Об образовании в российской федерации консультант плюс. Закон Российской Федерации об образовании в Российской Федерации: описание изменений. Среди основных обязанностей обучающихся

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.


Закон «Об образовании в РФ», последняя редакция которого состоялась в 2016 году, призван сформировать иной подход к системе образования.

Теперь дошкольные учреждения имеют другой статус, школы, лицеи и гимназии уравнены по значению, практикуется индивидуальный подход.

Начиная с 1 сентября 2013 года начал действовать новый закон «Об образовании в РФ» , последняя редакция которого приходится на 2016 год.

Он призван регулировать взаимоотношения между представителями двух поколений.

Закон №273-ФЗ заменил собой два ранее действовавших законодательных акта: «Об образовании», а также «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Что рассматривается в новом законе

Закон «Об образовании в РФ» координирует все стороны сферы образования.

В разных статьях можно найти информацию по следующим пунктам:

  • участники образовательного процесса;
  • структура системы образования;
  • порядок реализации учебных программ;
  • права и обязательства самих учащихся, их законных представителей, преподавателей;
  • причины начала или завершения отношений в области образования;
  • характеристики общего и профессионального образования;
  • порядок финансирования.

Начинается последняя редакция с ключевых определений, которые будут использоваться в тексте. Далее по главам уделяется внимание разным направлениям этой сферы.

Почему стоит ознакомиться с новым законодательным актом

Рассмотрение текста закона «Об образовании в РФ» помогает получить представление о правах и гарантиях для учащихся и их законных представителей.

Законодательный акт показывает, какие требования образовательные организации могут предъявлять, а чего ожидать они не вправе.

Разобравшись в структуре образовательной системы, родители смогут выбрать для своего ребенка наилучшую программу обучения, которая будет соответствовать его потребностям.

На основании закона в последней редакции, можно определить, насколько госструктуры могут вовлекаться в образовательный процесс, не нарушая при этом прав учащихся и преподавателей.

Чтобы поддерживать учебный процесс, законодательным актом предусмотрены следующие возможности:

  • специальные образовательные программы;
  • стипендии;
  • кредиты на образование.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» охватывает практически все сферы образовательного процесса.

Вместе с тем, он содержит лишь общие принципы регулирования. Для регламентирования прочих ситуаций издаются дополнительные акты.

Важно: закон дает общее представление о правах, обязательствах и гарантиях. В отдельно изданных актах конкретизируется порядок реализации.

Основные пункты закона

Всего закон «Об образовании» содержит 111 статей, которые объединены в 15 главах.

  1. Общие положения . В первой главе приводятся основные определения для терминов, которые будут использоваться в дальнейшем. Помимо этого, там раскрывается, каким объемом полномочий в сфере образования обладают муниципальные и федеральные власти.
  2. Образовательная система . Здесь подробно описывается, как функционирует программа обучения, и какие требования предъявляются к реализации учебных материалов.
  3. Лица, проводящие обучение . Этот раздел включает три главы (3-5). Описаны все участники образовательного процесса, разновидности образовательных организаций, способы стимулирования студентов.
  4. Основания для начала и завершения образовательных отношений . В статьях этого раздела описываются требования к соглашению об образовании, итоговой и промежуточной аттестации.
  5. Виды образования . Тема проходит через главы с 7 по 10. Там подробно описываются отличительные особенности общего образования, дополнительного и профессионального. Отдельно идет профессиональное обучение, цель которого – углубление познаний в области уже освоенной профессии.
  6. Особенности реализации . 11 глава посвящена вопросам, связанным с обучением инвалидов , и групп, детей без российского гражданства или учеников с выдающимися способностями.
  7. Вопросы управления . 12 глава раскрывает, каким образом государство контролирует сферу образования и процесс соблюдения нормативных актов.
  8. Экономическая составляющая . В главе 13 описываются подробности приема на бюджетные места и порядок получения образования при оплате своими средствами.
  9. Сотрудничество с другими государствами в сфере образования . Этот вопрос обсуждается в главе 14.

В конце оговаривается, каким образом федеральный закон об образовании вступает в силу.

Базовые принципы законодательного акта

Новый закон «Об образовании» базируется на следующих основных принципах.

  1. В пределах установленных стандартов, начальное образование остается бесплатным. На обучение в школе средства выделяются из бюджета. Замена его коммерческими услугами не допускается.
  2. Государство обязуется систематически проводить мониторинг высших учебных заведений, в том числе коммерческих.
  3. Когда закон «Об образовании в РФ» вступит в силу, будут действительны только на протяжении пяти лет.
  4. Вузы оставляют 10-процентную квоту для студентов с ограниченными физическими возможностями.
  5. Для льготников предусмотрено бесплатное подготовительное обучение.
  6. Касательно дошкольного образования в РФ, оно наделяется статусом начального образования первой ступени.
  7. Прием детей в первый класс контролируется местным самоуправлением. Если ребенку не хватило места в школе, власти обязуются находить подходящую альтернативу.
  8. Законодательным актом вводится индивидуальный подход к обучению. Преподавателю потребуется выявить, что дается ребенку легче, и помочь ему развить эти способности.
  9. На среднее образование теперь смотрят как на подготовительный этап перед поступлением в вуз.
  10. В вузах, в зависимости от продолжительности обучения и уровня освоения курса, студентам могут присваиваться степени бакалавра, специалиста, магистра.
  11. Преподаватели проходят переподготовку один раз за три года.
  12. Преподавателям обеспечиваются удлиненные отпуска и возможность уходить на пенсию ранее установленного законодательством возраста.

Закон «Об образовании в РФ» регламентирует отношения между сторонами в сфере образовательных отношений. Содержание статей соответствует Конституции .

Подробнее о нововведениях

Корректировки и последняя редакция закона заслуживают внимания всех участников учебного процесса. Далее представлены ключевые нововведения:

  1. Теперь дошкольные учебные заведения считаются частью системы образования. Отличие лишь в том, что учащимся не нужно сдавать тесты и экзамены после завершения курса.
  2. За дошкольное образование не взимается плата. Однако присмотр за детьми оплачивается.
  3. Экзамены после 9 класса проводятся также строго, как и после 11 – только здесь применяются другие бланки.
  4. Для поступления в вуз обязательно предоставить результаты сдачи ЕГЭ.
  5. Учителю присваивается статус педагогического работника, которому предоставляют определенные льготы. Среди них – возможность получать раз в десять лет годовой отпуск.

Новый закон «Об образовании в РФ» дает ответы практически на вопросы, связанные с образовательной сферой.

Современный статус детских садов

Как уже отмечалось, в согласии с последней редакцией, дошкольные образовательные учреждения признаны частью образовательной системы.

Льготы по оплате были сохранены. В некоторых случаях родители полностью освобождаются от внесения платы за посещение их ребенком детского сада.

В целом, расходы выросли не более чем на 5%.

Важно: в новом законе «Об образовании в РФ» четко прописано, какие затраты можно включать в плату за посещение дошкольного образовательного учреждения, а какие нет.

Если родителям сотрудники ДОУ будут выставлять слишком большие счета на оплату, им придется обосновать повышение стоимости.

Согласно федеральному закону «Об образовании», их финансирование из бюджета не было уменьшено.

Поэтому основания для повышения оплаты должны быть достаточно весомыми.

Теперь ясно разграничены роли детских садов и школ:

  • детский сад помогает ребенку адаптироваться к новому коллективу, развить желание узнавать что-то новое, раскрыть задатки;
  • начальная школа призвана развить основные навыки письма и счета.

По новому закону о дошкольном образовании в РФ, в детских садах не проводится итоговая аттестация.

На самом деле, соответствие стандартам должно волновать не малышей, а родителей и преподавателей.

Введение индивидуального подхода

На основании нового закона «Об образовании в РФ», государство вводит индивидуальный подход.

Это значит, что, если учащийся не может регулярно посещать школу, ему можно разработать индивидуальный график посещения занятий.

Такой график разрабатывается для следующих категорий учеников:

  • переходящих в другую школу, если текущий материал в новом классе уже был изучен в предыдущем;
  • серьезно занимающихся каким-либо видом спорта и часто отсутствующих ввиду участия в соревнованиях;
  • занимающихся в музыкальной школе и отсутствующих во время гастролей;
  • имеющих проблемы со здоровьем, которые не позволяют регулярно посещать занятия в школе.

Новый закон предусматривает возможность создать индивидуальный график обучения для учащихся, которые в виду вышеперечисленных причин не могут посещать их по общему расписанию.

Лицей или школа – устранение различий

Закон «Об образовании в РФ» стирает различие между школами, лицеями и гимназиями.

Теперь ко всем образовательным учреждениям будет применяться название «школа».

Понятия «лицей» и «гимназия» утрачивают свой смысл, они будут отражены только в официальном названии.

Различия состояли в нижеуказанных характеристиках:

  • лицеи обладают определенной специализацией, поэтому там работают преподаватели высокой квалификации, имеются соответствующие лаборатории и учебные материалы;
  • школы не уполномочены реализовывать специальные учебные программы.

Со вступления в силу этого законодательного акта, школы имеют в своем распоряжении полный перечень образовательных программ.

По мнению экспертов, этот пункт может стать причиной затруднений.

В отличие от лицеев и гимназий, преподаватели в обычной школе не подготовлены к тому, чтобы предоставлять специализированное образование.

Вместе с тем трудно однозначно судить о целесообразности такого нововведения.

Ключевая задача при издании этого закона – качественно изменить подход к процессу образования.

Теперь от преподавателя требуется не просто передать знания и помочь развить базовые навыки.

Можно сказать, что по новому закону цель педагога – научить приобретать знания и развивать навыки самостоятельно.

Невозможно сразу же в корне изменить свой подход. Но к этому стоит стремиться.

Важно: новый закон поддерживает гуманизм в сфере образования. В первую очередь обращается внимание на права человека и воспитание свободной, трудолюбивой и разносторонней личности.

Последние поправки на 2016-2017 учебный год

Последняя редакция нового закона имеет еще ряд поправок. Некоторые из них вступают в силу с 1 сентября 2016 года, другие – с 1 января 2017. Далее они перечислены по порядку:

  1. Получение стипендии. Поправка на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года № 312-ФЗ . Получать социальную стипендию смогут только студенты, которым такие выплаты назначены документально. В образовательную организацию нужно предъявить этот бланк. Стипендия назначается со дня поступления документа на один год. На выплаты смогут рассчитывать ординаторы, аспиранты, имеющие материальные затруднения, слушатели, ассистенты-стажеры.
  2. Программы бакалавриата и специалитета. Изменения зафиксированы законом №306-ФЗ. На основании этого нормативного акта, с 1 сентября года, идущего перед годом приема на обучение по вышеназванным программам, Минобрнауки не может менять список испытаний для поступления и корректировать прием на обучение.
  3. Государственная поддержка. В 2017 году надеяться на господдержку могут организации дополнительного образования не только муниципальные, но и частные.

Согласно последней редакции, теперь преподаватели будут обучаться оказанию неотложной помощи: освоят порядок действий и приобретут необходимые навыки.

Поправки касательно присоединения к РФ Республики Крым

В июле 2016 года были приняты законы № 307-ФЗ и № 308-ФЗ, которые затрагивают вопросы правового регулирования в связи с новыми субъектами РФ – Республики Крым и города Севастополя.

  1. До 1 сентября 2018 года остаются в силе лицензии на образовательную деятельность для организаций, находящихся в Республике Крым.
  2. Порядок проведения итоговой аттестации и приема в образовательные организации. Крымские абитуриенты смогут еще 2 года пользоваться привилегированными условиями при поступлении в вуз. Однако начиная с 2017 года, для них не будет оставляться квота.

Закон «Об образовании в РФ» внес немало корректив в систему обучения.

Теперь не существует подразделения на обычные школы и гимназии.

Полный перечень образовательных программ будет доступен всем учебным заведениям.

С действием нового закона поменялся статус детских садов и прочих дошкольных учреждений.

Некоторые изменения вызывают споры и вопросы со стороны экспертов.

Но законодательный акт в целом охватывает все стороны сферы образования.

Федеральный закон РФ Об образовании в РФ Примерная ООП и их

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

основополагающий документ, определяющий политику государств в области образования. Закон является федеральным, разграничивающим компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Закон РФ «Об образовании»

– принят в 1992 г., изменен и дополнен в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управления, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование , международной деятельности в сфере образования. В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников.

Основные законодательные источники российского образовательного права - Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - принимались в то время, когда образовательное право формировалось национальным законодателем самостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развития международного права. На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере общего образования, а также высшего и послевузовского профессионального образования представлена: 1) Конституцией РФ, статья 43 целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: "Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". При этом Российская Федерация "устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в области образования содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (пункт 1 е), общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, (в ст. 114 пункт в) устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования. 2) закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст. ст. 24, 25). 3) Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятый через четыре года после появления «базового» закона "Об образовании", развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ "Об образовании" применительно к сфере высшего и послевузовского образования. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучением в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д. Нормами этого закона регламентируются: - система высшего и послевузовского образования и управление этой системой; - статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего послевузовского образования; - экономика системы высшего и послевузовского образования; - международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений. 4) иными "профильными" федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования; могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: федеральный закон от 10.04.2000 года № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" и другие. 5) "непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. Многочисленные "непрофильные" законы можно объединить, с известной долей условности, в следующие группы: а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации высшего и послевузовского образования в Российской Федерации б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования ^ Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: - Указы Президента РФ , среди которых в свою очередь можно выделить: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования - ^ Постановления Правительства РФ , которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования - ^ Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , принятые по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Международные правовые нормы в сфере образования. Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права. И это изменение философии образовательного права требует скорейшего отражения в тексте Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Болонский процесс - это глубокая структурная реформа высшего образования Европы. Его истоком стала Сорбонская Декларация министров образования Великобритании, Германии, Франции и Италии "О гармонизации Европейского пространства высшего образования" (25 мая 1998 года). В 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию о создании к 2010 году единого и гармоничного Европейского пространства высшего образования, Россия присоединилась в 2003 году. Были поставлены следующие основные цели: - принятие системы легко понимаемых и сравнимых степеней; - принятие системы, базирующейся на двух основных циклах (бакалавриат - магистратура); - введение системы кредитов для оценки трудоемкости предметов; - расширение мобильности путем устранения административных - барьеров и проблем, связанных с признанием; - поддержка европейского сотрудничества в области обеспечения качества; - поддержка европейского измерения в высшем образовании. На последующих встречах министров в Праге (2001), Берлине (2003) и Бергене (2005) Болонский процесс был обогащен другими линиями действия: - развитие стратегий образования в течение всей жизни; - привлечение вузов и студентов к процессу в качестве важнейших партнеров; - повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования; - включение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего цикла); - усиление социальной составляющей в высшем образовании. Главной задачей Болонского процесса является создание общеевропейского пространства высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей. Универсальные инструменты обеспечения мобильности, такие как система переноса и накопления зачетных единиц, Приложение к диплому, система оценки знаний позволяют студентам обучаться в разных учебных заведениях и в разных странах. 3. Правовые основы организации и деятельности студента, механизм реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом "Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г. Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что "Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями". Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это - также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства. Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию - оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей - максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания. 14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "Об образовании", гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. ^ Студенты высших учебных заведений имеют право: 1) получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения; 2) посещать все виды учебных занятий в данном, а по согласованию между руководителями - и в других высших учебных заведениях; 3) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления вуза; 4) бесплатно пользоваться (в государственных высших учебных заведениях) библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений; 5) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм; 7) студенты обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, требований предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего учебного заведения, соблюдать устав высшего учебного заведения и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития; 8) высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве; 9) студент имеет право выбора специализации. Порядок ее выбора определен письмом Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 4 "О специализациях по специальности высшего профессионального образования"; 10) студент имеет право получить дополнительную квалификацию "преподаватель". Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации "преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) утверждены Госкомвузом Российской Федерации 20 февраля 1995 год; 11) в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом; 12) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; 13) переходить с платной формы обучения на бесплатную в порядке предусмотренном уставом высшего учебного заведения; 14) по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск; 15) гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение и другие ^ Дисциплинарная ответственность. За нарушения студентом обязанностей предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены меры дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарные взыскания, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

В июле 2015 Президент России подписал Федеральный Закон об образовании 273 с внесенными в него изменениями. Прошлая редакция была принята 21 декабря 2012 г.

Данный законопроект обеспечивает каждому гражданину России гарантированное Конституцией право на получение образования в нашей стране. Рассмотрим, какие же изменения были в него внесены.

Изменения:

  • Был продлен срок оформления документации для школьных учреждений и вузов до 2017 г. В частности, у этих структур есть в запасе еще год, чтобы должным образом оформить свою лицензию и пройти аккредитацию.
  • Также победители олимпиад могут пользоваться еще 4 года своими достижениями при поступлении в высшие учебные заведения России.
  • Претерпела изменения и образовательная система. Так, дошкольные учреждения теперь причислены к 1-му уровню профессионального учения.

Виды образования в РФ по новому закону

По новому закону (статья 10, 273 ФЗ Росскийской Федерации с изменениямиФ 2016) виды образования в нашей стране подразделяются на четыре уровня обучения:

  • 1. Дошкольное
  • 2. Общее начальное
  • 3. Основное общее
  • 4. Общее среднее.

Ступени профессионального получения знаний следующие:

  • 1. Среднее профессиональное
  • 2. Высшее – бакалавриат
  • 3. Высшее – специалитет, магистратура
  • 4. Подготовка высшей кадровой квалификации.

Методический день учителя по новому закону 273

Согласно статье 46 Федерального закона в новой редакции, педагогической деятельностью имеют право заниматься лица, прошедшие соответствующую специальную подготовку в учебных заведениях высшего и профессионального порядка. Регулярно педагогический состав должен осуществлять повышение своей квалификации.

Отдельный пункт статьи 49 гласит, что аттестация работников сферы образования должна осуществляться не менее, чем один раз в пять лет. Кроме того, существует, так называемая, промежуточная аттестация, которая проводится практически каждый год.

Составлением своего рабочего плана для обучающихся занимается учитель. Для этого ему отводится специальный методический день, в который педагог составляет учебные планы занятий и подгоняет свои дела.

Статья 273 ФЗ об образовании в Российской Федерации

Закон 273 – это важный документ, регулирующий общественные отношения в сфере образовательного процесса. Этот действующий нормативный правовой акт находится в свободном доступе на официальном сайте Министерства образования, текст приведен со всеми последними дополнениями. Также читать его краткое содержание, особенности и основные положения можно бесплатно в онлайн режиме на ресурсе Википедия. На сайтах в интернете дано разъяснение такому понятию, как ФГОС – что это такое, с ответами и картинками. В частности, там говорится, что фгос (или образовательный стандарт) – это свод требований к обучению и уровню подготовки педагогического состава. Этот документ одобрен органом федеральной власти нашего государства.

Календарный учебный график 2016

Календарный учебный график 2016 разрабатывается учительским составом на основе статье 32 Закона об образовании в Российской Федерации. Он выделяет две части образовательной системы, в которых кратко излагается план на предстоящий учебный год. Также в акте обязательно указывается дата, когда он был принят.

Требования к рабочей программе

В ФЗ 273 Об образовании в Российской Федерации определены требования к рабочей программе, устав образовательных учреждений, обязанности педагогов, родителей и учащихся.

Согласно закону, все дети имеют право на знание, реализация которого возложена прежде всего на школы. Гарант этого права – Конституция РФ. В программе к учебному процессу также включены поправки, касающиеся лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся должен обязательно посещать школу, пропуск занятий не должен иметь место без уважительной на то причины. Также ученик обязан следить за состоянием своего здоровья, личной гигиеной, соблюдением дисциплины и правил поведения в обществе.

Обязанности родителей по закону

Закон об образовании в РФ - 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения. Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель - формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение - целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание - процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

требование к образованию

Педагогический работник - это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование - бакалавриат.
  6. Высшее образование - специалитет.
  7. Высшее образование - магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. и инструкции - это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная - если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача - сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме - в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме - вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

  1. Очную.
  2. Заочную.
  3. Очно-заочную.

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» - новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Виды

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе - традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное - только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, - Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.