В какое время жил учитель сергей рачинский. Традиции русской школы в педагогике с.а. рачинского

Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. Так и талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов. АиФ.ru вспоминает истории русских гениев и их любимых учителей.

Михаил Ломоносов и Христиан Вольф

Один из первых российских учёных мировой величины Михаил Ломоносов с ранних лет проявлял свои исключительные способности. Поэтому в 1736 году в числе самых выдающихся учеников Петербургской Академии был отправлен в Германию для дальнейшего обучения, где и встретился со своим главным «благодетелем и учителем» Христианом Вольфом.

Христиан Вольф. Фото: Public Domain

К этому времени немецкий профессор уже оказал огромное влияние на европейское образование, изложив систематическое видение практически всех известных на тот момент наук. Ломоносов же стал самым талантливым наследником его знаний и в области научного мировоззрения даже пошёл дальше своего учителя.

С первых дней Вольф разглядел в Ломоносове настоящий талант и стал уделять ему больше внимания, чем другим русским ученикам. В своих отчётах он называл Ломоносова «самой светлой головой» и «молодым человеком с прекрасными способностями», который сделал особенные успехи в науках. На протяжении трёх лет Вольф с присущей немцам педантичностью развивал природный талант юноши: учил его сосредотачиваться на самом важном и систематизировать собственные знания. И в результате воспитал не только настоящего учёного, но и тактичного человека (спустя годы Ломоносов понял, что его взгляды вошли в противоречие с тезисами Вольфа, и на протяжении нескольких лет не решался публиковать результаты некоторых своих наблюдений).

По окончании курса в Марбургском университете Вольф дал русскому ученику блестящую характеристику: «Молодой человек с прекрасными способностями, Михаил Ломоносов со времени своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особенностью старался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращению в отечество, может принести пользу государству, чего от души и желаю». А позже внимательно следил за его успехами: «С великим удовольствием я увидел, что вы в академических „Комментариях“ себя ученому свету показали, чем вы великую честь принесли вашему народу».

Ломоносова же восхищала не только энциклопедическая образованность своего учителя, но и его доброе отношение к другим. Вольф помогал русским ученикам, оказавшимся в чужой стране расплачиваться с кредиторами, в числе которых были портные, учителя танцев и фехтования, башмачники и книгопродавцы. Есть легенда, что в день отъезда русских студентов Вольф пригласил к себе всех их кредиторов и на глазах у изумлённых учеников расплатился с их долгами, что до слёз растрогало Ломоносова.

Святослав Рихтер и Генрих Нейгауз

Отец Святослава Рихтера, одного из крупнейших пианистов XX века, сам был известным музыкантом и преподавал в консерватории. Он же и дал первые уроки музыки своему талантливому сыну, но как это часто бывает в семье музыкантов-профессионалов, у Теофила Рихтера не было времени на занятия с собственным сыном — всё своё время он тратил на обучение других детей.

Генрих Нейгауз. Фото: РИА Новости / Пашин

Несмотря на то, что Рихтер очень рано начал выступать с концертами на публике, а с 1930 по 1932 год и вовсе работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, лишь в возрасте 22 лет он решил получить профессиональное музыкальное образование и поступил в Московскую консерваторию. Там он и познакомился со своим первым учителем, знаменитым пианистом Генрихом Нейгаузом, который об этой встрече вспоминал так: «Студенты попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? — спросил я. — Нет, он нигде не учился. Признаюсь, ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на смельчака». Но как только Рихтер сел за рояль, он покорил Нейгауза своим талантом: «Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: „По-моему, он гениальный музыкант“. После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл ещё и ещё...».

Нейгауз, конечно же, принял Рихтера в свой класс. Он сам был сыном директора частной музыкальной школы и отвергал многие педагогические методы, поэтому никогда не учил Рихтера в общепринятом смысле этого слова, по его признанию, учить его было нечему — нужно было только развивать его талант.

Рихтер всю жизнь оставался благодарен своему учителю не только за бережное отношение к таланту, но и за то, что Нейгауз однажды вернул его к учёбе. В первый же год юноша отказался изучать общеобразовательные предметы и уехал в Одессу, но по настоянию Нейгауза вернулся в Москву и восстановился в консерватории.

Интересно, что, переиграв чуть ли не всю фортепианную классику, Рихтер никогда не включал в свою программу Пятый концерт Бетховена , так как считал, что не сможет сыграть его лучше своего наставника. Но не только для Рихтера Нейгауз стал любимым учителем. Среди его учеников было много известных музыкантов: Тихон Хренников, Теодор Гутман, Эммануил Гросман, Берта Маранц, Семён Бендицкий, Эмиль Гилельс . А знаменитый поэт Осип Мандельштам в 1931 году посвятил фортепианной игре Нейгауза стихотворение под названием «Рояль»:

Разве руки мои — кувалды?
Десять пальцев — мой табунок!
И вскочил, отряхая фалды,
Мастер Генрих — конек-горбунок.

Николай Лобачевский и Григорий Карташевский

Однажды знаменитый русский математик Николай Лобачевский заметил: «Гением быть нельзя, кто им не родился. В этом-то искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям». Ему повезло быть учеником Гения, который обладал энциклопедическими знаниями и с удовольствием ими делился с другими.

Григорий Карташевский. Фото: Public Domain

Лобачевский был сыном разночинца, поэтому попасть в императорское учебное заведение, куда его в девятилетнем возрасте привела мать, было непросто. Однако мальчику повезло: экзамены принимал педагог Казанского императорского университета Григорий Карташевский, который сразу разглядел талант мальчика. Он задал Лобачевскому задачу — бассейн получает воду из четырех труб; первая наполняет его в день, вторая — в два дня, третья — в три, а четвёртая — в четыре; требуется узнать, во сколько времени наполнится бассейн, если все четыре трубы открыть одновременно? — и Лобачевский быстро решил её в уме. Карташевский стал придумывать задачи ещё сложнее, но мальчик, не притрагиваясь к грифелю, и их решал в уме.

Так Лобачевский попал в Казанскую гимназию, где в течение трёх лет ему предстояло усвоить обширную программу: иностранные языки, русскую грамматику, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, механику, гидравлику, землемерие, историю, логику, практическую философию, гражданскую архитектуру, военное дело и многое другое. А так как официальных учебников почти не существовало, каждый преподаватель был обязан написать учебник по своей дисциплине. И Карташевский создал учебник чистой математики, который настолько увлёк Лобачевского, что он буквально ни на шаг не отходил от своего учителя. С первого дня талантливый педагог не только расширял кругозор юноши, но и развивал в нём критическое чутье, чтобы тот не боялся проявлять творческую смелость.

Их творческий союз ученик-учитель мог продолжаться и дальше: после гимназии Лобачевский поступил в Казанский императорский университет, где продолжал читать лекции Карташевский. Однако в декабре 1806 года последний был отстранён от должности, как «проявивший дух неповиновения и несогласия».

Как известно, у гениев бывают не только последователи, но и завистники — Карташевского незаслуженно обвинили в нарушении устава. Такая несправедливость произвела сильное впечатление на Лобачевского, который с тех пор возненавидел директора, его «сообщников» и нового учителя математики.

Первый Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости им.С.А. Рачинского "Татевские чтения - 2012" начинается 25 октября. Сибиряки также примут в нем участие.

