Конспект доклада развитие критического мышления. Коммуникативное упражнение "ключевые слова" Составление рассказа по ключевым словам

74. В данном тексте много ключевых слов, что объясняется его основной задачей - рассказать о правилах поведения молодых дворян в Петровскую эпоху. Прочитайте текст. Запишите выделенные ключевые слова, словосочетания, предложения. Перескажите текст, используя ваши записи.

По указанию Петра 1; в 1717 году; учебник этикета "Юности честное зерцало; или Показание к житейскому обхождению"; юные дворяне; учтивость и вежливость; уважение к родителям; при приветствии снимали шляпу; не много говорить; слушать и не перебивать; правила поведения за столом; смирно прямо сидеть.

75. Какие из этих правил вам кажутся современными? О каких других правилах вежливого поведения вы могли бы рассказать? Запишите ключевые слова вашего рассказа.


76. Выпишите 7-10 ключевых слов (словосочетаний) из рассказа ученицы Н. Терешиной. К какому типу речи можно отнести это сочинение?

Ключевые слова: собака Тайга, тревожный лай, маленького птенца, жалобно пищал, мама, просила о чем-то, спас птичью семью.

Это сочинение по типу речи можно отнести к повествованию, потому что здесь рассказана история.

77. Определите по ключевым словам и запишите названия литературных произведений.

1. Царь, мудрец, золотой петушок, шамаханская царица.
2. Царевна, мачеха, зеркальце, королевич Елисей.
3. Руслан, Людмила, Черномор.

1. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
2. А.С, Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
3. А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"

78. Запишите ключевые слова, которые вы использовали бы при А описании картины Т. Н. Яблонской «Утро» (см. в конце книги).


79. Прочитайте начало «Мишиной сказки» А. Яшина (в тексте А выделены ключевые слова). Продумайте продолжение сказочной истории. Озаглавьте свой текст.








(БУНИНОЙ, БУНИНА, БУНИНУ, БУНИНЕ)

В списке не показаны особо часто встречающиеся слова типа "МНОГО", "БОЛЬШЕ", "БЫТЬ" и другие.

Несколько случайно найденных страниц

1. Макаров А. Г., Макарова С. Э.: Цветок–Татарник. В поисках автора "Тихого Дона". Часть вторая. II. Верхнедонское восстание 1919 г. Опыт восстановления первоначального текста. 2. Далекий-далекий месяц

Сайт: http://sholohov..

Часть текста: соединяющие воедино самые различные элементы повествования. Один из ярких и показательных примеров такого рода дают нам несколько эпизодов, в которых мы встречаем попытку автора соотнести земные события с явлениями астральными. Итак, лето 1919-го года. Фронт ушел куда-то на Север, а в мелеховском курене новая трагедия: умирает Наталья. Автор, рассказывая о дальнейших событиях, всего несколькими, словами вводит маленькую, но важную (не только в художественном плане) деталь. Ночью, когда накануне своей смерти Наталья возвращается в курень, автор обращает свой взгляд на ночное небо. И мы вместе с ним видим, что развитие всех этих событий приходится на полнолуние. «Бледная как смерть, Наталья, хватаясь за перильце, тяжело всходила по крыльцу. Полный месяц ярко освещал ее осунувшееся лицо...» (VII,16,569) « Полный месяц ярко освещал...» Что это - яркий художественный вымысел автора или точная, достоверная картина происходящего в реальном историческом пространстве? От ответа на этот вопрос зависит многое в осмыслении авторской работы над «Тихим Доном». Ведь если даже эпизоды, созданные его воображением, строго соотнесены с реальным историческим временем и пространством, то мы в таком случае можем использовать исторические источники при анализе художественного текста, его хронологии и композиции. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо, во-первых, определить по возможности точно дату смерти Натальи и, во-вторых, рассчитать для этой даты фазу Луны. Датировка ее смерти - вопрос весьма непростой, поскольку в тексте прямого указания на дату не имеется. Попытаемся сначала восстановить общий ряд событий, выделив в нем относительную, внутреннюю хронологию. Начало им положил приезд в хутор главнокомандующего Донской...

2. Тихое пристанище. Глава 7.

Сайт: http://saltykov-schedrin..

Часть текста: тем опаснее, что все они или находились, или даже о сю пору находятся в самом сердце сектаторского дела, и следовательно, коротко знакомы со всеми его подробностями. В уездах и по селениям такие люди состоят под особенным покровительством местных городничих и исправников и служат надежнейшими для них агентами по раскольническим делам; старообрядцы их знают; и, разумеется, насколько возможно, блюдутся от них; тем не менее нигде известная пословица «от своего вора не убережешься» не встречает такого обширного приложения, как здесь; здесь вор простирает свои претензии не на имущество только, но на всю жизнь, на всякое действие, на всякую мысль своего ближнего. Можно себе вообразить, какая бездна безнравственности должна лечь в отношения между людьми, которых судьба часто соединяет в одной деревне и даже под одной кровлею; попятно также, сколько здесь должно быть явного нахальства с одной стороны и скрытной ненависти и презрения - с другой. Однако можно сказать, что это еще не воры, а воришки, потому что от предательств их можно отбояриться деньгами, и даже не очень значительными, да и от полиции-то, если уж...

3. Зрянина Татьяна: * * * ("Тихий час вечернего покоя... ")

Сайт: http://severyanin..

Часть текста: Зрянина Татьяна: * * * ("Тихий час вечернего покоя... ") * * * Тихий час вечернего покоя, на волне играют тень и свет. Ласточка метнулась над водою, по воде черкнув мгновенный след. Полумесяц лодки повторила впавшая в задумчивость река. А на лодке — с удочкой застыла темная фигура рыбака. Ищет он в изменчивости зыбкой, легкой, как дыханье облаков, — не мелькнет ли золотая рыбка строк, еще не найденных, и слов?! Струи вод. Изменчивые тени, наплывая, исчезают вмиг, как неуловимые фосфены, разом изменяющие стих. Чтоб потом торжественно и дивно зазвучала музыкой строка. ... Летний вечер. Лодка у залива. Темная фигура рыбака.

4. * * * (Буду тихо на погосте)

Сайт: http://ahmatova.niv.ru Размер: 2кб.

Часть текста: Буду тихо на погосте Под доской дубовой спать, Будешь, милый, к маме в гости В воскресенье прибегать - Через речку и по горке, Так что взрослым не догнать, Издалека, мальчик зоркий, Будешь крест мой узнавать. Знаю, милый, можешь мало Обо мне припоминать: Не бранила, не ласкала, Не водила причащать. 1915

5. Бар-Селла З.: "Тихий Дон" против Шолохова. Столыпинский галстук

Сайт: http://sholohov..

Часть текста: галстук Столыпинский галстук Сюжет главы 14-ой части первой несложен: Степан Астахов, извещенный об измене жены, возвращается домой после лагерных сборов; дома он зверски избивает Аксинью; расправе пытаются помешать два брата Мелеховы - Петро и Григорий... Финал главы: «С этого дня в калмыцкий узелок завязалась между Мелеховым и Степаном Астаховым злоба. Суждено было Григорию Мелехову развязывать этот узелок два года спустя в Восточной Пруссии, под городом Столыпиным». И, действительно, согласно 4-ой главе части 4-ой, в бою под городом Столыпиным Григорий Мелехов спасает Степану Астахову жизнь. Рассказ об этом спасении включен в занимающее три страницы изложение воспоминаний Григория о военных событиях 1915-16 годов (майские бои под деревней Ольховчик; июльские - под Равой-Русской; стычка под Баянцем; город Столыпин; Луцкий прорыв в мае 1916-го)... Никаких противоречий здесь, вроде бы, не обнаруживается. Разве что захочется задать один вопрос....

У читель русского языка и литературы Н.А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, «Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”», «Основная идея “Слова…”», «Русские князья в “Слове…”» и др.).

Добавим в список Н.А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, тёмные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения «Слова…». Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.

Вообще рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т.И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приёмы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после лекции о биографии Толстого. Между ними - неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя - “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нём пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.

У добно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные - пронумеровать эти слова, отметив таким образом порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имён авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) - тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.

Конечно, это только отдельные примеры использования опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.

Диктант 1

Подлинная народность «Слова…», самосознание просвещённых русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приёмы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещённый в ряд реальных лиц.

Диктант 2

Созданный на основе, опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, обнажённый меч, калёными стрелами, по орошённой кровью земле, вооружённая охрана, вооружены мечами, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одарённый поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.

5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему

37. Прочитайте, объясните данный пример.

Вы уже знаете, что в тексте бывают более важные и менее важные части содержания. То же самое можно сказать об отдельных словах.

Вам, наверное, приходилось замечать, что при быстром о чтении можно пропустить некоторые слова - и все-таки понятий написанное. А можно пропустит всего одно слово - и ничего не понять! Это потому, что слово было ключевым - таким важным, что его пропуск затруднял понимание всего остального.

Нет сомнений, что в хорошо тексте все слова нужны и важны, но все-таки они играют разные роли. Одни как бы «держат» текст, а другие объясняют, уточняют, делают более выразительным сказанное.

Например: Утром... сильный дождь (пошел, перестал). - Утром пошел... дождь.

38. Просмотрите текст, не читая его. Обратите внимание на то, что некоторые слова в нем выделены более жирным шрифтом. Это ключевые слова. Пробегите глазами по тексту, «выхватывая» только ключевые слова.

ДИКИЙ ЗВЕРЬ

У Веры был бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, лазил на абажур, обнюхивал тарелки на столе, карабкался по спине, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи.

Рыжик был ручной и послушный.

Но однажды все изменилось. Рыжик не бегал больше по столу, не катался на двери, не разжимал у Веры кулак. Он с утра до вечера запасался. Увидит кусочек хлеба - схватит, увидит семечки - набьет полные носа и все спрячет.

Рыжик и гостям в карманы положил семечки про запас.

Никто не знал, зачем Рыжик делает запасы.

А потом приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.

Вера посмотрела на Рыжика и сказала:

Ты не ручной зверь, а дикий! Только совсем не понятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.

По Геннадию Снегиреву

Проверьте, как вы поняли текст при быстром о чтении (просматривании по ключевым словам). Ответьте на вопросы: 1. Кого назвали диким зверя? 2. Каким был Рыжик вначале? 3. Чем он стал заниматься со временем? 4. Почему Рыжик запасал продукты? 5. Как Рыжик узнал, что в тайге голод?

Это интересно!

Учеными установлено, что некоторые животные понимают язык других животных. Так, большие морские черепахи понимают сигналы дельфинов. Сотни черепах приплывают для откладки яиц к побережью Никобарских островов в Индийском океане. Но они не сразу выходят на берег, а ждут особого сигнала, который подают им дельфины, оценивая обстановку на побережье. В подходящий момент с помощью специального звука они дают понять, что можно двигаться к берегу. И только тогда черепахи выходят откладывать яйца. Любопытно, что новорожденных черепашек дельфины охраняют, отгоняя от берега их врагов.

39. Поработайте в парах. Прочитайте рассказ «Дикий зверь» вполголоса, ничего не пропуская (один читает до половины, другой - остальное).

Обсудите, что было упущено при просматривании текста. Составьте вопросы по этим частям содержания.

40. Составьте устное высказывание о том, как, по-вашему, надо читать художественное произведение: медленно, быстро, очень быстро. Почему? В каких случаях бывает нужно быстро просмотреть текст? Постарайтесь последовательно развивать мысль, связывать одно предложение с другим.

41. Дополните предложения, нибудь запишите их.

Желательно уметь быстро просматривать текст по ключевым словам в тех случаях, когда.... Если же мы читаем..., то не стоит....

42. Нибудь запишите предложение, поставьте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Проявите с помощью стрелок связи между словами.

Тайны природы часто изумляют человека.

43. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ж..л у Веры, местопол..ть в карманы, не зал..гли в берлоги, был руч(?)ным, карабкался по спин.., кусоч..к хлеба,

наб(?)эт носа, пр..ехал из тайги, не ур..дились в тайге, кедровые..решки, с утра до веч..ра, с..брались в стаи, тольк.. не п..нятно.

44. Подберите текст из предыдущих уроков и постарайтесь самостоятельно определить в нем ключевые (самые важные) слова, с помощью которых можно было бы получить общее представление о его содержании.

Вечер

Учитель русского языка и литературы Н. А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам Словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, «Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”», «Основная идея “Слова…”», «Русские князья в “Слове…”» и др.).

Добавим в список Н. А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, тёмные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения «Слова…». Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.

Вообще Рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т. И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приёмы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после лекции о биографии Толстого. Между ними - неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя - “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нём пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.

Удобно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные - пронумеровать эти слова, отметив таким образом порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имён авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) - тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.

Конечно, это только отдельные примеры использования Опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.

Диктант 1

Подлинная народность «Слова…», самосознание просвещённых русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приёмы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещённый в ряд реальных лиц.

Диктант 2

Созданный на основе, опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, обнажённый меч, калёными стрелами, по орошённой кровью земле, вооружённая охрана, вооружены мечами, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одарённый поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.