Современные направления теоретической и практической психологии. Основные направления современной психологии. Основные направления в психологии

Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений.

Общая характеристика основных направлений психологии:

1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики.

2. Бихевиоризм (behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R , где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?».

3. Глубинная психология включает:

    психоанализ З. Фрейда;

    индивидуальную психологию А. Адлера;

    аналитическую психологию К.Г. Юнга.

Основные положения.

    Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности.

    Структура психики:

    сверх-Я (superego ) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины):

    Я (ego ) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире;

    Ид (оно, alterego ) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению.

    Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов:

а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений;

б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия;

в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим;

г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов;

д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье;

е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом.

Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов.

4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ)возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации.

5. Когнитивная психология , представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора.

7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России.

Основные положения:

    развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность;

    сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего;

    психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность.

Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:

    сознание (интроспективная психология);

    поведенческий акт (бихевиориальная психология);

    обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология);

    значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода);

    предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода);

    когнитивные процессы (когнитивная психология);

    установка (теория установки Д. Н. Узнадзе);

    фигура и фон (гештальтпсихология);

    ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода);

    бессознательное (глубинная психология).

Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений.

Вопросы для самопроверки:

    Какова специфика психологии как науки? Определите задачи психологии.

    Дайте характеристику основных этапов формирования психологии как науки.

    Раскройте особенности материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики.

    Назовите основные свойства психического отражения.

    Каковы основные функции психики? Приведите примеры.

    Чем обусловлено возникновение различных направлений психологии как науки?

    В чем заключается сущность каждого направления психологии?

Литература

    Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Гл. 1 /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. Гл. 2.

Основные направления в психологии

Психология как наука занимает двойственное положение и может от­ носиться как к гуманитарному, так и естественно-научному знанию. При рас­ смотрении внутренней структуры психологического знания стоит выделить когнитивное направление, исследующее в основном содержание и формы по­ знавательной психической деятельности; поведенческое направление, кон­центрирующееся на содержании и мотивациях деятельности; глубинную психологию, изучающую бессознательное во всех его проявлениях; гумани­стическую психологию, изучающую взаимосвязь социокультурных условий жизни человека и его психологии и поведения. Естественно, данная система­ тизация не является полной, но позволяет получить представление об основ­ных направлениях и школах в психологии.

Когнитивное направление. Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуаль­ные и мыслительные процессы. Поэтому главной задачей психологии являет­ся исследование процессов приобретения, сохранения и использования чело­веком своих знаний.

В теории Дж. Келли утверждается, что любое событие, происходящее с любым человеком, открыто для многократного интерпретирования. Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека. Единственной и достаточной причиной мотивации лю­дей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогно­ зировать будущие события. Человек рассматривается как исследователь, ученый. Из этого следует, что: 1) люди, как правило, ориентируются на бу­ дущее; 2) активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно реагируют на него; 3) ни прошлые, ни настоящие события не явля­ ются определяющими в поведении человека, а он сам, как правило, контро­ лирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных от­ветов (при условии, что он не предпочтет обратное).

Основной постулат, выдвигаемый Дж. Келли, заключается в утвержде­нии того, что поведение человека (его мысли и поступки) направлено на про­гноз событий. Действия субъекта определяются тем, как он прогнозирует бу­ дущие события. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов, т. е. моделей и систем, при помощи которых происходит вос приятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный харак­тер.

Личностный конструкт формируется благодаря когнитивным процес­сам анализа сходства и различия. Он состоит из трех элементов. Два элемен­та должны быть похожи друг на друга, они образуют эмерджентный полюс, или полюс сходства. Третий элемент должен отличаться от первых двух, он образует имплицитный полюс, или полюс контраста. С использованием концепции личностного конструкта делается попытка объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения раз­личия и сходства. Выделяются три основных типа конструктов: 1) упреди­телъный конструкт - тип конструкта, который стандартизирует ("упрежда­ет") свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне, что по­падает в одну классификацию, исключается из другой; 2) констелляторный конструкт - тип конструкта, который позволяет его элементам принадле­ жать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагаю­щий конструкт - тип конструкта, который позволяет человеку быть откры­тым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

Люди разделяются на когнитивно сложных (тех кто: 1) имеет конст­руктную систему, содержащую четко дифференцированные конструкты; 2) может четко отличать себя от других; 3) способен прогнозировать поведе­ ние других; 4) рассматривает других по многим категориям) и когнитивно простых (тех кто: 1) имеет конструктную систему, в которой неясны разли­ чия между конструктами; 2) затрудняется отличать себя от других; 3) не спо­ собен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по не­ большому числу категорий).

