Атомная подводная лодка. Подводная лодка Подводная лодка а

Атомная подводная лодка «Карп» - головной корабль проекта 945. Поставлена на ремонт, который затем был остановлен

Наиболее известным видом атомных подводных лодок являются, конечно, носители межконтинентальных баллистических ракет, которые обозначаются аббревиатурами РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) или ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Между тем не менее важной и гораздо более активно используемой частью современного флота являются многоцелевые субмарины. В СССР было построено немало боевых кораблей этого класса, наиболее многообещающими из которых в 70-е и 80-е годы прошлого века какое-то время выглядели подводные лодки проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор».

История разработки и создания АПЛ

Начиная с 60-х годов прошлого века, США активно наращивали боевые возможности своего подводного флота. Количество стратегических атомных ракетоносцев в его составе постоянно увеличивалось, а мощь их становилась всё более значительной. В начале 70-х годов руководство Министерства обороны СССР уже знало о работах по созданию субмарин типа «Огайо», на борту которых планировалось разместить по 24 ракеты с четырнадцатью ядерными боеголовками . С другой стороны, ожидалось также и появление «охотников-убийц» — подводных лодок типа «Лос-Анджелес», которые могли представлять крайне серьёзную угрозу для советских ВМС.

Необходимо было предпринимать срочные меры, которые позволили бы решить несколько основных задач:

  1. Поиск и при необходимости уничтожение американских ПЛАРБ нового типа;
  2. Борьба против новейших многоцелевых субмарин вероятного противника;
  3. Уничтожение надводных кораблей из состава авианосных ударных группировок.

Наибольшее значение приобретала противолодочная оборона. Её новая концепция была представлена в 1973 году и предполагала создание комплексной системы оповещения обстановки (КСОПО) «Нептун», важнейшей частью которой предстояло стать многоцелевым атомным подводным лодкам третьего поколения. Перечень других элементов КСОПО таков:

  1. Надводные корабли и самолеты (вместе с АПЛ составляли маневренную часть системы);
  2. Орбитальные комплексы, позволяющие обнаруживать субмарины вероятного противника;
  3. Сеть гидроакустических буёв. Для их установки могли использоваться как корабли, так и морская авиация, включая вертолеты;
  4. Береговые станции освещения подводной обстановки.

Вся собранная информация должна была поступать в единый центр для последующей обработки, отображения, координации дальнейших усилий и принятия решений.

Еще в марте 1972-го, то есть до завершения работ над новой концепцией противолодочной обороны, были выработаны требования к новой многоцелевой атомной субмарине. Одним из пунктов тактико-технического задания было обеспечение возможности организации строительства АПЛ на предприятиях, расположенных во «внутренней» части территории СССР.

Завод «Красное Сормово», расположенный в Нижнем Новгороде (в те годы — Горький), вполне отвечал данному требованию. Кроме того, находившееся в этом городе конструкторское бюро «Лазурит» (современное название, присвоено в 1974-м) вело работы по созданию перспективных многоцелевых АПЛ еще с начала 60-х годов.

Посмотрев на карту, можно заметить, что Нижний Новгород находится довольно далеко от всех морей, омывавших берега СССР. Это обозначало, что построенную подводную лодку придется доставлять по назначению по рекам. Другими словами, требовалось ввести определенные ограничения на вес, осадку и водоизмещение корабля. В то же время субмарина должна была оставаться достаточно прочной и выдерживать погружение на большую глубину.

Подобные качества в известной мере противоречат друг другу, однако в ЦКБ «Лазурит» это предвидели. Основной идеей стало изготовление новой подводной лодки из сплавов на основе титана. Использование этих материалов позволяло «нырять» на 50% глубже, чем это удавалось субмаринам второго поколения и в то же время сократить водоизмещение на 30%. Одновременно резко ослабело электромагнитное поле, создаваемое корпусом, что положительно сказалось на скрытности.

Проект подводной лодки, получивший индекс 645 и обозначение «Барракуда», разработал коллектив инженеров, возглавлял который главный конструктор Н.И. Кваша. Следует отметить, что еще в 1971-м году ЦКБ «Лазурит» одержало победу в конкурсе по созданию аванпроекта субмарины третьего поколения, проводившимся Центральным научно-исследовательским институтом имени академика Крылова (ныне Крыловский государственный научный центр). Соперником «Лазурита» в этом творческом соревновании было знаменитое конструкторское бюро «Малахит», разработавшее когда-то самую первую советскую АПЛ.

Эскизный проект новой субмарины предусматривал семь различных вариантов. В конце июля 1973 года один из них, имевший исходный индекс I, был утвержден Министерством судостроительной промышленности СССР. Анализ, проведенный специалистами ЦНИИ им. Крылова показывал, что такие лодки будут превосходить АПЛ второго поколения не менее чем вдвое при атаке надводных целей и в 7-12 раз – при поиске и уничтожении стратегических подводных ракетных крейсеров.

КБ «Малахит» тоже не осталось без дела – туда была передана вся документация на вариант II (отличался, прежде всего, стальным корпусом). Впоследствии на основе этих наработок были созданы АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

В 1974-м году началась подготовка рабочей документации по проекту 945. На первых чертежах изображался прочный корпус подводной лодки. Отдельно проектировалась динамическая модель и опытный натурный отсек, который создавался для проведения цикла испытаний в Северодвинске. У горьковских инженеров в те годы еще не было опыта работы с титановыми сплавами, и им пришлось пройти курсы дополнительного обучения в ЦНИИ.

Несмотря на довольно высокий уровень энтузиазма конструкторов, проявленного в ходе преодоления целого ряда сложных проблем, возникавших во время выполнения проектных работ, изготовление опытного титанового отсека явно затянулось, в поставленные сроки уложиться не удалось. Тем не менее сами испытания прошли вполне успешно, что позволило уже в 1979 году приступить к строительству первой подводной лодки проекта 945, получившей название (шифр) К-239 «Карп». Следующая субмарина, К-276 «Краб», была заложена спустя пять лет. В состав ВМФ эти лодки были включены, соответственно, в 1984-м и 1987-м годах.

В 1982 году в ЦКБ «Лазурит» начались работы по созданию проекта улучшенной многоцелевой подводной лодки третьего поколения. Этот проект обозначался как 945А «Кондор». Изменения по сравнению с «Барракудой» оказались довольно значительными – обновился комплект вооружения, было использовано новое оборудование, количество отсеков увеличилось до семи, выросло также и водоизмещение.

В конечном счете советский, а затем российский ВМФ получил в своё распоряжение две лодки проекта 945А — К-534 «Зубатка» и Б-336 «Окунь», получившие впоследствии названия «Нижний Новгород» и «Псков». После этого все дальнейшие работы были свернуты. В начале 2010-х годов озвучивались планы по модернизации «Барракуд» и «Кондоров», однако они до сих пор остаются неосуществленными – развитие проекта остановлено.

Конструкция подлодки

АПЛ проекта 945 в целом имеет двухкорпусную схему. Лишь небольшой участок шестого отсека субмарины лишён наружного лёгкого корпуса. Форма носовой оконечности подводной лодки представляет собой полуэллипсоид вращения. Кормовая часть по своим очертаниям напоминает веретено, ватерлинии заостряются под углом в 18 градусов.

Конструкторы постарались уменьшить количество выступов и вырезов на поверхности лёгкого корпуса. Установлены специальные устройства, при помощи которых закрываются шпигаты. В носовой части расположен обтекатель из трёх слоев титанового сплава.

Отсеки

Количество отсеков – шесть. Расположены они следующим образом:

  1. Торпедный отсек. Находится в носовой части прочного корпуса подлодки. Здесь установлены все торпедные аппараты. Загрузка оружия осуществляется через особый люк;
  2. Второй (жилой) отсек. Разделен палубами на четыре отдельных помещения. Самое верхнее из них – это центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На второй и третьей палубах находятся жилые помещения для экипажа и медпункт с изолятором. В самом низу второго отсека установлены различные насосы, кондиционеры и прочие устройства, не работающие в малошумном режиме;
  3. Отсек вспомогательных механизмов. Здесь, в частности, размещаются подъемно-мачтовые устройства (ПМУ);
  4. Реакторный отсек. Предназначение понятно уже из названия – здесь находится основная силовая установка корабля;
  5. Турбинный отсек. Здесь тепловая энергия, выработанная реактором, превращается в кинетическую, приводящую в движение гребной винт;
  6. Еще один отсек вспомогательных механизмов.

Второй и третий отсеки могут использоваться как убежище при возникновении аварийных ситуаций. Поперечные переборки, ограничивающие их объем, сделаны наиболее прочными. Безопасности вообще уделено значительное внимание – лодка оборудована спасательной камерой (размещена в прочной рубке), при помощи которой может быть поднят из глубины весь экипаж, а цистерны главного балласта могут быть продуты продуктами сгорания дизельного топлива при помощи отдельной системы аварийного всплытия.

Вооружение

Для обнаружения вражеских субмарин используется аналоговый гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат-КС». Он способен не только выявить само присутствие цели, но и определить её точный тип и координаты. Кроме того, это оборудование может быть использовано и для навигации в сложных условиях для своевременного обнаружения препятствий по курсу движения лодки. Максимальная дальность, на которой МГК-503 способен засечь подводную цель, составляет 230 километров.

В носовом отсеке лодки размещено шесть торпедных аппаратов: два калибром 650 мм и четыре по 533 мм. В основной состав вооружения входят следующие средства поражения:

  1. Ракетный противолодочный комплекс РПК-6 «Водопад». Запускается через торпедный аппарат калибром 533 мм. Могут быть использованы ракеты 83Р и 84Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 50 километров;
  2. РПК-7 «Ветер». Запускается через торпедный аппарат калибром 650 мм. Могут быть использованы ракеты 86Р или 88Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 100 километров;
  3. Торпеда ТЭСТ-71. Калибр – 533 мм. Обладает комбинированной системой наведения на цель. Вначале управление осуществляется оператором по проводу, присоединенному к торпеде. Когда до цели остается около восьмисот метров, включается активно-пассивная головка самонаведения. Подрыв боевой части обеспечивается неконтактным взрывателем.

Боевые части ракет Р-84 и Р-88 представляли собой ядерную глубинную бомбу . Мощность её для Р-88 точно неизвестна, а для Р-84 этот параметр составлял 200 килотонн, что позволяло уничтожить сразу несколько подводных и надводных целей.

В качестве боевой части ракет Р-83 и Р-86 использовалась торпеда УГМТ-1 калибром 400 миллиметров. Она приводнялась на парашюте, который затем отделялся. Поиск подводной лодки противника торпеда выполняла самостоятельно, маневрируя в соответствии с заданной программой. Головка самонаведения УГМТ-1 обеспечивает захват цели на расстоянии в полтора километра. Скорость движения такой торпеды – 41 узел, а максимальная дистанция «пробега» — 8 километров.

Всего подводные лодки проекта 945 могли взять на борт до 12 торпед и ракет-торпед калибром 650 мм и до 28 – калибром 533 мм. Дополнялся весь этот комплекс вооружения восемью ПЗРК «Игла» для защиты от самолетов и вертолетов в надводном положении.

Субмарины проекта 945А «Кондор» оборудовались шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. По этой причине они, в отличие от «Барракуд», утратили способность применять РПК-7 «Ветер». Зато в боекомплект модернизированных подводных лодок вошли крылатые ракеты «Гранат». Они могли применяться против крупных надводных кораблей, а также и по стационарным наземным целям. В последнем случае обеспечивалась дальность действия до 3000 километров (с ядерной боевой частью). Ракеты «Гранат» являются прямыми предками нынешних «Калибров», отличаясь от них главным образом своим бортовым оборудованием.

Силовая установка

На подводные лодки проекта «Барракуда» устанавливался атомный реактор ОК-650А. Он относится к так называемому водоводяному типу (тепловая энергия, переданная рабочей жидкости в контуре охлаждения, передается воде, циркулирующей по системе трубопроводов, не проходящих через активную зону). Максимальная мощность основной силовой установки достигает 180 мегаватт, что примерно соответствует сорока трем тысячам лошадиных сил.

Вращение турбин, приводящих в движение гребной винт, а также генераторы, снабжающие корабль электричеством, обеспечивается четырьмя парогенераторами. Для подачи постоянного тока используются преобразователи, а также аккумуляторы, разделенные на две группы.

На субмарине установлены два гребных электродвигателя. Они могут быть включены при вынужденной аварийной остановке атомного реактора. Скорость движения в таком режиме составляет не более пяти узлов. Энергия для гребных двигателей вырабатывается двумя дизель-генераторами ДГ-300. На борту имеется запас топлива для них, которого хватает на десять суток.

АПЛ проекта «Кондор» оснащались реактором ОК-650Б, мощность которого доведена до 190 мегаватт.

Классификация

Многоцелевые подводные лодки иногда дополнительно делят на разные виды, ориентируясь на то, каким вооружением они оснащаются. При таком подходе субмарины исходного проекта 945 могли быть отнесены к классу ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная).

В то же время «Кондоры» уже следовало относить к ПЛАРК, то есть к лодкам с крылатыми ракетами на борту. Это несколько странно, особенно если учесть, что программа модернизации «Барракуд» предполагала их оснащение «Калибрами».

Впрочем, подобная классификация почти всегда предполагает некоторую долю условности.

Технические характеристики

Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.

АПЛ проекта 945 АПЛ проекта 945А
Надводное водоизмещение 5 940 тонн 6 470 тонн
Подводное водоизмещение 9 600 тонн 10 400 тонн
Надводная скорость 12,1 узла 19 узлов
Подводная скорость 35,15 узла 35 узлов
Рабочая глубина 480 м 520 м
Предельная глубина 550 м 600 м
Длина корпуса 107,16 110,5 м
Ширина 12,28 м 12,2 м
Осадка 9,62 8,8 м
Состав экипажа 31 офицер, 30 мичманов 28 мичманов и 31 офицер

Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.

Применение на учениях и на боевом дежурстве

К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.

На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.

Впоследствии, рассказывая про опыт эксплуатации «Барракуд», вице-адмирал М.В. Моцак, занимавший в 2000 году пост начальника штаба Северного флота, отметил, что оборудование этих подводных лодок позволяло уверенно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его перемещения. Российские субмарины при этом оставались незамеченными. Моцак, в частности, сказал, что одна только К-239 в 1995 году обеспечила слежение за американскими подводниками в течение вчетверо более продолжительного времени, чем все надводные корабли.

Самый известный инцидент с участием субмарины проекта 945 произошел в феврале 1992 года, во время учений. Находясь в пределах российских территориальных вод, близ острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (впоследствии переименована в Б-276 «Кострома») протаранила американскую АПЛ SSN-689 Baton Rouge. Эта многоцелевая субмарина типа «Лос-Анджелес» пыталась, оставаясь незамеченной, следить за ходом маневров.

Результат столкновения для американских моряков оказался довольно печальным – на лодке вспыхнул пожар, последствия которого в конце концов привели к списанию боевого корабля. На «Крабе» была повреждена рубка, восстановить которую удалось уже летом того же 1992 года. Оценка этого происшествия едва ли может быть однозначной – противники ухитрились не увидеть друг друга, что не говорит в чью-либо пользу. «Смертельные» повреждения американской АПЛ стали, таким образом, результатом случайности.

Сегодня обе подводные лодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в ремонтные мастерские. Но едва ли им суждено вернуться в строй – денег на проведение модернизации нет. Та же судьба, к сожалению, может постигнуть и две субмарины проекта 945А.

Достоинства и недостатки

Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.

Дать объективную оценку уровню безопасности экипажа довольно сложно, поскольку построено всего четыре субмарины. Во всяком случае, прочность конструкции после инцидента у острова Кильдин можно считать доказанной.

Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам», куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.

Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Подводная лодка«А-2» типа Американский Голланд (бывшая «АГ-24», «Коммунист»)

Построена американской фирмой «Electric Boat & Co» в Канаде по заказу Великобритании в 1916 году. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль». В августе 1917 года подводная лодка зачислена в списки российского флота под обозначением «АГ-24».

Начавшаяся революция и Гражданская война не позволили достроить корабль. Подводная лодка перезаложена 1 июня 1920 года (по другим данным 22 ноября 1919) в присутствии представителя ЦК ВКП(б) наркома просвещения А.В. Луначарского и этот же день в честь высокого гостя получила новое название в духе времени - «имени тов. Луначарского». 2 апреля 1921 года субмарина спущена на воду и 22 июля 1921 года под командованием краскома Шредера Георгия Августовича вошла в состав Морских сил Черного моря. Это была вторая советская подводная лодка в Черном море. В 1921 - 1922 году субмарина нанесла визиты в Инеболу и Самсун, а 31 декабря 1922 года переименована в «Коммунист». В 1927 - 1928 и 1932 - 1934 годах подводная лодка прошла капремонт. В октябре 1930 субмарина нанесла визит в Стамбул.


