Важность русского языка начальной школе. Виды речевой деятельности. ова- -ева- -ива- -ыва

Ольга Чистякова «20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.» 1 класс, 2010.

Ольга Чистякова «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.» 2 класс, 2010.

Ольга Чистякова «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии.» 3-4 класс, 2010. pdf

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова — Мои первые прописи к Азбуке Узоровой Нефедовой

Узорова, Нефедова. Готовимся к Егэ. Мини-Егэ. Итоговое тестирование. Русский язык. 1 класс.

Узорова, Нефедова. Быстрое обучение чтению.

Узорова, Нефедова. Справочное пособие по русскому языку. 1-2 классы (1-4), 1 класс (1-3)

Узорова О.В., Нефедова Е.А. — Диктанты и изложения по русскому языку. 1-4, 1-3

Узорова, Нефедова — Все словарные слова 1-2 класс

Узорова, Нефедова. Абсолютная грамотность за 15 минут в день.

Узорова, Нефедова. Обучающие и познавательные диктанты по русскому языку 1-3, 1-4.

Узорова О.В. — Трудные слова русского языка. 1-4 класс — 2010

Узорова О.В., Нефедова Е.А.Самые хитрые и трудные для запоминания и написания слова русского языка, встречающиеся в диктантах и т.п. 1-4 класс

Узорова О. В., Нефедова Е. А. — Контрольное списывание по русскому языку. 2 класс — 2007

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. — Полный курс русского языка. 1 класс — 2012

Узорова О.В. — 30 000 уч. примеров и заданий по рус. яз. на все правила и орфограммы. 4 кл. — 2008

Т.В. Шклярова — Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. 200 г.

Т.В.Шклярова. Сборник текстов для изложений. Начальная школа. 2006 г. djvu

Т.В.Шклярова. Как научить Вашего ребенка писать без ошибок.

Тарасова Л.Е., Игнатьева Т.В. — Русский язык. Все правила.1-4 классы — 2012

Есенина С.А. — Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс — 2005,

С. А. Есенина — Как научить Вашего ребенка писать изложения 3 класс (Пособие для начальных классов) — 2006

Семёнова Н.Г. — Словарик синонимов и антонимов русского языка — 2000

Дружок — Правила по русскому языку для начальных классов — 2009

Бакулина Г.А, Обухова Е.А. — Учусь с интересом. Практический материал для учащихся по русскому языку. 2006 pdf

Полуянова О.Д. — Безударные гласные, проверяемые ударением. Тренажер по русскому языку для 2-4 кл. — 2009

Грамматика в картинках — Многозначные слова.

Грамматика в картинках — Ударение. Наглядно-дидактическое пособие -2010

Волина В.В. Русский язык. Занимательная грамматика:

Имя существительное.

Книга содержит грамматические сказки, ребусы, головоломки, кроссворды.

Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.

Занимательная грамматика

Волина В.В. — Игры с буквами и словами на уроках и дома. 1996

Иванова В.А. — Занимательно о русском языке. 1990 год.

Елена Дворянская. Путешествие в Грамматическое королевство.
Сказки о словах и предложениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коротченкова Л.В. Русский язык. Итоговая аттестация в начальной школе

Саратов: Лицей, 2010. - 32 с.

Предлагаемые тестовые работы помогут четвероклассникам подготовиться к предстоящей итоговой аттестации. Дети не только закрепят полученные знания, но и научатся заполнять экзаменационный бланк.
В пособии представлено 8 вариантов тестовых работ, каждая из которых состоит из частей А, В и С. В части А необходимо выбрать правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В части В необходимо дать ответ, содержащий несколько слов. В части С дается развернутый ответ на поставленный вопрос. Варианты примерно одинаковы по уровню сложности. К каждой тестовой работе прилагаются тестовые бланки: Бланк №1 (для частей А и В) и Бланк №2 (для части С).
В конце пособия содержатся правильные (для частей А и В) и примерные (для части С) ответы.

Щеглова И.В. Русский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания

М., Экзамен, 2010, 52 стр.

Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий итоговой аттестации за курс начальной школы.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену в 4-м классе по русскому языку.

Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а поэтому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
Сборник предназначен для учащихся 4-х классов начальной школы, учителей и методистов, использующих тесты для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы.

Учебная дисциплина «Русский язык» является ключевой в программе начальной школы, ее цель - формирование грамотности учеников младших классов. Изучение родного языка в младшей школе - первая и очень важная ступень целого курса обучения. В этот момент дети не только готовятся к изучению языка, но и изучают его на понятийном уровне, который доступен детям в возрасте от 6 до 10 лет.

Принципы и цели учебного процесса
Суть преподавания предмета заключается в формировании нужных условий для становления учебной деятельности в ходе усвоения его учениками. Важно то, что учебный процесс по преподаванию родного языка направлен также на воспитание и развитие учеников. Основополагающим условием, предъявляемым дидактикой к родному языку, является - осознанное освоение учебного материала. Преемственность и перспективность - еще один основополагающий принцип обучения.
Цель создания учебного процесса - немаловажная, но не единственная для базисного обучения этой дисциплине. Цель развития учебного процесса в ходе преподавания языка подразумевает не только закрепление навыков чтения и письма, но и создание для ее решения подходящей среды.

Изучение русского языка и обучение литературному чтению
Особенностью первой ступени преподавания родного языка считается его тесное переплетение с литературным чтением. Эти две дисциплины формируют общую филологическую программу, в которой обучение родному языку плотно взаимодействует с получением первичных знаний в области литературного образования и формированием способности чтения.
Преподавание данного предмета в первый год обучения начинается с вводного курса «Обучение грамоте». В этом направлении можно выделить следующие этапы:

  • добукварный - предварительный;
  • букварный - главный,
  • послебукварный - окончательный.

Первоклассники обучаются писать новую букву, затем привыкают соединять ее с другими буквами, тренируются в написании сочетаний букв в слогах, словах, фразах, маленьких текстах. Материал для изучения языка содержит в себе направления: фонетику, графику, морфемику, грамматику, орфографию и пунктуацию. Совместно с языковедческими знаниями курс обучения подразумевает изучение информации из сферы речи: текст, его разновидности, тема и главная мысль текста и т.д.

Таким образом, специфика обучения русскому языку в начальной школе заключается, прежде всего, в особенностях самого предмета «Русский язык». Школы, гимназии, и другие учебные заведения - все отдают первое место в своей учебной программе этому сложному, но важному предмету.

В начале обучения предмет «Русский язык» занимает главенствующее место в связи с тем, что его правильное освоение во многом влияет на итоги обучения детей в следующих классах, а также на успеваемость по остальным дисциплинам.

РУССКИЙ ЯЗЫК в начальной школе (из опыта работы).

1. Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку русский язык как предмет открывает учащимся мир знаний; овладев языком, учащиеся становятся способными к усвоению других предметов в школе в русским и многонациональным составом учащихся.

На самом же деле, это один из самых трудных предметов школьной про граммы. Несмотря на то, что мы занима емся русским языком в течение одиннадцати лет, наши дети, оканчивая школу и поступая в высшие учебные заведения, делают в своих письменных работах те же орфографические ошибки, что и в начальной школе, обнаруживая отсут ствие языкового чутья и скудный сло варный запас.

Как с этим бороться? С нашей точки зрения, учебник может сыграть здесь немаловажную роль. Надо брать те учебники русского языка, которые построены таким образом, чтобы пробудить в ученике ин терес к изучаемому предмету, развить его природные языковые способности, сделать процесс повышения практиче ской грамотности творческим. Такие учебники, в которых

реализуется технология проблемно-диалогическо го обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно «откры вать» знания. (например, учебник русского языка Р.Н. Буне ева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаро вой, О.В. Прониной)

В самом определении «проблемно- диалогическое» первая часть означа ет, что на уроке изучения нового ма териала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проб лемы и поиск ее решения . Постановка учебной проблемы - это этап форму лирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуще ствляют в ходе специально выстро енного учителем диалога. Следует различать два вида диалога: побуж дающий и подводящий. Они по-раз ному организованы, обеспечивают разную учебную деятельность и раз вивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог (как показывает наш опыт) помогает учащимся работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает их творческие способности. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносит специ альные реплики, приводящие учени ков к осознанию противоречия и формулированию проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипо тезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Например, возьмем урок русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» (по материалам учебника Р. Н., Е. В. Бунеевых и О.В. Прониной). Одновременно предъявляем классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

На отдельном листе –заготовке записаны слова:

весть, известие, известный, известно

Учитель

- Прочитайте вслух слова

(предъявляю одновременно два противоречивых факта: в одних словах «т» произносится, а в других нет)

Учащиеся

Ученики удивлены

(возникает проблемная ситуация)

Разворачивается проблемный диалог

Учитель

- Что можете сказать об этих словах?

-Что интересного вы заметили?

( побуждение к осознанию противоречия)

- Какой возникает вопрос?

(побуждение к формулированию проблемы)

- И какова же будет тема урока сегодня?

Учащиеся

Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соот ветственно развивают логическое мышление учащихся. На этапе поста новки проблемы мы пошагово подводим класс к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваем логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведем учащихся к «открытию». Например, рассмотрим урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Учитель

Ученики

- Прочитайте слова на доске.

читают:

душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Чем все эти слова похожи?

(- Это существительные с шипящими .)

- А чем слова различаются?

(- В одних на конце есть мягкий знак, в других нет.)

- Кто скажет, над какой темой мы по работаем?

(- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных ) -тема

Таким образом, проблемно-диало гические уроки способствуют возник новению у учащихся интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

2. Традиционное обучение ориенти ровано, прежде всего на репродуктив ное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообще нию учителем темы урока, что никак не способствует возникновению по знавательного интереса у школьни ков. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т.е. объ яснения материала, что не гаранти рует понимания материала большин ством учащихся.

Учебники Р. Н., Е. В. Бунеевых и О.В. Прониной , содержат боль шое количество теоретического материала, но достоинством их , по нашему мнению, является способ по дачи материала. Большинство тем дается путем «открытия нового знания», чтобы каждый учащийся ощуща л себя первооткрывателем правил или определений. В большин стве разделов предусмотрено, что учащиеся должны самостоятельно вывести то или иное правило или определение, уточнив его с по мощью учебника, что дает возмож ность сделать процесс обучения более осмысленным и увлекательным для учащихся. Учебник содержит алгоритмы применения правил, что способствует повышению практической грамотности учащихся.

Содержание каждого раздела в этих учебниках четко сформулировано, требует твор ческого подхода к вопросу. Причем для обозначе ния составных частей в учеб нике есть условные знаки («очки», «перо», «микрофон», «знак вопроса», «домик»), что существенно облегчает работу и учителя и учащихся.

Особого внимания заслуживает под заголовок «ключевые слова». Он помо гает учащимся проанализировать по лученные на уроке знания, обобщить и систематизировать их, вычленить главное. Отсутствие в ряде разделов «ключевых слов» ставит учащихся перед необходимостью са мостоятельно назвать их, а это стимули рует их аналитические способности.

Весьма продуманной является, по нашему мнению, система упражнений по развитию раз личных видов письменной речи и устной речи . Составле ние предложений определенной струк туры, использование в речи тех или иных синтаксических конструкций или лексики определенного стиля, на писание свободных диктантов, диктантов с продолжением или другим творческим заданием, сочинений и мини-сочинений различного характе ра, безусловно, способствуют развитию устной и письменной речи учащихся.

Не менее интересными, по нашему мнению, являются предлагаемые авторами учебников свободные диктанты. Вообще, в учебниках под редакцией Р.Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой большое внимание уделяется работе с текстами художественных произведений. Причем эта работа соотнесена с изучением соответствующих произведений на уроках литературного чтения. Учащиеся получают возможность не толь ко познакомиться с языко вым явлением, но и увидеть его в текс те, осмысливая их роль в языке.

Орфографическая зоркость - одно из важнейших умений, которое необхо димо вырабатывать у учащихся в процессе изуче ния курса русского языка, и этому в значительной мере способствует подбор языкового материала из учебника. Необходимо обратить внимание на содержа тельную и познавательную ценность включенных в учебники художествен ных и научно-популярных текстов (отрывки из русской классики; расска зы о русских и зарубежных писателях, художниках, языковедах, деятелях на уки и искусства; увлекательные сведе ния из истории языка и т.д.)

Учебник, даже самый за мечательный, не сделает учеников абсолютно грамотными и об разованными людьми. Для повыше ния качества нашей работы с ними необходимо сочетание многих факторов (толковых, проду манных, «нескучных учебников» и учебных пособий, на которые может опереться и учитель и ученик).

Я считаю, что наиболее полно учитель раскрывается на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: « Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Это означает, что учитель осуществляет проблемное обучение. И мне хочется ратовать за проблемное обучение не в смысле «агитации за советскую власть», поскольку эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана мною, мои коллегами, работающими в этой технологии (т.е. практиками)

Технология проблемного обучения заложена в учебниках образовательной системы « Школа 2100», но хочется сказать, что данная технология необходима каждому учителю, независимо от того, какой предмет он преподаёт, в каком классе и по каким программам он работает.

Учебники русского языка, математики, естествознания целе направленно выстроены так, что обеспечивают открытие знаний учащимися. А методические рекомендации для учителей предлагают готовые разработки проблемных уроков. От учителя требуется понять и грамотно воплотить авторский замысел.

Вообще-то в жизни так не бывает, чтобы один рецепт годился для всех. Но технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях . Необходимо, чтобы педагог захотел пользоваться этой технологией, чтобы проблемный диалог стал личностной ценностью учителя, его профессиональным убеждением. Для осознанного освоения технологии проблемного обучения учителю нужны всего две вещи: знания и желания их применять. В связи с этим следует отметить, что учеба в начальных классах сродни парусному кораблю, на котором дети на чинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и ему нужно так ор ганизовать обучение, чтобы курс был правильным, а результаты - хорошими.

Очень важно восприятие младшими школьниками первичной информации, об изучаемых явлениях и процессах,.оно у каждого человека индивидуально.

Например, наглядно-иллюстративный матери ал из школьного «Картинного словаря» привлекает внимание уча щихся к работе, но запоминанию непро веряемого написания не способствует. Поэтому перед нами встал вопрос об усовершенствовании этой методики. Необходимо на наш взгляд, так организовать работу, чтобы учащиеся сами находили материал, кото рый привлекает их внимание и будет способствовать прочному запомина нию трудных слов.

Мы включаем учащихся в посильную поисковую, познавательную дея тельность, чтобы они стали способ ными к саморазвитию.

Главная цель этой концепции - обу чать, развивая каждого учащегося.

Основные задачи:

    Формирование орфографической грамотности;

    повышение интереса к урокам русского языка;

    развитие творческого мышления ;

    обогащение словарного запаса.

В «море» теоретического материала нужно выбрать оптимальные методы, добавить свои конкрет ные наработки с учетом психологиче ских возможностей и особенностей младшего школьника.

Мы начали свою работу совместно с психологом с тестирования учащихся для выявления ведущего способа вос приятия информации. Учащихся разделили на три группы:

    визуалы (зрители)- 54%;

    кинестетики (деятели) -20%;

    аудиалы (слушатели) -26%.

Научить нужно всех. Работа по изучению слов с непроверяемыми написаниями прохо дит в три этапа, каждый из которых призван решать конкретную задачу:

1) введение слов с непроверяемым написанием;

    закрепление написаний;

    контрольно-оценочный.

На первом этапе мы взбираемся по « канатной лестнице вверх». Это многоступенчатая работа. Она слагается из пяти ступенек.

