Логическое ударение кратко. Контрольные вопросы и задания. Смотреть что такое "логическое ударение" в других словарях

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существует три вида ударений:

1) тактовое - на слове внутри речевого такта;

2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;

3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

станиславский пауза ударение чтение

  • БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ И БОЛЕЗНГЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Проблемы биотерроризма.
  • Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  • Чтобы сделать логическое ударение на слове, нужно только снять ударение со всех остальных слов, и тогда оно будет естественно ударным.

    (К.С. Станиславский)

    Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо уметь правильно разбираться в структуре предложения, находить в нем главное и второстепенное, определять связь между его членами, определять основную мысль и доносить её до слушателя средствами звучащей речи.

    Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, который является его центром, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. то, которое заключает в себе основной смысл высказыва­ния и на котором фиксируется внимание слушателя.

    Ударное слово – это основной смысловой центр, тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя.

    Как в слове от перемены ударения может меняться или теряться значение самого слова (змок замк, доргой – дорогй; мка – мук ), так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания. Прочтение фразы Вечером я лучше усну (с ударением на слове лучше )предполагает, что речь идет о человеке,страдающем бессонницей. Вечером он уснет лучше, чем ночью. Ночью он не может уснуть.

    Прочтение этой же фразы Вечером я лучше усну (с ударе­нием на слове усну )изменяет смысл предложения. При таком ударении предполагается, что говорится о человеке, любящем поспать, который вечером лучше ляжет спать, чем, например, пойдет в кино.

    Ударное слово не только выделяется паузами, но и отличается в произношении от других слов своей протяженностью, звучностью, изменением высоты голоса.

    Помните, логическое ударение – это не просто повышение или понижение голоса, это прежде всего выделение средствами звучащей речи центра мысли , создание конкретного образа у слушателя.

    ВЫВОДЫ

    1. Звуковая сторона речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

    2. Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дефекты дикции (шепелявость, картавость и т.п.) можно устранить при помощи специальных упражнений.



    4. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предположение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

    5. Главным компонентом интонации является мелодика речи, т.е. изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Существует несколько типов мелодики: мелодика завершенности, вопросительная мелодика, мелодика незавершенности.

    7. Темп речи – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Следите за темпом своей речи.



    8. Роль паузы в речи исключительно велика. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания, а иногда лишает фразу всякого смысла.

    9. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а разнообразия в их применении. Для этого следует делать интонационную разметку текста, выделяя короткую и длинную паузы, подчеркивая слова, на которые должно падать логическое ударение.

    10. Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо правильно делать логическое ударение. Логическое ударение – это выделение средствами звучащей речи центра мысли.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какую роль играет звуковая сторона устной речи и как она соотносится с ее содержательной стороной ?

    2. Какую роль в восприятии речи оратора играет его дикция и каким образом можно устранить ее дефекты?

    4. Важна ли для речи оратора интонация и почему?

    5. Почему оратор должен обращать особое внимание на интонационное оформление своей речи?

    6. Каким образом следует пользоваться громкостью голоса при произнесении речи?

    7. Что такое темп речи и на какие ошибки при неправильном использовании темпа речи указывал К.С. Станиславский?

    8. Какова роль паузы в речи оратора?

    9. В чем состоит интонационная разметка текста?

    10. Что такое логическое ударение?

    Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

    Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов , последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.

    Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены .) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

    Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

    Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). - Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек . - Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) - наша учительница (сказуемое). - Наша учительница (подлежащее) - моя мама (сказуемое) и т.д.

    Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.

    1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения .

    Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обыграла машина , которые различаются не лексически, а только порядком слов, содержится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором - о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина - подлежащее, а Каспаров - дополнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению предложения.

    2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску , выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг .

    3. Порядок слов может различать члены предложения , и тогда он выполняет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль .

    При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов .

    При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

    В повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: .
    - приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы .
    - согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы .
    - несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек .
    - обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню .

    Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» - перестановка).

    Инверсия позволяет:

    1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения ;
    2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
    3) связать части текста .

    Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор ).

    В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

    Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

    Над Москвой великой, златоглавою,
    Над стеной кремлевской, белокаменной
    Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
    По тесовым кровелькам играючи,
    Тучки серые разгоняючи,
    Заря алая подымается.

    (М. Лермонтов.)

    Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего.

    Выделяют различные виды интонации : вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

    Интонация - явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.

    1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное.
    2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса - это мелодика речи.
    3. Речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп.
    4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
    5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

    Как удивили его / слова брата!
    Как удивили его слова / брата!

    Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения интонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

    Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

    Логическое ударение - это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

    Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмеченные слова:

    1) В нашем саду созрел виноград ;
    2) В нашем саду созрел виноград ;
    3) В нашем саду созрел виноград .

    В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.

    Возьмем, например, предложение Брат учится в школе .

    Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в школе учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударением последнее слово, подчеркнем, что брат учится в школе (а не в техникуме, университете и т. п.).

    В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.

    При изменении места логического ударения меняется и интонация: если логическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.

    Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

    «Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: „Вся Россия наш сад“. Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова.
    Сделать ударение на слове „сад“ - отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.


    На слове „наш“ - подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.


    На слове „Россия“ - значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.


    Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове „вся“: „Вся Россия наш сад“. Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении „вечной весны“.


    А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».

    Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.

    Порядок слов - средство устной и письменной речи, а логическое ударение - только устной речи .

    Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.

    Умение выделять наиболее значимое в предложении - необходимое условие выразительной устной речи.

    Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

    Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

    Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте».

    Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

    Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

    Существуют следующие виды ударений:

    Тактовое

    Фразовое I

    Фразовое II

    Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

    Например:

    «Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

    В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «женщины» (группа подлежащего), во втором - «не страдают» (группа сказуемого). «Женщины» выделяется второстепенным ударением, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «не страдают».

    Например:

    «Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)


    В этом предложении четыре речевых такта, в каждом есть свое ударное слово. Но главный речевой такт - последний, его главное ударное слово - «на рояле».

    В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

    Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

    Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

    Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений».



    Бескрасочная интонация - есть монотон - речь на одной или почти на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применять на контрасте с главной частью фразы, она, напротив, поможет это ударение выделить.

    Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

    Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.


    Важно помнить, что путь логического разбора - это всегда путь от целого к части и от части к целому, поэтому разобраться в определении главных и второстепенных ударений можно только исходя из основной мысли произведения.

    В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.



    Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (речевого такта). Это - фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

    Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

    Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

    У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

    Например:

    «Глаза I у него были несравненные | - большие, | черные, | с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, | казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. | Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, | только этот взгляд существует. ||

    Когда я вспоминаю Маяковского, | я тотчас же вижу эти глаза | - сквозь обои, | сквозь листву. | Они на меня смотрят, | и мне кажется, что в мире | становится тихо, | таинственно. | Что это за взгляд? | Это взгляд чтения». (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)

    В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

    Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

    В авторском тексте часто встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении (в русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее, как правило, обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и так далее). Применение инверсии дает возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на свое место», внимание читающего оказывается привлеченным к нему, и на него обычно падает ударение.

    Но в каждом правиле есть свои исключения. Фразовое ударение I - «только этот взгляд существует» показывает, что главное ударение принимает на себя предпоследнее слово.

    «Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

    Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

    Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления».

    Например:

    «Я был в театре» (а не ты).

    «Я был в театре» (это уже случилось).

    «Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

    В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. В конкретной ситуации логическое ударение оказывается вполне определенным. При этом оно всегда совпадает с тактовым или фразовым ударением. Такое совпадение дает нам право пользоваться термином «смысловое ударение» для обозначения всех видов ударения - логического, тактового, фразового.

    Логические ударения в стихотворном тексте, как правило, приходятся на конец строки. Это обусловлено ритмообразующими факторами стиха. В прозе дело обстоит по-другому.

    Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

    Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

    Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

    Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

    Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

    Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

    Существует три вида ударений:

    • 1) тактовое - на слове внутри речевого такта;
    • 2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;
    • 3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

    Например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

    В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

    Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

    Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

    Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

    Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

    Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

    Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

    Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.