Замок хаапсалу эстония. Епископский замок в хаапсалу и призрак белой дамы. Легенда о Белой Даме

Хаапсалу (до 1917 г. - Гапсаль) расположен на западном побережье Балтийского моря, в 110 км от Таллина. После сожжения литовскими войсками замка Сааре-Ляэнемааского (Эзель-Викского) епископа в Вана-Пярну (Старый Пярну), в 1263 г. резиденцию было решено перенести вновь на север, но теперь не в Лихула, а в Хаапсалу. В конце 1260-х гг. было построено регулярное здание главного замка, напоминающее в плане монастырь, в южном крыле которого располагалась не просто капелла, а собор. Собор в являлся главной церковью Сааре-Ляэнемааского епископства, т.е. был кафедральным собором, тут же размещался епископский престол и действовала епископская духовная коллегия – Домский капитул.

Уже в 1279 г. епископ Герман I предоставил права города. В своей грамоте епископ писал: «Мы, основав главную церковь в и обеспечив наших каноников необходимыми жилыми помещениями и доходом, определили одно место для закладывания города, куда все бы сходились и там собирались, кто вместе с нами там пожелали бы поселиться и при необходимости покровительствовали бы церкви своей посильной поддержкой».

В эти времена был заложен просторный форбург с замком типа кастелла с двумя воротами друг против друга. Собор Евангелиста Иоанна стал однонефной, трехтравейной постройкой, без самостоятельного хорового помещения. В восточной травее собора свод с нервюрами – восьмичастный; в других – четырехчастный. Стрельчатые формы подпружных арок и окон принадлежат ранней готике, но зато капители полуколонн с декором в виде свитков и растительных мотивов говорят о романском стиле и принадлежат к кругу кельнского мастера, работавшего в рижском соборе Св. Марии (Домском). В 1297-1302 гг. Ливонский орден оккупировал земли епископства, и об этом осталась память в облике замкового собора в Хаапсалу. Магистр ордена Бруно велел прорубить бойницы в помещении над сводами церкви, которое служило убежищем для церковных деятелей в случае опасности.

Во второй половине 14 в. была построена новая резиденция для Сааре-Ляэнемааского епископа в Курессааре на острове Эзель (Сааремаа). Но строительство замка в продолжалось и в конце 14 - начале 15 века. Тогда были расширены основные зальные помещения в северном флигеле, замок обрел окончательную форму кастеллы с внутренним двором. Над собором был надстроен дополнительный этаж. На западной стороне была возведена круглая сторожевая башня высотой 31 м. О статусе обоих замков пишется в хронике Реннера (ок. 1561 г.): «В Саареском епископстве следующие замки: Курессааре, который находится на упомянутом острове и является главным замком, напротив него на материке у моря располагается Хаапсалу, где находятся Домская церковь и епископское кресло». При этом следует понимать, что замки не располагались в буквальном смысле друг напротив друга: в действительности их разделяло около сотни километров суши и водного пространства.

Укрепления занимают площадь в 2 га. Последний значительный этап в строительстве замка относится к концу 15 – началу 16 века. Окончательные размеры замок приобрел во времена правления епископа Иоганна IV Кивеля (1515-1527 гг.), когда была построена мощная стена, раширившая форбург на восток. Стену укрепили башнями с бойницами для огнестрельных орудий, ее высота достигала от 8 до 12 м, толщина от 1,2 до 1,8 м. Общий периметр стен составлял 803 м, и имел 7 башен. Предположительно тогда же на западной стороне замка была возведена круглая сторожевая башня. Одновременно были построены новые ворота и над ними установлена рельефная плита с гербом епископа Иоганна IV Кивеля и с датой: 1515. Она, вероятно, свидетельствует об окончании строительных работ.

Уникальной для Прибалтики является возведенная в 14 или 15 веке круглая капелла, вероятно, служившая баптистерием. В стенных нишах капеллы, как и в самом соборе, были размещены алтари и стены покрыты декоративной росписью. Именно здесь на внутренней стене в августовское полнолуние появляется видение призрака - т.н. Белой Дамы.

По преданию это была некогда заживо замурованная в стену капеллы девушка, которую полюбил молодой каноник (в др. версиях легенды просто монах, или даже глава Домского капитула), служивший при соборе епископского замка. В те времена, когда епископ Эзельский правил в этих краях, обитателям замка было предписано вести добродетельную жизнь. Однако монах встретил красивую деревенскую девушку, и они страстно полюбили друг друга. Но поскольку родня хотела выдать дочь за местного богача, девушка переоделась в костюм мальчика-хориста и стала тайно жить некоторое время в замке, чтобы потом соединиться узами брака с любимым. Некоторое время отношения каноника и «хориста» оставались в секрете. Но юный певец своей хрупкой внешностью и нежным голосом вызвал подозрения у епископа. Тогда-то секрет был раскрыт, и возлюбленных жестоко покарали. Монаха бросили на медленную смерть в подземелье замка, а невинную девушку живьем замуровали в одну из стен с куском хлеба и кружкой воды. Несколько дней были слышны ее мольбы о пощаде. С тех пор каждый год в августе, в ночь полнолуния призрак девушки в белом появляется в одном из окон епископского замка. Вначале люди пугались призрака, но потом выяснилось, что Белая Дама помогает влюбленным обрести счастье. И повстречаться с ней можно только раз в году. Так и повелось: тысячи людей ежегодно стремятся попасть на «свидание» к доброму призраку. Это легенда послужила литературным материалом для создания спектакля о Белой даме, который ежегодно показывают в Хаапсалу.

