Конспект на тему мягкий знак. Конспект урока по русскому языку «Разделительный мягкий знак. Разделительный мягкий знак

Конспект урока по русскому языку

«Разделительный мягкий знак».

Учитель: Приходько О.С.

Класс: 2.

Предмет: Русский язык

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель: Дать младшим школьникам понятие о разделительном мягком знаке.

Задачи:

Образовательная -

Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Коррекционно-развивающая -

Развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.

Развивать орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.

Воспитательная -

Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.

Личностные результаты учащихся:

Осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах понимать значимость правильного написания мягкого знака развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака.

Коммуникативные:

внимательно слушать друг друга уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: знать, когда следует писать разделительный мягкий знак; уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Тип урока. Практическое решение учебной задачи.

Материал к уроку: Презентация «Разделительный мягкий знак».

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

Садитесь, пожалуйста.

2. Минутка чистописания (Ь).

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

3. Актуализация знаний .

На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье

2) карточки со словами:

варене - варенье

плате - платье

листя - листья

Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы.

Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией. (Варенье, платье, листья)

Все ли согласны с выбором ребят? (да)

Какое правило объединяет данные слова по написанию? (Написание слов с разделительным мягким знаком)

Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)

4. Самоопределение к деятельности.

Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)

В чём будем упражняться на урок? (В написании слов с разделительным мягким знаком)

Молодцы! Вы абсолютно правы.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.

На доске: прикрепить букву: ь.

5. Работа по теме урока.

1 Работа с буквенным рядом.

Внимательно прочитайте слова и подумайте, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е ё и ю я)

(варенье, воробьи, крылья, солью)

Вспомните, почем эти буквы называют «особенными»? (Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)

А если после согласного? (Обозначают мягкость этого согласного)

Назовите слова с разделительным мягким знаком.

Назовите слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласного.

2. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.

К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

На доске: появляется картинка Карлсона.

Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

Запишем эти слова. (1 уч.)

Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.

Что показывает разделительный мягкий знак? (Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Обозначьте орфограмму.

Физминутка для глаз «Рыбки».

3 Работа над предложением.

а). - Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (ответы учащихся)

б). - Запишем предложение с комментированием: (1 уч.)

Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.

Назовите главные члены предложения?

4 Физкультминутка.

Поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если - не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)

Молодцы! Все слова назвали.

5 Работа по учебнику (стр. 116)

а). - Откройте учебник на стр. 116.

Прочитайте задание к упражнению № 204.

6 - Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

На доске: а я у ю э е щ ё и ы

Все ли согласны с таким выбором?

7. Домашнее задание.

Ребята! Наш урок подходит к концу. Отложите, пожалуйста, тетради и учебники на край стола. Познакомьтесь с домашним заданием.

На доске: записать - стр. 116 упр. 206

Прочитайте задание к упражнению.

Что требуется выполнить?

Есть вопросы по домашнему заданию?

8. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог урока.

Чему учились на уроке? (Писать слова с разделительным мягким знаком)

Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.

Какие вы молодцы!

Спасибо за урок!

ТЕСТ. Разделительный мягкий знак.

1 уровень.

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

__________________________________________________________________

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

__________________________________________________________________

2 уровень.

4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил_____________________

С деревьев осыпались_________________

На верёвке сушится____________________

5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса.

Без терпенья - нет уменья.

__________________________________________________________________

Повторенье - мать ученья.

__________________________________________________________________

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

__________________________________________________________________

3 уровень.

6.Исправь ошибки.

Наша кожка мурка - бальшая шалунья.

Папа принёс чючело воробя.

Мурка схватила чючело.

Осталис от птичьки одни клочя.

ольга комиссаренко
Конспект занятия «Мягкий знак»

Грамматическая тема : Мягкий знак .

Лексическая тема : Антонимы.

Цель : Научить обозначению мягкости согласных при помощи Ь. Задачи : 1. Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные .

2. Упражнять в подборе к словам антонимов.

3. Развивать фонематическое восприятие.

4. Упражнять в составлении предложений.

5. Развивать зрительное восприятие.

Ход : 1. Оргмомент.

На какую букву похожи эти предметы? (на Ь)

2. Посмотрите, у меня на доске написаны слова. Прочитайте их.

А теперь прочитайте слова на другой стороне доски. Одинаковые это слова?

Чем они отличаются?

Слова : угол, брат, ел, мел, хор, топ; уголь, брать, ель, мель, хорь, топь.

3. Отгадывание кроссворда.

Придумать слова.

4. Подбор картинок к схемам.

о о о ь – мышь

о о о о о ь – голубь и т. д.

5. Звуко-буквенный анализ слов голубь, метель.

6. Физминутка.

«Зарядка»

7. Составление предложений со словами. Запись. Выделить главные члены.

8. Работа на карточках. Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки . Отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков .

голуби –

9. Посмотрите, сколько Ь спряталось?

ЬЬЪЯЪЬЯЬБЬЬЪББЬБЬЬ

10. Я буду говорить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите слово в конце которого вы написали бы ь.

Слова : копать, пошел, мел, мель, сон, сок, соль,варить, дом, солить, мак, писать, рисовал.

11. И «Наоборот»

большой – горячий -

длинный – грязный -

широкий – острый -

высокий - умный –

светлый - глубокий –

Публикации по теме:

Я хочу предложить вам самодельный способ создания мягкого конструктора. Для его изготовления понадобятся обычные разноцветные губки для.

Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно.

В нашем детском саду среди педагогов проводился конкурс на лучшую дидактическую игру по правилам пожарной безопасности. Я принимала в этом.

Конспект занятия с использованием интерактивной игры «Назови дорожный знак» Интерактивная дидактическая игра «Назови дорожный знак» Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках. Воспитатель загадывает детям.

Конспект занятия «Нагрудный знак «Голубь Победы» ко Дню Победы» Мастер-класс «Нагрудный знак «Голубь Победы» ко Дню Победы» Цель: Воспитание патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения.

Мастер класс по квиллингу на тему: " Знак вечности и бесконечности!" Скоро 8 Марта - Международный женский день! Я думаю, что люди не зря.

Праздник по правилам дорожного движения «Незнайка и дорожный знак» (младшая и средняя группы) «Незнайка и дорожный знак» (младшая и средняя группы) Задачи: 1. Углублять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях.

Урок обучения грамоте «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч» Технологическая карта урока обучения грамоте

"Мягкий знак - показатель мягкости в конце и середине слов"

Закрепление.

Цель:

Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

    Орг. момент

Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

Запишите число. Классная работа.

Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Верно. С чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

    Чистописание.

Игра: «Лишняя буква».

На доске буквы: я,е,ё,и,ь,ю

– Какая буква лишняя?(Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков.

Напишите красиво букву «мягкий знак» …

Что вы знаете о мягком знаке?......Что он обозначает?

3 . Орфографическая минутка

Какой следующий этап у нас на уроке русского языка? (орф. минутка) Для чего она нужна? (учиться видеть орфограммы, учиться грамотно писать)

– Какая орфограмма есть во всех этих словах? Назовите проверочные слова. - Запись под диктовку (слова закрываются) лиса сова лесник кольцо - Поставьте ударение. Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу. Встаньте, чей сосед написал слова с безударной гласной в корне слова без ошибок.

Какое слово лишнее? Докажите.

Все вместе выполним: звуко-буквенный разбор- кольцо

кольцо́: коль-цо. 2 слога


    о - [а] - гласный, безударный
    л - [л’] - согласный, непарный звонкий, мягкий
    ь -
    ц - [ц] - согласный, непарный глухой, твёрдый
    о - [о] - гласный, ударный

В слове 6 букв и 5 звуков

у доски: лось, конь, окунь (3 ученика)

Ло́сь 1 слог: Лось.

л - [л] - согласный, непарный звонкий, сонорный, твёрдый
о - [о] - гласный, ударный
с - [с’] - согласный, парный глухой, парный мягкий
ь -

В слове 4 буквы и 3 звука.

В слове ко́нь: 1 слог,

4 буквы, 3 звука

окунь - слово из 2 слогов: о-кунь. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [окун’]

о - [о] - гласный, ударный
к - [к] - согласный, парный глухой, парный твёрдый
у - [у] - гласный, безударный
н - [н’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ь -

В слове 5 букв и 4 звука.

Проверка : - Какое было у вас задание? Ты справилась без ошибок? Как ты себя оцениваешь?

4. Словарная работа:

Какое правило мы только что вспомнили на орфографической минутке? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова:

учитель, тетрадь, девочка, коньки, медведь, декабрь.

Можно ли эти слова разделить на две группы? На какие?

Запишем их в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

С комментированием дети пишут в тетрадях.

Какое лишнее слово лишнее? (девочка)

Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

Составьте предложение со словом девочка (разбор предложения)

5. Физминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что общего у всех этих слов, кроме слова девочка? Где ещё встречались нам сегодня слова с ь? - Почему в этих словах пишется мягкий знак?

Итак, какова цель нашего урока? – закрепить умение писать слова с мягким знаком.

Какие же задания мы сейчас будем выполнять? (задания на закрепление умения писать слова с ь)

Откройте учебник на с. 51 упр. 29. Прочитайте загадки. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Зимой беленький, летом серенький.

Мохнатенький, усатенький, лапки мягонькие, походка лёгенькая, а коготки остры.

Запишите получившиеся загадки и отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие звуки.

Давайте проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

Посмотрите на доску. Вам надо в предложения вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. (слайд)

У кол(?)ца нет кон(?)ца.

У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки.

Горят угол(?)ки в угол(?)ке печ(?)ки.

А с какими буквами ещё согласные читаются мягко?

Возьмите карточку со стола. Запишите только те слова, где есть Ь. Работу выполнить в паре.

Лес_, лос_, сол_, сон_, кон_ки, вил_ка, пал_то, сирен_, топол_, орешник_, бел_ка, ден_ки, мис_ка, гор_ка, пен_, кот_, лам_па, снегир_, воробей_, ден_ги.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Встаньте, чья пара записала слова без ошибок.

Внимание на доску: спишите слова с мягким знаком.

Догадайтесь о чём идёт речь?

8. Итог урока:

Какую тему изучали?

Где может стоять ь?

А с какими гласными читаются мягко?

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

Цели:

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.

Задачи:

  • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
  • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учеников;
  • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель

А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

Что вы можете сказать об этом мягком знаке? (Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

Ребята, какие времена года вы знаете?

Сколько месяцев в каждом времени года?

А в году?

Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

Проверка. (слайд)

Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.

А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

Что он разделяет? Где его место в слове.

На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й, на губах улыбка.

Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.

Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

Где его место в слове?

Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.

3. Физминутка.

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак»:

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление.

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.

А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

  • Соня-Софья
  • Даша-
  • Таня-
  • Илюша-
  • Луша-

Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

Какое было затруднение (имя Луша).

Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

Что вы скажете?

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия.

Возьмите перфокарты.

Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — - счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — - + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

Выберите для себя одно из утверждений:

Сегодня на занятии я понял (а) …

Сегодня на занятии я узнал (а) …

На занятии мне было интересно …

На занятии я научился (ась) …

Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.