В декабре 1935 года «А-2» совершила 2-х недельное автономное плавание, пройдя в надводном положении 1498,7 мили и 100,2 мили под водой, первой из черноморских подлодок вдвое превысив нормы автономного плавания.

22 июня 1941 года субмарина встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Чебышева Константина Ивановича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ. Субмарина находилась на севастопольском заводе № 201 в капитальном (по другим данным в аварийном, после столкновения в начале года с БТЩ «Т-408») ремонте (капитальный начат 10 февраля 1939, окончание работ планировалось на 1 августа 1941 года). С окончанием ремонта 18 августа «А-2» перешла в Поти, откуда с сентября по декабрь подводная лодка пять раз выходила в дозор на подходы к Поти и Батуми. В начале 1942 года встал вопрос о привлечении подводных лодок типа «М» и «АГ» к действиям на вражеских коммуникациях в западной части Черного моря. Базируясь на Поти при своей автономности «американки» не могли долго находиться в зоне боевых действий, поэтому было принято решение об их переводе в Севастополь.

7 апреля 1942 года «А-2» прибыла к месту нового базирования, откуда уже через четыре дня направилась к Одессе (позиция № 31). В первом по настоящему боевом походе противник встречен не был. Второе патрулирование этого района в мае так же не принесло результата, хотя подводная лодка имела контакт с отдельными судами и конвоем противника. Атаки срывались из-за неправильного маневрирования, невыгодного курсового угла, либо, по мнению командира, малоценности цели. Вернувшись в Севастополь, «А-2» вскоре вновь находилась в готовности к выходу в море, как 27 мая в 22.35., когда подлодка стояла у стенки в Южной бухте, она подверглась налету авиации противника. Две 250-кг бомбы разорвались в 30 м от субмарины. «А-2» получила около 120 осколочных пробоин в ограждении рубки, надстройки и корпуса, был выведен из строя перископ и его подъемное устройство, перебиты трубопроводы осушения цистерн главного балласта. Частично исправив повреждения, 1 июня субмарина вышла в Очамчири для окончательного восстановления боеспособности.


Закончив ремонт, подводная лодка принимает участие в снабжении осажденного Севастополя. Вечером 29 июня «А-2» под командованием командира 6-го дивизиона ПЛ Р.Р. Гуза (штатный командир субмарины в этом походе выступал в качестве дублера) имея на борту 8,5 тонн 152-мм артиллерийских снарядов, 4,5 тонны боеприпасов для авиации и 2,5 тонны продовольствия вышла из Новороссийска к берегам Крыма. На рассвете 1 июля, когда подводная лодка прибыла к подходному фарватеру Севастополя, ее атаковали самолеты и катера противника, осуществляющие блокаду крепости. Интенсивность атак была весьма высокой, (подводники насчитали около 200 взрывов), но серьезных повреждений, кроме выхода из строя гирокомпаса, подводная лодка не получила. В ночь на 2 июля, когда стало ясно, что судьба Севастополя решена, «А-2» получила приказ выбросить груз в море и идти в Херсонесскую бухту для приема на борт людей. Под руководством помошника командира подводной лодки старшего лейтенанта Буянского Б.С,с большим трудом личный состав ПЛ выбросил за борт ящики с боезапасом (тяжелые ящики со снарядами пришлось таскать через всю лодку), субмарина вечером 2 июля, форсировав минное поле, приблизилась к берегу. В перископ было видно, что на берегу в разных местах идет рукопашный бой. В 100 метрах от уреза воды «А-2» дала сигнал белым светом. В ответ с берега немцы открыли огонь из пулеметов. Субмарина осталась в надводном положении, так как ее сигнал увидели и защитники Севастополя. В течение часа подводная лодка приняла 13 человек из состава 1-го гвардейского зенитного полка ВМФ, которые подплывали к субмарине на плотах, сделанных из бортов грузовиков. В 20.30. видимость улучшилась, к обстрелу подводной лодки подключилась артиллерия, и ей пришлось отойти мористее. Ждали личный состав 35-й береговой батареи. Еще 2,5 часа подводная лодка находилась у берега, но спасать больше было некого.Подводная лодка А-2 была последней ПЛ,которая была в Севастополе. Утром 5 июля «А-2» прибыла в Новороссийск.

Вскоре субмарина возобновила свои выходы к Одессе (позиция № 31). Утром 4 августа обнаружив цель, из-за безграмотного использования перископа и неправильного маневрирования, подводная лодка оказалась за кормой атакуемого транспорта и попала под таранный удар противолодочного катера, а так же подверглась атаке глубинными бомбами. В результате полученных повреждений субмарина вынуждена была покинуть позицию и возвратиться в базу. По прибытии командир «А-2» был снят с должности (впоследствии осужден, разжалован и списан в морскую пехоту), а на его место назначен капитан 2 ранга Зайдулин Измаил Мотигулович . Подводная лодка перешла в Поти, где встала на аварийный ремонт. 1 8 сентября командиром корабля стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Буянский Бенциан Соломонович.

С новым командиром подводная лодка во второй половине октября патрулировала район Ялты (позиция № 47), но противника не встретила. Следующие выходы субмарины были связаны с выполнением спецзаданий. Вечером 22 ноября «А-2» вновь направилась для действий на вражеских коммуникациях у Ялты, имея приказ о высадке разведгруппы в районе мыса Никиты. 27 ноября при попытке высадить разведчиков, подводная лодка подверглась обстрелу с берега. В дальнейшем из-за сложных погодных условий группу высадить так и не удалось. В течение января и в начале февраля 1943 года «А-2» выполняет ряд спецзаданий в рамках проведения десантной операции у Южной Озерейки - Мысхако. Подводная лодка должна была, проведя разведку берега, установить два светящихся буя для указания места высадки войск. После упорных тренировок под наблюдением гидрографа капитан-лейтенанта Сахоткина, который принимал участие в предыдущих разведывательных выходах субмарины, вечером 3 февраля «А-2» быстро и четко выполнила поставленную задачу. (На установку каждого буя полагалось затратить 40 минут, в реальных условиях все вышло куда быстрее - оба буя поставлены за 55 минут).

Во второй половине февраля подводная лодка патрулировала район мыс Сарыч - Судак (позиция № 7, с 26 февраля действовала в пределах позиции № 61, сектор мыс Опук - меридиан 36°), но кораблей противника не встретила. Первая торпедная атака субмарины состоялась только 20 июня. В это день субмарина находилась на позиции в районе Киик-Атлама - мыс Опук (позиция № 86 - запасная). После того, как в точке 44°53,4" с.ш./ 35°56,3" в.д. «А-2» выпустила две торпеды по десантной барже из состава конвоя, на подводной лодке были зафиксированы два взрыва. Противник не подтверждает успешность атаки подводной лодки, отмечая, что десантная баржа «F-307» наблюдала след одной из торпед.


Мой отец-командр подводной лодки А-2 капитан-лейтенант Буянский Б.С.Черноморский флот,1943г

Вторая попытка открыть счет произошла только после безрезультатного патрулирования района между Севастополем и Феодосией (конец июля - начало августа 1943, позиции № 83, 84 и 86-запасная), когда 16 сентября «А-2» в точке 44°45,5" с.ш./34°45,6" в.д. (пределы позиции № 84) атаковала конвой из десантных барж. Торпеды в цель не попали, а одна из них прошла рядом с десантной баржей «F-369». Удача сопутствовала подводной лодке лишь в следующем боевом походе, когда она действовала в районе позиции № 97 у южного побережья Крыма. Днем 10 октября одна из торпед «А-2» попала в борт десантной баржи «F-474», которая следовала в составе крупного конвоя, проводящего эвакуацию Кубанского плацдарма. Корабль с грузом военного имущества затонул в точке 44°28" с.ш./34°13" в.д., погиб 1 человек. Противник контратаковал субмарину, безуспешно сбросив на нее 21 глубинную бомбу.

Командир подводной лодки А-2 капитан 3 ранга Буянский И.Б.

Последний боевой поход «А-2» состоялся в первой половине декабря 1943 года. «А-2» патрулировала район позиции № 92 на коммуникации Севастополь - Констанца. Утром 7 декабря субмарина из-за плохой видимости и неправильного маневрирования не смогла атаковать конвой, а в ночь на 9 декабря она была переразвернута в пределы позиции № 94 (район мыс Тарханкут - Евпатория), где снова в результате неправильного маневрирования не сумела выпустить торпеды по группе кораблей противника. С 14 по 18 декабря «А-2» находилась у южного берега Крыма (позиции № 97, 98), но там никого не встретила.


Командиры подводных лодок 2 бригады ПЛ Черноморского флота на борту плавбазы "Нева",г.Поти,1943г
первый слева-командир "малютки" Герой Советского Союза Кесаев А.Н.,
второй слева -командир А-2 Буянский Б.С.

Вернувшись в Поти, «А-2» встала на текущий ремонт, который завершился 15 июля 1944 года. Вступившая в строй подлодка вскоре перешла в Батуми, где 27 сентября при маневрировании на внешнем батумском рейде она попала в противолодочную сеть и подорвалась на подрывном патроне и снова на 6 месяцев вышла из строя. К моменту вступления «А-2» в строй боевые действия на Черном море закончились.

В марте 1947 году подводная лодка выведена из боевого состава и обращена в плавучую зарядовую станцию (по другим данным субмарина продолжала оставаться в строю, и 16 июня 1949 года получила обозначение «М-52»). В конце ноября 1950 года подводная лодка исключена из списков и передана для разборки на металл.

20 боевых походов

16.09.1941 - 24.09.1941
23.10.1941 - 30.10.1941
12.11.1941 - 20.11.1941
04.12.1941 - 10.12.1941
23.12.1941 - 30.12.1941
11.04.1942 - 23.04.1942
07.05.1942 - 22.05.1942
29.06.1942 - 05.07.1942
28.07.1942 - 10.08.1942
16.10.1942 - 29.10.1942
22.11.1942 - 05.12.1942
09.01.1943 - 12.01.1943
20.01.1943 - 23.01.1943
02.02.1943 - 05.02.1943
19.02.1943 - 04.03.1943
16.06.1943 - 01.07.1943
28.07.1943 - 12.08.1943
04.09.1943 - 19.09.1943
05.10.1943 - 21.10.1943
30.11.1943 - 20.12.1943

Противостояние американским авианосным группам было основной задачей советского ВМФ сразу после завершения Великой Отечественной войны. Именно для этой цели начали создаваться «убийцы» авианосцев - советские узкоспециализированные подводные лодки проекта «Антей 949А».

Начало создания

В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».

Проект «Гранит 949»

В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
  • Дальностью - 500 км.
  • Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.

Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.

Система «Успех»

При помощи данной первой в мире советской космической системы выявлялись надводные объекты и осуществлялось наблюдение за ними. «Успех» обладал следующими преимуществами:

  • Абсолютная независимость от погодных условий.
  • Сбор осуществлялся на огромной площади.
  • Недоступность для противника.

Целеуказания поступали к носителям оружия и к командным пунктам. Изготовление АПЛ производилось рабочими Северного машиностроительного предприятия. В 1980 году по проекту 949 была готова первая АПЛ «Архангельск», а в 1983 году - «Мурманск».

Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А

После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.

В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.

АПЛ в составе флота России

На данный момент на вооружении ВМФ Российской Федерации состоят следующие атомные подводные лодки класса «Антей»:

  • К-119 «Воронеж» (Северный флот).
  • К-132 «Иркутск» (Тихоокеанский флот).
  • К-410 «Смоленск» (Северный флот).
  • К-456 «Тверь» (Тихоокеанский).
  • К-442 «Челябинск» (Тихоокеанский флот).
  • К-266 «Орел» (на данный момент пребывает в состоянии ремонта).

  • К-186 «Омск» (Тихоокеанский).
  • К- 150 «Томск». (Тихоокеанский флот).

Еще одна созданная по проекту 949 «Антей» подводная лодка К-135 «Волгоград» сегодня находится на консервации. А К-139 «Белгород» будет закончена уже по проекту 09852.

Устройство АПЛ 949

Типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Описание энергетической установки

Блочная ГЕУ АПЛ состоит из двух ядерных реакторов ОК-650Б и двух паровых турбин ОК-9. Их мощность составляет 98 тыс. л. с. Они работают за счет гребневых винтов с использованием редукторов. АПЛ имеет еще два дополнительных дизельных генератора ДГ-190 мощностью не ниже 8 тыс. 700 л. с.

Боевое управление субмариной

Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».

Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.

Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные - 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».

Технические характеристики

  • АПЛ над водой обладает водоизмещением 12 тыс. 500 куб. м.
  • Водоизмещение под водой составляет 22 тыс. 500 куб. м.
  • Корабли класса «Антей» над водой способны развить скорость до 15 узлов.
  • Под водой их скорость выше: 32 узла.
  • Субмарины могут погружаться на максимальную глубину до 600 м.
  • В автономном режиме подлодка может находиться 120 суток.

Целесообразность серийного производства «Антеев»

Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности - наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ - это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.

Заключение

Сегодня разработки 1980 годов считаются достаточно устаревшими. В связи с этим в 2011 году было решено заменить ПКР «Гранит-700» на более современные ракеты «Оникс» и « Калибр».

Это позволит «Антею» стать универсальным инструментом для решения самых различных задач.

Атомная подводная лодка - сильная и смертоносная машина. Больше нигде на планете нет такого сосредоточения людей и огневой мощи. по настоящему сражались на фронте "холодной войны", но при всей своей силе они не могут сравниться с могуществом морей. Сильнейший враг подводника не потенциальный противник, а сам океан. Глубоководная среда будет искать изъян в стальном коконе подводной лодки . Она может ворваться вовнутрь и потопить ее. Море может сделать подводника своим пленником и убить его с ужасающей неторопливостью.

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 949/949А «Гранит»/«Антей»

Ударные атомные подводные лодки проекта 949 это своеобразные подводные ракетоносцы, ставшие реальной угрозой для надводных кораблей типа « ». Интерес к ним всегда оставался велик со стороны иностранных разведслужб как к сокровищнице секретов.


Стремительная модернизация морского вооружения потенциального противника, постепенно свела на нет возможности советских подводных лодок ракетоносцев . Теперь авианосные ударные группы флота НАТО могли в течение трех суток нанести 1500 ядерных ударов по территории СССР. К тому времени Советский Союз уже разрабатывал противокорабельный комплекс «Гранит ». Его ракеты были полностью автономны на всей траектории полета, имели многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, что позволяло использовать их для поражения групповых надводных цепей. Советское военное руководство поручило сразу трем конструкторским бюро создать носитель таких ракет, крейсерскую подводную лодку третьего поколения. После выработки тактико-технического задания в декабре 1978 года на ЦКБ МТ «Рубин » в Ленинграде был заложен киль первой подводной лодки , открыв серию атомоходов проекта 949.

Проект 949 получил шифр «Гранит ». Главным конструктором был назначен П.П. Пустынцев.

Головная подводная лодка К-525 была спущена на воду в 1980 году и поступила на вооружение 2 октября 1981 года. Силы НАТО классифицировали ее как «Oscar ». Следующая субмарина К-206 вступила в строй в 1983 года.

атомные подводные лодки проекта 949 «Гранит» фото

комната отдыха

комплекс «Гранит»

спуск на воду подводной лодки «Омск»

подводная лодка «Омск»

подводная лодка «Смоленск»

После первых двух подводных крейсеров началось строительство подводных лодок по улучшенному проекту 949А шифр «Антей » (по классификации НАТО - «Oscar II »).

В результате модернизации субмарина получила дополнительный отсек, позволив конструкторам улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате водоизмещение подводной лодки проекта 949А выросло на 2000 тонн, в то же время удалось снизить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

Подводные лодки проекта 949 являются двухкорпусными кораблями с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием.

Для облегчения всплытия во льдах боевая рубка имеет усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.

Основным вооружением подводных лодок проекта 949 являются 24 противокорабельные ракеты «Гранит », расположенные вдоль бортов в пусковых установках. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом. В носовой части установлены торпедные аппараты с боезапасом 26 торпед. Торпедные аппараты автоматизированы и оснащены устройством быстрого заряжания, со стеллажами продольной и поперечной подачи, что позволяет расстрелять весь боезапас в течение нескольких минут.

Подводные лодки проекта 949 оборудованы гидроакустическим комплексом «Скат », навигационным комплексом «Медведица » и комплексом радиосвязи «Цунами ».

Главная энергетическая установка имеет блочное исполнение и включает в себя два ядерных реактора типа ОК-650Б и две паровые турбины типа ОК-9 мощностью 98000 л. с, работающие через редукторы на гребные винты. Дополнительно для вспомогательных функций подводные лодки проекта 949 оснащены двумя дизель-генераторами типа ДГ-190, мощность которых составляет 8700 л. с..

Подводные лодки проекта 949 отличаются от своих «коллег» достаточно приличными условиями комфортности и обитаемости личного состава для длительного автономного плавания.

Все члены экипажа ПЛАРК проекта 949 обеспечены индивидуальными спальными местами в одно-, двух-, четырёх- и шестиместных каютах. На подводной лодке имеется кают-компания, и столовая для одновременного приёма пищи 42 моряками. Запас провизии на полную автономность размещается в провизионных морозильных камерах и кладовых. На ракетоносце также имеются спортивный зал, бассейн, солярий, сауна и живой уголок.

Руководство планировано иметь в составе ВМФ СССР двадцать подводных лодок такого типа, но было построено всего лишь 13. Ни одна из субмарин не выслужила своего срока. К 2001 году уже списаны подводные лодки К-525 и К-206 проекта 949, в отстое находятся К-148 и К-173. Субмарины К-132 и К-119 требуют капитального ремонта.

СУДЬБА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-141 «КУРСК» ПРОЕКТА 949

Погрузившись под воду, атомная подводная лодка шумит меньше чем само море, а ее ядерный реактор может снабдить электричеством небольшой город. Уши атомной субмарины гидроакустики способные услышать звук кормящихся креветок или китов. Атомная подводная лодка должна функционировать всегда, поэтому работа на ней продолжается круглые сутки. Мощные и технически совершенны подводные корабли все же остаются уязвимыми. И когда что-то случается, последствия слишком часто оказываются смертельны.

Август 2000 года. Российская атомная подводная лодка «Курск » К-141 стоит у причала западно-арктической базы военно-морского флота РФ Западная Лица. Экипаж подводной лодки 118 человек умное, смелое и сплоченное братство и мало чем отличается от экипажей иностранных подводных лодок. Субмариной управляют поразительно молодые люди. Средний возраст экипажа составляет 24 года. Как и все подводники, команда крейсера рада, что уходит в море. «Курск» покидает родную базу, направляясь для проведения учений в Баренцевом море.

12 августа 2000 года в 09:00 экипаж подводной лодки готовится к отработке торпедной атаки. Роль мишени играет атомный «Петр Великий ». Командующий Северным флотом РФ адмирал Попов отдает приказ начинать. Американская неподалеку наблюдает за российскими учениями. Внезапно ее сонар ловит ужасный шум. Взрыв вызвал детонацию торпедного отсека подводной лодки «Курск» . Через две минуты сейсмографы фиксируют второй мощный взрыв. Могучий «Курск» , гигантское смертоносное оружие войны уничтожено. Большая часть экипажа погибла сразу, но в девятом отсеке собрались 24 выживших подводника.

«Курск » лежал на относительном мелководье. На борту крейсера «Петр Великий » не могли поверить, что подводная лодка затонула. Прошло несколько часов, прежде чем объявили тревогу. Первые часы катастрофы - решающие. Но лишь спустя 30 часов российские спасатели отправились к подводной лодке «Курск». Российские СМИ сообщили, что у АПЛ возникли технические неполадки, и субмарина преднамеренно легла на дно.

Правда в виде слухов дошла до родных, ждущих подводников в военном городке Ведяево. Матери и жены не знали, во что верить и кому. Представители флота давали противоречивую информацию. Родственникам сказали, что с подводной лодкой «Курск » установлена связь и с нее доносятся стуки.
Несмотря на официальные заявления, российским спасателям не удалось состыковаться с АПЛ «Курск ». Это было связано с местом, где лежала подводная лодка. Там было сильное течение, что усложняло точность стыковки с аварийной площадкой. Однако ВМФ РФ не приняло помощь США и других стран. С каждым часом шансы кого-то спасти таили.

Через четыре дня после аварии «Курска » военное руководство по-прежнему отказывалось от любой иностранной помощи. Более недели обезумевшие матери и жены вопреки всему надеялись, что еще можно спасти подводников. Наконец официальные лица российского руководства признали, что они не могут добраться до людей в подводной лодке.

Позже были приглашены спасательные команды Норвегии и Великобритании. Подводная лодка была найдена. С помощью молотка спасатели приоткрыли люк и благодаря молоку, которое белой пеленой не стало поступать внутрь, спасатели поняли, что все 118 человек подводной лодки «Курск » погибли. Спустя дни откровенной лжи официальных лиц, по телевидению выступил командующий флотом адмирал Александр Попов: «Жизнь продолжается, растите детей, растите своих сыновей, а меня простите, что не смог спасти ваших родных ».

ПОДЪЕМ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «КУРСК»

Для крупномасштабной операции по подъему «Курска» было разработано около 40 комплектов документов различного рода. Было обсуждено много форс-мажорных обстоятельств, которые могли возникнуть при подъеме. Наконец, подводная лодка «Курск» проекта 949 в октябре 2001 года при помощи судна «GIANT 4 » созданное компанией «MAMMOET » была поднята. Субмарину поднимали со скорость 9 метров в час. Операция прошла успешно. После фиксирования объекта, судно было отправлено в Мурманскую область на судоремонтный завод в Росляково. Затем судно было заведено в плавучий док, где АПЛ «Курск » был закреплен в подводном положении. После откачивания воды из дока людям предстала ужасная картина. У подводной лодки не было носового отсека, а то, что от него осталось было разорвано в клочья. Затем была доставлена в Снежногорск для дальнейшей утилизации.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 949 «Гранит»:
Водоизмещение надводное - 13400 тонн;
Водоизмещение подводное - 22500 тонн;
Длина - 143 м;
Ширина - 18,2 м;
Осадка - 9,2 м;
Глубина погружения - 400 м;
Скорость хода надводная - 15 узлов;
Скорость хода подводная - 30 узлов;
Запас хода - не ограничен;
Автономность - 110 суток;
Экипаж - 107 человек;
Энергетическая установка - атомная;
Мощность турбин - 100000 л.с.;
Вооружение :
Ударное ракетное:
Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит»
Боекомплект - 24 ракеты ЗМ-45;
Зенитно-ракетное:
Зенитно-ракетный комплекс 9К310 «Игла-1» - 2;
Торпедное:
Торпедные аппараты 650 мм - 2 (носовые);
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (носовые);
Боекомплект - 24 торпеды;

В 1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 с Р-21 – баллистические ракеты подводного старта. Альтернативным вариантом было оснащение субмарины комплексом Д-6 (проект «Нейлон», изделие «Р») с твердотопливными ракетами, которые разрабатывались ленинградским конструкторским бюро «Арсенал» с 1958 года. Подводная лодка по первоначальному проекту 667 должна была нести 8 ракет комплекса Д-4 (Д-6), которые размещены в поворотных ПУ СМ-95, разработанных ЦКБ-34. Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса субмарины, по его бокам. Перед пуском ракет ПУ устанавливались вертикально, поворачивались на 90 градусов. Разработку эскизного и тех. проектов подводного ракетоносца завершили в 1960 г. Но практическая реализация разработки затруднялась в связи с высокой сложностью поворотных устройств пусковой установки, которая должна была работать при движении подлодки в подводном положении.

В 1961 г. приступили к разработке новой компоновки, при которой ракеты Д-4 (Д-6) должны были располагаться в вертикальных шахтах. Но вскоре эти комплексы получили хорошую альтернативу – одноступенчатую малогабаритную жидкостную баллистическую ракету Р-27, работы по которой под руководством Макеева В.П. начали в СКБ-385 в инициативном порядке. В конце 1961 г. предварительные результаты исследований доложили руководству страны и командованию военно-морского флота. Тема была поддержана, и 24 апреля 1962 года было подписано правительственное постановление о разработке комплекса Д-5 с ракетами Р-27. Благодаря некоторым оригинальным техническим решениям новую баллистическую ракету удалось «втиснуть» в шахту, которая по объёму меньше шахты Р-21 в 2,5 раза. При этом ракета Р-27 имела дальность пуска на 1180 километров большую, чем у ее предшественницы. Также революционным новшеством стала и разработка технологии заправки ракетных баков компонентами топлива с последующей их ампулизацией на заводе-изготовителе.

В результате переориентации 667-го проекта на новый ракетный комплекс возникла возможность разместить в прочном корпусе подлодки 16 ракетных шахт в два ряда вертикально (как это было сделано американской атомной подлодке с баллистическими ракетами типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, шестнадцати ракетный боекомплект обуславливался не стремлением к плагиату, а тем, что длина стапелей, предназначавшихся для строительства подводных лодок, оптимальным образом подходила для корпуса с шестнадцатью шахтами Д-5. Главный конструктор усовершенствованной атомной подлодки с БР проекта 667-А (был присвоен шифр «Навага») – Ковалев С.Н. – создатель практически всех советских стратегических ракетных атомных подлодок, главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Фадеев М.С.

При создании подлодки проекта 667-А большое внимание уделялось гидродинамическому совершенству субмарины. К разработке формы судна привлекались специалисты научных отраслевых центров и гидродинамики центрального аэрогидродинамического института. Увеличение ракетного боекомплекта требовало решения ряда задач. В первую очередь нужно было резко повысить скорость стрельбы, для того чтобы успеть произвести ракетный залп и покинуть район запуска до того, как противолодочные силы противника прибудут в него. Это обусловливало проведение предстартовой одновременной подготовки ракет, которые набраны в залп. Задачу можно решить только за счет автоматизации предпусковых операций. Для судов проекта 667-А в соответствии с данными требованиями под руководством главного конструктора Бельского Р.Р. были развернуты работы по созданию первой советской информационно-управляющей автоматизированной системы «Туча». Впервые данные для ведения огня должны были вырабатываться спец. ЭВМ. Навигационное оснащение подводной лодки должно было обеспечивать уверенные плавание и запуск ракет в районах полюсов.

АПЛ проекта 667-А, как и подлодки первого поколения, являлась двухкорпусной (запас плавучести составлял 29%). Носовая оконечность судна имела овальную форму. В корме субмарина была веретенообразной формы. На ограждении рубки располагались передние горизонтальные рули. Такое решение, которое было заимствовано у американских атомных подлодок, создавало возможность бездифферентного перехода при малых скоростях на большую глубину, а также упрощало удержание субмарины при ракетном залпе на заданной глубине. Кормовое оперение – крестообразное.

У прочного корпуса с наружными шпангоутами имелась цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, который достигал 9,4 метров. В основном прочный корпус изготавливался из стали АК-29 с толщиной 40 миллиметров и разделялся на 10 отсеков водонепроницаемыми переборками которые выдерживали давление 10 кгс/кв.см:
первый отсек – торпедный;
второй отсек – жилой (с каютами офицеров) и аккумуляторный;
третий отсек – центральный пост и пульт главной энергоустановки;
четвертый и пятый отсеки – ракетные;
шестой отсек – дизель-генераторный;
седьмой отсек – реакторный;
восьмой отсек – турбинный;
девятый отсек – турбинный;
десятый отсек служил для размещения электродвигателей.


Шпангоуты прочного корпуса выполнялись из сварных симметричных тавровых профилей. Для межотсечных переборок использовалась 12 миллиметровая сталь АК-29. Для легкого корпуса использована сталь ЮЗ.

На подлодке устанавливалось мощное размагничивающее устройство, которое обеспечивало стабильность магнитного поля. Также, принимались меры направленные на снижение магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, выступающих частей, рулей и ограждения выдвижных устройств. Для снижения электрического поля подлодки впервые применили систему активной компенсации поля, которое создавалось гальванической парой «винт-корпус».

Главная энергоустановка номинальной мощностью 52 тыс. л. с. включала пару автономных блоков правого и левого бортов. В состав каждого блока входили водоводяной реактор ВМ-2-4 (мощностью 89,2 мВт), паротурбинная установка ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635, турбогенератор с автономным приводом. Кроме того имелась вспомогательная энергоустановка, которая служит для расхолаживания и пуска главной энергоустановки, снабжающая подлодку электроэнергией при авариях и обеспечивающая, при необходимости, движение судна в надводном положении. В состав вспомогательной энергоустановки входили два дизельных генератора постоянного тока ДГ-460, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (в каждой по 112 эл. 48-СМ) а также два реверсивных гребных электродвигателя «подкрадывания» ПГ-153 (мощность каждого 225 кВт). В день принятия головной ПЛАРБ проекта 667-А на вооружение (на борту судна среди прочих присутствовал главный конструктор проекта) на максимальных оборотах достигли скорости 28,3 узлов, что на 3,3 узла превышало заданную скорость. Таким образом, новый ракетоносец по своим динамическим характеристикам фактически сравнялся с основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» – противолодочными атомоходами типа «Стёрджен» и «Трешер» (30 узлов) ВМС США.

Два гребных винта по сравнению с атомными подлодками предыдущего поколения имели пониженный уровень шумности. Чтобы снизить гидроакустическую заметность фундаменты под главными и вспомогательными механизмами покрывались вибродемпфирующей резиной. Звукоизолирующей резиной был облицован прочный корпус подлодки, а легкий корпус был покрыт нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием.

На подлодке проекта 667-А впервые применили электроэнергетическую систему переменного тока напряжением 380В, которая питалась лишь от автономных электрогенераторов. Таким образом, повышалась надежность электроэнергетической системы, увеличивалась продолжительность работы без обслуживания и ремонта, а также позволяло трансформировать напряжение для обеспечения разных потребителей субмарины.

Подводный крейсер был оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Туча». «Туча» стала первой советской многоцелевой автоматизированной корабельной системой, обеспечивающей применение торпедного и ракетного . Кроме того, данная БИУС собирала и обрабатывала информацию об окружающей обстановке и решала навигационные задачи. Чтобы предотвратить провал на большую глубину, способный привести к катастрофе (по мнению специалистов это послужило причиной гибели атомной подлодки «Трешер» ВМС США) на ПЛАРБ проекта 667-А впервые реализовали комплексную систему автоматизированного управления, обеспечивающую программное управление судном по глубине и курсу, а также стабилизацию по глубине без хода.

Основным информационным средством субмарины в подводном положении был ГАК «Керчь», который служил для освещения подводной обстановки, выдачи при торпедной стрельбе данных целеуказания, поиска мин, обнаружения гидроакустических сигналов и связи. Станция была разработана под руководством главного конструктора Магида М.М. и работала в режимах шумо- и эхопеленгования. Дальность обнаружения от 1 до 20 тыс. м.

Средства связи – ультракоротковолновые, коротковолновые и средневолновые радиостанции. Лодки были оснащены выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа «Параван», которая позволяла принимать сигналы спутниковой навигационной системы и целеуказания, на глубинах менее 50 метров. Важным новшеством стало применение (на подлодках впервые в мире) аппаратуры ЗАС (засекречивания связи). При использовании данной системы обеспечивалось автоматическое шифрование сообщений, которые передавались по линии «Интеграл». Радиоэлектронное вооружение состояло из ответчика РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ» (на подводной лодке установленный впервые), поисковой РЛС «Залив-П» и РЛС «Альбатрос».

Основное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А состояло из 16 жидкостных одноступнчатых баллистических ракет Р-27 (инд. ГРАУ 4К10, западное обозначение – SS-N-6 «Serb», по договору ОСВ – РСМ-25) с максимальной дальностью 2,5 тыс. км, установленных в два ряда в вертикальных шахтах за ограждениями рубки. Стартовая масса ракеты – 14,2 тыс. кг, диаметр – 1500 мм длина – 9650 мм. Масса головной части – 650 кг, круговое вероятное отклонение – 1,3 тыс. м, мощность 1 Мт. Ракетные шахты диаметром 1700 мм, высотой 10100 мм, выполненные равнопрочными с корпусом подлодки, располагались в пятом и четвертом отсеках. Для предотвращения аварий в случае поступления в шахту компонентов жидкого топлива при разгерметизации ракеты были установлены автоматизированные системы газового анализа, орошения и поддержания в заданных параметрах микроклимата.

Пуск ракет осуществлялся из затопленных шахт, исключительно в подводном положении подлодки, при волнении моря менее 5 баллов. Первоначально запуск производился четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между запусками в залпе равнялся 8 секундам: расчеты показывали, что подлодка по мере отстрела ракет должна постепенно всплывать, а после старта последней, четвертой, ракеты – выходить из «коридора» стартовых глубин. После каждого залпа необходимо было около трех минуты для того, чтобы вернуть подлодку на исходную глубину. Между вторым и третьим залпом нужно было 20-35 минут для перекачки в ракетные шахты воды из цистерн кольцевого зазора. Данное время также использовалось для дифферентовки субмарины. Но реальные стрельбы выявили возможность проведения первого восьмиракетного залпа. Такой залп впервые в мире выполнили 19 декабря 1969 года. Величина сектора обстрела субмарины проекта 667-А равнялась 20 градусам, широта точки старта должна была быть менее 85 градусов.

Торпедное вооружение – четыре носовых 533-миллиметровых торпедных аппарата, обеспечивающих максимальную глубину осуществления стрельбы до 100 метров, два носовых торпедных аппарата калибра 400 мм с предельной глубиной ведения огня 250 метров. Торпедные аппараты имели системы электродистанционного управления и быстрого заряжания.

Субмарины проекта 667-А были первыми ракетоносцами, которые получили на вооружение ПЗРК (переносной зенитной ракетный комплекс) типа «Стрела-2М», который предназначен для обороны всплывшего судна от вертолетов и низколетящих самолетов.

В проекте 667-А значительное внимание уделили вопросам обитаемости. Каждый отсек была оснащен автономной системой кондиционирования воздуха. Кроме этого реализовали ряд мер для снижения акустического шума в жилых помещениях и на боевых постах. Личный состав субмарины размещался в маломестных кубриках или каютах. На судне была организована офицерская кают-компания. Впервые на подлодке предусматривалась столовая для старшинского состава, быстро трансформирующаяся в кинозал или спортзал. В жилых помещениях все коммуникации убирались под съемные спец. панели. В целом внутренний дизайн субмарины соответствовал требованиям того времени.

Новые ракетоносцы на флоте стали именоваться РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), что подчеркивало отличие данных субмарин от ПЛАРБ 658-го проекта. Своей мощью и размерами лодки производили на моряков огромное впечатление, поскольку раньше они имели дело только с «дизелюхами» или значительно «менее солидными» субмаринами первого поколения. Несомненным достоинством новых кораблей по сравнению с судами 658-го проекта, по мнению моряков, был высокий уровень комфорта: «индустриальные» пестрые интерьеры с переплетением трубопроводов и разноцветных жгутов уступили место продуманному дизайну светло-серых тонов. Лампы накаливания были заменены люминесцентными светильниками «входящими в моду».

За внешнее сходство с американскими атомными подлодками с баллистическими ракетами «George Washington» новые ракетоносцы на флоте окрестили «Ваньками Вашингтонами». В НАТО и США им присвоили название Yankee class.

Модификации проекта 667-А.

Первые четыре атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А оснащались разработанным в 1960 г. под руководством Маслевского В.И. всеширотным навигационным комплексом «Сигма». С 1972 г. на субмарины начал устанавливаться навигационный комплекс «Тобол» (Кищенков О.В. – главный конструктор), состоящий из инерциальной навигационной системы (впервые в Советском Союзе), абсолютный гидроакустический лаг, который измерял скорость судна относительно морского дна, и система обработки информации, построенная на цифровой ЭВМ. Комплексом обеспечивалось уверенное плавание в арктических водах и возможность произведения ракетного пуска на широтах вплоть до 85 градусов. Аппаратурой определялся и сохранялся курс, осуществлялось измерение скорости подлодки относительно воды, производилось счисление географических координат с выдачей необходимых данных в корабельные системы судна. На субмаринах последней постройки навигационный комплекс дополнили «Циклоном» – космической навигационной системой.

На подводных лодках поздней постройки имелись автоматизированные комплексы радиосвязи «Молния» (1970 год) или «Молния-Л» (1974 год), руководитель данных разработок – главный конструктор Леонова А.А. Комплексы состояли из автоматизированного радиоприемного устройства «Базальт» (обеспечивало прием по одному каналу СДВ и нескольким KB каналам) и радиопередающего устройства «Скумбрия» (позволяло осуществлять скрытую авто. настройку на любую из частот рабочего диапазона).

Поступление на вооружение американских ВМС усовершенствованных ракет «Поларис» А-3 (максимальная дальность стрельбы 4,6 тыс. км) и развертывание в 1966 году программы создания баллистической ракеты «Посейдон» С-3, имеющей более высокие характеристики, потребовали ответных мер по увеличению потенциала советских атомных подлодок с баллистическими ракетами. Основным направлением работ стало оснащения подлодок более совершенными ракетами с повышенной дальностью стрельбы. Разработкой ракетного комплекса для модернизированных подлодок проекта 667-А занялось конструкторское бюро «Арсенал» (проект «5МТ»). Данные работы привели к созданию комплекса Д-11 с баллистическими твердотопливными ракетам подлодок Р-31. Комплекс Д-11 был установлен на К-140 – единственная ПЛАРБ проекта 667-АМ (переоборудование проводилось в 1971-1976 годах). На Западе данной лодке присвоили обозначение Yankee II class.

Параллельно в КБМ разрабатывался модернизированный комплекс Д-5У под ракеты Р-27У, обладающие дальностью до 3 тыс. км. 10 июня 1971 года вышло правительственное постановление, которым предусматривалась модернизация ракетного комплекса Д-5. Первые опытные пуски с подлодки начались в 1972 г. Комплекс Д-5У 04.01.1974 приняли на вооружение военно-морского флота. Новая ракета Р-27У (на Западе проходила под обозначением SS-N-6 Моd2/3) кроме увеличенной дальности имела обычную моноблочную головную часть или усовершенствованную головную часть «рассеивающего» типа, имеющую три боевых блока (мощность каждого 200 Кт) без системы индивидуального наведения. 31-я дивизия в конце 1972 г. получила подлодку К-245 – первая субмарина проекта 667-АУ – с ракетным комплексом Д-5У. В период с сентября 1972 г. по август 1973 г. провели испытания Р-27У. Все 16 запусков с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два пуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования (на этой же субмарине испытывался навигационный комплекс «Тобол» с инерциальной навигационной системой, а в конце 1972 года для проверки возможностей комплекса подлодка выполнила поход в район экватора). В период с 1972 по 1983 годы флот получил еще 8 РПКСН (К-219, К-228, К-241, К-430, К-436, К-444, К-446 и К-451), достроенных или модернизированных по проекту 667-АУ («Налим»).

К-411 стала первой атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами проекта 667-А, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате американо-советских договоренностей в области сокращения вооружений. У этой сравнительно «молодой» подлодки в январе-апреле 1978 года были «ампутированы» ракетные отсеки (впоследствии утилизированы), а сам ракетный подводный крейсер по проекту 09774 переоборудовали в атомную подлодку спецназначения – носитель сверхмалой подводной лодки и боевых пловцов.

ПЛАРБ пр.667-А. Снимок с вертолета ВМФ СССР


ПЛАРБ пр.667-А


В лодку специального назначения по проекту 667-АК («Аксон-1»), а позднее по проекту 09780 («Аксон-2») трансформировали ракетоносец К-403. В опытном порядке на данную подлодку установили спец. аппаратуру и мощный ГАК с буксируемой протяженной антенной в обтекателе на хвостовом оперении.

В 1981-82 годах РПКСН К-420 модернизировали по проекту 667-М («Андромеда») для испытаний высокоскоростных стратегических КР «Гром» («Метеорит-М») разработанной ОКБ-52. Испытания 1989 года закончились неудачей, поэтому программа была свернута.

Еще пять судов проекта 667-А должны были переоборудоваться по проекту 667-АТ («Груша») в большие торпедные атомные подлодки-носители дозвуковых малогабаритных СКР «Гранат», путем добавления дополнительного отсека имеющего бортовые торпедные аппараты. По этому проекту в 1982-91 годах переоборудовали четыре подлодки. Из них в строю до настоящего времени осталась только атомная подлодка К-395.

Программа строительства.

Строительство подводных лодок по проекту 667-А началось в конце 1964 г. в Северодвинске и велось быстрыми темпами. К-137 – первый РПКСН заложили на Северном машиностроительном заводе (ССЗ №402) 09.11.1964. Спуск на воду, а точнее, заполнение дока водой, состоялся 28.08.1966. На К-137 в 14 часов 1 сентября подняли военно-морской флаг. Тогда же начались сдаточные испытания. К-137 05.11.1967 вступила в строй. Новый ракетоносец под командованием капитана первого ранга Березовского В.Л. 11 декабря прибыл в состав тридцать первой дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная. Субмарина 24 ноября была передана в девятнадцатую дивизию, став первым кораблем данной дивизии. 13.03.1968 на вооружение военно-морского флота приняли ракетный комплекс Д-5 с ракетами Р-27.

Северный флот быстро пополнялся «северодвинскими» ракетоносцами второго поколения. К-140 – вторая лодка серии – вступила в строй 30.12.1967. За ней последовало еще 22 РПКСН. Несколько позже началось строительство подлодок проекта 667-А в Комсомольске-на-Амуре. К-399 – первый «дальневосточный» атомоход – вступил в состав тихоокеанского флота 24.12.1969. В дальнейшем в составе данного флота насчитывалось 10 РПКСН данного проекта. Последние северодвинские подлодки достраивались по усовершенствованному проекту 667-АУ с ракетными комплексами Д-5У. Вся серия субмарин проектов 667-А и 667-АУ, построенная в период с 1967 года по 1974 год, составила 34 судна.

Статус на 2005 год.

В составе Северного флота корабли проекта 667-А входили в состав девятнадцатой и тридцать первой дивизий. Служба новых атомных подлодок началась не очень гладко: сказывались естественные для настолько сложного комплекса многочисленные «детские болезни». Так, например, во время первого выхода К-140 – второго корабля серии – на боевую службу реактор левого борта вышел из строя. Однако крейсер под командованием капитана первого ранга Матвеева А.П. успешно завершил 47-суточный поход, часть которого прошла подо льдами Гренландии. Также имели место другие неприятности. Однако постепенно, по мере освоения техники личным составом и ее «доводки», надежность субмарин значительно возросла, и они смогли реализовать свои возможности, уникальные для того времени.

К-140 осенью 1969 г. впервые в мире осуществила восьмиракетный залп. Два ракетоносца тридцать первой дивизии – К-253 и К-395 – приняли в апреле-мае 1970 года участие в самых крупных военно-морских маневрах «Океан». Во время них также производились ракетные пуски.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-408 под командованием капитана первого ранга Привалова В.В. в период с 8 января по 19 марта 1971 года осуществила сложнейший переход с СФ на ТОФ без всплытия в надводное положение. 3-9 марта во время похода субмарина выполнила боевое патрулирование у американских берегов. Поход возглавлял контр-адмирал Чернавин В.Н.

31 августа ракетоносец К-411 под командованием капитана первого ранга Соболевского С.Е., (старший на борту контр-адмирал Неволин Г.Л.), впервые оснащенный опытной спец. аппаратурой обнаружения разводов во льду и полыней, достиг района Северного полюса. Субмарина в течение нескольких часов маневрировала в поисках полыньи, но ни одна из двух обнаруженных не была пригодной для всплытия. Поэтому подлодка вернулась к кромке льдов, чтобы встретится с ледоколом ожидавшим ее. Доклад о выполнении поставленной задачи из-за плохой проходимости радиосигнала удалось передать в Генштаб только через самолет Ту-95РЦ барражирующий над точкой всплытия (при возвращении данный самолет разбился во время посадки на аэродром Кипелово из-за густого тумана; экипаж самолета – 12 человек – погиб). К-415 в 1972 г. выполнила успешный переход подо льдами Арктики на Камчатку.

Первоначально РПКСН, как и суда 658-го проекта, несли боевое дежурство около восточного побережья Северной Америки. Однако это делало их более уязвимыми для набирающих силу американских противолодочных средств, которые включали ГАС подводного наблюдения, специализированные атомные подлодки, надводные корабли, а также вертолеты и самолеты берегового и корабельного базирования. Постепенно, с увеличением численности субмарин проекта 667, началось их патрулирование около тихоокеанского побережья Соединенных Штотов.

31-я дивизия в конце 1972 г. получила подводную лодку К-245 – первую субмарину проекта 667-АУ, с ракетным комплексом Д-5У. В сентябре 1972 – августе 1973 года во время отработки комплекса испытывалась ракета Р-27У. 16 пусков произведенных с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два запуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования. Также на К-245 испытывался навигационный комплекс «Тобол» имеющий инерциальную систему. В конце 1972 года для проверки возможностей комплекса субмарина совершила поход в экваториальный район.

К-444 (проект 667-АУ) в 1974 году осуществила ракетные стрельбы без всплытия на перископную глубину и из неподвижного положения, при использовании стабилизатора глубины.

Высокая активность американских и советских флотов во время «холодной войны» множество раз приводила к столкновению подлодок, находящихся в подводном положении во время скрытого наблюдения друг за другом. В мае 1974 года в Петропавловске около базы военно-морского флота одна из субмарин проекта 667-А, находившаяся на глубине 65 метров, столкнулась с торпедным атомоходом «Пинтадо» (тип «Sturgeon», SSN-672) ВМС США. В результате обе подлодки получили незначительные повреждения.

Поврежденная взрывом ракетная шахта К-219


К-219 в профиль на поверхности воды. Легко заметить оранжевый дым паров азотной кислоты из разрушенной ракетной шахты, непосредственно за рубкой


Снимок аварийной лодки К-219, сделан с американского самолета

6 октября 1986 г. подводная лодка К-219 во время несения боевой службы была потеряна в 600 милях от Бермудских островов. На атомной подлодке с БР К-219 (командир капитан второго ранга Британов И.), находившейся на боевой службе около восточного побережья Соединенных Штатов, произошла утечка ракетного топлива ракеты с последующим взрывом. После героической 15-часовой борьбы за живучесть экипаж был вынужден покинуть субмарину из-за быстрого поступления в прочный корпус воды и пожара в трюмах четвертого и пятого отсеков. Лодка затонула на глубине 5 тыс. м, унеся с собой 15 ядерных ракет и два ядерных реактора. Во время аварии погибло два человека. Один из них, матрос Преминин С.А. ценой собственной жизни заглушил реактор правого борта вручную, предотвратив тем самым ядерную катастрофу. Его посмертно наградили орденом Красной Звезды, а 07,07.1997 Указом президента Российской Федерации ему присвоили звание Героя РФ.

За все время эксплуатации ракетные подлодки проектов 667-А и 667-АУ совершили 590 боевых патрулирований.

В конце 1970-х годов в соответствии с советско-американскими договоренностями в области сокращения вооружений подлодки проектов 667-А и 667-АУ начали выводить из состава советских стратегических ядерных сил. На консервацию (с вырезом ракетного отсека) в 1979 году вывели две первые подлодки данных проектов. В дальнейшем процесс вывода ускорился, и уже во второй половине 1990 годов в составе ВМФ России не осталось ни одного ракетоносца данного проекта, кроме К-395 проекта 667-АТ, переоборудованной в носитель крылатых ракет и двух подводных лодок специального назначения.

Основные тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 667-А «Навага»:
Надводное водоизмещение – 7766 тонн;
Подводное водоизмещение – 11500 тонн;
Наибольшая длина (по КВЛ) – 127,9 м (н/д);
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 7,9 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 ВВР типа ВМ-2-4, суммарной мощностью 89,2 мВт;
- 2 ППУ ОК-700, 2 ГТЗА-635;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 40 тыс. л.с. (29,4 тыс. кВт);
- 2 турбогенератора ОК-2А, мощностью по 3000 л.с.;
- 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 ЭД экономического хода ПГ-153, мощностью 225 кВт;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта.
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 28 узлов;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 114 человек;
Стратегическое ракетное вооружение – 16 ПУ БРПЛ Р-27 / Р-27У (SS-N-7 mod.1/2/3 «Serb») комплекса Д-5 / Д-5У;
Зенитное ракетное вооружение – 2...4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М» (SA-7 «Grail»);
Торпедное вооружение:
- 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 носовых;
- 533-миллиметровые торпеды – 12 шт;
- 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 носовых;
- 400-миллиметровые торпеды – 4 шт;
Минное вооружение – 24 мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Туча»;
Радиолокационная система общего обнаружения – «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс «Керчь» (Shark Teeth; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» («Калина», «Черника-1», «Луга», «Панорама-ВК», «Визир-59», «Вишня», «Весло») (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 4 ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс:
- «Тобол» или «Сигма-667»;
- КНС «Циклон-Б» (последние модификации);
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Л» (Pert Spring);
- буксируемая буйковая антенна «Параван» (СДВ);
- УКВ и КВ-радиостанции («Глубина», «Дальность», «Быстрота», «Акула»);
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Хром-КМ».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter