Численность населения в городе токио. Токио · Население. Эдо, так в древности называли нынешнюю столицу Японии

Большой Токио

О.А. СИНЮГИН
канд. экон. наук, старший научный сотрудник
лаборатории возобновляемых источников энергии
Н.А. СЛУКА
канд. геогр. наук,
старший научный сотрудник
кафедры географии мирового хозяйства
Географический факультет
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Радарное изображение Токийского залива и горы Фудзияма

Токио - столица Японии - центр самой крупной агломерации мира, один из ведущих экономических и культурных центров планеты, «мировой город» первого порядка. Ему дают аллегорические наименования на восточный манер (например, Восточный исполин ). Большой Токио, или агломерацию, ядром которой является столица Японии, часто именуют Кэйхин, сокращение от названий двух городов - Токио (иероглиф «кэй» означает «столица») и Иокогама (от иероглифа «хин» - «берег»).
Большой Токио - гигантское городское образование, расположенное на берегу Токийского залива и на многие десятки километров раскинувшееся на равнине Канто, в центре крупнейшего острова Японии Хонсю. У столичной агломерации - сложное административно-территориальное строение. Ее центр - собственно город, или Токио-Си, включающий в себя 23 городских района с общей площадью 537 км 2 и населением 8,1 млн чел. Эта территория составляет ядро столичной префектуры Токио-To, вытянутой с востока на запад, от Тихоокеанского побережья к внутренним горным массивам. Префектура включает в себя острова Идзу и Огасавара и занимает площадь 2156,8 км 2 с населением 12,1 млн жителей. На ее территории размещаются 28 городов, 5 поселков и 8 деревень. Третий уровень в пространственной иерархии столицы - Токийский метрополитенский район. Его территория в наибольшей мере соответствует реальным пределам сложившейся агломерации. Это зона общей площадью 13,5 тыс. км 2 с населением более 26 млн человек. Она включает в себя Токио-То и ряд земель трех прилегающих префектур - Канагавы, Сайтамы и Тиба. Токийский метрополитенский район, выделяемый органами планирования для реализации различных программ социально-экономического развития, не имеет строгого административно-территориального оформления. Часто под Большим Токио понимается и более крупное территориальное образование -Национальный столичный регион, который полностью включает территории четырех уже названных префектур и южную часть префектуры Ибараки. На этот колоссальный организм приходится более 1/10 площади и 1/3 населения всей Японии, и именно по этой территории ведется долгосрочное планирование столичного развития. Еще более крупное образование, получившее мировую известность, - мегалополис Токайдо, который вытянулся на 700 км (от Токио до Осаки) в виде гирлянды городов-миллионеров, возглавляющих плотно заселенные территории. Он занимает площадь свыше 70 тыс. км 2 с общей численностью населения более 60 млн человек.

Токио не принадлежит к числу самых древних городов Японии (первыми императорскими столицами были города Нара и Киото). Вместе с тем, история города весьма насыщена событиями. Археологические находки свидетельствуют, что на месте Токио обитали племена еще в каменном веке, а постоянное поселение было основано в XII в. Позднее местный правитель Таро Шигенада возвел здесь укрепление для охраны водных транспортных путей по реке Сумида. Отсюда и берет начало первоначальное название города - Эдо, что значит «устье реки». В 1456-1457 гг. Ота Докан, правитель равнины Канто, построил замок, которым в 1590 г. овладел военачальник императора Иэясу Токугава. В 1603 г. он захватил власть в стране и стал военным правителем, а Эдо превратился в фактическую столицу Японии. Город рос необычайно быстро. К 1721 г., когда была проведена первая перепись населения, его людность достигла 1,3 млн, а в конце XVIII в. превысила 1,5 млн человек. В это время число жителей, например, Лондона составляло только около 650 тыс. человек, а Парижа - 500 тыс. человек. Эдо стал крупнейшим городом мира, по людности с ним мог соперничать только Пекин.
В 1868 г. незавершенная буржуазная революция Мэйдзи свергла власть военных правителей из феодального дома Токугава. Император Муцухито перенес свою резиденцию из Киото в Эдо, который стал столицей Японии. При этом город получил новое название - Токио, что означает «Восточная столица». Новый политический статус придал дополнительный импульс росту города. К 1900 г. Япония вошла в число стран с наиболее развитой промышленностью и заняла седьмое место в мире по объему производства. На улицах Токио появились крупные магазины, были построены мануфактуры, текстильные фабрики, машиностроительные и судостроительные заводы. В жизнь Токио стала активно входить техника. В 1887 г. была построена первая в Японии железнодорожная линия от центра столицы до порта Иокогама. В 1903 г. появился первый автомобиль, а в 1910 г. пущен электрический трамвай. На юго-западной и восточной окраинах Токио выросли новые промышленные зоны. В начале 20-х годов ХХ столетия столица с населением свыше 4 млн жителей окончательно оформилась в качестве ведущего политического и финансового центра страны и остро соперничала с Осакой за первенство в промышленности и торговле. Стремительное развитие Токио было заторможено катастрофическим землетрясением 1923 г. От подземных толчков и пожаров была разрушена значительная часть центра города, погибло более 100 тыс. человек. Однако столица очень быстро отстроилась, восстановила и на волне интенсивной модернизации упрочила свою хозяйственную мощь. Уже в это время начали складываться основные черты крупной агломерации, к ядру которой тяготеют территории пригородной зоны в радиусе до 50-70 км, в него входят Кавасаки и Иокогама. Новый страшный урон понес город в годы Второй мировой войны. В 1945 г. во время массированных налетов американской бомбардировочной авиации большая часть Токио была превращена в руины, а его центральный и восточный секторы, застроенные преимущественно деревянными домами, сгорели дотла. За период военных действий численность населения города уменьшилась более чем на 1 млн жителей и в 1950 г. составила 6,3 млн человек.

Однако город вновь проявил чудеса жизнестойкости и, наращивая индустриальную мощь, очень быстро восстановил свой потенциал. Вплоть до 60-х годов в Токио размещалось колоссальное количество предприятий обрабатывающей промышленности. В дальнейшем, по мере роста дефицита свободных территорий и цен на земельные участки, многие крупные предприятия по выпуску массовой продукции были вынесены за городскую черту, что придало особый динамизм развитию пригородной зоны. В пределах собственно Токио приоритетное значение получили наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности. Мощный импульс градостроительным работам в столице Японии придала подготовка к летним Олимпийским играм 1964 г.
Получили развитие бизнес-услуги и особенно финансовый сектор, управленческая, торгово-распределительная, научно-исследовательская и образовательная функции. К настоящему времени в непроизводственной сфере города работает свыше 3/4 всех занятых. Здесь сосредоточено 3/5 головных учреждений ведущих японских ТНК, около 85% действующих в Японии иностранных финансовых организаций, примерно половина штаб-квартир средств массовой информации; столичные банки контролируют треть всех вкладов и 2/5 ссуд. Облик Токио коренным образом изменили поднявшиеся в разных его районах (например, Синдзюку, Сибуя, Икэбукуро) кусты высотных административных и офисных зданий. Сверхконцентрация в Токио капиталов, производственного и интеллектуального потенциала, штаб-квартир высшего командного состава национального и международного бизнеса позволила японской столице уверенно войти в ведущую тройку современных мировых городов.