1-я ступенька-это предъявление слова.. Слово не дается в готовом виде, оно составляется из букв, расшифровывается с помощью символов, шифров, кодов. Это развивает логическое мыш ление, пространственное воображение, слуховую память, речь, наблюдатель ность детей, оживляет урок, повышает интерес к предмету.

Например, +ЩИ (В ребусе зашифровано слово –овощи)

2-я ступенька- запись слова с « про пуском» в блокнотик-словарик (поста новка орфографической задачи)

3-я ступенька же - работа над зритель ным образом слова.

В своей работе,в третьей ступени, с младшими школьниками мы пользуемся ассоциативным методом, ориентируя их на интеллектуальное, речевое творчество, развитие орфографической интуиции.

4-я ступенька- это исследование слова учащимися в группах по плану (пути решения орфографической задачи):

1)Лексическое значение слова (по толковому словарю С. И. Ожего ва,

Н.Ю. Шведовой;

2.) к истокам слова (этимологиче ская справка);

3) однокоренные слова (наблюдение над единообразным написанием корня);

4) сочетаемость слов;

5) пословицы, поговорки, считалки;

6) частушки, песни, потешки, драз нилки;

7) загадки;

8) синонимы, антонимы;

9).. поиск предложений. (Дети выпи сывают предложения из художествен ных текстов, стихотворений (4 строчки) со словом с непроверяемым написанием, указыва ют название произведения и автора. Этот материал потом используем для уроков в словарной работе, при отработке орфографической зоркости и т.д.)

Исследовательская работа учащихся не может быть ограничена временем урока. Работа идёт как в классе (по усмотрению учителя) так и во внеурочное время (самостоятельно или совместно с родителями).

5-я ступенька-это н аписание нужной буквы (решение орфографической задачи) и выделение буквы цветом для лучшего запоминания.

Проверка записанного с послоговым орфографическим проговариванием с лупой. Ее используют для увеличения масштаба слова. Такой прием помогает зрительному восприятию и прочному запоминанию, стимулирует познавательный ин терес учащихся.

Второй этап - тренировочный.

Цель: добиться правильности и осо знанности написания слова.

По нашему мнению, при емы работы необходимо разделить на две группы:

    Направленные на запоминание орфографического облика слова, в
    центре внимания - написание;

    направленные на развитие речи, в центре внимания - значение слова
    (синонимы, антонимы).

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми гласными на уроке могут быть использованы:

Метод графических, звуковых ассоциаций ;

Занимательные риф мовки

Групповая форма работы со словарями;

Лек сико-орфографические упражнения ;

Послоговое орфо графическое проговаривание ;

Группировка по орфографическо му признаку ;

- подбор однокоренных слов и форм ;

Запись слов по алфавиту; подбор слов с иноязычными элементами;

Подбор синонимов, антонимов;

Вы борочный ответ;

Письменный пересказ текста с исполь зованием данных слов;

Выборочное списывание;

Сочинение по опорным словам.

Третий этап контрольный.

Учащиеся пишут диктанты, тестовые работы, выполняют творческие задания.

Мы уверены, что целенаправленная, систематиче ская, умело организованная поиско вая деятельность повышает орфогра фическую грамотность учащихся, способствует развитию интереса к урокам русского языка, углублению знаний о языке, обеспечивает разви тие творческих способностей , учит создавать собственные вы сказывания учащимися.

Компьютер существенно изменяет методы учебной работы благодаря то му, что имеет возможность показать явления в их развитии, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Компьютер все шире используется в начальной школе на уроках обучения грамоте, математики, русского языка, литературы.

Мы, в своей работе используем различные компьютерные программы (управляющие и диагностирующие, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы). Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в про цесс обучения. Например, на уроке русского языка при изучении новой те мы мы используем такие задания-тесты, где часть объяснения учителя заменя ет компьютер, он же исправляет ошиб ки и дает подсказки (серия «Компью терное обучение. Семейный настав ник. Русский язык, 3 класс»). Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дис плея красочные, динамичные иллюст рации к излагаемому учителем матери алу.

Чаще используем компьютер как:

а) средство организации контроля усвоения учебного материала, получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

б) электронную доску при повторении, объяснении нового материала, закреплении.

К сожалению, нет возможности использовать компьютер как индивидуальное средство обучения. Но с оптимизмом думаю, что скоро мои мечты воплотятся в жизнь.

Много различных заданий к урокам составляю в программе Microsoft Word .,включаю в работу мультимедийные учебные приложения и «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия», осваиваю обучающие игровые приложения «Дракоша».

Приведу фрагмент урока русского языка во 2 классе.

Ход урока.

Этап урока: Словарная работа.

- Назовите слово. Запишите его. Обозначьте орфограмму. В случае за труднения можете заглянуть в « Сло варь синонимов».

Человек , который выиграл сражение . ( Победитель )

Антоним слова «мир» . ( Война )

Награда за боевые заслуги во время войны . ( Орден )

Человек , совершающий подвиг . ( Герой ) опытный воин ;

участник про шедшей войны . ( Ветеран )

    Какие слова вы записали? Что их объединяет?

    На какие две группы можно разде лить эти слова? (С безударной гласной,
    проверяемой ударением, и не проверяемой ударением.)

    Какие слова вызвали затруднения в написании?

    Как убедиться, что слово записано верно? (Подобрать проверочное слово
    или воспользоваться «Орфографиче ским словарем».)

    Проверьте, верно ли вы выполнили задание. (Ученик отвечает на оценку.)

    Сверьте свои записи с записью на мониторе компьютера.

Экран компьютера очень мощно притягивает внимание детей. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные пред ложения в связный рассказ. То, что му чительно долго достигается с помощью классной доски (дети в начальной шко ле пишут крайне медленно), легко вы полняется с помощью текстового редак тора Word . Примеры подобных заданий:

1 . Ты - редактор .

Замени выделенные существительные мес тоимениями .

Лиса.

Про лису дурная слава ходит , будто лиса кур таскает . Но на деле редко лисе это удается . Ча ще всего лиса охотится за мышками . У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

1 2 3 4



Дети видят задание на экране компьютера, рассуждают и записывают в тетрадях только цифры в нужном порядке.



Компьютер я использую также в своей методической работе. Таким образом, компьютер стал для меня незаменимым помощником.

При очевидных успехах в работе я сталкиваюсь и с трудностями. Это, в первую очередь, недостаточная освещенность в научно- педагогической литературе опыта обучения с использованием компьютерных технологий, а во-вторых-недостаточное финансирование данного вопроса.

Современный человек уже вряд ли сможет обойтись без всемирной сети Интернет.

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, «обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.

Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения в СССР и вышел на мировую, международную арену, став языком самой передовой марксистско-ленинской науки, языком высокогуманной культуры и искусства.

Одна из важнейших задач методики русского языка - определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка„ воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно; точно и выразительно передавать собственные мысли, знания,- чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения,; развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических,; орфоэпических умений и навыков учащихся.

а) в развитии устной и письменной речи учащихся - в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;

б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;

в) в изучении литературной нормы - орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;

г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;

д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.

Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе в одном предмете «русский язык». Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов, являющаяся государственным документом, определяющим содержание и объем учебного предмета, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по этому предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Современная программа состоит из вводной объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами «Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание» и списками произведений для заучивания наизусть. В программе также определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по изучаемым темам.

Особенности программных требований по каждому из разделов подробнее разъяснены в соответствующих разделах данного учебного пособия.

Методологической основой методики обучения русскому языку является марксистско-ленинская теория познания (гносеология).

Практическая цель методики - обеспечить для всех школьников наиболее полное, всестороннее овладение богатствами языка. При этом нельзя забывать, во-первых, что язык - важнейшее средство общения между людьми (коммуникации). Без языка невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, и задача школы - сделать его (язык) наиболее совершенным, тонким орудием общения. Во-вторых, язык есть средство рационального, логического познания; именно в языковых единицах и формах осуществляется обобщение в процессе познания, абстрагирование, связывание понятий в суждениях и умозаключениях. Язык, речь неразрывно связаны с мышлением: «в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем»1. Овладевая языком, развивая свою речь, школьник тем самым развивает свои мыслительные способности.

Методическая наука должна обеспечить такие пути обучения в школе, которые гарантируют высокое речевое развитие будущих граждан социалистического общества, а также понимание общественной роли всестороннего овладения языком. Значит, развитие речи - важнейшая задача школы. Это во-первых. Во-вторых, речь не может развиваться в отрыве от мышления, она должна быть Содержательной и опираться на весь процесс познания реального мира. Методика, не обеспечивающая указанных задач, не может быть признана удовлетворительной.

Марксистско-ленинская гносеология учит, что практика - это источник и двигатель человеческого познания, она же - критерий истины и в конечном итоге венец познания, его цель.

От наблюдений над языком, над его жизнью через аналитико-синтетическую работу - к обобщениям, к теоретическим определениям и системам, к правилам, на их основе вновь к практике живого речевого общения в устной и письменной форме, к правильному письму, к правильному произношению. К этому третьему этапу школьник приходит обогащенным и в практическом, и в теоретическом планах. Он сознательно применяет те образцы языка, которые подвергались наблюдению, и те правила, которые были им самим выведены и усвоены в плане теоретическом. Таков путь работы школьников над родным языком в школе. Он отвечает не только закономерностям человеческого познания истины, но и задачам современной дидактики. Это путь исследований и открытий. Такова направленность современной методики русского языка.

Методика опирается не только на марксистско-ленинскую теорию познания, но и на ряд других, смежных наук. Так, она стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. Ее цель, как и педагогики в целом,- руководство духовным и физическим развитием человека и подготовка его к жизни и труду в обществе.

В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Русский язык как предмет школьного изучения требует своеобразной, специфической интерпретации этих принципов.

Так, принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, устное выражение мыслей, письмо, чтение, а также постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Задачей речевого развития определено такое построение программы по русскому языку, где во всех разделах введено развитие речи, например: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Принцип наглядности на уроках русского языка - это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диаи кинофильмов, но и «языковая наглядность», которая состоит в наблюдениях над живым языком, над речью, в опоре на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной «наглядный» материал на уроках русского языка - это сам русский язык, в его лучших образцах,- это произведения лучших писателей, это фольклор, а также и образцы собственной детской речи.

Применение принципов дидактики к методике русского языка будет раскрыто в последующих главах данного учебного пособия, в связи с рассмотрением отдельных видов учебного труда, учителя и учащихся.

Методика изучает обе стороны процесса обучения, методику интересует, с одной стороны, какие методы обучения выбирает учитель, почему их выбирает, как организует работу учащихся, как помогает им в процессе работы, как проверяет усвоение, и, с другой стороны, как воспринимают учащиеся материал, как они работают, как работает их мысль, в чем они затрудняются, какие допускают ошибки и почему и т. д., что им интересно, а что - нет, каков уровень, объем и характер их знаний, умений и навыков.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией, в частности психологией возрастной и педагогической. Без знания того, как протекают психические процессы у человека вообще и у ребенка определенного возраста в частности, невозможно успешное обучение и развитие речи учащихся.

Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала: так, на основе новых психологических данных стало возможно раннее введение грамматических абстракций в начальных классах.

Учителю необходимо знать, как порождается речевое высказывание, как происходит восприятие речи, из каких элементов складывается процесс чтения, как у ребенка формируются понятия, какова роль речи в развитии мышления, как вырабатывается навык письма и, в частности, орфографический навык и т. п. Психология дает методике данные, например, о процессах овладения речью (Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958) , об усвоении грамматики(Жуиков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах, М., 1964) , орфографии (Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966) , чтения (Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953).

Все отчетливее вырисовываются связи методики обучения русскому языку с молодой наукой - психолингвистикой, которая находится на стыке психологии и языкознания. Она дает методике данные о речи как о деятельности - о мотивах, ее вызывающих, о факторах, определяющих вариантность высказываний, о ступенях порождения высказываний, о механизмах «приема речевых сигналов», об эффективности речевых воздействий в индивидуальном общении и в массовой коммуникации и мн. др. Эти данные очень важны для решения вопросов методики, особенно методики развития связной речи.

Поскольку методика русского языка призвана обеспечить овладение русским языком в практическом и отчасти в теоретическом планах, то естественно, что важнейшей основой методики являются науки лингвистического цикла: фонетика и фонология, лексикология с фразеологией, словообразование и этимология, грамматика - морфология и синтаксис, стилистика, а также орфоэпия, графика и орфография.

Фонетика и фонология во взаимодействии с графикой служат основой в разработке методики обучения грамоте, в формировании элементарного умения читать. Невозможно переоценить их важность и в овладении орфографией, таких труднейших тем, как правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце и в середине слова и т. п. На теорию графики опирается также методика чистописании (каллиграфия).

Знание лексикологии необходимо для правильной организации словарной работы в школе: разнообразных упражнений с синонимами, антонимами, с тематическими группами слов, в работе над многозначностью слов, над их смысловыми оттенками, эмоциональными окрасками и пр.

Как известно, в школе уделяется огромное внимание изучению состава слов и их образованию. Быстрота и легкость ориентировки в происхождении слов, в их родственных связях обеспечивают не только развитие мысли, но и орфографическую грамотность. Этот вид деятельности учащихся обеспечивается такими лингвистическими науками, как словообразование, этимология, грамматика.

Морфология и синтаксис, как языковедческие науки, помогают правильно организовать формирование языковых абстракций, представлений о структуре языка, о его системе, использовать грамматические сведения для решения вопросов правописания. Без знания грамматики невозможно сформировать у учащихся умения и навыки в области орфографии и пунктуации.

Грамматика важна также и в развитии речи, так как обеспечивает правильное образование форм слов, правильные связи между словами в словосочетании и правильное построение предложений.

В последние годы методика русского языка все больше и больше опирается и на стилистику, особенно в решении таких вопросов, как целесообразность выбора тех или иных слов, их форм, синтаксических конструкций в связной речи; в упражнениях по лексике; в разграничении языка устно-разговорного и письменно-книжного, «делового» и художественного; в анализе, усвоении и использовании изобразительных средств языка художественных произведений и т. п.

Развитие методики правописания не может не учитывать теории русской орфографии, В общем, методика русского языка своими корнями уходит в лингвистические науки. Недаром прежде (и теперь иногда) методику относили к числу прикладных лингвистических наук. Изучение истории методики русского языка в школьной практике доказывает неопровержимо, что игнорирование законов языка не раз уже приводило методику к существенным ошибкам, чреватым тяжелыми последствиями (например, ориентировка на зрительный фактор и на списывание в обучении орфографии; отказ от систематических знаний по грамматике в комплексных программах 20-х годов).

Методика чтения опирается также на теорию литературы: ведь учащиеся анализируют художественное произведение, и хотя эта работа протекает только практически, без сообщения учащимся теоретических сведений по литературоведению, но в методике нельзя не учитывать закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, его композиция, жанр, изобразительные средства языка.

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку , раскрывающую характеристику и место учебного предметав базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность

(приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный подготовительный; букварный – основной, послебукварный -завершающий. Последовательность работы, характер упражнений накаждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому

языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса,

пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над

группами букв в порядке усложнения их начертания. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Виды речевой деятельности

(135-130 час)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышцпальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо . Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста . Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

(135-130 час)

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

(105-110 час)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того жеслова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

(160-170 час)

Имя существительное . Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний . Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь,нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь) . Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин ).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных,

кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц ).

Местоимение . Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонениеличных местоимений . Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в на-

стоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь ). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и IIспряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте,

употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).