Исторические заметки о харбине. Харбин – город с русскими корнями и китайской душой

На площади перед Софийским собором пасется стая голубей. На свежевыкрашенных куполах сияют кресты; врата церкви открыты настежь. Из только что подкатившего темно-синего "ауди" выбираются два китайца. Один прилежно снимает храм на видео, другой истово осеняет себя крестным знамением. Туристы? Нет, местные. Софийский собор стоит на пересечении улицы Toulong с Zhaolin jie, недалеко от центра Харбина.

Путешественники, приезжающие в Харбин, должны на время забыть стереотипные представления о Китае - пагоды, императорские дворцы, буддийские храмы на каждом шагу. Харбин - самый большой город Манчжурии, лежащей на северо-востоке Поднебесной империи. Великая стена отделяет Манчжурию от всего того, что традиционно считается сугубо китайским. Что же касается Харбина, то этот город когда-то был нашенским, русским...

Русских в Харбине было много - они ехали туда с 1898 года, с начала постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Собственно, ей Харбин и обязан своим возникновением. "Здесь 16 мая 1898 года был заложен инженером Шидловским барак. Эту дату и приходится принять за дату основания города Харбина", - сказано в книге, выпущенной в свое время КВЖД, которая некогда располагало собственным издательством.

В ту пору Харбин носил еще другое название - станция Сунгари-первая. Она была узловой на КВЖД. Построили ее в Манчжурии, на месте пересечения магистрали с южной ветвью железной дороги, идущей на Порт-Артур, в восьми верстах от реки Сунгари - притока Амура. В июле 1903 года КВЖД была сдана в эксплуатацию, и вся ее полоса превратилась в своего рода государство в государстве - ее охраняли русские войсками, там действовали русская администрация и российские законы.

В нынешнем 5-миллионном мегаполисе все еще сохраняются следы легендарного русского Харбина начала ХХ века. В центре города и сегодня можно видеть типичные русские особняки. Впрочем, есть и в стиле "арт нуво". Многие дома и улицы напоминают наши сибирские города. Особенно "русской" выглядит улица Zhongyang (сохряняю латинскую транскрипцию, чтобы не запутаться в прихотливой китайской топонимике); в начале прошлого века ее называли "Китайской". Начинается она у набережной Сунгари и тянется на полтора километра к центру города. Ее украшение - 13 дошедших до наших дней 13 старинных зданий русского Харбина. В 1997 году "Китайская" улица была взята под государственную охрану и превращена в пешеходную зону.

Вот одна типично русская история, приключившаяся в Харбине. Как-то жарким летним днем 1907 года российский ротмистр Альтман решил утолить жажду пивом. Все было бы хорошо, не води он с собой ручного медведя, вполне мирного и привязанного к людям. На беду, что-то отвлекло внимание Альтмана, и зверь выпил его пиво. После чего взбодрился и решил отправиться гулять по городу. Люди в панике разбегались, а экипажи опрокидывались. Это напугало самого медведя - он встал на задние лапы и принялся реветь. В конце концов усилиями местных стражей порядка медведь был посажен на цепь и доставлен в участок. В ожидании хозяина зверь забился под лавку. В общем, обошлось без жертв, но движение в центре Харбина в результате этого инцидента было парализовано час.

История эта изрядно позабавила жителей Манчжурии. Когда через несколько лет российские промышленники построили неподалеку от Харбина пивоваренный завод, китайские чиновники предложили назвать производимое им пиво "Сюн", что в переводе означает "медведь". Этот напиток пользовалось у китайцев большой популярностью. И сегодня в одном из парков Харбина можно увидеть вывеску на русском: "Кабак "Генерал Топтыгин".

Однако русско-китайскому "Сюну" медвежью услугу оказал "перестроечный Миша". В советское время поставками пива в дружественный Китай занимались многочисленные заводы в Кемерово, Тюмени, Башкирии, Уфе, Перми, Сахалине, Владивостоке. Но в 1985 году в Советском Союзе началась тотальная борьба с алкоголизмом, и поставки сократились почти втрое. Китайские любители пива поняли: рассчитывать на странных русских нечего. Пришлось вспоминать давно забытые национальные рецепты и самим приниматься за производство хмельного напитка. Китайцы, замечу, начали варить пиво еще 3 тысячи лет назад.

После Октябрьской революции 1917 года началось нашествие в Харбин эмигрантов и беженцев из России. В начале 20-х годов город и станции по линии железной дороги запрудил людской поток. Это была часть первой эмигрантской волны, разбросавших русских людей по всему свету. В Харбине счет шел на десятки тысяч - - эмигрантов и служащих КВЖД. До японской оккупации им принадлежало 33 процента всех капиталов в городе. Заботясь о хлебе насущном, русские харбинцы не забывали и о хлебе духовном.

Первая русская поэтическая публикация появилась в Харбине еще в 1906 году. А основной поток начался в 1918-1920-х годах, тогда же вышли первые поэтические сборники. Китайцы в литературно-издательском процессе выполняли скромную роль наборщиков. Наш язык они не знали, поэтому в русских изданиях тех лет много опечаток.

Как и в Советской России, в Харбине тоже верили в светлое будущее. Вот строки из русской газеты 1920-х годов: "Харбинцы, вероятно, скоро если не сравняются с американцами, то все же не очень будут им уступать в умении управлять аква-фляерами и в их устойчивости. "Солнечный спорт" настолько ярок, что не может не завоевать себе самого широкого распространения среди людей, любящих воду, солнце и веселый смех". Сегодня мы знаем, чем обернулась эта прекраснодушная идиллия для русского Харбина. В стране Советов тоже верили: "Мы будем петь и смеяться как дети..."

Новый этап в истории Харбина ознаменовала японская оккупация Манчжурии. Она началась в 1931 году, а на рассвете 6 февраля 1932 года японские части вошли в Харбин. Так открылась новая печальная страница в жизни города, оказавшегося на ближайшие 15 лет буквально на скрещении эпох. Японцы в большом числе начали стекаться в Харбин.

После оккупации Манчжурии, в том числе полосы отчуждения КВЖД, японскими войсками и создания ими марионеточного государства Маньчжоу-Го, работа КВЖД была сначала затруднена, а затем стала и вовсе невозможной. Поэтому в 1935 году СССР продал свои права на дорогу властям Маньчжоу-Го. Многие русские железнодорожники были при этом уволены, а часть тех, у кого было советское подданство, вернулись на родину. Почти все, кто перед войной был отозван с КВЖД, пополнили "население" ГУЛАГа.

Японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Манчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый шаг русских эмигрантов. Все это побуждало их к отъезду, и большинство перебралось в Шанхай. В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома...

А те эмигранты, что остались в Харбине, по-русской традиции раскололись на несколько групп и соперничали друг с другом. На правом фланге группировались силы, боровшиеся с большевиками и не смирившиеся со своим поражением. На левом же развернули свою деятельность в поддержку большевиков Объединенная конференция профессиональных, политических и общественных организаций полосы отчуждения КВЖД (1920-1921 гг.) и сильные левые профсоюзы. Возникло движение за "смену вех" в отношении большевиков.

Чтобы объединить эмигрантов был необходим культурный символ - некий безупречный образ, связанный с Россией. Такой культовой, по современной терминологии, фигурой, символом потерянной родины, в сознании эмигрантов стал Пушкин. Вокруг этого светлого имени могла объединиться вся зарубежная Россия, несмотря остроту идейных разногласий.

Впервые зарубежная Россия отметила пушкинский юбилей в 1924 году - 125 лет со дня рождения поэта. Чтобы преодолеть угрозу утраты национальной идентичности (тогда в ходу был термин - денационализация), было решено ежегодно широко отмечать во всем Зарубежье "День русской культуры", приурочив его ко дню рождения Пушкина.

В 1925 году "День русской культуры" праздновался уже в 113 странах, где жили русские эмигранты, и с этого времени он стал ежегодным. С особым размахом русская эмиграция отметила 100-летие со дня смерти Пушкина. К 1937 году в эмиграции возникло 16 Пушкинских комитетов на пяти континентах. Статистика была впечатляющей: в Европе в 24 государствах и 170 городах, в Австралии в 4 городах, в Азии в 8 государствах и в 14 городах, в Америке в 6 государствах и в 28 городах, в Африке в 3 государствах и в 5 городах. Всего в 42 государствах - 231 городе. Всему миру было явлено единство российской исторической памяти.

Особое место великий поэт занимал в сознании эмигрантов, живших в Китае. Пушкин никогда не был на Дальнем Востоке, однако он интересовался Китаем и не раз обсуждал эту тему с отцом Иакинфом Бичуриным, крупнейшим в ту пору русским ученым-китаеведом, который на протяжении 14 лет был главой Духовной миссии в Пекине. А в 1835-1837 годах он жил в Кяхте, где организовал первое в России училище с преподаванием китайского языка. Отец Иакинф нередко читал поэту произведения китайских поэтов. Общение с о. Иакинфом не осталось для Пушкина бесследным. Примечательно, что в черновиках "Евгения Онегина" сохранилась запись о чтении пушкинским героем Конфуция.

Первым произведением Пушкина, переведенным на китайский язык, стала "Капитанская дочка". Это произошло в 1903 году, том самом, когда вступила в строй КВЖД. Но это был всего лишь эпизод в истории Пушкина на Дальнем Востоке. По-настоящему пушкинский голос на Дальнем Востоке зазвучал после того, как туда начали перебираться российские эмигранты. Вот как отмечалось в Харбине 100-летие со дня кончины поэта. Духовенство отслужило торжественную панихиду по Пушкину. Всюду открывались выставки, читались лекции, проходили премьеры спектаклей. В феврале 1937 года была открыта Пушкинская выставка, организованная по предложению члена юбилейного комитета П. Савостьянова. На ней были представлены не только прижизненные издания поэта, но и предметы русского былт, картины.

В те февральские дни и возникла мысль издать все "пушкинские материалы" в одном альбоме. Авторский коллектив возглавил профессор К.Зайцев, который не только взял на себя роль координатора, но и написал немало статей для сборника, а также отредактировал работы других авторов. Всего было отпечатано 1160 экземпляров альбома, из них 16 именных и 44 нумерованных - на бумаге лучшего качества и в увеличенном формате. 1 марта 1937 года на торжественном собрании на юридическом факультете Харбинского университета профессор Г.К.Гинс прочел доклад "А. С. Пушкин - русская национальная гордость".

Начало Второй мировой войны отбросило на Харбин зловещую тень. В 1939 году в Харбинском предместье Пинфан был размещен "Отряд 731" или "Отряд Исии". Сейчас о деятельности этого отряда знают во всем мире, а в 1930-40-е годы эта группировака была строго засекречена.

Начиналось все в Токио, где в 1931 году была создана армейская медицинская школа, а при ней - лаборатория по борьбе с эпидемиями. Впоследствии она получила кодовое название "Отряд 731". Он неоднократно передислоцировался, пока не осел здесь, в харбинском Пинфане...

От железнодорожного вокзала до Пинфана идет 343-й автобус. Ехать долго, чуть ли не 10 километров. Но я все же решил проделать этот маршрут. На предпоследней остановке кондуктор показывает на траурный мемориал: на выход! Иду к главному административному зданию: здесь работали палачи в белых халатах, размещались охранники. А нынче в главном "блоке" - музейная экспозиция. При входе обе стены облицованы металлической чеканкой. Прямо из стен к посетителям тянутся руки в кандалах, со сжатыми кулаками.

Отряд генерала Исии готовил бактериологическую войну. В концлагере-лаборатории с 1939 по 1945 годы страшной смертью погибло более трех тысяч человек. В те годы организатор этого страшного эксперимента были в фаворе. На одном из фотоснимков - палач в автомобиле на фоне харбинского православного храма. На другом - Исии получает награды от главы японского министерства гигиены. У отряда Исии был свой аэродром. Самолеты в ангарах ждали своего часа, чтобы с воздуха распылять смертоносные бактерии на территории противника.