Перво-наперво, не пытайтесь выговорить название так, как оно пишется - местные русские не заморачиваются и говорят "Ха псалу", "Са рема" и т.д. - звучит гораздо лучше и проще. Ну а исторически этот городок (10 тыс. жителей) у ворот эстонских островов назывался Гапсаль, и был центром земли Вик - полуострова между Финским и Рижским заливами, ныне занятого уездом Ляэнемаа (дословно - "Западенщина"). Здесь ещё Эстляндия, но никогда не правили датчане - в 1228 году на самых севеных землях Ливонского ордена возникло Эзель-Викское (по-эстонски Сааре-Ляэнское) епископское княжество, включвшее Вик и Моонзунды (всего таких княжеств-епископств был, напомню, 4 - ещё Рижское, Дерптское и Курляндское), и Гапсаль был третьей его столицей после Леаля/Лихула (1227-51) и Пернау/Пярну (1251-65), с 14 века деля эту роль с Аренсбургом (Курессааре) на островах. После Ливонской войны Гапсаль стал тихим шведским городком, и под Россией его облюбовали императоры: сначала Пётр I, задумавший строить порт для военно-морского контроля над Швецией (в итоге отдав предпочтение показанному ), а в 19 веке все монархи начиная с Николая I - по не совсем понятным причинам, именно Гапсаль стал патентованный Императорским курортом.

В Хаапсалу мы с Сашей altsirlin были в самом конце путешествия, когда позади остались ещё не показанные Южная Эстония и острова. По этой же, думаю, причине Хаапсалу меня разочаровал - много я уже видел таких вот маленьких эстонских городков... И всё же расскажу о нём в трёх частях: о городе, о наследии эстляндских шведов, но сначала о двух главных достопримечательностях - вокзале и замке.

Хаапсалусский вокзал (1905-96), пожалуй, самый красивый в Эстонии и отличается необычайной длиной - 216 метров! Дело в том, что фактически это два вокзала - один для простых смертных:

Странно, что при таких пассажирах железную дорогу сюда провели лишь в 1905 году от станции Кегель (Кейла) на старой Балтийской магистрали (1870), которую я показывал . Ещё необычнее, что именно здесь, а не в Таллине, был "нулевой километр" железных дорог I республики, при том что станция не была даже самой западной. Ныне вокзал делят автостанция и железнодорожный музей, а поезда... поезда сюда больше не ходят.

По не совсем понятным мне причинам II республике участок Хаапсалу-Рейзипири достался в очень плохом состоянии, дизель-поезда ходили медленно, пассажиропоток падал, а эксплуатация дорожала. В 1994 году участок отдали в частные руки, учредили компанию "Haapsalu raustee" ("Хаапсалусская железная дорога") с планом за 5 лет привести линию в божеский вид... однако вместо этого новый хозяин не только не восстановил движение, но и по истечению срока разобрал пути - подробнее вся история рассказана на сайте у Болашенко . Ныне конечная на этом направлении - некогда второстепенная станция Рейзипири. Вообще, глядя на современную , на мой взгляд лучшую в бывшем СССР, не стоит забывать, что в прошлом были и подобные аферы, и кораблекрушение "Эстонии" - ничто на свете не даётся сразу и задаром. Но тут хоть хватило ума не гробить станцию в самом Хаапсалу, превратившуюся в музей.

Перрон с высокой платформой на момент постройки был чуть ли не самым длинным в империи (впрочем, тут не уверен - или здания вокзалов длиннее, не говоря уж про платформы), однако перспектива навеса, самой натуральной колоннады, впечатляет:

6.

Высокая платформа с благородной старой кладкой:

Большую часть Императорского павильона занимает навес, под которым по прибытии поезда устраивались банкеты на свежем воздухе. Вот только по назначению Императорский павильон так и не послужил - в отличие от своих предшественников, добиравшися сюда без железной дороги, Николай II тут ни разу и не был.

Напротив паровозз BR-52 - военные локомтивы Третьего Рейха, надёжные и простые, они строились с рассчётом на короткий срок эксплуотации, но выпущено их было более 6000 штук и проработали они ещё десятилетия, в первую очередь в СССР, куда попали как трофеи. У нас они были известны как "ТЭ", но здесь даю немецкое название - недавно эстонские фошЫсты его покрасили в оригинальный вермахтовский цвет "фельдграу".

Но в целом, музей бедноват, ведь он отрезан от железных дорог, а вести поезд на грузовике - это какое-то извращение. Ещё тут несколько старых вагонов, "голова" ЭР-1 (рижская электричка 1950-60-х) и тепловоз ТЭП60:

Куда ж без квартала путейских домов!

Деревянный пакгауз:

А под навесом железнодорожная лодка - дело в том, что часть железной дороги в старину выходила по длинному молу в залив, где поезда загружались местной лечебной грязью, и лодка обслуживала работу на этом моле:

Внутри пакгауза - лодочная мастерская:

Близ депо - стрелочный перевод и паровозный гидрант:

Рельсы обрываются в нескольких сотнях метров от станции:

Ещё тут есть водонапорка:

Да путейский городок с не по-эстонски злющими собаками:

Теперь перенсёмся к Гапсальскому замку . От вокзала он весьма далеко - вокзал стоит по сути на южной окраине, а замок - в самом центре, окружённый игрушечного вида кварталами уездного Гапсаля, вплотную подходящим к доломитовым стенам:

Городом Гапсаль стал, к слову, уже после основания замка - в 1279 году:

Эзель-Викское епископство, чьё эстонское название "Сааре-Ляэнское" можно было бы перевести как Островов и Запада, было небольшим, но богатым, контролируя морские ворота Ревеля и Риги, и в отличие от рижских коллег, здешние епископы с Орденом не ссорился, в дела Ливонии особенно не лезли (хотя в 1297-1302 годах всё-таки был конфликт, когда рыцари заняли всю викскую часть епископства), а в 14 веке вообще предпочли перебраться в Аренсбург (Курессааре) - с этого времени епископство стало двуцентричным, так как Домский собор и стало быть капитул оставались в Гапсале (что, кстати, и решало проблему внутринних дрязг - фактически получался Эзельский епископ и Викский капитул). Каких-то выдающихся событий в истории ЭВЕ не было, а конец ему положила, как водится, Ливонская война... однако даже когда Дания выкупила Эзель (Сааремаа) в 1561 году, власть духовенства на нём оставалась до 1573 года. Вот карта епископства из замкового музея - тёмно-зелёным отмечены владения Ордена, а кроме того, орденскм был и Новый Пернау, стоявший напротив Старого - граница проходила по реке:

Замок же всё это время потихоньку рос, достраиваясь и перестраиваясь, и приняв окончательный облик к 1515 году, стал одним из крупнейших в Ливонии - длина его стен 803 метра. Из числа действующих крепостей замок, разрушенный Ливонской и польско-шведской войнами, исключили в 17 веке, и поначалу отдали его роду Делагарди, которые взялись перестраивать крепость во дворец, но в 1688 году в самый разгар работ замок был разрушен пожаром, а там и Северная война подошла... Однако даже полуразрушенным замок исправно стоял почти два века, превратился в курортный парк, и наконец в 1880-е годы прошёл первую рестраврацию: из того, что есть на этом палне, сохранилось практически всё, кроме внутренней стены и зданий в форбургах, только стены и башни стали существенно ниже. , по доброй прибалтийской традиции, отсылаю к Ренате Римша.

Вход в замок - на плане это правый угол:

За воротами какая-то рукотворная горка, возможно насыпанная на руинах одного из зданий форбурга в "парковую" эпоху:

Парком отдыха эта часть замка служит и ныне, деревянные горки и качали заявлены как "средневековые аттракционы". Каланча стоит на главной улице, но стены оттуда, кроме пары мест, почти не видны - скрыты домами. Кирпичная башенка у ворот, столь органичная в замке - на самом деле типовая транформаторная будка 1920-х годов:

Противоположная стена с угловой башни:

Главные ворота ведут на Крепостную площадь. В каменном шаре ныне то-то вроде конференц-зала, раньше тут была кухня и пивоварня, а изначально, скорее всего, и вовсе пороховой погреб:

Ну а посредине - Малая крепость с 38-метровой Часовой башней, которую почему-то не прозвали Длинным Германом (как в и ) и огромной замковой капеллой, которая на самом деле ни больше ни меньше Домский собор. Круглая постройка сбоку - не апсида, а часовня-баптистерий:

Общий вид Малой крепости. Пожалуй, я бы поставил Гапсаль в топ-3 самых зрелищных эстонских замков вместе с Наровй и Курессааре... вот только примелькалось мне вся эта красота к тому моменту.

Дворик, сюда вход уже платный. Девица в кассе, когда я обратил к ней на английском, с небольшим эстонским акцентом ответила на русском, и на моё изумление усмехнулась, что по произношению сходу замечает, кто откуда приехал. Туристов тут правда очень много, при мне замок покоряли скучающая русская и старпёрская немецкая группы.

В подвале, помимо традиционной пытошной, есть Алхимическая лаборатория имени Бонифация:

На галереях - весь положенный в эстонских замках набор для туристов, кроме разве что кафе с лосятиной:

Есть, впрочем, средневековый лазарет со всякими склянками, травами, гадами и клюворылым врачом-манекеном:

А городом можно полюбоваться с башни. Вот под ногами двор Малой крепости, виден вход в алхимический подвал между колодцем и кассой:

Пойдём по часовой стрелке, то есть каждый кадр правее прошлого. С другой стороны двора угрюмая громада Домского собора. В центре - та самая башня с кадра №28, а за соборной крышей видны городской Дворец культуры и далёкая промзона:

За деревьями гимназический комплекс: немецкая школа 18 века, русская волостная школа 19 века, гигантская Эстонская гимназия 20 века (1927, с 1932 года часть её помещений занимала гимназия шведская - единственная в I республике), похожий на склад спортзал и бассейн 21 века. За бухтой - курортное местечко Паралепа:

Вид на север - хорошо заметно, что Хаапсалу стоит на полуострове с двумя "рожками". Слева полуостров Ноароотси, а вдали просматривается остров Вормси - единственный из "большой четвёрки" Моонзундов, где я не был. Оба эти места, а также полуостровная окраина Хаапсалу, были населены в основном шведами, поэтому Хаапсалу считается их культурным центром, и на правом городском полуострове находится шведский этнографический музей.
Ближе за стеной - Крепостная площадь довольно сложной формы, а главная улица выходит к круглому скверу напротив замкового угла:

Левый полуостров... Вернее, тут на самом деле он ещё не раздваивается, на переднем плане озерцо, отделённое от моря узкой переимычкой. На острове просматривается памятник эстонскому композитору Кириллиусу Креэку у дома, где он отдыха, а на переднем плане видна крыша городской начальной школы (1937):

Башенка одного из курортных зданий на Променаде (набережной), а на заднем плане, на правом полуострове- яхт-клуб. Бетонная постройка чуть ближе загораживает причал того самого шведского музея, о котором будет тертья часть:

Правее - вид с вводного кадра, а ещё правее на Крепостной площади памятник героям Освободительной войны, едва виднеющаяся за деревьями ратуша (1775) без башни да высокий шпиль Яановской кирхи (1858, а в основе постройка времён Эзель-Викского епископства). Как видите, город окружён водой с трёх сторон, причём Хаапсалусский залив, причудливо изгибаясь, глубоко вдаётся в сушу. Залив славился не только хорошим купанием, но и лечебными грязями, что и предопределило курорт. Примерно на линии шпиля кирхи за деревьями - Африканский пляж, получивший своё народное название от обмазанных грязью людей, похожих на негров.

В корпусах замка ныне музей, не сказать, чтобы особенно интересный: куда больше впечатляет Домский собор. Освящённый при постройке в честь Иоанна Богослова, он продержался в увядающем замке дольше всего, пережил все войны, отстроился после пожара 1688 года... и наконец в 1726 был разрушен ураганом, сорвавшим крышу - на ремонт её денег в городе не нашлось, и храм опустел. Восстановили его в 1886-88 годах уже как Никольскую кирху:

Убранство не сказать чтоб особо богато. Деревянные скульптуры времён Делагарди, капители в виде листьев ореха (был символом язычества, и потому слева) и винограда (был символом христианства, и потому справа - популярный мотив в кирхах бывшего Эзель-Вика) и очень странный крест, который я прозвал "время собирать камни".

Русская группа плотно оккупировала тот самый баптистерий, то есть крестильный храм с каменной купелью (1631) и необычной Богородицей, похожей на идол (1991). С ним связана легенда о Белой Даме, коей несчастного туриста будут пичкать все путеводители: якобы, давным-давно один монах или послушник влюбился в девушку из окрестных деревень, которую хотели выдать замуж за нелюбимого богача, и тайком провёл её в замок, где она жила под видом мальчика-хориста... а когда обман вскрылся, монаха бросили в темницу, а девицу живьём замуровали в стену. Считается, что её призрак появляется на крестильном камне в августоское полнолуние, и Белая Дама "добрая" - помогает влюблённым преодолеть преграды, хотя и не совсем понимаю, каким образом. Между тем, при всей "на потребу курортникам", легенда давняя и замешаны в ней исторические личности - Иван Грозный, принц Магнус и некий выходец из Пруссии, которому роль ливонского наместника царь готовил, пока в деле не появился собственно Магнус: пруссак чуть раньше сообразил, что всё это плохо кончится и уехал восвояси, сочинив по дороге легенду, что из замка его выжил белый призрак... Силуэт действительно появляется в окне, но это не мистика, а чистая оптика, и Богородица-"идол" сделана примерно по мотивам её очертаний.

Напоследок - несколько видов стены у Крепостной площади:

В следующей части погуляем по городу и его набережной.

Западная Эстония (Вик)

Уже в 1279 г. епископ Герман I предоставил Хаапсалу права города. В своей грамоте епископ писал: «Мы, основав главную церковь в Хаапсалу и обеспечив наших каноников необходимыми жилыми помещениями и доходом, определили одно место для закладывания города, куда все бы сходились и там собирались, кто вместе с нами там пожелали бы поселиться и при необходимости покровительствовали бы церкви своей посильной поддержкой».

В эти времена был заложен просторный форбург с замком типа кастелла с двумя воротами друг против друга. Собор Евангелиста Иоанна стал однонефной, трехтравейной постройкой, без самостоятельного хорового помещения. В восточной травее собора свод с нервюрами – восьмичастный; в других – четырехчастный. Стрельчатые формы подпружных арок и окон принадлежат ранней готике, но зато капители полуколонн с декором в виде свитков и растительных мотивов говорят о романском стиле и принадлежат к кругу кельнского мастера, работавшего в рижском соборе Св. Марии (Домском). В 1297-1302 гг. Ливонский орден оккупировал земли епископства, и об этом осталась память в облике замкового собора в Хаапсалу. Магистр ордена Бруно велел прорубить бойницы в помещении над сводами церкви, которое служило убежищем для церковных деятелей в случае опасности.

Во второй половине 14 в. была построена новая резиденция для Сааре-Ляэнемааского епископа в Курессааре на острове Эзель (Сааремаа). Но строительство замка в Хаапсалу продолжалось и в конце 14 - начале 15 века. Тогда были расширены основные зальные помещения в северном флигеле, замок обрел окончательную форму кастеллы с внутренним двором. Над собором был надстроен дополнительный этаж. На западной стороне была возведена круглая сторожевая башня высотой 31 м. О статусе обоих замков пишется в хронике Реннера (ок. 1561 г.): «В Саареском епископстве следующие замки: Курессааре, который находится на упомянутом острове и является главным замком, напротив него на материке у моря располагается Хаапсалу, где находятся Домская церковь и епископское кресло». При этом следует понимать, что замки не располагались в буквальном смысле друг напротив друга: в действительности их разделяло около сотни километров суши и водного пространства.

Укрепления Хаапсалу занимают площадь в 2 га. Последний значительный этап в строительстве замка относится к концу 15 – началу 16 века. Окончательные размеры замок приобрел во времена правления епископа Иоганна IV Кивеля (1515-1527 гг.), когда была построена мощная стена, раширившая форбург на восток. Стену укрепили башнями с бойницами для огнестрельных орудий, ее высота достигала от 8 до 12 м, толщина от 1,2 до 1,8 м. Общий периметр стен составлял 803 м, и имел 7 башен. Предположительно тогда же на западной стороне замка была возведена круглая сторожевая башня. Одновременно были построены новые ворота и над ними установлена рельефная плита с гербом епископа Иоганна IV Кивеля и с датой: 1515. Она, вероятно, свидетельствует об окончании строительных работ.

Почти 300 лет Хаапсалу был центром епископства. В 1524 г. епископ Иоганн IV Кивель позволил проповедование лютеранства, но Домский собор в Хаапсалу остался католическим. Собор со своими нервюрными сводами, достигающими высоты 15,5 м и площадью в 425 кв.м. является крупнейшим однонефным собором во всей Прибалтике. Начало сооружения собора относится к 1260-м годам и полностью соответствовало строительным требованиям, принятым в монашеском ордене цистерцианцев. В частности, поэтому у собора отсутствует башня-часовня, интерьер весьма скромен по своему убранству, а над порталом расположено окно в виде розы. Завершение одного из этапов строительства относится к периоду перехода от романского к готическому стилю. На романский стиль указывает растительный орнамент на уздечках полуколонн в помещении церкви, готический стиль проявляется в остроконечных дугообразных линиях свода.

Портал главного входа в церковь также был выполнен в романском стиле, завершался полукруглым сводом с декорированными импостами; над его вимпергом и располагалось окно-«роза». Во фронтоне портала находилась ниша с изображением святыни, покровительствующей церкви и атрибутом хранителя Сааре-Ляэнемааского епископства Св. Иоанна. К северной стороне собора примыкала первоначальная ризница, которая в ходе усовершенствования замка была снесена. Новая двухэтажная ризница, которая имела и оборонное значение, была пристроена к южной стене собора. Под полом собора в Хаапсалу так же, как и в других церквях, хоронили священников и лиц дворянского звания.

Уникальной для Прибалтики является возведенная в 14 или 15 веке круглая капелла, вероятно, служившая баптистерием. В стенных нишах капеллы, как и в самом соборе, были размещены алтари и стены покрыты декоративной росписью. Именно здесь на внутренней стене в августовское полнолуние появляется видение призрака - т.н. Белой Дамы.

По преданию это была некогда заживо замурованная в стену капеллы девушка, которую полюбил молодой каноник (в др. версиях легенды просто монах, или даже глава Домского капитула), служивший при соборе епископского замка. В те времена, когда епископ Эзельский правил в этих краях, обитателям замка было предписано вести добродетельную жизнь. Однако монах встретил красивую деревенскую девушку, и они страстно полюбили друг друга. Но поскольку родня хотела выдать дочь за местного богача, девушка переоделась в костюм мальчика-хориста и стала тайно жить некоторое время в замке, чтобы потом соединиться узами брака с любимым. Некоторое время отношения каноника и «хориста» оставались в секрете. Но юный певец своей хрупкой внешностью и нежным голосом вызвал подозрения у епископа. Тогда-то секрет был раскрыт, и возлюбленных жестоко покарали. Монаха бросили на медленную смерть в подземелье замка, а невинную девушку живьем замуровали в одну из стен с куском хлеба и кружкой воды. Несколько дней были слышны ее мольбы о пощаде. С тех пор каждый год в августе, в ночь полнолуния призрак девушки в белом появляется в одном из окон епископского замка. Вначале люди пугались призрака, но потом выяснилось, что Белая Дама помогает влюбленным обрести счастье. И повстречаться с ней можно только раз в году. Так и повелось: тысячи людей ежегодно стремятся попасть на «свидание» к доброму призраку. Это легенда послужила литературным материалом для создания спектакля о Белой даме, который ежегодно показывают в Хаапсалу.

В 1541 г. Сааре-Ляэнемааским епископом стал Иоганн V Мюнхгаузен. В 1559 г. он продал свой диоцез датскому королю Фредерику II, который передал его своему младшему брату герцогу Магнусу. Новый епископ Магнус начал с того, что в 1560 г. перевез из Хаапсалу в Курессааре весь архив епископства и наиболее ценные предметы культа для дальнейшей переправки их в Данию. Во время Ливонской войны (1558-1583) Эстония приняла лютеранство, и католический собор Хаапсалу превратился в лютеранскую приходскую церковь и ее стали называть замковой церковью. В это же время на территории замка были построены земляные укрепления, в частности, внутренние рвы крепости.

Во время Ливонской войны замок был разрушен, частично были разрушены кастелла и стены предзамка. В результате Ливонской войны в 1581 г. епископство перешло к шведам и стало с тех пор одной из областей Эстонии. Шведы, проведя ревизию остатков замка, исключили его в 17 веке из списка оборонительных сооружений Шведского королевства. В 1625 г. шведский король Густав II Адольф продал город Хаапсалу и замок с окрестностями графу де ла Гарди, при котором церковь была восстановлена, построили орган и новый алтарь. Предположительно к этому времени относится и появление в капелле крестильного камня, изготовленного в 1634 г. Иоахимом Винтером. Грандиозные планы по реконструкции замка, которые предполагали осуществить де ла Гарди, были реализованы лишь частично. В 1641 г. по проекту аугсбургского архитектора Матиаса Голля начали перестройку замка в стиле барокко. Верхняя часть наружных стен была снесена, а замковые бойницы трансформировались в дворцовые окна. Однако пожар 1688 г. положил конец всем перестройкам, оставив лишь разрушающиеся стены.

В ходе Северной войны российский император Петр I приказал еще уменьшить высоту стен крепости. С тех пор замок находится в руинах. Во время пожара 23.03.1688 г. была уничтожена медная крыша собора, которая была восстановлена, однако ураган 1726 г. вновь разрушил крышу. Государство не было заинтересовано в восстановлении крыши потерявшей военное значение и непригодной для жилья церкви, у церковного прихода же не было средств и потому функции собора перешли к городской церкви Иоанна. Развалинам замка в 19 веке стали придавать форму романтического замкового парка, следуя моде на старые руины, царившей в то время по всей Европе. С 1825 года Хаапсалу известен как морской курорт, славящийся морскими грязями. Поскольку курорт посещали члены императорской фамилии, были построены вокзал, курзал и другие здания, и вполне вероятно, что именитые особы посещали и руины старого замка. В 1867 г. в Хаапсалу провел лето известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Здесь он начал писать свою первую оперу «Воевода». Хаапсалу посвящен цикл пьес для фортепиано «Воспоминание о Гапсале», в который вошли три пьесы «Развалины старого замка», «Песнь без слов» и «Скерцо».

Реставрация собора началась в 1886 г. и продолжалась в течение трех лет. Полуразвалившийся портал романского стиля заменили псевдоготическим порталом, закрасили сохранившиеся фрагменты настенной росписи, вынесли из церкви надгробные плиты… Вид церкви с обломками этих плит был запечатлен на рисунке Унгерна-Штернберга. Западный фасад замка был сильно изменен в ходе этой реконструкции 1886-89 гг. 15.10.1889 (по старому стилю) состоялась первая служба, посвященная Св. Николаю, в честь которого теперь называлась церковь. Она была открыта для богослужения только в летние месяцы, т.к. помещение не отапливалось.

В 1940 г. церковь закрыли для богослужения, некоторое время она была открыта во время немецкой оккупации. Весной 1944 г. была разорена и потом долго находилась в запустении. Одно время ее использовали в качестве зернохранилища, предполагалось устроить здесь бассейн. Начиная с 1960-х гг. проводится регулярная консервация крепостных стен. В 1971 г. была начата реставрация церкви, которую хотели приспособить под концертный зал подобно многим другим церквям.

В конце 1980-х гг. церковь была возвращена приходу для богослужений. Реставрация помещений, часовни, ризниц проводилась по проекту Калви Алуве, интерьер – Аала Булдас, текстильные работы осуществлял Маасике Маасик. На рождество 1990 г. была проведена первая служба и церковь была снова освящена в честь Св. Николая. В день Матери в 1992 г. был освящен т.н. Материнский алтарь в капелле для крещения в память о погибших в советское время эстонских матерях. Алтарь был заказан врачом Хейно Ноором, чья мать была выслана в Сибирь. Алтарную фигуру Богоматери с младенцем изготовила скульптор Хилле Пальм.

Замок
Хаапсалуский замок
Haapsalu piiskopilinnus
58°56′50″ с. ш. 23°32′19″ в. д. H G Я O L
Страна Эстония
Хаапсалу Haapsalu City [d]
Дата основания XIII век
Сайт haapsalulinnus.ee/?lang=…
Медиафайлы на Викискладе

По известной исстари легенде, во время августовского полнолуния на внутренней стене часовни возникает образ Белой Дамы.

История

В 1228 году архиепископ Риги , Альбрехт фон Буксгевден формирует новую епархию , состоящую из Ляэнемаа , Сааремаа и Хийумаа и назначает епископом Готфрида, аббата монастыря цистерцианцев Дюнамюнде . Епископство было создано как вассальное государство Священной Римской империи в 1228 году Генрихом VII , императором Священной Римской империи . В 1234 году Папский легат Вильгельм Моденский зафиксировал границы епархии.

Первая резиденция Эзель-Викского епископства находилась в замке Лихула - каменном укреплении, построенном с помощью Ордена Меченосцев . Чтобы избежать конфликтов с влиятельным Орденом , епископ перенёс резиденцию епархии в Пернау , которая, спустя десять лет, была сожжена литовцами . Новый центр для епархии был выбран в Хаапсалу , где было начато строительство епископского замка и собора. Строительство замка продолжалось в течение трех веков.

Замок

Строительство, расширение и реконструкция замка продолжались на протяжении нескольких веков, и архитектура менялась в зависимости от развития оружия. Крепость достигла своих окончательных размеров - площадью более 30.000 квадратных метров, толщиной стен от 1,2 до 1,8 м и максимальной высотой более 10 метров - во время правления епископа Йоханнеса IV Киевельского (1515-1527). В западной части замка расположена 29-метровая сторожевая башня начала XIII-го века, которая позже использовалась в качестве колокольни . Высота стен позднее была увеличена до 15 метров.

Внутренние траншеи и блиндажи , которые были построены для артиллерии и как укрытие от бомбежки, восходят к Ливонской войне (1558-1582), но во время этой войны крепость была существенно повреждена. Стены малого замка и внешние укрепления были частично разрушены.

В XVII веке замок больше не используется как оборонительное сооружение шведами , которые в то время правили эстонской провинцией Швеции . В ходе Северной войны в 1710 году Эстония попала под власть России и стены были частично разрушены по приказу Петра I , превратив замок в руины.

Собор Святого Николая

Собор Хаапсалу был собором (то есть главной церковью) Эзель-Викского епископства . Здесь находился престол, официальное представительство и место работы епископа. Это крупнейшее однонефное церковное здание в Прибалтике (ширина 11,5 м, высота - 15,5 метра и площадь 425 м2).

Первое письменное упоминание о соборе - это устав Хаапсалу, в котором епископ Герман I, основатель города, пишет: «… мы, основавшие собор в Хаапсалу и обеспечившие наших каноников соответствующими жильём и доходами, определяем особенное место, чтобы быть городу, где все, кто выбрал его в качестве своего места жительства вместе с нами, могли бы собираться и найти приют там, и при необходимости смогли защитить церковь со всем, что имеется в её распоряжении».

Собор возведен в -1270 годах и поначалу был приспособлен к обороне: чердачное помещение его могло использоваться как убежище. Стиль постройки здания собора принадлежит к переходному периоду от романской к готической архитектуре. Первый характеризуется растительным орнаментом на капители пилястр , а второй - звездчатыми сводами. Западный полуциркульный Портал первоначально также был романским: вимперг в круглой арке был с фигурой святого покровителя, который находился в нише. В XV веке , в связи с постройкой ряда помещений с южной стороны собора, стены его подняли выше, а новый фронтон сделали без вимперга. Внутренние стены были покрыты картинами, пол состоял из надгробий духовенства и уважаемых дворян. Уникальная круглая баптистская часовня (крещальня) башенного типа с крестовым сводом, построенная во второй половине XIV века , соединена с собором. Подобной часовни нет ни в одной другой церкви в Прибалтике. Известна она и как место явления «белой дамы»: во время полнолуния в августе или сентябре луна стоит особенно низко над горизонтом и свет её, падая через восточное окно крещальни, отражается на южной стене, образуя в южном окне силуэт «белой дамы». Силуэт её хорошо виден с вала напротив окна или с его подножия. О «белой даме» рассказывается во многих легендах.

Во время Ливонской войны Эстония стала частью лютеранского шведского королевства . Католическая домская церковь стала церковью с лютеранским приходом и стала называться замковой церковью. В 1625 году шведский король церковь была отремонтирована и восстановлена. Разрушенный портал в романском стиле был заменён псевдо-готическим «лестничным порталом», сохранившиеся фрагменты настенных росписей были обновлены, а надгробные плиты были убраны из церкви. 15 октября 1889 года была проведена первая служба, посвященная Святому Николаю.

Советская оккупация в 1940 году привела к закрытию церкви. Во время Второй мировой войны службы были продолжены, но весной 1944 года хулиганы ворвались в церковь и уничтожили алтарь, орган, стулья и окна. В 1946 году приход попросил советское правительство включить собор в список охраняемых исторических памятников, но он не смог привлечь их интерес. Церковь пустовала в течение многих лет. Какое-то время она была использована для хранения зерна, были даже планы по превращению её в бассейн.

Легенда о Белой Даме

Согласно легенде в полнолуние в августе на внутренней стене часовни появляется образ девы - Белой Дамы.

Во времена Эзель-Викского епископства каждый каноник должен был вести целомудренный и добродетельный образ жизни в соответствии с правилами монастыря. Доступ женщин в епископский замок был запрещен под угрозой смерти. Легенда рассказывает, что каноник влюбился в эстонскую девушку и привел её тайно в замок. Она спряталась под одеждами певчего и это оставалось тайной в течение длительного времени, но когда епископ посетил Хаапсалу снова, молодой певец привлек его внимание, и он приказал определить пол певца.

Обнаружив девушку, епископ созвал совет, который принял решение о том, что девушка должна быть замурована в стене часовни, а каноник посажен в тюрьму, где он в скором времени умер от голода. Строители оставили девушку в полости стены с куском хлеба и кружкой воды. В течение некоторого времени её крики о помощи были слышны в замке. Тем не менее её душа не может найти мира и, как результат, она появляется в окне Баптистерия и оплакивает своего любимого уже на протяжении веков, и тем самым доказывает бессмертие любви.

Ранее 1990-х гг. была известна другая версия легенды - классическая. В местную бедную девушку влюбился представитель высшего сословия. Её возлюбленный в то время служил в рыцарской дружине при епископском монастырском замке. Девушке пришлось переодеться мальчиком и поступить певчим в хор монастыря. Это давало возможность влюблённым часто встречаться. Однажды "юный певчий" отправился искупаться в укромном месте, благо город с трёх сторон окружён морем. Некий монах последовал за "певчим", неизвестно из каких побуждений. Но открыв, что это вовсе не юноша, монах бегом отправился к епископу и обличил влюблённых. Девушка действительно была замурована в стене строящегося замка. (Надо сказать, что это вообще была известная практика того времени: считалось, что на крови невинного мученика (обычно замуровывали в стену первого попавшегося) замок простоит долго и выдержит любую осаду). А влюблённого рыцаря сбросили в глубокую яму с тиграми, где он был разорван на куски. Эту яму раньше показывали всем туристам. Имелась ещё и вторая яма - с волками. Это тоже очень похоже на правду: традиционная практика в средневековье - наказание быть разорванным дикими животными. На Руси это так же практиковалось, только животных держали на отдельной "псарне".

Каждый год во время августовского полнолуния проводится музыкальный фестиваль «Белая Дама».

Альбрехт фон Буксгевден формирует новую епархию, состоящую из Ляэнемаа, Сааремаа и Хийумаа и назначает епископом Готфрида, аббата монастыря цистерцианцев . Епископство было создано как вассальное государство Священной Римской империи в 1228 году Генрихом VII, императором Священной Римской империи. В 1234 году Папский легат Вильгельм Моденский зафиксировал границы епархии.

Первая резиденция Эзель-Викского епископства находилась в замке Лихула - каменном укреплении, построенном с помощью Ордена Меченосцев. Чтобы избежать конфликтов с влиятельным Орденом, епископ перенёс резиденцию епархии в , которая, спустя десять лет, была сожжена . Новый центр для епархии был выбран в , где было начато строительство епископского замка и собора. Строительство замка продолжалось в течение трех веков.

Замок

Троительство, расширение и реконструкция замка продолжались на протяжении нескольких веков, и архитектура менялась в зависимости от развития оружия. Крепость достигла своих окончательных размеров - площадью более 30.000 квадратных метров, толщиной стен от 1,2 до 1,8 м и максимальной высотой более 10 метров - во время правления епископа Йоханнеса IV Киевельского (1515-1527). В западной части замка расположена 29-метровая сторожевая башня начала XIII-го века, которая позже использовалась в качестве . Высота стен позднее была увеличена до 15 метров.

Внутренние траншеи и блиндажи, которые были построены для артиллерии и как укрытие от бомбежки, восходят к Ливонской войне (1558-1582), но во время этой войны крепость была существенно повреждена. Стены малого замка и внешние укрепления были частично разрушены.

В XVII веке замок больше не используется как оборонительное сооружение шведами, которые в то время правили эстонской провинцией Швеции. В ходе Северной войны в 1710 году, Эстония попала под власть России и стены были частично разрушены по приказу Петра I, превратив замок в руины.

Собор Святого Николая

Обор Хаапсалу был собором (то есть главной церковью) Эзель-Викского епископства. Здесь находился престол, официальное представительство и место работы епископа. Это крупнейшее однонефное церковное здание в Прибалтике (ширина 11,5 м, высота - 15,5 метра и площадь 425 м2).

Первое письменное упоминание о соборе - это устав Хаапсалу, в котором епископ Герман I, основатель города, пишет: «… мы, основавшие собор в Хаапсалу и обеспечившие наших каноников соответствующими жильём и доходами, определяем особенное место, чтобы быть городу, где все, кто выбрал его в качестве своего места жительства вместе с нами, могли бы собираться и найти приют там, и при необходимости смогли защитить церковь со всем, что имеется в её распоряжении».

Собор возведен в 1263-1270 годах и поначалу был приспособлен к обороне: чердачное помещение его могло использоваться как убежище. Стиль постройки здания собора принадлежит к переходному периоду от романской к готической архитектуре. Первый характеризуется растительным орнаментом на капители пилястр, а второй - звездчатыми сводами. Западный полуциркульный Портал первоначально также был романским: вимперг в круглой арке был с фигурой святого покровителя, который находился в нише. В XV веке, в связи с постройкой ряда помещений с южной стороны собора, стены его подняли выше, а новый фронтон сделали без вимперга. Внутренние стены были покрыты картинами, пол состоял из надгробий духовенства и уважаемых дворян. Уникальная круглая баптистская (крещальня) башенного типа с крестовым сводом, построенная во второй половине XIV века, соединена с собором. Подобной часовни нет ни в одной другой церкви в Прибалтике. Известна она и как место явления «белой дамы»: во время полнолуния в августе или сентябре луна стоит особенно низко над горизонтом и свет её, падая через восточное окно крещальни, отражается на южной стене, образуя в южном окне силуэт «белой дамы». Силуэт её хорошо виден с вала напротив окна или с его подножия. О «белой даме» рассказывается во многих легендах.

Во время Ливонской войны стала частью лютеранского . Католическая домская церковь стала церковью с лютеранским приходом и стала называться замковой церковью. В 1625 году шведский король Густав II Адольф продал город , замок и близлежащие земли в собственность графа Якоба Делагарди, который планировал превратить ветхую крепость в современный замок. В качестве консультанта был приглашен известный скульптор и мастер-строитель Арент Пассер.

23 марта 1688 года покрытая листовой медью крыша церкви была уничтожена в огне, но церковь была восстановлена достаточно быстро. Буря в 1726 году снова уничтожила крышу. Уменьшившийся приход не мог позволить себе ремонт и перешёл в городскую церковь. В XIX веке была начата реконструкция руин в романтическом парке замка.

В 1886-1889 церковь была отремонтирована и восстановлена. Разрушенный портал в романском стиле был заменён псевдо-готическим «лестничным порталом», сохранившиеся фрагменты настенных росписей были обновлены, а надгробные плиты были убраны из церкви. 15 октября 1889 года была проведена первая служба, посвященная Святому Николаю.

Советская оккупация в 1940 году привела к закрытию церкви. Во время Второй мировой войны службы были продолжены, но весной 1944 года хулиганы ворвались в церковь и уничтожили алтарь, орган, стулья и окна. В 1946 году приход попросил советское правительство включить собор в список охраняемых исторических памятников, но он не смог привлечь их интерес. Церковь пустовала в течение многих лет. Какое-то время она была использована для хранения зерна, были даже планы по превращению её в бассейн.

Легенда о Белой Даме

Огласно легенде в полнолуние в августе на внутренней стене часовни появляется образ девы - Белой Дамы.

Во времена Эзель-Викского епископства каждый каноник должен был вести целомудренный и добродетельный образ жизни в соответствии с правилами монастыря. Доступ женщин в епископский замок был запрещен под угрозой смерти. Легенда рассказывает, что каноник влюбился в эстонскую девушку и привел её тайно в замок. Она спряталась под одеждами певчего и это оставалось тайной в течение длительного времени, но когда епископ посетил снова, молодой певец привлек его внимание, и он приказал определить пол певца.

Обнаружив девушку, епископ созвал совет, который принял решение о том, что девушка должна быть замурована в стене часовни, а каноник посажен в тюрьму, где он в скором времени умер от голода. Строители оставили девушку в полости стены с куском хлеба и кружкой воды. В течение некоторого времени её крики о помощи были слышны в замке. Тем не менее её душа не может найти мира и, как результат, она появляется в окне Баптистерия и оплакивает своего любимого уже на протяжении веков, и тем самым доказывает бессмертие любви.

Ранее 1990-х гг была известна другая версия легенды - классическая. В местную бедную девушку влюбился представитель высшего сословия. Её возлюбленный в то время служил в рыцарской дружине при епископском монастырском замке. Девушке пришлось переодеться мальчиком и поступить певчим в хор монастыря. Это давало возможность влюблённым часто встречаться. Однажды "юный певчий" отправился искупаться в укромном месте, благо город с трёх сторон окружён морем. Некий монах последовал за "певчим", неизвестно из каких побуждений. Но открыв, что это вовсе не юноша, монах бегом отправился к епископу и обличил влюблённых. Девушка действительно была замурована в стене строящегося замка. (Надо сказать, что это вообще была известная практика того времени: считалось, что на крови невинного мученика (обычно замуровывали в стену первого попавшегося) замок простоит долго и выдержит любую осаду). А влюблённого рыцаря сбросили в глубокую яму с тиграми, где он был разовран на куски. Эту яму раньше показывали всем туристам. Имелась ещё и вторая яма - с волками.Это тоже очень похоже на правду: традиционная практика в средневековье - наказание быть разорванным дикими животными. На Руси это так же практиковалось, только животных держали на отдельной "псарне".

Каждый год во время августовского полнолуния проводится музыкальный фестиваль «Белая Дама».