Русская народная школа. Ее истоки - это школа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне под Тулой, школа княгини М.К. Тенишевой в Талашкино под Смоленском, а на Тверской земле, под Оленином - школа Сергея Александровича Рачинского в Татеве.
Когда подъезжаешь к Татеву, видишь небольшое озеро, а по берегу старый парк, где среди вековых лип и сосен, вязов и ясеней, дубов и кленов стоят кедры и грабы. Но главной примечательностью села Татева, известного на Руси с XVII века, бесспорно, является «школа благочестия и добрых нравов», в которой работал выдающийся педагог-просветитель Сергей Александрович Рачинский.
Необычна и непроста судьба этого замечательного человека. В сельскую школу он пришел, оставив кафедру физиологии растений при Московском университете.
Сергей Александрович Рачинский (1833 - 1902) - профессор, член-коррес-пондент Российской академии наук, математик и ботаник, понимая высокую значимость народного образования для развития страны, сознательно выбирает скромную судьбу сельского учителя.
С 1875 года он целиком отдает себя делу народного образования, работая в Татевской школе и одновременно открывая новые школы для крестьянских детей в Вельском и Ржевском уездах. Народным педагогом Рачинский стал в 42 года, а до этого были учеба в Московском университете на медицинском, потом на физико-математическом факультете. Еще в студенческие годы Сергея Александровича отличали энциклопедические интересы, целеустремленность, огромное трудолюбие и работоспособность. Предметом его научной работы была ботаника, однако он, мате-матик, одновременно занимается богословием и историей искусств, иностранными языками, музыкой, литературой, научными и художественными переводами.
Рачинский первый в России переводит с английского на русский знаменитый труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов». А в Германии «Семейную хронику» известного русского писателя Аксакова издали в переводе с русского на немецкий, который также выполнил С.А. Рачинский.
Как преподаватель Московского университета, Сергей Александрович много лет провел в Европе, где находился в научных командировках. В Берлине он работал у немецкого ботаника И. Шахта, в Швейцарии изучал педагогическую систему Песталоцци, в Веймаре, на родине Гете и Шиллера, посещал музыкальную школу, где наблюдал за работой композитора Ференца Листа с одаренными детьми, но особенно глубоко его заинтересовала деятельность профессора Иенского университета Карла Стоя, основателя народной школы и педагогической семинарии. Богатый и разнообразный опыт, накопленный Рачинским как в России, так и за рубежом, не пропали даром.
В историю отечественной педагогики С.А. Рачинский вошел как основатель уникальной сельской школы с интернатом для крестьянских детей. Учебный процесс в Татевской школе строился так, что учитывались общечеловеческая культура, традиции народной педагогики, идеи православия, особенности сельского быта.
Крестьянские дети не отрывались от своей культурной среды. В школе учили земледелию, садоводству, пчеловодству, столярному делу, шитью, вышиванию, кружевоплетению. Одним словом, здесь готовили умелого и рачительного хозяина земли, способного достойно жить в местных условиях и не покидать ради заработка родной край.
Рачинский, подобно композитору Ференцу Листу, растил таланты, выявлял их и давал путевку в жизнь. Яркий пример тому - судьба известного русского художника Николая Петровича Богданова-Вельского, воспитанника Татевской школы. Заметив у бедного пастушка, росшего без отца, дар к живописи, Сергей Александрович везет его в Москву и на свои средства учит в школе живописи, ваяния и зодчества. Юноша учится у таких первоклассных мастеров, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников. В русскую живопись Н.П. Богданов-Вельский вошел как певец «школьной жизни и крестьянских детей».
Ныне в Татеве, где жил и работал Богданов-Вельский, открыт музей. Посетители с интересом рассматривают картины «У дверей школы», «Сочинение», «У больного учителя» и, конечно, знаменитый «Устный счет». На этом полотне художник с подкупающей теплотой выписал образ любимого учителя.
Впоследствии, вспоминая свою жизнь, художник напишет: «На дорогу меня вывел Рачинский. Удивительный человек, учитель жизни. Я всем, всем ему обязан. На собственные средства он создал образцовую школу для крестьянских детей. Чистая и радостная атмосфера царила здесь».
...Прошли годы. Парк Рачинского жив и радует всех, кто посещает эти места. А в Татевской средней школе, носящей славное имя народного педагога, раздаются звонки, идут уроки, слышны детские голоса.
В школе бережно относятся к памяти замечательного педагога, выполняют его заветы; здесь гуманно относятся к детям. В актовом зале на стенах пейзажи местных художников, портрет Рачинского, выставки детских рисунков. А на уроках звучат тексты из книги Сергея Александровича «Сельская школа», решаются примеры из его сборника «1001 задача для устного счета»; дети на уроках рисования делают зарисовки с натуры, копируют персонажей с картины Богданова-Бельского «Устный счет».
Мысли выдающегося педагога-просветителя С.А. Рачинского о необходимости учить крестьянских детей прежде всего именно тому, что будет полезно им во взрослой жизни, всемерно развивать умственные способности, воспитывать чувство долга и ответственности за свои поступки; заботиться об их здоровье - все эти мысли стали программными в деятельности заведующей Оленинским районным отделом образова-ния Т.А. Черниковой, администрации и педколлектива Татевской средней школы, которым умело руководит Л.А. Али-Заде.
Образовательный процесс в этой школе выстраивается во многом на пе-дагогическом наследии С.А. Рачинского, разумеется, с учетом современных достижений в области психологии, педагогики, новейших школьных программ и учебников. Большое внимание здесь уделяется предметным кабинетам, их оформлению и оснащению книжным фондом и техническими средствами обучения.
Во многих кабинетах можно увидеть плакаты с высказываниями Рачинского о значимости изучаемых в школе наук и искусств:
Русский язык - необходимое орудие всякого учения, книжного и устного.
География знакомит нас с той сферой, на которой проходит вся наша жизнь.
Искусство - цветок, прихотливый и нежный. Это таинство, совершающееся только силой любви.
Любовь к природе, понимание ее красоты - один из лучших плодов истинного образования.
Имеются плакаты с высказываниями выдающихся людей и в других кабинетах: История - память человечества, научный фундамент деятельности и культуры (Вагин).
Высшее назначение математики в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает (Винер).
Как и во времена Рачинского, Татевская школа имеет интернат для детей из дальних сел и деревень. Численность учащихся в последние годы колеблется от 100 до 110 человек. Деятельность школы регламентируется Уставом школы и ученическим самоуправлением в форме «Парламентской республики», которая имеет свой герб и гимн. Есть здесь и свой Свод законов:
1. Закон образованного человека. Знания - величайшая ценность. Ни дня без строчки. Невозможно разделить знания на нужные и ненужные.
2. Закон точности. Время дорого, берегите его. Всякое дело должно начинаться и кончаться в срок.

3. Закон вежливости. Внимательно относитесь к людям. Старайтесь говорить «волшебные слова».
4. Закон человечности. Никому и нигде не делайте плохо и больно. Добро-желательно относитесь друг к другу. Быть человечным - приносить радость другим.
5. Закон здоровья. Забота о здоровье - дело каждого. Бережно относитесь к своему здоровью.
6. Закон улыбки. Улыбка делает человека красивым. Дарите улыбки людям.
7. Закон бережливости. Не ломайте, не портите ничего. Сбережем все, что нас окружает. Через год-два книги, пособия, оборудование потребуются другим детям, твоему брату, сестре.
8. Закон «Все сами». Все делаем сами: поддерживаем чистоту и порядок, ре-монтируем, мастерим, оформляем.
Неумолим бег времени. И сегодня, когда минуло более ста лет со дня кончины крупнейшего русского педагога конца XIX века С.А. Рачинского, не ослабевает интерес к его незаурядной личности, новаторским поискам и находкам.
В декабре 2002 года в Тверском областном институте усовершенствования учителей прошла юбилейная научно-практическая конференция «Педагогическое наследие С.А. Рачинского и сельская школа». Памяти замечательного педагога, уделявшего большое внимание школьному преподаванию русского языка, была посвящена еще одна конференция «Современное филологическое образование: новое содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение».

Николай Лебедев, заслуженный учитель России

Село Татево и его обитатели

Учитель Рачинский
Я твердо верю в будущность этой бедной, темной, едва возникающей сельской школы.
С.А. Рачинский

5 июля 1901 года в день своего ангела Сергей Александрович Рачинский предложил своим собеседникам приискать к следующему году (то есть 1902-му) эпитафию на его могильную плиту и сам же разрешил затруднение, назначив для надписи слова Господа: «Не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4.4.). Замечательно! Предугадал год своей смерти.
Сергей Александрович (1833 -- 1902) родился в селе Татево, окончил естественный факультет Московского университета, преподавал на кафедре ботаники, был членом коллегии Петербургской академии наук.
В 1868 году вышел в отставку и поселился в Татеве, где руководил работой школы для крестьянских детей, открытой в 1875 году на его собственные средства, построил для нее новое здание. Рачинский уделял главное внимание воспитанию в духе православия, давал ученикам не только знания, но и приучал к труду.
Большую помощь в продолжении образования оказывал Рачинский талантливым ученикам, а среди них художнику Н.П. Богданову-Бельскому, создавшему художественную летопись школы Рачинского; сделал школу центром движения за трезвость. К 1902 году в Татевскую книгу трезвости было внесено 2 тысячи крестьян окрестных деревень, давших обет не пить спиртного.
Есть много свидетельств, рассказов, воспоминаний о Рачинском людей разных возрастов, профессий. Среди них священник с Бобровки отец Алексей Никольский. Нам, современникам, интересно узнать о том, каким был Рачинский, актуальны, полезны и современны ли его мысли о школе, о трезвом образе жизни и так далее.
Современники о Рачинском рассказывали: «Спросишь, бывало, какого-нибудь мужичка, так, при случае, к слову: «А ты разве знаешь, дядя, Сергея Александровича из Татева?» -- «Да кто ж его не знает, батюшка? -- ответит мужичок. -- Этакие люди у всех на виду, их немного, -- продолжает мужик. -- И то сказать, что за барин! О себе ему некогда и подумать: целый день в школе с ребятами, а то и больших поучает разуму. Да, -- закончил мужик, -- этого барина послушать -- настоящим человеком будешь».
Необыкновенная доброта во взгляде, простота, мягкость и сердечность в обращении производили обаятельное действие на собеседников, которые чувствовали благоговение и уважение к его личности. Людям этот человек служил самоотверженно и бескорыстно. Недаром князь А.Н. Мещерский в своих воспоминаниях о Сергее Александровиче эпиграфом поставил отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
Беседуя с ним, современники испытывали от его беседы какое-то душевное спокойствие, внутреннюю теплоту, подъем, как будто в тебя невидимо вливается новая живительная сила. Будучи сам глубоко верующим человеком, Сергей Александрович и в других зажигал чистый светильник искренней веры и любви к Богу и к ближнему.
Каждое лето в Татеве собиралось много гостей, почитателей и бывших учеников Сергея Александровича, а среди них и такие выдающиеся личности, как историк князь С.Д. Шереметев, философ В.В. Розанов и даже сам владыка Николай Японский (Касаткин), глава миссии Русской православной церкви в Японии, основатель множества православных училищ и братств среди островного населения.
Все эти гости жили с Сергеем Александровичем в его школе, лишь только по праздникам собирались в барском доме. Многие из современников и учеников С.А. Рачинского приезжали к нему после опубликования в 1881 году знаменитых «Заметок о сельской школе». Все они хотели трудиться «на ниве народной».
Кстати, за свою жизнь С.А. Рачинский построил около 30 школ, из которых сейчас сохранилась лишь самая первая -- татевская.
Многие из современников и учеников С.А. Рачинского вспоминают знаменитые «школьные походы» со школьниками за 120 верст в Нилову Пустынь. Шли туда и обратно только пешком. Участвовали в этих походах до 60 человек, в том числе ученики и учителя. Рачинский был среди них.
Особое внимание уделял Рачинский трезвому образу жизни. Сохранились письма С.А. Рачинского священнику села Бобровка А. Никольскому, где Сергей Александрович рассказывает о своей работе по созданию в округе общества трезвости.
«Татево, 7 марта 1901 года
Многоуважаемый отец Алексей!
Не унывайте. Всякое начало трудно. Могу только повторить мой совет. Начинайте не с закоренелых пьяниц, а с людей твердых и трезвых, коих надлежит привлекать в общество, одушевляя их желанием принести пользу более слабым братьям…
Опаздываю ответом, ибо неожиданно отлучился недели на две в Петербург. Там мне удалось открыть маленькое общество трезвости в среде студентов Духовной академии. На меня продолжают сыпаться письма из всех уголков России и Сибири. Повсюду возникают новые общества трезвости, иные с великим успехом.
Опять посылаю вам кое-что печатное. Поручая себя молитвам вашим, остаюсь преданный вам С. Рачинский.
P.S. Прилагаю устав, весьма простой и дельный, одного из наших обществ трезвости (в земле войска Донского). Простите краткость и спешность этого письма. К почте приходится написать их более тридцати».
В уставе общества трезвости, который прикладывает Рачинский к письму, в одном из пунктов написано: «Член общества трезвости не должен ни под каким видом дозволять своим несовершеннолетним детям употреблять спиртные напитки».
Несколько раз во время фольклорно-этнографических экспедиций была в селе Татеве Оленинского района, где долгие годы жил и трудился замечательный общественный деятель, педагог и просветитель С.А. Рачинский. Бывала я в его доме, школе, ходила по старинному парку, беседовала с современными жителями села. Село Татево расположено в красивой местности. Даже сейчас, спустя многие годы, видно, что село было хорошо обустроено. В селе Татеве есть не только средняя школа, но и Дом культуры, краеведческий музей, которым руководит учитель истории В.М. Марченкова, есть библиотека и почта. Однако остатки прекрасной усадьбы второй половины XVIII -- начала XIX века, регулярный парк с редкими породами деревьев, Троицкая церковь требуют восстановления.
И по сей день в родном селе чтут его память и традиции великого труженика. Опыт Рачинского по созданию первой в России сельской школы «с правильным общежитием» (интернатом) сегодня может стать одним из важнейших в деле преобразования Центральной России, где сейчас, словно градом, повыбивало людей, где с лица земли снесло цветущие некогда деревни и села.

Рачинские - дворянский род, герба Наленч, происходящий из Великой Польши и восходящий к XIII веку. Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде; дети его, Даниил и Ян, поступили в 1656 г. в подданство России. К этому роду, внесенному в VI часть родословной книги Смоленской губернии (Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, часть VI, стр. 107), принадлежал Сергей Александрович Рачинский.

Биография

Отец - Александр Антонович Рачинский (27.9.1799 - 1866). Капитан Муромского пехотного полка (свойственник декабриста В. К. Кюхельбекера). Мать - Варвара Абрамовна Баратынская (1810-1891), сестра знаменитого поэта.

В возрасте 15 лет поступает на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевелся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г.

После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уезжает в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защищает диссертацию по теме «О движении высших растений», получает звание магистра и становится руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена ученая степень доктора ботаники.

В 1861 г. С. А. Рачинский и Я. А. Борзенков перевели и издали «Физиологию обыденной жизни» Г. Г. Льюиса. В 1864 г. в переводе С. А. Рачинского впервые появилось на русском языке «Происхождение видов» Чарльза Дарвина.

В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьей университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особоодаренным студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838-1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета». На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896).

В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались ученые, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.

В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.

В первый период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя (Stoy) (1815-1885) и Л. Толстого, с которыми вел переписку. В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. «Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге». Рачинский считал, что если человек научится читать по-церковнославянски, ему будут понятны и Данте, и Шекспир, а кто освоит древние церковные «роспевы», тот без труда поймет Бетховена и Баха.

Победоносцев К. П. писал о нём императору Александру III в 1883 г.:

Важно отметить, что первые сельские школы для крестьянских детей в имениях Боратынских и Рачинских были основаны женскими представительницами этих родов. Сергей Рачинский присоединился к уже существовавшему явлению и поднял его на более высокий уровень.

Самая первая школа была открыта отцом - Александром Антоновичем, майором в отставке. Во время службы в Петербурге был дружен с А. А. Дельвигом, общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами. Он положил начало богатейшему татевскому архиву и библиотеке. В 1861 г. построил школу для крестьянских детей, сделав её попечителями старшего сына Владимира и дочь Варвару, которые и стали в ней первыми учителями. В ней позднее начал учительствовать Сергей Александрович. В 1871 г. открылось народное училище в с. Сергиевка Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии, учредительницей и попечительницей которого стала двоюродная сестра Сергея Александровича - Софья Сергеевна Чичерина (урожд. Боратынская). К 1891 г. в училище насчитывался 91 ученик, среди которых был будущий архиепископ, православный подвижник, миссионер, духовный писатель. Вениамин (Федченков), выходец из семьи бывших крепостных крестьян Боратынских.

Человек разносторонних знаний и интересов, занимался литературным творчеством. Вместе с сестрой Варварой Александровной издавал «Татевский сборник» с ценнейшими материалами: письмами, рисунками, стихами, которые хранились в имении, Е. Баратынского, В. Жуковского, А. Фета, П. Вяземского. Написал талантливые статьи о литературе, живописи, музыке. Сотрудничал с журналом «Сельская школа» и сочинил два сюжета для опер Чайковского, которые остались невоплощенными.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов. Во время посещений Татева со школьным хором занимался С. В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учёбы в хоре Синодального училища.

В 1891 году Академия наук избрала С. А. Рачинского своим член-корреспондентом.

Многие выпускники университетов приезжали в Татево, чтобы поработать под его руководством. Прошли «школу Рачинского» известные педагоги-ученые Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, учителя А. Д. Воскресенский, А. Голицын.

С 1878 г. школа имела статус церковно-приходской. В 70-80-е гг. XIX в. - четырехгодичная, а в 1898 г. - шестилетняя. До 1924 г. носила имя своего основателя Сергея Александровича Рачинского, затем его имя, как и заслуги были забыты на десятилетия. После Великой Отечественной войны школа получила статус средней общеобразовательной. В 1998 г. школе было возвращено имя С. А. Рачинского. С 1974 года при школе действует краеведческий музей. Благодаря работе местных жителей под руководством директора Татевской школы Л. А. Али-Заде, в 2000 г. музей получил статус муниципального краеведческого музея имени Н. П. Богданова-Бельского.

Умер Сергей Александрович 15 мая 1902 г., в день своего рождения, на руках Аркадия Аверьяновича Серякова (он изображен на картине Богданова-Бельского «У больного учителя»), одного из учеников и преемников, которому завещал продолжать дело его жизни. После А. А. Серяков (ум. в 1930х г.) стал руководителем Татевской народной школы, его внучка и правнучка также преподавали в Татевской школе.

Похоронен С. А. Рачинский в Татево в семейном склепе.

Память и история

  • В Татево до сих пор существует школа, основанная С. А. Рачинским и теперь носящая его имя. Кирпичное здание школы построено в 1907 году, но уже после смерти учителя.
  • По свидетельству Л. Ю. Стрелковой, воспитанницы школы и автора историко-педагогического описания деятельности школы в Татево, в конце 20х гг. XX века усадьба была разграблена, останки были выброшены из фамильного склепа, на мраморных надгробиях ковали железо, были разорены пруды и садово-парковый ансамбль усадьбы.
  • Советские историографы утверждали, что при отступлении в марте 1943 года немцы выломали и вывезли паркет из дворянского дома Рачинских, а сам дом взорвали. Вывезли также могильные плиты из фамильной усыпальницы. Почти полностью был вырублен парк с редчайшими растениями, выращенными здесь С. А. Рачинским.
  • В Татево был устроен немецкий военный госпиталь и немецкое военное кладбище (не сохранилось).
  • По некоторым данным, в школе Рачинского до монашества работала матушка Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская), первая настоятельница Леснинского Свято-Богородицкого монастыря (женская обитель во Франции). Школа Леснинского монастыря во многом была продолжением дела Рачинского.
  • В школе 15 лет учительствовал Филипп Никитич Никитин. Умер в 1907 в возрасте 46 лет. Похоронен в с. Татево.
  • Струнный квартет № 1 Чайковского (Квартет N1, ре мажор), в четырёх частях (сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве) посвящен С. А. Рачинскому, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Знаменитые ученики школы Рачинского

  • Богданов-Бельский, Николай Петрович (1868-1945) - выдающийся русский художник, ученик до весны 1882 года, один из трех юношей, устроенных в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре.
  • Никонов, Тит - русский художник, портретист, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Окончил школу художеств. Т. Никонов был из зажиточной крестьянской семьи; художественные способности у него проявились рано. Особенно легко ему давались изображения лиц, фигур людей, но похвалы от учителей ему доставались редко, потому что С. А. Рачинский заметил в нём нетерпение, желание достигнуть быстрого результата без кропотливого труда. Однако благодаря воспитанному в нём трудолюбию, Т. Никонов закончил школу художеств и стал портретистом. Известен гипсовый медальон с профилем Рачинского его работы. Василий Ян сообщает, что «Другой - оказался неудачником.». Другой источник сообщает, что Т. Никонов женившись, не стал продолжать обучение. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.
  • Петерсон, Иван - русский художник, обрусевший латыш, ученик до весны 1882 года, затем был устроен в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. И. Петерсон стал хорошим иконописцем, писал также и портреты. После её окончания И. Петерсон работал учителем рисования в Ново-Александровской школе Новиковых в Козловском уезде Тамбовской губернии, но умер очень молодым.
  • Богданов И. Л. - инфекционист, доктор медицинских наук, член-корреспондент АМН СССР.
  • Васильев, Александр Петрович (6 сентября 1868 - 5 сентября 1918) - протоиерей, духовник царской семьи, пастырь-трезвенник, патриот-монархист.
  • Синев, Николай Михайлович (10 декабря 1906 - 4 сентября 1991) - д-р техн. наук (1956), проф. (1966), засл. деятель науки и техники РСФСР. В 1941 - зам. гл. конструктора по танкостроению. 1948-61 - нач. ОКБ на Кировском з-де. В 1961-91 - зам. пред. гос. к-та СССР по использованию атомной энергии. Сталинские и Гос. пр. (1943, 1951, 1953, 1967).
  • Третьяков, Николай Степанович (1873-1942), преподаватель в московской школе, Малаховской гимназии, Московском университете им. А. Л. Шанявского; ставил постановки в детском народном театре; создал музей детского творчества, занимался педагогической работой и детским художественным воспитанием совместно с В. Д. Поленовым, С. А. Рачинским, Н. В. Гиляровской.

Основные работы

  • 1881 - «Заметки о сельских школах»
  • 1882 - «Народное искусство и сельская школа»
  • 1888 - «Из записок сельского учителя»
  • 1891 - «Сельская школа»

Пособия по математике:

  • «1001 задача для умственного счета»,
  • «Арифметические забавы»
  • «Геометрические забавы».

Галерея

    Могила С.А. Рачинского в Татево

    Руины усадьбы Рачинских в Татево

    Татевская средняя школа им. С.А. Рачинского

    Троицкий храм в селе Татево, в ограде похоронены представители рода Рачинских

На вопрос в какое время жил известный российский учитель сергей александрович и в какой школе он работал заданный автором Евровидение лучший ответ это


Источник: http://file-rf.ru/analitics/519

Ответ от Даша Журавлёва? [активный]
Спасибо за лучший ответ


Ответ от самосожжение [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


Ответ от Даниил любитенко [новичек]


Ответ от тростинка [новичек]
Сергей Александрович Рачинский (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния - 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) - российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.
В возрасте 15 лет Сергей Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Проучившись здесь два года, перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета, который закончил в 1853 г.
После окончания университета он недолго служил в Архиве иностранных дел, затем в 1856 году уехал в Европу, продолжая учиться в известных университетах Германии. Возвратившись из-за границы, защитил диссертацию по теме «О движении высших растений» , получил звание магистра и стал руководителем кафедры физиологии растений в Московском университете. В 24 года за крупное сочинение «О некоторых химических превращениях растительных тканей» ему была присуждена учёная степень доктора ботаники.
В университете Рачинского любили и студенты и преподаватели за обширную и бескорыстную общественную деятельность. Он был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьёй университетского суда, он оказывал материальную помощь бедным, особоодарённым студентам. Начиная с 1861 г. адъюнкты Сергей Александрович и его брат Константин Александрович (1838-1909?) Рачинские «изъявили желание жертвовать ежегодно из своего жалованья каждый по 500 руб. серебром на отправление за границу для усовершенствования в математических и естественных науках молодых людей по назначению физико-математического факультета» . На эти средства в 1862 г. был командирован за границу будущий известный физик Александр Григорьевич Столетов (1839-1896).
В 1867 году из-за конфликта прогрессивных профессоров с администрацией вышел в отставку, жил без места. В Москве в доме С. А. Рачинского на Малой Дмитровке, а потом в одном из переулков близ Остоженки собирались учёные, литераторы, художники. Здесь хозяин дома познакомился с Л. Н. Толстым, П. И. Чайковским, сблизился с братьями Аксаковыми, семьей В. Ф. Одоевского, историком В. И. Герье и др. Беседы с Л. Н. Толстым вновь направили его внимание к проблемам народного просвещения. С. А. Рачинский стал помогать сестре Варваре Александровне проводить занятия с детьми в крестьянской школе.
В 1872 году вернулся в родовое село Татево. Строитель и учитель в первой в России сельской школы с общежитием для крестьянских детей.


Ответ от Елена Лежнина [новичек]
спасибо за все ответы:)))


Ответ от ЕГОР егор [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


Ответ от Аня Коробейникова [новичек]
апролдж


Ответ от Мансур Гериханов [новичек]
ученик футбола


Ответ от Ѐиана Егорова [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее


Ответ от Алла Климова [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.


Ответ от Илья Герасимов [новичек]
огроменнишее спасибо


Ответ от Slava Leonov [новичек]
спасибо ты мне поиог


Ответ от Ирина Вячеславовна [новичек]
Рачинский Сергей Александрович родился 15 мая 1833 года, умер в свой день рождения 15 мая 1902 года, ему было 69 лет.
Он создал на свои средства в Смоленской и Тверской губерниях около двадцати школ (некоторые с общежитиями и лечебницами) , в которых обучались более тысячи крестьянских детей, работал в сельской церковно-приходской школе в своем родном селе Татево (Смоленской губернии) , школа до сих пор носит его имя - "Школа Рачинского".
Его урок "Устный счет. В народной школе С. Рачинского", написал художник Николай Богданов-Бельский 1895 году. Выставлена картина в Третьяковской галерее.