Борис годунов годы правления кратко. Смерть Ивана Грозного и дальнейшее усиление Годунова. История восхождения на престол

Родился Борис Федорович в 1552 году в семье Федора Ивановича Годунова, в Вяземском уезде. Годуновы были помещиками средней руки и дополнительно несли поместную службу государю, владели небольшой вотчиной в Костроме.

Новая жизнь началась у Бориса Годунова после смерти отца. В 1569 году он начал жить в семье его дяди, Дмитрия Годунова. Земли в районе Вязьмы, которыми владел Дмитрий Годунов, отошли к опричным владениям, и не очень знатный Дмитрий Годунов сориентировался и поступил в опричный корпус. Здесь он очень быстро дослужился до высокого чина главы Постельного приказа.

Складывается и судьба Бориса Годунова. Сначала он становится опричником, а уже в 1571 году он - дружка на свадьбе царя . В том же году он породнился с самим Малютой Скуратовым, женившись на его дочери Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской. В 1578 году Борис Годунов стал кравчим, и ему было жаловано звание боярина.

Борис Годунов всегда отличался осторожным характером, держался в тени, но постепенно его роль при дворе возрастала. Вместе с Б. Я. Бельским он стал особо приближенным царя.

Борис Годунов при царе Федоре

28 марта 1584 года умер Иван Грозный, преемником стал его третий сын, Федор Иоаннович. Сам Иван Васильевич считал, что Федор - плохой государственный руководитель. У нового царя действительно не было никаких задатков для управления страной, он был слаб здоровьем и требовал постоянной помощи. Учитывая данные обстоятельства, был создан регентский совет из четырех человек.

В день венчания на царство, 31 мая 1584 года, роль Бориса Годунова при юном царе значительно возросла. Он получил чин конюшего, звание ближнего боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Борьба боярских группировок за власть принесла свои результаты. Основное место возле царя занял Борис Годунов. В результате все годы правления Федора Иоанновича фактически Россией правил Борис Годунов.

Здесь надо учитывать и родственные отношения Бориса Годунова с молодым царем. Его родная сестра Ирина была женой Федора Иоанновича.

Находясь в тени нового царя, Годунов сделал очень много для укрепления государственности. Именно благодаря его усилиям был избран первый патриарх. Им стал московский митрополит Иов.

Это было время, когда во внутренней политике больше учитывался здравый смысл и расчет. В стране началось масштабное строительство крепостей в Диком поле. Укреплялась безопасность судоходства на Волге. В Сибири появился первый форпост России - город Томск. С большим уважением власть стала относиться к строителям и архитекторам.

Москва превращалась в мощную крепость. Дополнительно вокруг города были возведены башни и стены Белого города, на месте Садового кольца была выстроена еще одна линия обороны. В Московском кремле появился водопровод. Очень скоро все это принесло свои плоды. Летом 1591 года войска крымского князя Гирея не смогли штурмовать город, а уже в ходе отступления понесли тяжелые потери.

Сегодня мы знаем Бориса Годунова и как талантливого дипломата. Благодаря его усилиям, по мирному договору, завершившему Русско-шведскую войну 1590-1595 годов, в Россию вернулись земли, утраченные по итогам Ливонской войны.

Борис Годунов - русский царь

В соответствии с законом престолонаследия главным кандидатом на царскую власть при жизни Федора должен был стать его младший брат Дмитрий, младший сын Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного. Но 15 мая 1591 года в Угличе произошли трагические события, в результате которых царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах. В убийстве юного царевича принято обвинять Бориса Годунова, так как Дмитрий стоял на его пути к власти. Но явных доказательств этому нет.

Со смертью Федора Иоанновича не остается других прямых наследников династии Рюриковичей. Были предложения избрать царицей вдову умершего царя Ирину, но они не нашли общей поддержки, и в результате Земский собор остановился на кандидатуре шурина царя - Борисе Годунове. Это состоялось 17 февраля 1598 года. 1 сентября того же года он был венчан на царство.

Борис Годунов продолжил свою политику, которую начал, будучи главным советником царя. Еще активнее стали приглашать иноземцев на русскую службу. В Москве уже никого не удивляли заморские купцы, лекари, промышленники, военные, ученые люди. Все они получали должности и жалованье, земли с крестьянами.

Не удалась попытка Годунова создать в Москве университет. Этому воспротивилось духовенство, которое больше знаний боялось всяких ересей. В российское государство все активнее проникали элементы европейской культуры. В первую очередь это касалось одежды, жилья, светских церемоний. Впервые стало практиковаться отправление русских людей на учебу в Европу.

Борис Годунов очень хорошо чувствовал шаткость своего положения из-за того, что он не Рюрикович. Подозрительность и недоверчивость преследовали его повсюду. В этом он очень походил на Ивана Грозного. Постепенно он начал сводить счеты с боярами, в искренности которых усомнился.

И если царствование Бориса началось довольно успешно, то постепенно череда опал породила уныние, а после двойного неурожая разразилась настоящая катастрофа - начался голод. Цены на продовольствие выросли в 100 раз. Борис Годунов всячески старался помочь голодающим, устраивая массовые раздачи хлеба. Но одни проблемы порождали другие.

Результатом всех проблем стало крупное восстание под руководством Хлопка (1602-1603 годы), в котором приняли участие крестьяне, холопы и казаки. Волнения охватили 20 уездов, и, объединившись, восставшие двинулись на Москву.

В ожесточенном сражении под Москвой восставшие были разбиты. Командующий войсками Басманов был убит в бою. Хлопок был тяжело ранен, а затем и казнен.

Новой проблемой для Бориса Годунова стало распространение молвы, что царевич Дмитрий жив. Слух этот активно шел из Польши, где под руководством Лжедмитрия стали готовиться силы для похода на Москву. Все это очень беспокоило Бориса Годунова. В январе 1605 года правительственные войска отбили первую атаку самозванцев, и они были вынуждены уйти в Путивль, где продолжали собирать силы.

Еще одной проблемой стало состояние здоровья Бориса Годунова, жалобы на которое появились уже в 1599 году. Со временем лучше не становилось. 13 апреля 1605 года царю стало плохо, он лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, ‹…›
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится...

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им ‹…›
Я выстроил им новые жилища...

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

«Борис Годунов» А.С. Пушкина - великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный период в истории Российского государства - эпоха Смуты.

Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать "минувший век во всей его истине". Изначально Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам - исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

История создания

Выход X и XI томов масштабнейшего труда Н.М.Карамзина «Истории Государства Российского», содержащий подробное повествование об эпохе Смутного времени, вдохновляет Пушкина на создание подлинного шедевра русской исторической реалистической драмы. Он начинает работу над произведением с тщательного изучения особенностей исторической эпохи и персонажей того времени, вплоть до конспектирования фрагментов великого исторического труда Карамзина. Начало работы датируется концом 1824 года, также известна точная дата окончания работы над произведением - 7 ноября 1825 года, но после этого, в течение некоторого времени, автор продолжает вносить свои правки.

Анализ произведения

Действие начинается в 1598 году. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают убийство царевича Димитрия, в этом ужасном преступлении Василий Шуйский обвиняет шурина царя - Бориса Годунова. Потрясенный смертью царя Федора Иоанновича, русский народ умоляет затворившегося в монастыре Бориса взять управление государством в свои руки. После некоторых раздумий он дает свое согласие.

1603 год. Келья Чудова монастыря. Выведав от старца Пимена обстоятельства мученической кончины царевича Димитрия, его келейник Гришка Отрепьев замышляет использовать это знание в корыстных целях и сбегает из монастыря. Инок Григорий замышляет кощунство - он собирается выдать себя за покойного царевича, чтоб впоследствии взойти на царский престол. Едва скрывшись от разыскивающей его стражи, Гришка убегает в Польшу. Там он очаровывает дочь воеводы Мнишека Марину, и признается ей в своем самозванстве.

Тем временем в доме Шуйского появляется письмо о якобы чудесном спасении царевича, после чего князь отправляется с этой вестью к царю. Бориса одолевают страшные муки совести, он пытается узнать от Шуйского правду о кончине отрока.

В 1604 году, вдохновленные самозванцем Лжедмитрием польские войска переходят российскую границу. Тем временем, в Угличе состоялось обретение мощей невинноубиенного царевича, что окончательно доказало самозванство Отрепьева.

В декабре того же года, под Новгород-Северским, происходит битва войска Бориса с поляками. Годунов проигрывает сражение. На Соборной площади происходит сцена Бориса с юродивым, где последний обвиняет царя в детоубийстве, сравнивая его с Иродом.

Прибыв в Москву, царь Борис скоропостижно умирает. Будучи в предсмертной агонии, он благословляет на царство своего сына, малолетнего отрока Федора. Опальный дворянин Гаврила Пушкин подталкивает к измене одного из воевод и на Лобном месте провозглашает Лжедмитрия царем. Далее разворачивается страшная трагедия - бояре врываются к заточенным детям и супруге Годунова и убивают их. Боярин Мосальский лжет народу, что вся семья Бориса приняла яд и умерла, и провозглашает власть Лжедмитрия. Народ безмолвствует.

Главные герои

Автор многогранно раскрывает его образ - как властный и мудрый правитель, любящий муж и отец, Борис наделен многими достоинствами. Опытный политик, одаренный могучей волей, блестящим умом и искренней заботой о своем народе царь, тем не менее, не смог завоевать народную любовь. Народ не смог простить ему убийство царевича, кроме того, политика тотального закрепощения крестьян также была не по душе простому люду. Все царские щедроты и благодеяния воспринимались народом как лицемерные средства задобрить и удержать от мятежа народные массы. По мнению Пушкина, именно отсутствие народной поддержки, любви и уважения было главной причиной трагедии царя Бориса.

Кроткий и смиренный старец, монах-летописец Чудова монастыря - один из центральных персонажей трагедии Пушкина, он является единственным свидетелем трагического убийства. Пимен непреднамеренно провоцирует своего келейника Григория на самозванство одним лишь неосторожным упоминанием о равном возрасте Отрепьева и убиенного царевича. При этом он декларирует власть царя, как данную от Бога, и впоследствии призывает народ каяться за грехи царя-детоубийцы.

Образ одного из главных героев начинает раскрываться в келье старца Пимена. Страстная натура молодого инока берет верх над его стремлением к уединению в монастырских стенах. Далее Гришка раскрывается и как пылкий влюбленный, и как одержимый жаждой власти молодой человек. В образе Самозванца он заручается поддержкой как бояр, так и польской шляхты, но любовь народа ему завоевать так и не удастся. Вместо приветственных возгласов, новопоставленного царя ожидает народное безмолвие.

Честолюбивая дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия, она была готова добиться царской власти любым путем, будучи одинаково безразличной как к страстной любви Самозванца, так и к политическим интересам своего народа.

Яркий представитель боярской оппозиции, участник практически всех политических заговоров. Его роль имеет большой вес и значение в сюжете трагедии. Он первым расследует убийство царевича и дальновидно оценивает последствия вести о Самозванце. Изворотливость, трезвый и холодный расчет - характерные черты поведения этого действующего лица как в отношении царя, так и в отношении его приближенных.

Юродивый. Значительность роли этого персонажа в том, что он позволил себе на площади перед собором Василия Блаженного прилюдно обвинить царя в убийстве маленького царевича. Второе появление в сцене битвы под Кромами ознаменуется плачем Юродивого о судьбе русского народа в грядущее Смутное время.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности - вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла. Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.

Главный новаторским компонентом является показ образа народа как главного действующего лица. В трагедии великолепно показана динамичность его развития. Пассивные и бессознательные народные массы обретают небывалую мощь, и как следствие, силу воздействия на ход исторических событий. Народ невидимо присутствует во всех эпизодах пьесы, включая монологи и диалоги ее персонажей, и выходит на первый план в ключевых сценах подобно хору в трагедиях античной эпохи.

Итоговый вывод

«Борис Годунов» - реалистическая трагедия, явившаяся для Пушкина итогом глубоких размышлений и гениальным новаторским воплощением масштабного литературно- художественного осмысления истории русского государства. Нравственным итогом произведения можно обозначить непримиримость слабого и беззащитного народа с несправедливостью беззаконной власти.

Период царствования Бориса Годунова вошел в историю как один из самых неоднозначных. Карьера Годунова началось еще в годы . Будучи талантливым и дальновидным политиком, Годунов смог подняться из опричников до приближенных бояр царя Ивана Грозного. Еще при жизни Грозного он оказывал влияние на государственные решения, действуя впрочем разумно и с осторожностью.

Возвышение Бориса Годунова

Правление Бориса Годунова началось задолго до его официального вступления на пост государя. После смерти Ивана Грозного в 1584 году престол наследовал старший сын царя Фёдор, добрый, благочестивый, но в то же время неспособный к государственному управлению. В кратчайшие сроки после восхождения Фёдора на престол смог добиться такого влияния, что фактически правил страной в течение всех четырнадцати лет царствования Фёдора и уже тогда проявил себя как выдающийся государственный деятель и искусный политик.

После смерти Ивана Грозгого ходили слухи, будто бы причиной гибели царя стал яд из рук Годунова. Обвинение было опровергнуто придворными медиками: Грозный умер по естественным причинам.

Царь Фёдор, не имея не только способностей к правлению, но и желания участвовать в решении государственных вопросов, передоверял Борису все дела, вплоть до приема иностранных послов (чего прежде не удостаивался ни один боярин). Первыми важными внешнеполитическими шагами Бориса Годунова стало установление продолжительного мира с Польшей и русско-шведской войной в 1590-1595 гг. Решения Бориса были направлены на укрепление и расширение границ России. В ходе войны со шведами русские войска вернули потерянный в Ливонскую войну Финский залив. Путем переговоров со Швецией было возвращено под российскую корону несколько городов. Продолжалось расширение русских земель на восток: расширялась колонизация Поволжья и Сибири. Благодаря активному строительству укреплений Москвы было без затруднений отбито нападение крымского хана, который впоследствии был разбит преследовавшими его русскими войсками. Поддерживая терское казачество, Годунов укреплял влияние на территории Кавказа.

Принимая все государственные решения, Борис сосредотачивал усилия на укрепление государственности. Одним из главных исторических решений Бориса на внутриполитической арене стало установление патриаршества, церковь обрела независимость от Византии, одновременно став важным политическим рычагом для российского правителя. Этот шаг существенно повысил авторитет России во всем христианском мире. Еще одним историческим решением Годунова стало усиление политики Грозного по закрепощению крестьян - самого верного, по его убеждению, способа укрепить экономическое состояние страны. По решению Бориса был отменен Юрьев день.

Немало внимания уделялось росту существующих городов и появлению новых. По инициативе Бориса были заложены Самара, Саратов, Белгород, Царицын, Томск, Воронеж. Была возведена внушительная крепостная стена в Смоленске. Властью Годунова переживала расцвет светская и церковная архитектура. Именно по инициативе Бориса в столице появился первый водопровод, который считался тогда чудом техники.

Восшествие на трон

В 1591 году в Угличе произошла трагическая гибель царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного и единственного наследника бездетного Фёдора. Это событие открыло Годунову путь к трону, вместе с тем навсегда запятнав его образ в истории подозрениями в организации убийства царевича. Однако после смерти царя Фёдора в 1598 году именно Борис был избран новым царем.

Борис Годунов стал первым царем, открывшим дорогу просвещению в России: пытаясь основать первый университет он отправил боярских сыновей в Европу - овладевать науками.

Став официальным правителем, Борис Годунов продолжил укреплять внешнеполитическое влияние России. Многочисленные контакты с гостями из западных государств, в числе которых были офицеры, купцы, промышленники, медики, формировали политику, во многом схожую с той, что впоследствии прославила свершения Петра I. Однако правление царя было сопряжено с постоянным противостоянием множеству тяжёлых условий. Постигший страну голод в 1601 году, в течение трех лет уносил тысячи человеческих жизней, что послужило для оппозиционных бояр поводом распространять слух о том, что бедственное положение народа - это проклятие царю за убийство юного царевича Дмитрия.

Положение Годунова лишь усложнялось тем, что в условиях постоянного противостояния он подозревал большинство бояр в заговорах и подверг гонениям многие боярские семьи - насильно отправляя на постриг в монахи, в ссылку, в заточение или на казнь, нередко по подложным обвинениям.

Несмотря на отсутствие должного образования, Годунов проявил себя талантливым экономистом: принимал решения по усилению производства и торговли, освободил часть населения от налогов, а в годы голода открыл для народа зернохранилища и установил низкие цены на хлеб. К сожалению, в конечном итоге от бедственного положения народ это не спасло.

На пороге смуты

Последствия трехлетнего голода и участившиеся на его фоне разбои, эпидемии, растущее недовольство бояр - стали началом тяжелого исторического периода, получившего название Смутного времени. Пытаясь вернуть расположение народа, царь объявил о раздаче милостыни, но это лишь еще больше усугубило положение - жители окрестных мест, двинувшиеся за государевой милостью в столицу, гибли от голода по пути. Всеобщее недовольство окончательно пошатнуло положение Годунова и создало благодатную почву для появления самозванца — выдавшего себя за чудом спасшегося царевича.

Силы и здоровье Бориса Годунова, последние годы жизни которого были связаны с тяжелыми испытаниями, были необратимо подорваны, и в апреле 1605 году царь скоропостижно скончался.

Кончина Ивана Грозного в 1584 году стала началом острого соперничества среди бояр за престол и власть. Основной причиной борьбы был царевич Фёдор Иванович, наследник престола, который не обладал, по мнению современников, необходимыми качествами для правителя. Именно это обстоятельство вынудило Ивана Грозного сформировать так называемый регентский совет для дальнейшего управления страной.

Среди пяти бояр, входивших в его состав, была волевая личность, бывшая ранее опричником, Борис Годунов. Со временем, отстранив своих соперников от власти, а также умело пользуясь родственными связями, он взял на себя фактически руководство всем государством. А в 1598 году голосованием Земского собора закрепляется его право на царствование.

Годунов сумел проявить себя в роли талантливого реформатора и политического деятеля. Основное внимание его было направлено на обеспечение внутреннего порядка внутри страны. Являясь сторонником жёстких методов правления, он прекрасно осознавал некоторые «перегибы», которые допустил до него Грозный. Однако, он продолжил закрепощать крестьян, что согласно мнению Бориса являлось единственным способом вывода государства из плачевного состояния и разрухи.

В 1597 году Годунов принимает указ по которому были введены «урочные лета», представляющие из себя пятилетний срок сыска бежавших крестьян с последующим их возвращению землевладельцу. Кроме того, согласно документу, крестьяне теряли право выкупа собственной свободы, оставаясь в распоряжении господина до смерти. При этом, люди, которые служили по вольному найму после шести месяцев превращались в холопов.

В период правления Бориса Годунова православная русская церковь стала полностью независимой от патриарха Константинополя, попав при этом под контроль государственной власти.

При этом правителе воздвигли такие города как Воронеж, Уфа, Царицын, Самара, а также Саратов. Люди, занимающиеся торговлей и промыслом, формировали посадские общины, которые облагались единым налогом.

В результате частых дождей в 1601-1603 году в стране было невозможно собрать урожай, что совсем скоро привело к голоду на Руси. и как бы не старался Годунов, регулярно раздавая хлеб и деньги крестьянам, то и дело начали вспыхивать народные восстания.

Именно в этот сложный период на горизонте русской истории появляется человек, выдающий себя за царевича Дмитрия.

Видео-лекция: правление Бориса Годунова и его краткая биография: