Презентации творчество полонский я п. Урок литературы «Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского»(с презентацией) презентация к уроку по литературе (6 класс). Публицистическая и общественная деятельность

Презентация на тему: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого












1 из 11

Презентация на тему: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого

№ слайда 1

Описание слайда:

Антонова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы в МБОУ « Болоховская ООШ №2»Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Цели: -пробудить интерес к русской поэзии;-понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;-прививать любовь к родной природе.

№ слайда 2

Описание слайда:

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.Ф.И.Тютчев. Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты. Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе.

№ слайда 3

Описание слайда:

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ 1800-1844 Е. А. Баратынский родился в знатной дворянской семье, в Тамбовской губернии. Учился в Петербурге в Пажеском корпусе. В 1819 году поступил рядовым в гвардейский полк в Петербурге, впоследствии служил унтер-офицером в Финляндии. Он был другом А. Дельвига, А. Пушкина, К. Рылеева, В. Жуковского. В печати выступил в 1819г., быстро завоевал успех, прославившись как мастер элегии.За свою недолгую жизнь он создал множество прекрасных стихотворений, несколько поэм.Умер во время путешествия за границу в Неаполе.

№ слайда 4

Описание слайда:

« Весна, весна! как воздух чист…» Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон!Своей лазурию живой Слепит мне очи он.Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка,Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев, река несетНа торжествующем хребте Поднятый ею лед!Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист,Как прежде, под моей ногой И шумен и душист.Под солнце самое взвился И в яркой вышинеНезримый жавронок поет Заздравный гимн весне.Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручейИ с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!Зачем так радует ее И солнце и весна!Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она?Что нужды! счастлив, кто на нем Забвенье мысли пьет,Кого далёко от нее Он, дивный, унесет!

№ слайда 5

Описание слайда:

Какие приметы ранней весны видит поэт?Какой литературный приём помогает сделать картину живой?Каким настроением проникнуто стихотворение?Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны?Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? 1.Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка.2. Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»Метафоры: « на крыльях ветерка», « на торжествующем хребте».3. Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой.4. Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой».5. Экспрессивный (выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне».

№ слайда 6

Описание слайда:

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ1819-1898 Я. П. Полонский прожил долгую жизнь. Отдал писательской деятельности 60 лет, но настоящего признания не получил. Слава пришла к нему позже. Он разрабатывал в своём творчестве жанр романса, песни, элегии. Поэтому его творчество привлекло внимание композиторов – Чайковского, Даргомыжского, Танеева, Рахманинова. Многие его стихи стали песнями.

№ слайда 7

Описание слайда:

« По горам две хмурых тучи…» По горам две хмурых тучиЗнойным вечером блуждалиИ на грудь скалы горючейК ночи медленно сползали.Но сошлись – не уступилиТой скалы друг другу даромИ пустыню огласилиЯркой молнии ударом.Грянул гром – по дебрям влажнымЭхо резко засмеялось,А скала таким протяжнымСтоном жалобно сказалась,Так вздохнула, что не смелПовторить удара тучиИ у ног скалы горючейУлеглись и обомлели…

№ слайда 8

Описание слайда:

Какую картину рисует поэт?Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?Что вы можете сказать об отношении туч между собой?Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.

Описание слайда:

« Где гнутся над омутом лозы…» Где гнутся над омутом лозы,Где летнее солнце печет,Летают и пляшут стрекозы,Веселый ведут хоровод."Дитя, подойди к нам поближе,Тебя мы научим летать,Дитя, подойди, подойди же,Пока не проснулася мать!Под нами трепещут былинки,Нам так хорошо и тепло,У нас бирюзовые спинки,А крылышки точно стекло!Мы песенок знаем так много,Мы так тебя любим давно -Смотри, какой берег отлогий,Какое песчаное дно!"

№ слайда 11

Описание слайда:

Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты? Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка. Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

Урок литературы в 6 классе на тему

«Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского».

Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно и скажите, что вы чувствуете, когда видите такой великолепный день? Действительно, часто наше настроение зависит от состояния природы: солнечный, яркий день и настроение хорошее, а если за окном пасмурная погода, то и настроение грустное. Поделитесь своим настроением. Улыбнитесь.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала творческих людей к созданию своих произведений искусства. Послушайте, как композиторы изображали природу в своем творчестве.

Чайковский.

Какое настроение создает композитор? (Время зимних забав.)

Послушайте еще одну композицию.

Вивльди.

Что вы почувствовали? (Тревогу, беспокойство).

Итальянский композитор Антонио Вивальди так изобразил «Летнюю грозу».

При помощи чего еще можно изобразить природу? (ответы)

Я предлагаю посетить небольшую картинную галерею.

Что вы видите на картинах? Какое настроение создается у вас?

Пройдёмте еще в один зал.

Посмотрите на эти картины. Какое настроение?

Несмотря на противоречивые ощущения после посещения выставки, с огласитесь, что пейзажи великолепны.

У природы, как и у человека, могут быть разные состояния, разные настроения. И природа неразрывно связана с человеком.

Кроме музыки, живописи, что еще может помочь изобразить природу? (Слово).

Кто им пользуется?(Поэты)

Вы знакомы со многими поэтами, и сейчас я предлагаю вам небольшое задание. На партах лежат у вас стихотворения, но строки их рассыпались, перепутались. Поработайте в парах и соберите стихотворение. Обращайте внимание на рифму.

Прочтите отрывки стихотворений. Продолжите. Кто автор?

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

*****************

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

********************

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. , Евгений Абрамович Баратынский. Их много, назовите. Сегодня у меня есть замечательная возможность познакомить вас с талантливым человеком, поэтом, в творчестве которого тема природы занимает важное место – Яковом Петровичем Полонским.

Современник Николая Алексеевича Некрасова,друг Ивана Сергеевича Тургенева и А.А.Фета. В своих стихотворениях поэт сближает образ природы с состояниями души человека.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться со стихотворениями Полонского и разобраться, как ему удалось изобразить переживания, чувства, ощущения человека в своем творчестве.

Тема: Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях Я.П.Полонского.

Чем мы будем заниматься? Что в конце концов должны узнать, в чём разобраться?

На примере стихотворений Полонского рассмотреть внутреннее состояние человеческой души.

Мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями Я.П.Полонского.

Я предлагаю вам прослушать стихотворение

«По горам две хмурых тучки…»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись - не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром - по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели

Ребята, прочтите это стихотворение еще раз самостоятельно.

Что вы себе представили, читая это стихотворение? (Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи..)

Назовите основные образы. (Тучи, скала)

Сейчас нам предстоит работа над стихотворением, будем искать средства выразительности, которые использует автор. Давайте повторим определение некоторых изобразительно-выразительных средств языка.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.

Найдите олицетворения.

Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула;

Эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.

Какие звуки помогают нам услышать раскаты грома?

(Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри)

Как называется такое изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки? (аллитерацией)

Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили? Не поделили скалу.

Как отозвалась скала на эту ссору? Вздохнула, застонала.

Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения? (да, отношение родителей и детей)

Что же мы видим: реальную природу или изображение человеческих переживаний и отношений? С помощью чего автору удалось это показать?

Он создал образы, вглядываясь в которые мы узнаем человеческие переживания.

Физминутка.

Предлагаю эмоционально прочувствовать настроение тучек.

Хмурые тучки.

Грозовые тучки.

Удивленные тучки.

Помирившиеся тучки.

Помиритесь, улыбнитесь и садитесь.

Предлагаю продолжить работу со стихотворениями Я.П.Полонского.

«Посмотри – какая мгла». В нем тоже рождается лирический сюжет. Давайте проследим какой.

Посмотри - какая мгла

В глубине долин легла!

Под ее прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракит

Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой ,

В тесном сонме сизых туч,

Без приюта в небе ходит

И, сквозя, на все наводит

Фосфорический свой луч.

Прочтите стихотворение.

Работа со словами.

В тесном сóнме сизых туч – туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.

Фосфорúческий свой луч – луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.

Какие образы возникли у вас? Что вы представили?

Кто может быть спрятан за образом бледного одинокого месяца, который сквозь тучи на всё наводит свой фосфорический луч.

Поэт, печальный и бесприютный, но проникающий всюду своим поэтическим воображеним и освещающий все вокруг своим творчеством.

Сейчас я хочу предложить вам очень интересную работу. Предлагаю вам порисовать словами. Такой вид работы называется текст-арт. Французский поэт Гийом Аполлинер в начале 20 века создает «Каллиграммы» – изысканные фигурные стихотворения, Их особенность в том, что стихотворный текст образовывал рисунок – главный образ стихотворения. . Изысканные фигурные стихи позволили появиться такой творческой работе, как текст-арт. То есть нарисовать образы картины словами.

Посмотрите на пример такой картины. Главный образ стихотворения изображён на картине, а затем графически продублирован.

Попробуем? Работу нужно выполнять по алгогритму.

Алгогритм:

  1. Прочитайте внимательно текст художественного произведения.
  2. Определите ключевой образ произведения.
  3. Подумайте над графическим образом, сделайте наброски карандашом.
  4. «Нарисуйте» полученный образ словами, то есть создайте словесный дубликат словесного образа.
  5. Объясните идею своей графической творческой работы.

Располагают на доске.

Вы создали галерею своих работ, на перемене вы можете рассмотреть подробнее текст-арты ваших одноклассников, обменяться мнениями. А кто вдохновил нас на эту работу?

Действительно, Я.П.Полонский, поэт, который в своих стихотворениях сближает образ природы с человеческими переживаниями, состояниями души человека.

С помощью чего он это делает? Средства выразительности, создает образы, которые напоминают человека, его чувства, настроения.

Полонский не только замечательный поэт – он еще и талантливый художник. На многих этюдах Я. П. Полонский изображает усадьбу своего друга И.С.Тургенева, где он был частым гостем. Особенно любил Полонский пейзажист парк вблизи усадьбы.

Почему художник любил писать эти пейзажи. А есть ли у вас любимые уголки природы?

В качестве д.з. изобразить любимый уголок природы. Сочинение, стихотворение, рисунок.

Рефлексия.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Яков Петрович ПолонскийДата рождения:6 (18) декабря 1819Место рождения:РязаньДата смерти:18 (30) октября 1898(78 лет)Место смерти:Санкт-Петербург БиографияРодился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончив гимназию в Рязани (1838), поступил на юридический факультет Московского университета. Сблизился сА. А. Григорьевым и А. А. Фетом, познакомился также с П. Я. Чаадаевым, А. С. Хомяковым, Т. Н. Грановским.В журнале «Отечественные записки» в 1840 году опубликовал первое стихотворение. Участвовал в студенческом альманахе «Подземные ключи». В это время познакомился с И. С. Тургеневым, дружба с которым продолжалась до смерти последнего.По окончании университета (1844) жил в Одессе, затем получил назначение в Тифлис (1846), где служил до 1851 года; кавказскими впечатлениями навеяны его лучшие стихи, принесшие молодому чиновнику всероссийскую известность.С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859-60 журнал «Русское слово». Служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати (1860-96). Адреса Полонского следующие:1879-1883 - дом Безобразова, наб. Фонтанки, 24угол Звенигородской и Николаевской ул. (Марата, 84)1888-1898 - Знаменская (ныне ул. Восстания), 26В 1890-е годы Полонский, Майков и Григорович - последние представители словесности сороковых годов - напоминали петербургскому обществу об ушедшем веке литературных гигантов.Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля ТворчествоЛитературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. По характеристике Юлия Айхенвальда Первый поэтический сборник - «Гаммы» (1844). Выпущенный в Одессе второй сборник «Стихотворения 1845 года» вызвал отрицательную оценку В. Г. Белинского. В сборнике «Сазандар» (1849) воссоздал дух и быт народов Кавказа. Небольшая часть стихов Полонского относится к так называемой гражданской лирике («Признаться сказать, я забыл, господа», «Миазм» и другие). Стихотворение «Узница» (1878) он посвятилВере Засулич. На склоне жизни обращался к темам старости, смерти (сборник «Вечерний звон», 1890). Среди поэм Полонского наиболее значительна поэма-сказка «Кузнечик-музыкант» (1859).Грузинские стихи Полонского выделяются редкой для своего времени музыкальностью. Д. Мирский называет его «самым романтичным из эклектиков середины века», хотя со своим романтизмом он не переставал бороться:Поэтическое его мастерство было чисто романтическим, но он боялся отдаться ему целиком и считал своим долгом писать благонамеренные стихи о светоче прогресса, свободе слова и прочих современных предметах.Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу. В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями. «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в 1853 году, стала народной песней. Отдых в КрымуВ начале лета 1850 года Полонский испросил себе отпуск и отправился в Крым. В пути его догнало письмо Золотарева, в котором приятель успокаивал Якова Петровича: «...Два-три месяца в Крыму, среди спокойной, устроенной жизни, при морском купанье, совершенно восстановят твое здоровье, и ты осенью воротишься к нам молодец молодцом... Если у тебя началась болезнь позвоночного столба, то причиною тому твоя невоздержанность твоею тифлисскою красавицею да безалаберная жизнь, обращавшая ночь в день и дни в ночи».Иван Федорович был прав: надо было заботиться о своем здоровье, но разве можно поэту жить в смирительной рубашке?Доехав знакомой дорогой до Редут-Кале, Яков Петрович взял билет на пароход и отправился морем в Ялту. Остановился он в Массандре, в имении Воронцова, и каждый день совершал пешие прогулки в Ялту, уютно расположившуюся в предгорьях у самого моря. Городок был невелик, тих и спокоен. Дома, большей частью одноэтажные, сбегали к морю, вдали синели горные вершины, а воздух был такой, что хотелось его пить и пить.. «Когда ветру нет и море не бурлит, - писал Полонский, - с одного конца Ялты можно ясно слышать, как на другом конце города стучат копыта, гремит неожиданный экипаж или приезжий громко спрашивает, где гостиница». Отдых в КрымуВ Ялте Полонский встретил своего старого знакомого, Льва Сергеевича Пушкина Брат великого поэта сильно сдал и выглядел неважно: беспорядочная жизнь и неумеренные возлияния основательно расшатали его здоровье. Однако Левушка по-прежнему был весел и беззаботен, словно жизнь его должна была длиться бесконечно. «...На террасе, в полночь, я читал ему стихи свои Звезды, - вспоминал Полонский, - которые ему очень нравились (но что это были за стихи, не помню). Он был очень светский человек, очень смешливый - и любил смешить - особливо дам, - немножко был циник, раз, при мне, в Крыму, читал княгине Урусовой Царя Никиту своего брата... (молодой Пиляр-фон-Пильхау за нее краснел, а она холодно смотрела на Пушкина и по временам как бы про себя восклицала: какие глупости!)»А у влюбчивого Якова Петровича в Ялте завязался неожиданный роман с некоей мадам де Волан. Поэт увлекся красавицей, но их отношения продолжались недолго. В конце августа дама засобиралась восвояси, в Одессу. Учтивый и галантный Полонский проводил ее на пароход, помог занести вещи в каюту, а потом... Потом возлюбленные не услышали, как пароход хрипло прокричал и отвалил от пристани. Когда Полонский опомнился, было уже поздно: за бортом плескалась вода, а берег едва угадывался в синеватой дымке... «Ночь в Крыму»Помнишь, лунное мерцанье,Шорох моря под скалой,Сонных листьев колыханье,И цынцырны1 стрекотаньеЗа оградой садовой;В полумгле нагорным садомШли мы, - лавр благоухал;Грот чернел за виноградом,И бассейн под водопадомПереполненный звучал;Помнишь, свежее дыханье,Запах розы, говор струй -Всей природы обаянье,И невольное слияньеУст в нежданный поцелуй.Эта музыка природы,Эта музыка душиМне в иные, злые годы,После бурь и непогоды,Ясно слышалась в тиши.Я внимал - и сердце грелосьС юга веющим теплом,Легче верилось и пелось…Я внимал - и мне хотелосьЭтой музыки во всём…

«…кровью сердца
бьющий поэт!»
Презентация о жизни и
творчестве Якова Петровича
Полонского
Автор презентации: Степанова Лилия Валерьевна,
Портрет поэта Якова Петровича Полонского
работы Ивана Николаевича Крамского. 1875 г.
учащаяся 9 В класса МБОУ «СОШ №11»

200 лет со дня рождения
Странный человек Полонский. Я такого еще никогда не видала,
да думаю, что и нет другого подобного. Он многим кажется
надменным, но мне он надменным не кажется, он просто не от мира
сего. Он очень высок ростом, строен и как-то высоко носит свою
маленькую голову; это придает ему гордый вид. Он смотрит поверх
толпы, потому что выше ее, но и своими духовными очами он
смотрит поверх толпы, он поэт. Это не все понимают и не все
прощают. Доброты он бесконечной, умен, но странен <...> Он
любит всё необыкновенное и часто видит его там, где его и нет
Е.А. Штакеншнайдер, первый биограф поэта

Отец
Мать
Пётр Григорьевич Полонский + Наталья Яковлевна Кафтырева
(чиновник)
(из старинного дворянского рода)
Яков Полонский - старший ребенок четы,
1819
1898
будущий поэт и прозаик

Детство нежное, пугливое,
Безмятежно шаловливое…
Из воспоминаний Полонского: «Официально записан родившимся 7 декабря 1819 года, но так как я родился
ранее полуночи в вечер Николина дня, то и решено было праздновать день моего рождения 6 декабря, а не 7-го…»
Стихи о детстве
В этот дом Пётр
Григорьевич
переехал с семью
детьми в 1832 году
после смерти жены
Детское геройство
Родился в Рязани на улице Певческой
(ныне улица Фрунзе)
Дом бабушки (своего у Полонских не
было)
Подслушанные думы
Иная зима
Качка в бурю
Зимний путь

Отрочество
Начал писать еще несмелые,
подражательные, ученические стихи.
«И вот, вижу я, выходит ко мне высокий, полный,
несколько сутулый, мне совершенно незнакомый
господин… Этот господин был Василий Андреевич
Жуковский. Он сказал мне, что стихи мои ему
очень понравились, что наследник благодарит
меня и жалует меня золотыми часами… »
Получил первые уроки рисования
Получив место советника казенных
сборов в Ереване, отец уезжает из
Рязани, устраивая Якова в Рязанскую
1-ю мужскую гимназию (1831 год)
Юность
После окончания
Рязанской гимназии
Яков в 1838 году
поступил в
Московский
университет на
юридический
факультет

Писемский А.Ф.
Фет А.А.
Григорьев А.А.
Хомяков А.С.
Чаадаев П.Я.
Грановский Т.Н.
Со всеми этими
выдающимися
людьми Яков
Полонский
познакомился и
сблизился во
время учебы в
университете

Студенческие годы
нужда, бедность,
частные уроки, репетиторство
занятия стихосложением
первая публикация
Студент. Николай Ярошенко.
1881 год
(стихотворение
«Священный благовест
торжественно звучит…»)

Начало
Первый сборник
Полонского «Гаммы»,
1844 год
«Если это не сама поэзия,
то прекрасные надежды на нее»
(из отзывов)
Работа в таможенном ведомстве в Одессе. В
основу романа «Дешёвый город» (1879) легли
впечатления одесской жизни.
Одесса. 19 век

Кавказ
«Несколько
стихотворений»
(1851)
Весна 1846 г. – Тифлис.
Помощник редактора
официальной газеты
«Закавказский вестник»
сборники
стихотворений
Горный пейзаж. Я. Полонский
Пёстрая экзотика Кавказа,
местный колорит,
живописная природа
Я. Полонский на этюдах
Занятия живописью
«Сазандар»
(1849)

Кавказ – Рязань – Петербург (50-е годы)
встречи с родными, со
всем, что было мило с
детства
трудные времена для литераторов,
работа домашним учителем сына
гражданского губернатора СанктПетербурга Н.М. Смирнова
Ольгов монастырь.
С рис. Я.П. Полонского
Окрестности Ольгова
монастыря – современный вид
А.О. Смирнова-Россет Н.М. Смирнов

1857 год – Баден-Баден
– Женева – Рим – Неаполь - Париж
Александр Дюма-отец о Полонском: «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен».
1858 год. Париж. «Роковая» встреча.
Женитьба на Елене Васильевне
Устюжской
не только хороша собой…
она была человеком
самоотверженной
доброты и преданности
Я. Полонский: «Я любил ее
всем существом моим,
всеми силами моей души»
1860 год.
Смерть сына и жены
Памяти жены
«Безумие горя», «Я
читаю книгу
песен...»,
«Когда б любовь твоя
мне спутницей
была...»

Париж
Работа в журнале «Русское слово»,
который организовал
граф Г.А. Кушелев-Безбородко,
в должности редактора
1860 год. Повреждает ногу, не
может
обходиться без костылей

Новая семья
(1866 год)
Жена
Дети
Александр (1868г.)
Наталья (1870г.)
Жозефина Антоновна Рюльман,
«ледяная красавица», как называли ее знакомые,
вторая жена Полонского
Борис (1875г.)

1897 год – назначение членом Совета
главного управления по делам печати
обращение к религиозно-мистическим
темам (старость, смерть, мимолетное
человеческое счастье)
1890 год – выход последнего сборника
стихов «Вечный звон»
наиболее значимое произведение
Полонского – шуточная поэма-сказка
«Кузнечик-музыкант»

Последние годы жизни
тяжёлые болезни, недуги
тоскливое душевное одиночество
размышления о бренности жизни
сомнения в правильности выбранного
пути
но
Полонский не перестает интересоваться новинками
литературы, пишет стихи и статьи, ведет переписку
с писателями и редакторами, оказывает помощь
начинающим поэтам
18 октября 1898 года Я.П. Полонский скончался. Похоронен на
территории Рязанского кремля

Родился в 1628 году в образованной буржуазной семье. Музыкальные произведения. Сказки Шарля Перро. Сказки моей матушки Гусыни. Советские художники. Шарль Перро. Спор древних и новых. Один из самых популярных и любимых писателей-сказочников. Осмысление фольклора. Спящая красавица.

«Шарль Перро» - Автор прибегнул к мистификации. Основная цель. Границы трагического им четко обозначены. Кроссворд. Загадки. Шарль Перро. Чем уколола руку спящая красавица. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь. Биография Шарля Перро для детей. Перро подарил нам подлинные сказочные трагедии. Литературные игры.

«Полонский «Посмотри - какая мгла»» - Способ рифмовки. Какую роль играют эпитеты. Композиция стихотворения. Основная мысль стихотворения. Каким вы представляете себе лирического героя. Синквейн. Лунная ночь на Днепре. Композиция, строфика стихотворения. Что мы чувствуем, читая строки стихотворения. Что такое аллитерация. Олицетворения. Цветовая картина стихотворения. Посмотри – какая мгла. Яков Петрович Полонский. Как поэт изображает ночь.

«Красная шапочка» - Жила-была маленькая девочка. Красная шапочка. Красная Шапочка дёрнула за верёвочку - дверь и открылась. Бросился Волк на бабушку и разом проглотил её. Бабушка, почему у вас такие большие глаза. Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Конец. Кто там? - спрашивает бабушка. Проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

«Погорельский «Чёрная курица»» - Черная курочка. Антоний Погорельский. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки. Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Предал ли подземных жителей. Наши следы сотрутся с лица земного. Манеж Конногвардейский не украшал площади. Почему стал изменяться характер Алеши. Какие отрицательные человеческие качества осуждаются.

«Софья Леонидовна Прокофьева» - Прекрасная и нежная Белоснежка. Мир сказок. Сказка. Софья Леонидовна. Биография. Облако. Облако сидело на подоконнике. Софья Леонидовна Прокофьева. Неизвестный с хвостом. Ученик волшебника. Повелитель волшебных ключей. Счастье. Король. Девочка. Астрель и хранитель леса. Повесть Софьи Прокофьевой. Красивая девушка. Особенность сказки.