Упражнения по синтаксису для старших классов. Способы образования слов в русском языке. Тренировочные упражнения по синтаксису русского языка

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Предлагаемый сборник упражнений представляет собой учебное пособие для индивидуальной работы студентов-филологов (аудиторной и внеаудиторной), а также учителей-словесников, работающих над повышением своей квалификации. Его упражнения-программы могут быть использованы как тренировочные при усвоении и отработке навыков грамматического анализа текста, а также как проверочные при проведении контрольных работ (в этом случае раздел «Ключ» изолируется).

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
ТИПЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И СВЯЗИ СЛОВ
Упражнение 1
Задание. Определите тип выделенных словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова и укажите тип связи слов в этих словосочетаниях.

Ответы. I. 1. Глагольное словосочетание. 2. Словосочетание с именем существительным в роли главного слова. 3. Словосочетание с именем прилагательным в роли главного слова. 4. Словосочетание с числительным в роли главного слова. 5. Словосочетание с местоимением в роли главного слова. 6. Наречное словосочетание. II. 1. Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

Текст 1
1. Наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. (Павл.) 2. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. (Павл.) 3. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. (Стан.) 4. Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. (Дюма)

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
I. Словосочетание
Типы словосочетаний и связи слов
Грамматические средства связи между словами
II. Главные члены предложения
Подлежащее
Сказуемое и его виды
Определение структуры сказуемого
III. Второстепенные члены предложения
Отграничение сказуемого от других членов предложения
Дополнение
Приложение
IV. Односоставные предложения
Односоставные личные предложения
Отграничение безличных предложений от предложений личных
Безличные предложения
Определение структуры глаголов, употребляющихся в качестве главного члена безличных предложений
Отграничение безличных предложений от предложений инфинитивных
Отграничение номинативных предложений от конструкций, по форме совпадающих с номинативными предложениями
Определение видов односоставных предложений и отграничение их от предложений двусоставных
V. Неполные предложения
Отграничение полных предложений от предложений неполных
VI. Обособленные члены предложения
VII. Обращение
VIII. Вводные слова
Вводные и вставные конструкции
IX. Сравнительные обороты
Отграничение сравнительных оборотов от сходных с ними грамматических конструкций
X. Разграничение простых предложений с однородными главными членами и сложных предложений
XI. Сложносочиненное предложение
ХII. Сложноподчиненное предложение
Определение типа сложноподчиненного предложения и вида придаточных предложений. Союзы и союзные слова
XIII. Бессоюзное сложное предложение
XIV. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Определение видов подчинения придаточных предложений главному
Список условных сокращений
Ключ (цифровые ответы к текстам).

Транскрипт

1 Упражнения на тему «Синтаксис и пунктуация» Упражнение 1. Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях. 1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели 2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня 3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос 4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок 5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои. Упражнение 2. Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки 1 / 9

2 препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания. Упражнение 3. Из данных слов составьте предложения, запишите их. 1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали. 2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым. 3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных. Упражнение 4. Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам. 1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки. 2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение. 3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки. С.Аксакову) (По 2 / 9

3 Упражнение 5. Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. (По И.Тургеневу) Упражнение 6. Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком. Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли. (По К.Паустовскому) Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова. Упражнение 7. 3 / 9

4 Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте. У леса на опушк_ Жила Зима в избушк_ Она снежки солила В берёзовой кадушк_ Она сучила пряжу Она тк_ла х_лсты К_вала ледяные Над реками мосты. Ходила на охоту Гр_нила серебро С_жала тонкий м_сяц В хрустальное в_дро Деревьям шубы шила Торила санный путь А после в лес спешила В избушке отдохнуть. (В.Островой) Упражнение 8. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы. Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались. 4 / 9

5 Упражнение 9. (Л. Толстой). Расставьте недостающие знаки препинания. Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет. Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад. Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова. Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории. Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться. С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те. 5 / 9

6 Упражнение 10. (А. Стругацкий, Б. Стругацкий) Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях. 1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник. Тест по теме «Синтаксис и пунктуация» 1. Укажите правильное утверждение: 1) Предложение это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка. 2) Каждое предложение имеет грамматическую основу. 3) Грамматическая основа предложения это сказуемое. 4) Подлежащее не зависит от сказуемого. 2. Найдите пример, который не является словосочетанием. 1) нашел под кусточком 6 / 9

7 2) нашел и собрал 3) собрал корзинку 4) корзину грибов 3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым: 1) Наивысшая вершина Карпат Говерла. 2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами. 3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных. 4) В Карпатах много редких растений. 4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены): 1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом. 2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море. 3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе. 4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи. 5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены): 1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов. 2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды. 3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал. 4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки. 7 / 9

8 6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены): 1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя. 2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать. 3) Не кидай хлеб он святой. 4) Ну вот мы и дома Кузька. 7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены): 1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу. 2) Когда-то тут росли высокие густые травы. 3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней. 4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение. 8. Укажите сложные предложения: 1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел. 2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет. 3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше. 4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки. 9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания: 1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними. 2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками. 3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается. 8 / 9

9 4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают. 10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены): 1) Михаил сказал что людей там очень много. 2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец. 3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание. 4) Котик братец помоги говорит Волк. Ответы: 9 / 9


Итоговые проверочные работы по русскому языку в 4 классе Итоговые проверочные работы_4 класс Автор: Соловейчик Наталья Владимировна, учитель начальных классов ОУ: ГБОУ «Школа 2089» г. Москва Вариант 1

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок». Программное содержание. 1. Продолжать учить детей словоизменению. 2. Совершенствовать навык чтения. 3. Продолжать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5 «Весна пришла» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Фамилия, имя школа, класс Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Птенцы Это было в станице весной. Ярко светило

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Весна" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 «Весна» Цель: уточнить представления детей о признаках весны. Задачи: Образовательная: учить ориентироваться в схеме, составлять

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ «ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ».

Познавательно-речевое развитие у детей второй младшей группы МДОУ 22 «Пташка» Воспитатель. Силаева Надежда Алексеевна. Конспект НОД во второй младшей группе. «Встречаем весну» Цель: Познакомить детей с

Сценарий праздника-викторины «Зимняя сказка» Открывается занавес. За накрытым столом сидит бабушка-сказительница. Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, мои хорошие! Сколько вас собралось! Я так рада

Сценарий развлечения «Наша планета Земля» для детей старшей и подготовительной группы подготовила музыкальный руководитель Потапова Т.Ф. 12 апреля 2015г Ведущий: Наша планета Земля очень щедра и богата.

Контрольный диктант урок 46 задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; проверить умение записывать текст, используя изученные правила письма, проверять написанное, выполнять грамматические

Контрольная работа 1 по повторению изученного в 1 классе. сентябрь УМК «Школа России» 2 класс Русский язык Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями

Сложноподчинённое предложение Схема: главная часть () придаточное предложение средства подчинения союзы не падает логическое ударение, служебные слова Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как.

У р о к 7. ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ Цели: познакомить учащихся с признаками живой и неживой природы; учить различать объекты живой и неживой природы; учить выделять из объектов неживой природы изделия человека;

Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте) Провела: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 97 комбинированного вида» г.о.саранск Батина Т.Н. Цель:

Занятие «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний ПДД, повторение основных цветов, беседа о лесных животных, их повадках зимой, развитие умения изготовления аппликации из ваты. Ход занятия: В

Подсадная Галина Анатольевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 35 «Родничок» г. Губкин, Белгородская область КОНСПЕКТ НОД «СЛЕДОПЫТЫ» Аннотация: в данной статье автором представлен конспект непосредственно образовательной

Боится кошки Живѐт в норке Любит корки (мышь) 5 Хвост пушистый, мех золотистый В лесу живѐт, в деревне кур крадѐт (лиса) 6 Снег на полях, лѐд на реках Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) 7 На потолке

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад 5 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» 662610,

Развлечение ко дню знаний о лесе в средней группе «Удивительный лес» Воспитатель: Снастева М.Ю. Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и

Животный мир родного края Группа «Алые паруса» Воспитатели: Авершина Е.С. Коровкина Л.В. Задачи: дополнить и закрепить знания детей о животных; учить задавать вопросы и находить на них ответы, путем рассуждений

1. -Ребята, какой сегодня день недели? Месяц? Дети в зависимости от даты называют число, месяц. а) - А сейчас давайте отгадаем загадки про времена года. - Снег на полях, Дети: Дети: Лёд на реках, Вьюга

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 23 г. Липецка Конспект по непосредственной образовательной деятельности на тему: «Грибы» Воспитатель: Морозова Н.И.

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка» Цель. Закрепление навыков аппликации нетрадиционным способом в технике «обрывания». Образовательные задачи: Обобщение,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Экологический праздник в старшей группе «Весна» Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля. Задачи: формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения

Цель: Развитие связной речи. Задачи: Составлять короткий связный рассказ о птицах, опираясь на схему. Закрепить произношение звука (с). Развивать мышление, память, внимание, связную речь, мелкую моторику

Занятие по развитию речи. Тема. Зима. Программное содержание. Расширение объема словаря, подбор однокоренных слов, закрепление грамматических навыков; составление рассказа по картинке. Содержание занятия.

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга Конспект открытого урока по предмету «Альтернативное чтение» на тему: Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».

ВЕДУЩИЙ Дети забегают в зал, становятся вокруг елки. С Новым годом! С Новым годом! С елкой, песней, хороводом! С новыми игрушками, С бусами, хлопушками! Всех гостей мы поздравляем, Всем детишкам мы желаем

ЧАСТЬ 1. Комплексная работа 1) Прочитай текст. На одном бревне Николай Сладков Весной вышла речка из берегов. Оказались лиса и заяц на острове. А вода всё прибывает, вот-вот остров затопит. Плывёт мимо

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказочное путешествие» по ФГОС Автор воспитатель МБДОУ «ДС 6» Крючкова И.В. Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия

Стартовая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает 14 заданий. Ответы к заданиям записываются

КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ РУССКИЙ ЯЗЫК К УМК В.П. КАНАКИНОЙ, В.Г. ГОРЕЦКОГО 2 КЛАСС УРОК 10 14.09 (входящий) Цель: проверить сформированность навыков письма и правописания за 1 класс У Веры жил

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 1 класса Гроза У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Там много грибов. Вот туча закрыла небо. Началась

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 Сценарий утренника посвящённого встрече осени в старшей группе «А» «Осень в гости приглашаем»

ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат 2» Новогодний утренник в детском саду на тему: «Игрушки на ѐлке». Воспитатели: (дошкольное отделение) Колмакова Ирина Сергеевна Арестова

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2015 Формат текста: Стан. Ю.Ю. Комплексная мониторинговая работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 СЛОН В далёкой жаркой стране

Старшая группа 5 НОД по ФЭМП. Воспитатель Саушкина Ирина Евгеньевна Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП Задачи: Образовательные: Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, закрепить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кто весну открывает» Младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 3 «Теремок» Конспект образовательной деятельности «В ЛЕСУ» СРЕДНЯЯ ГРУППА Подготовил: Вершинина Н.А., воспитатель

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РАЗНОЦВЕТИЯ» Цель: Формирование грамматического строя речи. Задачи: - учить составлять

РЕБЁНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ УЧИМ Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Теремок» г.велижа Сценарий новогоднего праздника во 2 младшей группе Подготовили: Воспитатели 2 младшей группы, Музыкальный

Входной диктант. 07.09 На реке. Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку.мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать. 1)Заменить одну букву другой так,чтобы получилось новое слово.(палка,

ВАРИАНТ 1 1 Определи тип данного текста. Выбери и отметь верный ответ. Вылез ёжик из своей норки и стал чиститься. Он тёрся о куст и веточки. Потом облизал себя язычком и побежал пищу искать. рассуждение

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области Познавательное развитие Тема: «Весна. Перелѐтные птицы». Воспитатель: Мартынова Зинаида Павловна. Задачи: Закрепить знания признаков

Государственное казенное образовательное учреждение 25 VI вида Урок коррекции. 2 класс. Весна. Весенние изменения в природе. Выделение в тексте существенного, главного. Установление причинно-следственных

Цель: создание условий для сенсорного развития детей. Задачи: Образовательные: дать возможность применить полученные знания о геометрических фигурах и их величинах; закрепить умения сравнивать предметы

Конспект открытого урока по математике 1 класс Числа от 1 до 10. Закрепление Конспект урока по математике 1 класс Числа от 1 до 10. Закрепление (по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова и др.) Описание: урок-путешествие

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

МКОУ «КНОШ» Подготовила воспитатель ОДО: Никитина О.Ю. Тема: «Зимняя сказка» Цель: Развивать умения поддерживать попытки выражать в элементарных эстетических суждениях свои впечатления и отношение к характеру

Азвитие речи «шяг вя шагом» Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь 1 БРИЗ Творческий Центр Москва 2009 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Покажи, кто режет, кто варит, кто несет, кто читает, кто моет,

ПОНЕДЕЛЬНИК 1. Чтение 1.Прочитай. Спиши предложения. Проверь. 2. Русский язык Выдели гласные буквы. Поставь ударения в словах. Тут растут осинки и кусты. У сосны нора лисы. У Коли кисти и краски. Он раскрасил

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Программное

Организованная образовательная деятельность на тему «Что такое лес?» с использованием фланелеграфа. Конспект открытого занятия для детей старшей группы Воспитатель: Абаджян Л.А. Дата проведения: 09.10.2014

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» «Все рады весне» (экологическая развивающая ситуация в средней группе) Конспект открытого занятия Воспитатель: Баранникова Надежда Александровна г. Уварово, 2013г. Цель: систематизация

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 1224 Физкультурный досуг в средней

Главные члены предложения

1.Подчеркните грамматические основы во всех предложениях. После каждого сложного предложения цифрой укажите количество частей в его составе. Укажите вид сказуемых. Расставьте недостающие знаки препинания.

Простившись со старушкой Элиза пошла к устью реки впадавшей в открытое море. И вот молодая девушка увидела прекрасное безбрежное море но не видно было на нем ни одного паруса не было и лодочки на которой она могла бы пуститься в дальнейший путь. Берег был усыпан камешками. Море выбросило их на сушу и так отшлифовало что они сделались совсем круглыми. Да и остальные выброшенные морем предметы тоже носили на себе следы морских волн а ведь вода была мягче нежных рук девушки.

(Х.К. Андерсен)

Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Все ли они обособляются?

2.

Дядька мой работал сторожем картофельного склада на станции Томилино под Москвой. По своей картофельной должности держал он много собак. Порой на складе собиралось пять-шесть псов, и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. ...Весной и летом я жил неподалеку от Томилина на дачном садовом участке. Участок этот был маленький и пустой, росли две елки, под которыми стоял сарай и самовар на пеньке. Аким Ильич часто наезжал ко мне в гости и всегда привозил картошки, которая всегда к весне обрастала белыми усиками. Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Почему-то на мешке было написано: «Пичугин».

(Ю.Коваль)

3.Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых.

Тузик был велик и черен. Усат, броваст, бородат. В этих зарослях горели два желтых неугасимых глаза и зияла вечно разинутая, мокрая, клыкастая пасть. Наводить ужас на людей – вот было главное его занятие.
Наевшись картошки, Тузик ложился у калитки, подстерегая случайных прохожих. Издали заприметив прохожего, он таился в одуванчиках и в нужный момент выскакивал с чудовищным ревом. Когда же участник дачного кооператива впадал в столбняк, Тузик радостно валился на землю и смеялся до слез, катаясь на спине.

(Ю.Коваль)

Обведите кружком запятые, которыми выделены деепричастные обороты.
и в 3-м предложении?

Односоставные предложения

4.Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений.
Объясните расстановку знаков препинания.

Мишель пробирался от заставы к Разводной площади.
Бледный, заспанный, он въехал через заставу в восемь часов. Не совсем рассвело, утро было сумрачное. Он проехал мимо пригородных лавок, с любопытством заглядывая в окна. В окнах еще горели свечи; в одной лавке копошился у конторки толстый чухонец в очках: что-то записывал, припоминал, почесывал нос.
Мишель заглядывал в окна с неясной тревогой...
Все стояло на месте. Лавки открывались. По улицам шли редкие прохожие, улицы были тихи и темны. Так он проехал пустую Театральную площадь. В будке, мимо которой он проезжал, спал старый будочник, прислонив к стене свою алебарду. ...Уже рассвело, но народа на улицах почти не было.

(Ю.Тынянов)

5.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых.
Обозначьте буквами
пр или д причастия и деепричастия, подчеркните их как члены предложения.
Определите тип односоставных предложений.

Старые осипшие часы висевшие у дверей младшей спальной, гулко пробили пять раз. Под серо-сизым казенным одеялом задвигался дядька Лаврентий.
Затем он идет в умывалку; это темноватая, холодная комната, посреди которой стоит огромный из красной меди умывальный чан. Дно его усеяно рядом медных стержней. Человек двенадцать могут умыва_ся одновременно, но пока – дядька один.
Умывается Лаврентий медленно, с наслаждением, фыркая, как опившийся кот. После умывания он подходит к одной из длиннейших скамей, тянущ_ся вдоль стен умывалки, и начинает чистить себе сапоги. Эти скамьи уставлены громадными чашками с жидкой ваксой; масса щеток, больших и малых, разбросана по ним.
Вычистив себе сапоги, дядька окончательно приводит в порядок свой туалет – расчесывает брови, протирает очки и поворачивает перед зеркалом из стороны в сторону голову.
Скоро уже шесть. Скоро звонить. Мельком взглядывает Лаврентий на казенный градусник. Давным-давно, с самого основания пансиона, повесили его у косяка двери, и с тех пор невозмутимо добросовестно и в зиму и в лето показывает градусник четырнадцать, как бы температура н_ менялась.
Новый год по неокрепшей традиции встречали всей школой. В большой спальне днем были убраны койки, поставлены столы и скамейки. Вечером в одиннадцать с половиной часов все отделения под руководством классных надзирателей поднялись наверх в спальню.
На столах, покрытых белыми скатертями, уже стояли яства: яблочная шарлотка, бутерброды с колбасой и клюквенный морс, которым изобретательный Викниксор заменил новогоднее шампанское.
Отделения разместились за четырьмя столами. Дежурные разлили по кружкам «шампанское-морс» и уселись сами. Скромное угощение казалось изголодавшимся шкидцам настоящим пиром.
В час ночи банкет закрылся. Вмиг были убраны столы, расставлены кровати, и шкидцы стали укладываться спать.

(Н.Крашенинников)

6.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений.

На Птич_м рынке за три рубля купил я себе клеста. Это был клест-сосновик, с перьями кирпичного и клюкв_ного цвета, с клювом, скрещен_м как два кривых кост_ных ножа. Лапы у него были белые. Таких птиц называют «сиделый».
Над Птич_м рынком ст_лился морозный пар и пахло керосином. Это продавцы тропических рыбок обогревали аквариумы и банки керосиновыми лампами.
Дома я поставил клетку на окно, чтобы клест мог поглядеть на улицу, на мокрые крыши сокольнических домов и серые стены мельничного комбината.
Клест сидел на своей жердочке торжеств_но и гордо, как командир на коне. Надо было придумать имя клесту. Мне хотелось, чтобы в имени был отмечен и его командирский нрав, и красный цвет оперения. Нашлось только одно слово – клюква .Клюква – подходящее слово. Жаль только, что нет в клюкве ничего командирского. Я долго прикид_вал так и эдак и назвал клеста Капитан Клюквин.

(Ю.Коваль)

Как вы думаете, почему не надо ставить запятую перед союзом и в 5-м предложении?

7.Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите односоставные предложения и укажите их вид.

Было у меня еще одно важное занятие, которое, правда, не поощрялось. Я делал свечи. Вытапл_ваю в большой жест_ной миске стеарин из каких-то спрессов_ных вместе с проволокою пластин и разл_ваю его по сделан_м из плотной бумаги трубочкам разного д_аметра с натянут_м внутри фитилем. Ювелирная точность: фитиль должен идти строго по центру буд_щей свечи. Оказалось, что это очень трудно.
Хлеб тоже пекли сами. По карточкам его давали раз в неделю, а то и реже, в остальные дни отовар_вали пшеном, шрапнелью, полбой. Хлеб пекся бабкой в русской печи. ... Наш хлеб был мягким неделю. Егорычев рассказал, как булочник Филиппов проверял работу своих пекарей: пост_лал салфетку и садился на булку или калач. Если изделие потом прин_мало прежн_ю форму – значит хлеб хорош. Антону сильно захотелось сесть на теплый кар_вай, но бабка сказала: «Кощунство!».

(А.Чудаков)

8.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, исправьте орфографические ошибки. Найдите односоставные предложения, определите их тип.

Корней Иванович был горячим телефон_ненавистником. Им владела во все времена его жизни наст_ящая телефонофобия. Представить себе его спокойно беседующ_м с кем нибудь по телефону как любил он беседовать с людьми бок о бок не мыслимо. Он до такой степени не выносил этот способ общения что не редко ставил в тупик тех кто звонил ему возьмет тру_ку скаж_т несколько слов вдруг полож_т ее на рычаг без всякой заключительной фразы не попрощавшись остав_в в своем собеседнике полную увере_ость бу_то внезапно оборвалась телефо_ая связь. В Ленинграде например зайдя однажды за книгой в его к_бинет я услыхала что в письмен_м столе что то булька_т. Он сидит и пиш_т а в ящике булька_т. Прислушалась не сомне_о человеческий голос. Оказывае_ся Корней Иванович снял тру_ку поздоровался но находясь на разгоне работы говорить не мог он засунул трубку в ящик стола чтобы голоса не было слышно и продолжал писать. Изредк_ он вын_мал тру_ку от туда произносил об_льстительным голосом
Чудесно! Я с вами соверше_о согласен! и снов_ упрятывал чужой голос в ящик по глубже.
Вскоре мы перенесли телефон в другую комнату и стали подходить сами стараясь оберечь его от звонков.

(Л.Чуковская)

Подчеркните сказуемые в выделенных предложениях. Заключите в рамку вводные слова.

9.Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите неполные предложения; определите вид односоставных предложений.

Вот по Большой Дороге мы возвращаемся с ним вместе со станци_. Ходили (в)двоем на почту. Мороз градусов 30. По об_им сторонам пустые дачи стреляющие промерзшими досками; завале_ые снегом клумбы; утонувшие в снегу колья заборов. Снега снега по обочинам Большой Дороги (по)средине бежит св_ркая слюд_ным блеском твердый наката_ый санями утопта_ый лошадиными к_пытами бесконечный путь. Мороз (не)зримой плотиной в воздухе.Почему этот снег называется белый, когда на самом деле он синий розовый цветной искрящийся? Но сегодня мне и снег не в радость. Я стыну. Замерзли губы брови лоб. Даже зубы. А ноги? – Ног у меня просто нет. А ему мороз нипочем. Для него и сейчас жара. Пальто ра_пахнуто руки без перчаток уши барашковой шапки развязаны. Я укута_ая плачу от холода. Меня проб_ра_ет дрожь словно я н_ в шубе н_ в капоре н_ в платке н_ в гамашах а в летнем платьишке. Плачу сначал_ потихоньку потом все громче и громче и от г_рячих слез мне станови_ся еще холоднее. Он берет меня на руки стягивает с меня промер_шие боты засовывает боты в один свой карман обе мои ноги в другой и опускает туда свою горячую руку.
Тесно. Счастливая теснота.

(Л.Чуковская)

Объясните, почему между однородными членами стоит точка с запятой;
зачем автор поставил числительное 30 после слова градусов.

10.Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы в выделенных предложениях. Есть ли в тексте односоставные предложения?

Втроем пройдя по полупротоптанной тропинке, мы вскоре свернули через пушистый снег к проезжей дороге и двинулись окружным путем по направлению так называемой Песчанки, откуда можно было пройти к станции, минуя село Рождествено. Меж тем солнце село, и очень скоро стало совсем темно. Братец стал жаловаться, что продрог и устал, и я помог ему сесть верхом на дога, единственного члена экспедиции, который был по-прежнему весел. Брат в совершенном молчании все сваливался со своего неудобного коня, и, как в страшной сказке, лунный свет пересекался черными тенями придорожных гигантов-деревьев. Вдруг нас нагнал слуга с фонарем, посадил на дровни и повез домой.

(В.Набоков)

11. Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений. Восстановите правильный порядок предложений.

Однажды они сидели на берегу реки и варили уху.
Он показывал рукой на то место, где его подобрали. А этот, с яблоками в кармане, не двигался. Тот, что лает по-собачьи, размахивал руками и кричал. Потом он достал из сумки много яблок.
Я отошел от них, не люблю того места.
Сейчас-то уж яблок нигде не найти.

(По Ю.Ковалю)

Однородные члены предложения

12.Подчеркните однородные члены предложения. В каком предложении есть авторский знак препинания?

Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала в ней никого не заметил. Были в ней только: скамья, два стула, стол и какие-то растения у окна.
Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. Нос у него был толстый, малиновый и похожий на сливу; глаза и брови – блестящие и черные. На конце носа сверкали стальные очки.
Он ушел. Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять захлопнул и начал смотреть перед собой.

(Н.Крашенинников)

13.Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения.

Есть блаженное слово – провинция, есть чудесное слово – уезд. Столицами восторгаю_ся, восхищаю_ся, гордя_ся. Умиляет душу только провинция.
Держался город на трех китах: вокзал, тюрьма, женская г_мназия... От вокзальной площади – самый вокзал, как некий форум стоял на возвышении, – причудливыми зигзагами разбегались в низ не повторимые не проходимые не пост_жимые то заходившие в тупички то друг дружку обгонявшие и пересекавшие, русские, южнорусские улицы. А на окраине города – Казенный сад, с высоким украинским тополем, а под сенью тополей выщербл_ные от времени скамейки и вырез_ные на них перочинным ножом дни, месяцы, годы, имена, инициалы и пронзенные стрелой отлюбившие перегоревшие испепеленные сердца.
Достопр_мечательностью города была, конечно, деревянная каланча. И факт остается фактом: до степей Новороссии римские легионеры так и не дошли и никаких виадуков в наследи_ грядущим векам не оставили. А уж сколько пожаров вот этими самыми ведрами потушили – и не упомнить даже. Главных улиц в Новограде две. Одна – чинная, аристократическая, для праздного гуляния и взаимного лицезрения. Другая – торговая, шумная, не сдерж_ная и, не взирая на свое обещающее наименование, без всякого даже намека на перспективу. Из окрестных деревень тянулись возы с дровами – грабом, ольхой, березою.
Въезжали во двор не маз_ные скрипучие телеги наполн_ные всяким добром, припасами и снедью. Обкладывали соломой и ставили в погреб разбухшие от рассола кадушки с кислыми яблоками, грибами, моч_ными арбузами, сливами, помидорами, кваш_ной капустой и соле_ыми огурцами. От всего этого изобилия и щедрот земных шел прелый душный и щекоч_щий об_няние запах. И ощущение уверенности незыбл_мости прочности и покоя безраздельно овл_девало душой.

(Дон-Аминадо)

Обведите кружком запятые, которыми разделены однородные определения.

14.Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.

Крышка чайника начала приподниматься и из-под нее выглянули свеженькие беленькие цветочки бузины, затем появились и длинные зеленые ветви. Они росли даже из носика чайника и скоро образовалось целое дерево; ветви доходили до самой постели и раздвинули занавески. Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени ее выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное крупными белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было – платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины.
Такое же точно большое, покрытое цветами дерево росло в углу одного бедного дворика в Новой Слободке.

(Х.К. Андерсен)

Обособленные члены предложения

15. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Обозначьте буквами
пр или д причастия и деепричастия, подчеркните их как члены предложения.

И над крючком для пальто и над клеткой для фуражки я увидел прикле_ные бумажки, на которых была напис_на моя фамилия. Раздевшись я вышел опять в коридор и оглянулся. Сердце сжалось в комочек.
Еле передвигая ноги побрел я по бесконечно длинному коридору, освещ_ному лампами привеш_ными к потолку. По дороге попались мне несколько гимназистов шедших парами; одни смеялись и не взглянули на меня; другие, поменьше, осматривали с любопытством.

(Н.Крашенинников)

Помню просторный грязный двор и низкие домики обнесе_ые забором. Двор стоял у самой реки и по веснам, когда спадала вода, он был усе_н щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набит_ю письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег и самого почтальона. Он лежал на спине, закинув руки, как будто заслонясь от солнца, еще совсем молодой, белокурый, в форменной тужурке с блестящими пуговицами: должно быть, отправляясь в свой последний рейс почтальон начистил их мелом.
Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не совсем размокли: сумка была новая, кож_ная и плотно запиралась. Каждый вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а иногда всему двору. Это было так интересно.

(В.Каверин)

Найдите все слова, содержащие корни с чередующимися гласными; объясните написание наречий.

16.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные причастные и деепричастные обороты.

На стене затянутой тисне_ым золотом с_фьяном висел большой фотографический портрет человека с артистической ш_велюрой пр_щуренными глазами подкруче_ыми усами и с л_рнетом в руках. ...Он дочитал бумагу сбросил п_нсне на черном шнурке протер утомле_ые глаза и окон(?)чательно повернувшись спиной к бюро уставился на меня н(?)чего (не)говоря. Он прямо и откр_ве_о смотрел мне в глаза внимательно изучая меня, как изучают новый только что пр_обрете_ый механизм. Стены предба_ика были обильно увеш_ны фотографиями дагерротипами и к_ртинками среди которых царствовал большой масл_ыми красками писа_ый п_ртрет предст_вительного мужчины в сюртуке с бакенбардами по моде семидесятых годов. ...Но следующая акварель пор_зила меня выше всякой меры. В бедной комнате в кресле сидел человек с дли_ейшим птич_м носом больными и встревож_ными глазами с волосами ни_падавшими прямыми прядями на изм_жде_ые щеки во фрачке син_м. Рукопись на коленях свеча в шандале на столе.

(М.Булгаков)

Найдите однородные определения. Определите значения слов сафьян, л_рнет, п_нсне, дагерротип, шандал .

17.Подчеркните грамматические основы во всех предложениях второго и третьего абзацев. Укажите вид сказуемого.
Подчеркните все обособленные определения и обстоятельства.
Выпишите слова с чередованием гласных в корне.

Он убегал далеко за правильную аллею и шел боковыми дорожками, мимо белых лиц и каменных животов, пока не сбивался с пути. Он убегал все глубже. Здесь уж была татарская дичь и глушь, новый правильный сад обрывался – начинался старый. Стволы были покрыты мхом, как пеплом; хворост лежал вокруг статуй.
Лето было удушливое; Москва, как Самарканд, сгорала от жары. Листья висели неживые, запылились. Он бродил в одной сорочке по полутемным комнатам: днем запирались ставни.
Это было похоже на болезнь; он мучился, ловил слова, приходили рифмы. Потом он читал и поражался: слова были не те. Он начинал привыкать к тому, что слова не те и что их слишком много; как бы то ни было, это были стихи, может быть, ложные.
Однажды приснились ему стихи; всю ночь продолжался бред, пламенный, тяжелый; к утру он проснулся, испуганный и удивленный, – что-то произошло, чего он не мог объяснить, что-то изменилось навеки: он помнил строку, полстиха.

(Ю.Тынянов)

18.Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните все обособленные определения и обстоятельства.

Н_ облака на туманном беловатом небе, н_ малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но не ясное солнце своротило с не высокого полдня к не далекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.
Не большой обоз тянулся по узенькой как ход крестьянских саней проселочной не торной дорожке, или, лучше сказать, следу, будто не давно проложенному по не обозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для не привычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубле_ые полушубки, тулупы и серые суко_ые зипуны, нахлобуче_ые башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запуш_ные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле и не скоро расходился, – они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто не взначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты, по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии.

(С.Аксаков)

19.Определите тип односоставных предложений. Заключите в рамку вводные слова.

Человеческий язык.
Но ведь на самом деле у людей нет общего языка.
Сейчас считае_ся, что всего их около пяти тысяч или даже больше.
Действительно, так часто говорят и пишут.
Люди говорят на разных языках, и таких языков на Земле очень много.
Но разные люди, где бы они н_ жили, все же отличаются друг от друга гораздо меньше, чем могут отлича_ся друг от друга разные языки.
Конечно, и люди в разных частях Земли не похожи друг на друга, они отличаю_ся ростом, цветом глаз, волос или кожи, наконец, обыч_ями.
Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего.

Упражнения на повторение изученного

20.Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Снеговая белая туча огромная как небо обтянула весь горизонт. Вдруг наступила ночь наступил буран со всей яростью со всеми своими ужасами. Раз_грался пустынный ветер на приволье взрыл снеговые степи как пух лебяжий вскинул их до небес. Все одел белый мрак непрон_цаемый как мрак самой темной осен_й ночи.

Сердце падает у самого неробкого человека путешественника кровь стынет останавливае_ся от страха а не от холода. Человек теряет память прису_твие духа безумеет. И вот причина гибели многих несчастных жертв. Шестеро смельчаков, или лучше сказать глупцов послуш_вшихся молодого удальца, вероятно скоро сбились с дороги выбились из сил – и все замерзли.

Какими членами предложения являются слова с союзом как ?

21.Поставьте цифру 1 над запятыми, выделяющими обособленное определение;

2 – над запятыми, выделяющими обособленное приложение;

5 – над запятыми, выделяющими вводное слово.

В каком предложении не оказалось цифр над запятыми? Почему поставлены эти запятые?

Мы – у окон детской, смотрим, что делается у нас во дворе. Вот медленно по рыхлому снегу подъезжает к нашему подъезду поместительная карета, запряженная парой старых и малоподвижных лошадей. Из кареты выбирается не спеша ее обладатель, приземистый широкоплечий господин в объемистой черного сукна шинели с большим капюшоном, в круглой шапке. Это наш годовой домашний врач Константин Игнатьевич Володьзко. В то время семья часто сговаривалась с каким-нибудь врачом, который за условленную плату был к ее всегдашним услугам в случае надобности. К.И. состоял на службе в Мариинской больнице, где имел казенную квартиру. Скорости телефонных сообщений тогда не было и в уме. Если кто-нибудь заболевал, посылали за К.И. в Мариинскую больницу прислугу на извозчике, и он приезжал в своей карете на медлительных наемных лошадях. Это была возможная наибольшая скорость. Больные, их окружающие и врач подчинялись медленному темпу тогдашней жизни. Но домашний врач появлялся в наблюдаемой им семье не только в дни болезни. Он считал своим долгом навещать ее от времени до времени, чтобы следить за здоровьем ее членов. Так и К.И. был нередким гостем в нашей семье. Он приезжал без спеха, осматривал всех нуждавшихся в его совете. А между тем в приемной накрывали чайный стол – и после осмотра К.И. еще сидел у нас за чаем. Мама вспоминала много лет спустя, что он был очень образован и разговор с ним бывал интересен. Он был, по словам мамы, умен и сердечен. И, побеседовав за чайным столом, оставив довольных его посещением людей, К.И. без нервной спешки отбывал в своей громоздкой карете.

(В.Харузина)

Выпишите по одному сказуемому каждого вида. Подчеркните сказуемые в односоставных предложениях.

22.Вставьте пропущенные буквы.

Мы переселились на Большую Ордынку, в дом Синицына, владельца водочного завода. По крайней мере склад бочек с вином помещался во флигеле, в подвалах, приходящихся под частью нашей квартиры. Дом Синицына, существующий до сих пор, построен покоем, причем одна из ножек «П» имеет пристройку под прямым углом, образующ_ опрокинутое «Г». В этом «Г» помещалась наша квартира.
Вход был со двора, мощ_ного булыжником, с дорожкой из плитняка, ведущ_ от калитки при железных с фигурной реш_ткой воротах к главному подъезду самого владельца. Наш подъезд был крыт двускатной пологой крышей, под которой была протянута полоска из железной реш_тки с золоч_ными розетками в виде украшения. Со двора надо было ступить по невысоким ступенькам на мощные гранитные плиты подъезда, а с обеих сторон его лежали две гранитные же массивные стенки, на которых так удобно и весело казалось присажива_ся нам, детям, пока открывали дверь. Это удовольствие длилось всего минуту.

(В.Харузина)

Поставьте цифры:


2 – над запятыми, выделяющими обособленные приложения;
3 – над запятыми, выделяющими уточняющие обстоятельства;
4 – над запятыми, разделяющими части сложного предложения.

23.Вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки. Подчеркните вводные слова и предложения, вставные конструкции.

Ранняя страсть к к_лекционированию привела нас, между прочим, к соб_ранию монет и камней. И ту и другую к_лекцию мы медленно пополняли на свои не большие, как я сказала уже, карманные деньги. Мы ходили от_скивать наши сокровища на Смоленский рынок и в Ряды. Помню – это было где-то в задних рядах, тесных, сырых и темных, скудно осв_щавшихся через потолок, с водосточными канавами посредине не ровно мощ_ного пола, покрытыми вдлинь досками, но, не смотря на это прикрытие, издававшими зловоние, – эти крошечные лавки, или скорее прилавки, и открытые углы, где старьевщики прод_вали все возможный мелкий хлам и лом, на который, надо диву даваться, находились, очевидно, покупатели. Помню, камни в не обработанных кусках лежали у них обыкновенно в дерюжных мешках на полу, и какое удовольствие испытывала я, запуская в такой мешок руки и вытаскивая из него кусок малахита, или ляпис-лазури, или гнездо топаза или аметиста. Походы наши сюда в эти темные мало известные закоулки давали мне всегда много радости и ож_влявшего интереса. У магазинных окон П_сажа и Кузнецкого моста я не любила останавлива_ся: магазинные выставки будили во мне скуку, тогда как весь этот хлам имел для меня притягивающую прелесть старины.

(В.Харузина)

Поставьте цифры:

1 – над запятыми, выделяющими обособленные определения;
2 – над знаками, выделяющими слова, грамматически не связанные с предложениями;
3 – над запятыми, разделяющими однородные члены;
4 – над запятыми, разделяющими части сложного предложения;
5 – над запятыми, выделяющими обособленные обстоятельства.

Выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-Залесского. (4)И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) И озеро Синевир в Карпатах. (6) Пухяярве может своей расотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жаль расставаться с Пухяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером.


Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом Люди суеверные считают, что можно «сглазить», посмотрев на кого-то и сопровождая выразительный взгляд излишней похвалой. И, глядишь, ребёнок плачет по ночам, коза убавила молока, ласковый муж вдруг начал грубить.








В каком ряду все слова числительные? 1)семь, седьмой, семилетка, семь десятых 2)два, дважды, двое, второй 3)восемь, восьмой, восьмеро, восемь целых восемь десятых 4)три, третий, тройка, тройной В каком ряду все слова являются местоимениями? 1)мне, кто, любой, второй 2)себя, моего, по-моему, прежний 3)ничего, что-либо, наш, по-нашему 4)её, всякий, самый, каждый


Местоимение разряды личныеЯ, мы; Ты, вы; Он, она, оно, они притяжательныеМой, наш; Твой, ваш; Свой; Его, её, их возвратныеСебя вопросительныеКто, что, какой, который, чей, сколько относительныеКто, что, какой, который, чей, сколько неопределённыеВопросительные + -то, -либо, -нибудь, кое- некто, нечто, некий отрицательныеВопросительные + НЕ, НИ определительныеВесь, всякий, всяк, сам, самый, каждый, иной, другой указательныеЭтот, тот, такой, таковой, таков, сей, оный, этакий, столько




В каком ряду все числительные употреблены правильно? 1)семьюдесятью шестью гектарами, у обоих студентов, работать в полутораста километрах от дома 2)у обеих подружек, довольствоваться двустами рублями, около трёхсот книг 3)более девяносто граммов, нет сорока авторучек, четверо подруг 4)40,7 процентов, тремястами книгами, более полутора стаканов


Морфология-средства связи Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? (1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво склонив голову. (3)Красивый узорчатый платок мягкими складками лежал на её плечах. (4) Коса развилась, и шёлковая лента упала к ногам красавицы. (5) Но она её не поднимала. Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? (1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво склонив голову. (3)Красивый узорчатый платок мягкими складками лежал на её плечах. (4) Коса развилась, и шёлковая лента упала к ногам красавицы. (5) Но она её не поднимала.


К каким частям речи принадлежат выделенные слова? Всё великое тяжело, поэтому трудно его удержать. Экзамен, которого мы боялись, прошёл успешно. Любила одежду цвета беж. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей. К каким частям речи принадлежат выделенные слова? Всё великое тяжело, поэтому трудно его удержать. Экзамен, которого мы боялись, прошёл успешно. Любила одежду цвета беж. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей.




Слитнораздельно Предлог сущ. ВследствиЕ НаподобиЕ Ввиду Вроде, вместо Насчёт Посредством В течениЕ В продолжениЕ В заключениЕ В отличиЕ Во избежаниЕ В отношениИ На протяжениИ Иметь в виду В виду (берега) В виде В связи с…, в силу, в целях, в свете За счёт За исключением, по причине, по случаю


Слитнораздельно Предлог деепричастие Несмотря на …, Невзирая на …, Не считая Грамматические нормы Благодаря, согласно, вопреки, навстречу дат.п. (согласно договору) Несмотря на…, невзирая на… вин.п. (несмотря на опасность) По – «после» предл. п. (по приезде из командировки)


Морфология -орфография Определите зависимость написания слова от его частеречной принадлежности. Оратор говорил проникнове(Н,НН)о и взволнова(Н,НН)о. - Мама взволнова(Н,НН)а поведением дочери. Девочка избалова(Н,НН)а, капризна. - Она избалова(Н,НН)на бабушкой. Броски увере(Н,НН)ы. - Увере(Н,НН)ы в успехе. Будучи ране(Н,НН)ым, прополз 20 километров. – Ране(Н,НН)ый, он всё-таки дошёл до своих. – Ране(Н,НН)ые бойцы находились прямо в лесу. – На кровати стонал ране(Н,НН)ый.



Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

(По С.Аксакову)

Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Упражнение 6 .

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли.
(По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
(В.Островой)

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

(Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение - это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения - это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.