После вступления СССР в войну на Дальнем Востоке японское командование решило замести следы преступлений. 8 августа 1945 года были спешно взорваны все объекты на территории отряда: тюрьма, крематории, бараки, лаборатории, в которых проводились бесчеловечные опыты над людьми с применением болезнетворных бактерий. И все же уцелели каменные стены "холодильника": на плацу перед ним заключенных зимой привязывали к столбам и обливали водой, проверяя, сколько времени выдерживает организм. Заключенных умерщвляли в вакуумных камерах, пытали электрошоком, ампутировали конечности, лишали воды, и подопытные погибали от жажды. Сохранились и бетонные ячейки глубиной около метра, в которых содержались мыши, крысы, суслики и прочая живность, - их заражали инфекционными бактериями, чтобы потом выпускать на территорию врага.

В 1978 году на территории "объекта" был создан музей. Его экспозиция размещается в бывшем здании штаба "Отряда 731". В первое время в музее бывало всего 700-800 посетителей за год. Но в последнее время отмечен всплеск - 11 тысяч человек ежегодно, причем очень много японских туристов. Среди японцев, посетивших "Отряд 731", были и те, кто работал здесь в 1939-45 годы. В то время "зондеркоманду" сомнения не мучили: перед главным зданием даже была баскетбольная площадка, где можно было размяться после трудового дня.

Отрезвление пришло с годами, после поражения Японии во Второй мировой войне. На фотографии - Наоката Ицибаси, бывший член "спецназа" "Отряда 731". Он посетил Пинфан в 1987 году и оставил в книге для посетителей покаянные строки. Другое фото: бывший вивисектор Хидео Сонода замаливает свои грехи на руинах барака. Еще один "перековавшийся" - бывший охранник Ютака Мио. После войны он отказался от пенсии в знак покаяния за причастность к преступлению против человечества.

Экспозиция музея обрывается 1945 годом, когда "Отряд 731" прекратил свое существование. На выставке представлены фотокопии документов о послевоенной судьбе генерала Исии и других изуверов. Из содержания этих материалов следует, что их приголубили американцы, и они оказались в США, где внесли свою лепту в военно-бактериологические изыскания Пентагона. В одном из залов можно видеть бактериологическую бомбу, изготовленную в США. По некоторым сведениям, такие бомбы американская армия использовала на первых порах в ходе Корейской войны 1950-53 годов.

Правда, некоторые подельники Исии от кары не ускользнули. К их числу относится Tомио Исава. В 1949 году он предстал в Хабаровске перед судом над японскими военными преступниками, но еще до окончания процесса покончил с собой в камере. Предполагается, что в Пинфане будет создан мемориал в память о замученных китайцах, корейцах, русских, монголах. А пока на выходе из музея - лотки с сувенирами: русские матрешки, кофе "Жокей", браслеты, бусы и даже меха чернобурки. Видно, у администрации плоховато со вкусом...

Но вернемся к русским харбинцам, пережившим трудные военные годы. Осенью 1945 года Советская армия освободила Харбин от японских оккупантов. Однако 1949 год - возникновение красного Китая, закрытие еще сохранявшихся русских журналов. 1956 год - отъезд последних русских из Китая, остались единицы. 1975 год - последняя русская поэтесса Нора Крук, родившаяся в Харбине в 1920-м, уехала из Гонконга в Австралию. А тем, кто остался, довелось перенести новые испытания в годы "культурной революции" в КНР.

Всего в Китае в 1880-1941 годах было воздвигнуто более 20-ти православных храмов. Половину из них снесена во время "культурной революции". Пострадало и китайское православное духовенство. Протоиерей Стефан У - китаец. Хунвейбины отбили ему легкие. А православного священника Григория Джу, тоже китайца, возили по всему городу с плакатом на груди. Сюжет был страшен: отец У целует ноги Хрущева.

В 1990 году в Харбине проживало 22 русских - именно столько было зарегистрировано в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Сюда они приходили слушать проповеди отца Григория, которого в миру звали Джу Пу. В храме молились и православные китайцы. Но все-таки это была русская церковь - так, по крайней мере, считали последние эмигранты. Еще в начале 90-х годов в храме можно было встретить русских стариков, доживавших в Харбине свой век. Они попали сюда детьми, пережили японскую оккупацию, войны, культурную революцию...

Для них православная церковь в Харбине была поистине всем: и местом общения, и памятью об ушедшей молодости, и последней надеждой. Нынче в Харбине потомков русской эмиграции практически не осталось. Все, кто не сумел уехать, покоятся на погосте. Здесь же и памятник героям Порт-Артура, и могила офицера армии Колчака, полного георгиевского кавалера Сергея Федорова. По соседству лежит последнее русское духовенство. Среди прочих - протоиерей Валентин Барышников, которого считали чудотворцем.

Про схимонахиню Рафаилу говорят: "Тихо жила и тихо умерла". На ее могиле нет ни креста, ни просто таблички с именем. Известно только, что она лежит под кустом сирени. Ухаживать за могилами уже некому, а скоро и помнить никто не будет. В Китае действует лишь один из сохранившихся православных храмов. Он находится в Харбине и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Остальные святыни используются как музеи, выставочные залы, склады и рестораны. В Харбинском соборе сейчас размещен музей архитектуры - молиться больше некому. Правда, в китайском обществе вынашивается идея восстановления Свято-Никольского храма, украшавшего Харбин и снесенного маоистами.

Если от железнодорожного вокзала подниматься вверх по Honglun jie, то через 15 минут ходьбы можно выйти на площадь, окруженную высотками из стекла и бетона. Они подавляют скромный памятник, установленный здесь в честь советских воинов. На постаменте надпись по-русски: воздвигнуто в память советских воинов, павших "за свободу и независимость Союза советских социалистических республик". Советский человек привык к такого рода "клише" и, вроде бы, все так и надо. Но, все же, где логика? Если за свободу СССР, то почему памятник в Китае? Если за свободу Китая, то причем здесь независимость Советского Союза?

В годы советско-китайской холодной войны по поводу этого монумента кипели споры: сносить или нет? Ограничились тем, что в памятные дни советским дипломатам не разрешалось приезжать из Пекина в Харбин для возложения венков к подножию памятника. Но это - в прошлом. На южном берегу реки Сунгари разбит парк, тянущийся вдоль набережной. Когда-то он носил имя Сталина. А на северном берегу, напротив Харбина, завершается благоустройство большого парка "Остров солнца". Пруды, мостики, павильончики, ивы, ручные лани.

Но главная достопримечательность парка - "русская деревня". Точнее, деревня "а ля рюс", - примерно то же, что "китайский павильон" в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Здесь же, на щите, - план парка с надписями на китайском, английском и русском с заметным итайским акцентом. Вчитываюсь в текст. Итак, "Схема проводники пейзажной зоны". "Она смотрит оживленные городские районы только через реку. Имеет характер полевого пейзажа, с безыскусственностью, удалью и полной природой". Посетителей ожидает "длинная галерея укрывания от дождя", "благоухание цветов лотоса и прыгание рыбы". "Зона русского характера приобретает очарование иной культуры и флирта. Гуманитарный ландшафт и играющие объекты тоже имеют природный пейзаж и густой русский флирт". Но не буду придираться: при желании все можно понять...

Вернувшись в Харбин, прогуляемся по улице Xidazhi jie, Она пересекает город с юго-запада на северо-восток. Когда-то на одной из ее площадей высился громадный памятник Мао Цзэдуна. Нынче здесь бетонная развязка скоростных шоссе, а монумент переместили в сквер перед одним из административных зданий. По улицам сплошным потоком несутся такси, роскошные бьюики и белоснежные лимузины. А кому такси не по карману, может нанять вело-рикшу. К "железным коням" приделаны фанерные коробчонки для перевозки людей, украшенные бархатными пампушками и бумажными цветами. По обочине тащатся ослики, запряженные в деревянные тележки с немудреной поклажей.

Из ряда бетонных коробок выделяется здание русское по стилю. Подхожу ближе - так и есть. На вывеске значится: ресторан "Русский дом". Миновав площадь с памятником советским воинам, улица Xidazhi jie меняет свое название на Dongdazhi jie. Там, где ее пересекает Anshan jie, уникальное сочетание: бок о бок стоят три храма: католический, православный и протестантский. В католическом идет какой-то семинар, в протестантском - богослужение. А православная Покровская церковь, открытая в 1986 году после долгих лет гонений, - на замке. Каска на дверях облупилась.

Последний православный священник-китаец - отец Григорий Джу - умер в 2000 году, служить некому. Храм не "снят с регистрации", он открыт для верующих, прихожане собираются по праздникам и молятся как умеют, без священника. Летом 2004 года сюда был направлен священник из Екатеринбургской епархии, который, с разрешения местных властей в течение двух недель совершал в храме богослужения. А ведь когда-то в Харбине были не только православные храмы, но и монастыри.

Если продолжить путь по Dongdazhi jie, то вскоре улица приведет к ЦПКО (Центральный парк культуры и отдыха). Ошибиться невозможно: громадное колесо обозрения видно издалека. Слева каменные львы охраняют вход в буддийский монастырь. Обитель действующая; во дворе высится огромная позолоченная статуя Будды. Когда-то буддийский монастырь и православная обитель соседствовали - друг от друга их отделяла высокая каменная стена. Нынче за "буддийской" стеной - парк культуры.

При входе в бывший православный монастырь высится колокольня, увенчанная пятиконечной звездой. В монастырском храме, тожде бывшем, разместился центр компьютерных игр. На территории китайского "диснейленда" тесно от всевозможных аттракционов. Бетонной стеной огорожено кладбище советских воинов, погибших в боях за освобождение Харбина. Несколько десятков ухоженных могил с обелисками, но доступа к ним нет, ворота на замке.

Возвращаясь по Dongdazhi jie, можно свернуть на Guogeli Dajie и дойти до ее пересечения с Gexin jie. Здесь высится еще один православный храм, чудом уцелевший в годы культурной революции. Рядом временный помост, а над ним - рекламный плакат: слева - пивная бочка, справа - изображение этого же храма. За "кулисами" толпятся молодые русские артисты в народных костюмах. Перед началом "шоу" один из них проверяет работу микрофонов.

Подхожу, спрашиваю: откуда приехали?
- Из Хабаровска. Обслуживаем пивной фестиваль.
- А храм действующий? Что внутри?
- Не знаю. Мне без разницы...

В настоящее время в Духовных школах Русской Православной Церкви учатся 18 студентов из разных провинций Китая. Есть надежда на то, что некоторые из них уже в скором времени будут готовы к рукоположению в священный сан и, вернувшись на родину, займутся пастырской деятельностью. Хоть бы сбылось!

Архимандрит Августин (Никитин)

Харбин, Harbin (кит. упр. 哈尔滨, пиньинь: Hā’ěrbīn) – административный центр провинции Хэйлунцзян. Харбин находится на северо-востоке Китая и является крупнейшим экономическим, промышленным, культурным и финансовым центром в этой части страны. Площадь Харбина с прилегающими районами составляет 53 тыс. км 2 .

Харбин делится на 9 городских районов, 2 городских уезда (пригорода) и 7 уездов, которые относятся к сельской местности. Площадь 9 городских районов Харбина (6 центральных и 3 отдаленных) насчитывает 10 тыс. км 2 . Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди появились на этих землях задолго до нашей эры, однако современная история города Харбин начинается с 20 века и тесно связана с Россией, поэтому Харбин часто называют русским городом в Китае.

Время в Харбине

Русская история города Харбин

Предыстория: в середине 19 века многие европейские страны и Япония обратили свой взгляд на Китай и начали осваивать просторы этой страны, долгое время закрытой для иностранцев. Анализируя политическую активность по данному направлению, глава Министерства иностранных дел Российской Империи, светлейший князь Александр Михайлович Горчаков неоднократно беседовал с государем императором Александром II о необходимости расширения влияния России на Дальнем Востоке для заключения политических и торговых союзов.

Как результат переговоров в Китае были созданы две русские торговые концессии. В 19 веке в Китае транспортная сеть была очень плохо развита, в частности железные дороги. Правительство двух стран понимало необходимость развития данного вида транспорта для увеличения торговли, а также в военно-стратегических целях. Поэтому был предложен проект продления участка Сибирской железной дороги через Манчжурию. Главная идея состояла в том, чтобы соединить уже построенные русские железные дороги более коротким путем через Маньчжурию. По замыслу проектировщиков, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), так назвали этот участок, помогла бы «выпрямить» Сибирскую магистраль, сократив тем самым ее длину на целых 514 верст.

