Определение некоторых свойств нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности. Факторы, действующие на выработку условных рефлексов

Каждый индивидуум обладает преимущественно генетически детерминированными особенностями функционирования нервной системы, которые определяют различия в характере реагирования на одни и те же воздействия физической и социальной среды и, следовательно, образуют почву для формирования поведения.

И. П. Павлов выделял три основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность.

Сила нервных процессов – это способность нервных клеток сохранять адекватную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В ее основе лежит выраженность в ЦНС процессов возбуждения и торможения. Люди, имеющие более сильную нервную систему, являются более выносливыми и стрессоустойчивыми.

Уравновешенность нервных процессов – это сбалансированность процессов возбуждения и торможения, создающая основу для более уравновешенного поведения.

Подвижность нервных процессов говорит о способности к быстрому переходу от возбуждения к торможению. У людей с более подвижной нервной системой отмечается большая гибкость поведения, они быстрее приспосабливаются к новым условиям.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервных процессов.

Динамичность – способность мозговых структур к быстрой генерации нервных процессов при формировании условных реакций. Динамичность нервных процессов лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Это свойство позволяет совершать движения с большой частотой, быстро и четко начиная и завершая движение.

Активированность характеризует индивидуальный уровень активации нервных процессов и лежит в основе процессов запоминания и воспроизведения.

Различные сочетания этих характеристик нервных процессов обусловливают тот или иной тип темперамента и в некоторой степени свойства характера и личности. Например, сила процесса возбуждения лежит в основе выносливости, энергичности, работоспособности, горячности, мужества, храбрости, активности, смелости, способности преодолевать трудности, инициативности, склонности к риску, самостоятельности, решительности, настойчивости. А сила торможения определяет такие свойства, как осторожность, самообладание, терпение, скрытность, сдержанность, хладнокровие.

При неуравновешенности процессов возбуждения и торможения, когда возбуждение преобладает над торможением, проявляется тенденция к повышенной возбудимости, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости пад уступчивостью. Такой человек – это скорее человек действия, ему трудны ожидание и терпение. А такие свойства характера, как осторожность, выдержка, сдержанность, спокойствие, отсутствие склонности к азарту и риску связаны с преобладанием в нервной системе процессов торможения. Уравновешенность, т.е. наличие баланса между торможением и возбуждением, предполагает умеренность, осмотрительность, размерность в деятельности, сочетающуюся с возможностью приложения достаточного для достижения цели усилия, а при необходимости и риска. При выраженной подвижности возбудительных процессов может возникать импульсивность, склонность к тому, чтобы быстро прерывать начатое дело, когда оно перестает вызывать интерес. Такому человеку трудно выработать упорство в достижении цели. При сочетании с подвижностью тормозного процесса может возникать быстрота откликаемости на внешние стимулы, общительность, инициативность – таким людям трудно быть скрытными, привязанными и постоянными.

На основе различных комбинаций трех основных свойств нервных процессов формируются различные типы ВНД. В классификации И. П. Павлова выделяются четыре основные типа ВНД, различающиеся по адаптивности к внешним условиям:

  • 1) сильный, неуравновешенный ("безудержный") тип характеризуется высокой силой процессов возбуждения, преобладающих пад торможением. Это человек с высоким уровнем активности, вспыльчивый, энергичный, раздражительный, увлекающийся, с сильными, быстро возникающими эмоциями, которые ярко отражаются в речи, жестах и мимике;
  • 2) сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или "живой") тип характеризуется сильными уравновешенными между собой процессами возбуждения и торможения при способности к легкой смене одного процесса другим. Это люди энергичные, с большим самообладанием, решительные, умеющие быстро ориентироваться в повой обстановке, подвижные, впечатлительные, ярко выражающие свои эмоции;
  • 3) сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип отличается наличием сильных процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но при этом низкой подвижностью нервных процессов. Это весьма работоспособные, умеющие сдерживаться, спокойные люди, но медлительные, со слабым проявлением чувств, трудно переключающиеся с одного вида деятельности на другой, приверженные своим привычкам;
  • 4) слабый тип характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это слабовольные, унылые, тоскливые люди, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительные, склонные к мрачным мыслям, к угнетенному настроению, они пугливы, нередко поддаются чужому влиянию.

Эти типы ВНД соответствуют классическому описанию темпераментов Гиппократом – древнегреческим врачом, жившим почти за 2,5 тысячелетия до И. П. Павлова (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Соотнесение типов высшей нервной деятельности и темпераментов по Гиппократу

Однако обычно комбинация свойств нервной системы более разнообразна, и поэтому в жизни редко можно увидеть такие "чистые" типы ВНД. Еще И. П. Павлов отмечал, что между основными типами находятся "промежуточные, переходные типы, и их надо знать для того, чтобы ориентироваться в человеческом поведении".

Интересно отметить, что основные типы ВНД являются общими для человека и животных. Но наряду с ними И. П. Павлов выделил типы, свойственные только человеку, основываясь на различном соотношении первой и второй сигнальных систем:

  • художественный тип – отличается незначительным преобладанием первой сигнальной системы над второй. Для лиц, относящихся к данному типу, характерно предметное, образное восприятие окружающего мира, склонность к оперированию в процессе мышления чувственными образами;
  • мыслительный тип – характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой. Представителям этого типа свойственны наличие выраженных способностей к абстрагированию, оперированию в процессе мышления абстрактными символами, хорошо развитые способности к анализу;
  • средний тип – отличается уравновешенностью сигнальных систем. К нему относится большинство людей. Представителям данного типа свойственны как образные впечатления, так и абстрактные заключения.

Эта классификация связана с функциональной межполушарной асимметрией головного мозга, особенностями их взаимодействия: считается, что художественному типу соответствует правополушарное доминирование и преимущественно симультанный (целостный) способ обработки информации, а мыслительному – левополушарное доминирование и сукцессивный (последовательный) способ обработки информации.

Сравнение результатов с «нормой»

· - норма от 25 до 49, 62 - выше среднего

· Уровень процессов торможения - норма от 21 до 43, 61 - выше среднего

· Подвижность нервных процессов - норма от 24 до 48, 58 - выше среднего

Интерпретация результатов

Уровень процессов возбуждения:

· высокий балл (выше границы «среднее плюс стандартное отклоне­ние») отражает силу процесса возбуждения;

· низкий балл (ниже границы «среднее минус стандартное отклоне­ние») указывает на слабость процесса возбуждения.

Уровень процессов торможения:

· высокий балл отражает силу процесса торможения;

· низкий балл - слабость процесса торможения.

Подвижность нервных процессов:

· высокий балл отражает подвижность нервных процессов;

· низкий балл - инертность нервных процессов.

Описание шкал

Уровень процессов возбуждения

Высокие баллы - сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.

Низкие баллы - слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

Высокие баллы - сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

Высокие баллы - легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.

Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Уравновешенность по силе

Уравновешенность по силе R равна отношению силы по возбуждению Fв к силе по торможению Fт:

Чем ближе к единице значение R тем более высокой является уравновешенность.

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение R не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15.

Если значение R выходит за пределы интервала, то можно утверждать, что данный индивидуум отличается неуравновешенностью своей психологической активности.

Причем если значение дроби меньше 0,85 - это означает неуравновешенность в сторону возбуждения, т.е. процессы возбуждения не уравновешивают собою процессы торможения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Если значение больше 1,15 - это означает неуравновешенность в сторону торможения, т.е. процессы торможения не уравновешивают собою процессы возбуждения. При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 8-9);

2. Подсчитайте показатели по шкалам сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, соотнесите получившиеся баллы с «нормой»;

3. Вычислите показатель уравновешенности по силе;

4. Произведите интерпретацию полученных данных (обращайте внимание на высокие и низкие значения);

5. Напишите заключение, сделайте вывод о типе темперамента.


Методика наблюдения

Инструкция

Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – Наименьшая интенсивность (полное отсутствие).

Цифра 3 – Средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Стимульный материал

Вопрос Вариант, равный 1 баллу Вариант, равный 5-и баллам Ответ
____1__________________________2_______________________3_______________________4_______________________5
Способен ли учиться длительное время без перерывов (например, в течение нескольких часов)? Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления.
Способен ли к устойчивой концентрации внимания? Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает учиться, плачет, травмируется, порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не проявляет нервозности.
Охотно ли выполняет ответственную работу? Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия
Способен ли работать в неблагоприятной обстановке? Шум, разговоры и прочее мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встреченные препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии начальства? В присутствии посторонних конфузится, избегает встреч с начальством, не любит классных посещений Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
Проявляет ли нервозность перед важным заданием? Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задач. Контрольные работы иди экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их ведет себя как обычно, не нервничает.
Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит легкие, не слишком захватывающие задания. Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.
Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? Легко травмируется под влиянием вильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты) не выводят из равновесия. Быстро «приходит в себя
____1__________________________2_______________________3_________________________4_____________________5

Бланк ответов

№ вопроса Ответ испытуемого № вопроса Ответ испытуемого

Интерпретация результатов

Шкала сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важным для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому испытуемый может получить максимум 50 баллов, минимум – 10: уровень реактивности тем ниже, чем больше число баллов получает испытуемый.

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 10);

2. Подсчитайте общую сумму баллов (уровень реактивности);

3. Выполните интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Структура темперамента

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Варианты ответа могут быть «да», или «нет», для этого Вам необходимо поставить галочку в соответствующей ячейке:

Бланк ответа

Содержание вопроса «Да» «Нет»
Вы любите часто бывать в компании?
Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?
Во время беседы Вы очень быстро говорите?
Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
Бывает ли что Вы передаете слухи?
Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить?
У вас очень быстрый почерк?
Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?
У Вас много очень хороших друзей?
Трудного ли Вам оторваться от дела, которым поглощены и переключиться на другое?
Часто ли Вас терзает чувство вины?
Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того спешите или нет?
В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?
Бывает ли что иногда Вы соображаете хуже чем обычно?
Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
Часто ли Вы планируете как будете вести себя при встрече, беседе?
Вы вспыльчивы и легкоранимы намеками и шутками над Вами?
Во время беседы обычно вы жестикулируете?
Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
Бывают ли у Вас такие мысли, о которых бы Вы не хотели, чтобы узнали другие?
Вы любите подшучивать над другими?
Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?
Бывало ли что разозлившись Вы выходили из себя?
Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
Вы обычно очень долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное решение?
Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?
Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?
Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?
Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?
Обычно Вам трудно взяться за новое дело?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Обычно Вам трудно что-то делать вместе с медлительными и неторопливыми людьми?
В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавляться?
Вас принимают иногда за человека беззаботного?
Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?
Вас можно быстро расстроить?
Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?
Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Ключи

Свойства темперамента Ответы «Да» Баллы Ответы «Нет» Баллы Совпадающие ответы испытуемого
1. Экстраверсия Интервал 0-26 Средний уровень 12-16
2. Ригидность Интервал 0-23 Средний уровень 7-11
3. Эмоциональная возбудимость Интервал 0-20 Средний уровень 8-12
4. Темп реакций Интервал 0-22 Средний уровень 9-13
5. Активность Интервал 0-26 Средний уровень 14-20
6. Искренность
Итог, количество совпавших ответов

Интерпретация результатов

Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность Искренность (надежность)
22-26 16-23 18-20 20-22 24-26 13-12
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень быстрый Очень высокая Очень высокая
17-21 12-15 14-17 14-19 21-23 8-12
Высокая Высокая Высокая Быстрый Высокая Средняя
12-16 7-11 8-12 8-13 14-20 0-7
Средняя Средняя Средняя Средний Средняя Ненадежно
7-11 3-6 4-7 5-8 9-13
Высокая Высокая Высокая Медленный Низкая
0-6 0-2 0-3 0-4 0-8
Очень высокая Очень высокая Очень высокая Очень медленный Очень низкая
Интроверсия Пластичность Эмоциональная уравновешенность

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 11-13);

2. Подсчитайте баллы по шкалам экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность, искренность. По полученным баллам определите уровень (высокий, низкий, средний);

3. Произведите интерпретацию полученных данных;

4. Напишите заключение.

Под силой нервных процессов И.П.Павлов понимал работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в тормозное состояние (запредельное торможение). Сила нервных процессов зависит от запаса реактивного, или функционального, вещества в нервных клетках. В зависимости от силы нервных процессов нервная система может быть сильной или слабой. Сильная нервная система характеризуется большой силой нервных процессов – возбуждения и торможения; последнее обусловлено большим запасом реактивного вещества в нервных клетках.

Слабая нервная система связана с малым запасом реактивного вещества в нервных клетках; для нее характерна слабость основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Сильная нервная система способна вынести большое напряжение, слабая же такого напряжения вынести не может.

Сила нервной системы – свойство нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т.е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) воздействие.

Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.

Для темперамента показательна сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т.е. степень динамической устойчив о сти.
При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает и более сильную реакцию, более слабое раздражение – и более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызывать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно также и самое слабое раздражение может иногда вызывать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: реакция в этом смысле совсем не адекватна раздражителю.

Быстрота их возникновения и прекращения, легкость перехода от тормозного процесса к возбудительному. Внешне проявляется в способности быстро реагировать на раздражители, быстро успокаиваться после сильного возбуждения, а также легко переходить в состояние возбуждения или в момент возбуждения быстро реагировать на тормозные команды. В зависимости от этого нервные процессы бывают подвижными или инертными. Большую часть поголовья ньюфаундлендов, например, характеризует инертный тип нервных процессов.

  • - в физиологии ВНД этим термином обозначается возникновение или усиление противоположного нервного процесса вокруг очага возбуждения или торможения, а также возникновение противоположного нервного процесса в том же...

    Словарь дрессировщика

  • - явление, обратное иррадиации, свойство нервных процессов ограничивать участок распространения...

    Словарь дрессировщика

  • - понятие, предложенное И. П. Павловым и отражающее соотношение между возбуждением и торможением...

    Словарь дрессировщика

  • - возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом или за его территориальными пределами. Описана английским физиологом Ч. Шеррингтоном...
  • - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - см. процесс нервный: уравновешенность...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Особенности психических расстройств при атеросклерозе сосудов головного мозга, обусловленные эпизодически возникающими ангиоспастическими явлениями, которые нередко оказываются предвестниками грубой очаговой...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - А., проявляющаяся снижением возбудимости нервных центров при длительном действии каких-либо раздражителей...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Валлеровское перерождение...

    Большой медицинский словарь

  • - патологический процесс, характеризующийся распадом миелиновой оболочки нервных волокон на ограниченных участках при относительной сохранности осевых цилиндров...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Дегенерация нервных волокон периаксональная...

    Большой медицинский словарь

  • - взаимный переход нервных волокон проекционных нервных путей с одной стороны тела на другую...

    Большой медицинский словарь

  • - необратимое изменение нервных клеток с неравномерным хроматолизом, вакуолизацией цитоплазмы, гиперхроматозом ядер, последующим их распадом или лизисом и исчезновением нейрофибрилл, сопровождающееся...

    Большой медицинский словарь

  • - уменьшение размеров нервных клеток и числа глыбок субстанции Ниссля в них со снижением содержания рибонуклеопротеидов и гомогенным окрашиванием цитоплазмы...

    Большой медицинский словарь

  • - Говорится перед экстраординарным сообщением, действием, безболезненно воспринимать которое смогут только здоровые...

    Словарь народной фразеологии

  • - если кому-л. что-л. не нравится, он может...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

"Подвижность нервных процессов" в книгах

автора Анохин Петр Кузьмич

Особенности подвижности основных нервных процессов у больных с различными психическими заболеваниями в процессе лечения их дозированным голоданием Ю. С. НИКОЛАЕВ, В. А. БРЮЗГИН, В. Б, ГУРВИЧ (Москва)

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр Кузьмич

Особенности подвижности основных нервных процессов у больных с различными психическими заболеваниями в процессе лечения их дозированным голоданием Ю. С. НИКОЛАЕВ, В. А. БРЮЗГИН, В. Б, ГУРВИЧ (Москва) В ряде предыдущих сообщений было высказано мнение, что при лечении

Подвижность

Из книги Листы дневника. Том 1 автора

Подвижность

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

Подвижность И наконец, среди качеств лидера я хочу выделить подвижность, способность проявлять гибкость, меняться, обновляться, отказываться от старых любимых программ и целей. Без такой способности не обойтись при той скорости изменений, которую мы наблюдаем в

Что должна содержать стратегия организации и архитектура процессов, чтобы создать подходящие условия для анализа и совершенствования процессов

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Что должна содержать стратегия организации и архитектура процессов, чтобы создать подходящие условия для анализа и совершенствования процессов Иногда анализ или обсуждения путей совершенствования процессов неоправданно затягиваются, потому что у сотрудников одной и

Глава 2 Что такое модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов

Из книги Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов автора Всяких Е И

Глава 2 Что такое модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов В настоящее время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов. Вместе с тем в контексте задач, которые были поставлены в книге, наибольшее внимание

182 Подвижность

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

182 Подвижность Хорошо заниматься многими вещами. Если человек всегда делает одно и то же, ничего другого, он коснеет, и ему становится трудно измениться. Очень хорошо, что люди меняют одну работу на другую; это позволяет им сохранять подвижность. Лучший мир будет более

Подвижность

Из книги Врата в будущее (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Подвижность Лама Мингиюр уезжает в монастыри. Наверно, опять соберет много значительных сведений и по старым преданиям, и по всяким лекарственным вопросам. Очень хорошо, что он едет. В этой подвижности заключается именно то качество, которое я всегда советовал нашим

5.1.7. Регламентация процессов производства при отсутствии регламентации процессов управления/развития

Из книги Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление автора Репин Владимир Владимирович

5.1.7. Регламентация процессов производства при отсутствии регламентации процессов управления/развития В ряде компаний регламентация процессов производства достигает 90–100 %, то есть регламентирована почти вся деятельность. Внешние требования (ограничения)

ЛЕКЦИЯ № 15. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний. Средства, понижающие чувствительность нервных окончаний

Из книги Фармакология: конспект лекций автора Малеванная Валерия Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 15. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний. Средства, понижающие чувствительность нервных окончаний 1. Местноанестезирующие средства Препараты этой группы избирательно блокируют процесс передачи возбуждения в эфферентных нервах и

1. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон

Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Фирсова Светлана Сергеевна

1. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон Физиологические свойства нервных волокон:1) возбудимость – способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздражение;2) проводимость – способность передавать нервные возбуждение в виде потенциала

6. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон

автора Дрангой Марина Геннадиевна

6. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон Физиологические свойства нервных волокон:1) возбудимость – способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздражение;2) проводимость – способность передавать нервные возбуждение в виде потенциала

Свойства нервных процессов

Из книги Нормальная физиология автора Агаджанян Николай Александрович

Свойства нервных процессов Под свойствами нервных процессов понимают такие характеристики возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность этих процессов.Сила нервных процессов. При измерении силы процесса возбуждения обычно пользуются кривой

Подвижность

Из книги автора

Подвижность Высокие показатели подвижности БМП-1, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем,

Подвижность

Из книги автора

Подвижность Высокие показатели подвижности БМП-2, такие как средняя скорость движения по пересеченной местности, запас хода, проходимость, маневренность, обеспечиваются установкой на машину экономичного дизельного двигателя, новой ходовой частью и ряда других систем,

Уравновешенность нервных процессов

Свойство нервной системы , выражающее соотношение между возбуждением и торможением . Понятие У. н. п., введенное И. П. Павловым , рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующее в сочетании с другими (с силой и подвижностью нервной системы) . В исследованиях школы Б. М. Теплова -В. Д. Небылицына У. н. п. стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяемых соотношением показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, , динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией У. н. п. был предложен и новый термин - баланс нервных процессов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "уравновешенность нервных процессов" в других словарях:

    Уравновешенность нервных процессов - понятие, предложенное И. П. Павловым и отражающее соотношение между возбуждением и торможением. В связи с исследованиями школы Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына содержание этого понятия было пересмотрено и предложен новый термин – «баланс нервных… … Словарь дрессировщика

    уравновешенность нервных процессов - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У.н.п введенное И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующих в сочетании с другими (с силой, и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Процесс нервный: уравновешенность свойство системы нервной, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие введено И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств системы нервной, образующее в… …

    См. процесс нервный: уравновешенность. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Свойство системы нервной, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие введено И.П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных свойств системы нервной, образующее в сочетании с другими силой и подвижностью тип… … Большая психологическая энциклопедия

    См. процесс нервный: уравновешенность Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. dynamis сила) свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов. Соотношение между показателями динамичности возбуждения и торможения определяется как баланс … Большая психологическая энциклопедия

    Нейроэндокринная система - Влияние физической активности на нейроэндокринную систему внешне не столь выражено, как, например, в случае роста мышечной массы. По этой причине приходится иной раз сталкиваться с утверждением, будто физическая активность идет в ущерб… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    Устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психологические особенности человека. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, С. н. с … Большая психологическая энциклопедия

    УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. Условный рефлекс теперь отдельный физиол. термин, обозначающий определенное нервное явление, подробное изучение которого повело к образованию нового отдела в физиологии животных ф и з и о логии высшей нервной деятельности как… … Большая медицинская энциклопедия