Выбор модели поведения определяется как безопасный при использо­ вании конструкта определения (на основе прошлого опыта) либо как риск при использовании конструкта расширения. Последний позволяет с большей вероятностью расширить понимание событий человеком, вместе с тем, он увеличивает диапазон прогностических ошибок.

Теория личностных конструктов утверждает, что человек одновремен­но является и свободным, и зависимым от своего собственного поведения. Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий, зависи­ мость - в следовании ранее выработанным конструктам. Сделав выбор, чело­ век перестает быть свободным. С другой стороны, это не окончательная, раз и навсегда закрепленная, модель поведения. Субъект может интерпретиро­вать ситуацию с других позиций, тем самым снова получив свободу выбора.

В начале XX в. группа немецких психологов, так называемая вюрц­бургская школа, представителями которой были О. Кюльпе, А. Майер, А. Мессер, впервые сделала мышление предметом специального экспери­ ментального исследования. Испытуемые должны были сообщать не о качест­ ве воздействующих раздражителей, а о мыслительной деятельности, вызы­ваемой раздражителями. Ставилась задача - найти особые элементы мышле­ния, определить и классифицировать их. Изучалась также динамика мышле­ ния. Был сделан вывод о том, что "переживание отношений" является основ­ ным элементом мышления, причем эти отношения лишены чувственно- наглядного характера. Мышление отделялось от чувственной ступени позна­ ния. Предлагалась следующая классификация мыслей: 1) осознание правила; 2) осознание отношений между идеями и понятиями; 3) комплексные воспо­минания. Работы ученых вюрцбургской школы заложили основы для разде­ ления умственной деятельности и процесса мышления. В предмет психоло­гии были введены новые элементы - осознание значений и отношений.

Ассоциативная психология. Это направление развивалось в рамках когнитивной психологии. В ней представления об универсальных законо­мерностях психической жизни человека связывались с принципом ассоциа­ций, т. е. образованием и актуализацией связей между представлениями ("идеями"). Данное направление получило широкое распространение в XVII - XVIII вв. Был сформулирован основной закон ассоциаций: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется. Выделялось четыре вида ассо­циаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по близости во времени или в пространстве; 4) по отношению причинности.

В работах Дж. С. Милля, Д. Милля, А. Бэна (XIX в.) ассоциация при­ знавалась основной структурной единицей психического. Рациональное сво­дилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, ак­тивности. Ощущения и их копии (простые идеи) рассматривались как един­ственная реальность. Сложные образования сознания принимались за ассо­циацию идей. Содержание мышления сводилось к характеристике элемен­ тарных явлений - простых идей и их разнообразных отношений. Задачей психологии стало выяснение отношений между простыми идеями и опреде­ ление законов ассоциаций, по которым сложные идеи создаются из простых. Предполагалось, что сложные идеи, хотя они и возникают путем абстракции и обобщения, остаются для сознания суммой простых идей, меняется лишь их группировка и не происходит никакого обогащения или углубления по­ знания.

Вопрос о репродукции идей был одним из основных вопросов ассоциа­ тивной теории. Считалось, что движение мысли зависит от того, какие идеи и в каком порядке будут репродуцироваться из запасов памяти.

Все проявления умственной деятельности сводились к "первичным" свойствам ума: сознанию разницы, сознанию сходства и удержанию (памя­ти). Действие этих свойств происходит совместно. В каждом акте познания сопоставляются два явления и познаются их отношения. Процесс отождеств­ ления, подразумеваемый сходством, служит средством умственного воспро­изведения или репродукции в форме идей прошлых и исчезнувших ощуще­ний. Условиями, способствующими мышлению, являются повторяемость и внимание. Первичных свойств ума оказывается достаточно для выполнения мыслительной деятельности.

