История решения уравнений третьей и четвертой степени. Кто первым решил уравнение высшей степени. Решение уравнений с параметром


  • В начале 16в. многие математики бились над решением алгебраических уравнений 3 – ей степени.
  • Решения линейных и квадратных уравнений были известны еще в античности, а кубические уравнения долго не поддавались.

Исторические факты.

Большой вклад в решение уравнений 3 и 4 степеней внесли итальянские математики 16 века:

  • Спицион Даль Ферро (1465-1526) и его ученик Фиори

Н. Тарталья (1499-1557)

  • Д. Кардано (1501-1576) его ученик – Л. Феррари

Р. Бомбелли (1530-1572)




Итальянские математики 16 в. сделали крупнейшее математическое открытие. Они нашли формулы для решения уравнений третьей и четвертой степеней.

Рассмотрим произвольное кубическое уравнение:

И покажем, что с помощью подстановки его можно преобразить к виду:

Положим т.е. Тогда данное уравнение

примет вид


В 16 в. было распространено соревнование между учеными, проводившееся в форме диспута. Математики предлагали друг другу определенное число задач, которые нужно было решить к началу поединка. Выигрывал тот, кто решил большее число задач.

Антонио Фиоре постоянно участвовал в турнирах и всегда выигрывал, так как владел формулой для решения кубических уравнений. Победитель получал денежное вознаграждение, ему предлагали почетные, высоко оплачиваемые должности.


Тарталья преподавал математику в Вероне, Венеции, Брешии. Перед турниром с Фиоре он получил от противника 30 задач, увидев,что все они сводятся к кубическому уравнению

И приложил все силы для его решения. Отыскав формулу, Тарталья решил все задачи, предложенные ему Фиоре, и выиграл турнир. Через день после поединка он нашел формулу для решения уравнения

Это было величайшее открытие. После того как в Древнем Вавилоне была найдена формула для решения квадратных равнений, выдающиеся математики в течение двух тысячелетий безуспешно пытались найти формулу для решений кубических уравнений. Метод решения Тарталья держал втайне.

Рассмотрим уравнение

Тарталья использовал подстановку:


Из уравнения он получил:

Для u и v получена система

Значит, они являются корнями квадратного уравнения

Следовательно, для отыскания х имеем формулу


  • Ее называют сейчас формулой Кардано, так как она впервые была опубликована в 1545 г. в книге Кардано «Великое искусство, или Об алгебраических правилах».
  • Джироламо Кардано (1501-1576) окончил университет в Падуе. Его главным занятием была медицина. Кроме того, он занимался философией, математикой, астрологией, составлял гороскопы Петрарки, Лютера, Христа, английского короля Эдуарда 6. Папа римский пользовался услугами Кардано - астролога и покровительствовал ему. Кардано умер в Риме. Существует легенда, что он покончил жизнь самоубийством в тот день, который предсказал, составляя собственный гороскоп, как день своей смерти.

Изложим метод Феррари. Запишем общее уравнение четвертой степени:

С помощью подстановки его можно привести к виду

Используя метод дополнения до полного квадрата, запишем:

Феррари ввел параметр и получил:

Учитывая, получим

В левой части уравнения стоит полный квадрат, а в правой - квадратный трехчлен относительно х. Чтобы правая часть была полным квадратом, необходимо и достаточно, чтобы дискриминант квадратного трехчлена равнялся нулю.


  • Кубические уравнения Феррари решил по формуле Кардано.
  • Пусть - корень уравнения. Тогда уравнение запишется в виде
  • Отсюда получаем два квадратных уравнения:
  • Они дают четыре корня исходного уравнения.

Приведем пример. Рассмотрим уравнение

Легко проверить, что -корень этого уравнения.

По формуле находим:

Как понять выражение На этот вопрос первым ответил инженер Рафаэль Бомбелли (ок. 1526-1573), работавший в Болонье В 1572 г. он издал книгу «Алгебра», в которую ввел в математику число i , такое, что

Бомбелли сформулировал правила операций с числом

Согласно теории Бомбелли, выражение можно записать так:

А корень уравнения, имеющий вид, можно записать так:


В 1505 году Сципион Феррео впервые решил один частный случай кубического уравнения. Это решение однако не было им опубликовано, но было сообщено одному ученику - Флориде. Последний, находясь в 1535 году в Венеции, вызвал на состязание уже известного в то время математика Тарталью из Брешии и предложил ему несколько вопросов, для разрешения которых нужно было уметь решать уравнения третьей степени. Но Тарталья уже нашел раньше сам решение таких уравнений и, мало того, не только одного того частного случая, который был решен Феррео, но и двух других частных случаев. Тарталья принял вызов и сам предложил Флориде также свои задачи. Результатом состязания было полное поражение Флориде. Тарталья решил предложенные ему задачи в продолжение двух часов, между тем как Флориде не мог решить ни одной задачи, предложенной ему его противником (число предложенных с обеих сторон задач было 30). Тарталья продолжал, подобно Феррео, скрывать свое открытие, которое очень интересовало Кардано, профессора математики и физики в Милане. Последний готовил к печати обширное сочинение об арифметике, алгебре и геометрии, в котором он хотел дать также решение уравнений 3-ей степени. Но Тарталья отказывался сообщить ему о своем способе. Только когда Кардано поклялся над Евангелием и дал честное слово дворянина, что он не откроет способа Тартальи для решения уравнений и запишет его в виде непонятной анаграммы, Тарталья согласился, после долгих колебаний, раскрыть свою тайну любопытному математику и показал ему правила решений кубических уравнений, изложенные в стихах, довольно туманно. Остроумный Кардано не только понял эти правила в туманном изложении Тартальи, но и нашел доказательства для них. Не взирая, однако, на данное им обещание, он опубликовал способ Тартальи, и способ этот известен до сих пор под именем "формулы Кардано".

Вскоре было открыто и решение уравнений четвертой степени. Один итальянский математик предложил задачу, для решения которой известные до той поры правила были недостаточны, а требовалось умение решать биквадратные уравнения. Большинство математиков считало эту задачу неразрешимою. Но Кардано предложил ее своему ученику Луиджи Феррари, который не только решил задачу, но и нашел способ решать уравнения четвертой степени вообще, сводя их к уравнениям третьей степени. В сочинении Тартальи, напечатанном в 1546 году, мы также находим изложение способа решать не только уравнения первой и второй степени, но и кубические уравнения, причем рассказывается инцидент между автором и Кардано, описанный выше. Сочинение Бомбелли, вышедшее в 1572 г., интересно в том отношении, что рассматривает так называемый неприводимый случай кубического уравнения, который приводил в смущение Кардано, не сумевшего решить его посредством своего правила, а также указывает на связь этого случая с классическою задачей о трисекции угла. алгебра уравнение математический

Проблема решения уравнений третьей и четвертой степени в радикалах не вызывалась особой практической необходимостью. Ее появление косвенным образом свидетельствовало о постепенном переходе математики к более высокому уровню ее развития, когда математическая наука развивается не только под влиянием запросов практики, но и в силу своей внутренней логики. После решения квадратных уравнений естественно было перейти к решению кубических уравнений.

Уравнения третьей и четвертой степени были решены в Италии в XVI в.

Итальянские математики рассматривали три вида кубических уравнений:

Рассмотрение трех видов кубических уравнений вместо одного связано с тем, что, хотя математикиXVI в. были знакомы с отрицательными числами, но они еще долго не считались настоящими числами, и ученые стремились записывать уравнения только с положительными коэффициентами.

Исторически сложилось так, что сначала алгебраисты занялись уравнением первого типа

Первоначально его решил профессор Болонского университета Сципион дель Ферро, но полученное решение не опубликовал, а сообщил его своему ученику Фиоре. С помощью секрета решения этого уравнения Фиоре победил на нескольких математических турнирах. Тогда такие турниры были распространены в Италии. Заключались они в том, что два противника в присутствии нотариуса обменивались заранее обусловленным числом задач и договаривались о сроке для их решения. Победитель получал известность и нередко выгодную должность. В 1535 г. Фиоре вызвал на такой поединок любого, кто хочет с ним сразиться. Вызов принял Тарталья.

Никколо Тарталья (1500-1557) рано остался сиротой и вырос в бедности, не получив никакого образования. Тем не менее он был хорошо знаком с математикой того времени и зарабатывал себе на жизнь частными уроками математики. Незадолго до поединка с Фиоре он сумел самостоятельно решить уравнение (1). Поэтому когда противники встретились, Тарталья смог за несколько часов решить задачи Фиоре; все они оказались на уравнении (1). Что касается Фиоре, то он и за много дней не решил ни одной из 30 разнообразных задач Тартальи. Победителем турнира был признан Тарталья. Известие о его победе распространилось по всей Италии. Он стал заведовать кафедрой математики в университете города Вероны.

Метод Тартальи заключался в следующем. Он полагал в уравнении (1) , гдеu и v – новые неизвестные. Получим:

Положим в последнем уравнении . Образуется система уравнений

которая сводится к квадратному уравнению. Из нее находим:

,

Вскоре после турнира Тарталья легко решил кубические уравнения второго и третьего типа. Например, для уравнения второго типа он применил подстановкукоторая привела к формуле

(3)

Известие об успехи Тартальи дошло до Кардано. Джироламо Кардано (1501-1576) окончил медицинский факультет университета в Павии и был врачом в Милане. Он являлся ученым, не менее талантливым, чем Тарталья, и гораздо более разносторонним: он занимался медициной, математикой, философией и астрологией. Кардано задумал написать книгу энциклопедического характера по алгебре, и она была бы неполна без решения кубических уравнений. Он обратился к Тарталье с просьбой сообщить его способ решения этих уравнений. Тарталья не соглашался, и тогда Кардано поклялся на Евангелии никому не сообщать секрета решения кубических уравнений. По-видимому, Тарталья собирался сам написать книгу по алгебре, включив в нее и свое открытие, но из-за занятости и из-за того, что издание было делом дорогостоящим, откладывал свое намерение. В конце концов в 1545 г. Кардано выпустил свою монографию под названием «Великое искусство», в которую вошло и открытие «моего друга Тартальи». Тарталья был разгневан нарушением клятвы и выступил в печати с разоблачением Кардано. Кончилось тем, что лучший ученик Кардано вызвал Тарталью на публичный поединок. Поединок состоялся в 1548 г. в Милане и закончился, при не вполне ясных обстоятельствах, поражением Тартальи. Формулы корней кубического уравнения получили в истории название формул Кардано, хотя сам Кардано в своей книге и не приводил формул, а излагал алгоритм решения кубического уравнения.

Книга Кардано «Великое искусство» сыграло значительную роль в истории алгебры. В частности, в ней он доказал, что полное уравнение третье степени с помощью подстановки сводится к уравнению без члена с квадратом неизвестного, т.е. к одному из трех видов кубических уравнений, рассмотренных в начале параграфа. Осовременивая изложение, возьмем кубическое уравнение общего вида

с произвольными по знаку коэффициентами вместо тех нескольких типов кубических уравнений, которыми занимался Кардано, и положим в нем

.

Нетрудно проверить, что последнее уравнение не содержит члена с квадратом неизвестного, так как сумма членов, содержащих равна нулю:

.

Аналогично Кардано доказал, что в полном уравнении четвертой степени можно избавиться от члена с кубом неизвестного. Для этого в уравнении четвертой степени общего вида

достаточно положить .

Позднее Ф. Виет знакомое нам кубическое уравнение решил с помощью остроумной подставкиБудем иметь:

.

Положим в последнем уравнении . Из полученного квадратного уравнения находимt ; затем вычислими, наконец,

Уравнение четвертой степени решил Феррари. Он решал его на примере

(без члена с кубом неизвестного), но вполне общим способом.

Прибавим к обеим частям уравнения (4) , с тем, чтобы дополнить левую часть до квадрата суммы:

Теперь прибавим к обеим частям последнего уравнения сумму

где t – новое неизвестное:

Так как левая часть уравнения (5) есть квадрат суммы, то и правая часть есть квадрат, а тогда дискриминант квадратного трехчлена равен нулю: Впрочем, вXVI в. это уравнение писали в виде

Уравнение (6) является кубическим. Найдем из него t уже знакомым способом, подставим это значение t в уравнение (5) и извлечем из обеих частей полученного уравнения квадратный корень. Образуется квадратное уравнение(точнее, два квадратных уравнения).

Приведенный здесь способ решения уравнения четвертой степени вошел в книгу Кардано.

По воззрениям того времени, правило решения кубического уравнения второго типа по формуле (3) нельзя применять в том случае, когда

; c современной точки зрения, в этом случае приходится проводить операции над мнимыми числами. Например, уравнение

имеет действительный корень ; кроме того, оно имеет еще два действительных (иррациональных) корня. Но по формуле (3) получаем:

Каким образом из мнимых («воображаемых», как тогда говорили) чисел получается действительное число? Это случай кубического уравнения получил название неприводимого.

Подробно неприводимый случай разобрал итальянский математик Рафаэль Бомбелли в книге «Алгебра», изданной в 1572 г. В формуле (3) он объяснил эту ситуацию тем, что первый кубический корень равен а второй –a-bi (где a и b- действительные числа, t-мнимая единица), так что их сумма дает

т.е. действительное число.

Бомбелли привел правила действий над комплексными числами.

После выхода книги Бомбелли математикам постепенно становится ясно, что в алгебре без комплексных чисел не обойтись.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Описание жизни Италии и мира того времени, когда жил и творил Джироламо Кардано. Научная деятельность математика, обзор его математических трудов и поиск решения кубических уравнений в радикалах. Способы решений уравнений третьей и четвертой степеней.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2011

    История развития математической науки в Европе VI-XIV вв., ее представители и достижения. Развитие математики эпохи Возрождения. Создание буквенного исчисления, деятельность Франсуа Виета. Усовершенствование вычислений в конце XVI – начале XVI вв.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Европейская математика эпохи Возрождения. Создание буквенного исчисления Франсуа Виет и метода решения уравнений. Усовершенствование вычислений в конце XVI – начале XVII веков: десятичные дроби, логарифмы. Установление связи тригонометрии и алгебры.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Из истории десятичных и обыкновенных дробей. Действия над десятичными дробями. Сложение (вычитание) десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей.

    реферат , добавлен 29.05.2006

    Греческая математика и её философия. Взаимосвязь и совместный путь философии и математики от начала эпохи возрождения до конца XVII века. Философия и математика в эпохе Просвещения. Анализ природы математического познания немецкой классической философии.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2009

    Уравнение в дробях количества знаков после запятой, выполнение сложения и вычитания, не обращая внимания на запятую. Практическая значимость теории десятичных дробей. Самостоятельная работа с последующей проверкой результатов, выполнение вычислений.

    презентация , добавлен 02.07.2010

    Изучение возникновения математики и использования математических методов Древнем Китае. Особенности задач китайцев по численному решению уравнений и геометрических задач, приводящих к уравнениям третьей степени. Выдающиеся математики Древнего Китая.

    Цели:

    1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: Решения уравнений третьей и четвертой степени.
    2. Углубить знания, выполнив ряд заданий, часть из которых не знакома или по своему типу, или способу решения.
    3. Формирование интереса к математике через изучение новых глав математики, воспитание графической культуры через построение графиков уравнений.

    Тип урока : комбинированный.

    Оборудование: графопроектор.

    Наглядность: таблица «Теорема Виета».

    Ход урока

    1. Устный счет

    а) Чему равен остаток от деления многочлена р n (х) = а n х n + а n-1 х n-1 + ... + а 1 х 1 + a 0 на двучлен х-а?

    б) Сколько корней может иметь кубическое уравнение?

    в) С помощью чего мы решаем уравнение третьей и четвертой степени?

    г) Если b четное число в квадратном уравнение, то чему равен Д и х 1 ;х 2

    2. Самостоятельная работа (в группах)

    Составить уравнение, если известны корни (ответы к заданиям закодированы) Используется «Теорема Виета»

    1 группа

    Корни: х 1 = 1; х 2 = -2; х 3 = -3; х 4 = 6

    Составить уравнение:

    B=1 -2-3+6=2; b=-2

    с=-2-3+6+6-12-18= -23; с= -23

    d=6-12+36-18=12; d= -12

    е=1(-2)(-3)6=36

    х 4 - 2 х 3 - 23х 2 - 12 х + 36 = 0 (это уравнение решает потом 2 группа на доске)

    Решение . Целые корни ищем среди делителей числа 36.

    р = ±1;±2;±3;±4;±6…

    р 4 (1)=1-2-23-12+36=0 Число 1 удовлетворяет уравнению, следовательно, =1 корень уравнения. По схеме Горнера

    р 3 (x) = х 3 -х 2 -24x -36

    р 3 (-2) = -8 -4 +48 -36=0, х 2 =-2

    р 2 (x) = х 2 -3х -18=0

    х 3 =-3, х 4 =6

    Ответ: 1;-2;-3;6 сумма корней 2 (П)

    2 группа

    Корни: х 1 = -1; х 2 = х 3 =2; х 4 =5

    Составить уравнение:

    B=-1+2+2+5-8; b= -8

    с=2(-1)+4+10-2-5+10=15; с=15

    D=-4-10+20-10= -4; d=4

    е=2(-1)2*5=-20;е=-20

    8+15+4х-20=0 (это уравнение решает на доске 3 группа)

    р = ±1;±2;±4;±5;±10;±20.

    р 4 (1)=1-8+15+4-20=-8

    р 4 (-1)=1+8+15-4-20=0

    р 3 (x) = х 3 -9х 2 +24x -20

    р 3 (2) = 8 -36+48 -20=0

    р 2 (x) = х 2 -7х +10=0 х 1 =2; х 2 =5

    Ответ: -1;2;2;5 сумма корней 8(Р)

    3 группа

    Корни: х 1 = -1; х 2 =1; х 3 =-2; х 4 =3

    Составить уравнение:

    В=-1+1-2+3=1;в=-1

    с=-1+2-3-2+3-6=-7;с=-7

    D=2+6-3-6=-1; d=1

    е=-1*1*(-2)*3=6

    х 4 - х 3 - 7х 2 + х + 6 = 0 (это уравнение решает потом на доске 4 группа)

    Решение. Целые корни ищем среди делителей числа 6.

    р = ±1;±2;±3;±6

    р 4 (1)=1-1-7+1+6=0

    р 3 (x) = х 3 - 7x -6

    р 3 (-1) = -1+7-6=0

    р 2 (x) = х 2 -х -6=0; х 1 =-2; х 2 =3

    Ответ:-1;1;-2;3 Сумма корней 1(О)

    4 группа

    Корни: х 1 = -2; х 2 =-2; х 3 =-3; х 4 =-3

    Составить уравнение:

    B=-2-2-3+3=-4; b=4

    с=4+6-6+6-6-9=-5; с=-5

    D=-12+12+18+18=36; d=-36

    е=-2*(-2)*(-3)*3=-36;е=-36

    х 4 + 4х 3 – 5х 2 – 36х -36 = 0 (это уравнение решает потом 5 группа на доске)

    Решение. Целые корни ищем среди делителей числа -36

    р = ±1;±2;±3…

    р(1)= 1 + 4-5-36-36 = -72

    р 4 (-2) = 16 -32 -20 + 72 -36 = 0

    р 3 (х) = х 3 +2х 2 -9х-18 = 0

    р 3 (-2)= -8 + 8 + 18-18 = 0

    р 2 (х) = х 2 -9 = 0; x=±3

    Ответ: -2; -2; -3; 3 Сумма корней-4 (Ф)

    5 группа

    Корни: х 1 = -1; х 2 =-2; х 3 =-3; х 4 =-4

    Составить уравнение

    х 4 + 10х 3 + 35х 2 + 50х + 24 = 0 (это уравнение решает потом 6группа на доске)

    Решение . Целые корни ищем среди делителей числа 24.

    р = ±1;±2;±3

    р 4 (-1) = 1 -10 + 35 -50 + 24 = 0

    р 3 (х) = x- 3 + 9х 2 + 26x+ 24 = 0

    p 3 (-2) = -8 + 36-52 + 24 = О

    р 2 (х) = x 2 + 7x+ 12 = 0

    Ответ:-1;-2;-3;-4 сумма-10 (И)

    6 группа

    Корни: х 1 = 1; х 2 = 1; х 3 = -3; х 4 = 8

    Составить уравнение

    B=1+1-3+8=7;b=-7

    с=1 -3+8-3+8-24= -13

    D=-3-24+8-24= -43; d=43

    х 4 - 7х 3 - 13х 2 + 43 x - 24 = 0 (это уравнение решает потом 1 группа на доске)

    Решение . Целые корни ищем среди делителей числа -24.

    р 4 (1)=1-7-13+43-24=0

    р 3 (1)=1-6-19+24=0

    р 2 (x)= х 2 -5x - 24 = 0

    х 3 =-3, х 4 =8

    Ответ: 1;1;-3;8 сумма 7 (Л)

    3. Решение уравнений с параметром

    1. Решить уравнение х 3 + 3х 2 + mх - 15 = 0; если один из корней равен (-1)

    Ответ записать в порядке возрастания

    R=Р 3 (-1)=-1+3-m-15=0

    х 3 + 3х 2 -13х - 15 = 0; -1+3+13-15=0

    По условию х 1 = - 1; Д=1+15=16

    Р 2 (х) = х 2 +2х-15 = 0

    х 2 =-1-4 = -5;

    х 3 =-1 + 4 = 3;

    Ответ:- 1;-5; 3

    В порядке возрастания: -5;-1;3. (Ь Н Ы)

    2. Найти все корни многочлена х 3 - 3х 2 + ах - 2а + 6, если остатки от его деления на двучлены х-1 и х +2 равны.

    Решение: R=Р 3 (1) = Р 3 (-2)

    Р 3 (1) = 1-3 + а- 2а + 6 = 4-а

    Р 3 (-2) = -8-12-2а-2а + 6 = -14-4а

    x 3 -Зх 2 -6х + 12 + 6 = х 3 -Зх 2 -6х + 18

    x 2 (x-3)-6(x-3) = 0

    (х-3)(х 2 -6) = 0

    3) а=0, х 2 -0*х 2 +0 = 0; х 2 =0; х 4 =0

    а=0; х=0; х=1

    а>0; х=1; х=а ± √а

    2. Составить уравнение

    1 группа . Корни: -4; -2; 1; 7;

    2 группа . Корни: -3; -2; 1; 2;

    3 группа . Корни: -1; 2; 6; 10;

    4 группа . Корни: -3; 2; 2; 5;

    5 группа . Корни: -5; -2; 2; 4;

    6 группа . Корни: -8; -2; 6; 7.