Характеристика людей из произведения толстый и тонкий. Что рассказывает о своей службе тонкий? Что отражает заглавие

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа - чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные сразу же вносят ясность в происходящее. Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» - это признак состоятельности, а от тонкого - «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев. К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами - вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» - автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары - дополнительная прибыль к жалованию. Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг - «небось уже статский?» - дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом. Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились. Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни - к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом - в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку - явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя - предателя спартанцев в битве при Фермопилах - сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке. Другой - «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание. И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, - антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий. Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п. добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»). Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя. Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» - это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить. А великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

- 54.50 Кб

Анализ рассказа Чехова «Толстый и тонкий».

Свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки. Произведение очень мало по объему, написано очень емко и концентрированно. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей - бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, - об этом автор не сообщает. Но все же с помощью нескольких штрихов Чехову удается создать полнокровный образ. Мелкие, на первый взгляд ничего не значащие детали, чудесным образом создают облик персонажей.

Какие же функции возлагаются Чеховым на эту художественную деталь? Во-первых, с ее помощью Чехову удается достигнуть максимальной сжатости своих произведений, к которой он стремился ил протяжении всего своего творчества, справедливо полагая, что "краткость - сестра таланта". В рассказе и повести, по словам самого писателя, "не должно быть ничего лишнего, вот как на военном корабле на палубе". И Чехов опускает все длинные описания, вменяя их одним коротким, но многозначительным штрихом.

Так, например, тонкого автор рисует человеком, пахнущим «ветчиной и кофейной гущей», толстого же – человеком, пахнущим «хересом и флёр-д"оранжем». Уже эти штрихи показывают, что второй герой более благополучен и состоятелен, чем первый. Такие мелкие детали прослеживается на протяжении всего рассказ, именно с помощью них Чехов «лепит», компонует, выстраивает образы персонажей, показывает нам место каждого героя в жизни.

Во-вторых, художественная деталь сообщает повествованию писателя выпуклость, яркость и реалистическую достоверность. Дело в том, что зрелый Чехов никогда не изображал необыкновенных характеров и ситуаций, как, к примеру, Достоевский. Для Чехова это казалось слишком простым, примитивным и далеким от реальной жизни, где исключительные типы и происшествия крайне редки. Верный принципам критического реализма, писатель изображал обычных людей и события обыденной жизни, причем старался выбирать короткие, но самые характерные эпизоды из повседневного существования героев, такие, через которые высвечивалась бы картина их жизни в целом.

Чехов изображал своих персонажей сквозь призму частностей, деталей. Большое проглядывает через малое, "через ерунду". Обобщая, можно сказать, что поздний Чехов изображал не "трагедию в жизни", но "трагедию жизни".

В-третьих, художественная деталь необходима писателю для передачи своей авторской позиции, которая обязательно присутствует в каждом художественном произведении в качестве личной оценки автором своих героев и их поступков. Только такая оценка может быть выражена явно или скрыто, если автор желает, чтобы читатели сами пришли к определенным выводам на основании прочитанного.

Авторская позиция в этом рассказе Чехова не акцентирована. Создается иллюзия «объективности», видимого «нейтралитета» автора-повествователя. Чехов не допускает прямых оценочных характеристик персонажей, но это не значит, что он полностью уклоняется от выражения своей точки зрения. Писатель понял неэффективность старого, «оценочного» метода, грешившего прямолинейностью, навязыванием читателю авторских мнений об изображаемом. Он пришел к парадоксальным, на первый взгляд, выводам: «чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление», «надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы». Завуалированность авторской точки зрения создает особый художественный эффект: многовариантное толкование рассказа кажется не только допустимым, но и совершенно правильным для верного понимания смысла произведения. Текст чеховского рассказа порождает у читателя собственный ассоциационный ряд.

Теперь перейдем к анализу структуры произведения. Название рассказа Чехова уникально, так как полностью отражает содержание рассказа. Оно построено на противопоставлении, это слова-антонимы. Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться. Такой прием в художественном произведении называется антитезой. Сущность персонажей, подчеркнутая в заголовке, юмористически сводится к черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а еще более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателей XIX и первой половины XX в., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения.

В произведении отсутствует предисловие, что вполне естественно для жанра художественного рассказа, где рассказчик чаще всего скрыт и как бы отчуждён от описываемых событий.

В произведении есть экспозиция 1 . Она играет здесь очень важную роль, потому что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй обременён и скарбом и семейством. Причем то, что жена и сын тонкого упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект. Это не просто контраст, это - антитеза. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций и других элементов в художественном произведении. Здесь мы легко угадываем антагонистов (противостоящих друг другу героев).

Хотелось бы также отметить, что Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и большинство ее пассажиров относилось к служащему, «казенному» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор настраивает ожидание читателя, окрашивает предстоящий конфликт в «служебные тона».

Завязкой произведения (началом конфликта) является встреча двух приятелей. Этот блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад. Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана - Порфирий и Миша. Дальше завязка, завершающаяся знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены», развивается в основное действие рассказа.

Развитие действия (нарастание конфликта, интенсивности применяемых средств противостояния.) начинаетсяпосле первой искренней радости узнавания друга. Тонкий убеждается, что толстый как был, так и остался прежним "душонком" и "щёголем". Несомненно, Тонкий всегда завидовал своему другу. И в этот первый момент встречи Порфирий догадывается, что и теперь, спустя много лет, перед ним человек, более преуспевший в жизни, чем он сам. Первое инстинктивное намерение - узнать, так это или нет ("Ну, что же ты? Богат? Женат?"), он сам же подавляет (а вдруг это именно так?!!) и, не давая открыть рта собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь своими приобретениями (жена-лютеранка, сын-гимназист). Скрытая и, скорее всего, самим тонким неосознаваемая до конца, агрессия есть и в дальнейших воспоминаниях - о том, что толстого дразнили Геростратом. Почему он тут же вспоминает и свою кличку - Эфиальт ("за то, что ябедничать любил")? - Может, по инерции, но, скорее, потому что перед нами действительно два старых друга, которым скрывать друг от друга нечего - ("детьми были!"). А что соперничество было и есть - ничего страшного, между друзьями бывает. Поэтому в искренность радости героев читатель верит.

Далее напор Тонкого нарастает. В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство - вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден (Станислава третьей степени, то есть низшая награда за выслугу лет), жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями - ("перебиваемся кое-как").Если присмотреться, то тут идёт обратная градация (деградация) - от предметов высоких к предметам низким (от асессора - к портсигарам). Но, судя по всему, интонация, с которой это всё говорится, пышная (что особенно комично) идёт, по нарастающей, стремится к кульминации.

И, наконец, кульминация (наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход) – Тонкий (имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора) узнает, что друг детства не просто превзошел его ("небось, уже статский?"), а превзошел очень и очень сильно и оказался в чине тайного советника. Поэтому реакция тонкого, воспитанного в традициях русского чинопочитания, совершенно естественная. Как говорится, на его месте так поступил бы каждый нормальный человек в нормальном иерархическом обществе.

Развязка ( новое состояние среды и героев после разрешения конфликта), наступающая после «переломной точки» резко меняет ход разговора. Сразу перечеркнута умилительная картина встречи двух приятелей, друзей детства. Не два человека перед нами - толстый и тонкий, а два чина - большой и маленький, тайный советник и коллежский асессор. Один стоит на верхней ступени служебной лестницы, другой - где-то там внизу. Это люди, между которыми разверзлась непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть начальником, а начальник - другом. Отсюда прямой путь к важнейшей авторской идее об уродующей, калечащей силе социальной иерархии, искажающей человеческую сущность, о необходимости внутреннего сопротивления этой силе, о постоянном воспитании и поддержании в себе чувства собственного достоинства. Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразы завязки, что заставляет читателя переосмыслить выражение «приятного ошеломления» и почувствовать его второй, иронический, смысл.

Так разговор о композиции, начавшись, казалось бы, с формальных вещей, выводит нас на более глубокий содержательный уровень произведения.

Это произведение Чехова, повествует о встречу двух давних друзей детства, которые от неожиданного счастья не только "облобызались и устремили друг на друга глаза", но и "были приятно ошеломлены". Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего детства. Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несовместимого статуса. Поразительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг "уже до тайного дослужился" и имеет "две звезды". Мощь впечатления, произведенного этой информацией на тонкого передается рядом динамических глаголов («побледнел, окаменел», лицо искривилось улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съежился, сгорбился, сузился,») Потрясен не только герой, но и съежился его багаж («чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились..."), который опять же предшествует семейству, стал еще длиннее подбородок жены, «вытянулся во фунт» сын-гимназист.

Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь тонкого: «ты» меняется на «вы», «мой милый» – «на ваше превосходительство», появляются элементы «высокого штиля» - «милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не заканчивается – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание. Эта прерывистость и спонтанность речи играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит имена эта «натуральность» поведения тонкого.

Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заискивание бывшего приятеля: "Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!" Но как переубедить человека, у которого на лице "было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты", что тайного советника "стошнило".
Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор. Радостная встреча бывших друзей не может повториться.

Описание работы

свой творческий путь Антон Павлович Чехов начинал с веселой и язвительной насмешки, с юморесок, в которых очень скоро обнаружился сильнейший сатирический заряд. В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Художественный талант писателя формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом, именно в эти года казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, "маленький человек" превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества. Чехов великолепно проиллюстрировал эти изменения в своем рассказе "Толстый и тонкий".

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II. Этот период считается эпохой великих реформ, а также временем демократического движения, машин и промышленности, поэтому неудивительны отсылки к другому, столь же богатому на изменение общественной жизни, периоду – правлению Петра I с его нововведенным табелем о рангах и показателями технического прогресса.

Красной линией через все произведения Чехова проходит идея распада культуры, поэтому текст оказывается насыщен культурными элементами, которые могут разрушить его понимание. Так, при прочтении рассказа надо знать, где находится Николаевская железная дорога (между Петербургом и Москвой, то есть в самом ключевом месте Российской империи), что такое флер-д’оранж (цветок померанцевого дерева, заимствование из французского) и лютеранство (протестантское вероисповедование, пришедшее из Саксонии). Полезно понимать систему табеля о рангах и бытия статским.

В большей частности еще может понадобиться знание о значениях имен, традициях, стоящих за ними. Например, Порфирий (тонкий) – болезненный и уступчивый, мученик, а Михаил (толстый) - равный, подобный Богу. Семья тонкого характеризуется так: Луиза по разным версиям от имени Людовик (славный воитель, знаменитое сражение), сияющая и светлая или та, которой помог бог. Нафанаил же – дар божий. То есть на уровне религиозных «переводов» имен семья тонкого представляется зависимой от воли толстого.

Жанр текста определяется как юмористический рассказ, соответственно строится произведение на неожиданных связях, написано коротко и ёмко, одним событием характеризует, по меньшей мере, эпоху и ее ключевые тенденции. Стилистически он подобен эскизу: черты изображения поверхностны, в основах изображения образов героев – метонимия, то есть дана одна характеристика как воплощение всего персонажа: «толстый» и «тонкий».

Характеристики героев хочется назвать двумя основными концептами текста, в основном понятия в произведении как раз и делятся на условно высокий стиль, важный, толстый и на низкий, тонкий. Так в первую категорию входят, например, слова херес, лосниться, масло, полно, а во вторую – навьючен, узлы, картонки, гуща, худоба, прищур, лобызания, щеголь, душонок, ябеда, искривление, побледнеть, окаменеть, съежится, сгорбиться и другие.

Интересно, что гораздо больше слов собирается вокруг концепта тонкого, реплики этого персонажа значительно длиннее, семья больше и даже имя (Порфирий) имеет за собой более высокую традицию, чем имя толстого (Миша). Так же при встрече с связи с тонким появляется понятие широкой улыбки, а широта – характеристика толстого. То есть тонкий, незначительный раздувается, пытается внешне походить на более значительного, охватить самим собой как можно большее пространство, встать в центре мира. Попытка придать себе значение проявляется и на уровне речи, в частности, тонкий начинает использовать книжные выражения (живительная влага), вводные слова для усиления формальности, а с ней и весомости произносимого.

Другой примечательный факт в том, что к двум концептам можно отнести словосочетание «друг детства», то есть им должны бы стираться границы, сводиться на нет различия, но на деле – чем подчеркивается ненормальность ситуации – это так не работает. Также героев рассказа изначально объединяет ошеломление встречей, но под конец его полностью перетягивает на себя тонкий, также лишая то, чему должно бы быть общим, функции единения.

Сопоставить героев и представляемые ими концепты позволяет их различное имение об одном и том же. Тонкий называет толстого вельможей, превосходительством (тема высокого в противопоставлении низкому), толстый говорит об этом, как о чинопочитании, то есть противопоставления по уровню чина в его сознании нет. Возможно также, что эта черта указывает на целостность толстого в противовес расколу сознания тонкого на оппозиции.

В тексте рассказывается о случайной встрече двух в прошлом одноклассников, теперь же – коллежского асессора и тайного советника. За прошедшие годы дистанция между ними значительно выросла в глазах тонкого, но не для толстого. Комический эффект в том, что один пытается установить равенство, выслужиться, но, на самом деле, равновесие подразумевается изначально.

Рассказ строится на диалоге. Пространство представлено одной точкой, герои описаны одной чертой, движения нет – здороваясь и прощаясь, герои не сходятся и не расходятся. Существует только речь и культура ведения диалога. В самом начале много крылатых выражений (сколько лет, сколько зим), речь предстает довольно приличной. Градация, снижение качества диалога отмечается тремя повторами, в которых тонкий заново представляет свою семью. В этих репликах увеличивается количество многоточий (2, 3, 6), а, соответственно, и пауз, точек разрыва в речи. Она буквально начинает распадаться на невнятные звуки – хихиканье и тошнота толстого как последние реплики. Более того, диалог замыкается в круг повтором фразы о друзьях детства, что указывает на потерю темы разговора и отсутствие разнообразия в том, что может быть сказано.

Время не разворачивается – повествование идет в прошедшем и сосредоточено на воспоминании о прошедшем, а с другой стороны фиксируется конкретными моментами в назывных предложениях. Будущего в изображаемой ситуации нет, неизбежна деградация, то есть возвращение к тем этапам, от которых пошло развитие. Закрепление во времени может отражать некую точку невозврата, после которой движение вперед невозможно.

Причастные и деепричастные обороты относятся только к характеристикам толстого, подчеркивая его статус, снижая рядом с его действиями какие-то побочные элементы. В единственный раз то же самое относится к тонкому в конце (захихикал тонкий, еще более съеживаясь), чтобы усилить передаваемое уменьшение значимости. Также в отношении тонкого возникает пассивность (переведен), которой нет в отношении толстого.

На уровне эмотивного пространства оценить текст сложно. При первом прочтении он условно делится на две части – обычная беседа и подхалимная беседа, но обе определяются ошеломлением, которое изначально охватывает половину, а потом три четвертых участников сцены. Первая часть текста характеризуется эмоциональным равновесием, ведь тогда же и противопоставленные стороны в равной степени испытывают одно и то же. Во второй стопроцентный перевес в сторону тонкого, вероятность восстановления баланса отсутствует в принципе. Но это то, что прямо называется, другие состояния прочитываются в репликах, которым, как уже было сказано, уделяется большее значение.

Сначала оба центральных героя удивлены и радостны, они в восторге от встречи, примерно одинаково воспринимают ситуацию. Первым «не выдерживает» тонкий – он пугается, закрывается, но пытается изобразить прежнее удовольствие. Это вызывает у толстого омерзение, чего тот не скрывает. Так обнаруживаем еще одну особенность – тонкому приходится маскировать свои состояния, он не позволяет себе быть честным с кем бы то ни было. К тому же он проводит в своем понимании мира условные границы, пересечение которых настоятельно требует смены состояний.

Через весь текст проходит линия восклицаний, подчеркивающих некую истеричность и напряженность описываемой ситуации. Может быть, близость к фальши, постановочности сцены или громкому звуку, переходящему в нечленораздельное подобие речи, но не речь. Меньше, но тоже немалая концентрация вопросов как зацепок для ответов, что позволяет формировать целостный диалог. С завершением вопросов завершается и встреча, они работают как движущая сила, маятник беседы и знакомства. Если в одном из героев (в данном случае – в тонком, потому что толстый спрашивает, к чему такой тон) не хватает силы духа качнуть маятник обратно, то взаимодействие прекращается. Неверие в свою собственную значимость и создание ложной взамен нее подавляет дух тонкого.

Функционально-смысловой тип речи рассказа – повествование с микроэлементами описания, которое провоцирует читателя на рассуждение над ситуацией, ведь никакого прямого вывода из ситуации в нем не озвучено. Повествование это нейтрально, автор как бы отстраняется от событий, передает главенство героям, а они, в свою очередь, берут дело в свои руки, выводя на ключевое место в тексте свой диалог (поэтому в данном тексте сложно говорить о передаче чужой речи).

Главных синтаксических актуализаторов смысла два, они дополняют друг друга. В первой половине это связность всех реплик через повторение конца предыдущей (не всегда полное) в начале следующей, то есть плавная их связь, создание целостного и единого речевого рисунка. В конце это обилие многоточий с, соответственно, противоположным смыслом. Лексическим же актуализатором становится использование суффиксов, свойственных просторечию (батюшки, душонок, хорошенько), что работает на упрощение образа тонкого, и книжной лексики, сводящей тот же образ к закостенелости и банальности. Это позволяет подчеркнуть то, что восприятие жизни тонкого очень близко многим и застыло в сознании русского человека, это приводит к стагнации или деградации.

Так рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» обращает внимание читателя на проблему русского общества. Оно даже после отмены крепостного права, в период прогресса внешнего не может скинуть с себя внутренних рабских оков и развивать личность параллельно с машинизацией. В противном случае личность начинает проигрывать технике и формальным структурам (табелю о рангах, по которому один выше другого, и это считается объективным), в частности, терять свои особенности и преимущества над машиной – анализировать ситуацию на уровне чувств, уважать личность, связно говорить и вести свободный диалог по своим правилам, а не по закону вопроса-ответа-вопроса. Важно, чтобы читатель сам задумался над ситуацией и пришел к пониманию проблемы.

(1883 г.)

краткий анализ произведения

Герои
- 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

Проблематика рассказа
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;
- отречение от собственного достоинства.

Анализ
Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.
Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д"оранжем», от «тонкого» - «ветчиной и кофейной гущей».
Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».
Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба» .

/ / / Сравнительная характеристика Толстого и Тонкого

В рассказе А.П. Чехова главные герои - два друга детства, Миша и Порфирий. Название произведения имеет двойственный характер. Автор показывает нам как внешность героев, так и их характер. Тонкий Порфирий был представителем «маленьких людей», с детства получивших воспитание о смирении и чинопочитании. Толстый Миша - человек, имеющий высокий ранг, но к другу детства относится, как к равному себе.

Объединяет этих двоих то, что они оба примерно средних лет, получили начальное образование, и у них есть много общих воспоминаний о своей детской дружбе.

Если о семейном положении тонкого из рассказа все ясно, так как он был на вокзале с женой и сыном, то есть ли семья у его друга не известно. Общее у них и то, что оба они служат чиновниками, но отличие в том, что ранг у них разный. Если тонкий Порфирий носил низкий чин коллежского асессора, то толстый Миша дослужился до тайного советника, ранг которого намного выше, чем у его друга. Количество орденов у этих друзей разное: у Порфирия один, а у Миши два.

Достаток у друзей тоже разный. Порфирий получает небольшое жалование, и ему приходиться подрабатывать, собственноручно изготавливая из дерева портсигары. И жена тонкого тоже работает, преподавая музыку. Толстый Миша как видно из рассказа имеет не маленький достаток, так как от него пахло хересом и духами. Да и от безденежья толстым не станешь.

Различие между тонким и толстым заключается в их отношении к дружбе, чинам и рангам. Тонкий Порфирий при первых моментах встречи ведет себя по отношению к толстому как друг далекого детства, а когда узнает, что у толстого чин намного выше, чем у него самого, резко меняет свое поведение. Облик и выражение лица тонкого резко изменяется, толстому показалось, что из его глаз посыпались искры, и сам он вдруг стал согнутым и маленьким. И даже его жена и сын своим видом и поведением показывали свое чинопочитание.

Перед толстым стояли люди, которые были приучены к раболепскому почитанию, не верили в себя - и в итоге перебивались, как могли. Даже когда Миша открывает им свои объятия, они не реагируют на его дружеское отношение. Обращаться Порфирий к Мише стал на «вы». Из друга стал похожим на человека, который стоит со своим прошением перед большим чиновником. Тонкий стал показывать чинопочитание к человеку, которого еще пару минут назад обнимал и называл другом детства, с которым росли и учились. Для толстого такой поворот стал неожиданным, перед ним стоял уже не друг, а маленький человечишка, который раболепствовал перед ним. Толстый пытался объяснить тонкому, что он ему друг, а не чиновник большего ранга. Мише не нравиться такое поведение друга детства, лицемерия он не выдерживает и уходит. Толстый в рассказе показан человеком считавшим, что чинопочитания в дружбе не должно быть.

Чехов в рассказе поддал критике тип людей, которые с детства приучались к чинопочитанию.