В основе ума лежат законы ассоциации по сходству и смежности. За­кону по смежности подчинены память, привычки, приобретенные качества. Благодаря ассоциации по смежности ум воссоединяет идеи действий с идея­ми ощущений и чувств. Ассоциации по сходству опираются на процесс ото­ ждествления. На них основываются следующие мыслительные действия: 1) классификация, обобщение понятий; 2) индукция, посредством которой получают суждения; 3) дедукция, под которой понимается вывод, исходящий из общего положения, представляющего собой упрощенное и сведенное в одну формулу положение.

Гештальтпсихология. Новый подход к изучению психики был пред­ставлен в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Дункера. Центральным по­ ложением данной школы, получившей название "гештальтпсихология", было признание первичным и главным содержанием всякого психического про­цесса некоторых целостных образований - конфигураций, форм, или "гештальтов", а не отдельных элементов - ощущений. Главным объектом экспе­риментального изучения было восприятие. Анализировались факты, помо­гающие восприятию "гештальтов" (сходство элементов, "стремление" к хо­рошей фигуре). В рамках этого направления был сформулирован один из ос­новных законов восприятия - закон "прегнантности ", т. е. стремление к хо­рошей форме (симметричной, замкнутой и т. п.).

Гештальтпсихология пыталась реализовать монистический, целостный подход к объяснению психических явлений. Исследования в области интел­ лекта человекообразных обезьян привели к появлению критерия, по которо­му интеллектуальное поведение отличается от других форм поведения (на­выка, инстинкта). В качестве этого критерия был выдвинут принцип струк­турности - возникновения всего решения в целом в соответствии со струк­турой поля. Основное внимание уделялось продуктивной природе подлинно­го мышления.

Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихоло­гии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого к качествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотре­ния этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином " Insight ". Однако важен не сам по себе факт вне­запности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемной ситуации. Не субъект в процессе познания обнаруживает сущность, а она сама себя обнаруживает.

Был сделан вывод о том, что феноменальный объект, или единое фе­номенальное психическое поле, представляют собой в слитом виде и субъект, и объект. Механизм решения задачи объяснялся следующим образом. В оп­тическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое (гештальт). Элементы ситуации входят в этот гештальт и приобретают новое значение, которое зависит от того места, которое они занимают в гештальте . Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях. Это приводит к переструк­ турированию проблемной ситуации, открытию новых свойств объекта.

Поведенческое направление. Слабым местом всех школ, относящихся к когнитивному направлению, было недостаточное внимание к реальному поведению человека в процессе деятельности и коммуникации с другими людьми. Этот недостаток восполняли психологические концепции, которые можно отнести к поведенческому направлению. В учебной литературе эти концепции определяют как "теории социального научения".

Одной из таких теорий является бихевиоризм. Психология, с точки зрения представителей бихевиоризма, должна изучать поведение человека, под которым следует понимать совокупность внешне наблюдаемых и объективно регистрируемых реакций на определенные воздействия (стимулы) из внешней среды.

При таком подходе сознание исключается из сферы эмпирического ис­следования, более того, для бихевиористского направления оно не существу­ ет. Все сложные реакции образуются из простейших врожденных реакций с помощью механизма обусловливания, т. е. сочетанием условного и сочета­тельного рефлексов. При сочетании безусловного раздражителя с условным реакция начинает вызываться уже и условным раздражителем, или стиму­лом. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы. Ответные движения - это реакция. Тогда поведение человека сле­дует рассматривать как всякую реакцию в ответ на внешний стимул, посред­ством которой происходит приспособление индивида к внешней среде.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон утверждал, что все многообра­зие поведения человека можно описать с помощью формулы "стимул - ре­акция " ( SR ). При анализе поведения человека различают два его типа: респондентное и оперантное (Б. Скиненер). Респондентное поведение предпо­ лагает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, который всегда предшествует первой во времени. Однако полностью объяснить пове­ дение на основе классической теории обусловливания невозможно. Надо изучать поведение, не связанное непосредственно с какими-либо известными стимулами, так как индивид активно воздействует на окружение с целью его изменения. Оперантное поведение - это тип поведения, которое определяется событиями, следующими за реакцией. Такой тип поведения детерминируется воздействием стимульных событий, наступление которых предполагается в будущем. Именно последствия данной оперантной реакции являются кон­тролерами поведения. Такие реакции носят характер произвольно приобре­тенных. Для них невозможно выделить какой-то стимул, который можно распознать. При благоприятных для организма последствиях вероятность по­ вторения операнта возрастает, и наоборот. В целом, поведение человека оп­ ределяется аверсивными (неприятными, болевыми) стимулами, следова­ тельно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями.

Необходимость анализа опосредующих внешнее поведение факторов, или "вмешивающихся переменных", представлено в концепции Э. Толмена. В качестве опосредующих факторов рассматриваются познавательные про­цессы. Согласно когнитивной теории, в качестве интеграторов целостного поведения выступают центральные процессы (память, ожидание, установка, когнитивная карта). Важнейшим результатом научения является образование некоторой "познавательной структуры" (т. е. некоторое отражение ситуа­ ции). При наличии всего необходимого прошлого опыта нет гарантии, что обучающийся субъект использует его для достижения цели. Решаемость за­дачи определяется ее структурой (организацией), от которой зависит актуа­лизация прошлого опыта организма, понимание включенных в задачу суще­ ствующих отношений.

Представители "субъективного" направления в бихевиоризме утвер­ждают, что в строении каждого вида деятельности присутствуют специаль­ ный процесс сличения воздействия извне с состоянием самой системы и спе­ циальный процесс оценки результатов осуществляемых системой действий (Д. Миллер). Структурная организация поведения описывается в следующей последовательности. Любое воздействие на систему приводит к сравнению последнего с некоторым прошлым состоянием. Процесс сравнения вызывает либо специальные реакции организма (при условии соответствия воздейст­вия прошлому опыту), либо поисковые, ориентировочные реакции (если со­ ответствия нет). Результаты подвергаются оценке. После достижения удовле­ творительного результата осуществляется окончательное действие. Таким образом, в структуру поведения включаются понятия "образ" (знания, про­шлый опыт, опосредствующий поведение) и "план" (указание на то, как дос­ тигнуть того или иного результата). То или иное действие будет продол­ жаться до момента устранения несоответствия между состоянием организма и состоянием, которое опробуется. Данная теория получила название " TOTE " (test - operate - test - exit , т. е. проба - операция - проба - выход).

В целом бихевиоризм, уделяя основное внимание поведению субъекта, не включает в предмет своего анализа сознание человека, его личностные ценности, моральные качества и т. д., тем самым упрощая природу челове­ ка.

Гуманистическая психология. Под этим условным названием принято объединять взгляды многих современных представителей психологической науки, не составляющие отдельных школ. Основной принцип гуманистиче­ской психологии - оптимистический взгляд на природу человека, утвержде­ние личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Представители гуманистического подхода в психологии выступили против бихевиоризма и психоанализа как негуманных и редукционистских направлений в психологии. С их точки зрения, предметом психологии должна стать уникальная и неповторимая личность, которая постоянно осознает свое предназначение в жизни, регулирует границы своей субъективной свободы. На первый план выдвигаются проблемы самоактуа­лизации, поиска смысла жизни, свободы выбора и т. д. Акцент делается на изучении отдельного человека.

Характерными признаками гуманистического направления являются: 1) антиэкспериментальность, т. е. отрицание любых экспериментов с челове­ком (бихевиористских, когнитивных и т. д.); 2) основное внимание уделяется личности человека, его возможностям; 3) развитие в его рамках определенно­ го направления в психотерапии, которое не связано с идеями модификации поведения.

Один из приверженцев гуманистического направления, К. Роджерс, выдвигает концепцию, согласно которой для человека единственно подлин­ ной реальностью является его личный мир переживаний. Центральное место в этом субъективном мире принадлежит Я-концепции. В Я-концепции отра­ жено представление человека о самом себе, о том, каким видит себя человек в связи с различными ролевыми функциями, которые он исполняет в повсе­ дневной жизни. Диапазон этих образов достаточно широк: от Я как родителя или ребенка до Я как руководителя или подчиненного, и т. д. В Я-концепцию входит также представление о том, кем субъект хотел бы быть (Я-идеальное). Я-идеальное отражает те качества, которые человек хочет иметь, т. е. наибо­лее ценные с его точки зрения, то, к чему он стремится. В процессе жизни Я-концепция усложняется и дифференцируется.

Несоответствие Я-концепции и действительных переживаний воспри­нимается как угроза, что, в свою очередь, может привести к искажению или отрицанию восприятия действительности с целью защиты целостности "Я". Люди стремятся к переживаниям, которые воспринимаются как Я-интен­сифицирующие, и избегают переживаний, которые воспринимаются как Я-отрицающие. Чрезмерное расхождение между Я-концепцией и реально­стью может вызвать различного рода психопатологии.

Для характеристики людей, которые полностью реализуют свои спо­собности, движутся в направлении познания себя, вводится понятие "полно­ ценно функционирующий" человек. Ему будут свойственны следующие каче­ ства: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни; 3) организмическое доверие (т. е. способность принимать за основу для выбора своего поведения собственные внутренние ощущения, чувства); 4) эмпири ческая свобода (т. е. свобода выбора и ответственность за последствия); 5) креативность (способность выдвигать уникальные идеи, способы реше­ния проблем).

А. Маслоу рассматривает самоусовершенствование как основную за­дачу в жизни человека. Он считает, что люди мотивированны на поиск лич­ ных целей. Человеческая мотивация раскрывается через иерархию потребно­стей, которые считаются врожденными и инстинктивными и характерны для всех людей. Для того чтобы доминирующим мотивом в жизни стали высшие потребности, необходимо разумное удовлетворение низших. Удовлетворя­ ются потребности в следующем порядке: 1) физиологические потребности;

2) потребности безопасности и защиты, 3) потребности принадлежности и
любви;
4) потребности самоуважения", 5) потребности самоактуализации,
или потребности личного совершенствования.

А. Маслоу описывает также основные категории мотивов человека. Дефицитные мотивы (Д-мотивы) возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. Им соответствуют следующие критерии: 1) их отсутствие вызывает болезнь; 2) их присутствие предотвращает болезнь;

3) их восстановление излечивает болезнь; 4) при определенных сложных
свободно выбираемых условиях человек предпочитает удовлетворять их;
5) они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека. Д-
мотивы значительно детерминируют поведение человека. Без их удовлетворения нельзя осуществить самоактуализацию. Они связаны с изменением
существующих условий в сторону их улучшения.

Мотивы роста (метапотребности, бытийные, или Б-мотивы) связа­ ны с врожденной потребностью человека реализовать свой потенциал и имеют отдаленные цели. К ним относятся: доброта, богатство, совершенство, простота, игра и т. д. У метапотребностей нет четкой иерархии, и они могут меняться местами в плане доминирования в зависимости от обстоятельств жизни. Неудовлетворение метапотребностей способствует возникновению метапатологий (цинизм, ненависть, депрессия, отчаяние и т. д.).

По А. Маслоу, средний человек удовлетворяет свои потребности при­близительно в следующем соотношении: физиологические - на 85%; безо­ пасность и защита - на 70%; любовь и принадлежность - на 50%; самоува­жение - на 40%; самоактуализация - на 10%. Процесс самоактуализации связан с риском, готовностью ошибаться, отказом от старых привычек. Са моактуализирующимся людям свойственны следующие характеристики: 1) более эффективное восприятие реальности; 2) приятие себя, других и при­ роды; 3) непосредственность, простота и естественность; 4) центрирован­ность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автоно­мия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8) вершинные, или мистические, переживания; 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократический характер; 12) разграничение целей и средств.

Все описанные направления и школы имеют одну общую черту: они исходят из приоритета сознания во всех психических и поведенческих актах. По мере развития психологии как науки это утверждение становилось все менее очевидным,

Глубинная психология. Так принято называть совокупность психоло­гических концепций, изучающих бессознательные процессы и считающих именно бессознательные психические явления движущими силами нашего поведения.

Психоанализ возник на рубеже XIX и XX вв., его основатель - авст­ рийский психиатр и психолог 3. Фрейд - видел задачу психологии в позна­ нии глубинных функциональных механизмов психики. В психоаналитиче­ской концепции признается, что психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано в личност­ную структуру " Id (оно) - Ego (Я) - Super - Ego (сверх-Я)". "Оно" включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также фор­ мы, вытесненные из сознания. Это резервуар психической энергии. Содержа­ ние "оно" влияет на психическую деятельность. "Я" - это психика, связанная с внешним миром. "Я" развивается из "оно" по мере становления личности. "Я" управляет "оно", определяя приемлемость удовлетворения потребностей. "Сверх-Я" развивается из "Я", осуществляет цензуру поведения и мыслей, хранит социальные нормы через функциональные механизмы совести, само­ наблюдения и формирования идеалов. Названные функциональные механиз­мы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое равновесие и перераспределение психической энергии (энергии либидо и агрессивной энергии) на цели духовной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения яв­ ляются факторами, способствующими энергетическому равновесию. Факто­ ры нарушения энергетического равновесия - тревожность и фиксация (ус­ тойчивое избрание для удовлетворения потребности способа, не соответст­вующего стадии психосексуального развития). Психоаналитическая концеп ция развивалась такими известными психологами, как К. Юнг, А. Адлер, Э. Хорни и др., в настоящее время является одной из основных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.

Кроме выделенных направлений, в структуре современной психологии существует ряд отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная, инженерная, детская, юридическая, экологическая, медицинская психологии, психология управления и др.). В специальных областях психологической науки накапли­ вается и обобщается уникальный материал, например, о психологических механизмах деятельности в экстремальных и специфических условиях, о пределах нормы и патологии психики и пр., и пр. Таким образом расширяет­ ся круг исследовательских задач научной психологии, происходит непрерыв­ ное переосмысление и переформирование ее предмета. В структуру совре­менной психологии входят: общая психология (изучает сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики) и дифференциальная психология (предметом являются отдельные стороны психической деятельности: память, интеллект и т. д.).

Любая современная концепция человека исходит из наличия в нем биологического и социального. Двойственность человеческой природы и принципиальная незавершенность человеческой психики приводят к тому, что главные проблемы психологии рассматриваются двояко, например: ка­кой фактор - наследственность или среда - играет решающую роль в форми­ровании личности? Любое направление или школа психологии изучает эту проблему. Но если фрейдизм и неофрейдизм решают ее в пользу наследст­венности, то бихевиоризм однозначно отдает доминантную роль в развитии личности среде. Соответственно, изменяется педагогическая концепция. Ес­ли все дело в наследственности, то надо предоставить природным возможно­ стям личности свободу развития; а если в среде, то надо создавать соответ­ствующую среду и воспитывать подрастающее поколение.

В современной психологии нет единой концепции человека. Каждое направление внутри себя дуалистично.

Существуют следующие основные направления в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

(от англ. behaviour - поведение) - основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. (1878- 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) - «черный ящик», недоступный для исследования естественно-научными средствами. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека.

Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Взгляды Уот-сона были смягчены его последователями, пытавшимися одновременно и приблизить науку о поведении к действительности, и примирить ее со сложившимся философским пониманием человека.

Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч. (1886- 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

Особую роль в бихевиоризме сыграл Б. Ф. (1904-1990), признанный авторитет в теории и практике научения, автор программированного обучения, талантливый и интересный психолог.

Бихевиоризм неоднократно подвергался всесторонней критике. Его влияние как теоретической концепции невелико, чего нельзя сказать о практической психологии. Во всем мире широкое распространение получили построенные на бихевиористских началах психологические тесты и диагностические методики, техники консультирования, особенно в сфере управления персоналом, учебные программы по воспитанию и обучению детей и взрослых.

Гештальтпсихология (отнем. Gestalt - образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. (1890-1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология. Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия.

Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований. На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

Психоанализ разработан австрийским врачом 3. (1856-1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. В этом направлении психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность души и поведения. С драматической остротой психоанализ поставил вопрос об иррациональном в кажущемся рациональным поведении человека, усмотрев причину все в том же нечто, что не поддается изучению естественно-научными методами. Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты - «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» - «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, требующая глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами положил начало изучению механизмов психологической защиты!

Судьба психоаналитического учения в разных странах складывалась по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда и части практикующих врачей, относились к нему весьма прохладно. Пожалуй, ни одно другое направление психологии не подвергалось столь резкой критике, как психоанализ. Затем оно нашло сторонников в Германии и Австрии, в других странах Европы и, наконец, в США. Добившись огромного успеха на обоих континентах, психоанализ продолжает лидировать во Франции и Канаде. В остальных странах его постепенно вытесняют методы других видов психотерапии, в частности разработанные многочисленными последователями Фрейда. Вот несколько имен, известных в мире не меньше, чем имя самого Фрейда.

А. (1870-1937) - австрийский психолог, основатель индивидуальной психологии, главные положения которой можно сформулировать следующим образом:
не существует непосредственной зависимости психического развития человека от органических факторов;
с первых лет жизни у ребенка возникает переживаемое им глубоко чувство собственной неполноценности и стремление к творческому самосовершенствованию для преодоления этого комплекса неполноценности;
человек - существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно;
цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека; под их влиянием у него формируются образы, память, складывается определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.

К. Г. (1875-1961) - швейцарский психолог (психиатр) и философ, основатель аналитической психологии, рассматривал психику как сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый комплекс Я, с которым связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое - это приобретенный человеком жизненный опыт, второе передается ему по наследству и отражает общественные знания, накопленные человечеством (мифы, впечатления, образы и т.п.). Юнг ввел в психологию понятия о двух типах личности: интровертах (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) и экстравертах (от лат. extra - вне и verto...). Созданная им типология личности является одной из наиболее интересных и продуктивных психологических концепций.

Э. (1900-1980) - немецко-американский психолог, философ и социолог, представитель гуманистического психоанализа, согласно которому у человека есть два способа существования - обладание и бытие. Активность человека подчинена удовлетворению базовой потребности - обретению единства с миром и с самим собой. Общество и обстоятельства жизни формируют характер человека. Там, где подавляется свобода личности, где «иметь» преобладает над «быть», возникают патологические характеры. В таком обществе люди перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же автоматически противопоставляя себя ей. Наступает тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия. Единственно адекватный ответ на проблему человеческого существования Фромм видит в любви - форме человеческих отношений, позволяющей обрести подлинное Я.

Российская психология также не избежала мирового кризиса XX в. Основы нового направления в отечественной психологии были заложены выдающимися физиологами И. М. Сеченовым и И.П. , которые предопределили его естественно-научный характер.

В советской психологии в 1920-1930-х гг. (1896- 1934) при участии его учеников А. Н. и А. Р. Лурия была разработана целостная культурно-историческая теория. Выготский высказал мысль, что основной единицей, сохраняющей свойства целого, являются сложнейшие формы рефлекторной деятельности - применение средств (орудий). В психологии такими средствами (орудиями) служат знаки, оперируя которыми и воздействуя на другого, человек формирует собственный внутренний мир. Культурные знаки (мифы, религия, искусство, наука) обеспечивают сохранение и трансляцию культуры. Ее сердцевину составляет язык как наиболее развитая система. Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются за счет «присвоения» орудий в функции высшего уровня развития, становясь «культурными». Механическая память превращается в память логическую, импульсивное действие - в произвольное. Выготский назвал область своего исследования - изучение искусственно созданных человеком орудий и знаков, благодаря которым возникают высшие психические функции, - инструментальной психологией.

Развивая идеи Выготского, его ученики и последователи разработали общепсихологическую концепцию деятельности. Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность - действие - операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие). Управляя организацией внешней деятельности, человек одновременно управляет и внутренней (психической) деятельностью. Главной структурной единицей считается действие: процесс, направленный на достижение цели - образа желаемого результата. А вот основным побудителем к деятельности выступает мотив. Способ (совокупность операций), каким будет достигнута цель, определяется конкретными условиями протекания деятельности. На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов: восприятие (перцептивная деятельность), мышление (мыслительная деятельность), память (мнемичес-кая деятельность) и др. В свой фундаментальной работе «Проблемы развития психики» Леонтьев провел анализ развития психики, раскрывающий механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. Принцип единства психики и деятельности был реализован и при рассмотрении активности животных в процессе приспособления к окружающему миру. Был выделен критерий возникновения психики, описаны стадии ее развития, проведена серия экспериментальных работ по этим проблемам.

В настоящее время деятельностный подход является одним из влиятельных направлений мировой психологии. Особых успехов представители этого направления добились в сфере обучения и умственного развития, нейропсихологии и психофизиологии.

Таким образом, внутри научной психологии существуют различные подходы к предмету ее исследования. Психология - наука, которая изучает:
душу как свойство тела, состоящее в возможности предугадать осуществление того, что имеет возможность осуществиться (идет от Аристотеля);
сознание как способность думать, чувствовать, желать... (определение появилось в XVII в. в связи с развитием естественных наук);
поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (направление «бихевиоризм» возникло в США в начале XX в.);
гештальт как функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений (направление «гештальтпсихоло-гия» возникло в Германии в начале XX в.);
бессознательное как совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета (направление «психоанализ» возникло в Австрии в начале XX в.);
психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о них;
психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения (определение дано в XIX-XX вв.).

Перечисленные выше основные направления в психологии в той или иной мере относятся к естественно-научным направлениям психологии. В середине XX в. как социальное движение психологов, не ориентированных на естественные науки, возникло новое направление - гуманистическая психология. Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. (1908-1970). Для гуманистического психолога убеждение в свободе человека и отказ от манипулирования им во имя любых целей и идеалов - основа психологической практики. Представители данного подхода выдвигают постулат, согласно которому каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.

Вэтом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины - психолог и психология. Клиент приходит на консультацию к психологу, подчас не подозревая, что сегодня в мире не существует единой науки - психологии и единой системы психологического знания, а есть различные направления с отличными стандартами и методами работы. Дело не в том хороши или плохи различные школы психологии, скорее, каждая школа (отчасти по той причине, что их создатели были люди, такие же, как и все - обладающие индивидуальностью и особым личным видением мира) позволяет добиться хороших результатов у тех клиентов, которые соответствуют ей по своей психологической организации, особенностям индивидуального развития, темпо-ритму своего сознания. Наверное, было бы идеальным, если бы каждый психолог интегрировал в себе знания всех школ и владел многими методами практической психологии, чтобы достичь успеха с каждым клиентом. По крайней мере, в нашем центре взят именно такой курс. Онтопсихология для нас является точкой отсчета, поскольку - это единственная школа, установившая фундаментальные принципы человеческой психологии, сути его волеизъявлений, коммуникативной динамики межличностных взаимодействий.

Достижения других психологических школ мы активно используем там, где они незаменимы.
ПСИХОАНАЛИЗ.
Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение - это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил - это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия - все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.
Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.
Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.
Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как
ЮНГИАНСКИЙ АНАЛИЗ. Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку.

Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.
ПСИХОДРАМА
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил - «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг - обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы - мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.
Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.
ЛОГОТЕРАПИЯ
— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.
Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг - коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.
Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- (лат. existentia - существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.
Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
(нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта - помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт - психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio - познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса. НЛП (Нейро-лингвистическое программирование)
- направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности - лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. - исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.
КОУЧИНГ
сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг - причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями - life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.
Коучинг - это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.
Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон.

В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Психоанализ и фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда. Психоанализ (разложение) – учение, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве. Основная роль в процессе формирования и развития человека ототводится к сексуальным инстинктам и влечениям.

В рамках этого направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда Адлер полагал, что в основе поведения личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникшее в детстве. К. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует образ предков, пришедший из глубин веков. К. Хорни утверждал, что поведение определяется внутренне присущим каждому человеку основным беспокойством, лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt – форма, целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в., свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций.

Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.


Гуманистическая психология – направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Генетическая психология – учение Пиаже и его последователей. Её психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма к объективной позиции путём экстерио-, интериоризации.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Концепция трансактного анализа – совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна о том, что судьба человека предопределена особенностями его бессознательного, которое как бы влечёт его к определённым событиям – успеху, трагедии и т. п.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами и группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология – направление в психологии, исходящее из теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Кайлер и др.).

Парапсихология – область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия).

Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности через восприятие ею ситуации.

Акмеология – наука, возникшая на стыке особенностей развития и функционирования психики человека. Важно помнить, что психика в своём развитии проходит онтогенез (рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма – и филогенез (род, вид, племя). Психика в онтогенезе повторяет достижения её развития в филогенезе.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему появилась потребность общества в овладении психолого-педагогическими знаниями?

2. Дайте определение общих задач психологии.

3. Назовите основополагающие принципы психологии.

4. Выделите предмет психологии и дайте его характеристику.