Рефлекторная деятельность нервной системы. Деятельность нервной системы. Проверьте свои знания

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система

нейрон синапсов

· рецепторные , или чувствительные;

· вставочные

· эффекторные

Серое вещество

Белое вещество

В нервной системе выделяют центральную переферическую

соматическую вегетативную

симпатическую и парасимпатическую .

· 1) пусковое

· 2) сосудодвигательное

· 3) трофическое

афферентную

Рефлекс

Рефлексом

рефлекторной дугой .

· рецептор;


центральное время рефлекса .

Каждый рефлекс имеет свою локализацию

Безусловные

Условные

Рецептор и афферентный путь – воспринимает изменение окружающей среды и передает информацию в ЦНС.

Центральное звено (нервный центр - нейроны из различных отделов ЦНС) вырабатывает программу действия.

Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая. Как рефлекторный центр спинной мозг способен осуществлять сложные двигательные и вегетативные рефлексы. Афферентными - чувствительными - путями он связан с рецепторами, а эфферентными - со скелетной мускулатурой и всеми внутренними органами.

Длинными восходящими и нисходящими путями спинной мозг соединяет двусторонней связью периферию с головным мозгом. Афферентные импульсы по проводящим путям спинного мозга проводятся в головной мозг, неся ему информацию об изменениях во внешней и внутренней среде организма. По нисходящим путям импульсы от головного мозга передаются к эффекторным нейронам спинного мозга и вызывают или регулируют их деятельность.

Рефлекторная функция. Двигательные нейроны спинного мозга иннервируют все мышцы туловища, конечностей, шеи, а также дыхательные мышцы - диафрагму и межреберные мышцы.

В рогах грудного и верхних сегментах поясничного отделов спинного мозга расположены спинальные центры симпатической нервной системы, иннервирующие сердце, сосуды, потовые железы, пищеварительный тракт, скелетные мышцы, т.е. все органы и ткани организма.

В верхнем грудном сегменте, находится симпатический центр расширения зрачка, в пяти верхних грудных сегментах - сердечные центры. В крестцовом отделе спинного мозга заложены центры, иннервирующие органы малого таза (рефлекторные центры мочеиспускания, дефекации, эрекции, эякуляции).

Проводниковая функция спинного мозга. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию за счет восходящих и нисходящих путей, проходящих в белом веществе спинного мозга. Эти пути связывают отдельные сегменты спинного мозга друг с другом, а также с головным мозгом.

Спинальный шок. Перерезка или травма спинного мозга вызывает явление, получившее название - спинального шока (шок в переводе с английского означает удар). Спинальный шок выражается в резком падении возбудимости и угнетении деятельности всех рефлекторных центров спинного мозга, расположенных ниже места перерезки. Во время спинального шока раздражители, обычно вызывающие рефлексы, оказываются недействительными. После перерезки исчезают не только скелетно-моторные рефлексы, но и вегетативные. Снижается кровяное давление, отсутствуют сосудистые рефлексы, акты дефекации и микции (мочеиспускания).

Причиной спинального шока является выключение вышерасположенных отделов головного мозга, оказывающих на спинной мозг активирующее влияние.

Головной мозг.

1280-1380 гр, у новорожденных -370-400 гр. Состоит из:

Физиология мозжечка

Мозжечок не имеет прямой связи с рецепторами организма. Многочисленными путями он связан со всеми отделами центральной нервной системы. К нему направляются афферентные (чувствительные) проводящие пути, несущие импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, связок, вестибулярных ядер продолговатого мозга, подкорковых ядер и коры больших полушарий. В свою очередь мозжечок посылает импульсы ко всем отделам центральной нервной системы.

Мозжечок обеспечивает тонус и слаженную деятельность скелетных мышц, делая их четкими и плавными, сохраняя позу и равновесие тела. Мозжечок контролирует деятельность пищеварительного тракта, ССС, дыхания, терморегуляцию и обмен в-в. Рефлексы мозжечка относятся к безусловным.

Физиология среднего мозга

Средний мозг играет важную роль в регуляции мышечного тонуса и в осуществлении установочных и выпрямительных рефлексов , благодаря которым возможны стояние и ходьба. Рефлексы среднего мозга относятся к безусловным.

Ядра, находящиеся в верхних холмиках, являются первичными зрительными центрами. Они получают импульсы от сетчатки глаза и участвуют в ориентировочном рефлексе, т. е. повороте головы к свету. При этом происходит изменение ширины зрачка и кривизны хрусталика (аккомодация), способствующая ясному видению предмета.

Ядра нижних холмиков являются первичными слуховыми центрами. Они участвуют в ориентировочном рефлексе на звук - поворот головы в сторону звука. Внезапные звуковые и световые раздражения вызывают сложную реакцию настораживания, мобилизующую животное на быструю ответную реакцию.

Помимо рефлекторной, Средний мозг выполняет проводниковую функцию, импульсы от спинного мозга к коре больших полушарий, к собственным структурам и обратно.

Ретикулярная формация.

В стволе мозга - продолговатом, среднем и промежуточном мозге, между его специфическими ядрами находятся скопления нейронов с многочисленными сильно ветвящимися отростками, образующими густую сеть. Эта система нейронов получила название сетчатого образования, или ретикулярной формации. Специальные исследования показали, что все так называемые специфические пути, проводящие определенные виды чувствительности от рецепторов к чувствительным зонам коры головного мозга, дают в стволе мозга ответвления, заканчивающиеся на клетках ретикулярной формации.

От нейронов ретикулярной формации начинаются неспецифические пути. Они поднимаются вверх к коре головного мозга и подкорковым ядрам и спускаются вниз к нейронам спинного мозга.

Раздражение ретикулярной формации, не вызывая двигательного эффекта, изменяет имеющуюся деятельность, тормозя ее или усиливая.

На кору головного мозга ретикулярная формация оказывает активирующее воздействие, поддерживая состояние бодрствования и концентрируя внимание. Ретикулярная формация оказывает на кору головного мозга восходящее, генерализованное (охватывающее всю кору) активирующее влияние. По выражению И.П. Павлова, "подкорка заряжает кору". В свою очередь кора больших полушарий регулирует активность сетчатого образования.

Физиология конечного мозга

80% массы мозга большие полушария, ядра

Конечный мозг , или полушария большого мозга , достигшие своего наивысшего развития у человека, справедливо считается самым сложным и самым удивительным созданием природы.

Функции этого отдела центральной нервной системы настолько отличаются от функций ствола и спинного мозга, что они выделяются в особую главу физиологии, называемую высшей нервной деятельностью. Этот термин введен И. П. Павловым. Деятельность нервной системы, направленную на объединение и регуляцию всех органов и систем организма, И. П. Павлов назвал низшей нервной деятельностью. Под высшей нервной деятельностью он понимал поведение, деятельность, направленную на приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды, на уравновешивание с окружающей средой.

Большие достижения И. П. Павлова в области изучения функций полушарий большого мозга объясняются тем, что он доказал рефлекторную природу деятельности коры и открыл присущий только ей новый, качественно высший тип рефлексов, а именно условные рефлексы. Условные рефлексы есть те элементарные акты, те "кирпичики", из которых строится психическая деятельность, или поведение, человека.

Нервные клетки коры находятся в состоянии постоянного возбуждения, или тонуса, который не исчезает даже во время сна.

Лимбическая система

В конечном мозге располагаются образования (поясная извилина, гиппокамп, миндалевидное тело, область перегородки), составляющие лимбическую систему. Они участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма, регуляции вегетативных функций и формировании эмоций и мотиваций. При раздражении желудка, мочевого пузыря в лимбической коре возникают вызванные потенциалы.

Электрическое раздражение различных областей лимбической системы вызывает изменения вегетативных функций: кровяного давления, дыхания, движений пищеварительного тракта, тонуса матки и мочевого пузыря.

Лимбическая система имеет широкие связи со всеми областями головного мозга, ретикулярной формацией и гипоталамусом. Она обеспечивает высший корковый контроль всех вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, обмена веществ и энергии).

Двигательные зоны коры .

Движения возникают при раздражении коры в области предцентральной извилины.

Величина корковой двигательной зоны пропорциональна не массе мышц, а точности движений. Особенно велика зона, управляющая движениями кисти руки, языком, мимической мускулатурой лица.

Раздражение моторной зоны сопровождается движениями на противоположной половине тела, что объясняется перекрестом пирамидных путей на их пути к двигательным нейронам, иннервирующим мышцы.

Сенсорные зоны коры.

Кожная чувствительность человека, чувства прикосновения, давления, холода и тепла проецируются в вдоль центральной борозды в лобной и теменной области. В верхней ее части находится проекция кожной чувствительности ног и туловища, ниже - рук и совсем внизу - головы.

Абсолютная величина проекционных зон отдельных участков кожи неодинакова. Так, например, проекция кожи кисти рук занимает в коре большую площадь, чем проекция поверхности туловища.

Величина корковой проекции пропорциональна значению данной рецептивной поверхности в поведении. Интересно, что у свиньи особенно велика проекция в кору пятачка.

Суставно-мышечная чувствительность проецируется в постцентральную и предцентральную извилины.

Зрительная зона коры находится в затылочной доле. При раздражении ее возникают зрительные ощущения - вспышки света; удаление ее приводит к слепоте.

При повреждении ассоциативной зрительной зоны зрение сохраняется, но наступает расстройство узнавания (зрительная агнозия). Больной, будучи грамотным, не может прочесть написанное, узнает знакомого человека после того, как тот заговорит. Способность видеть - это врожденное свойство, но способность узнавать предметы вырабатывается в течение жизни. Бывают случаи, когда от рождения слепому возвращают зрение уже в старшем возрасте. Он еще долгое время продолжает ориентироваться в окружающем мире на ощупь. Проходит немало времени, пока он научится узнавать предметы с помощью зрения.

Функция слуха обеспечивается височными долями больших полушарий. Раздражение их вызывает простые слуховые ощущения.

Удаление обеих слуховых зон вызывает глухоту, а одностороннее удаление понижает остроту слуха. При повреждении участков коры слуховой зоны может наступить слуховая агнозия: человек слышит, но перестает понимать значение слов. Родной язык становится ему так же непонятен, как и чужой, иностранный, ему незнакомый. Заболевание носит название слуховой агнозии.

Обонятельная зона коры находится на внутренней поверхности височной доли мозга.

Проекция вкусового анализатора находится на внутренней поверхности височной доли мозга в нижней части постцентральной извилины, куда проецируется чувствительность полости рта и языка.

Ассоциативные зоны коры.

Проекционные зоны коры занимают в мозге человека небольшую долю всей поверхности коры. Остальная поверхность занята так называемыми ассоциативными зонами. Нейроны этих областей не связаны ни с органами чувств, ни с мышцами, они осуществляют связь между различными областями коры, интегрируя, объединяя все притекающие в кору импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти и обеспечивая возможность целесообразной реакции поведения.

При нарушениях ассоциативных зон появляются агнозии - неспособность узнавания и апраксии - неспособность производить заученные движения. Например, стереоагнозия выражается в том, что человек не может найти на ощупь у себя в кармане ни ключа, ни коробки спичек, хотя зрительно он их сейчас же узнает. Выше приводились примеры зрительной агнозии - неспособность прочесть написанное и слуховой - непонимание значения слов.

При нарушении ассоциативных зон коры может также наступить афазия - потеря речи. Больной понимает речь, но сам говорить не может, при аграфии человек разучивается писать, при апраксии - производить заученные движения: зажечь спичку, застегнуть пуговицу, пропеть мелодию и др.

Если условные рефлексы исчезали, но проходило время, и нарушенная функция частично восстанавливалась. Это явление компенсации, или восстановления, функции И. П. Павлов объяснил, высказав мысль о существовании ядра анализатора, расположенного в определенной зоне коры, и рассеянных клеток, разбросанных по всей коре, в зонах других анализаторов. За счет этих сохранившихся рассеянных элементов происходит восстановление утраченной функции. Динамическая локализация, т. е. способность одних зон замещаться другими, обеспечивает коре высокую надежность.

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обусловливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой.

Структурной единицей нервной системы является - нейрон . Он состоит из тела и отростков – дендритов и аксона. Аксон проводит возбуждение от тела нейтрона, дендриты к телу нейтрона. Bся нервная система представляет собой совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов - синапсов . По структуре и функции различают три типа нейронов:

· рецепторные , или чувствительные;

· вставочные , замыкательные (кондукторные);

· эффекторные , двигательные нейроны, от которых импульс направляется к рабочим органам (мышцам, железам).

На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество образуется скоплениями нейронов и их дендритов. Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер.

Белое вещество образуют аксоны, покрытые миелиновой оболочкой. Нервные волокна в головном и спинном мозге образуют проводящие пути.

В нервной системе выделяют центральную часть - головной и спинной мозг с нейроглией - центральная нервная система и переферическую , представленную отходящими от головного и спинного мозга отростками и периферическими узлами (ганглии).

По функциям нервная система условно подразделяется на два больших отдела - соматическую , или анимальную, нервную систему и вегетативную , или автономную, нервную систему. Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движение, вызывая сокращение скелетной мускулатуры. Так как функции движения и чувствования свойственны животным и отличают их от растений, эта часть нервной системы получила название анимальной (животной).

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и происходит ее название (вегетативная - растительная). Обе системы тесно связаны между собой, однако вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли, вследствие чего ее также называют автономной нервной системой. Ее делят на две части симпатическую и парасимпатическую .

И.П. Павлов показал, что центральная нервная система может оказывать три рода воздействий на органы:

· 1) пусковое , вызывающее либо прекращающее функцию органа (сокращение мышцы, секрецию железы);

· 2) сосудодвигательное , изменяющее ширину просвета сосудов и тем самым регулирующее приток к органу крови;

· 3) трофическое , повышающее или понижающее обмен веществ и, следовательно, потребление питательных веществ и кислорода. Благодаря этому постоянно согласуется функциональное состояние органа и его потребность в питательных веществах и кислороде. Когда к работающей скелетной мышце по двигательным волокнам направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно по вегетативным нервным волокнам поступают импульсы, расширяющие сосуды и усиливающие обмен веществ. Тем самым обеспечивается энергетическая возможность выполнения мышечной работы.

Центральная нервная система воспринимает афферентную (чувствительную) информацию, возникающую при раздражении специфических рецепторов, и в ответ на это формирует соответствующие эфферентные импульсы, вызывающие изменения в деятельности определенных органов и систем организма.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Приспособление процессов жизнедеятельности организма к меняющимся условиям среды осуществляется по принципу рефлекса и по принципу функциональной системы.

Рефлекс - основная форма нервной деятельности.

Рефлексом - Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы.

Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора (действующий орган), называется рефлекторной дугой .

В рефлекторной дуге различают пять звеньев:

· рецептор;

· чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам;

· нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;

· двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию;

· действующий орган, мышца или железа.

Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептором, трансформируется (преобразуется) рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему. При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма.

В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию.

Рефлекс как приспособительная реакция организма обеспечивает тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой, а также контроль и регуляцию функций внутри организма.

Вся нервная деятельность, как бы она не была сложна, складывается из рефлексов различной степени сложности, т.е. она является отраженной, вызванной внешним поводом, внешним толчком.

Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом более 300 лет назад.
Развитие рефлекторная теория получила в фундаментальных трудах русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Время, прошедшее от момента нанесения раздражения до ответа на него, называется временем рефлекса. Оно слагается из времени, необходимого для возбуждения рецепторов, проведения возбуждения по чувствительным волокнам, по центральной нервной системе, по двигательным волокнам, и, наконец, периода возбуждения рабочего органа. Большая часть времени уходит на проведение возбуждения через нервные центры - центральное время рефлекса .

Время рефлекса зависит от силы раздражения и от возбудимости центральной нервной системы. При сильном раздражении оно короче, при снижении возбудимости, вызванном, например, утомлением, время рефлекса увеличивается, при повышении возбудимости значительно уменьшается.

Каждый рефлекс можно вызвать только с определенного рецептивного поля. Например, рефлекс сосания возникает при раздражении губ ребенка; рефлекс сужения зрачка - при ярком свете (освещении сетчатки глаза) и т.д.

Каждый рефлекс имеет свою локализацию (место расположения) в центральной нервной системе, т.е. тот ее участок, который необходим для его осуществления. Например, центр расширения зрачка - в верхнем грудном сегменте спинного мозга. При разрушении соответствующего отдела рефлекс отсутствует.

Только при целостности центральной нервной системы сохраняется все совершенство нервной деятельности. Нервным центром называется совокупность нервных клеток, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, необходимая для осуществления рефлекса и достаточная для его регуляции.

Безусловные рефлексы – это врожденные. Передающиеся по наследству реакции организма, осуществляемые всеми отделами ЦНС, имеющие локализацию в моторной зоне коры больших полушарий.

Условные рефлексы – приобретаются организмом на протяжении всей его жизни. В их осуществлении принимает участие кора больших полушарий.

Название по реакции, которую он обеспечивает (сосания, чихания, слезотечения…)

Как известно, нервная система - центр деятельности всего организма, выполняет две главные функции. Первая - функция передачи информации , за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы). Вторая, без которой бессмысленна и первая функция, - интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции. Ее выполняет центральная нервная система . Это означает широкий диапазон процессов - от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций, выполняемых высшими отделами мозга. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга.

Повреждение или неадекватное функционирование любого ее участка вызывает специфические нарушения в работе организма и психики. Наиболее сильно на последнюю влияет полноценность и адекватность функционирования головного мозга, особенно его коры. В ней выделяются сенсорные зоны, куда поступает информация от органов чувств и рецепторов и обрабатывается там, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

Развитие нервной системы

Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальнейшем они усиливаются, и в начале четвертого месяца беременности их начинает чувствовать и будущая мать. К моменту рождения все нервные клетки сформированы и более в течение жизни не обновляются и не формируются.

Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Вес мозга взрослых людей варьируется от 900 до 2000 г, причем больший не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей. Ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впрочем, они уже работают с 7 месяцев внутриутробного развития, т. е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Формирование мозга ребенка завершается к 6 годам, однако функциональной зрелости он достигает к 18 (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, миелинизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).

С 25-летнего возраста, и особенно после 45 лет, ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов нервных клеток. Однако в дальнейшем гибель нервных клеток обусловливает ухудшение памяти, восприятия, скорости реагирования человека, а если этот процесс отмирания приобретет патологическую форму, может наступить деменция, или слабоумие.

Нервная система человека включает центральную и вегетативную системы (симпатическую и парасимпатическую, которые имеют разную степень активации, обусловливая различие в физиологических и поведенческих процессах людей). Одни невольно «краснеют» в напряженных ситуациях, «у них на лице написаны их переживания», потеют, теряются. У них преобладает активность парасимпатической нервной системы, которая в нервных окончаниях выделяет ацетилхолин, в результате расширяются сосуды кожи, но уменьшается частота сердечных сокращений, глубина дыхания, т. е. она не столько мобилизует организм для активных физических действий, сколько «расслабляет», охраняет, пытается «восстановить» ресурсы. Другие люди в напряженных ситуациях бледнеют, внешне они более выдержанны, но активнее действуют, у них преобладает активность симпатической нервной системы, при стрессах выделяется адреналин, происходит усиление сердечных сокращений, учащается дыхание, повышается энергетическая и кислородная обеспеченность организма, и это мобилизует его для активной физической деятельности (но интеллектуальная бывает несколько сумбурной, решения выносятся поспешно).

Вертикальный контур регуляции нервной системы человека складывается благодаря взаимодействию подкорковых образований и коры головного мозга. Первые являются физиологическим генератором энергии. Вертикальное информационно-энергетическое регулирование - главное для нервно-психической регуляции. Кроме того, оно теснее связано не только с этими подкорковыми образованиями (в том числе ретикулярной формацией мозгового ствола), но и с обменными процессами организма.

Горизонтальный контур регуляции предполагает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Эта горизонтальная (дополнительная) система проявляется как билатеральная симметрия/асимметрия двух полушарий. Асимметрия распределения энергетических и информационных функций не носит исключительно врожденного структурного характера, а является приобретенной, функциональной. У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей («правосторонняя цивилизация»). 80-90% современных людей - правши.

Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. В левом, доминирующем, полушарии расположены центры речи. Психические различия людей, их способности зависят от того, какое из двух полушарий лучше развито, более активно функционирует.

Правши характеризуются ведущей правой рукой (она осуществляет тонкие манипуляции с мелкими предметами), ведущим правым глазом, повышенной активностью «левого полушария», которое осуществляет аналитическую, логическую, символическую обработку информации, поступающей из внешнего мира. Поэтому правши склонны решать проблемы логическим путем, предпочитают точные факты, любят конструктивные и ясные предписания, им легче сделать логический вывод, чем создать новую идею; они вполне адекватны и разговорчивы, скорее конформисты; учитывают чужое мнение; оптимистичны; предпочитают организации, имеющие ясную и четкую структуру.

Левши характеризуются ведущей левой рукой (ею легче писать, делать тонкие движения), ведущим левым глазом, повышенной активностью «правого полушария», которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции. Они решают проблемы скорее интуитивным путем, чем логическим способом;

  • создают новые идеи;
  • творят в разных сферах деятельности;
  • эмоции, образы и предчувствия помогают им решать как жизненные, так и профессиональные проблемы;
  • имеют более оригинальный и независимый стиль мышления и суждений;
  • предпочитают работать в таких организациях, где поощряется инициатива, гибкость;
  • предпочитают задачи и профессии типа «человек - человек», которые даются им достаточно легко.

Люди со смешанным типом регуляции чаще всего являются бывшими левшами: их врожденный генотип - правополушарная обработка информации, а фенотип, приобретенный в процессе воспитания в «правосторонней цивилизации», приводит к симметрии. Скрытая правополушарность (леворукость) может проявляться в экстремальных условиях, она дает преимущество в спорте, например в боксе.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия).

Расщепление мозга (комиссуротомия - так стала именоваться операция по расщеплению комиссур, мозговых связей) испытали и на людях: перерезка мозолистого тела избавляла больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобных операций у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга» - разделение некоторых функций по полушариям (например, у правшей после операции левое теряло способность управлять рисованием, но сохраняло контроль над способностью писать, а правое - с точностью до наоборот).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же связано с музыкальным слухом, восприятием пространственных отношений. Оно «разбирается» в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то «музыкальными» оказываются оба полушария, то правое регулирует запас слов, а левое - отвечает за представления о том, что эти слова означают. Но закономерность в основном сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают по-разному, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую то отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющее со словами и речью.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве - найти дорогу домой, не чувствовали направления «выше-ниже», не узнавали лиц своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции имеют зачаточную форму, но со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно бы оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует.

«Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика-правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется» (Т. Ярвилекто).

Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга - это динамическое образование. В процессе онтогенеза происходит постепенное ее нарастание (наиболее сильно выраженной она становится в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется). Если же поражено одно полушарие, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Следует, однако, подчеркнуть, что нормальное осуществление любой функции - это результат работы всего мозга в целом.

Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединиться к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное - словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить (Т. Ярвилекто).

Полная противоположность - отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своем предмете. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах сквозят отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном свете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а левого - глубокой депрессией.

Высокоорганизованная нервная система человека настроена на удовлетворение потребностей своих детей. Такое поведение увеличивает шансы на выживание и достойную жизнь потомства. Дети взрослеют медленнее детенышей животных, отчасти из-за того, что для полного развития нашей сложной нервной системы требуется очень много времени - 20 лет и более.

Человек обладает самой сложной нервной системой среди всех живых организмов. Она состоит из головного и спинного мозга и нервов, представляющих собой десятки миллиардов взаимосвязанных и сообщающихся между собой отростков нервных клеток. Как и все высокоэффективные системы, нервная система работает слаженно, передавая импульсы по всему организму. Она объединяет информацию, поступающую от внутренних органов и извне, и координирует наши биологические функции и поведение. Ее значение можно сравнить с ролью дирижера в огромном оркестре. Как по структуре, так и по функции две составляющие центральной нервной системы (ЦНС) - головной и спинной мозг - являются ее организующим центром. Они получают информацию от органов чувств (слуховую, зрительную, тактильную, вкусовую, обонятельную и др.), анализируют и обобщают ее. Затем эта информация используется для выполнения различных функций организма. Нервы, проводящие импульсы от органов чувств к ЦНС и обратно, образуют внешнюю (периферическую) нервную систему.

ДВУСТОРОННИЙ ПУТЬ

Разветвляясь по всему организму, периферические нервы выполняют две задачи: по ним в ЦНС поступает информация от органов чувств для оценки и обработки и из ЦНС идут команды к мышцам и железам для их ответа. Этот постоянный поток информации позволяет организму регулировать свои функции в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних условий. Ходьба, переваривание пищи, разговор по телефону и другая повседневная деятельность требуют ответа, который был бы невозможен без согласованного взаимодействия звеньев нервной системы.

Нервы ответвляются от ствола головного мозга и от спинного мозга. К ним относятся 12 пар черепных 8 пар шейных, или цервикальных, пар грудных, или торакальных, по 5 пар поясничных и крестцовых нервов и 1 пара нервов, соединяющихся над копчиком

Нервные импульсы распространяются в двух направлениях. «Входящие» сигналы об информации, полученной с помощью органов чувств, поступают в головной и спинной мозг. «Исходящие» сигналы идут из головного и спинного мозга к мышцам и железам, вызывая их ответ.

Нервная система животных варьирует от чрезвычайно простой до высокоразвитой. У морской звезды нет ни головы, ни мозга. Ее рот окружают одно или несколько колец нервной ткани, от которых к ее лучам отходят короткие нервы.
Жонглирование требует быстрой оценки поступающей сенсорной информации в сочетании с быстрой мышечной реакцией. Происходит взаимная передача импульсов между глазами и мышцами тела. Кроме того, здесь еще требуется повышенное внимание.
Мозг шимпанзе меньше нашего, но достаточно развит, поэтому это животное обладает хорошими коммуникативными способностями и может решать поставленные перед ним задачи.

Игра в шахматы. Здесь необходимы размышление, анализ и планирование, поэтому задействована центральная нервная система. Головной мозг также должен обеспечить работу произвольных мышц, необходимую для перемещения шахматных фигур по доске.

Курс физиологии высшей нервной деятельности дает основные сведения о физиологических механизмах осуществления наиболее совершенных форм тонкого приспособительного поведения, учитывающего опыт прошлых событий для предвидения жизненно важных ситуаций в будущем. Эта функция, реализуемая высшими, филогенетически молодыми структурами нервной системы, приобрела чрезвычайное значение и ведущую роль в поведении, особенно в жизни высокоорганизованных животных.

В процессе развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности на примере простых слюноотделительных условных рефлексов собаки были раскрыты общие законы и свойства образования временных связей, дифференцирования сигнальных раздражителей, роли центральных нервных процессов возбуждения и торможения в их осуществлении, формировании сложных форм аналитико-синтетической деятельности мозга. Однако несмотря на многочисленные настойчивые исследования, сведения о нейрофизиологической природе этих явлений до сих пор остаются далеко не полными. Даже по таким коренным вопросам, как место и способ замыкания временной связи и структуры мозга, нет единого мнения.

Высшая нервная деятельность высокоорганизованных животных явилась результатом эволюции более примитивных временных связей, начиная от донервных организмов. Изучение истории их развития и усложнения может пролить новый свет на природу наиболее сложных форм высшей нервной деятельности. При этом следует иметь в виду, что экологически обусловленные особенности образа жизни определили соответствующие направления развития нервной системы и сформировали видовые различия динамических стереотипов поведения. Знание этих видовых особенностей поведения и условий их возникновения имеет не только теоретическое, но и практическое значение для народного хозяйства. Понимание закономерностей формирования поведения животных открывает путь к направленной его переделке в нужном направлении, использованию естественных и воспитанию новых полезных для хозяйства навыков.