Для поиска подходящего места для строительства основы КВЖД был послан выдающийся русский инженер Адам Иванович Шидловский. Именно он выбрал поселение, расположенное в точке пересечения ж/д дороги с широкой водной артерией Северо-Западного Китая рекой Сунгари. С этого момента начинается история современного города Харбина как крупного транспортного и торгового центра.


В мае 1898 года на правом берегу реки Сунгари с прибытием строителей из Хабаровска закипела оживленная работа. Застройка города осуществлялась по градостроительному плану, составленному русскими архитекторами. При деятельном участии архитектора И.И.Обломиевского была воздвигнута часть зданий Управления железной дороги на Большом проспекте, на протяжении десятилетий считавшимся самым большим по площади комплексом зданий на всем Дальнем Востоке. На противоположной стороне Большого проспекта со временем выросло изящное здание Железнодорожного собрания с просторными залами, огромными люстрами и сценой.

На протяжении всего времени существования русского Харбина, это здание являлось одним из центров русской культуры. По мере своего расширения, город постепенно наполнялся русскими эмигрантами – образованными людьми разных профессий и сословий, многие из которых внесли свой вклад в развитие Харбина. В городе существовало две администрации: китайская и русская, поэтому многие вопросы решались совместными усилиями. В 1935 году Советский союз продает свою долю собственности КВЖД Японии, после чего начинается отток русской эмиграции на Родину или юг Китая. С этого момента Харбин перестал считаться русским городом. Сегодня только лишь немногочисленные оставшиеся здания, построенные русскими архитектора, напоминают о присутствии русских в этом городе.

Численность населения Харбина

Согласно первой переписи населения Харбина, которая проводилась в 1903 году, всего в городе и его окрестностях проживало 45,5 тыс. человек, из них 28 тысяч китайцев и 15,5 тысяч русских. На конец 2015 года общая численность населения, зарегистрированного в Харбине, составляла 9 614 000 человек, что на 259 000 человек больше, чем в предыдущем году. Среди них городское население составляет 5,5 млн человек, 4,6 млн человек проживают пригородах и сельской местности. Что касается этнического состава населения, то здесь помимо ханьцев (этнических китайцев) проживают представители 47 малочисленных народностей (монголы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочоны и другие), что в общей сложности составляет около 62 тыс. человек.

Климат в Харбине

Харбин единственный город в Китае, в котором бывают как максимально низкие, так и максимально высокие показатели температуры воздуха на территории всей страны. Длинная и холодная зима, незаметные весна и осень, короткое лето. Для данной местности свойственны резкие суточные колебания температур, поэтому погода в течении недели часто меняется. Средняя температура в январе — 19°, летом — +23°C. Несмотря на столь суровый резко континентальный климат в Харбине, местные жители научились использовать преимущества долгой и снежной зимы, а также прохладного лета: именно здесь проводиться уникальный фестиваль снежных скульптур, а летом проходит Харбинская ярмарка.

Метро Харбина

Харбинский метрополитен – городская система наземного и подземного ж/д транспорта, а также первый метрополитен в стране, приспособленный к работе при суровых погодных условиях (низкие температуры, снегопад, метели). Строительство метрополитена началось 31 марта 2008 года. Властями запланировано строительство 9 линий метро и одной кольцевой линии, общей длиной 340 км. По состоянию на 2017 год введена в эксплуатацию 1 линия подземного метро, идет строительство 2 и 3 линии.

Достопримечательности Харбина. Фото

Харбин – один из самых нетипичных городов Китая. Да, он не самый развитый и богатый город в стране, но Харбин научился ценить свои сильные стороны и использовать слабые. Город не стесняется своей русской истории, а наоборот сохраняет и реставрирует многочисленные православные соборы и храмы, улочки и целые кварталы, построенные в русском стиле. Суровые зимы и морозы сделали город центром проведения ледового фестиваля скульптур из снега. В любое время года в Харбине есть что посмотреть и куда сходить! Летом – это прогулки по городу, посещение острова Солнца, собора Святой Софии, парка амурских тигров. Зимой все катаются на горных лыжах в близлежащих горах Харбина и посещают фестиваль снега и льда, смотрят панораму города с телебашни. Большинство экскурсий по Харбину включают в себя посещение следующих достопримечательностей:

Солнечный остров 太阳岛

Знаменитый остров солнца в Харбине является самым популярным местом отдыха и досуга как местных жителей, так и туристов. Попасть на остров можно на автобусе № 29, 47, 80, 119, 125 до остановки Тайян даокоу (太阳道口); на фуникулере, стоимость билета в одну сторону — 50 юаней, «туда-обратно» — 80 юаней. При входе в парк можно арендовать велосипед или электромобиль (20 юаней), для того чтобы ускорить свое перемещение по парку и успеть осмотреть его за один день.

Площадь острова 38 км 2 , вся его огромная территория разделена на тематические зоны:

Русская деревня , которая занимает практически ¼ Солнечного острова. Не стоит ожидать увидеть настоящую этнографическую русскую деревню. При посещении этого места создается впечатление, что это какие- то рекламные макеты, вариации на тему, русская деревня в европейском стиле, где стоит много матрешек, медведей и мужичков с балалайками. У русских туристов это место вызывает улыбку и легкое недоумение, но китайские посетители приходят в восторг от таких видов и с радостью фотографируются с матрешками. Примечательно, что в туристический сезон в деревне «поселяются» русские актеры, которые создают движение и жизнь в городке, попутно знакомя иностранных туристов с русскими традициями.

Цветочный парк на северо-западе острова, который включает в себя Лебединое озеро, Остров белки и Олений сад, где можно встретить соответствующих животных. На всей территории Цветочного парка создана хорошая инфраструктура для отдыха и развлечения с детьми: различные качели и аттракционы. В центре сада каждый год создают цветочные и ландшафтные композиции, например, в этом году была тематика, связанные со знаками зодиака.

Музей Севера (Harbin Polar Museum ) – первый в мире полярный парк развлечений. Это место часто называют Харбинским полярным аквариумом, оно строго рекомендуется к посещению, потому что там устраивают настоящие шоу с белыми медведями, пингвинами, белухами, морскими котиками и другими обителями Арктики. Так же в музей есть павильоны, в которых искусственным образом воспроизводятся различные явления природы, например, метели и бураны. Цена взрослого билет -150 юаней, детского – 75, для детей ростом меньше 120 см вход бесплатный. Работает парк с 9 до 17.00 ежедневно.

Мир льда и снега. Зимой на этой части острова проходят Фестиваль льда и снега в Харбине. Фестиваль проводится ежегодно в январе месяце, начиная с 1999 года, притягивая туристов со всего мира. Команды участников фестиваля делают скульптуры из снега и льда, которые благодаря климатическим условиям Харбина, сохраняются на протяжении 2-3 месяцев. Стоимость входного билета для взрослого – 240 юаней. Для того чтобы провести целый день на открытом воздухе оденьтесь потеплее и возьмите с собой термос с горячим чаем и что-нибудь перекусить. На территории парка есть много кафе, где можно погреться, однако цены на еду и напитки достаточно высокие.


Парк тигров 东北虎林园

Парк был создан в 1986 году с целью разведения и поддержания популяции Амурских (сибирских) тигров, которые являются особо охраняемым видом. Но уже в 1996 году парк открыли для посещения туристов. В парке живут не только тигры, но и львы, пантеры. В 2017 году там насчитывалось 700 особей крупных кошек разных видов. Парк разделен на 2 зоны: пешеходную и сафари. Пешеходная зона представляет собой специальную тропу, которая ведет посетителей по мостикам, расположенных над местами обитания тигров, то есть можно осматривать животных на безопасном расстоянии. Сафари – поездка в открытом или закрытом автобусе по территории парка в непосредственной близости от тигров. За дополнительную плату можно сфотографироваться с тигренком, покормить местных обителей куском мяса. Парк тигров открыт с 9 до 16.00. Вход стоит 90 юаней. До парка можно добраться на автобусе № 35, 122, 123, остановка Hulinyuan (虎林园站) или на такси. Примерная стоимость поездки из центра города составляет 30-35 юаней.

Аквапарк «Царство Посейдона» 波塞冬海洋国王

Из многих аквапарков Харбина, самым популярным аквапарком является «Царство Посейдона» (Poseidon Kingdom). Новый и современный аквапарк построен на подобии парка развлечений только все горки водные. Парк разделен на тематические зоны:

  • Остров русалок,
  • Остров приключений,
  • Храм Посейдона,
  • Гроты Медузы,
  • Дельфинарий.

В каждой зоне установлены горки для детей и взрослых с соответствующим тематическим оформлением, проходят различные конкурсы и развлекательные программы. В парке помимо горок есть кафе, spa-центр, отель. Аквапарк «Царство Посейдона» работает ежедневно с 9 до 16.30.

В выходные дни особенно много посетителей, лучше приезжать по будням в первой половине дня.

Стоимость билета для взрослых – 198 юаней, для детей ростом не выше 1.40м – 130 юаней, для детей ниже 120 вход бесплатный. Аквапарк расположен в 23 км от города, примерная стоимость поездки на такси 50-60 юаней, ехать около 1 часа.

Телебашня в Харбине 龙塔

«Башня Дракона» именно такое название носит стальная башня в Харбине высотой 336 метров. После своего открытия она сразу же стала одним из символов города. Уровень развлечений поднимается вместе с высотой башни:

  • На первом и втором этаже представлено несколько музейных экспозиций: сельская жизнь, мир динозавров и макет аэропорта, есть кинотеатр;
  • 181 м – помещение в форме кольца, которое окружает башню. Длина окружности 60м. Внутри помещения размешены памятные таблички с отпечатками рук китайских знаменитостей;
  • 186 м – Панорамный ресторан, который вращается вокруг оси башни. Площадь ресторан 1256 м 2 , вместимостью 350 человек одновременно. Есть возможность купить билет, включающий посещение шведского стола;
  • 190 м – открытая и закрытая смотровая площадка, с которой открывается обзор на 360 градусов;
  • 203 м — чайная комната;
  • 206 м – зал «Молитв о счастье». Стены зала расписаны 1000 разных иероглифами, означающих «счастье»;
  • 210 м – аттракцион качели. Можно покачаться на качелях, подвешенных на высоте 210 метров над землей!

Идеальное время для посещения башни – солнечный и ветренный день, в такую погоду открываются лучшие виды.

Вход на башню стоит 150 юаней. Режим работы с 9 до 18.00. До телебашни можно добраться на автобусах № 7, 112, 71, 24, 209, остановка Longta (龙塔站).

Зоопарк «Северный лес» в Харбине 哈尔滨北方森林动物园

Харбинский зоопарк (Beifang Forest Zoo/ Harbin North Forest Zoo) является одним из восьми крупных зоологических парков Китая и занимает площадь в 848 га. Зоопарк расположен в 43 км от Харбина. Объёмы инвестиций в строительство и развитие этого парка доходят до 230 миллионов юаней, этих средств сполна хватило, чтобы сделать из этого места волшебное царство флоры и фауны. По территории курсирует прогулочный автобус, останавливаясь возле птиц, оленей и других неопасных животных, которые свободно гуляют в специально созданных для них зонах. В зоопарке представлено более 200 разных видов животных. Зоопарк работает с 9 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 80 юаней, для детей ростом ниже 1.2 бесплатный вход. Добраться до Зоопарка можно на автобусе №6, 11, которые отходят ежедневно от площади перед Главным ж/д вокзалом Харбина (哈尔滨火车站), здание Хуши даша (沪士大厦), стоимость проезда 20 юаней.

Как добраться до Харбина

Близкое расположение Харбина к границе с Россией, сделала этого город крупным транспортным узлом. Многие жители России, живущие в приграничных городах, предпочитают на автобусе или поезде пересекать китайскую границу и в крупном городе, например, Харбине пересаживаться на местный транспорт, чтобы продолжить свой путь.
В Харбине есть 4 ж/д вокзала:

哈尔滨站 Главный вокзал Харбина/ Harbin Railway Station

Самый первый вокзал в городе, построенный в 1899 году. В прошлом главная станция КВЖД. От этого вокзала отходят поезда до всех крупных городов Китая – Пекина, Шанхая, Даляня, Тяньцзиня, Гуанчжоу, Сианя, Чунцина, и даже до города Хайкоу на острове Хайнань (24 часа в пути). Ближайшая станция метро Bowuguan.

哈尔滨西站 Западный вокзал / Haerbinxi Railway Station

С этого вокзала отходит скоростной поезд Харбин- Далянь (Северный вокзал). Протяженность маршрута 921 км, максимальная скорость 350 км/ч

哈尔滨东站 Восточный вокзал/ Harbin-Dong Railway Station

Историческая ветка КВЖД. Сегодня с этой станции, как и 100 лет назад, отправляется поезд Харбин-Маньчжурия. Расстояние маршрута 935 км. Также с этого вокзала отправляется поезд Харбин- Пекин (время в пути около 15 часов, стоимость билета от 156 до 422 юаней). Возле вокзала есть соответствующая станция метро Hadongzhan.

哈尔滨北站 Северный вокзал/ Harbin-Bei Railway Station

От этой станции отходит скоростной поезд Харбин-Цицикар (齐齐哈尔) и скорый поезд Харбин- Пекин (время в пути около 8 часов).

Международный аэропорт Харбина «Тайпин» (Harbin Taiping International Airport) расположен в 33 км от Харбина. Аэропорт разделен на два терминала – внутренний и международный. Обслуживает рейсы 26 локальных и зарубежных авиакомпаний, в том числе Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7 Airlines. Прямым рейсом до Харбина можно улететь из Красноярска, Екатеринбурга, Якутска, Владивостока и Новосибирска.

Из Москвы и Санкт-Петербурга на данный момент нет прямых рейсов.

Добраться от аэропорта до центра Харбина можно на такси (примерная стоимость 130 юаней) или на автобусе, который отходит от 1 этажа внутреннего терминала, стоимость билета 20 юаней.

Как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали . Одним из основателей города был Свиягин Николай Сергеевич (1856-1924), руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине).

Заселение

Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими КВЖД и переехали в Харбин для работы на железной дороге. Харбин (станция Сунгари-первая) фактически построили первые поселенцы, которые возвели дома, а мебель и личные вещи привезли из России. После Русско-японской войны многие русские покинули Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться. К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло 68 549 человек, в основном русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине.

После революции

В результате революции и гражданской войны около 100-200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении , члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и самые обычные люди. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.

Маньчжоу-го

В 1930-ые годы Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го . В 1935 году СССР продал свою долю КВЖД этому государству. Весной и летом 1935 года тысячи русских харбинцев - граждан СССР вместе с имуществом были вывезены поездами в СССР. Большинство из них сразу или позже были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности, в частности, согласно Приказу НКВД № 00593, подписанному 20 сентября 1937 года .

Многие русские харбинцы сначала положительно отнеслись к японской оккупации, надеясь, что Япония поможет им в борьбе с советским влиянием и защитит от Китая, который пытался восстановить суверенитет над Харбином. Тем не менее, многие уехали из Харбина в другие китайские города, как то Шанхай (см. Русский Шанхай), Пекин , Тяньцзинь и Циндао .

После войны


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русский Харбин" в других словарях:

    Город Харбин 哈尔滨 (哈爾濱) … Википедия

    Здание консульства Российской империи одно из старейших в Шанхае. В промежутке между мировыми войнами в Шанхае, как и в Харбине … Википедия

    Русский фашизм период развития русского национализма в 1930 40 е годы, характеризующийся симпатией итало немецкому фашизму, а также ярко выраженным антикоммунизмом и антисемитизмом. Русский фашизм был распространён среди белоэмигрантских… … Википедия

    Русский юридический факультет в Харбине. Юридическое образование в Харбине было тесно связано с Владивостоком. Именно в этом дальневосточном городе в сентябре 1919 года был учреждён частный юридический факультет при Восточном институте, открытом… … Википедия

    Российское общество туристов (РОТ) Эмблема РОТ 1895 г. Членство: 2061 чел. (1903 г.) Правление: Санкт Петербург (позже Москва) Официальные языки … Википедия


История Харбина уникальна. Город, основанный русскими на территории Китая, до сих пор остается удивительно похож на старые районы Москвы и Санкт-Петербурга. Вывески с китайскими иероглифами смотрятся странно, словно какой-то шутник развесил их в преддверии тематического фестиваля. Что же делали русские так далеко от своей Родины? И зачем построили город в Китае, когда просторы собственной страны поражали воображение?

Китайско-восточная железная дорога


КВЖД была одной из важнейших частей грандиозной Транссибирской магистрали. Ветка связывала Европу и Азию, Восток и Запад, позволяя отдаленным районам Сибири и Китая развиваться экономически.


Для того, чтобы китайские власти были посговорчивее, председатель Совета министров Российской империи С.Ю. Витте даже предложил канцлеру Ли Хунчжану «взятку» - три миллиона рублей, целое состояние. Официальные лица факт передачи, конечно, не подтвердили, но секретом это вознаграждение не было.

Как поселок на реке Сунгари стал Харбином

Проект КВЖД был разработан в конце XIX века, и одним из самых сложных участков был мост над рекой Сунгари. В одноименном поселке были построены первые бараки, в которых и жили русские строители.


Первым, официально зарегистрированным жителем поселения, стал инженер Адам Шидловский. Именно он заложил первую постройку на территории, где раньше стояли лишь временные хижины рыбаков. Но даже возведение самых простых хижин стала настоящим испытанием. Кирпичи жители этого региона производили настолько примитивные, что сложить из них что-то более значимое, нежели курятник, было невозможно. Все строительные материалы, включая гвозди, приходилось «добывать» - везти из России или заказывать доставки из южных районов Китая. Вокруг поселка на многие километров ни души, только болота и полчища комаров.


Но, не смотря на все сложности, под руководством Шидловского строительные работы проходили быстро и слаженно. Поселок сначала был назван Мостовым, а затем, когда число рабочих выросло, он получил свое современное название Харбин. Топонимика названия остается загадкой – в путонхуа (государственном языке) аналогов ему нет, вероятно, это одно из диалектических наименований, искаженное в дальнейшем русскоязычными жителями.


Но, даже получив китайское «имя», город не стал азиатским. Напротив, он напоминал государство в государстве – действовали российские законы, администрация была полностью из Москвы и Санкт-Петербурга, охраняли Харбин тоже только русские войска. Была создана даже специальная валюта – рубль от русско-азиатского банка. До 1903 года, только 11% жителей были азиатами – остальные приехали из России.


Вокруг железнодорожного полотна сохранялась «защитная зона» - принадлежащая России, несмотря на то, что значительная часть пути проходила по территории другой страны. Это было обусловлено и соображениями безопасности – Япония была настроена воинственно и постоянно засылала диверсантов, ведь в ее интересы никак не вписывалось усиление враждебных императору государств.

Флаг Российский.
Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи – Русский рок таков.
Инженер. Расстегнут ворот.
Фляга. Карабин.
Здесь построим русский город,
Назовем Харбин.
Без тропы и без дороги
Шел, работе рад.
Ковылял за ним треногий
Нивелир – снаряд.
Перед днем Российской встряски,
Через двести лет,
Не Петровской ли закваски
Запоздалый след?

Это строки известного харбинского поэта Арсения Несмелова о первых поселенцах-строителях

Нападения на Харбин

Удивительно, но Китай, которому постройка железной дороги была выгодна, также регулярно совершал нападения на бывший тогда русским Харбин. В 1900 году ситуация накалилась, и китайские войска попытались захватить город. Они трижды нападали с разных сторон, но все атаки оказались неудачными. Эти налеты назвали «боксерскими», так как они были инициированы в первую очередь местным населением, в частности, «Братством большого кулака». Рыбаки, носильщики и многие другие потеряли работу, не смогли справиться с конкуренцией и попытались захватить Харбин.


Точку в противостоянии поставила эпидемия чумы в 1910 году – многие погибли, огромное количество русских и китайцев спешно покинули город из-за недостаточно качественного медицинского обслуживания. Отсутствие чистой воды и полного набора медикаментов не давало шансов на выздоровление.

Убежище для русского дворянства


После запуска КВЖД начали оживать и близлежащие территории – закипела торговля, начато строительство. В 1917 году грянула Октябрьская революция, и в Харбин начало переселяться русское дворянство. Именно в этот период и сформировалась уникальная архитектура города, так напоминающая Москву и Санкт-Петербург. Строились церкви, театры, школы, открылось шесть высших учебных заведений. Многие переселенцы стремились сохранить привычный уклад жизни, поэтому щедро жертвовали деньги на ремонт дорог, постройку новых зданий.



Еще более двадцати пяти лет Харбин жил так, словно революции никогда и не было. Он разросся, успел побывать столицей марионеточного государства Манчжурия-го, частью Японии, а затем и Китая. Но на какой бы территории не оказался город, Харбин сохранил в себе частичку русской души.

C Китаем связаны судьбы многих русских эмигрантов. Именно в Шанхае начался .

Город, адм. ц. пров. Хэйлунцзян, Китай. Основан в 1898 г. на р. Сунгари на месте рыбацкого селения; название Харбин предположительно маньчж. переправа через реку. Кит. Хаэрбинь, русск. традиц. Харбин. Географические названия мира: Топонимический … Географическая энциклопедия

ХАРБИН, город в Северо Восточном Китае, на реке Сунгари. Строительство Харбина началось в 1898 в связи с постройкой Россией Китайско Восточной железной дороги (КВЖД) в полосе её отчуждения. В Харбине находились гражданское управление полосой… … Русская история

Город в Сев. Вост. Китае, на р. Сунгари, административный центр пров. Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая промышленность.… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Город в Северо восточном Китае, на р. Сунгари, административный центр провинции Хэйлунцзян. 2,4 млн. жителей (1990). Крупный экономический центр, транспортный узел. Машиностроение; химическая, текстильная, пищевая и деревообрабатывающая… … Энциклопедический словарь

Харбин - город, адм. ц. пров. Хэйлунцзян, Китай. Основан в 1898 г. на р. Сунгари на месте рыбацкого селения; название Харбин предположительно маньчж. переправа через реку. Кит. Хаэрбинь, русск. традиц. Харбин … Топонимический словарь

Город на С. В. Китая. Административный центр провинции Хэйлунцзян. Около 2 млн. жителей (1974). Расположен на правом берегу р. Сунгари, в месте пересечения её ж. д. магистралью, связывающей СССР и Китай. Крупный ж. д. узел, речной порт;… … Большая советская энциклопедия

Или Сунгари первая узловая станция Китайской Восточной жел. дор. и большой поселок, возникший в Маньчжурии на месте пересечения магистрали с южной ветвью жел. дор., идущей на Порт Артур. Расположен под 45°45 30 и 126°38 28 от Гринвича, в 8 вер.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Город в Сев. Вост. Китае, адм. ц. провинции Хэйлунцзян; ж. д. узел, порт на р. Сунхуа цзян (Сунгари). 1552 тыс. жит. (1957). Важный пром. центр. Машиностроение (электротехнич., с. х., трансп., станкостроение), инструментальное произ во,… … Советская историческая энциклопедия

Харбин - (Harbin, бывш. Haerphin, Pinkiang)HarbinHaerphinPinkiang, гл. город пров. Хэйлунцзян, сев. вост. Китай, на р.Сунгари (Сонхуа); 2830000 жителей (1990). Х. вырос из небольшой рыбацкой деревушки и превратился в крупный ж. д. узел, а после революции… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Харбин , Анташкевич Евгений Михайлович. Это издание публикуется впервые в новой авторской редакции с учетом других романов цикла "Харбин" . К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев.…
  • Харбин , Анташкевич, Евгений Михайлович. К концу 1922 года в Маньчжурию из охваченной войной России пришли почти 300 тысяч беженцев. Харбин, город на северо-востоке Китая, казалось бы, стал спасением. На самом деле именно через него…