_____________ мышь; (настоящий)_______________ золото; (большое)_____________ город; (берёзовый)_______________ роща; (белый)_____________ облако; (смелая) _________________ рыцарь.
8. Изменение имён прилагательных по родам и числам

1. Подбери проверочное слово. Запиши слова, вставляя пропущенную

букву.
М_слёнка - …, выпл_кать - …, гл_зок - …, кор_левский - …, н_готок - … .
2. Допиши пропущенные окончания. Укажи число и род, если это

возможно. Выдели окончания прилагательных.
Стройн_ дерево(_), подземн_ дорога(_), зелён_ долина(_), весёл_ рассказ(_), радос_н_ событие(_), ярк_ цвета (_), под_ёмн_ кран(_), весёл_ школьники(_).
3. Измени имена существительные и прилагательные по вопросам,

выдели окончания в вопросах и словах.
Что? мак Какой? красный Чего?___________ Какого?_____________ Чему?___________ Какому?______________ Что?____________ Какой?_____________ Чем?____________ Каким?_____________ О чём?_____________ О каком?______________
4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните

прилагательные волнистой линией, а существительные, к которым они

относятся, - одной линией. Определите и укажите (где возможно) и число

прилагательных.
Л_сн__ п_лянка На п_лянкет_чётшумн__ ручей. Тр_ва кругом изумрудн__ и много красочных цв_тов. На цв_тах неутомимые пчёлы р_ботают. М_хнат__ шмели гудят. А у стройной сосенки в_ются комары.
9. Прилагательные с окончаниями –ей, -ий.

1. Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Определи их род и число.
Перед жгуч… крапивой, в палящ… зной, без горяч… сосиски, о минувш… встрече, в близлежащ… роще, в дремуч… лес, певч… голос, на лучш… рисунок, отталкивающ… поступок, на свеж… зелени, погож… день, кипуч… поток, нищ… старик, в лишн… пачке, за ближн… деревней.
10. Склонение имён прилагательных во множественном числе

2. Измени словосочетания по падежам, выдели окончания
И. п. снежные шапки трескучие морозы Р. п.______________________________________________________________ Д. п.______________________________________________________________ В. п.______________________________________________________________ Т. п.______________________________________________________________ Пр. п._____________________________________________________________
3. Спиши, определи падеж имён прилагательных, выдели окончания.
Разноцветн…. огнями бл..ститоз..ро. Коршуны в..ют гнёзда на высок… д..рев..ях. Из гор..да проложены д..роги к близк… и дальн… д..ревням.
11.Изменение глаголов по временам

1. Образуй глаголы неопределённой формы. Разбери глаголы

неопределённой формы по составу.

Засв_стит, выл_вил, взгрус_нул.
2. Используя слова для справок, запиши ответы на вопросы.

Что вы делали вчера на уроках?
Вчера на уроках мы (что делали?) …, …, …, … .
Что вы делаете на

уроках сегодня?
Сегодня на уроках мы (что делаем?) …, …, …, … .
Что вы сделаете

на уроках завтра?
Завтра на уроках мы (что сделаем?) …, …, …, … .
Что вы будете

делать на уроках завтра?
Завтра на уроках мы (что будем делать?)…, …, …, … .
12. Изменение глаголов по временам и числам

1.Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Руч_и, п_ют, на дерев_ях, с_ел, лист_я, в_юга, под_ехал, об_единил.
2. Спиши, ставя глаголы в скобках в нужную форму. Укажи время

глаголов.
Соловей (спеть). Зритель (быть) слушать. Соловей (петь). Зрители (слушать). Соловей (спеть), зрители (зааплодировать).
3. Образуй от данных глаголов: 1)прошедшее время, 2)настоящее время,

3)будущее время.
Петь, смеяться, бежать, думать.
4. Спиши текст, укажи время глаголов.
Росинки-серебринки Туман рассеивался, щедро умывал цветы и осыпал землю серебряными капельками росы. Травы поникли. Все насекомые попрятались.
А вот паучок зазевался и лежит. Его сковывает туман. И стрекозу туман усыпает капельками. А бабочек припаивает своим серебром к цветам. Но взойдёт солнце и растопит серебро горячими лучами. И травы воспрянут, поднимутся. А насекомые запорхают над лугом.
13 .Правописание личных окончаний глаголов (5 февраля)

1.Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы в личные

окончания глаголов. Запишите по образцу.

Образец: дуют (Iспр.) – дует,
Наступа…т, ве…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т, та…т, ожива…т, люб...м, пробега...шь, свет...т.
2.Перепиши, ставя глаголы в форму 1-го лица мн. числа настоящего

времени. Выдели окончания.
Цветы (сажать) перед домом, в лесу (собирать) грибы, рыбу (ловить) в речке, картошку (жарить) на сковородке, стол (накрывать)чистой скатертью, укроп (сеять) на грядке, часто (гулять) в парке, зимой (кататься) на коньках, изложение (писать) в тетради.
3.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи спряжения глаголов.
Кто се..т мир, пожнёт счастье. Труд человека корм..т, а лень порт..т. Крепкую дружбу и топором (не)разруб..шь. Слезами горю (не)помож..шь.
4.Вставь подходящие по смыслу глаголы в 3-м лице ед. числе. Укажи

спряжение глаголов.
Врач … больных. Шофёр … машину. Геолог … в земле полезные ископаемые. Поэт … стихи. Учитель … школьников. Тракторист … землю. Каменщик … дом из камня.
14. Имя числительное как часть речи

1. Запиши слова. Поставь к ним вопросы, определи к какай части речи

относится каждое из слов.
двойка –
двойной – удвоить – двоякий – два – двое –
2. Спиши предложения, найди и укажи имена числительные.
Контрольные работы успешно написали восемь учащихся. Десятого мая состоялось открытие нового киноцентра. Около двенадцати часов дня закончились уроки у первоклассников. С утренней рыбалки мы принесли двадцать карасиков. Книга раскрыта на пятнадцатой странице. После второй четверти начались каникулы.
К каждому имени числительному устно задай вопрос. Запиши эти

Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.

Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.

Тестовые задания

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств;
Каменное здание - каменное сердце;
Строить планы - строить мост;

Творческие задания

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А А А
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В В Г А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)