Фернан магеллан и первое в истории кругосветное путешествие. Путешественник Фернан Магеллан: биография мореплавателя, впервые совершившего кругосветное плавание

МАГЕЛЛАН (португ. Magalhaes , исп. Magallanes ) Фернан (весна 1480, местность Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия - 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины), португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.

Начало карьеры

Небогатый, но знатный дворянин Магеллан в 1492-1504 служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию и космографию. В 1505-13 участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе и, подав в отставку, Магеллан в 1517 переехал в Испанию. Перейдя на службу к королю Карлу I, он предложил проект кругосветного плавания, принятый после долгого торга.

Открытие пролива между Атлантическим и Тихим океаном

20 сентября 1519 пять небольших кораблей - "Тринидад", "Сан-Антонио", "Сантьяго", "Консепсион" и "Виктория" с экипажем в 265 человек вышли в море. При пересечении Атлантики Магеллан использовал свою систему сигнализации, и разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучились. В конце декабря он достиг Ла-Платы, около месяца обследовал залив, но прохода в Южное море не обнаружил. 2 февраля 1520 Магеллан пошел на юг вдоль атлантического побережья Южной Америки, двигаясь лишь днем, чтобы не пропустить вход в пролив. На зимовку он стал 31 марта в удобной бухте у 49° южной широты. В ту же ночь начался бунт на 3-х кораблях, вскоре жестоко подавленный Магелланом. Посланный весной на разведку корабль "Сантьяго" разбился о скалы, но команду удалось спасти. 21 октября вошли в узкий извилистый пролив, позже названный именем Магеллана. На южном берегу пролива мореплаватели видели огни костров. Магеллан назвал эту землю Огненной землей. Через месяц с небольшим пролив (550 км) был пройден тремя кораблями, 4-ый корабль "Сан-Антонио" дезертировал и вернулся в Испанию, где капитан оклеветал Магеллана, обвинив его в измене королю.

Первый переход через Тихий океан

28 ноября Магеллан с оставшимися тремя кораблями вышел в неизвестный океан, обогнув Америку с юга по открытому ими проливу. Погода, к счастью, оставалась хорошей, - и Магеллан назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось очень трудное плавание, когда люди питались сухарной пылью, смешанной с червями, пили гнилую воду, ели воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Начались голод и цинга, многие умирали. Магеллан, хоть и был невысокого роста, но отличался большой физической силой и уверенностью в себе. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тысяч км, но встретил лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой в группе Лайн. Он также открыл два обитаемых острова - Гуам и Рота из группы Марианских. 15 марта экспедиция подошла к большому Филиппинскому архипелагу. С помощью оружия решительный и отважный Магеллан заставил правителя острова Себу подчиниться испанскому королю.

Гибель Магеллана и завершение кругосветной экспедиции

В роли покровителя крещеных им туземцев Магеллан вмешался в междоусобную войну и был убит в стычке у острова Мактан. Правитель Себу пригласил часть экипажа на прощальный пир, вероломно напал на гостей и убил 24 человека. На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно "Консепсион" пришлось сжечь. 4 месяца корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы купили дешево много гвоздики, мускатного ореха и др. и разделились: "Виктория" с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а "Тринидад", нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел в центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам (близ 38° южной широты), доказал, что "южный" материк не достигает этой широты. 6 сентября 1522 "Виктория" с 18 людьми на борту завершила "Кругосветку", длившуюся 1081 день. Позже возвратились еще 12 членов экипажа "Виктории", а в 1526 - пятеро с "Тринидада". Продажа привезенных пряностей с лихвой покрыла все затраты на экспедицию.

Магеллан как исследователь и человек

Так закончилось первое кругосветное плавание, которое доказало шарообразность земли. Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Воинственный и тщеславный Магеллан получил много ран, одна из них сделала его хромым. Его сын умер в 1521. Жена, родившая второго ребенка мертвым, скончалась в марте 1522. Именем Магеллана названы пролив и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта. Судьбе Магеллана, его дерзкому подвигу посвящен роман С. Цвейга "Магеллан" (1938).

Фернан Магеллан - португальский и испанский мореплаватель-первооткрыватель, который жил в конце 15 - начале 16 веков. Это сообщение - рассказ о нём и его великом путешествии, перевернувшем мир.

Жизнь путешественника до совершенных им открытий

Краткие факты из биографии:

  1. Родился Ф. Магеллан в португальском городе Саброза в 1480 г.
  2. В 12 лет мальчик получил возможность служить пажом у португальской королевы. Так 1492 по 1504 года он находился в составе свиты при королевском дворе, где и получил образование. Он изучал такие науки, как астрономия, космография, навигация, геометрия, военное морское дело. И здесь же он узнал о том, насколько важны для Португалии развитие экономических взаимоотношений с другими странами и открытие новых торговых путей для их развития.

В 15-16 веках между Испанией и Португалией шла активная конкурентная борьба за захват земель и освоение новых морских путей. Победитель получал не только новые территории и подданых, но и больше возможностей для ведения торговли с разными странами. Особенно важными считались экономические и торговые связи с Индией и Молуккскими островами (в те времена их называли островами Пряностей) из-за торговли специями.

В средние века специи были самым дорогостоящим товаром и приносили европейским торговцам баснословные прибыли. Поэтому вопрос доминирования в торговых отношениях был принципиально важным.

  1. С 1505 по1513 года Магеллан принимал участие в морских сражениях и проявил себя, как отважный воин. За эти качества он был награжден чином морского капитана. Вероятно, именно в этот период, во время многочисленных походов к Индийским берегам, у Магеллана появляется мысль о том, что путь до Индии в восточном направлении слишком длинный. Идя по традиционному маршруту, утвердившемуся после , мореплавателям приходилось огибать Африку, проходя западное и восточное её побережье и пересекать Аравийское море. На весь путь одну сторону приходилось затрачивать около 10 месяцев. Магеллан решил, что возможно, получится сократить расстояние, если отправится на запад. По одной из версий, тогда-то и зародилась мысль отыскать пролив в Южном море. Ни Магеллан, ни другие путешественники того времени понятия не имели об истинных размерах Земного шара.
  2. Идея поиска нового торгового пути не нашла поддержки у Португальского короля, и подав в отставку со службы, Магеллан в 1517 г. отправился жить в Испанию, где перешёл на службу к испанскому королю Карлу 1. Ему уже было 37 лет и с этого момента в биографии путешественника появляются новый великие страницы.

Экспедиция Магеллана

Получив поддержку Испанского короля и финансирование из бюджета Испании, Магеллан принялся за организацию экспедиции. На подготовку к ней ушло около 2-х лет.

В сентябре 1519 года маленькая флотилия, состоящая из 5-ти парусных кораблей и 256 моряков на них, вышла из испанского порта Сан-Лукарас и взяла курс в сторону Канарских островов. 13 декабря 1519 г. моряки вошли в бухту Баня-Санта-Лусия (Бухта Рио-де-Жанейро в наст. время), открытую ранее португальцами.

Далее путь продолжился вдоль побережья Южной Америки и в январе 1520 г. флотилия прошла земли, где сегодня находится столица Уругвая Монтевидео. Ранее это место открыл испанский исследователь Хуан Солис, который посчитал, что здесь и есть проход в Южное море.

В октябре 1520 г. флотилия вошла в очередную неизвестную бухту. Отправленные на разведку 2 судна вернулись к остальным кораблям только лишь через неделю и сообщили о том, что до конца бухты дойти им не удалось и что перед ними, вероятно морской пролив. Экспедиция отправляется в путь.

К середине ноября 1920 г., преодолев узкий, извилистый и усеянный скалами и мелями пролив, корабли выходят к океану, не нанесенному ни на одну карту.

Позже этот пролив будет назван в честь Магеллана - Магеллановым проливом. Пролив разделяет континентальную часть Южной Америки и острова Огненной Земли и соединяет Тихий и Атлантический океаны.

В течение 98 дней длилось путешествие Магеллана и его команды по Южному морю. За время путешествия природа была благосклонна к капитану и ему посчастливилось пройти этот отрезок пути без штормов, ураганов и бурь. Поэтому мореплаватель дал Южному морю новое название - Тихий океан.

К тому моменту, когда экспедиция достигла Марианских островов, было пройдено уже 13 тысяч километров. Это было первое в мире безостановочное путешествие такой протяженности.

Пополнив запасы продовольствия на о. Гуам, в марте 1521 года экспедиция двинулась дальше в поисках Молуккских островов или островов Пряностей, как их тогда называли.

Здесь Магеллан решил подчинить земли и туземцев власти Испанского короля. Часть населения повиновалась пришлым европейцам, другая же часть отказалась признавать власть Испании. Тогда Магеллан применил силу и со своей командой напал на жителей о. Мактан. В бою с туземцами он погиб.

Руководство экспедицией и оставшимися в живых испанцами взял на себя Себастьян Элькано - опытный и храбрый моряк , имевший опыт руководства командой судна.

В течение полугода остатки флотилии бороздили воды Тихого океана, и в ноябре 1521 г. корабли экспедиции добрались до островов Пряностей. В декабре 1521 г. единственный оставшийся от флотилии корабль, загруженный пряностями и специями, берёт курс на запад и отправляется домой. Ему предстоит пройти 15 000 километров: Индийский и часть Атлантического океана - до Гибралтарского пролива.

В Испании экспедицию уже и не ожидали обратно. Однако в сентябре 1522 года корабль вошел в Испанский порт Сант- Лукар.

Так закончился великий поход, в результате которого впервые удалось обойти вокруг земли под парусами. Несмотря на то, что сам Магеллан - инициатор и идейный вдохновитель похода, не дожил до триумфального завершения экспедиции, его начинание имело огромное значение для дальнейшего развития наук.

Результаты экспедиции Магеллана:

  • Из всех европейских путешественников, он первым пересек Тихий океан.
  • Было совершено первое в мире задокументированное кругосветное плавание.
  • В результате экспедиции было доказано, что:
    1. Земля имеет шарообразную форму, поскольку постоянно придерживаясь западного направления, в Испанию экспедиция вернулась уже с востока.
    2. Земля покрыта не отдельными водоёмами, а единым Мировым океаном, омывающим сушу и занимает океан гораздо большие площади, чем предполагалось.
  • Был открыт ранее неизвестный пролив, соединяющий Атлантику с Тихим океаном, который позже был назван Магеллановым проливом.
  • Были открыты новые острова, позже названные его именем.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан вошел в историю как первый человек, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, которому удалось переплыть из Атлантического океана в Тихий, и таким образом доказать наличие единого и неделимого Мирового океана.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет в 1480 году в небольшом португальском городке Понти-да-Барка. Будучи потомком знатного, но обедневшего дворянского семейства, в отроческие годы Фернан служил пажом при королевском дворе.

В 1505 году Фернан поступил на службу на флот, и в течение последующих пяти лет верой и правдой служил своему королю в Восточной Африке. Его планы вернуться на родину не смогли сразу осуществиться из-за начавшихся военных сражений в Индии, в которых Магеллан принял участие. За проявленную отвагу он получил звание офицера, и после полученных тяжелых ранений был отозван в Португалию.

Рис. 1. Фернан Магеллан.

Из-за сильной хромоты, вызванной ранением в Индии, Магеллан был вынужден подать в отставку. Он мечтал снарядить экспедицию к родине пряностей - Молуккским островам, однако португальский король отказал ему. Оскорбленный незаслуженной несправедливостью и отсутствием признания, Магеллан переехал в Испанию.

Подготовка к экспедиции

В Севилье Магеллану удалось добиться расположения молодого короля Карла I и убедить его снарядить корабли к Молуккским островам, сулящим большую прибыль. Король назначил опытного мореплавателя главнокомандующим флотилией, главная цель которой был поиск морского пути к заветным островам с запада.

Экспедиция, которая стала делом всей жизни Магеллана, включала в себя 265 человек и 5 судов. Стоит отметить, что все корабли отличались слабой маневренностью, скромными размерами и плохой оснащенностью. У Магеллана не было географических карт и надежных навигационных приборов, за исключением компаса и песочных часов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

В плавание экспедиция отправилась 20 сентября 1519 года, взяв курс на Канарские острова. Далее маршрут пролегал через Бразилию на юг вдоль побережья Южной Америки. Перед мореплавателем стояла непростая задача - отыскать проход в Южное море. При этом флотилия передвигалась лишь днем, чтобы ночью в темноте ненароком не пропустить этот проход.

Во время вынужденной зимовки, которая затянулась на 4 месяца, на трех кораблях поднялся мятеж. Магеллану удалось подавить восстание, отдав приказ убить капитанов-бунтарей. В этот же период флотилия потеряла один корабль, который во время разведки разбился о подводные скалы.

Лишь в октябре 1520 года Магеллану удалось достичь своей цели и отыскать едва заметный вход в пролив, который в дальнейшем был назван Магеллановым. Пройдя опасный узкий пролив, мореплаватели оказались в водах неизвестного моря. Это был Тихий океан, который был так назван Магелланом благодаря удивительно спокойной погоде, царившей во время всего путешествия.

Рис. 2. Тихий океан.

Спустя сто дней плавания по Тихому океану флотилия достигла острова Гуам, а вскоре Магелланом был обнаружен Филиппинский архипелаг.

Запугав местное население, мореплаватель заставил подчиниться их испанскому королю и принять христианство. В 1521 году Фернан Магеллан трагически погиб в одной из стычек с туземцами. В Испанию смог вернуться лишь один корабль, на борту которого осталось в живых только 17 матросов. Его капитан получил все почести и славу, в то время как главнокомандующий флотилией был незаслуженно забыт.

Однако значение путешествия Магеллана трудно было переоценить. Он не только отыскал западную дорогу к Молуккским островам, но и совершил важнейшее открытие, изменившее мировоззрение миллионов людей и доказав, что Земля - круглая.

Фернандо Магеллан (20 ноября 1480 - 21 апреля 1521) португальский мореплаватель и исследователь вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля - круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Фернандо Магеллан с детства любил море, с которым связал свою жизнь. В 1505 году он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток. Благодаря этому путешествию Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания на своем опыте изучил практически все корабельные профессии. Достаточно продолжительное время Магеллан жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году Магеллан возвратился в Лиссабон. В ходе военной операции против восстания в Марокко он был ранен и на всю жизнь остался хромым. В 1517 году Магеллан прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V). Согласно булле Папы Римского 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу - Испании. Магеллану было предложено возглавить плавание на запад, чтобы получить доказательства того, что острова, богатые специями (Spice Islands), лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании. 22 марта 1518 года это предприятие получило королевское одобрение. Магеллан был поставлен во главе флотилии. Согласно условиям плавания, все земли, открытые в ходе путешествия, становились собственностью испанской короны, а управление переходило в руки представителей Испании. Команда флотилии получала 1_20 от всех богатств, захваченных за время плавания. Магеллан был уверен, что, плывя через Атлантику, они выйдут в Южное море и откроют пролив через "Твердую Землю". Идея такого маршрута не была нова: многие думали, что если корабли постоянно будут двигаться на Запад, они достигнут Востока, не огибая Мыса Доброй Надежды - очень опасного для моряков пункта, контролируемого Португалией. Так что целью Магеллана и Фалейро, капитана второго судна флотилии, было обнаружение этого пролива. В Севилье были подготовлены пять кораблей - "Тринидад" (флагманский корабль Магеллана), "Сан Антонио", "Концепсьон", "Виктория" и "Сантьяго". К сожалению, Фалейро не участвовал в плавании, так как у него начался приступ безумства. 20 сентября 1519 года Фернандо Магеллан попрощался на пристани со своей молодой женой Беатрис Барбоза и новорожденным сыном Родриго и приказал поднять якорь. 26 сентября мореплаватели достигли Тенерифе, а 3 октября взяли курс на Бразилию. 29 ноября они были на юго-западе от Мыса Св. Августина, 13 декабря вошли в бухту Рио де Жанейро, 31 марта 1520 года достигли порта Св. Хулиана. Там в время празднования Пасхи разразился конфликт между испанскими и партугальскими капитанами. Магеллан своим решением, достаточно жестким, приказал одного из капитанов лишить этого звания, а второго высадить на берег. 24 августа 1520 года флотилия покинула Св. Хулиан. Недалеко от Санта Круз "Сантьяго" потерпел кушение. 21 октября они обогнули залив Вирджиния и вошли в пролив, который, по расчетам Магеллана, и должен был быть тем долгожданным проливом, ради которого затевалось все путешествие. Позже это пролив был назван проливом Магеллана. Во время его прохождения потерпел кораблекрушение "Сан Антонио", так что восточный конец пролива достигли только три корабля. 28 ноября "Тринидад", "Концепсьон" и "Виктория" вошли в воды Южного моря, которое позже было названо Тихим океаном из-за спокойного прохождения его кораблями. Условия жизни на судах были ужасны, поскольку запасы воды были на исходе, продукты были испорчены крысами. Матросы начали употреблять в пищу кожаные корабельные снасти. До 18 декабря флотилия плыла вдоль чилийского побережья, а затем Магеллан взял курс на северо-восток. Только 24 января 1521 года корабли достигли архипелага Туамоту; 6 марта команда сошла на берег - на Марианских островах, где моряки впервые за 99 дней почувствовали под ногами твердую землю и попробовали свежую пищу. 9 марта Магеллан взял курс на запад-юго-запад в сторону островов, названных позже Филиппинами. Через два месяца он поистине райских мест, но во время схватки с местными жителями 21 апреля был убит. Остатки команды Магеллана (всего 21 человек) достигли берегов Испании 8 сентября 1522 года.

На Филиппинах аборигены убили португальского мореплавателя Фернана Магеллана (1480-1521 гг)


Магеллан р одился в маленьком селении в Португалии. С 25 лет Магеллан в течение восьми лет служил в военно-морском флоте, принимал участие в боевых действиях на территории Индии, был ранен и вернулся домой.


Магеллан давно мечтал открыть новый - западный морской путь из Европы в Индию, но не найдя поддержки в своей стране уехал в Испанию. Там он приобрел благосклонное отношение молодого короля Карла I, который назначил его командующим флотилией, направлявшейся на поиск нового морского пути в Индию.


20 сентября 1519 года Фернан Магеллан во главе флотилии из пяти судов начал своё историческое путешествие в Индию, направив корабли в открытый океан. Магеллан не пользовался морскими картами, и вёл свою флотилию «по солнцу».


После долгого плавания на горизонте появилась, наконец, земля. Команда высадилась в том месте, где теперь находится бразильский город Рио-де-Жанейро, для пополнения продовольственных запасов и тщательно обследовала берега Бразилии и Аргентины. Затем корабли попали в полосу непрерывных антарктических штормов. Капитаны трех судов подняли мятеж, офицеры требовали возвращения в Испанию. Магеллан сказал, что скорее умрет, чем примет позор неудачного возвращения. Магеллану удалось сохранить командование флотилией.


Чудом буря пригнала корабли к малозаметному входу в пролив, ныне он носит имя Магеллана. Фернан Магеллан осторожно провел суда по узкому окаймленному скалами проливу и вышел в океан, который Магеллан назвал Тихим, так как за три месяца плавания в его водах не было ни одного шторма.


Путешествие становилось все более трудным. Почти все члены команды болели цингой и страдали от недостатка воды. Магеллан ежедневно вел наблюдения и составлял карту. Вскоре Магеллан достиг ранее неизвестного Филиппинского архипелага.

Жители большинства Филиппинских островов мирно встретили испанцев. Но аборигены с острова Мактан не хотели подчиняться европейцам и собрали шеститысячный отряд, чтобы оказать сопротивление. Несмотря на отговоры, Магеллан объявил войну Мактану. С тысячью островитян и шестьюдесятью европейцами он отправился на Мактан. Европейцы вышли на берег и подожгли деревню, где жил вождь, но, окруженные со всех сторон аборигенами, увидели, что не могут победить и отступили.


Магеллан был уже близок к лодкам, когда брошенный камень опрокинул его на землю, и метко пущенное копье поразило его. Он умер на месте, с ним погибли капитан «Виктории» и около десяти европейцев. Судьба остальных спутников мореплавателя была также печальна - из трех оставшихся еще у него кораблей в Европу вернулась одна «Виктория» с восемнадцатью матроcaми.