Предпосылки основные реформы петра 1. Внутренние предпосылки преобразований. Церковные реформы кратко

По возвращению великого посольства Петр окончательно убедился в необходимости радикальных преобразований в большей степени по образу и подобию Европы. 18-ое столетие началось для России введением нового календаря. Исчисление теперь начиналось с нынешнего января: с 1-го числа от рождества Христова 1700г. в первой четверти 18-го века наиболее характерны для России было развитие мануфактур, ремесел и товарного с/х. В условиях экономического от стран запада (из-за сохранявшихся феодальных отношений и слабости капитализма) и постоянно возрастающих потребностях государства в продукции мануфактур для обеспечения строительства флота и обмундирования армии; необходима была денежная поддержка?зачатку промышленности? со стороны государства. Этот толчок был сделан, а российская промышленность начала бурно развиваться. Своеобразие мануфактурной промышленности состояло в том, что мануфактуры содержали в себе одновременно признаки и нового капиталистического развития и отношений крепостнического строя. Главными отраслями мануфактурного производства были: металлургия, металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная и кожевенная промышленность. Под протекцией Петра сформировались промышленные династии. С развитием производства начали развиваться внутренние и внешние рынки. Москва и новообразованный Петербург стали центрами общероссийской торговли. Реорганизация промышленности России была несомненно успешной и удачной ветвью политики Петра.

Военная реформа. В первой четверти восемнадцатого века старая организация вооруженных сил России претерпевает коренное изменение: ликвидируется дворянское ополчение, а так же бывшее регулярным стрелецкое войско. И создается мощная регулярная армия. К концу царствования Петра состояло 126 полков общей численностью 200 тыс. солдат всех родов оружия. Все податное население ежегодно обязано было поставлять одного рекрута с определенного числа душ. Армия оснащалась первоклассным орудием, созданным уже окрепшей русской металлургией. Огромное значение для России имело создание военно-морского флота. Военная реформа при Петре носила сословный характер. Дворянство было освобождено от рекрутской повинности. Офицерский корпус армии в основном состоял из дворян. В морскую академию принимали тоже как правило дворян. Податная реформа. Возросшие аппетиты государства должны были удовлетворять за счет крестьян. Вставал вопрос об увеличение доходов государства. В 1719г. была проведена перепись населения для определения?ревизийских душ?. Реформа органов власти и управления. Патриархальная боярская дума все более не соответствовала требованиям времени. В 1704г. создает свою личную канцелярию? кабинет. Учреждение сената в 1711г. окончательно поставило крест на существовании Думы. В сенат входило всего три родовитых боярина из девяти членов. Члены сената назначались царем. В 1717-1718гг. система приказов была заменена коллегиями (всего 12). Страну разделили на девять губерний. Во главе царем назначался губернатор. 1722г. создан институт прокуратуры. Основой церковной реформы было превращение ранее независимого от государства института, в зависимый. Создание 12-ой коллегии (синода), ведущий всей церковной деятельностью, окончательно закрепило церковь на правах бюрократического придатка государства. К тому же крупные денежные ресурсы церкви были изъяты и использованы на благо России. В первой четверти 18 века создается система светских школ. Основное внимание уделяется наукам связанным с военным делом: навигация, матем. При Петре бурно развивалось книгопечатание, замена церковно-славянского шрифта гражданским, используются арабские цифры. 1703г.? первая систематическая газета?Ведомости?. 1702г. появились общедоступные театры в Москве и Питере. 24 января 1722г. принятие табеля о рангах. Он отменял устаревший порядок прохождения службы. Новые порядок обеспечивал представителям не родовитого дворянства получения высоких чинов, который позволял им передавать чины по наследству. Реформы Петра носили классовый характер, возвышали дворянство и повышали его роль в армии, и государства, и вывели Россию на путь экономического и политического культурного развития.

Реформы Петра I

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

Реформы Петра - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генсрал-обер-фискалом Нестеров. Далеко не всегда они оправдывали доверие Петра. Сама формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества. Того же Нестерова, который был призван пресекать подобные дела в государстве, самого казнили за взяточничество.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия?чужестранных дел?; 2) Коллегия военных дел; 3)

Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4)

Камер-коллегия (ведавшая сбором госуларственных доходов);

5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия.

На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась?Кабинетом?.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе?консилиум? (совет) нз местных дворян.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо?регулярным государством?. Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем.

Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности.

Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и?Табель о рангах?, изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий.

Табель о рангах? вводила в обиход 14 рангов: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от?артиллерии констапеля? до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Самым высших чином был 1-й ранг, или?класс?, а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо?породы? и?знатности? основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности.

С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи, применялись самые крутые меры. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

Петровская революция. Итоги эпохи Петра I: точки зрения.

Россия как и др. страны Европы XVIII в. встала на путь модернизации. Начало этому процессу петровские положили преобразования.

Предпосылки: 1) Россия? отсталая страна, опасность для национ. независимости русского народа; 2) Промышл. развива-лась, но она по своей структуре была крепостнической, уступала западноевропейской; 3) С/х отличалось рутинными спо-собами землед. и было основано на подневольном труде крепостных кр-н; 4) Русское войско состояло из отсталого дво-рянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных; 5) Сложный гос. аппарат; 6) Отставание России в области духовной культуры. Цель: создание мощного обороноспособного гос-ва с высоким престижем.

Экономические преобразования. Число мануфактур ^ в 11 раз, выплавка чугуна ^ в 5 раз, создание верфей в Петербур-ге, Воронеже, Архангельске, постороено 50 крупных и 200 мелких кораблей, строительство мануфактур (наряду с наем-ным применялся крепостной труд), обеспечивающих потребности армии и флота. Москва? центр текстильной промыш-ленности.

Вывод: Петр I создал мощную промышленность, которая полностью обеспечивала военные нужды, но русские мануфак-туры были малоприбыльными,т.к. основывались на кр-ком труде.

Внешняя торговля, всероссийский рынок. Политика протекционизма (политика покровительсва отеч. промышленно-сти) и меркантилизма (превышение вывоза над ввозом).Способствовали поддержке отечественного производителя, огра-ничения иностранной конкуренции и накапливания денег внутри страны. Развитие всероссийского рынка: появление но-вых ярмарок, строительство каналов, Петербург? основной центр торговли. 1719 ? отмена монополий на внешнюю тор-говлю, учреждены берг-привилегии. 1724 ? новый таможенный тариф (протекционистский) ? предприят. перед. в част-ные руки на гос. условиях аренды.

Политика протекционизма дала возможность более быстрого роста промышленности, но она мешала складыванию еди-ного мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны. Закрытие возможности для свободной конку-ренции, промышленность обречена на экстенсивный путь развития, нет роста для буржуазии.

Финансовая система:Все население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. Большое число налогов: прямые (подушная подать), косвенные (на бороды). Кроме податей, налогов, барщины и оброка, кр-не и посадские люди несли гос. повинности (строительсво дорог, перевоз вооружения).На остальные слои населения распространялась податная реформа. Ограничена частная предпринимательская деятельность

Вывод: положение населения достаточно тяжелое, пострадало купечество, крестьянство (физически и экономически? платежи, повинности, обязанности-> грабежи, разорения, восстания(Булавин)), но положение укрепляется.

Социальная политика.1) Жители города: 1 гильдия горожан: знатные купцы, промышленники, врачи, аптекари, часть ремесленников. 2 гильдия: ремесленники, средние торговцы; 2) Работные на мануфактурах люди; 3) Высший слой (дво-ряне, бояре); 4) Кр-не. 1714 ? Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. 1722 ? Табель о рангах.

Вывод: социальная структура совершенствуется, идет процесс зарождения социально-классовой структуры европ. типа.

Соц. отношения изменились: до преобр. ? вольнонаемный труд, после? закрытие его. Централизация и унификация управления? политика закрепощения сословий? все обязаны служить (закрепощения дворянства, городского насел.).

Военная реформа.Вместо дворянского ополчения, стрелецкого - новая армия? регулярная, комплектовалась путем рек-руторских наборов. Офицерский состав комплектовался из дворян. Армия стала профессиональной. Новое вооружение. Создание Военноморского флота. Вывод: укрепление армии, увеличение ее роли. Изменение внешнеполитич. целей: внешнее величие, диктат в Европе, завоевание земель, претензии к колониальным владениям.

Гос. и административная реформы. Создание нового гос. аппарата: исчезает Боярская Дума, вместо нее? Сенат - 1711(разраб. новых законов, контроль за финансами, администрацией), 1718-1721- преобразована система приказов (вме-сто приказов? коллегии (11)). На местах? развитие самоуправления (губернии, провинции, уезды. Губернатор? сбор налогов, правосудие, набор рекрутов).

Вывод: Сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решующую роль играл монарх, опиравшийся на дворянство. Возросла роль чиновников.

Реформа церковного управления. 1721 - создается духовная коллегия? Синод (занимался имущ. делами церкви, назна-чением высших лиц). Ликвидровано патриаршество. Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь была административно ограничена и законсервирована. Вера превращается в институт веры. Уничто-жение духовной автономии. Духовный раскол.

Петровская революция? бюрократизация страны. Создание института прокуратуры, фискального надзора, поощря-лись доносы. Бюрократия? неуязвимая организация, неприступная.

Реформаторская деятельность Петра оценивается неоднозначно. Первые делаеют акцент на владе в проведении масштаб-ных преобразований в промышленности, военном деле, гос-нном строительстве и реформах просвещения и культуры, вторые? отмечают раскол и распад религиозно-нравственного единства, подчеркивают насилие в реализации его про-граммы, критикуют перенесение европейского опыта.

Бесспорно в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложе-ны основы светской культуры и системы образования. Но петровская революция заложила мины замедленного действия, ее результаты привели к революции 1917. Прорыв из эпохи русского пессимизма в эпоху русского оптимизма осущ. с помощью смены цели развития? внешнее величие (перенимает идею Римской империи), подмены национальной идеи? идея Римской империи в Зап. варианте, императостроительство, соединение с одной стороны? представлений о власти, с другой? идеи рационализма, идея патернализма (гос-во=государь). Петр I выстроил модель гос-ва, каторая состояла из расколов.

1. Предпосылки реформ:

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия 17-го века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств запада и востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. выделялись промысловые и земледельческие районы. развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине xvii века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм . Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Ла их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам скоттам! " 17-й век был временем, когда Россия установил постоянное общение с западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра .

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.


Реформа, как она была исполнена петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

2. Реформы Петра 1

2.1 Военная реформа

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В россии создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были воинский 1716 г. и морской уставы 1720 г., в разработке которых участвовал Петр 1-й.

Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале 18-го в. впервые в истории России на дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

2.2 Реформы органов власти и управления

В первой четверти xviii в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр 1-й начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

2.3 Реформа сословного устройства русского общества

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности

2.4 Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан и Петр 1-й запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "святейший правительствующий синод", или духовная коллегия, также подчинявшаяся сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра 1-го вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти.

Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди.

Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

2.5 Реформы в области культуры и быта

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр 1-й в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии , а также в военной области.

С этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром 1-ым кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. академии наук в Петербурге.

С первой четверти 18-го в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти 18-го в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр 1-ый учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти 18-го в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании , презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

2.6 Экономическая реформа

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти 18-го в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика.

Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй-мелкое купечество и ремесленники. правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

3. Последствия реформ Петра 1-го

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в 17-ом веке, переросли в первой четверти xviii века в качественный скачок. средневековая московская Русь превратилась в российскую империю.

В ее экономике , уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петра великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны.

Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства.

Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта.

Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Заключение

Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного исторического порядка - особый путь России.

Таковы были несомненные успехи России в первой четверти 18 в.

23 Пётр 1-предпосылки, причины, характер и результаты реформ.

Время Петра и эпоха его преобразований – важнейший рубеж в отечественной истории. Реформы Петра I - это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной долгосрочной программы и обусловленных как насущными, сиюминутными потребностями государства, так и личными пристрастиями самодержца. Реформы были продиктованы, с одной стороны, теми процессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII века, некоторые историки(Сахаров) пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до Петра 1 и началась ещё при Мих. И Алексее Романовых.(недостатки системы местничества), с другой - неудачами России в первый период ее войны со шведами, с третьей - привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни.

27 апреля 1682г.умер царь Фёдр Алексеевич, у кот. Не было наследников. (мать жена Алекс. Михал. из милославских). Престол могли наследовать 2 его брата - Иван и Петр (от 2ая жена Алекс.Мих.). Иван хилый и слабоумный не был способен к управлению государством. Единственной «надеждой» оставался Пётр. В результате сформировались 2 придворные группировки, ведущие борьбу за власть: семья Милославских(, которые сплотились вокруг Софьи (дочери Алексея Михайловича. Ивана Мих. Милославского. и Нарышкиных мать Петра Наталья Кирилловна.

Боярская дума и патриарх, дьяки, возвели на трон 10л. Петра. Милославских выбор возмутил. В борьбе за власть они нашли опору в стрелецком войске. 15 мая 1682г. - стрелецкий бунт, причиной которого, стало недовольство стрельцов, связанных с задержкой жалованья и произволом полковников.- в бедах обвинили Нарышкиных. результатом бунта стало провозглашение обоих Ивана и Петра - царями, Софья провозглашена правительницей при малолетних царях. Нчаллось началось 7милетнее правление Софьи и её фаворита Вас. Вас. Голицына. С течением времени позиции Софьи становились шаткими, отрицательно сказались походы В.В. Голицына в Крым. В правление Софьи -Пётр и его мать Наталья Нарышкина проводили в Преображенском селе – здесь Пётр учился грамматике, математике, навигации. Были учителя иностранцы. В 1689г. Петра женили на Евдокии Лопух иной.. В 1689г. Пётр бежал в Троице - Сергиев Монастырь, ему сообщили, что Софья готовит поход на Преображенское. Но стрелецкие полки перешли на сторону Петра. Голицына сослали в Яренск, Софью – в Новодевичий монастырь. Иван формально оставался соправителем до 1696г. До 1695 г. Петр а продолжал «военные потехи». Первым актом его государственной службы стал Азовский поход 1695 г. Взять тогда Азов -турецкую крепость не удалось, взят в 1696 г. Но поражение при взятии Азова послужило причинной проведения реформ- в экон-ке, соц-ной сфере. Помимо этого ещё Причины:

1.экономичесике – от передовых стран Европы отставала - например Швеция располагала флотом, У и России нет ни торгового, ни военного флота, не было выхода к морю; разведаны плохо природные ресурсы, не добывали, серебро и золото. Недостаточна развита мануфактурная промыш-ть в годы войн закупки производили в др.государствах; было плохим оснащение дворянское ополчение. Необходимость развития торговли и транспорта.

2. Деятельность гос. учреждений - приказов, между ними не было согласованности, не был чётко определён круг обязанностей, коррупция развивалась. Суще-ло много групп судов для разных групп населения, налоги собирали различные приказы, расходы не контролировались одним гос.органом. Пётр провёл преобразования в след. Сферах: эк-ке,

Экономические реформы: ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЭКОН-ИХ РЕФОРМ СТАЛА: Северная война, которая поставила под вопрос развитие мануфактурного дела.(В-на со Шведцией).На экономическую политику начала XVIII века оказала решающее влияние концепция меркантилизма. Согласно идеям меркантилизма, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и ограничения ввоза иностранных товаров на свой рынок. Россия ввозила из-за границы многие товары, с начавшейся войной она лишилась основного источника поставок железа и меди. Государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. На его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции. С 1696г. Было построено 4 больших завода на Урале, начали,действовать в 1702г, шло строительство заводов в Олонецком крае. Лёгкую промыш-ть развивало гос-во,. ман-ры: пуговичные, чулочные, суконные стекольные, производство шло на нужды армии и на внутренний рынок не работало. – Центральный р-н, Москва затем Украина, Казань. Развивалось и кожевенное и полотняное производство. В городе же для развития мелкого производства и управления купцами и ремесленниками была создана Бурмистрская палата(Ратуша, затем Глав. Магистрат- кот. собирала ещё налоги с город.населения) – заботившееся о росте и процветании мелк. производства и мануф-р. . А в 1722г. Указ об объединение ремесленников в цеха. В первые годы гос-во вмешивалось в экон-ку.(Личман Б.В.)Контроль над отечественной промышленностью осуществляли Берг- и Мануфактур-коллегии: они давали разрешение на открытие заводов, устанавливали цены на продукцию, имели монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляли административную и судебную власть над владельцами и работниками.

На манф-ах применялся труд наёмных «вольно гулящих»(разорившиеся торговцы, ремесленники) людей, но усиление крепостного права, сыск беглых крестьян сократило число рабочей силы и правительство стало предписывать к мануф-ам крестьян государс-х. в 1921 г. – издан указ о разрешении мануфактуристам покупать к заводам деревни с крепостными крестьянами -их стали назыв-ть ПОССЕИОННЫМИ. Т.о. деятельность мануф-р основывалась на подневольном труде.

Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. -введена монополия на соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, лен, пеньку, смолу, воск, и др. Установление монополии сопровождалось волевым повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре, предпринимательства.(личман)В итоге гос-во увеличило - поступления в казну.

К концу Северной войны, в торгово-промышленной политике правительства произошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. п. Государство отказалось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке. (Личман Б.В.)

Но реальной экономической свободы предприниматели не получили. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых компаний, члены которых, отдав свои капиталы в общий котел, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность перед государством. Компания фактически не обладала правом частной собственности. Государство проводит протекционистскую политику по отношению к промышленности, для этого был введён в 1724г. Таможенный тариф – устанавливал на экспорт низкие пошлины, огромная - 75 % - пошлина налагалась на ту европейскую продукцию, спрос на которую мог быть удовлетворен домашними средствами. Такая же пошлина налагалась и на вывозимое из России необработанное сырье. Развивались пути сообщения, устройство каналов на водных магистралях. В сельском хозяйстве государство не осуществляло таких радикальных реформ, главную роль в его ведение была за помещиками.

Государственные преобразования: . По мнению Ключевского административная реформа имела подготовительную цель – создание общих условия для исполнения остальных реформ. Петр подверг перестройке всё гос. Управление. Придя к власти он унаследовал традиционную систему управления XVII века с Боярской думой. На смену ей пришла в 1699 Ближняя канцелярия из 8 доверенных лиц царя. С 1704 г. Ее функции стала выполнять «консилия министров» - совет начальников важнейших правительственных ведомств.

Образование Сената в 1711 г. – след.шаг в организации нового аппарата управления. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции(создавал проекты нов. законов), ведал финансами, контролировал действия чиновников. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Сенаторы давали личн.присягу.В 1711г. Был учреждён институт фискалов осуществлявший, контроль над администрацией в центре и на местах, выявляла факты казнокрадства и взяточничества, доносили царю и сенату. Пётр освободил фискалов от подати, подсудности местным властям. За сенатом тоже был организован контроль- с 1715 осуществлял –генерал-ревизор. В 1722 г. В процессе реформы в Сенате был введен -генерал-прокурор первым стал – Ягужинский П.И., обер-прокурор и его помощник.

В 1718-20гг. На смену приказам пришли Коллегии. Был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебными делами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами - Камер-коллегия, расходами - Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств - Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). Поземельными ведала вотчинная коллегия. Городами с 1720г. управлял -Главный магистрат, который отвечал за судопроизводство, сбор налогов, город.благоустройство. Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 г. , Феофан Прокопович создал регламент. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник - обер-прокурор. – Стефан Яворский. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата.

В 1707-11гг. создаётся система местного управления. В 1707-10 созданы:Московская, Киевская, Азовская, Архангельская Сибирская, Казанская, Нижегородская, смоленская, Петербургская. Губернии были обязаны финансировать нужды армии и флота. Затем губернии разделили на 50 провинции, кот. Делились на уезды или дистрикты. Во главе губернии -губернатор, при нём существовал совет из 8 человек, во главе уезда воевода.

Сословия: Генеральный регламент, другие указы Петра I закрепляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностей перед государем и государством. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчиной. Завершился процесс объединения сословий феодалов в единый класс-сословие, обладавший опред-ми привилегиями. Принят был Табеля о рангах 1722г. – по которому служба делилась на военную и гражданскую -14 классов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Чин 8-потомственое двор-во, 14-11-личное. В 1721г. Петру пожалован титул Императора.

Налоговые преобразования: Северная война потребовала средств, источником стали налоги. С 1700г. работали «прибыльщики» они изобретали новые налоги-на бороды, бани, топоры. Некотор. Товары объявлены гос-ми. Проведена денеж. Реформа- уменьшено колич-во серебра в монетах. Обычно налоги шли со двора, чтобы уменьшить налог люди селились на 1н двор(неск-ко семей). В 1718г. проведена перепись населения, обнаружилась утайка душ. С тали проводиться ревизии, т.к. С 1724г. – налоги заменены подушной податью. Мужская душа -единица налогообложения.

Армия: Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. В 1701г. начала действовать Артиллерийская школа, Инженерное училище

Фёдоров В.А и Ключевский счит. Что, Результаты были неоднозначны- есть как, негативные, так и положит. моменты Реформы вывели страну на европейский уровень, они способствовали её экономическому развитию. Фёдоров:Незначительным было значение конкуренции как главного стимула развития бизнеса в экономике. Отрицательным стало усиление жёстких форм эксплуатации народа. Модернизация способствовала консервации самодержавно-крепостнического строя, было создано военно-полицейское государство, в котором регламентирована жизнь подданных. Но при этом была упорядочена система управления страной. (Фёдоров В.А)В целом Пётр действовал в соответствии с духом своего времени. Славянофилы в 40-е гг. XIX века пришли к выводу, что Петр, “свернул” Россию с естественного пути развития. Соловьёв: считает реформы петра положительным моментом в истории Рос., но главная роль по его мнению принадлежала народу и его усилиям, реформы петра вывели Россию на международную арену.

1. Заметное отставание России по уровню своего социально - экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.

2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.

3. Активная воля Петра к преобразованию страны.

4. Некоторые традиционные устои российской жизни: самодержавная власть царя, приниженное положение церкви в государстве и поголовное закрепощение всех сословий общества, ставшие главными рычагами в проведении реформ.

Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт).

Для этого были нужны сильная армия и флот - этим обусловлены военные реформы.

Для успешного ведения боевых действий по​мимо армии и флота необходимо было вооружение и обмундирование - этим обусловлены экономические реформы.

Для ведения войны требовались дополни​тельные источники дохода - этим обусловлены денежная и налоговая реформы.

Чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и система контроля - этим обусловлены административные реформы.

Чтобы управление стало более эффективным, необходимо было повысить уровень образования чиновников - этим обусловлены реформы в области культуры и образования.

Цели реформ Петра I (1682-1725) - максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшими сподвижниками Петра I были А. Д. Ментиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, П. П. Шафиров, Ф. Ю. Ромодановский, Я. Брюс.

Военная реформа. Была ведена рекрутская повинность, новые уставы, экипировка на западный манер, построен флот. Однако говорить о создании регулярной армии вряд ли верно, она существовала уже с середины XVII в., сменился лишь ее кадровый состав в результате роспуска стрелецких полков. Замена дворянской конницы драгунской привела к снижению боеспособности кавалерии.

Реформа государственного управления. Боярская Дума была заменена высшим государственным органом - сенатом (1711), призванным при необходимости заменять царя, приказы - коллегиями. Введена «Табель о рангах», предусматривавшая систему чинов и порядок их присвоения не по знатности, а в соответствии со служебными показателями. Указ о престолонаследии позволил царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В 1721 г. Петр принял императорский титул.

Церковная реформа. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом и была лишена части своих богатств. Священники переведены на казенное жалованье, число их сократилось, причем часть их перешла в разряд помещичьих крепостных.

Изменения в экономике. В 1724 г. была введена подушная подать, взимавшаяся со всех мужчин податных сословий независимо от возраста, появилась масса косвенных налогов (на гробы, бороды, бани и т. п.), корабельные поборы и др. В целом налоги выросли примерно в Зраза. Создано до 180 мануфактур, что положило начало крупной отечественной промышленности. Введены казенные монополии на разные товары, которые, впрочем, к концу правления Петра стали отменяться. Строятся каналы и дороги, но многие проекты не были реализованы из-за нехватки средств.

Удобная навигация по статье:

Основные причины реформ Петра I

Восемнадцатым веком современные историки начинают определённую эпоху, которая стала началом разрушения устоев прежней европейской цивилизации и утверждения новой. Данный период получил название модернизация. К этому времени Российская империя также встала на её путь. А в качестве начала этого процесса выступили радикальные новые преобразования царя Петра Первого, которые повлияли на большинство сфер жизни русского общества. Среди основных причин проведения данных реформ исследователи выделяют три: необходимость обеспечения армии и флота в Северной войне, утверждение авторитета самого правителя России и необратимость развития государства.

Факторы, послужившие причинами начала петровских преобразований

Давайте рассмотрим наиболее важные факторы, повлиявшие на введение петровских реформ. К ним относится:

  • активизация дипломатической деятельности и внешней политики российского государства;
  • необходимость развития активной внешней и внутренней торговли, что стало причиной возникновения преобразования «посадского строения», а также подписания царём Петром таких важных документов как «Уставная таможенная грамота», принятая в 1653 году и «Новоторговый устав» от 1667 года;
  • формирование и обновление более совершенной налоговой и финансовой систем;
  • тенденции к абсолютизации царской власти, а также включение в титул царя приставки «самодержец», что подразумевало само собой сохранение власти в границах царского дома;
  • переход к мануфактурному производству от прежнего ремесленного, при активном использовании тяжёлого труда крестьян и различных нововведений (к примеру, механизмов);
  • острая необходимость совершенствования и реорганизации вооружённых сил для успешного ведения войны за выход к незамерзающей Балтике (распределение полков по округам, формирование иноземных полков и пр.);
  • потребность оформления общегосударственного законодательства на европейский манер для дальнейшего совершенствования законодательной и управленческой базы;
  • необходимость разделения общества и дистанцирования от него Церкви, с её последующей потерей автономии для обретения царём Петром Первым абсолютной власти над обществом и государством.

Причины и предпосылки реформ Петра I


Несмотря на внедрение Петром преобразований во время его правления Россия значительно отставала от уровня государств Европы и виной тому, согласно рассуждениям государя, была ограниченность её торговли. Кроме того, каждая необходимая реформа встречалась «в штыки» обществом.

Стоит отметить, что, так как большинство преобразований царь задумывал внедрить за одно поколение и поэтому изменения часто вводились насильственными методами. Кроме того, они сопровождались вмешательством царя в существующую экономику (трудовую деятельность, финансовую деятельность, промышленность и торговлю). Большая часть таких изменений имела весьма поспешный характер, ведь того требовали причины (неудачные военные операции, несостоятельность бывшего государственного аппарата и пр.).

Второй период войны, когда военные действия проводились в основном на территории врага, отличался более мягкими и планомерными введениями преобразований. Например, мануфактуры наравне с обслуживанием армии и флота, производили различные потребительские товары для разных слоёв общества (от гвоздей до утвари). При этом, существенно ослабло государственное регулирование экономики. Предприниматели и торговцы получали большую свободу действий для организации и осуществления деятельности, что приводило к новым реформам. Таким образом, уже можно подвести некоторые итоги.

Современные историки отмечают, что к восемнадцатому веку Россия была нестабильным государством, которое значительно уступало в культурном, промышленном, экономическом и социальном развитии сформировавшимся к тому времени странам Западной Европы. Поэтому не удивительно, что первые реформы были направлены на изменение государственного аппарата и образование общества. Ещё одной невероятно важной причиной петровских реформ считается плохо вооружённая армия, отсутствие флота, отсутствие регулярного войска, которое бы обучалось военному делу по единым стандартам. Как видим, в качестве причин петровских преобразований могли выступать и проведённые ранее правителем реформы.

Видя беспокойство русского общества и его отрицание реформ, Пётр Первый всеми силами старался получить весь контроль над народом и государственной власть. Не хотел он делить её не с малограмотными боярами, ни с Церковью, которой пришлось перейти в распоряжение к государству, отчитываясь о духовных делах самому царю или обер-прокурору, дежурящему в Святейшем Синоде – органу, заменившему патриаршество на Руси. При этом, все церковные территории и крестьяне к ним прикрепленные находились под контролем государства.