Широкие перспективы представляет изучение физиологии высшей нервной деятельности человека. С ее помощью решаются некоторые фундаментальные проблемы медицины. Намечаются пути понимания природы и средств лечения многих заболеваний, в том числе называемых «на нервной почве». Учение о типах высшей нервной деятельности людей становится основой понимания индивидуальных особенностей поведения человека, его темперамента и характера. Учет значения этих особенностей в процессе воспитания и обучения имеет большое значение для педагогики. Вместе с тем приходится признать, что о природе «человеческой прибавки» мозга - второй сигнальной системе, о ее физиологических механизмах известно еще очень мало.

Современное состояние изучения физиологии высшей нервной деятельности характеризуется явным разрывом между достигнутым знанием общих закономерностей внешних проявлений этой деятельности и отсутствием достоверных знаний о том, как она осуществляется физиологическими механизмами на всех уровнях организации мозга. Здесь - широкое поле для дальнейших исследований. Они могут иметь исключительное значение, выходящее за рамки физиологических наук, так как в перспективе речь идет о подходе к величайшей проблеме естествознания, о познании того, как мозг «делает мысль», как материальные процессы порождают идеальное отражение окружающего мира.


Высшая нервная деятельность - это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также «высших» психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных и человека в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях. Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Непрерывное совершенствование психических процессов высшей нервной деятельности происходит двумя путями - эмпирическим и теоретическим. Теоретический осуществляется в процессе обучения (усвоения чужого опыта). Эмпирический осуществляется в процессе жизни - при получении непосредственного опыта и проверки сформированных в результате теоретического обучения стереотипов на личной практике.

Высшая нервная деятельность (ВНД) - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. Высшую нервную деятельность центральной нервной системы следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой.

Термин " высшая нервная деятельность" впервые введён в науку И.П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. И.П. Павлов выделил в физиологии высшей нервной деятельности два основных раздела: физиологию анализаторов и физиологию условного рефлекса. В дальнейшем эти разделы были дополнены учением о второй сигнальной системе человека.

Благодаря работам И.П. Павлова физиология высшей нервной деятельности становится наукой о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира.

Фундаментом ВНД являются условные рефлексы. Они возникают на основе сочетания действия безусловных рефлексов и условных раздражителей, к которым относятся сигналы, поступающие к человеку через зрение, слух, обоняние, осязание. У человека деятельность коры больших полушарий головного мозга обладает наиболее развитой способностью к анализу и синтезу сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма.

Мышление и сознание И.П. Павлов также относил к элементам ВНД. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта).

Индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств организма и психики. Расстройство высшей нервной деятельности человека (невроз) вызывается неблагоприятными условиями внешней среды (биологической и социальной), физическим и умственным перенапряжением и сопровождается нарушениями функций различных органов и систем.

История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios - душевный), возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур). Уже среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).

Представители материалистического направления (например, Демокрит) считали, что душа и тело едины, и не видели особых отличий между душой человека и душами животных. Напротив, представители идеалистического мировоззрения (Сократ, Платон и др.), рассматривали душу как явление, не связанное с телом и имеющее божественное происхождение.

Отдельные мыслители того времени, как правило, занимавшиеся практической медициной (Алкмеон Кротонский, Герофил, Эразистрат), высказывали догадки о связи психической деятельности с мозгом. Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) и его последователи, тщательно изучая анатомию и физиологию, обобщая свой врачебный опыт, пытались выявить особенности и закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента, хотя объяснения замеченных ими явлений часто были весьма наивными.

Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем римского врача Галена (129- 201гг.н.э.), по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Гален испытывал действие различных лекарственных веществ на животных организмах, наблюдал их поведение после перерезки нервов, идущих от органов чувств к мозгу.

Гален описал некоторые мозговые центры, управляющие движениями конечностей, мимикой лица, жеванием и глотанием. Он различал разные виды деятельности мозга и впервые выдвинул положения о врожденных и приобретенных формах поведения, о произвольных и непроизвольных мышечных реакциях. Однако из-за слабого развития экспериментальных наук на протяжении многих веков изучение психических процессов проходило без связи с морфологией и физиологией мозга.