Морфемика и словообразование (В2-В4)

Паронимы – это слова с различным написанием и схожим звучанием (рассвет – расцвет, весело провести время – мало весило; скрытый – скрытный).

Парономазия – это стилистическая фигура, заключающаяся в постановке рядом слов, близких по звучанию, но различных по значению («Тот не глуп, кто на слова скуп», «Бой вымучит, да бой и выучит»).

Паронимы примыкают к омонимам. Причиной возникновения паронимов является необходимость пополнения лексического состава для уточнения смысловых оттенков однокоренных слов.

Типы паронимов:

а) паронимы, синонимически близкие в одном из значений (проводить опыты – производить опыты);

б) стилистические паронимы (встать и стать – «перестать двигаться или действовать», в разг . – встать, стать – нейтр .).

Стилистические функции паронимов:

а) уточнение значения слова (Лицо его мне знакомо. Личность его мне знакома.);

б) большая экспрессивность, выразительность речи:

Меня тревожит встреч случайность,

Что и не сердцу, не уму,

И та не праздничность , а праздность ,

В моем гостящая дому.

(Е. Евтушенко)

в) для речевой характеристики персонажа или для создания комического эффекта (Ему была поручена заглавная роль.)

Близость паронимов по своему звучанию и написанию может стать причиной их неправильного, неточного употребления и привести к лексическим ошибкам (Грушницкий принял эффективную позу – вместо эффектную ).

Тренировочные упражнения (Задание В1)

1. Замените стилистически нейтральным синонимом слово:

1 вариант

гналась из предложения «Не гналась за обзаводом».

Напишите этот синоним. _________________________

2 вариант

почитают из предложения «Надо мной слегка посмеиваются, но, конечно же, почитают и обожают».

3 вариант

нерукотворные из предложения «На иных березах, обращенных к солнцу, появились сережки, золотые, чудесные, нерукотворные».

Напишите этот синоним.________________

4 вариант

неистовое из предложения «И вот с того вечера одолело меня неистовое желание – увидеть дневные звезды!»

Напишите этот синоним. _____________________

5 вариант

непременно из предложения «Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдет».

Напишите этот синоним.____________________________

2. Подберите антоним к слову:

1 вариант

тонкий в предложении «Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха».

Напишите этот антоним. ____________________________

2 вариант

неистово

Напишите этот антоним. ______________________

3 вариант

ускорение в предложении «Смысл – в ускорении движения, в завоевании всего космоса, а потом – вселенной».

Напишите этот антоним. ____________________

4 вариант

светлая в предложении «А он чем больше глядел на нее, тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, сострадательной к себе, радостной к ней, к этой новой Леночке, и тихой благодарностью к прежней».

Напишите этот антоним. ______________

5 вариант

легкий в предложении «Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями».

Напишите этот антоним. _________________

Тест

1. В каких рядах не все слова являются синонимами?

а) нездоровый, больной, хилый

б) умный, сообразительный, головастый

в) трудный, тяжелый, нелегкий

г) горевать, печалиться, плакать

2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) спрятаться

б) затаиться

в) схорониться

г) исчезнуть

3. Укажите в синонимическом ряду слово, которое является разговорным.

а) смотреть

б) глядеть

в) взирать

г) зырить

4. Какие пары слов не являются антонимами?

а) трудный, легкий

б) путы, вериги

в) твердый, мягкий

г) пассивный, апатичный

5. Укажите, чем являются данные пары слов:

дерзкий, безрассудный.

а) синонимами

б) антонимами

в) омонимами

г) паронимами

Фразеологические обороты

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).

Существуют разные виды фразеологизмов, которые были выделены академиком В.В. Виноградовым. Это и фразеологические сращения , общее целостное значение которых не мотивировано значением входящих в него слов («не вешать нос», «ни пуха, ни пера»), и фразеологические единства , отличающиеся тем, что входящие в него слова сохраняют образное, переносное значение, мотивирующее общий смысл («отдавать навеки якоря», «все мосты сожжены»), и фразеологические сочетания , в которых одно из слов ограничено в своем употреблении («наломать дров», «зеленая тоска»).

Фразеологизмы делают речь более яркой, образной. Они придают книжной речи непринужденность, лишают ее назидательности: «Что было ночью – будто трын-трава», «Жизнь не кончена, песня не спета». И в то же время придают речи высокий оттенок, помогают передать драматизм ситуации: «Лето пало на юг, словно кануло в лету», «Все, что было, мы не будем беречь, ведь за нами все мосты сожжены» (Ю. Визбор). Фразеологизмы служат и средством создания характера: («Я беру и швыряю бубновые масти заката на твое ветровое видавшее виды стекло»; «Только черти и дураки не готовятся постоянно каждый час откинуть коньки». (Ю. Визбор))

Тест

1. Какие из данных слов (словосочетаний) являются синонимами фразеологизма: вилами на воде писано ?

