"земля - колыбель человечества, - и свет во тьме светит, и тьма не объяла его. «Земля — колыбель Человечества, но не может же оно всё время находиться в колыбели» (К.Э. Циолковский). (Сочинение на свободную тему)

(1)«3емля - колыбель человечества», - говорил К.Э.Циолковский. (2) Земля - родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина - это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озёра, реки и степи, стога и скирды хлеба - всё это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие - Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)










Пре- преклонение (перед чем-то) презрение (презирать кого- то) преходящий (временный, недолговечный) претворить (воплотить) преемник (человек) При- приклонение (к чему-то) призрение (дать кому-то приют) приходящий (приходить в дом) притворить (что-то, дверь) приемник (прибор)


I. Укажите слово, в приставке которого пишется буква т. Пре_видеть; на_кусить; по_менить; о_резать. II. Укажите слово с орфографической ошибкой. Бессовестный; зберечь; вспыхнули; сзади. III. Укажите слово, в приставке которого пишется буква и. Пр _терпеть; пр _способлен; пр_ пятствие; пр _возносить. IV. Укажите слово, в котором пишется буква с. И _мучить; бе_радостный; и_ черпать; бе_людный. V. Укажите слово, в котором пишется буква з. Бе_ценный; во _прянуть; во_клицать; и_ ведать. VI. Укажите слово, в котором пишется буква е. Пр_годиться; пр_сутствовать; пр_усадебный; пр_градить. VII. Укажите слово, в котором пишется буква и. Раз _скивать; под _тожить; сверх_нтересный; без_скусный.


П, упр. 149 (письменно), упр (устно).

но не вечно ему оставаться в колыбели "
К. Циолковский

75 лет назад скончался Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ - выдающийся русский и советский ученый, пионер космонавтики, изобретатель цельнометаллического дирижабля, создатель теории реактивного движения и межпланетных сообщений.

Константам Эдуардович. Циолковский в своей мастерской с моделями цельнометаллических дирижаблей, 1919 г.

По странной логике современных ниспровергателей русской и советской истории, подбирающих подходящие под их концепцию факты и отвергающих противоречащие ей, не гнущаясь при этом и прямым передергиванием, не было ученого Циолковского, а жил некий безумец.

Может, одна из причин в том, что будучи уже смертельно больным, за несколько дней до смерти 13 сентября 1935 года он сделал завещание на все свои научные труды и изобретения. И он продиктовал письмо:

«ЦК ВКП(б) — вождю народа
товарищу СТАЛИНУ.

Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, товарищ Сталин!

Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки; лишь Советская власть и партия Ленина—Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатого дела.

Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды.

Всей душой и мыслями Ваш, с последним искренним приветом всегда Ваш

К. Циолковский.

Товарищ Сталин ответил Циолковскому телеграммой:
«Знаменитому деятелю науки.
К. Э. Циолковскому.

Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящимся.

Жму Ваша руку,
И. СТАЛИН ».

Циолковский был в полном сознании и очень обрадовался, когда ему прочитали ответ товарища Сталина.

— Я хочу еще раз обратиться к нему, — сказал он, — запишите... И он продиктовал:

«Москва. Товарищу СТАЛИНУ.

Прочитал Вашу теплую телеграмму. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю, товарищ Сталин ».

Затем, прочитав записанное под диктовку, ученый попросил карандаш и дописал слова:

«Нет меры благодарности.
К. Циолковский
»

Это были последние записанные им слова.

19 сентября радио разнесло по миру, что в городе Калуге умер Константин Эдуардович Циолковский, человек дерзновенной, но реальной мечты, знаменитый деятель науки, ученый и изобретатель, которым вечно будет гордиться наш народ.

«Земля — колыбель человечества». Продолжение этой фразы Циолковского знает каждый: «... но нельзя вечно жить в колыбели». Сегодня его слова стали самым растиражированным эпиграфом к статьям о завоевании космоса. Прошу заметить: именно «завоеванием» космоса обычно называют ту деятельность, в рамках которой происходит «покорение» межпланетного пространства, лунная и марсианская «гонки» и «соперничество» на орбите. В самом мягком виде эти слова несут спортивный оттенок, но никто особенно не скрывает их боевого смысла. И в этом нет ничего странного. Мощные ракеты рождались как оружие. Запуск человека в космос полвека назад носил военный характер: в докомпьютерную эпоху управлять орбитальной разведывательной станцией мог только живой оператор. До сих пор космонавтика остается в руках военных. Отсюда и своеобразие языка, и направление решаемых задач, и степень экономической эффективности. Параллельно с решением военных задач выяснились идеологические возможности космонавтики. Публику воодушевляют космические запуски, особенно — достижение в них мирового приоритета, и особенно — с участием человека. Для государственных идеологов этот факт стал неожиданным и приятным открытием. Оказалось, что настроение жителей огромной страны можно изменить с помощью спортивного рекорда на орбите — первый человек в космосе, первый групповой полет, первый выход в открытый космос. Герои этих экспериментов иногда выживали, иногда гибли. И те, и другие заслуживают высочайшего уважения как любые первопроходцы, сознательно идущие на риск, сделавшие первые шаги в неизвестное. И восхищения достойны инженеры, создавшие для них фантастическую технику.

Однако за 50 лет пилотируемая космонавтика превратилась из череды героических поступков в просто опасную профессию, от которой мы вправе ждать результата. Что лично вам дает космонавтика? Удобный навигатор в автомобиле, надежную глобальную связь, весьма уверенные прогнозы погоды… Где здесь роль космического пилота? Всю эту работу делают космические автоматы. За полвека выяснились возможности человека в космосе — они весьма ограничены. Труд человека на околоземной орбите малоэффективен и опасен для здоровья. Когда речь идет о решении конкретных задач в космосе, специалисты предпочитают роботов. Но может быть, на их железные плечи пока нельзя переложить роль человека-исследователя, способного видеть новое, принимать нестандартные решения? Мы помним, в какие опасные ситуации попадали наши космонавты и американские астронавты, какое мужество и изобретательность проявляли они, чтобы… спасти свою жизнь. А помним ли мы о совершенных ими научных открытиях? На фоне тех знаний, которые мы получили от космических автоматов, роль человека в этом смысле ничтожна.

Говоря о необходимости покинуть когда-нибудь колыбель Земли, Циолковский, вероятно, был прав. Однако в те годы, когда он рассуждал об этом, представление о космосе было совсем не таким, как сегодня: ближайшие планеты казались благоприятными для жизни, а сообщение о высадке марсиан реально вызывало панику у населения. Сегодня мы понимаем, что космос — весьма суровое место. Поиск уютных уголков в нем нужно вести максимально эффективно, добывая знания с минимальными затратами. Закроет ли это надолго путь человеку в космос? Думаю, нет. Пилотируемая космонавтика как спорт и туризм — личное дело каждого. Но для человечества в целом она стремительно теряет привлекательность как любая бессмысленная трата ресурсов.

Земля - колыбель человека

Земля, какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи и потоки. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны. Облака и их тени. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье - по всем лесам. Качает на себе города, железные и бетонные башни. Выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет.

Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зерна. За каждым среднерусским селом дорогие могилы родных и близких, неведомых странников, защитников русской земли. На всех великих пространствах: заднепровских, задонских, заволжских - тронь эту землю и коснешься железа шлема, пробитого гренадерского кивера, ржавой солдатской каски, тонкой, хрупкой и легкой. На новгородской земле берестяная грамота говорит с тобой человеческой речью, дарит тебе зеленое от времени ожерелье, золотисто-красный кусок изразца. Ты идешь по земле, и несутся к тебе ее голоса и заветы.

Все говорят: земля, а каждый видит и понимает свое.

Для космонавта, среди звезд и созвездий наводящего визир на нее, голубую, единственную в мироздании,- она планета. Для моряка - она берег. Для геолога - твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата - она образ Родины, ее просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля - это то, во что он вкладывает пот и любовь, от которой ждет плодородного хлебного дара.

Так что же она, Земля?

Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом и лугом? И он собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, или стрелецкий посад, или тихую над прудом усадьбу. Отправлялся на новые земли - за тридевять известных, в тридесятую, неведомую. По топям, тропам, безымянным дорогам. Шел землепроходец, меняя ладью на лошадь, бросая павших коней, сдирая ноги о камни неизвестных хребтов, пока не дохнёт ему в лицо соленой мохнатой пеной зеленый океан, не кинет к стопам заморскую водоросль. И он стоял на краю земли, седой, постаревший в странствии, опираясь на кремневую пищаль с растресканной рукоятью. Человек уносил за три моря в котомке горстку родной земли. И потом чужие люди ее высыпали ему в изголовье. Невидящие, уснувшие навеки глаза наполнялись родной землей, и дудник, вырастая из них, гудел на ветру Аляски песни родных деревень.

Человек стремится к земле, открывая ее, давая ей имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее как за высшую святыню и ценность.

Современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. В своем "триумфальном" шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землей. На наших глазах происходят могучие людские деяния, направленные на овладение землей. Завтра эти деяния станут еще огромней. Человечество всей мощью своего интеллекта переходит от непродуманных воздействий к "стратегии земли".

Еще совсем недавно первые эшелоны с целинниками убегали в казахстанскую степь. Армада техники. Палаточные города. Будто огромный десант опустился на бездорожное, сочное, травянистое пространство, и первые тракторы, прицепив плуги, пахали раздолье без края, в красных тюльпанах, выпугивая уток и дроф. Трактористы заглядывались, когда над их головами валили плотные гусиные косяки, поражались непуганной дичи, простору, где можно себя проявить. На осень гигантская нива откликнулась небывалым хлебом, затопила белыми пшеничными языками полевые станы, дороги, колонны грузовиков и поселки. Степь дышала песнями, пшеничными ароматами, казалась непочатой, готовой родить без конца.

И конец романтическому упоению, когда растревоженная земля, вырвавшись из цепких плетений вековечных корней и трав, взыграла засухой, суховеем, черным пылевым смерчем, ранним морозом, бесснежьем. Хлеб то сжигало, и он оборачивался к осени чахлой, редкой щетиной. То тучная зеленая нива, не успевая набрать зрелый колос, всей неспелой, неокрепшей мощью уходила под снег. Комбайны шли в снегопаде. И у всех был горький вопрос: неужели обманулись, ошиблись, и земля, такая щедрая в первые годы, одичала, обернулась свирепостью, готовая лучше умереть, но не даться людям? Люди стали искать. Пытались найти неуловимые, мгновенные ритмы солнечных, жарких дней, коротких весенних дождей, ранних заморозков, зимних буранов, чтоб "вписать" в них свой труд, войти в зацепление с тончайшим механизмом земли, открыть ее сердцебиение и пульс.

Так возникло "целинное земледелие". Люди узнали срок, почти мгновенный, пролетающий за неделю, когда нужно бросить зерно, чтоб успел созреть колос. Научились пахать так, чтобы острые ветры не сорвали слой почвы, пуская лемех и нож в глубину, не открывая наружный слой, как бы под поверхностью земли совершая основную работу - рыхление, рассечение корней сорняка, засыпку зерна, удобрения. Научились удерживать всю зимнюю необильную влагу, напитывая поле впрок. Появились целинные культиваторы, сеялки. Люди приспосабливали их к этой земле.

Едешь по черноземным проселкам и видишь, как дорога делает петлю - обходит овраг. Скорость роста оврага известна - 3 м в год. Можно ли этот процесс как-то остановить? Можно. Деды и прадеды наши ставили в голове оврага кирпичные кладки или плетни. Кладки по сию пору целы и свидетельствуют: работа была не напрасной. Казалось бы, с приходом в хозяйства техники обуздать овраги нетрудно. Нет. Землю оврагам сдавали без боя и повсеместно. А восполняли потери "поиском резервов" пашни.

Земля умирает, если ее убивать. Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от нее, давать ей. Нанося раны, лечить. Видеть в ней не временный, мгновенный объект добычи, а постоянный плацдарм жизнедеятельности. Терриконы, превращенные в шумящие лесом горы. Карьеры, поросшие рощами, хлебными нивами, с чистыми ручьями. Цивилизация не означает вечного конфликта с землей. И сегодня мы наблюдаем исполненные драматизма и величия усилия, направленные на разрешение этого конфликта.

Вы видели, как пучится и бугрится асфальт под напором растущего стебля? Черная корка вздувается, пузырится и лопается, и под ней зеленый, измятый, исковерканный непомерными усилиями, прорвавшийся к солнцу лист. Хочется помочь ему, расковырять безжизненную коросту, помочь его героизму.

Сегодняшний город-гигант - это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.

Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает собой огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, ТЭЦ, железными дорогами, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучится в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуре ищут решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо. Привлечь в города изгнанную природу. Соединить гигантские "цветы" небоскребов с земными, полевыми цветами, повернуть человека лицом к природе.

Землю изъездили, измерили, ощупали, сфотографировали с самолетов и спутников, сделали ее портрет с Луны, заглянули ей внутрь. Она вся на виду, она как бы уменьшилась, а человек как бы вырос. И в этом выросшем человеке рождается новое ощущение Земли, переживание ее как целого, доступного, соизмеримого с человеческим пониманием.

Цивилизация направляет мощные меры на охрану Земли. Сковывает страшные виды оружия, способные ее уничтожить.

Советское государство дает миру пример нового отношения к Земле, принимает законы об охране почвы, животного мира, воды и атмосферы. Огромные институты работают над проблемой земли. Народный бюджет отчисляет колоссальные суммы. Эти государственные решения и дела имеют продолжение в сознании каждого человека.

Вот пример. Молодой целинник, управляя во время сева громадным "К-700", заметил на пашне гнездо куропатки, остановил трактор и бережно перенес гнездо. Это человек нового "земного сознания".

Горожане, отошедшие от земли и природы, словно прозревая, начинают искать природу. Слышат то, чего не слышали прежде: шум ливня, свист ветра в деревьях, крик кукушек, журчание ручья. Видят то, что не видели прежде: форму трав и листвы, орнамент на крыле бабочки, блестки слюды в придорожном камне, восход луны и солнца, чистый блеск звезд. Ловят ароматы ржаных полей, талых сугробов, прелых, сбитых ливнями листьев.

Люди идут к земле, вооруженные новым восприятием, опытом прежних горьких ошибок, тонким пониманием себя и природы. Ибо только с таким пониманием возможны колоссальные предстоящие нам действия; Куда бы ни полетел человек, он всегда будет с нею, с праматерью, его породившей, со своей колыбелью - любимой навеки землей.

Цель: Содействовать экологическому воспитанию, расширять знания учащихся о природе.

Правила игры: В игре три тура, финал, супер-игра, игра со зрителями. В каждом туре играют по три человека, участникам зачитывается задание, каждый имеет право повернуть барабан и назвать одну букву, если буква названа правильно, участнику предоставляется еще один ход, выигрывает тот, кто правильно назвал слово, победители трех туров выходят в финал. Для проведения игры используется презентация Power Point, если буква названа правильно, она появится при щелчке левой кнопкой мыши на соответствующем окошке.

Ведущий: Земля, – какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи. Миллионы стеблей и колосьев. Носит на себе океаны и их тени. Пускает птиц в небеса, быстроногое зверье по всем лесам. Качает на себе города. Земля принимает в себя все дожди, снега и туманы.

Все говорят земля, а каждый подразумевает свое:

Так что же она, Земля?

Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов.

Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия.

Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с землей. На наших глазах происходят могучие людские деяния, часто люди не замечают последствия этих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Нельзя забывать, что “Земля у нас только одна…” Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем.

(Ученик читает стихотворение А.Дудина)

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту Землю!

Ведущий: Тема сегодняшней игры “Поле чудес” - “Земля – колыбель человечества”.

По-другому это место можно назвать лабораторией в живой природе, данные лаборатории создаются в разных природных зонах с целью изучить и одновременно сохранить все богатство природы, исследования здесь могут проводиться в течение многих лет.

В данном месте запрещено всякое строительство, проведение геолого-разведочных и других изыскательных работ, вырубка леса, охота, сбор грибов, ягод, пастьба скота, распашка полей.

Благодаря этим местам оказалось возможным сохранить до промысловой численности уже исчезающие виды животных.)

2-задание

Ведущий: Реки Сибири издавна восхищали писателей, поэтов.

А.П. Чехов писал: “В жизни я не видел реки великолепнее Енисея, могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость, кажется странным, что этот силач не смыл еще берега и не пробуравил дна”.

А, например, В. Шишкову реки Сибири навеяли образ безлюдной, дикой и капризной Угрюм-реки.

А теперь вопрос:

Одну из рек Сибири в XX веке решили перекрыть, так как экономически эффективный потенциал ее притока оценивается в 20 млн. кВт.

Пять гидроэлектростанций задуманы на этой реке. Первой построена Братская ГЭС.

(Валентин Распутин в своем рассказе о последних днях Матеры повествует об острове, который должен быть затоплен при перекрытии этой реки.

Опыт постройки Братской ГЭС был учтен при сооружении: Усть-Илимской ГЭС, Саяно-Шушенской ГЭС, Богучанской ГЭС.

А поэт А.Т. Твардовский написал такие строки:

Придет иная красота
На эти берега
Но, видно, людям та и та
Нужна и дорога)

3-задание

Я люблю тебя большое время,
Но прошу, прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине,
Не губи последнего болота
Загнанного волка пощади,
чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди. (С. Куняев)

Сложный природный комплекс – состоящий из большого разнообразия животных и растений, имеющих высокую хозяйственную ценность.

Природная зона, которая находится за зоной тундры, а меняется зоной лесостепей.

(А.П.Чехов об этом месте писал так: “ По обе стороны дороги непременно тянутся обыкновенные леса из сосны, лиственницы, березы и ели. Нет ни деревьев в пять обхватов, ни верхушек, при взгляде на которые кружится голова. Сила здесь не в деревьях гигантах, не в гробовой тишине, а в том, что разве одни перелетные птицы знают, где кончается это место”.

Словарь В. Даля: “… - обширные сплошные леса, непроходимая исконная глушь, где нет никакого жилья...”)

Игра со зрителями

Ведущий: Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Ведет наземный образ жизни. Хорошо лазает по деревьям. Животное, обитающее в Сибирской тайге, к тридцатым годам прошлого столетия это животное было почти полностью истреблено в пределах Красноярского края и оставалось здесь почти в небольшом количестве не обособленных участках. Позднее, в результате охранных мероприятий, численность восстановилась до уровня изначальной, бывшей в семнадцатом столетии. В настоящее время снова создалось положение, угрожающее этому животному.

Ведущий: Как известно лес – это легкие планеты. Мы просто задохнулись бы, не будь на земном шаре лесов, ведь растения осуществляя процесс фотосинтеза, постоянно выделяют в окружающее пространство кислород и поглощают углекислый газ.

А теперь задание: по берегам этой реки растет треть всех лесов планеты 5 млн. кв. км это составляет половину всей территории Бразилии. Как называется эта река?

(К 1975 году Амазония потеряла 4% своих деревьев. Если так будет продолжаться дальше, то к 2005 году здесь не останется ни одного дерева. Самое страшное, что иностранные компании уничтожают леса, не вырубая, а сжигая).

Супер-игра.

Ведущий: Экология – наука, которая занимается изучением взаимодействием живых организмом с окружающей средой, эта наука исследует отношения между разными видами, изучает борьбу за существование, но самой главной задачей экологии является изучение того, как человек влияет на природу, как это влияние сказывается на состоянии живых организмов.

Решение задач экологии – это одна из самих видных задач человечества. Но знаете ли вы, что значит слово “Экос”.

Наш дом в опасности. Планета Земля медленно погибает. Другого дома нам не дано.

Долго, слишком долго мы воспринимали все сообщения о бедствиях и потерях – отравленных почвах и зараженных водах, гибели животных и растений, - лишь как досадные случайности, вызванные чьим-то невежеством и разгильдяйством. Наступило время осознать, что вина за надвигающуюся катастрофу лежит на каждом из нас.

Природа требует помощи.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Литература:

  1. Игорь Акимушкин “Невидимые нити природы”, \издательство Москва “Мысль” 1985\ стр. 270-274.
  2. А.Н. Захлебный “Книга для чтения по охране природы”, \Москва просвещение” 1986\ стр. 75-132.