Как называются гробницы египетских фараонов. Новые жертвы проклятия фараона. Проклятие или череда совпадений

Когда Говард Картер, проводивший раскопки в Долине Царей в Луксоре, телеграфировал главе экспедиции английскому лорду Карнаворну, его охватывало сильное волнение:

«Мы сделали сенсационное открытие. В Долине царей мы нашли запечатанную гробницу фараона Древнего Египта. Ожидаем Вас для дальнейших распоряжений о продолжении работ. Говард Картер».

Более семи лет безуспешно шли раскопки. Говард Картер и лорд Карнарвон, обеспечивающий финансовую сторону мероприятия, были убеждены, что где-то в песках таит свои сокровища великолепная гробница фараона Тутанхамона.

Примерно через две недели лорд отправился на место проведения раскопок. Сразу по прибытию он отправился осмотреть находку. Царские печати на ней были нетронуты, это означало, что захоронение не было найдено расхитителями гробниц. Несколько камер были плотно набиты, как морские тюки, золотыми сокровищами. Последний зал гробницы фараона, Карнарвон шагает в темноту:

— Видите ли вы что-нибудь Картер? – спрашивает он впереди идущего археолога.

Пламя свечи колыхалось, освещая путь Говарду:

— Да, несметные сокровища.

проклятье тутанхамона

Золото, оставленное в гробнице для фараона Тутанхамона, ослепило ученых и они не обратили внимания на каменную табличку, надпись на которой гласила на древних египетских иероглифах: «Погибнет тот, кто нарушил покой фараона». Поверили ли они предупреждению? Скорей всего, приняли к сведению. Но… постарались скрыть эти слова от рабочих, которые проводили работы в гробнице. Табличка с надписью не была включена в реестр найденных ценностей. И до сих пор никто не знает, где она находится. Все меры предусмотрели организаторы раскопок, кроме одной… В коллекции сокровищ египетского фараона находился амулет. Надпись на нем гласила:

«Я обращаю в бегство осквернителей могил. Я охраняю покой гробницы Тутанхамона».

Зов хранителя гробницы Тутанхамона

Всего в составе экспедиции было 17 человек, в том числе Картер и лорд Карнарвон. 13 февраля 1923 был осуществлен вход погребальную камеру фараона Древнего Египта Тутанхамона.

После археолог в своих заметках описал первое впечатление, последовавшее за открытием царских печатей:

«Только мы открыли двери, как все участники команды ощутили себя непрошенными гостями в этом месте».

Всего через несколько дней после обнаружения сокровищ английский меценат Карнарвон покинул место раскопок и Луксор, отправившись поспешно в Каир. Что послужило причиной такого быстрого отъезда человека, полностью профинансировавшего ведение раскопок в течение всех семи лет, оставалось для всех загадкой. Неужели ему было так невыносимо соседство гробницы Тутанхамона, двери которой были открыты по его распоряжению, несмотря на предначертанное предупреждение?

Месяц спустя, в начале апреля от лорда пришли дурные вести: он оставался прикованным к постели тяжким недугом. Врачи не могли определить причину резкого ухудшения его здоровья.

Сын Карнарвона, только вернувшийся из поездки из Индии в Великобританию, обедая на террасе с отцом заметил, что он плохо себя чувствует. Состояние ухудшалось с каждым часом. Его бил озноб, поднялась температура. В таком состоянии нашел его коллега Говард Картер.

Младший Карнарвон рассказал о событиях, предшествовавших кончине лорда:

«Незадолго до последнего вздоха отца, у него начались галлюцинации и бред. Он выкрикивал имя Тутанхамона и разговаривал о нем. Никто так и не смог понять сути разговора. Но в последние несколько минут его жизни он находился в сознательном состоянии. Он обратился к жене со словами: «Закончилось. Зов зовет меня, и я следую за ним». Это были его последние слова на смертном одре».

Едва лорд Карнарвон закрыл глаза, во всем Каире неожиданно потух свет. Отказала главная электростанция, по какой причине, инженеры так и не смогли выяснить.


Новые жертвы проклятия фараона

Английский лорд Карнарвон скончался в Каире в возрасте 57 лет. Он обладал крепким здоровьем, и ничто не предвещало столь быстрой кончины. Тем временем в стенах ждала своего часа мумия фараона Тутанхамона. Под бинтами оскверненного тела молодого царя был спрятан амулет. На его тыльной стороне были начертаны слова проклятия расхитителям могил на древнеегипетском наречье.

Следом за меценатом скончались два сотрудника, участвовавшие при открытии гробницы: Джорджа Джей-Гола и Артура К.Мейса.

Археолог Мейс помогал Говарду Картеру сдвигать с места последний камень, закрывавший вход в погребальную камеру фараона. Внезапно он начал жаловаться на слабость и апатию. В итоге он полностью потерял рассудок. Дни его закончились в отеле «Континенталь» в Каире, как и лорда Карнарвона. Доктора так и не решились назвать причину его скоропостижной смерти.

Джордж Джей-Голд, американец по происхождению, крупный бизнесмен, состояние которого измерялось миллионами долларов, тщательно следил за новостями археологии. После получения от своего друга, лорда Карнарвона, сообщения об открытии гробницы фараона Древнего Египта Тутанхамона, он отправился в Луксор. Он осмотрел все предметы, найденные в месте захоронения царя до подробностей в сопровождении самого Картера. Вечером этого же дня Джей-Голд скончался не приходя в сознание. В прессе врачами был озвучен диагноз: бубонная чума…

Видео о фараоне Древнего Египта Тутанхамоне. Проклятье Долины Царей.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати -- мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни -- огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище -- гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача -- заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях -- мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски -- скамья) имела, как правило, форму усеченной пирамиды. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Первоначально пирамиды, возникали в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня-- ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина -- жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.

Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена. Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания -- она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Наиболее поздней из комплекса пирамид в Гизе и самой маленькой является пирамида Микерина, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения -- не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри.

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.

Чтобы полнее знать историю Египта, ученым и археологам пришлось пройти долгий и нелегкий путь исследований. Особенно интересны были гробницы фараонов, найдя и изучив которые, можно было получить ценные сведения. Их находили. Но они были уже разграблены. Считалось, что все фараоны были похоронены в Долине Царей. Но однажды археологи обнаружили гробницу, где находилось больше сорока царских мумий, тела их были захоронены на соседней долине, в отдалении от Царской. Это были мумии знаменитых правителей: Яхмоса Первого, Тутмоса Третьего, Сети Первого, Рамзеса Второго. С ними не было никаких ценностей, которые в большом количестве сопровождали умерших фараонов в мир иной. Охотники за царскими сокровищами существовали, оказывается, еще до нашей эры. И когда впервые обнаружилось это кощунственное преступление (это было в 11 веке до н.э.), решили спасти хотя бы мумии. По этой причине они и оказались не в своих гробницах, а в новых, сделанных неподалеку, куда тайно переправили большинство мумий и замуровали их.

Обряды погребения фараонов, таким образом, все еще были не известны ученым. И так было вплоть до 1922 года, когда экспедиция английского археолога Хауарда Картера нашла, наконец, не разграбленную гробницу. Она принадлежала знаменитому фараону восемнадцатой династии (1351 – 1342 до н.э.) Тутанхамону. Роскошь, с которой хоронили египетских фараонов, поразила ученых. Вместе с правителями египтяне погребали и все его несметные богатства, которые могут понадобиться ему в новой жизни. Эта гробница находилась в Долине Царей под руинами древних хижин, где жили строители гробницы другого фараона – Рамзеса Шестого. Странные ступеньки, ведущие под скалу, привели к замурованному входу в гробницу, где ученые обнаружили нетронутую печать управителя захоронения. Через несколько переходов была обнаружена и печать самого Тутанхамона. Несколько помещений огромного захоронения были завалены золочеными колесницами, кроватями с золотыми украшениями в виде львов и мифических чудовищ, статуями царя, сундуками, ларцами, креслами, дорогими сосудами, оружием. В ларцах находились несметные сокровища – золотые украшения с драгоценными камнями: перстни, ожерелья, браслеты. Одежда и обувь в сундуках тоже были богато украшенными. Здесь же нашли и золотой скипетр и несколько золотых опахал с разноцветными страусовыми перьями, различные посохи. Нашли даже емкости с окаменевшей и засохшей едой. Также были хлеб и жареная птица, фрукты, и окорока. Египтяне считали, что все это будет необходимо великому Тутанхамону в загробной жизни.