а) неточное

б) неясное

в) быстро исчезающее

г) запоминающееся

2. В каких рядах все фразеологические обороты являются синонимами?

а) бить баклуши, работать спустя рукава, через пень-колоду

б) стреляный воробей, тертый калач, гусь лапчатый

в) непочатый край, валом валить, с три короба

г) посадить в лужу, посадить в галошу, вскружить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение: затеять хлопотное и сложное дело ?

а) заварить кашу

б) гнуть спину

в) принимать участие

г) во всю Ивановскую

4. Какие из данных слов являются антонимами фразеологизма: разделать под орех ?

а) похвалить

б) разругать

в) раскритиковать

г) восхищаться

5. Укажите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.

а) Увидев клубы дыма, крестьяне бросились бить в набат.

б) Он оказался бойцом не робкого десятка.

в) На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. (П. Бажов)

г) Судя по всему, Тамара пришлась не ко двору. (С. Антонов)

6. Какие пары фразеологизмов являются антонимами?

а) очки втирать – вывести на чистую воду

б) в рот воды набрать – вывести на чистую воду

в) через пень колоду – спустя рукава

г) жить на большую (широкую) ногу – сводить концы с концами

Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

«Повторение лексики» - Повторение изученного по теме «Лексика». Карта страны Лексика. Соедините слова. Сочините текст. Список использованной литературы. Лексическое значение. Творческий диктант. Устойчивые выражения. Исправьте в тексте тавтологию. Заклинание. Синонимы. Фразеологизмы. Замените подчеркнутые слова в предложении фразеологизмами.

«Лексика и фразеология русского языка» - Фразеологизмы. Из приведенных паронимов выберите нужное слово. Разминка. Словарная работа. Подберите синонимы. Омонимы. Ключ. Художественные приемы. Лексические ошибки. Устаревшие слова. Подумай. Сгруппируйте парами антонимы. Лексика. Абонемент. Ошибки, связанные со смешением паронимов. Слова, сближающиеся по значению.

«Русская словесность» - Антонимы. Многозначность слова. Выявление лексических возможностей слова. Исследование. Омонимы. Вопросы для самоконтроля. Лексические возможности слова. Вопросы для исследования. Русская словесность. Синонимы. Птенчик. Предположение. Медвежонок. Синквейн. Раскрасавица. Сотворчество. Любопытство. Занятие элективного курса.

«Слова» - Темы. О, есть неповторимые слова А.Ахматова. Вы цвет нации, красота и ум Будьте счастливы и любимы. Как организовать проектную деятельность. Лексика. Приветствуем дорогих гостей из солнечной и загадочной Тувы на нашей таштыпской земле! Уважаемые учителя! Путешествие в мир «Лексики». Телеграмма 6 класса.

«Изучение лексики» - Составь предложения. Суслик выскочил из норки. Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика». Королевство антонимов. Антонимы. Родник среди камней. Ключ скрипичный. Остров. Добро пожаловать к милым двойняшкам омонимам. Идёт человек. Подобрать синонимы и антонимы. Прямое значение слова. Подобрать синонимы.

«Обучение лексике» - Методы и формы организации деятельности учащихся. Особенности планирования по русскому языку. Лексика. Художественное образное определение. Изобразительно-выразительные средства языка. Особенности контингента учащихся. Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Цели и задачи изучения раздела. Результативность работы.

Всего в теме 20 презентаций

Л79. В каком ряду НЕ все слова являются синонимами? 1) подарок, дар, подношение, презент, гостинец 2) поэт, стихотворец, пиит, певец, лауреат 3) нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться, расфуфыриться 4) объединение, союз, ассоциация, федерация, коалицияЛ80. В каком ряду синонимов нет слов, употребляющихся в разговор-ной речи? 1) ходатайствовать, просить, хлопотать, канючить 2) спрятаться, затаиться, схорониться, укрыться 3) перегнать, опередить, превзойти, обставить 4) пленять, очаровывать, прельщать, покорятьЛ81. В каком ряду НЕ все слова являются синонимами? 1) узы, оковы, путы 2) воображение, фантазия, вымысел 3) усердие, одолжение, услуга 4) холм, пригорок, возвышенностьЛ82. В каком ряду НЕ все слова являются синонимами? 1) хилый, слабый, чахлый 2) поддельный, фальшивый, преднамеренный 3) употребительный, ходовой, обиходный 4) понятливый, сметливый, умныйЛ83. В каком ряду НЕ все слова являются синонимами? 1) журить, ругать, бранить 2) опасаться, робеть, трусить 3) возражать, протестовать, восклицать 4) бродить, блуждать, слонятьсяЛ84. В каком ряду НЕ все слова являются синонимами? 1) чахнуть, угасать, таять 2) одобрять, хвалить, хвастаться 3) хитрить, лукавить, лицемерить 4) устать, измучиться, изнемочьЛ85. Какая пара слов НЕ является антонимами? 1) редколесье, чаща 2) жизнерадостный, унылый 3) лицемерный, двоедушный 4) закономерный, случайныйЛ86. Какая пара слов НЕ является антонимами? 1) лучезарный, мрачный 2) милосердие, бессердечность 3) немногословный, словоохотливый 4) жизнерадостный, неунывающийЛ87. Какая пара слов НЕ является антонимами? 1) баснословный, мизерный 2) благоговейно, непочтительно 3) равнодушие, индифферентность 4) сумасбродство, благоразумиеЛ88. Какая пара слов НЕ является антонимами? 1) приспособленец, конъюнктурщик 2) дружелюбно, враждебно 3) желторотый, матерый 4) общительный, нелюдимыйЛ89. Какая пара слов НЕ является антонимами? 1) густой, редкий 2) радоваться, горевать 3) ускорение, замедление 4) цветок, деревоЛ90. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении? 1) цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд 2) бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок 3) открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение 4) текущие события, рассеянный человек, подавленное со-стояниеЛ91. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в переносном значении? 1) распущенный ребенок, сорванный голос, натянутая струна 2) заснувший лес, потерянный кошелек, рассеянные семена 3) замкнутый характер, открытая душа, цветущая жен-щина 4) погасший взгляд, запущенный дом, танцующая параЛ92. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в прямом значении? 1) громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел 2) ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы 3) холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холод-ный день 4) теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая коф-точкаЛ93. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении? 1) лисья хитрость, железная воля, каменный дом 2) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда 4) дырявая память, туманный намек, сердечный человекЛ94. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал ? 1) грустно 2) вредно 3) мало 4) глупоЛ95. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма по-ставить крест ? 1) выделить 2) уважать 3) отказаться 4) подозреватьЛ96. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма прику-сить язык ? 1) огорчиться 2) замолчать 3) узнать 4) сделать выводыЛ97. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма в по-рядке вещей ? 1) нормально 2) аккуратно 3) беспорядочно 4) упорноЛ98. В каком ряду НЕ все фразеологические обороты являются синони-мами? 1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним лыком шиты 2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку 3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы 4) прощупывать почву, закидывать удочки, пускать проб-ный шарЛ99. В каком ряду НЕ все фразеологические обороты являются синони-мами? 1) яблоку негде упасть, пальцем негде ткнуть, как сельдей в бочке 2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край 3) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый 4) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошкиЛ100. В каком ряду НЕ все фразеологические обороты являются синони-мами? 1) на краю света, бог знает где, за тридевять земель 2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами 3) бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять 4) болеть душой, принимать участие, входить в положениеЛ101. В каком ряду НЕ все фразеологические обороты являются синони-мами? 1) важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего 2) в мгновение ока, в два счета, одним духом 3) во весь голос, во всю ивановскую, во время оно 4) сломя голову, что есть мочи, во все лопаткиЛ102. В каком ряду НЕ все фразеологические обороты являются синони-мами? 1) сорвать маску, вывести начистую воду, вывести в люди 2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню 3) втирать очки, водить за нос, морочить голову 4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать потЛ103. Какой фразеологический оборот имеет значение « защищать, от-стаивать »? 1) стоять горой 2) стоять в стороне 3) стоять на месте 4) стоять на своемЛ104. Какой фразеологический оборот имеет значение « самостоятель-но, без чьей-либо помощи »? 1) своя голова на плечах 2) своими словами передать 3) своими глазами увидеть 4) своими руками сделатьЛ105. Какой фразеологический оборот имеет значение « наиболее уяз-вимое место »? 1) авгиевы конюшни 2) вавилонское столпотворение 3) ахиллесова пята 4) филькина грамотаЛ106. Какой фразеологический оборот имеет значение « безобидный, кроткий »? 1) волк в овечьей шкуре 2) тише воды, ниже травы 3) вольная птица 4) заячья душаЛ107. Какой фразеологический оборот имеет значение « мера, под кото-рую насильственно подгоняют что-то »? 1) тришкин кафтан 2) прокрустово ложе 3) дамоклов меч 4) пиррова победаЛ108. Какой фразеологический оборот имеет значение « совершать не-обдуманные поступки »? 1) курить фимиам 2) петь дифирамбы 3) терять голову 4) биться головой об лед

МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

М1. В каком ряду все слова являются именами существительными?
    вселенная, набережная, непосредственная насекомое, сказуемое, жестокое родословная, парикмахерская, горничная лесничий, зодчий, беличий
М2. В каком ряду все имена существительные женского рода?
    фальшь, роскошь, картофель, коктейль утварь, мишень, вексель, трюфель фланель, мозоль, полночь, картечь лазурь, плесень, патруль, пудель
М3. В каком ряду все имена существительные мужского рода?
    каракуль, портфель, хворь, водевиль скальпель, текстиль, бинокль, мигрень пасквиль, дактиль, вензель, глазурь тюль, рояль, вестибюль, шампунь
М4. В каком ряду все имена существительные общего рода?
    белоручка, жадина, ябеда, ласточка сладкоежка, простофиля, забияка, соня тихоня, сорвиголова, бродяга, бабулечка выскочка, зазнайка, запевала, лисичка
М5. В каком ряду все слова являются несклоняемыми именами суще-ствительными?
    кольраби, хобби, жюри, параллели бигуди, алоэ, панно, либретто бюро, галифе, интервью, горизонталь инкогнито, пианино, фламинго, существо
М6. В каком ряду расположены имена существительные, которые в форме множественного числа родительного падежа имеют окон-чание - ей ?
    кудри, горсти, дебаты, кавычки пассатижи, гусли, коренья, ножницы розвальни, ясли, плоскогубцы, рейтузы грабли, будни, джунгли, поручни
М7. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?
    очки, брюки, джинсы, офицеры ножницы, каникулы, времена, грязнули именины, чернила, колготки, ворота сани, сливки, жалюзи, училища
М8. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа?
    дружба, листва, облако, портмоне молоко, любовь, сметана, бензин учительство, краснота, чулок, семья бегство, йогурт, планетарий, здание
М9. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относят-ся к разряду относительных?
    каменный забор, деревянная беседка, заячья душа летний дом, тряпичная кукла, валютная операция кольцевая дорога, рязанский картофель, прекрасные от-ношения тюлевые занавески, пиратская аудиокассета, вдумчи-вый вопрос
М10. В каком ряду словосочетаний все имена прилагательные относят-ся к разряду качественных?
    каменное сердце, навязчивые вопросы, цементный завод прерывистое дыхание, грязевой поток, городской парк уютный уголок, кокетливый взгляд, эмалевая посуда бесстрашный солдат, завистливый характер, опромет-чивый поступок
М11. В каком ряду все формы кратких имен прилагательных образо-ваны верно?
    богаче, дороже, круче, красивше тише, резче, короче, дешевше глубже, слаще, хлестче, звонче чище, туже, ширше, молодее
М12. Сколько имен прилагательных в предложении? Видя лица служащих, чиновников и даже рабочих, я находил в них то, что не раз замечал раньше, когда был моложе: какое-то идеальное и естественное отсутствие мысли можно было увидеть на их лицах, и по-том, присмотревшись, я начал думать, что это спокойное отсутствие мышления объяснялось, по-видимому, последовательностью несколь-ких поколений, вся жизнь которых заключалась в почти сознательном стремлении к добровольному душевному убожеству, к здравому смыс-лу, к боязни новой идеи.
    7 9 11 13
М13. В каком ряду все слова являются именами числительными?
    два, второй, дважды, во-вторых, двойка четыреста двадцать восемь, четыре, четверо, двадцать четвертый, вчетвером три, третий, тридцать три, триста пятьдесят восьмой, трое один, одиннадцать, одиннадцатилетний, по одному, оди-нокий
М14. В каком ряду все имена числительные являются количественными?
    шестьдесят семь, две седьмых, семнадцатое тридцать один, два, сто восьмой восемьсот, девятнадцать, шестое сто пятьдесят восемь, девяносто, шестнадцать
М15. В каком ряду все имена числительные употреблены правильно?
    к девятистам рублям, у обоих студентов, довольство-ваться сорок зажигалками у обеих подружек, думать о двухстах рублях, около трех-сот книг около девяносто ведер, нет сорока авторучек, у обеих окон к двум книгам, нет двадцати трех копеек, тремстам кни-гами
М16. В каком ряду все слова являются местоимениями?
    мне, кто, любой, второй себя, моего, по-моему, прежний ничего, что-либо, наш, по-нашему ее, всякий, самый, каждый
М17. В каком ряду все слова являются определительными местоиме-ниями?
    другой, самый, который, по-иному любой, который, чей, ничей сам, весь, иной, каждый всякий, мой, твой, наш

2 вариант
неистово
Напишите этот антоним. ______________________
3 вариант
ускорение в предложении «Смысл – в ускорении движения, в завоевании всего космоса, а потом – вселенной».
Напишите этот антоним. ____________________
4 вариант
светлая в предложении «А он чем больше глядел на нее, тем больше его сердце заволакивалось мягкой и светлой грустью, сострадательной к себе, радостной к ней, к этой новой Леночке, и тихой благодарностью к прежней».
Напишите этот антоним. ______________
5 вариант
легкий в предложении «Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями».
Напишите этот антоним. _________________
Тест
1. В каких рядах не все слова являются синонимами?
а) нездоровый, больной, хилый
б) умный, сообразительный, головастый
в) трудный, тяжелый, нелегкий
г) горевать, печалиться, плакать
2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
а) спрятаться
б) затаиться
в) схорониться
г) исчезнуть
3. Укажите в синонимическом ряду слово, которое является разговорным.
а) смотреть
б) глядеть
в) взирать
г) зырить
4. Какие пары слов не являются антонимами?
а) трудный, легкий
б) путы, вериги
в) твердый, мягкий
г) пассивный, апатичный
5. Укажите, чем являются данные пары слов:
дерзкий, безрассудный.
а) синонимами
б) антонимами
в) омонимами
г) паронимами

Фразеологические обороты

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать).
Существуют разные виды фразеологизмов, которые были выделены академиком В.В. Виноградовым. Это и фразеологические сращения , общее целостное значение которых не мотивировано значением входящих в него слов («не вешать нос», «ни пуха, ни пера»), и фразеологические единства , отличающиеся тем, что входящие в него слова сохраняют образное, переносное значение, мотивирующее общий смысл («отдавать навеки якоря», «все мосты сожжены»), и фразеологические сочетания , в которых одно из слов ограничено в своем употреблении («наломать дров», «зеленая тоска»).
Фразеологизмы делают речь более яркой, образной. Они придают книжной речи непринужденность, лишают ее назидательности: «Что было ночью – будто трын-трава», «Жизнь не кончена, песня не спета». И в то же время придают речи высокий оттенок, помогают передать драматизм ситуации: «Лето пало на юг, словно кануло в лету», «Все, что было, мы не будем беречь, ведь за нами все мосты сожжены» (Ю. Визбор). Фразеологизмы служат и средством создания характера: («Я беру и швыряю бубновые масти заката на твое ветровое видавшее виды стекло»; «Только черти и дураки не готовятся постоянно каждый час откинуть коньки». (Ю. Визбор))
Тест
1. Какие из данных слов (словосочетаний) являются синонимами фразеологизма: вилами на воде писано ?
а) неточное
б) неясное
в) быстро исчезающее
г) запоминающееся
2. В каких рядах все фразеологические обороты являются синонимами?
а) бить баклуши, работать спустя рукава, через пень-колоду
б) стреляный воробей, тертый калач, гусь лапчатый
в) непочатый край, валом валить, с три короба
г) посадить в лужу, посадить в галошу, вскружить голову
3. Какой фразеологический оборот имеет значение: затеять хлопотное и сложное дело ?
а) заварить кашу
б) гнуть спину
в) принимать участие
г) во всю Ивановскую
4. Какие из данных слов являются антонимами фразеологизма: разделать под орех ?
а) похвалить
б) разругать
в) раскритиковать
г) восхищаться
5. Укажите предложения, в которых встречаются фразеологизмы.
а) Увидев клубы дыма, крестьяне бросились бить в набат.
б) Он оказался бойцом не робкого десятка.
в) На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. (П. Бажов)
г) Судя по всему, Тамара пришлась не ко двору. (С. Антонов)
6. Какие пары фразеологизмов являются антонимами?
а) очки втирать – вывести на чистую воду
б) в рот воды набрать – вывести на чистую воду
в) через пень колоду – спустя рукава
г) жить на большую (широкую) ногу – сводить концы с концами

Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.
Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).
Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция):
а) греческого (кровать, корабль, парус);
б) латинского (экзамен, студент, экскурсия);
в) французского (бульон, компот, парфюмерия);
г) немецкого (кухня, штурм);
д) английского (футбол, спорт, трамвай).
Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы – слова, вошедшие в русский язык из cтарославянского языка.
Старославянские приставки (пре-, чрез-, низ-), суффиксы (-ущ, – ющ, – ащ, – ящ, – знь, – ыня) и корни (-ла-, -ра-: враг, сладкий) настолько широко проникли в русский язык, что с их помощью создаются новые слова в языке(прохладительный, здравохранение).
Часть старославянизмов не имеет внешних отличительных признаков (истина, клевета).
Судьба старославянизмов:
– одни из них вытеснили однокоренные русские слова (влажный, храбрый);
– другие разошлись по значению с исконно русскими словами (невежа – невежливый человек, невежда – необразованный);
– третьи были вытеснены русскими словами (злато).
Появление заимствованных слов в русском языке связано с экономическими, культурными отношениями между Россией и различными народами Запада и Востока.
Заимствованные слова появляются в языке вместе с возникновением новых предметов, понятий, давая им названия. Кроме того, они помогают разграничить смысловые оттенки слов (вывоз – всякое отправление, экспорт – отправка за границу).
Многие из иноязычных слов употребляются в книжных стилях речи. При этом нужно избегать ошибок:
– стилистических (Он с грустью констатировал . – Неуместное употребление в художественном стиле и разговорном, уместно – в официально-деловом);
– лексических (По окончании школы у многих возникают дилеммы. – Выбор одной из двух возможностей, уместно – возникают проблемы).
Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).
Среди устаревших слов выделяют:
– историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
– архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
Типы архаизмов:
а) лексико-фонетические (нощь – ночь, злато – золото);
б) лексико-словообразовательные (рыбарь – рыбак);
в) лексико-семантические (слова с устаревшим лексическим значением: «Лондон щепетильный »).
Устаревшие слова используются в различных стилях языка для обозначения понятий определенной эпохи.
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами (от греч. neos – новый) (кибернетика, алгоритм). Это связано с тем, что все изменения, которые происходят в общественной жизни, отражаются в языке. Одни слова выходят из активного употребления (устаревшие слова), в то же время появляются новые слова.
Типы неологизмов:
– неологизмы, употребляемые всеми (аэробус);
– авторские неологизмы (змея двухметроворостая, легкомыслая головенка» (В. Маяковский); смехачи (В. Хлебников)).
Неологизмы служат для обозначения понятий, появившихся в связи с развитием науки, техники, культуры. Как правило, они встречаются в публицистическом и научном стилях речи.
Через несколько лет после появления неологизмы могут стать общеупотребительными (телевизор, атомоход).
По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.
Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).
К необщеупотребительным словам относятся:
1. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба – картошка, буряк – свекла).
Виды диалектизмов:
– собственно-лексические (диалектные синонимы современных общеупотребительных слов: кубыть – может быть);
– этнографические (наименования местных предметов: бульба – картошка в Белоруссии);
семантические (существующие и в литературном языке, и в диалекте, но имеющие особое значение: беседка в Сибири – лавка перед воротами).
Стилистические функции употребления диалектизмов:
– показать особенности той местности, где происходят события;
– создать образ персонажа, передать особенности его речи.
«Диалектизмы – это не отклонения от принятых языковых норм, подлежащие устранению как ошибки, а изюминки, привносящие в язык жизнь, – утверждал русский лингвист В.И. Чернышев. И действительно, диалектизмы стали неотъемлемой частью литературного языка. Они используются писателями и поэтами в различных идейных и эстетических целях. Так, велика роль диалектизмов в творчестве Сергея Есенина: Сияли зеленя . («Зеленая прическа», 1918); ЗЕЛЕНЯ – всходы молодых хлебов, чаще всего озимых. Толковый словарь Ожегова).
2. Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места).
Специальные слова – это слова, используемые в сфере людей, занимающихся одним видом трудовой деятельности.
3. Арго (жаргон) – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодежное арго)).
Жаргонизмы – слова, свойственные разговорной речи определенной группы людей (например, студенческий жаргон: хвост – не сданный вовремя экзамен или зачет).
Арготизмы – слова, употребляемые людьми, принадлежавшими к обособленным социальным группам, нередко с целью скрыть смысл от окружающих (мокрое дело – убийство).
Жаргонизмы и арготизмы могут встречаться в художественной литературе при описании определенной социальной среды. В зависимости от стиля речи слова могут быть книжными и разговорными: – поэтизмы (обаяние) – просторечные (ишь); – экзотизмы (аул) – варваризмы (трепло); – термины (морфология) – разговорно-литературными (красотища). Термины – слова или словосочетания, точно определяющие понятия (синтаксис – это раздел русского языка, который изучает словосочетание и предложение.)

Лексический анализ слова

Тест
1. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению данных слов: изъян, недостаток, недочет.
а) дефект
б) деформация
в) констатация
г) трансплантация
2. Укажите лексические значения данных слов.
1) пигмей
2) аферист
3) пионер
4) повинность
А проходимец
Б ничтожный человек, ничтожество
В человек, который положил начало чему-нибудь новому
Г общественная или государственная обязанность населения
3. В каком предложении нужно употребить слово ПОНЯТЛИВЫЙ вместо слова ПОНЯТНЫЙ?
а) Инструкция была написана понятным и доступным языком.
б) Данное требование кажется мне вполне понятным.
в) Ученик оказался понятным.
г) Твои сомнения и колебания оказались понятными для меня.
4. Укажите предложения, в которых допущены лексические ошибки .
а) Земельный пол холодил ноги.
б) Я специально вязала свитер большего размера, чтобы он получился более объемистым.
в) Он всегда играл первую скрипку на званых вечерах.
г) Земельный надел был выгодно продан.
5. Укажите ряды, в которых все слова являются многозначными.
а) весомый, весна, выметать
б) жажда, змея, консервы
в) лента, лидер, пламя
г) отбивать, печать, полномочный
6. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении.
а) плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан
б) серебряный голос, надежды разлетелись, пахать на хозяина
в) втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку
г) искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу
7. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении заимствованных слов.
а) Его выступление на собрании – сплошная демагогия.
б) Необходимо было прибегнуть к импровизации.
в) Мы не ведали, когда откроется магазин.
г) Раздался звучный глас Петра. (А.С. Пушкин)
8. Укажите предложения, в которых употреблены необщеупотребительные слова.
а) «Не вратарь, а дырка!» – закричали разгневанные
болельщики.
б) От голода в брюхе у него забурчало.
в) Пыль вихрится.
г) Продавцы занимались оформлением витрины.
9. Укажите предложения, в которых употребляются неологизмы.
а) Я планов наших люблю громадье. (В. Маяковский)
б) В начале 60-ых возник интерес к бионике.
в) Эти работы могут выполнить только высотники.
г) Винегреция, Нерыдания, Досвишвеция, Досвидания. (А. Дольский)
10. Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.
а) прикинь, благополучие, соревнование
б) газировка, околпачит, франт
в) доброжелательный, любопытство, интерес
г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета
11. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль – это…
а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге
г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге
12. Укажите лексическое значение слова прагматизм :
а) расчетливость
б) рационализм
в) закономерность
г) высокомерие

Морфемика и словообразование (В2-В4)

Значимые части слова (морфемы)

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова.
Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (вод ный, подвод ный, вод а, завод ь, вод янистый, подвод ник).
Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гор а, гор ный, угор еть, загор еть, перегор еть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, под водный).
Кроме исконно русских приставок (о -, от -, под -, над -, пере -), существуют и иноязычные (контр -, суб -, ад -, ин -, кон -, об -).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость , тонковат ый; гоним ый, гонящ ий; водян ой, водянист ый).
Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: – сь и – ся. Особое место в русском языке занимает морфема – ть (-ти), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Тест
1. Укажите ряды, в которых все слова имеют окончание.
а) заяц, солнцем, верхом (скакать)
б) белым, касается, подошли
в) увидел, справа, второй
г) заточил, (о) переезде, дважды
2. Укажите ряды, в которых все слова имеют нулевое окончание.
а) овощ, плащ, речь
б) Ростов, вперед, настежь
в) рассказ, полночь, вишь
г) плеть, (с) плеч, вскачь
3. Укажите, в каких рядах все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
а) поражение, забияка, заведенный
б) загашенный, инициатива, кавалерия
в) застелил, остановка, разгрузка
г) осязание, племенной, заговорщик
4. Укажите, в каких рядах все слова имеют несколько суффиксов.
а) попадание, заболевание, породниться
б) бахрома, встрепенуться, изыскание
в) капитуляция, лотерея, официальный
г) поведение, рассредоточенный, скомканный
5. Укажите, в каких рядах все слова имеют 2 приставки.
а) поодаль, безудержный, неодаренный
б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый
в) понемногу, несдержанный, нездешний
г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный
6. Укажите, какое из данных слов не является однокоренным.
а) пригорелый
в) горный
б) гореть
г) угарный (газ)
7. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слов.
а) план-ир-ов-а-ть
б) кастрюл-я
в) магнет-изм
г) от-тир-а-ть
8. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме: «корень + окончание» .
а) порода
в) забота
б) жуткий
г) касторка
9. Укажите слова, в которых основа равна корню.
а) помидор
в) анализ
б) архаизм
г) барометр

Морфемный анализ слова

Тест
1. Укажите слова, в которых встречается приставка недо -.
а) недосуг
в) недолгий
б) недоумевать
г) недовольство
2. Укажите ряды, в которых все слова не имеют приставок.
а) неймется, неимоверный, негодование
б) некоторый, незаурядный, некто
в) незамысловатый, нектар, неистощимый
г) невредимый, невпопад, невозможный
3. Укажите, в каких рядах во всех словах выделяется приставка за -.
а) забастовка, загар, заблаговременно
б) завод, завалинка, заведение
в) зависеть, заговорщик, завидовать
г) зависимый, заброшенный, завлекательный
4. Укажите, в каких словах есть суффикс – ан .
а) карманный
б) кожаный
в) написанный
г) подсказанный
5. Укажите, в каких словах есть суффикс – н .
а) чугунный
б) революционный
в) истинный
г) подстреленный
6. Укажите слова, которые имеют несколько приставок и суффиксов.
а) неутешительно
б) безоговорочный
в) дезориентировать
г) невосприимчивый
7. Укажите ряды слов, которые не имеют окончаний.
а) думая, нарочно, невмочь
б) назад, вымысел, слон
в) разглядев, носок, надуман
г) полночь, увидел, играя
8. Укажите лишние слова в ряду однокоренных слов.
а) лицо
б) лицевой
в) лицей
г) лицедей
9. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слова мощеный .
а) – мощ– корень
б) – ен – суффикс
в) – ый – окончание
г) мощеный – основа
10. Укажите, в каких словах есть суффикс – к , имеющий уменьшительно-ласкательное значение.
а) книжка
б) мошка
в) голубка
г) рогожка
11. Укажите, в каких словах есть суффикс – чик , имеющий значение «маленький».
а) лимончик
б) грузчик
в) перевозчик
г) переплетчик
12. Укажите, в каких словах есть приставка пре -, имеющая значение «высшая степень качества, признака».
а) премилый
б) преамбула
в) преломление
г) прелестный
13. Укажите слова, в которых приставка при – имеет значение «неполное действие».
а) приоткрыть
б) приесться
в) придавать
г) привлекать
14. Укажите, в каких словах есть суффиксы – чик (-щик ).
а) каменщик
б) птенчик
в) упаковщик
г) кирпичик
15. Укажите слова, которые соответствуют схеме: «корень + к + ий ».
а) узкий
б) низкий
в) легкий
г) мягкий

Основные способы словообразования

В русском языке существуют следующие способы образования слов:
неморфологический:
1) переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене. (прилагательное) – Мы подошли к дежурному . (существительное);
2) слияние слов (вечно + зеленый = вечнозеленый);
морфологический:
1) приставочный (развеселый – веселый);
2) суффиксальный (красноватый – красный);
3) приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
4) бессуффиксный (синь – синий);
5) сложение (газопровод).
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:
– сложением целых слов (диван-кровать);
– сложением части слова и целого слова (турфирма);
– сложением основ с помощью соединительных гласных – О (-Е) (пешеход, железобетон).
Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:
– сложением начальных звуков (вуз);
– сложением начальных букв (МГУ); – сложением слогов или частей слов (полпред);
– смешанным способом (главк).
Тест
1. Укажите слова, образованные приставочным способом.
а) неудачный
б) неодобрительные
в) снова
г) подыгрывать
2. Укажите слова, образованные суффиксальным способом.
а) гордость
б) докрасна
в) белеть
г) прискакать
3. Укажите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
а) бездарность
б) неинтересный
в) небрежно
г) подземный
4. Укажите слова, образованные бессуффиксным способом.
а) сослуживец
б) тишь
в) вздох
г) скалолаз
5. Укажите ряды, в которых все слова являются сложносокращенными.
а) кресло-кровать, ВДНХ, ТАСС
б) завуч, спецкор, полпред
в) летописец, драмкружок, сенокос
г) естественнонаучный, плащ-палатка, спецкор
6. Укажите ряды, в которых все слова образованы морфологическим способом.
а) ночью (возвратиться), поход, сероводород
б) рань, по-братски, пешеход
в) рабочий (на заводе), приблизиться, научно-технический
г) малопригодный, баснописец, правобережный
7. Укажите слова, которые образованы неморфологическим способом.
а) ночное
б) синеватый
в) быстрорастворимый
г) фабрично-заводской
8. Укажите ошибки, допущенные при словообразовательном разборе слов.
а) древнерусский – морфологический, сложение основ при помощи соединительной гласной е
б) народно-освободительный – сложение целых слов
в) вечнозеленый – сложение целых слов
г) партрейд – сложение части слова и целого слова
9. Укажите, в каких случаях словообразовательный разбор выполнен верно .
а) беловатый
б) страшнее – морфологический, суффиксальный
в) рабочий (молодой) – морфологический, суффиксальный
г) переулок – морфологический, приставочный

Словообразовательный анализ слова

Тест
1. Укажите, в каком случае верно указан способ образования слова неблагодарность.
а) морфологический, приставочный
б) морфологический, приставочно-суффиксальный
в) морфологический, сложение
г) морфологический, суффиксальный
2. Укажите, в каких словообразовательных цепочках нарушена последовательность образования слов.
а) вред – вредный – вредно
б) единый – единство – единственный – единственно
в) вода – подводный – подводник
г) война – военный – по-военному
3. Укажите, какие слова пропущены в словообразовательной цепочке. свет – рассвет -. .. – предрассветный.
а) рассветать
б) рассветный
в) светать
г) рассветающий
1 вариант
4. Укажите слова, образованные приставочным способом.
а) пришкольный
в) примечание
б) приземление
г) приезд
2 вариант
суффиксальным способом.
а) удивительный
б) премилый
в) сиреневый
г) по-медвежьи
3 вариант
приставочно-суффиксальным способом.
а) укоротить
б) поднебесье
в) невыразительный
г) погасить
4 вариант
бессуффиксным способом.
а) паровоз
б) темень
в) слабость
г) хмарь
5 вариант
сложением целых слов.
а) железнодорожный
б) паровозоремонтный
в) диван-кровать
г) кресло-качалка
6 вариант
сложением основ при помощи соединительных гласных.
а) дымоход
б) перекати-поле