Что такое семинар практикум для воспитателей. «Говорим правильно – нам подражают дети». Семинар-практикум для воспитателей. Коммуникативная игра «Найди пару»

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
  4. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  5. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Семинара –практикума для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела»

Разработала и провела Янпольская Л.В., старший воспитатель

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”.

2 тур. “Создай свой имидж”.

“Имидж педагога”.

3 тур. Игра “Пятью пять”.

4 тур. Решение педагогических ситуаций. Воспитательские позиции.

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
  4. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  5. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: подгрупповая.

Длительность мероприятия: до 2-2, 5 часов.

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.

Демонстрационный.

Стенд 1 – “Пятью пять”.

Стенд 2 – “Позиции воспитателя”.

Стенд 3 –“Кроссворд”.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.

Подготовка к мероприятию.

Мною был разработан сценарий семинара-практикума, продуманы вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели (3 стола, на которых стоят флажки разного цвета), приготовлены карточки для каждой команды.

Предварительная работа : знакомство с литературой по теме семинара-практикума.

Жюри выбирается из администрации ДОУ.

1 тур оценивается:

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

2 тур оценивается:

5 баллов - за каждого человека от группы.

3 тур оценивается:

5 баллов - за правильный ответ;

3 балла - за ответ данный после подсказки;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

4 тур оценивается:

5 баллов - правильное решение педагогической ситуации;

3 балла - решение педагогической ситуации другой группы;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Вед.:

Мы приветствуем сегодня
Умных, ласковых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.

Свои первые занятия
Вы успешно провели
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Вы теперь достойны чести
Называться “Педагог”.
И сегодня проведём мы
Всех стараний наш итог.

Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 5-6 минут.

Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

Искусство

  1. Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант)
  2. Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте. (Грунт)
  3. Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
  4. Не только часть акта в драме, но и произведение живописи. (Картина)
  5. Не только чудаковатый человек, но и подлинник художественного произведения. (Оригинал)

Спорт

  1. Бег на длинные расстояния? (Кросс)

Исходный пункт любого соревнования 1 тур. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.

1 карточка

  1. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
  2. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)
  3. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)

2 карточка

  1. Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)
  2. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)
  3. Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

3 карточка

  1. Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)
  2. Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)
  3. Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада?

2 тур. “Создай свой имидж”

Цель: умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма: “Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек”. Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

Доклад “Имидж педагога” . (Приложение 1 )

3 тур. “Пятью пять”

Цель: проверить эрудицию коллектива.

На магнитной доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждый тема состоит 5 вопросов.

Участники из команд по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

Литература

  1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
  2. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? (“Мойдодыр”)
  3. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы? (Баба-Яга)
  4. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  5. Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн)
  6. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)
  1. на скорости? (Старт)
  2. Награда для победителя. (Кубок)
  3. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)
  4. Большая замёрзшая лужа для танца? (Каток)

География

  1. Какой город Пермской области жалит? (Город Оса)
  2. Какой областной центр России летает? (Город Орел)
  3. В какой реке Тюменской области можно полоскать белье? (В реке Таз)
  4. Какой полуостров России жалуется на свои размеры? (Полуостров Ямал)
  5. Приток Днепра, который можно найти у нас во рту. (Река Десна)

История

  1. Праздничные цветы на небесах? (Салют)
  2. Одно из древних орудий древнего человека? (Топор)
  3. Ваня, ставший царем? (Иоанн)
  4. Религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви? (Секта)
  5. Склад государственных бумаг? (Архив)

Динамическая пауза. Игра “Методрепка”.

Выбирается методрепка (из жюри), садится на стул на противоположной стороне зала. Участники семинара-практикума роли распределяют между собой сами – (цель – умение договориться между собой). Необходимо “вытянуть” методрепку. Сначала до методрепки бежит дед, возвращается к участникам, берёт бабку, бежит до методрепки, остаётся у методрепки. Бабка бежит за внучкой и т.д.

4 тур. Решение педагогических ситуаций

(Приложение 2 )

Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Цель : актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Доклад “Позиция воспитателя” . (Приложение 3 )

У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд (Приложение 4 ).

Ключевое слово "молодцы". Командам дается задание - произнесите слово:

1 команда - громко, тихо

2 команда - быстро, медленно

3 команда - грустно, весело

жюри - вопросительно

все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.

Литература

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.
  2. Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997.
  4. Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.
  6. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.

Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.

Ершова Валентина Анатольевна,

c тарший воспитатель, первая квалификационная категория

МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:

- групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);

- индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

Развитие творчества и фантазии педагогов;

Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

Создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

Создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

    подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;

    организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

    теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;

    практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

    подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.

«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»

(семинар-практикум)

Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.

I .Подготовительная работа.

Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.

II . Организационный момент.

Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.

III . Теоретическая часть.

    Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.

Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.

По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.

Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.

С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.

Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.

С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.

2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:

1. Матрешка классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.

2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.

3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.

4. «Бирюльки» - старинная семейная игра, развивающая глазомер, ловкость и терпение. Эта замечательная игра чрезвычайно полезна для детей. Во-первых, во время игры ребенок учится взаимодействовать с другими игроками, соблюдать очередность. Во-вторых, малыш учится правильно распределять и концентрировать свое внимание. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения и движения кистей рук. В-третьих, дети учатся терпению, усидчивости, аккуратности. В-четвертых, детальки игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.

5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.

6 . Рамки-вкладыши или доски Сегена и разрезные картинки . Суть рамок в том, чтобы подобрать тот объект, который соответствует отведенному месту. Когда ребенок играет в эту игру, то он изучает формы и объекты, цвета. Ему нужно задействовать свои логические способности и развивать их.

7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.

8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).

9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.

10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.

11. Бусы для нанизывания . Формирование целеустремлённости и настойчивости осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий хорошо подходят бусы для нанизывания, фигурные пирамидки, пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (бусы, кубики, разрезные картинки и др.).

12. Наборы деревянных фигур , изображающие персонажей известных сказок, людей, диких и домашних животных необходимы для речевого развития детей. Развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов.

13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.

14. Угадайка . Одна из наиболее любимых игр, которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов.

15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.

Цель : расширение знаний и опыта педагогов.

Задачи :

*раскрытие значения оригами для развития творческого потенциала ребёнка и взрослого

*Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Формирование творчески мыслящей личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Воспитателю необходимо быть не информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Большую роль в этом играет японское искусство складывания из бумаги - оригами.

Оригами как средство обучения и воспитания дошкольников рассматривается в работах известных оригамистов и педагогов: Афонькина, Кабачинской, Литвинова, Опаричевой, Соколовой, Тарабариной, Коротеева, Лежнёвой.

Оригами как любое искусство, является средством самовыражения и самопознания, развития творческого потенциала.

Оно не ограниченно в своих возможностях:

— Это приятный и полезный способ проведения досуга.

— идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику, пространственное и творческое мышление, воображение, интеллект.

— В нём находят удовлетворение как приверженцы точных наук, так и творческие натуры.

Занятия оригами, имеют большие педагогические возможности. Они расширяют игровой опыт детей, дают знания об окружающем мире, развивают фантазию, сообразительность, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление детей. Творческое мышление присуще каждому ребёнку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном возрасте у ребёнка не развили творческое мышление через игровую и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью а, скорее всего, будет исполнителем чьей - либо воли. Не вызывает сомнения и тот факт, что активность ребёнка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога - находить всё новые пути развития творческого мышления дошкольника и сделать занятия оригами наиболее занимательными и интересными.

Необходимо также помнить, что эмоции оформляют и сопровождают интерес детей к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным задачам. Так ребёнок постепенно будет подниматься на новые ступени развития, образовываться личностно.

Очевидно, что процесс складывания трудоёмкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.

Но, к сожалению, занятия оригами чаще всего носят подражательный характер, что не предусматривает осознанности в выполнении работы, не даёт детям самостоятельно осмыслить процесс изготовления изделия. При проведении таких занятий развивающий потенциал оригами остаётся абсолютно нераскрытым.

Именно поэтому, мною разработаны методические рекомендации, направленные на развитие творческого мышления у старших дошкольников на занятиях оригами:

1. Планирование работы в первой половине дня, так как это наиболее благоприятное время для работы с детьми.

2. Использование методов обучения, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и уровню его подготовленности.

3. Создание позитивного микроклимата в коллективе: сотрудничество с воспитанниками, отношение к воспитанникам как к активным субъектам творческого процесса.

4. Проведение интегрированных занятий.

5. Включение в занятия проблемных ситуаций и игровых приёмов, но при этом проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.

6. Постепенное усложнение приёмов складывания.

7. Создание условий для самостоятельного изготовления поделки.

8. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

9. Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Не менее важным, чем развитие мыслительных способностей детей, оказывается изучение и развитие творческого мышления их наставников. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Ведущий от имени Квадрата рассказывает историю и одновременно показывает процесс изготовления игрушки

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать.

Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо.

Долететь до звёзд стреле не хватило сил. Она стала опускаться и очень обрадовалась, когда увидела под собой такое же голубое небо. Она окунулась в него и превратилась в лебедя.

Анжела Терещенко
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи:

уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо-действия с родителями.

повысить профессиональную компетентность педагогов по организа-ции новых форм взаимодействия с родителями;

активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материал: сердечки, дерево с листочками, клей, карточки с названиями животных, таблицы с формами работы.

Ход семинара:

I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.

Тема семинара-практикума «Инновационные формы работы с родителями». Сегодня пойдет речь о том, как эти встречи сделать интересными. А проведем наш семинар в форме тренинга, как одной из инновационных форм работы.

Девизом, послужит высказывание Конфуция: "Скажи мне - и я забу-ду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму. " Мы будем сегодня играть!

Любое мероприятие начинается с организационного момента или «знакомства». Я вам предложу несколько вариантов. Можно использовать:

Упражнение «Волшебный клубок», (клубок) называя свое имя, имя ребенка, рассказывает какую-то информацию о себе;

Упражнение «Разноцветные колпачки», (коктейльные трубочки, колпачки) передвигаясь по залу, группе знакомиться друг с другом;

Упражнение «Сердечки» (Коробочка, сердечки)

Я вам предлагаю взять одно, два или несколько сердечек из нашей коробочки. В зависимости от того сколько у вас сердечек, расскажите о себе несколько фактов (рассказы воспитателей).

Упражнение «Идеальное общение» (пары названий животных)

Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитайте название так, чтобы надпись видели только вы, карточку можно убрать.

Задача каждого найти свою пару, при этом можно использовать любые выразительные средства, нельзя только говорить и издавать звуки характерные для вашего животного. Когда вы найдете пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда у нас будут все пары образованы, мы посмотрим, что у нас получилось.

Это упражнение можно провести с родителями, обычно проходит оно весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость.

Сейчас встанут те, кто любит читать книги. А теперь поднимут руки те у кого есть кот или кошка. Попрыгают на левой ноге те, у кого есть бусы. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…

Задание «Поиск сокровищ»

Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "со-кровищ". Нужно найти среди собравшихся человека, который соответствует пункту из списка. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

Чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;

С необычным хобби или увлечением;

Который любит ту же еду, что и вы;

Который родился в этом городе;

У которого столько же колец на руках, сколько и вас;

Кто живет ближе всех.

После того как все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел человека, который живет ближе всех?" и т. п. по списку. Завер-шить задание можно обобщением:

Что интересного вы узнали друг о друге?

Вот мы и познакомились.

Какие организационные моменты вы использовали, поделитесь.

Психологическое вхождение в тему

Упражнение «Дерево ожиданий»

Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте по-можем ему укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета, возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем занятии.

Тех, кто выбрал красный – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка - проявите активность.

Синий цвет – будут сегодня настойчивы.

Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

II. Теоретическая часть.

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Упражнение «Найди определение»

На одном столе лежат формулировки форм работы, на втором – приблизительные их определения: найдите правильное определение к формам работы.

Круглый стол - это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.

Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.

Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.

Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах.

Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.

Мастер-класс для родителей – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.

Индивидуальные беседы - родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша.

День открытых дверей - мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Это только малая часть инновационных форм работы, которые можно использовать, попробуем пополнить недостающими формами.

Но для начала ном нужно разделиться на подгруппы, какие варианты можно использовать? (ответы участников семинара)

Игра «Мозаика», сложить картинку.

«Лидеры», которые, набирают себе группу.

«Разведчики. Стрельба глазами». Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга.

Внешние признаки: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.

Игра «Один, два, три» под музыку передвигаются по залу, ведущий говорит «три» - участники нашли разгруппировались по три человека и т. д.

Игра «Капля, река, море»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Работы в подгруппах:

Упражнение «Карусель»

Мы с вами остановились на формах работы. На команды разделились, выполняем упражнение «Карусель». Ваша подгруппа, в таблицу записывает

информационно-аналитические формы работы;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Теперь зачитываем.

Информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми:

анкетирование;

заполнение социального паспорта;

почтовый ящик доверия;

интервью с родителями;

посещение воспитанников на дому;

ознакомление родителей с образовательно-воспитательной документацией.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выствки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми.

семейные театры, концерты, игры, конкурсы;

спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии;

вернисаж совместного творчества;

выставки семейных коллекций;

родительский уголок творчества.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.

родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион);

родительские клубы;

индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель);

семинар-практикум;

информационные стенды.

Наглядно-информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

открытые занятия;

родительские уголки;

выпуски газет;

выставки детских работ, фотографий;

просмотр видеороликов;

день открытых дверей;

интернет странички для родителей;

проведение коррекционных занятий по скайпу;

мини-библиотека;

прайс-листы.

Я надеюсь, что наш семинар-практикум не прошел даром, и при планировании работы с родителями на следующий учебный год, спектр разнообразных форм работы увеличится.

III. Заключительная часть семинара-тренинга.

Релаксационное упражнение «Улыбка»

Закройте глаза, постарайтесь ни о чем ни думать несколько минут, при этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удалось удержать ее 10-15 минут, вы стразу почувствуете, что успокоились, и ваше настроение улучшилось. Такое упражнение старайтесь выполнять хотя бы один раз в день.

Итоговая рефлексия.

Вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю вам взять на память себе сердечко, а на втором сердечке написать пожелания о нашей встрече и прикрепить их на наше дерево.

"Мои эмоции"/Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.

Подготовила: старший воспитатель Степанова О.П.

Описание материала:

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.

Цель: Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «психологическое здоровье»
Задачи:
-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
-наполнить содержанием понятие «эмоции»;
-способствовать осознанию собственных эмоций;
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики- эмоции, заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.


Участники мероприятия: педагоги, старший воспитатель
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
1.Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.
2.Теоретическая часть.
2.1Введение в тему. «Эмоции». Стресс, «мифы» о нем
3. Практическая часть
3.1 Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»
3.2 Определение основных признаков стресса
3.3 Выработка умения изменять отношение к проблемам
3.4 Знакомство с цветотерапией
3.5 Знакомство приемами с ароматерапии
4. Подведение итогов
«Мое настроение» нарисовать на цветке смайлик

Ход проведения семинара

Теоретическая часть

Вступительное слово:

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Старший воспитатель

Человек живет эмоциями: что такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?
Эмоция- это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе, так, например, крайние проявления эмоций по отношению к себе: нарциссизм(самовлюбленность, восхищение собой) и аутоагрессия (от разрушающих тело и души вредных привычек до самоубийства). Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение,…) или отрицательную (гнев, печаль, злость,…)
Бывают простые (базисные эмоции), т.н. чувства: теплота, страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование,…- они понятны любому. Этим языком мы можем общаться и с нашими домашними питомцами, а они, как известно, не врут (даже хитрят по-честному), чтобы лучше понять человеку причину своих поступков, выбор поведения в проблемной ситуации, сделанные им умозаключения (выводы), психологи стараются вывести его на этот уровень простых эмоций.
Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассуждения по поводу ситуации, в какой-то мере направленными внутрь(этика отношений), когда человек реагирует на слова, эмоцию, поступок- эмоцией, но через какое- то время и не совсем (или не совсем) той эмоциональной реакцией, которая могла бы быть первоначально.
Управлять эмоциями и просто, и сложно одновременно. Эмоция- это взрыв, повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей чувственной реакции на происходящее, делаем всегда мы сами.
Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы, т.н. астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость. Лучше как следует один раз разозлиться, чем потом мучить себя и других, вызывая в них чувство вины обиженностью. Для обучения управлением эмоциями мне нравится метод творческого выражения эмоций.
Выражение эмоций. При всем обилии форм есть два главных варианта отреагирования чувств:

1 через двигательную энергичность;
2 через творческое самовыражение.

Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь?
Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок), кто-то прогуливается взад- вперед, кто-то отрисовывает на клочке бумаги… Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес- и душу облегчил.
Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?
Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение- основная причина язвенной болезни, инфаркта миокарда.
Особенное место в методах отреагирования чувств занимает творческое самовыражение, так именуемая арттерапия.
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, милиционер, предприниматель, пожарный. Взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности было и остается одним из мощнейших стрессогенных факторов. У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
Мы постоянно слышим понятие «стресс» из разных источников, говорим о стрессе, но знаем ли мы о нем всю правду? В быту распространены следующие утверждения:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.
От стресса страдают только психологически слабые люди.
Установить причины стресса несложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.
Согласны ли Вы с данными утверждениями?
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».
Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу. Это реакции специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
Как на странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г.Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.

2. Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:
Невозможность сосредоточиться на чем-то
Слишком частые ошибки в работе
Ухудшение памяти
Слишком часто возникает чувство усталости
Мысли часто улетучиваются
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
Повышенная возбудимость
Работа не представляет прежней радости
Потеря чувства юмора
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
Пристрастие к алкогольным напиткам
Постоянное ощущение недоедания
Пропадает аппетит, потерян вкус к еде
Невозможность вовремя закончить работу


3. Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации. Например:
Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
Доказать себе, что «могло быть и хуже».
Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Подведение итогов
Итак, мы узнали главное о стрессе. Настала пора развенчать общераспространенные неверные представления о нем:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно: стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.
От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу
Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.
Задумайтесь:
Практическая

часть
1.
Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
Часто ли у Вас появляется чувство усталости?
Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?
3 Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?
4 Есть ли у Вас склонность к бессоннице?
5 Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?
6 Бывают ли у Вас сильные головные боли?
7 Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?
8 Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?
9 Скучаете ли Вы на работе?
Легко ли Вас вывести из себя?
Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?
Часто ли Вам хочется выпить?
Часто ли Вы курите?
Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?
Часто ли Вы перестаете себе нравиться?
Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?
Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?
Обработка результатов
Подсчитайте набранное Вами количество баллов:
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов


0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.
11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.
26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь
Цветотерапия
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).
Участникам занятия предлагается под музыку (Вивальди «Лето») при помощи пальцев рук красками изобразить цветовые пятна.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:


Влияние цвета на психологическое состояние человека
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает
Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь на работу.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься домашними делами.
3.…, когда думаешь о близких.
4.…, когда ты приходишь домой.
5.…, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.

Приемы снятия эмоционального напряжения.
Психологический душ- комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней…»
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед- назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна»
8.Руки на талии, выполняя наклоны вправо- влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
9.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается…», глубокий выдох: «И все у меня получается»
«Нарисуй настроение»
Предлагаю всем педагогам нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Приклеить свои цветы – настроение на общий лист – получился «букет эмоций».

За деньги можно купить кровать – но не сон, книги – но не ум, пищу – но не аппетит, украшения – но не красоту, дом – но не домашний очаг, роскошь – но не культуру, развлечения – но не счастье, лекарство – но не здоровье, религию – но не спасение
Берегите свое здоровье!
Литература; 1.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987.
2.Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
3 Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования в клинике. - Л., 1978.
4.2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
(О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.)
- Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384