Одним из важнейших внутренних ресурсов быстрого экономического становления и процветания Токио в третьей четверти ХХ в. стал стремительный рост людности города. В этот период темпы прироста населения достигали 4-5% в год. В результате по численности населения Большой Токио еще в конце 60-х годов обошел Нью-Йорк и поныне остается крупнейшей агломерацией не только Японии, но и всего мира. В дальнейшем прирост населения резко уменьшился. В настоящее время он составляет около 0,3% в год, а по прогнозам на 2005-2010 гг. не превысит 0,18%. Однако в развитии народонаселения Японии эта тенденция получила еще более яркую выраженность, и удельный вес столицы, как во всем, так и в городском населении страны, продолжает неуклонно увеличиваться. За 1950-2000 гг. общая людность агломерации выросла почти в четыре раза - с 6,9 млн до 26,4 млн человек (табл. 1), но при этом характер размещения населения претерпел значительные качественные изменения. Если до середины 60-х годов численность населения росла за счет территории столичной префектуры, то в последующем - преимущественно за счет пригородной зоны, в радиусе 30 км и далее от центра города.
К началу 80-х годов набрал ход процесс депопуляции исторического ядра города. Особенно сократилось постоянное население центральных районов города - Тиеда и Тюо, где сосредоточены главные деловые функции столицы. В первом из них численность дневного населения превышала ночное в 15 раз, во втором - в 7 раз. В последующем процесс выезда постоянного населения из центральных районов получил еще более широкое распространение.Такое развитие привело к существенному перераспределению населения в агломерации. В результате, по данным на 2000 г., в пределах исторического центра столицы (Тиеда, Тюо, Синдзюку и Бунке) проживало лишь 570 тыс. человек, в 1,6 раза меньше, чем в середине 60-х годов. В 23 городских районах Токио насчитывается 8,1 млн человек (8,9 млн в 1965 г.). На остальной территории столичной префектуры живет еще 4 млн жителей. Основная же часть населения Большого Токио - 14,3 млн - ныне размещается уже в пригородной зоне агломерации.

Таблица 1

Рост численности населения
Большого Токио, 1950-2000 гг.

Показатель 1950 1960 1970 1980 1990 2000
Число жителей агломерации,
млн чел.
6,9 10,9 19,8 21,9 25,1 26,4
Число жителей в пределах столичной
префектуры, млн чел.
6,3 9,7 11,4 11,6 11,9 12,1
Доля агломерации в населении страны,
%
8,3 11,7 15,8 18,7 20,3 20,9
Доля агломерации в городском населении страны,
%
16,5 18,7 22,2 24,6 26,2 26,5
Среднегодовые темпы роста населения,
%
4,86 4,08 3,62 1,30 0,55 0,30

Главные изменения людности в столичной префектуре уже давно определяются миграцией. В первые послевоенные десятилетия она служила мощным источником роста населения Токио, несколько позже, в 70-90-е годы, напротив - ключевым фактором депопуляции городской территории, а уже в самом конце 90-х годов снова обеспечивала более 3/4 всего прироста людности столичной территории. Важным фактором притяжения значительных контингентов рабочей силы в столицу служит существенная территориальная дифференциация в уровне жизни людей в Японии. На протяжении всего послевоенного периода развития в Токио величина дохода на душу населения традиционно оставалась в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по стране. Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в Токио. Миграция искусственно не ограничивалась, отсутствовала проблема трудоустройства, а местные власти были откровенно заинтересованы в притоке новых рабочих рук, означавшем прирост налоговых поступлений как в общенациональную кассу, так и в местные бюджеты.

Механическое движение населения в Токио имеет немало особенностей. Одна из них заключается в весьма ограниченных масштабах международной миграции, благодаря которой в настоящее время во многом растет демографический потенциал большинства мировых городов. Численность иностранного населения в Токио невелика - менее 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. корейцев и 75 тыс. китайцев. Другая специфическая черта состоит в том, что Национальный столичный регион - единственный регион в стране, где сальдо внутренней миграции положительно. Только по итогам 2001 г. сюда прибыло 1070,1 тыс., а выехало 953,2 тыс. человек, в результате чего численность населения региона увеличилась почти на 120 тыс. жителей. Все остальные регионы страны за счет миграции теряют население.

Процесс возобновления притока внутренних мигрантов в Токио, начавшийся в середине 90-х годов, развивается очень бурно. Если ранее основная часть мигрантов оседала на подступах к городу, то ныне - в пределах столичной префектуры. Так, в 2001 г. на ее долю пришлось более половины - 58,3% - всех внутренних мигрантов, прибывших в Национальный столичный регион. Вместе с тем, вероятно по причине исчерпания потенциала, масштабы и интенсивность миграционного движения населения в пределах Большого Токио имеет тенденцию к некоторому снижению (табл. 2).

Таблица 2

Миграционное движение населения
в Национальном столичном регионе,
1980-2001 гг. тыс. чел.

На фоне масштабов миграционной мобильности основные параметры естественного движения населения в течение уже длительного времени остаются весьма низкими. В целом они сравнительно мало отличаются от общенациональных. Так, в 2000 г. уровень рождаемости в Токио составлял 8,5‰, а в Японии - 9,5‰, смертности - 7,1 и 7,7‰ (в том числе детской - 3,5 и 3,2‰). Соответственно величины естественного прироста населения также весьма схожи - 1,4 против 1,8‰. В силу повышенной контактности крупногородской среды закономерен и тот факт, что в столице несколько выше, чем в целом по стране, коэффициент как брачности - 7,4‰ (против 6,4 в Японии), так и разводимости 2,28‰ (2,1). Отметим, что, несмотря на особое, «восточное», почитание семейных отношений, браки здесь, как и в большинстве крупных городов Европы, не отличаются особой устойчивостью.
В Токио - сбалансированный состав населения: совершенно выровненное соотношение полов (50 на 50%) и очень значительная доля людей в зрелых, трудоспособных возрастах - 72,3%. Соответственно достаточно скромен удельный вес в структуре жителей как детской (11,8%), так и старческой (15,9%) возрастных групп. В последнее время, правда, столичное население стремительно стареет, причем процесс идет как бы на встречных курсах - как за счет одновременного сокращения в структуре населения удельного веса детей, так и за счет увеличения категории пожилых людей. Только за последние десять лет доля лиц в возрасте до 15 лет уменьшилась в 1,2 раза - с 1,7 до 1,4 млн человек, а людей в возрасте 65 лет и старше - увеличилась более чем в 1,5 раза - с 1,2 до 1,9 млн жителей.

Значительный приток мигрантов в зрелых возрастах способствует росту трудового потенциала Токио. Общая численность контингентов рабочей силы здесь оценивается в 6,5 млн человек. Из них 6,2 млн заняты в экономике города (9,8% страны). Количество официально зарегистрированных безработных составляет 312 тыс. Среди постоянно занятых больше всего конторских служащих - 24,9%. Занятые в материальном производстве составляют 20,3%, занятые в дистрибьюции -17,5%. 4,3% приходится на долю работающих в сфере менеджмента.

Распределение занятых по отраслям хозяйства города (табл. 3) отражает четкую специализацию Токио на непроизводственных видах деятельности и их весомость в экономике страны. Особенно высока концентрация в столице работников в области операций с недвижимостью, а также финансов и страхования, что косвенно свидетельствует о роли города как одного из ведущих финансовых центров мира. Более 55% всех занятых в хозяйстве Токио приходится на две отрасли - сферу услуг и торговлю (включая общественное питание), позиции которых упрочиваются. Напротив, все более скромным становится удельный вес в структуре занятости производственного сектора, особенно обрабатывающей промышленности. Это закономерный результат как замены физического труда автоматизированным и роботизированным способом производства, так и большей прибыльности бизнеса во внепроизводственной сфере в условиях развития постиндустриального общества. При довольно существенной трансформации структуры занятости на долю Токио по-прежнему приходится более 1/5 всего валового внутреннего продукта страны.

Таблица 3

Изменения в распределении
занятого населения по отраслям хозяйства
Токио, 1990-2000 г. %

Отрасли

1990 1994 2000

Доля Токио
в Японии,
2000 г.

Сельское и лесное хозяйство,
рыболовство
0,5 0,4 0,5 0,9
Добывающая промышленность 0,0 0,0 0,0 0,0
Обрабатывающая промышленность 20,1 18,4 15,2 7,6
Строительство 8,3 8,7 7,6 7,4
Транспорт и связь 6,1 7,0 6,5 10,1
Торговля и общественное питание 26,0 25,2 25,4 10,9
Финансы и страхование 7,0 6,0 4,0 13,8
Недвижимость 30,4 2,6 2,6 21,7
Сфера услуг 28,3 32,1 11,7
Управление 3,0 2,8 7,8
Прочие 1,6 0,4 3,3

Современная структура занятости - результат стремительной реорганизации хозяйства Токио в послевоенный период. В первые десятилетия после поражения страны во Второй мировой войне столица стала локомотивом восстановления утерянных позиций индустрии Японии, затем инициатором модернизации всей экономики страны на основе широкомасштабного импорта иностранной техники и технологий, а также идеологом и организатором внешнеторговой экспансии японских товаров. Впечатляющие успехи хозяйственного роста в 50-60-е годы позволили говорить о феномене японского «экономического чуда». И в дальнейшем Токио остается генератором и носителем большинства пионерных процессов. В 70-е годы город возглавляет ускоренное развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей. В 80-е годы он становится форпостом развития «экономики услуг». В 1986 г., например, в столице было сконцентрировано 34,4% всех японских фирм, работающих в сфере предоставления специализированных деловых услуг. В 90-е годы Токио стал одним из ведущих глобальных центров в сфере информационных услуг и телекоммуникационных систем. В условиях глобализации и транснационализации мировой экономики это послужило важной основой для успешного развития бизнеса на международном уровне и «вписывания» японской столицы на передовых позициях в глобальный «архипелаг городов».


В настоящее время в Токио насчитывается около 50 тыс. промышленных предприятий, но более 2/3 из них относится к числу объектов малого бизнеса с числом сотрудников менее 10 человек .
В столичной индустрии явно доминируют две отрасли - машиностроение и издательско-полиграфическая деятельность. На долю первой приходится более 2/5 всех занятых и почти половина стоимости валовой промышленной продукции (табл. 4). Ключевую роль в токийском машиностроительном комплексе играют радиоэлектроника и электротехника (в частности, заводы компании «Тошиба»), что определяется в первую очередь наличием огромного научно-технического потенциала и значительных контингентов высококвалифицированной рабочей силы . Эти отрасли дают свыше половины всей продукции машиностроения. Кроме того, развит «верхний эшелон» общего машиностроения - производство наиболее сложных видов оборудования, включая станки с программным управлением и промышленные роботы; приборостроение, точное (часовые заводы «Сэйко»), а также транспортное машиностроение (преимущественно автомобилестроение, в том числе завод «Хино» корпорации «Тоёта»).

Таблица 4

Отраслевая структура промышленности* столичной префектуры Токио,
2000 г. %

Отрасли
промышленности
Число
производственных объектов
Число
занятых
Стоимость
валовой
промышленной
продукции
Металлургия 0,9 0,8 1,0
Машиностроение и металлообработка
в т. ч. радиоэлектроника
38,7 41,8 47,6
и электротехника 9,0 17,1 26,5
Химическая 11,3 9,7 7,9
Целлюлозно-бумажная 4,0 2,7 1,6
Стройматериалов 2,4 2,1 1,8
Полиграфическая 23,6 27,5 28,9
Легкая 8,8 4,4 2,1
Пищевая 5,2 7,8 6,6
Прочие 5,1 3,2 2,5
Всего 100,0 100,0 100,0

* Для производственных объектов с числом занятых более 4 человек.

Вторая важнейшая отрасль специализации - издательское дело и полиграфическая промышленность - относится к числу «старых» и типично столичных видов производства. В ней работает более 1/4 всех занятых и формируется около 30% стоимости промышленной продукции города. В Токио расположены редакции крупнейших газет страны, в том числе «Асахи»; традиционно выпускается более 80% всех японских книг. В последнее время отрасль получила новый мощный импульс развития в качестве звена обеспечения и продвижения информационных и рекламных материалов, а сам город относится большинством специалистов в число пяти ведущих мировых центров рекламы и медиаиндустрии.

Остальные отрасли носят во многом градообслуживающий характер, работают для жизнеобеспечения города. Уже в 50-70-е годы крупные промышленные комплексы - нефтехимические комбинаты, металлургические заводы и электростанции - возводились на периферии больших городов. Например, в 60-е годы к северо-востоку от Токио был построен промышленный комплекс «Касима». Несколько повышенной концентрацией тяжелой промышленности, в том числе металлургии, химии и нефтепереработки, работающих на привозном сырье, отличаются другие центры Токийской агломерации - Иокогама, Кавасаки, Тиба, Итихара. Из столицы планомерно выводятся предприятия материалоемких и экологически опасных отраслей и, напротив, активно развиваются новые наукоемкие производства.

Вместе с тем в последнее время развитие даже наукоемких и высокотехнологичных производств в Токио все в большей мере отодвигается на второй план, уступая место функциям «принятия решений», управления, регулирования и контроля (прежде всего, сфера финансов, информации и деловых услуг). Токио намного опережает своих ближайших конкурентов - другие мировые города по концентрации руководящих органов ведущих глобальных бизнес-структур. Всего в городе действует около 3,4 тыс. иностранных компаний. По данным американского журнала «Fortune», здесь располагается свыше 80 штаб-квартир из числа 500 крупнейших корпораций мира и 9 из 12 крупнейших промышленно-финансовых групп Японии: «Мицубиси», «Хитати» , «Ниппон Стил», «Ниссан», «Фудзи», «Тошиба», «Дайити», «Хонда» и «Сони». Каждая из них располагает колоссальным экономическим потенциалом и возможностями. Так, активы ТНК «Мицубиси» - составляют 78,6 млрд долл., в том числе 24,6 млрд за рубежом; годовая сумма продаж - 127,3 млрд, а общее число занятых - свыше 270 тыс. человек. Некоторые исследователи склонны считать, что именно Токио является сейчас ведущим центром по управлению всей промышленностью мира.

За последние годы Токио заметно укрепил свои позиции среди крупнейших финансовых центров планеты. Здесь размещается свыше 4/5 головных офисов всех национальных банков, штаб-квартиры 8 из 10 крупнейших по активам банков мира, 9 из которых японские; концентрируется огромное количество кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих мировую торговлю и миграцию капиталов. Большое международное значение имеет Токийская фондовая биржа, основанная еще в период Мэйдзи в 1878 г. и расположенная в центральном районе города Тюо. По объему финансовых операций она сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. В 2003 г. на ней активно действовали 2132 компании. Общая капитализация компаний, торгующихся на Токийской бирже, достигла пика в 1999 г. и превысила 450 трлн йен (около 4 трлн долл.); к 2003 г. она несколько сократилась - до 250 трлн йен (около 2 трлн долл.). Ныне ежедневный оборот торговли составляет порядка 10 трлн йен. Общая стоимость корпоративных облигаций, размещенных на токийской бирже, в 2003 г. достигала 420 трлн йен (около 3,8 трлн долл.). С ноября 1999 г. на бирже действует секция по размещению и торговле акциями высокотехнологичных компаний «новой экономики» - аналог системы «NASDAQ» в США.
Колоссальная концентрация национальных и иностранных компаний и банков, действующих на самых различных региональных рынках, обусловливает высокий уровень востребованности специальных технических и деловых услуг, к числу которых относятся операции с недвижимостью, страхование, аудит, юридические и бухгалтерские услуги, консалтинг, маркетинг, PR-технологии, реклама и многие другие. По большинству этих видов деятельности в рейтинге мировых городов Токио входит в первую десятку. Более того, именно сектор бизнес-обслуживания отличается наиболее высокой динамикой развития. За последние 10 лет численность занятых в нем в японской столице увеличилась на 52% и достигла 1,5 млн человек, что практически вдвое больше, чем в Лондоне или Нью-Йорке. Наиболее интенсивное наращивание персонала отмечалось по следующим направлениям деятельности: в службе подбора и найма специалистов (в 7 раз), в информационно-компьютерном обслуживании (в 3,5 раза), в сфере оказания управленческих услуг и консалтинга (в 3 раза). По темпам прироста числа компаний, согласно переписи предприятий Японии, явно выделялись телекоммуникационные услуги и разработка программного обеспечения. За период 1996-2001 гг. количество первых из них почти утроилось, а вторых - увеличилось на 61,2%.

С конца 90-х годов Токио становится бесспорным центром развития «новой экономики», основанной на переработке информации (в локальных сетях и сетях Интернета) и знаниях как главном бизнес-активе. Компании, внедряющие информационные технологии и работающие в секторе электронной коммерции, в настоящее время являются главным фактором экономического роста. Общенациональный оборот электронной торговли в 2001 г. составил 55 трлн йен (500 млрд долл.), а к 2005 г. ожидается увеличение данного показателя в 2 раза. В Токио эффективно функционирует насыщенная электронная инфраструктура, включающая высокоскоростные коаксиальные (0,6 мегабайт/сек.) и оптоволоконные (2 мегабайт/сек.) сети. В октябре 2001 г. в районе Большого Токио компания «NTT DoCoMo» впервые в мире внедрила мобильную телефонную связь третьего поколения с передачей видеоинформации и работой в сети Интернет. В муниципальных и городских организациях внедряются методы электронного управления, повышающие производительность труда служащих и экономящие время населения.

Большая роль мелких и средних предприятий - характерная черта всей промышленности Японии. В целом по стране на них приходится до 90% общего числа промышленных предприятий, около половины всех занятых и 1/3 стоимости произведенной продукции.
Отметим, что Токио отличается очень высоким уровнем образования населения. Так, в 2000 г. среди лиц старше 15 лет выпускники вузов составляли 35,3%, что существенно выше, чем в среднем по стране (24,6%).
В конце 60-х годов, в результате высокой концентрации промышленных предприятий и транспортных средств, загрязнение окружающей среды в Токио стало крупной социальной проблемой. Именно тогда весь мир обошли фотографии регулировщиков, которые в центре столицы были вынуждены во время работы пользоваться противогазами.
В 1969 г. было принято довольно жесткое постановление токийского губернаторства о контроле над загрязнением окружающей среды; согласно постановлению часть промышленного потенциала была выведена из центра Токио. В результате в сжатые сроки с 1966 по 1972 гг. вдвое сократилась концентрация двуокиси серы в атмосфере города. Начиная с 1970 г. пригороды Токио стали задыхаться от фотохимического смога, первоначальная причина которого - повышение концентрации в воздухе оксидантов и окислов азота из-за выхлопов автомобилей. Для решения проблемы все транспортные средства в обязательном порядке были оборудованы специальными устройствами, значительно уменьшающими вредность выхлопа. Эта мера также оказалась весьма действенной.
В русском языке чаще встречается написание «Хитачи».

Сегодня Токио, который издавна считается экономическим чудом Японии , — это 13-миллионный мегаполис, который вместе с пригородом насчитывает более 35 миллионов жителей.

Население Токио представлено 97% японцев. Этническое меньшинство представлено 2.5%, это буракумин, которые являются потомками низшей касты средневековья. Среди других национальностей необходимо отметить корейцев, которые еще в колониальный период оказались на японских островах и неплохо ассимилировались. Сегодня их в столице не более 0.5%.

Официальным языком в стране и, конечно же, в Токио, является японский. Однако правильным считается именно токийский диалект, который очень богат и разнообразен структурными формами выражения мысли.

Религия, которую исповедует население Токио, представлена двумя направлениями: буддизмом (основное направление — дзен-буддизм) и синтоизмом (он представлен традиционным анимистическим культом, где главным героем выступает богиня Синто).

Однако японцы отличаются веротерпимостью. Нужно отметить, что большая часть жителей столицы посещает как буддистские храмы, так и синтоистские. Не забываются и христианские святые места. Третья по значению конфессия в Токио — католицизм.

Таинственная страна Япония и ее столица — город Токио. Сколько населения в столице?

Страна Япония, город Токио — ее столица, — это мир домов, своим беспорядочным нагромождением напоминающий мебель, которую на время ремонта сдвинули в кучу в одном месте, пока не придет время все расставить по местам. Представьте, что из-за подобной скученности на 600 кв. м живет около 9 миллионов токийцев.

В часы пик на улицах столицы настоящая давка. А жители шутят, их собаки уже привыкли, что вилять хвостом можно только вверх и вниз, иначе никак.

Сегодня в Японии живет половина граждан страны, имеющих высшее образование, а также получает высшее образование половина студентов страны. Этот гигантский магнит стягивает к себе молодежь со страшной силой. Столица — сгусток энергии и сосредоточие надежд.

В свое время рост города-гиганта стал бесконтрольным. На вопрос «сколько населения в Токио» не могут ответить даже специалисты, так как численность изо дня в день растет. Специалисты посчитали, что ухудшение условий жизни породит отток людей из столицы. Однако сегодня Токио — это 10% населения всей страны и столько же процентов рабочей силы. И, несмотря на прогнозы, город продолжает расти.

Насколько хаотично расставлены дома, настолько беспорядочно выглядит издалека людской поток. При этом огромное количество населения предпочитает селиться в соседних префектурах, пригороде Токио. Причиной тому — чрезвычайная дороговизна жилья в городе. Из-за этого происходит перегрузка транспортного потока.

Среднестатистический токиец тратит до 4 часов на путь от дома до работы и обратно, а это, как минимум, половина полного рабочего дня. А представьте, каково добраться в аэропорт? Правда, сегодня аэропорт Токио Ханеда , являющийся одним из двух крупнейших, соединен с центром столицы монорельсом, что значительно облегчает путь.

В Токио вы не найдете примечательных мест, с которых можно начать традиционное описание столицы, как это делается, к примеру, в случае с Парижем и Елисейскими полями. Особенностью Японии и города Токио — это не уходящие за горизонт строения мегаполиса, а то, что взгляд тщетно ищет нечто, за что можно зацепиться: любую архитектурную доминанту, которая может стать точкой опоры.

Даже Императорский дворец, в котором многие императоры Японии творили историю страны, не выделяется на общем фоне. Со стороны это лишь парк, опоясанный рвом.

«Уличное стояние» — что это? И как оно связано с численностью населения Токио?

Автомобильные пробки — это привычное для нас зрелище. Численность населения Токио зашкаливает, поэтому в часы пик движение транспорта превращается в «уличное стояние». Замерзает абсолютно все. Почему в столице особо ощущается скованное передвижение? Обычно в крупных городах под проезжую часть выделяется аж до 33% территории города. А вот в этом мегаполисе — всего 10%.

В Токио настоящая экологическая катастрофа: там огромная концентрация копоти и слишком мало зелени. На каждого жителя приходится лишь один квадратный метр парка.

Столица Японии, как ни удивительно, является одним из самых молодых городов страны - его основание относят к 1457 году. Завершение строительства небольшого замка Эдо дало начало городу, который за несколько сотен лет превратился в Токио - пульсирующую, как вена, и никогда не спящую столицу государства. И, несмотря на то, что город пережил с огромными потерями сильнейшее землетрясение Канто в 1923 году и практически с такими же потерями Вторую мировую войну, он выжил, отстроился заново и сейчас является крупнейшей по экономическим показателям столицей в мире. Это один из самых быстроразвивающихся мегаполисов, при этом сочетающий в себе черты старины и современности. В тени огромных небоскребов можно увидеть крошечные домики, чудом сохранившиеся после разрушений, и маленькие узкие улочки, которые не имеют даже названий.

Сейчас Токио – центр наукоемких и высокотехнологичных предприятий, где производится большая часть электронного оборудования Японии, и располагаются офисы многих иностранных организаций. Стоит отметить, что столица Японии является одним из трех мировых финансовых центров наряду с Нью-Йорком и Лондоном – здесь находится одна из крупнейших в мире фондовых бирж.

Транспорт Токио

Японская столица является крупнейшим в стране транспортным узлом - сюда сходятся несколько скоростных автострад и три линии высокоскоростной железной дороги, имеется сеть метрополитена и наземных электропоездов, а также два международных аэропорта и морской порт.

Токийский метрополитен является самым загруженным в мире – ежегодно его услугами пользуются порядка 3,174 миллиардов человек. Метро Токио насчитывает 13 линий и 274 станции. Минимальная стоимость проезда составляет примерно 160-170 иен, то есть около 65-70 рублей.

Кстати, кое-что любопытное о метро города Токио можно узнать здесь:


Достопримечательности Токио

В огромном мегаполисе, где круглосуточно царствуют высокие технологии, и головокружительный ритм жизни не дает перевести дух, местные жители свято чтят национальные традиции и особенности. Токио одновременно знаменит древними памятниками восточной архитектуры и современными достопримечательностями, уникальными творениями технической мысли. К примеру, совсем недавно в городе была открыта новая телебашня Tokyo Sky Tree – это поэтичное название в переводе означает «небесное дерево Токио». Конструкция высотой 634 метра является самой большой телекоммуникационной башней мира.



Наиболее интересной из «традиционных» достопримечательностей Токио является, пожалуй, Императорский дворец - целый комплекс зданий и сооружений, первые постройки которого были заложены еще в 16 веке. Это официальная резиденция правителей Японии, сегодня здесь располагаются апартаменты действующего императора страны Акихито и его родственников.



Излюбленным местом отдыха токийцев являются парки, среди которых особое место занимает парк Уэно – своего рода культурная Мекка японской столицы. На территории паркового комплекса расположены несколько крупнейших музеев, в том числе Токийский национальный музей, концертный зал, крупнейший городской зоопарк и главный корпус Токийского университета искусств. К слову, в Национальном музее собрано порядка 90 тысяч экспонатов, среди которых удивительные образцы японского искусства, ценнейшие археологические находки, предметы быта древних жителей Японии и многое другое.

Популярным местом для прогулок и шопинга у местных жителей и туристов является улица Гиндза, словно гигантская витрина протянувшаяся на 1200 метров. Здесь расположены наиболее известные магазины, торговые центры и популярные рестораны. Однако стоит отметить, что совершать покупки на Гиндзе – удовольствие далеко не из дешевых.


На фото Императорский дворец окружен защитными рвами с водой и массивными стенами. Он стоит на месте бывшего замка Эдо. Это действующая и постоянная резиденцией императора Японии. Комплекс дворца неоднократно уничтожался пожаром, был разрушен американскими бомбами в 1945 г. и восстановлен.

Благодаря своим размерам - огромным площади и населению - Токио давно и прочно занимает места в первой десятке крупнейших мегаполисов планеты, а агломерация Токио с населением без малого 40 млн - вообще первая в мире. По уровню организации городской жизни, качеству работы транспорта и городских коммуникаций Токио, вероятно, не имеет себе равных среди городов планеты.

В 1457 г. там, где сейчас Восточный сад императорского дворца, местный правитель построил замок, также названный Эдо. В 1590 г. его захватил основатель клана сегунов Иэясу Токугава, в 1603 г. устроил в нем резиденцию сёгуната, хотя императорской столицей оставался город Киото. Так началась эпоха в истории Японии, известная как «период Эдо». Она продлилась до 1868 г., когда Япония отказалась от политики самоизоляции, а император Мацухито, демонстрируя отказ от старых идей, решил далее не оставаться в Киото, а переехать в Эдо. Эдо был переименован в Токио (по-японски - «Восточная столица»).

В административном отношении центральная и самая населенная часть города, что лежит вокруг Токийского залива, разделена на 23 специальных района. Историческим ядром являются всего несколько из них. В самом центре находятся специальные районы Тюо и Тиёда, что расположились к северо-западу от реки Сумида, впадающей в Токийский залив и давшей название одному из специальных районов города. Именно здесь, в Тиёда, на месте, где сегодня стоит императорский дворец, сёгун Иэясу Токугава построил свою резиденцию, включавшую замок и правительственные здания.

Гиндза

В центральном Токио имеется собственный центр: это - Гиндза, знаменитый на весь мир торговый район, средоточие дорогих магазинов, место, где можно найти развлечение на любой вкус. Глядя на переливающиеся мириадами огней здания Гиндзы, где жизнь не замирает ни днем, ни ночью, сразу становится понятным, почему этот район называют «витриной» Токио. С появлением здесь резиденции осушили болото, а территорию застроили. В 1612 г. тут появился монетный двор сёгуна, от чего и произошло название Гиндза - «серебряное место». Место долгое время было застроено простыми деревянными домами, пока их все не уничтожил грандиозный пожар 1872 г. Японцы, не имевшие опыта застройки целых кварталов каменными домами, пригласили ирландского архитектора Томаса Уотерса, и по его плану появилось множество двух-трехэтажных кирпичных домов в георгианском стиле. Некоторые сохранились и до наших дней. Японцы прозвали эту часть города Ренга-гай, или Кирпичный район: он долгое время считался символом модернизации и вестернизации Японии.

Гиндза важна для поддержания престижа, названия всемирно известных компаний здесь на каждом шагу, есть даже целая «улица брендов»: Чуо-дори, главная улица Гиндзы. С универмагом «Вако», на крыше которого находится башня с часами - символ Гиндзы, соседствует художественная галерея Ёукё. А театр «Кабуки-дза», открытый в 1889 г., является уникальным примером гармоничного сочетания западных материалов и технологий с японским традиционным стилем. После бомбардировок 1945 г. театр был восстановлен в 1951 г.

До американских бомбардировок и тем более до большого пожара 1923 г. планировка улиц центрального Токио была хаотичной. Впоследствии за основу была взята планировка американского типа - с улицами, пересекающимися под прямым углом.

Район, как и весь Токио, дважды восстанавливали полностью. Первый раз - после Великого землетрясения Канто в 1923 г., второй - после массированных бомбардировок ВВС США в годы Второй мировой войны.

Цукидзи

Южнее Гиндзы, на берегу реки Сумида, расположился необъятный рыбный рынок Цукидзи - еще один символ Токио. Название «Цукидзи» означает «земля, отобранная у воды». Когда по приказу сёгуна на месте Гиндзы рыли крепостные рвы и каналы, сюда вывозили землю, на которой появился новый жилой и торговый район. Рыбный рынок построили здесь после Великого землетрясения Канто 1923 г. в ходе восстановления города, так как прежний, в Нихонбаси, был разрушен. Сегодня рыбный рынок Цукидзи - один из крупнейших в мире, где оптом и в розницу торгуют рыбой и морепродуктами. Перед входом на рынок рыбаки молятся о хорошем улове и достойной его цене в своем храме Нимиёкэ инари дзин-дзя, чье название означает «Лисица, отгоняющая волну».

Хама (Хамарикю)

К западу от рынка находится Уединенный дворцовый сад Хама, или сад Хамарикю. В 1654 г. его разбили по повелению сёгуна у места впадения Сумиды в Токийский залив. Это был личный сад семьи сёгуна, для публики он был открыт лишь спустя 400 лет - в 1946 г. Постройки этого прекрасного уголка природы в шумном городе погибли во время американских бомбардировок, но восстановлены в прежнем виде. Включая Чайный домик императора Накадзима, в котором тот угощал японским напитком - трагическая ирония судьбы! - президента США Улисса Гранта в 1879 г.

Сиодомэ

Севернее Садов Хамарикю - район совершенно новый: квартал высотных жилых и офисных зданий Сиодомэ появился на месте, где в прошлом разводили водоросли нори (их используют для приготовлении суши и онигири). Самые впечатляющие здания: похожий на морские волны «Сиодомэ-сити-сентер» со штаб-квартирами ведущих японских компаний, треугольная призма «Сиодомэ медиа тауэр» и небоскреб «Экти Сиодомэ» - второе по высоте жилое здание в стране. Однако, самая оригинальная постройка - 13-этажная башня-капсула «Накагин», редкий пример здания в стиле японского метаболизма, очень своеобразного символа послевоенного культурного и технологического возрождения Японии, напоминающего конструктор «Лего».

Сиба

К юго-западу от этого места разбит парк Сиба. В прошлом клан Токугава использовал его как фамильный некрополь, а глава клана даже повелел в 1598 г. перевезти сюда храм Дзидзёдзи постройки 1393 г. Храм неоднократно горел, сегодня перед нами - реконструкция 1974 г., также, как и пара исторических деревянных ворот - Даймон (Большие) и Саммон (Великие). Над парком возвышается Токийская башня 1958 г., созданная по образцу Эйфелевой в Париже. Первоначально служила телетранслятором, сегодня - это смотровые площадки, выставочные залы и музеи на разных уровнях. То, что она немного покривилась в верхней части, - следствие одного из землетрясений.

Нихонбаси

Деловой район Нихонбаси, что к северо-востоку от Сиба, в эпоху Эдо и Мэйдзи являлся торговым центром Токио. В его названии скрыто значение района в прошлом. Оно переводится, как «Мост Японии»: отсюда расходились пять важнейших дорог страны. Конец процветанию наступил в 1923 г.: после землетрясения рынки и магазины стали перебираться в менее разрушенную Гиндзу. Теперь это обычный квартал магазинов и офисов. О прошлом величии Нихонбаси напоминает массивное здание Банка Японии постройки конца XIX в. В своем стремлении подражать европейским образцам, японцы постарались воздвигнуть почти полную копию неоклассического здания Берлинского национального банка. Не стала менять свое местоположение и Токийская фондовая биржа - четвертая в мире по совокупной рыночной капитализации котируемых на ней 2500 компаний, и самая большая в Азии.

Панорама центральной части города: дома стали новыми и выросли, планировка и названия улиц сохранились, как дань прошлому. Посредине мегаполиса - зеленый оазис Императорского дворца.

В административном отношении Токио - даже не город, а одна из 47 префектур страны. То, что сами японцы называют «городом», представляет собой два десятка специальных районов. Они, может быть, и невелики по размерам, но исторически столь значимы, а устройство их столь сложно, что они сами приравнены по статусу к городам, со своим мэром и горсоветом. Все они подчиняются губернатору, избираемому населением города, с резиденцией в районе Синдзюку - муниципальном центре округа.

Маруноути

Район Маруноути известен в первую очередь Токийским вокзалом, чье кирпичное здание появилось здесь в начале XX в. Это главный междугородный железнодорожный вокзал в Токио и самая загруженная станция Японии, пропускающая более 4 тысяч поездов в день. Рядом с вокзалом в 1911 г. открылся Императорский театр - первое подобное развлекательное заведение на западный манер в Японии. Здесь же расположилось относительно новое здание Токийского международного форума - крупнейшего в Японии конгресс-центра и одного из самых выдающихся сооружений в Токио. Оно поражает своим громадным атриумом со стеклянными крышами на высоте 60 м.

Хибия

В районе Хибия находится одноименный парк в стилизованном европейском стиле. Парком он стал в 1903 г., а до этого использовался для проведения учений токийского гарнизона. В 1905 г. здесь произошли события, вошедшие в историю страны, как Хибийские беспорядки, вызванные массовыми протестами японского населения в связи с подписанием Портсмутского мирного договора, положившего конец войне с Россией. Японцев более всего возмутил тот факт, что русской делегации, возглавляемой председателем кабинета министров Сергеем Витте, удалось отклонить все важнейшие требования японцев (отдать Сахалин, выплатить контрибуцию и пр.). Население города принялось громить полицейские участки, и это было только первое из десятка восстаний в Токио и предвестие Рисовых бунтов 1918 г.

Ясукуни

Очень своеобразной известностью во всем мире пользуется храм (точнее - синтоистское святилище) Ясукуни. Священный для каждого японца памятник истории, в котором почитается память всех 2,5 млн жителей островов, погибших в различных войнах после реставрации Мэйдзи. И здесь же хранится прах военных преступников времен Второй мировой войны, повешенных по приговору Токийского процесса 1946-1948 гг. И стоит памятник индийскому судье, который единственный высказался за полное оправдание обвиняемых. В практику политической жизни страны вошли демонстративные посещения храма японскими государственными деятелями, что вызывает резкое неприятие, особенно в Китае, Южной Корее и России.

Императорский дворец

В Центральном районе находится императорский дворец - главная резиденция японских императоров.

Императорский дворец - резиденция императора и императорского двора. Исторически располагался на территории бывшего замка Эдо с 1869 г., когда столица переехала в Токио. Дворец полностью сгорел во время бомбардировки Токио самолетами ВВС США в мае 1945 г. Восстанавливать его японцы начали только в 1959 г., когда решили, что это уже не будет восприниматься в мире как признак возрождения имперского духа. Дворец состоит из залов, связанных галереями с несколькими парками и святилищами. 84-летний император Акихито и семья живут в западной части. Гости допускаются во дворец дважды в год: в день рождения императора и на Новый год. Архитектуру дворца сложно охарактеризовать как-то однозначно: в ней сплелись, иногда довольно неожиданно и даже странно, элементы европейской и японской архитектуры.

Общая информация

Исторический центр Токио, - специальные районы Тюо, Тиёда, северо-восточная часть Минато и частично ряд других районов. В целом соответствует территрии города Эдо конец XVII - начало XVIII вв.

Административный статус : столичный округ (префектура).

Основан : 1457 г.

Столичный статус : с 1869 г.

Административно-территориальное деление Токио : 23 специальных района (муниципалитета), а также 26 городов, 1 уезд и 4 округа.

Исторические районы : Гиндза, Нихомбаси, Хибуя, Синбаси, Цукидзи, Сиба, Канда и др.

Языки : японский.

Этнический состав : японцы, китайцы, корейцы, филиппинцы, индийцы, англичане, северо- и южноамериканцы.

Религии : синтоизм, буддизм, конфуцианство, католицизм, протестантизм.

Денежная единица : японская йена.

Река : Сумида (в историческом центре).

Важнейшие магистрали : Сотобори-дори (кольцевая дорога почти совпадающая с внешним рвом замка Эдо, ок. 12,5 км), Харуми-дори (6,45 км), Скоростное внутреннее кольцо (маршрут С1, 13,9 км).

Аэропорты : международные Ханэда и Нарита.

Цифры

Площадь : Токио - 2187,66 км 2 , район Тиёда - 11,66 км 2 , район Тюо - 10,21 км 2 .

Население: Токио - 13 617 445 чел.. Тиёда - 59 441 чел., Тюо - 147 620 чел. (2016 г.)

Плотность населения : Токио - 6224,7 чел/км 2 , Тиёда - 5097,9 чел/км 2 , Тюо - 14458,4 чел/км 2 .

Средняя высота : 40 м над уровнем моря.

Императорский дворец : общая площадь с садом - 3,41 км 2 , прилегающие сады - 4 км 2 ; Музыкальный зал - 1254 м 2 .

Парки : Китаномару - 193 297 м 2 , Хибия - 161 636 м 2 и Сиба - 122 500 м 2 , сад Хамарикю - 250 165 м 2 .

Токийская башня : 333 м, количество посетителей - 2,3 млн (2000 г.).

Высотные здания : «Сиодомэ-сити-сентер» - 215 м, «Экти Сиодомэ» - 190 м, «Сиодомэ Медиа Тауэр» - 172 м.

Климат и погода

Субтропический муссонный.

Жаркое влажное лето, мягкая зима.

Средняя температура января : +5,2°С. на западе +1,3°С.

Средняя температура июля : +25,6°С. на западе +22°С.

Среднегодовое количество осадков : 1528 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 65%.

Экономика

Промышленность : полиграфическая, фармацевтическая, косметическая, IT-технологии и информатизация.

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые, телекоммуникационные, медицинские, образовательные, финансовые.

Достопримечательности

Культурные

    Книготорговый район Дзимботё

    Национальный музей современного искусства (1969 г.)

    Художественная галерея «Ёукё»

    Театр «Кабуки-дза» (реконструкция 2013 г.)

    Бриджстонский художественный музей

    Художественый музей «Идэмицу»

    Музей науки и техники

Исторические

    Сады Хамарикю и Чайный домик императора Накадзима (1654 г., реконструкция второй половины XX в.)

    Сад Койсикава Коракуэн (середина XVII в.)

    Универмаг «Вако» и башня с часами (вторая половина XIX в.)

    Банк Японии (1896 г.)

    Парк Хибия (1903 г.)

    Императорский театр (1910 г.)

    Мост Нихонбаси (1911 г.)

    Токийский вокзал (1914 г.)

    Готическое здание «Сисэй Кайкан» (1929 г.)

    Рыбный рынок Цукидзи (1935 г.)

    Здание «Мэйдзи Сэймэйкан» (1934 г.)

    Башня-капсула «Накагин» (1972 г.)

    Токийская фондовая биржа (1988 г.)

    Токийский международный форум (1996 г.)

    Квартал жилых и административных зданий Сиодомэ («Сиодо-мэ-сити-сентер», «Сиодомэ Медиа Тауэр», 2003 г.; «Экти Сиодомэ», 2004 г.)

    Парк фонтанов «Вадакура»

Любопытные факты

    Ежедневно на оптовом рыбном рынке Цукидзи продают более 2 тыс. т рыбы и морепродуктов (более 400 видов). В 2012 г. во время аукциона был установлен пока не побитый рекорд: голубой тунец весом 222 кг был продан за $1,8 млн.

    Башня-капсула «Накагин» 1972 г. постройки - пионер в области «капсульной» архитектуры. До появления этого дома «капсульная» архитектура была темой исключительно теоретических рассуждений. Башня «сложена» из 140 сборных модулей-капсул, каждый является автономным помещением - квартирой или офисом. Капсулы можно переставлять, чтобы увеличить пространство (это теоретически, но со времени постройки ни одна не была переставлена). Внешне весьма эффектное, здание имеет один существенный недостаток: в капсулах очень тесно.

    Здание Банка Японии в квартале Нихонбаси конца XIX в. стало первым, построенным по европейскому образцу, но уже японским архитектором Тацуно Кинго. Он же спроектировал здание Токийского вокзала, взяв за образец, предположительно, Амстердамский вокзал.

    Официально никогда не объявлялось о переносе столицы из Киото в Токио. В Японии немало сторонников идеи, что по этой причине Киото и поныне является столицей страны. Однако такие настроения не находят поддержки среди токийских властей.

    Гиндза - место шумное и многолюдное: перекресток Гиндза-Ёнтёмэ официально объявлен самым оживленным в мире.

    Ежегодно в июле проводится Фестиваль фейерверков (Сумидагава ханаби тайкай) на реке Сумида. Впервые он состоялся в 1732 г., когда сегун Токугава Ёсимуне приказал устроить огненное зрелище в память о душах умерших. Традиция сохранялась вплоть до эпохи Мэйдзи. В 1920-х гг. фестиваль отменили и возродили только в 1970-х гг. Он представляет собой не столько праздник, сколько отчаянное соревнование между пиротехническими группами: кто кого опередит по красочности, масштабности и точности исполнения шоу. С 1810 г. самые известные группы - «Тамая» и «Кагия», их популярность невероятно высока, у них масса болельщиков. Власти перестали финансировать их после 1824 г., когда фейерверки вызвали большой пожар в городе. Фестиваль собирает более миллиона зрителей. За время фестиваля производится около 20 тысяч запусков фейерверков.

    Великое землетрясение Канто магнитудой 7,9 произошло 1 сентября 1923 г., полностью разрушив Токио и Йокогаму. Его эпицентр находился в море, в 90 км к юго-западу от Токио. За двое суток произошло 356 (!) подземных толчков, в заливе Сагами поднялась 12-метровая волна цунами, смывшая все прибрежные деревни. Точно известно о 142 800 погибших, 40 000 до сегодняшнего дня числятся пропавшими без вести, свыше миллиона остались без крова. После землетрясения японское правительство всерьез рассматривало необходимость переноса столицы. Память об ужасной катастрофе столь сильна, что в 1960 г., по прошествии почти 40 лет, правительство провозгласило 1 сентября Днем предотвращения стихийных бедствий.

    Американские ВВС осуществляли бомбардировки Токио в 1942 и 1944-1945 гг. Общее количество погибших гражданских лиц составило до 200 000 человек. Самой разрушительной стала бомбардировка 9-10 марта 1945 г., уничтожившая около 100 000 человек и оставившая миллион без крыши над головой. Американцы назвали эту операцию «Дом свиданий», для японцев она навсегда осталась «Ночью черного снега».

    Существует два версии толкования смысла названия района Маруноути. Первая - «внутри круга»: на его месте некогда располагались усадьбы верных сёгуну самураев, а квартал окружала одна из крепостных стен замка. Вторая - «луг игрока»: в прошлом здесь процветали незаконные азартные игры.

Дибилы! В Токио 13 000 000чел.!! Токио занимает самые низкие места среди префектур Японии по количеству населения, занятого в сельском хозяйстве и размерам пахотных земель. Помимо столицы и крупнейшего города Японии, Токио также является одной из сорока семи префектур страны. Официально Токио является не городом, а одной из префектур, точнее, столичным округом (яп.都то?), единственным в этом классе.


Хотя район Токио населяли племена ещё в каменном веке, активную роль в истории город стал играть сравнительно недавно. В настоящее время Токио продолжает развиваться, это заметно при сравнении фотографий начала 90-х годов с нынешними спутниковыми картами. Токио - убедительный пример взаимосвязи между ростом городов и климатом. В Токио часто приходят тайфуны, хотя сильных из них - единицы. Токио включает в себя двадцать три специальных района, которые до 1943 года входили в состав города, но в настоящее время это отдельные самоуправляющиеся муниципалитеты, каждый с мэром и советом.

В дневное время население увеличивается более чем на 2,5 млн работников и студентов, приезжающих из соседних областей. По состоянию на 2005 год, токийцы старше 64 лет составляли около 20 % населения. Однако количество иностранцев, работающих и проживающих в метрополии, невысоко. По состоянию на 1995 год трудоспособное население Токио составило более 6,3 млн человек. Роль шелководства и скотоводства в первичном секторе экономики Токио мала. После 1965 года производство резко сократилось.

Отдельной отраслью лесничества, популярной в Токио, является разведение грибов сиитаке

Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто в бухте Токийского заливаТихого океана. Его территория, помимо части острова Хонсю, включает в себя несколько мелких островов к югу от него, а также острова Идзу и Огасавара.

Штаб-квартира правительства находится в Синдзюку, который является муниципальным центром округа. В Токио также находится государственное правительство и императорский дворец Токио (также используется устаревшее название - токийский императорский замок) - главная резиденция японских императоров. В результате реставрации Мэйдзи в 1868 году произошло свержение сёгуната и восстановление императорской власти.

С 70-х годов Токио захлестнула волна рабочей силы из сельских районов, что повлекло за собой дальнейшее развитие города

Во второй половине XIX века стала бурно развиваться промышленность, затем и судостроение. Только при воздушном налёте в ночь на 8 марта 1945 года погибли более 80 000 жителей. После войны Токио был оккупирован американскими военными, во время Корейской войны он стал крупным военным центром. Последовательно претворяются в жизнь проекты по созданию искусственных островов.

Климат Токио является субтропическим мусонным. Количество жителей Токио влияет на климат. Лето в Токио из-за влияния остывшего за зиму океана наступает сравнительно поздно - только к маю. Оно длительное, жаркое и очень душное из-за высокой влажности, и заканчивается только к ноябрю. Между 2000 и 2010 годами население метрополии выросло на 9 %. Основной причиной роста остаётся постоянный наплыв переселенцев из других префектур. Это связано с постепенным спадом рождаемости в 1960-х годах, вызванным изменением традиционно японских семейных ценностей.

2215 человек были старше 100 лет. Половое соотношение также изменилось в конце 1990-х. Если в течение ХХ века в столице преобладали мужчины, то с 1998 года они уступили численностью женщинам. Токио считается крупным международным центром. Токио является главным экономическим центром Японии. Основу хозяйства метрополии составляют отрасли вторичного и третичного секторов экономики.

0,5 % трудоспособных лиц были заняты в первичном секторе, 25,7 % - в вторичном, а 72,1 % - в третичном. По уровню развития отраслей этого сектора столица занимает последнее место в Японии. После Второй мировой войны Токио занимал первое место по уровню промышленного производства, но по состоянию на 2005 год опустился до восьмого.

По состоянию на 1994 год доходы Токио от деятельности отраслей этого сектора составляли около трети от деятельности всех японских компаний сектора. По состоянию на 1995 год в столице насчитывалось 10 367 семей, которые обрабатывали 8 408 гектаров пахотных земель.

На одну семью или хозяйство приходилось в среднем 0,59 га земли. Большая часть сельскохозяйственной продукции выращивается в горном районе Окума и отдаленных островах, а меньшая - на приусадебных загородных участках. Лесничество, заготовка древесины и деревообработка развиты в горах Окутами. Основными породами дерева являются криптомерия и туполистный кипарисовик. Так, по количеству лесных хозяйств Токио занимало 10 место из 47 префектур, а по количеству добычи древесины - лишь 42.

По состоянию на 1994 год в столице насчитывалось 35 512 компаний вторичного сектора, на которых было занято около 667 тысяч человек

Крупные заводы были размещены, в основном, за пределами столицы, в прибрежной полосе между Кавасаки и Иокогамой. Основной отраслью промышленности Токио является машиностроение. Её предприятия контролируют 50 % японского рынка. Очаги этих двух отраслей расположены в районах Ота, Синагава, Мэгуро и Итабаси. Отдельную важную роль в системе вторичного сектора экономики столицы играет легкая промышленность.

Во время первой национальной переписи 1920 года в столице проживало менее 3,7 миллиона человек, а в 1962 году население Токио достигло 10 миллионов. С середины 1990-х годов население Токио быстро и неуклонно стареет. 1-го сентября 1923 года в Токио и окрестностях произошло крупнейшее землетрясение (магнитуда 8-9 по шкале Рихтера). Несмотря на это, Токио остается национальным лидером по количеству промышленных предприятий и лиц, занятых в промышленном производстве.