Предпосылки реформ петра 1 краткое содержание. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Реформы государственного управления

По возвращению великого посольства Петр окончательно убедился в необходимости радикальных преобразований в большей степени по образу и подобию Европы. 18-ое столетие началось для России введением нового календаря. Исчисление теперь начиналось с нынешнего января: с 1-го числа от рождества Христова 1700г. в первой четверти 18-го века наиболее характерны для России было развитие мануфактур, ремесел и товарного с/х. В условиях экономического от стран запада (из-за сохранявшихся феодальных отношений и слабости капитализма) и постоянно возрастающих потребностях государства в продукции мануфактур для обеспечения строительства флота и обмундирования армии; необходима была денежная поддержка?зачатку промышленности? со стороны государства. Этот толчок был сделан, а российская промышленность начала бурно развиваться. Своеобразие мануфактурной промышленности состояло в том, что мануфактуры содержали в себе одновременно признаки и нового капиталистического развития и отношений крепостнического строя. Главными отраслями мануфактурного производства были: металлургия, металлообработка, судостроение, оружейная, текстильная и кожевенная промышленность. Под протекцией Петра сформировались промышленные династии. С развитием производства начали развиваться внутренние и внешние рынки. Москва и новообразованный Петербург стали центрами общероссийской торговли. Реорганизация промышленности России была несомненно успешной и удачной ветвью политики Петра.

Военная реформа. В первой четверти восемнадцатого века старая организация вооруженных сил России претерпевает коренное изменение: ликвидируется дворянское ополчение, а так же бывшее регулярным стрелецкое войско. И создается мощная регулярная армия. К концу царствования Петра состояло 126 полков общей численностью 200 тыс. солдат всех родов оружия. Все податное население ежегодно обязано было поставлять одного рекрута с определенного числа душ. Армия оснащалась первоклассным орудием, созданным уже окрепшей русской металлургией. Огромное значение для России имело создание военно-морского флота. Военная реформа при Петре носила сословный характер. Дворянство было освобождено от рекрутской повинности. Офицерский корпус армии в основном состоял из дворян. В морскую академию принимали тоже как правило дворян. Податная реформа. Возросшие аппетиты государства должны были удовлетворять за счет крестьян. Вставал вопрос об увеличение доходов государства. В 1719г. была проведена перепись населения для определения?ревизийских душ?. Реформа органов власти и управления. Патриархальная боярская дума все более не соответствовала требованиям времени. В 1704г. создает свою личную канцелярию? кабинет. Учреждение сената в 1711г. окончательно поставило крест на существовании Думы. В сенат входило всего три родовитых боярина из девяти членов. Члены сената назначались царем. В 1717-1718гг. система приказов была заменена коллегиями (всего 12). Страну разделили на девять губерний. Во главе царем назначался губернатор. 1722г. создан институт прокуратуры. Основой церковной реформы было превращение ранее независимого от государства института, в зависимый. Создание 12-ой коллегии (синода), ведущий всей церковной деятельностью, окончательно закрепило церковь на правах бюрократического придатка государства. К тому же крупные денежные ресурсы церкви были изъяты и использованы на благо России. В первой четверти 18 века создается система светских школ. Основное внимание уделяется наукам связанным с военным делом: навигация, матем. При Петре бурно развивалось книгопечатание, замена церковно-славянского шрифта гражданским, используются арабские цифры. 1703г.? первая систематическая газета?Ведомости?. 1702г. появились общедоступные театры в Москве и Питере. 24 января 1722г. принятие табеля о рангах. Он отменял устаревший порядок прохождения службы. Новые порядок обеспечивал представителям не родовитого дворянства получения высоких чинов, который позволял им передавать чины по наследству. Реформы Петра носили классовый характер, возвышали дворянство и повышали его роль в армии, и государства, и вывели Россию на путь экономического и политического культурного развития.

Реформы Петра I

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной.

Реформы Петра - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке, одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления.

22 февраля 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенат, состоявший из 9 членов, был высшим правительственным учреждением в стране, но вся законодательная власть принадлежала царю. Этот орган власти разрастался, и к концу царствования Петр перешел к иным формам контроля над этим органом. Вместо дежурных штаб-офицеров гвардии он назначил при Сенате высшего чиновника - генерал-прокурора. С 1714 г. возник еще особый институт фискалов, которые должны были бороться со злоупотреблениями чиновников. Фискалы подчинялись только особому лицу, находившемуся при Сенате - генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. Естественно, что на все эти посты Петр I назначал своих любимцев. Так, генерал-прокурором стал П.И.Ягужинский, генсрал-обер-фискалом Нестеров. Далеко не всегда они оправдывали доверие Петра. Сама формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества. Того же Нестерова, который был призван пресекать подобные дела в государстве, самого казнили за взяточничество.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий: 1) Коллегия?чужестранных дел?; 2) Коллегия военных дел; 3)

Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам); 4)

Камер-коллегия (ведавшая сбором госуларственных доходов);

5) Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

6)Ревизион-коллегия; 7) Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью): 8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью); 9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей). Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия.

На смену прежнему, весьма хаотичному приказному управлению, пришли новые центральные учреждения отраслевого типа. Во главе каждой коллегии стоял президент, при нем вице-президент, несколько коллежских советников и асессоров. В каждой коллегии была канцелярия во главе с коллежским асессором и архивариусом. Большое значение имела личная канцелярия Петра, которая называлась?Кабинетом?.

Ломке было подвергнуто и все областное управление. В 1708 г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Позднее были образованы еще три новые губернии: Нижегородская, Астраханская и Рижская, а Смоленская была расформирована. Во главе губернии стоял губернатор с весьма широкими полномочиями. У губернатора был свой штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе?консилиум? (совет) нз местных дворян.

В 1719 г. областная реформа получила дальнейшее свое развитие: основной административной единицей на местах стала провинция. Всего было образовано 50 провинций. Во главе каждой из провинций стоял воевода, оказавшийся в зависимости от губернатора. Каждая провинция в свою очередь разделялась на дистрикты. Во главе каждого дистрикта находился комиссар из состава местного дворянства. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Полковой дистрикт имел большое значение как военно-полицейская административная единица.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо?регулярным государством?. Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем.

Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики.

Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности.

Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли, а для захвата торговли применялся такой примитивный, но действенный способ, как введение монополий на заготовку и сбыт определенных товаров. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и?Табель о рангах?, изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий.

Табель о рангах? вводила в обиход 14 рангов: в военной службе - от прапорщика до генерал-фельдмаршала, во флоте - от?артиллерии констапеля? до генерал-адмирала, в гражданской - от коллежского регистратора до канцлера. Самым высших чином был 1-й ранг, или?класс?, а самым низшим - 14-й класс. Все чины первых восьми рангов давали права потомственного дворянства. Вместо?породы? и?знатности? основными условиями прохождения служебной лестницы сделались пригодность к службе и личные способности.

С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи, применялись самые крутые меры. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

Петровская революция. Итоги эпохи Петра I: точки зрения.

Россия как и др. страны Европы XVIII в. встала на путь модернизации. Начало этому процессу петровские положили преобразования.

Предпосылки: 1) Россия? отсталая страна, опасность для национ. независимости русского народа; 2) Промышл. развива-лась, но она по своей структуре была крепостнической, уступала западноевропейской; 3) С/х отличалось рутинными спо-собами землед. и было основано на подневольном труде крепостных кр-н; 4) Русское войско состояло из отсталого дво-рянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных; 5) Сложный гос. аппарат; 6) Отставание России в области духовной культуры. Цель: создание мощного обороноспособного гос-ва с высоким престижем.

Экономические преобразования. Число мануфактур ^ в 11 раз, выплавка чугуна ^ в 5 раз, создание верфей в Петербур-ге, Воронеже, Архангельске, постороено 50 крупных и 200 мелких кораблей, строительство мануфактур (наряду с наем-ным применялся крепостной труд), обеспечивающих потребности армии и флота. Москва? центр текстильной промыш-ленности.

Вывод: Петр I создал мощную промышленность, которая полностью обеспечивала военные нужды, но русские мануфак-туры были малоприбыльными,т.к. основывались на кр-ком труде.

Внешняя торговля, всероссийский рынок. Политика протекционизма (политика покровительсва отеч. промышленно-сти) и меркантилизма (превышение вывоза над ввозом).Способствовали поддержке отечественного производителя, огра-ничения иностранной конкуренции и накапливания денег внутри страны. Развитие всероссийского рынка: появление но-вых ярмарок, строительство каналов, Петербург? основной центр торговли. 1719 ? отмена монополий на внешнюю тор-говлю, учреждены берг-привилегии. 1724 ? новый таможенный тариф (протекционистский) ? предприят. перед. в част-ные руки на гос. условиях аренды.

Политика протекционизма дала возможность более быстрого роста промышленности, но она мешала складыванию еди-ного мирового рынка и консервировала техническую отсталость страны. Закрытие возможности для свободной конку-ренции, промышленность обречена на экстенсивный путь развития, нет роста для буржуазии.

Финансовая система:Все население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. Большое число налогов: прямые (подушная подать), косвенные (на бороды). Кроме податей, налогов, барщины и оброка, кр-не и посадские люди несли гос. повинности (строительсво дорог, перевоз вооружения).На остальные слои населения распространялась податная реформа. Ограничена частная предпринимательская деятельность

Вывод: положение населения достаточно тяжелое, пострадало купечество, крестьянство (физически и экономически? платежи, повинности, обязанности-> грабежи, разорения, восстания(Булавин)), но положение укрепляется.

Социальная политика.1) Жители города: 1 гильдия горожан: знатные купцы, промышленники, врачи, аптекари, часть ремесленников. 2 гильдия: ремесленники, средние торговцы; 2) Работные на мануфактурах люди; 3) Высший слой (дво-ряне, бояре); 4) Кр-не. 1714 ? Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. 1722 ? Табель о рангах.

Вывод: социальная структура совершенствуется, идет процесс зарождения социально-классовой структуры европ. типа.

Соц. отношения изменились: до преобр. ? вольнонаемный труд, после? закрытие его. Централизация и унификация управления? политика закрепощения сословий? все обязаны служить (закрепощения дворянства, городского насел.).

Военная реформа.Вместо дворянского ополчения, стрелецкого - новая армия? регулярная, комплектовалась путем рек-руторских наборов. Офицерский состав комплектовался из дворян. Армия стала профессиональной. Новое вооружение. Создание Военноморского флота. Вывод: укрепление армии, увеличение ее роли. Изменение внешнеполитич. целей: внешнее величие, диктат в Европе, завоевание земель, претензии к колониальным владениям.

Гос. и административная реформы. Создание нового гос. аппарата: исчезает Боярская Дума, вместо нее? Сенат - 1711(разраб. новых законов, контроль за финансами, администрацией), 1718-1721- преобразована система приказов (вме-сто приказов? коллегии (11)). На местах? развитие самоуправления (губернии, провинции, уезды. Губернатор? сбор налогов, правосудие, набор рекрутов).

Вывод: Сложилась единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, решующую роль играл монарх, опиравшийся на дворянство. Возросла роль чиновников.

Реформа церковного управления. 1721 - создается духовная коллегия? Синод (занимался имущ. делами церкви, назна-чением высших лиц). Ликвидровано патриаршество. Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь была административно ограничена и законсервирована. Вера превращается в институт веры. Уничто-жение духовной автономии. Духовный раскол.

Петровская революция? бюрократизация страны. Создание института прокуратуры, фискального надзора, поощря-лись доносы. Бюрократия? неуязвимая организация, неприступная.

Реформаторская деятельность Петра оценивается неоднозначно. Первые делаеют акцент на владе в проведении масштаб-ных преобразований в промышленности, военном деле, гос-нном строительстве и реформах просвещения и культуры, вторые? отмечают раскол и распад религиозно-нравственного единства, подчеркивают насилие в реализации его про-граммы, критикуют перенесение европейского опыта.

Бесспорно в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложе-ны основы светской культуры и системы образования. Но петровская революция заложила мины замедленного действия, ее результаты привели к революции 1917. Прорыв из эпохи русского пессимизма в эпоху русского оптимизма осущ. с помощью смены цели развития? внешнее величие (перенимает идею Римской империи), подмены национальной идеи? идея Римской империи в Зап. варианте, императостроительство, соединение с одной стороны? представлений о власти, с другой? идеи рационализма, идея патернализма (гос-во=государь). Петр I выстроил модель гос-ва, каторая состояла из расколов.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. В силу этого Россия не имела и собственного военного и торгового флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Своим положением Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.

История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства

Преобразования первой четверти 18 в. позволили России сделать определенный шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство.

Раздел II. Политика социально-экономического развития России

Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда, агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производство сельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения в постоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны.

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом о единонаследии(1714): все дворянские поместья превращались в вотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепил его господствующее положение. Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

Возрастание феодальной эксплуатации не ограничивалось увеличением податного обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это время приходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной, ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размеры подушной подати.

Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т. п.

В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность.

Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли.

Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., что вдвое превышало ввоз.

Интересы развития промышленности и торговли, без которых крепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику в отношении города, купечества и ремесленного населения. Население города делилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". В свою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное" население.

Совершенно очевидно, что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходило невиданными темпами. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" - видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или даже запрещение других "неполезных" с точки зрения государства.

Россия стояла накануне великих преобразований. Перед нами сразу возникает вопрос: Каковы же были причины петровских реформ?

Деяния Петра имели под собой объективную основу и объективные потребности страны. В первую очередь, Россия, конечно же, должна была освоить новое понимание мира, овладеть новыми способами познания и преобразования мира. Но была и вторая причина, в силу которой петровские преобразования нашли отклик, хотя и не во всех, но во многих русских умах. Дело в том, что именно на XVIII век выпало завершение процесса формирования единой русской нации. Перевезенцев С.В.Россия.Великая судьба.-М.:Белый город, 2005.- С.416

Главнейшей причиной проведения реформ стало горячее желание Петра сделать свою страну великой и могущественной.

Но Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных.

Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории.

В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.

Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закостеневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Главное отличие Петровских реформ состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

23 Пётр 1-предпосылки, причины, характер и результаты реформ.

Время Петра и эпоха его преобразований – важнейший рубеж в отечественной истории. Реформы Петра I - это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной долгосрочной программы и обусловленных как насущными, сиюминутными потребностями государства, так и личными пристрастиями самодержца. Реформы были продиктованы, с одной стороны, теми процессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII века, некоторые историки(Сахаров) пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до Петра 1 и началась ещё при Мих. И Алексее Романовых.(недостатки системы местничества), с другой - неудачами России в первый период ее войны со шведами, с третьей - привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни.

27 апреля 1682г.умер царь Фёдр Алексеевич, у кот. Не было наследников. (мать жена Алекс. Михал. из милославских). Престол могли наследовать 2 его брата - Иван и Петр (от 2ая жена Алекс.Мих.). Иван хилый и слабоумный не был способен к управлению государством. Единственной «надеждой» оставался Пётр. В результате сформировались 2 придворные группировки, ведущие борьбу за власть: семья Милославских(, которые сплотились вокруг Софьи (дочери Алексея Михайловича. Ивана Мих. Милославского. и Нарышкиных мать Петра Наталья Кирилловна.

Боярская дума и патриарх, дьяки, возвели на трон 10л. Петра. Милославских выбор возмутил. В борьбе за власть они нашли опору в стрелецком войске. 15 мая 1682г. - стрелецкий бунт, причиной которого, стало недовольство стрельцов, связанных с задержкой жалованья и произволом полковников.- в бедах обвинили Нарышкиных. результатом бунта стало провозглашение обоих Ивана и Петра - царями, Софья провозглашена правительницей при малолетних царях. Нчаллось началось 7милетнее правление Софьи и её фаворита Вас. Вас. Голицына. С течением времени позиции Софьи становились шаткими, отрицательно сказались походы В.В. Голицына в Крым. В правление Софьи -Пётр и его мать Наталья Нарышкина проводили в Преображенском селе – здесь Пётр учился грамматике, математике, навигации. Были учителя иностранцы. В 1689г. Петра женили на Евдокии Лопух иной.. В 1689г. Пётр бежал в Троице - Сергиев Монастырь, ему сообщили, что Софья готовит поход на Преображенское. Но стрелецкие полки перешли на сторону Петра. Голицына сослали в Яренск, Софью – в Новодевичий монастырь. Иван формально оставался соправителем до 1696г. До 1695 г. Петр а продолжал «военные потехи». Первым актом его государственной службы стал Азовский поход 1695 г. Взять тогда Азов -турецкую крепость не удалось, взят в 1696 г. Но поражение при взятии Азова послужило причинной проведения реформ- в экон-ке, соц-ной сфере. Помимо этого ещё Причины:

1.экономичесике – от передовых стран Европы отставала - например Швеция располагала флотом, У и России нет ни торгового, ни военного флота, не было выхода к морю; разведаны плохо природные ресурсы, не добывали, серебро и золото. Недостаточна развита мануфактурная промыш-ть в годы войн закупки производили в др.государствах; было плохим оснащение дворянское ополчение. Необходимость развития торговли и транспорта.

2. Деятельность гос. учреждений - приказов, между ними не было согласованности, не был чётко определён круг обязанностей, коррупция развивалась. Суще-ло много групп судов для разных групп населения, налоги собирали различные приказы, расходы не контролировались одним гос.органом. Пётр провёл преобразования в след. Сферах: эк-ке,

Экономические реформы: ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЭКОН-ИХ РЕФОРМ СТАЛА: Северная война, которая поставила под вопрос развитие мануфактурного дела.(В-на со Шведцией).На экономическую политику начала XVIII века оказала решающее влияние концепция меркантилизма. Согласно идеям меркантилизма, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товара на чужие рынки и ограничения ввоза иностранных товаров на свой рынок. Россия ввозила из-за границы многие товары, с начавшейся войной она лишилась основного источника поставок железа и меди. Государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. На его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству военной продукции. С 1696г. Было построено 4 больших завода на Урале, начали,действовать в 1702г, шло строительство заводов в Олонецком крае. Лёгкую промыш-ть развивало гос-во,. ман-ры: пуговичные, чулочные, суконные стекольные, производство шло на нужды армии и на внутренний рынок не работало. – Центральный р-н, Москва затем Украина, Казань. Развивалось и кожевенное и полотняное производство. В городе же для развития мелкого производства и управления купцами и ремесленниками была создана Бурмистрская палата(Ратуша, затем Глав. Магистрат- кот. собирала ещё налоги с город.населения) – заботившееся о росте и процветании мелк. производства и мануф-р. . А в 1722г. Указ об объединение ремесленников в цеха. В первые годы гос-во вмешивалось в экон-ку.(Личман Б.В.)Контроль над отечественной промышленностью осуществляли Берг- и Мануфактур-коллегии: они давали разрешение на открытие заводов, устанавливали цены на продукцию, имели монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляли административную и судебную власть над владельцами и работниками.

На манф-ах применялся труд наёмных «вольно гулящих»(разорившиеся торговцы, ремесленники) людей, но усиление крепостного права, сыск беглых крестьян сократило число рабочей силы и правительство стало предписывать к мануф-ам крестьян государс-х. в 1921 г. – издан указ о разрешении мануфактуристам покупать к заводам деревни с крепостными крестьянами -их стали назыв-ть ПОССЕИОННЫМИ. Т.о. деятельность мануф-р основывалась на подневольном труде.

Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. -введена монополия на соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, лен, пеньку, смолу, воск, и др. Установление монополии сопровождалось волевым повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре, предпринимательства.(личман)В итоге гос-во увеличило - поступления в казну.

К концу Северной войны, в торгово-промышленной политике правительства произошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. п. Государство отказалось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке. (Личман Б.В.)

Но реальной экономической свободы предприниматели не получили. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых компаний, члены которых, отдав свои капиталы в общий котел, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность перед государством. Компания фактически не обладала правом частной собственности. Государство проводит протекционистскую политику по отношению к промышленности, для этого был введён в 1724г. Таможенный тариф – устанавливал на экспорт низкие пошлины, огромная - 75 % - пошлина налагалась на ту европейскую продукцию, спрос на которую мог быть удовлетворен домашними средствами. Такая же пошлина налагалась и на вывозимое из России необработанное сырье. Развивались пути сообщения, устройство каналов на водных магистралях. В сельском хозяйстве государство не осуществляло таких радикальных реформ, главную роль в его ведение была за помещиками.

Государственные преобразования: . По мнению Ключевского административная реформа имела подготовительную цель – создание общих условия для исполнения остальных реформ. Петр подверг перестройке всё гос. Управление. Придя к власти он унаследовал традиционную систему управления XVII века с Боярской думой. На смену ей пришла в 1699 Ближняя канцелярия из 8 доверенных лиц царя. С 1704 г. Ее функции стала выполнять «консилия министров» - совет начальников важнейших правительственных ведомств.

Образование Сената в 1711 г. – след.шаг в организации нового аппарата управления. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции(создавал проекты нов. законов), ведал финансами, контролировал действия чиновников. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Сенаторы давали личн.присягу.В 1711г. Был учреждён институт фискалов осуществлявший, контроль над администрацией в центре и на местах, выявляла факты казнокрадства и взяточничества, доносили царю и сенату. Пётр освободил фискалов от подати, подсудности местным властям. За сенатом тоже был организован контроль- с 1715 осуществлял –генерал-ревизор. В 1722 г. В процессе реформы в Сенате был введен -генерал-прокурор первым стал – Ягужинский П.И., обер-прокурор и его помощник.

В 1718-20гг. На смену приказам пришли Коллегии. Был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебными делами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами - Камер-коллегия, расходами - Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств - Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). Поземельными ведала вотчинная коллегия. Городами с 1720г. управлял -Главный магистрат, который отвечал за судопроизводство, сбор налогов, город.благоустройство. Особой коллегией стал Святейший Синод, созданный в 1721 г. , Феофан Прокопович создал регламент. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник - обер-прокурор. – Стефан Яворский. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата.

В 1707-11гг. создаётся система местного управления. В 1707-10 созданы:Московская, Киевская, Азовская, Архангельская Сибирская, Казанская, Нижегородская, смоленская, Петербургская. Губернии были обязаны финансировать нужды армии и флота. Затем губернии разделили на 50 провинции, кот. Делились на уезды или дистрикты. Во главе губернии -губернатор, при нём существовал совет из 8 человек, во главе уезда воевода.

Сословия: Генеральный регламент, другие указы Петра I закрепляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностей перед государем и государством. В 1714 г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчиной. Завершился процесс объединения сословий феодалов в единый класс-сословие, обладавший опред-ми привилегиями. Принят был Табеля о рангах 1722г. – по которому служба делилась на военную и гражданскую -14 классов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Чин 8-потомственое двор-во, 14-11-личное. В 1721г. Петру пожалован титул Императора.

Налоговые преобразования: Северная война потребовала средств, источником стали налоги. С 1700г. работали «прибыльщики» они изобретали новые налоги-на бороды, бани, топоры. Некотор. Товары объявлены гос-ми. Проведена денеж. Реформа- уменьшено колич-во серебра в монетах. Обычно налоги шли со двора, чтобы уменьшить налог люди селились на 1н двор(неск-ко семей). В 1718г. проведена перепись населения, обнаружилась утайка душ. С тали проводиться ревизии, т.к. С 1724г. – налоги заменены подушной податью. Мужская душа -единица налогообложения.

Армия: Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В 1705 г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. В 1701г. начала действовать Артиллерийская школа, Инженерное училище

Фёдоров В.А и Ключевский счит. Что, Результаты были неоднозначны- есть как, негативные, так и положит. моменты Реформы вывели страну на европейский уровень, они способствовали её экономическому развитию. Фёдоров:Незначительным было значение конкуренции как главного стимула развития бизнеса в экономике. Отрицательным стало усиление жёстких форм эксплуатации народа. Модернизация способствовала консервации самодержавно-крепостнического строя, было создано военно-полицейское государство, в котором регламентирована жизнь подданных. Но при этом была упорядочена система управления страной. (Фёдоров В.А)В целом Пётр действовал в соответствии с духом своего времени. Славянофилы в 40-е гг. XIX века пришли к выводу, что Петр, “свернул” Россию с естественного пути развития. Соловьёв: считает реформы петра положительным моментом в истории Рос., но главная роль по его мнению принадлежала народу и его усилиям, реформы петра вывели Россию на международную арену.


Нижегородский государственный университет

имени Н.И.Лобачевского

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Контрольная работа

Тема: «Реформы Петра I, их причины и последствия».

Выполнила

Студентка 1-го курса

Группы 11-14

Заочной формы обучения

Крутова Кристина Вадимовна

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Предпосылки реформ Петра I.

1.1Причины петровских реформ. Сторонники и противники реформ…....….4

Глава 2. Петровские реформы.

2.1 Военная реформа…………………………………………………………..…6

2.2 Реформы государственного аппарата, органов власти и управления…....10

2.3 Отмена патриаршества. Церковная реформа……………………………...11

2.4 Реформы органов власти и управления……………………………………12

2.5 Реформы в области культуры и быта. ……………………………………..13

Глава 3. Итоги петровских реформ…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………...…20

Введение.

По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I, позволившие России, за какую – то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.

Идея служения государству, в которую глубоко уверовал Петр I и которой он подчинил свою деятельность, была сутью его жизни, пронизывала все его начинания. До самой своей смерти Петр продолжал служение Российскому государству (началом этой службы он считал 1695 год 1).

Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. В правление Петра I наше государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.

Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д. Рассмотрение характера государственных реформ Петра, их причин и последствий и является целью данной работы.

Реализация данной цели подразумевает решение следующих основных задач исследования:

    изучение предпосылок петровских реформ;

    выяснения особенностей реформирования, осуществленного Петром в области органов власти и управления;

    краткого изложения основных положений военной реформы;

    рассмотрение вопросов, касающихся культурных и церковных преобразований.

Глава 1.Предпосылки реформ Петра I.

1.1Причины петровских реформ. Сторонники и противники реформ.

Итак, в конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят новоторговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Что касается внешней политики, то Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Глава 2. Петровские реформы.

2.1 Военная реформа.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, а также состоящие из добровольцев полки «нового строя»). Но численность полков нового строя была относительно невелика, а стрелецкое войско ни по своему социальному составу, ни по своей организации не могли являться достаточно надежным орудием решения внутренних и внешнеполитических задач.

Поэтому Петр I, придя к власти в 1689 г., столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Ее ядром стали два гвардейских (бывших «потешных») полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами.

Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу.

Рядовой состав первоначально (до начала Северной войны) комплектовался из числа «охотников» (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков).

После начала Северной войны Петр I ввел новый, поистине революционный для того времени принцип комплектования армии рядовым составом - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами.

В основу рекрутской системы, просуществовавшей более 150 лет (до реформы Милютина в 1874 г.) был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор. Поступившим в солдаты обещалось, помимо вооружения, обмундирования и полного содержания, 11 рублей жалованья в год. Служба в армии продолжалась 20-25 и более лет.

Указ от 20 февраля 1705 г. завершил складывание рекрутской системы. С 1705 г. наборы стали ежегодными, окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом, для крестьянства и посадских людей установилась новая повинность – рекрутская (верхи посада - купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства - освобождались от рекрутской повинности).

После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ.

Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия. Учитывая силу землячества для сплочения войск, Петр ввел наименование полков по главным городам областей, из которых они комплектовались.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами (ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали).

Общая численность полевой армии к 1725 г. составляла 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, призванных обеспечить порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме того, для охраны южных границ были образованы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков общей численностью в 30 тыс. человек. Наконец, имелись еще иррегулярные казачьи украинские и донские полки и национальные формирования (башкирские и татарские) общей численностью 105-107 тыс. чел.

Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям. Вначале был создан строевой устав, который и лег в основу обучения вновь формируемых полков. С появлением устава подготовка войск приняла более организованный характер. В 1700 г. строевой устав был дополнен положениями, впервые устанавливавшими внутренний распорядок жизни армии, обязанности солдат и офицеров и взаимоотношения между ними. Эти положения назывались «ротные чины» и «статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать и в строю и в учении как обходиться». «Статьи воинские» коротко формулировали основные требования к солдатам. Важнейшим из этих требований было – служить «с прилежанием».

В 1722 г. Петр I лично составил дополнения к «Воинскому уставу». Основной мыслью Устава Петр выражал требования к исполнителям: «В уставах порядки писаны, а время и случае нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены», т.е. Петр требовал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали, согласуясь с обстановкой 2 .

Петр I по праву считается и создателем российского военно-морского флота. Первый русский император так характеризовал значение флота для государства: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет» 3 . Российский военный флот, также как армия, комплектовался из призываемых рекрутов.