Мумию его самого обнаружили через еще несколько переходов. В комнате было каменное сооружение с дверью. Войдя внутрь, археологи увидели, что сооружение сконструировано по принципу «матрешки», то есть, внутри него – еще один каменный футляр, в нем – третий, а в третьем – четвертый. И вот только в четвертом футляре обнаружился и сам саркофаг из желтого камня кварцита длиной почтив три метра, а в ширину и высоту – полтора. Фигуры богинь своими распростертыми крыльями защищают саркофаг с телом фараона. Внутри его – золотой гроб правителя, сделанный в виде человеческой фигуры, обернутой в дорогие погребальные ткани. Гроб же оказался деревянным, но обитым листовым золотом. Внутри этого гроба – еще один, а в нем – третий, полностью отлитый из золота и около двух метров в длину. Здесь и покоилась мумия фараона Тутанхамона, завернутая в тонкую ткань и украшенная драгоценностями в виде золотых и серебряных амулетов, ожерелий, колец, браслетов с дорогими камнями и разноцветным стеклом. Рядом с телом нашли два кинжала: один был золотой, а второй – с железным лезвием и золотой рукояткой. Железо, кстати, в то время было новинкой для древних египтян, и, зачастую, стоило в разы дороже золота. На голове мумии лежала золотая маска, украшенная лазуритом. Талантливый мастер воспроизвел в маске лицо юного фараона. В соседней комнате обнаружились предметы погребальных обрядов: фигурка Анубиса (черный шакал – бог загробного мира у египтян), статуэтки других богов и четыре сосуда с внутренностями фараона, которые вынули перед бальзамированием.

Пирамиды Древнего Египта вблизи Каира до сих пор являются визитной карточкой страны, являются гробницами египетских фараонов, которые начинали их строить сразу же после вступления на престол. Наиболее известная пирамида-гробница Гизехская (вблизи деревни Гизе), рядом с которой высится голова сфинкса (57 метров в длину и 20 метров в высоту) и еще две пирамиды поменьше. Ее еще называют пирамидой Хеопса. Строил ее для своего погребения Хуфу (Хеопс), сам выбирал зодчего, который нашел место для будущей пирамиды на левом берегу Нила, начертил план, сделал необходимые расчеты, набрал отряды рабов: каменотесов, резчиков, каменщиков, плотников. Пирамида строилась тридцать лет. Ее высота 147 метров, каждая сторона основания – 233 метра. Следующий фараон – Хафра (Хефрен) – построил свою пирамиду-усыпальницу уже на десять метров ниже, она 137 метров в высоту. Обе эти постройки оказались разоренными, не нашли даже мумий. Древнегреческий ученый Геродот, путешествуя по Египту, записывал легенды, предания. У него есть запись рассказа о том, что голодные, доведенные до отчаяния люди, ненавидевшие своих фараонов за расточительство и жестокость, разбили и уничтожили все содержимое пирамид, а тела фараонов просто растерзали. Геродот писал, что даже через сотни лет люди не называли этих фараонов по именам.

ГРОБНИЦЫ

У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов - склепа и святилища.

Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане ), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса .

Примечание: Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.


Гробница в форме жилища

Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы », несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.

В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В ) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

Рис. 55

Рис. 56


Пирамиды

В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56 ). Они сводятся к следующим типам:

А - собственно пирамида (Гизех);

D - пирамида с ломаным профилем (Дашур);

S - ступенчатая пирамида (Саккара).

Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.

Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57 ). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.

Рисунок 57 , А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.

Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной - синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.

Методы стройки. Последовательная кладка. - Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.

Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58 .

1. Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.

2. Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.

3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.

4. Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.

Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это - тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.

Различное назначение пирамид. - Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.

Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.

Предположение Жомара о метрологическом характере пира­мид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.

Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер - с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений - с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.

Подземные гробницы

Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб - около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.

Примечание: Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.

Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.

Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана ; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.

Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.

Примечание: Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.

Постепенное расширение подземных гробниц. - Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture