Солдаты победы. Сценарий посвященный Великой Отечественной войне «Ты же выжил, солдат

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 4»

Сценарий

«Солдат войны не выбирает»

(встреча-реквием)

г. Троицк, 2016 год

Цель:

Формировать представление о событиях Афганской войны, ликвидации вооружённого конфликта в Чеченской республики.

Задачи:

- воспитывать чувства патриотизма, ценностного отношения к историческим событиям своей страны;

Способствовать воспитанию готовности к защите Родины, выполнению служебного долга;

Способствовать развитию чувств сострадания, сочувствия, понимания.

На ММК надпись «Солдат войны не выбирает».

(Демонстрируется видеоролик «Посвящение»)

Ведущий: Получают мальчики повестки,

И уходят в армию служить.

Есть обязанность у них такая -

От врага Отчизну защитить.

Матери сыновей провожают

И наказы им дают,

Расцелуют крепко, перекрестят

И по-женски жалобно всплакнут.

А отцы, махнув по рюмке «горькой»,

Зная, как тяжёл солдата путь,

Говорят, сжимая крепко руку:

«Ты, сынок, писать не позабудь».

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают,

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше,

Все они уходят в мир иной.

А сынок в граните остаётся,

Остаётся вечно молодой!

Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой - матерью, потерявшей единственного сына при выполнении интернационального долга.

Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

(На экране ММК демонстрируется видеоролик «Молитва»)

Ведущий 1: 27 декабря 1979 года. По радио и телевидению Советского Союза с утра передают сообщение ТАСС.

Ведущий 2: Согласно договорённости между Советским Союзом и правительством дружественного Афганистана, на территорию этой страны для защиты порядка идемократии вводится ограниченный контингент советских войск.

Чтец 1: Всего лишь час до вылета нам дан,

Всего лишь час последней передышки.

Сказали нам: Летим в Афганистан.

В Кабул летят вчерашние мальчишки.

Сегодня мы не пишем ни строки,

И, куполам свою судьбу доверив,

Опустимся в афганские пески,

И сапогами скалы будем мерить...

Звучит песня «Едут на войну пацаны»».

(На ММК демонстрируются видеоролик «Едут на войну пацаны»)

Ведущий 1: Как гарант стабильности и спокойствия в стране, на землю Афганистана временно введена 40-я Армия. Так началась «афганская война».

Ведущий 2: Война, которая многих обрекла на пожизненные страдания и опустошения души, а кого-то погребла в азиатских песчаных пустынях и на горных перевалах.

Чтец 2: Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя.

Та память нам не надоела,

Как мыслят «некие друзья».

Её события и даты,

Огнём вошли в сердца людей,

Ещё живут её солдаты,

Хранители святых идей.

Ведущий 1: Дорогие друзья! На нашу встречу мы пригласили участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

Ведущий 2: Участник боевых действий на Северном Кавказе -

Терегулов Алексей Николаевич.

Ведущий 1: Председатель комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимир Иванович.

Ведущий 2: Педагог-организатор школы № 7 Щеглова Зоя Ивановна и учащиеся школы.

Ведущий 1: Слово предоставляетсяпредседателю комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимиру Ивановичу.

(Представление гостей.

Выступление председателя комиссии ветеранов войны, боевых действий, военной службы и правоохранительных органов – Набока Владимира Ивановича)

Ведущий 1: Любая война - это насилие. Можно спорить насколько необходимо было участие советских войск в «афганской войне». Но был дан приказ, а приказы не обсуждаются.

Ведущий 2: Солдаты, матросы, сержанты, прапорщики, офицеры разных подразделений честно, мужественно и героически выполняли интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.

Чтец 3: О, сколько было подвигов на свете,

Они уже в предание отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Звучит песня «Ты же выжил, солдат».

Ведущий 1: Почти 10 долгих лет шла «необъявленная война» в Афганистане.

15 февраля 1989 года советские войска были выведены из Афганистана. Свой воинский интернациональный долг солдаты и офицеры выполнили честно, мужественно и героически.

Ведущий 2: Для многих это страшное время стало синонимом войскового товарищества, проверенного леденящим дыханием гор. Их солдатская дружба крепнет с каждым годом.

Чтец 4: На земле, изувеченной язвами мин,

Измождённые, злые как черти,

Ветераны боёв возвращаются в мир

На правах победителей смерти.

Вот поднялся наш лайнер,

Мы вышли в зенит,

Жизнь и смерть - мы раздвинули грани.

Только тело на север, на север летит,

А душа? А душа остаётся в Афгане...

Звучит песня «Уходим»

(На ММК демонстрируются видеоролик «Уходим с востока»)

Ведущий 1: 27 лет прошло, как закончилась война в Афганистане для советского народа. Но почему так волнуются мамы, провожая своих сыновей в армию?

Ведущий 2: Каждое поколение сдаёт свой экзамен на прочность и наступает тот час, когда российские солдаты и офицеры будут выполнять свой воинский долг, когда в полной мере надо взять на себя ответственность за Россию, за народ.

Чтец 5: Сегодня вновь в смятение нервном

Тревожно по земле идут...

В огне Кавказ, Чечня пылает...

И мамы не смыкают глаз,

Их дети снова погибают

В который раз, в который раз.

Воюют правнуки и внуки,

Воюют на своей земле,

Узнав военную науку,

Не по наслышке - на себе.

Вздыхают деды - ветераны:

«Лихой опять нагрянул час -

И кровь, и смерть, и в сердце раны,

Неужто мало было нас?»

Ведущий 1: В 1994 году над молодой Россией нависла угроза возрастающих терроризма и преступности в Чеченской Республике. Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чечне, разрешить её мирным путём.

Ведущий 2: Однако надежды не оправдались. В этих условиях оставался единственный путь восстановления конституционного порядка в Чечне –

это разоружение бандформирований. Возникла необходимость ввода частей Вооружённых сил Российской Федерации на территорию Чеченской Республики.

Чтец 6: Кавказские горы, колючие скалы,

Опять перестрелка и взрывы гранат.

На этой войне мы узнали немало,

Немало погибло здесь наших ребят.

Мы пишем домой, как спокойна округа,

Что редко касается службы война,

Что пуля, убившая старого друга,

Случайно до нас долетела она.

Когда-нибудь правду об этом узнают

И наши родные, что ждут нас в дали,

О том, как в Кавказских горах умирают

Дозорные нашей Российской земли.

Звучит песня «Чечня в огне»

(На ММК демонстрируются видеоролик).

Ведущий 1: Десятки тысяч искалеченных судеб. Десятки тысяч не вернувшихся домой солдат и офицеров. Не обошли стороной наш город и район ни война в Афганистане, ни ликвидация вооружённого конфликта в Чеченской Республике. 178 солдат и офицеров участвовали в боевых действиях на афганской земле. Пятеро земляков домой не вернулись.

Ведущий 2: В ликвидации вооружённого конфликта в Чечне приняли участие 560 троичан. Восемнадцать из них никогда не переступят порог родного дома. Имена погибших земляков увековечены на стеле мемориального памятника воинов - интернационалистов.

Ведущий: Давайте вспомним поимённо

Тех, с кем навеки сроднены,

Кто был частицей батальона,

А стал частицей тишины.

Давай, не чокаясь, ребята,

Выпьем молча и до дна

За офицера и солдата,

За тех, кого взяла к себе война.

Звучит песня «Ты знаешь, так хочется жить».

(На ММК демонстрируются слайды с фотографиями погибших воинов - интернационалистов).

Чтец 7: В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи,

Пусть расправит неяркий их свет

Ветеранов усталые плечи.

Поколение, не знавшее войны,

Как свою - вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

(На экране ММК демонстрируется слайд «свеча»).

(Звучит песня «Они рядом с нами»)

Ведущий 1: У каждого из нас есть свой долг. Долг перед страной, родителями, любимыми, друзьями, долг перед своей совестью.

Ведущий 2: Выполняя свой долг перед Родиной, пусть всегда наши мальчики возвращаются домой живыми и невредимыми.

Звучит песня «Я служу России».

(На экране ММК демонстрируются слайды о Российской Армии)

Ведущий 1: Время - справедливый судья, искусный лекарь. Что бы сегодня ни говорилось об афганской войне, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, выполняют приказ своей Родины.

Ведущий 2: Солдат войны не выбирает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть - жизнью.

Ведущий 1: С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические события Афганистана и Чечни. Поколение, живущее в мирное время, всегда должно помнить тех ребят, которые верили в справедливость и правоту государства, отдавая здоровье и жизнь.

Ведущий 2: В нашей памяти они останутся Солдатами своей Родины. И сколько бы лет ни минуло с начала войны, мы будем оплакивать её безвинные жертвы и воспевать подвиг Солдата, исполнившего свой воинский долг и ушедшего в бессмертие.

Звучит песня «Птицы белые».

Ведущий: Гремят истории колокола, взывая к памяти моей,

И в них набаты жестоких битв, и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостережение,

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Звучит песня «Есть только миг».

ГУ «Аршалынский отдел образования»
ГУ «Константиновская средняя школа»

Интегрированный урок
о Великой Отечественной войне

«Ты же выжил, солдат!»

Подготовили учителя:
учитель литературы - Коробкина О.В.
учитель музыки - Биденко А.А.
учитель ИЗО - Гричуха Т.Б.
Цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами поэзии; силой слова, живописи и музыки воздействовать на души детей.

: Задачи урока

 формировать понимание общественного назначения искусства как средства понимания правды о войне и ее места в духовной летописи человечества
 способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, ИЗО), находить образные слова и выражения в рассказах о них
 содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, ИЗО)

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943).
Ход урока:
1. Орг. момент: проверка готовности учеников к уроку, запись домашнего задания (Выучить наизусть стихотворение по изученной теме, см. учебник). Предложить делать записи по ходу урока: фамилии писателей, исполнителей песен, названия стихов и песен.
2. Объявление темы урока, целей. Слайд.
3. Эпиграф. Слайд.
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас
4. Проблемные вопросы:
- Нужны ли - Нужны ли песни о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со дня Победы? Надеюсь, что на эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего урока.
А вот на эти вопросы попрошу ответить сейчас:
- Каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, вы помните?
- А какие песни о войне знаете? Сегодня вы, надеюсь, пополните свои знания: познакомитесь с замечательными поэтами, исполнителями песен, услышите стихи и песни о Великой Отечественной войне. Постарайтесь запомнить как можно больше, постарайтесь проникнуться тем, что услышите. Вы должны знать историю и культуру нашего народа.

5. Обзор книжной выставки по теме урока – библиотекарь школы.

Ученица
Пусть с малых лет учили нас прилежно,
Что мы скорбеть над павшими должны,
Я не могу заплакать безутешно.
Я никогда не видела войны.

Я никогда не видела сражений
И никогда не видела побед,
Не видела потерь и поражений.
Я заслужила право плакать? Нет!

И потому всегда глотаю слёзы,
Услышав даже слово о войне.
По выражению глаз, сухих, серьёзных,
Порой с ошибкой судят обо мне.

Порой меня считают бессердечной
И говорят, что я не понимаю
Тот подвиг незабвенный, бесконечный.
А я молчу и лишь в душе рыдаю…

Я сердцем верю: кровь лилась недаром,
Но голос мой не тронет тишины.
Кто помнит - знает, как я благодарна,
Что никогда не видела войны.
(Ася Апанасенко)

6. Вводное слово учителя по теме урока.
.
Война.
Смерть и кровь.
Жестокость и страдание.
Черное от пожаров небо.
Перепаханная взрывами земля.
Горячий исковерканный металл.
А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.
Как совместить две полярные стихии?
На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.
Радуясь лету и миру
Утро встречала Москва
Вдруг разнеслось по эфиру
Памятные слова.
(звучит голос Левитана)
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала весна.
Недруг лихой, вероломный,
Встал у советских ворот,
тучей угрюмой и темной
К нашему солнцу плывет

До стихов ли, до песен ли в такое тяжкое время? Время показывает, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
Музыка «Священная война» - 1-2 куплеты.
Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи «Вставай, страна огромная», а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Эту песню по праву называли гимном Вов.
…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махрой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!
Учитель Почему несколько раз исполнили? (перебарывали страх, воодушевляли слова)
Учитель изо В те же первые дни, когда звучала песня «Священная война», из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», «Родина-мать зовет!».
Всмотритесь в суровое лицо Матери-Родины, которая призывает своих сыновей на защиту Отечества, вслушайтесь в торжественные слова песни и вы почувствуете тревожную обстановку того времени

Учитель изо Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?
К чему призывают эти плакаты?
Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?
Правильно, эти лаконичные образы говорили об опасности, находили прямой доступ к сердцам.
«Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину».
Плакат-символ того времени «Родина-мать зовет» можно было увидеть всюду, а из всех репродукторов-громкоговорителей звучала песня «Священная война». СЛАЙД – плакат И.М.Таидзе «Родина-мать зовет» и

Учитель литерат Война длилась четыре страшных года-1418 дней и ночей. Более20 миллионов сынов и дочерей потеряла страна в этой битве. Каждый девятый житель страны не вернулся с этой войны.
Поэты и писатели. Они ведь тоже были сыновьями и дочерьми своей Родины, поэтому тоже стремились на фронт. Многие воевали в действующей армии, а многие являлись военными корреспондентами, работали во фронтовых газетах и журналах. Те, кто не были на фронте, не могли не писать о войне, потому что в то время не было темы более важной. Очень многие писатели и поэты погибли на войне, потому что, стараясь донести правду своим читателям, часто оказывались в опасной обстановке, а иногда приходилось по-настоящему браться за оружие, оставив на время блокнот и карандаш. СЛАЙД – репродукция Х.Якупова «Фронтовые зарисовки» - краткая беседа.

За победу заплачено дорогой ценой. На фронт уходили молодые мужчины и совсем юные, о которых скажет потом поэт того поколения Н. Майоров, погибший в феврале1942года
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы…

Поэты и писатели старшего поколения не были на фронте из-за своего преклонного возраста, но и их искусство было боевым и действенным. Одним из известных поэтов был во время войны Михаил Исаковский. СЛАЙД - портрет.

Многие его стихотворения стали популярными песнями. Сегодня мы поговорим только о двух: «Катюша» и «Враги сожгли родную хату».

В стихотворении «Враги сожгли родную хату» Исаковский рисует типичную картину того страшного времени: солдат с победой возвращается домой, а дома - нет, семьи – нет. Правдиво показано горе человека, прошедшего все муки ада во время войны и не нашедшего родного очага после возвращения. По воспоминаниям того времени, многие плакали, слушая песню на эти стихи.
-Какое произведение вы изучали с подобным сюжетом? («Судьба человека»)
Стихотворение читает ученик.
СЛАЙД – репродукция Ст. Косенкова «На пепелище».

Учитель изо- Что объединяет стихотворение и произведение живописи? Можно ли считать его иллюстрацией к стихотворению?

Позже появились стихи и песни с другой интонацией, с другой мелодией. Наибольшее признание получили песни в форме любовного послания. Одно из таких стихотворений поэт Алексей Сурков, находясь на фронте, написал своей жене, фактически это было письмо в стихах. СЛАЙД - портрет Суркова.

Позднее оно было напечатано под названием «В землянке», написана музыка, и стихотворение стало популярнейшей песней, которую пели и на фронте в минуты отдыха, и в тылу. Сейчас эта песня прозвучит в исполнении Леонида Осиповича Утесова, но сначала несколько слов об исполнителе.
Леонид Осипович Утесов - это известнейший в свое время советский эстрадный певец, киноактер, народный артист СССР. Надо сказать, что артисты также не остались во время войны в стороне от общего дела. Они приближали победу своим трудом: создавали фронтовые бригады, выезжали в действующую армию с концертами, поддерживали моральный дух солдат. Леонид Осипович Утесов с эстрадным оркестром только за первый год войны дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии. В репертуаре артиста постоянно появлялись новые песни, только что созданные фронтовыми поэтами. Популярность Утесова в годы войны была необычайная. Послушайте песню «В землянке». СЛАЙД с портретом Утесова и песней.

Слайд с портретом Симонова. Перед вами поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Он посвятил стихотворение своей жене, актрисе Валентине Серовой, но как только стихотворение было напечатано, этот факт уже не имел ни для кого значения. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам. На стихи была написана музыка, и оно стало песней.
(Чтение стихотворения или прослушивание):
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:
-Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
СЛАЙД портрет Друниной.

Женщина на войне Женщинам на фронте было тяжелее, чем мужчинам, но они сознательно шли на трудности и лишения ради Отчизны, потому что так были воспитаны, так понимали свой долг.
Поэтесса Юлия Друнина после начала Великой Отечественной войны в семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале, потом была санитаркой пехотного полка, получила звание «старшина медслужбы». Дважды была ранена, затем контужена и в ноябре 1944 года признана негодной к несению военной службы. Поражает ее настойчивость быть там, где и мужчинам-то приходилось несладко. Опыт войны лег в основу творчества поэтессы, а писать она начала еще на фронте. В стихотворении 1942 года она ясно определила причины, побудившие ее, дочь учителя истории и школьного библиотекаря, выпускницу московской школы№131, пойти на фронт.

Ученик:
- Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший
Сорок первый год.
Я пришла из школы
В блиндажи сырые.
От Прекрасной Дамы
В «мать» и «перемать».
Потому что имя
Ближе, чем
«Россия»
Не могла сыскать.
Учитель изо (Прекрасная Дама – символ женственности в поэзии Блока, вы познакомитесь со стихами о ней в 11 классе).

Репродукция картины В.Артамонова «На дорогах войны» - беседа: Кто изображен на картине? Где находятся девушки? Почему? Как они выглядят? Во что одеты? Можно ли назвать картину строкой из стихотворения Друниной «Я ушла из детства»?

Слайды Дети ВОв
Учитель: Дети и война-несовместимое сочетание слов,но война соединила их.
Дети войны…Они рано и быстро постарели. Не детская это тяжесть-война, а они хлебнули ее полной мерой! Дети своего народа,они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжелую науку ненависти,и многие из них воевали, погибли,стали Героями. Среди них Марат Казей,Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик и многие другие.

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им семнадцать!Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!(Леонид Татаренко)

Учитель: В воспоминаниях известного детского писателя Юрия Яковлева есть такие строчки: «В моем путевом блокноте есть запись: могилка в лесу.Наташа Новикова.6 лет. Убита фашистами.» Вы спросите,какой же подвиг она совершила, шестилетняя девочка,еще не покинувшая мир сказок и игр,Она не стреляла в фашистов, не взрывала мосты. Но ее гибель от руки презренного врага уже сама по себе есть подвиг.
Агния Барто.

Ученик:Глаза девчонки семилетней,
как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая,тяжкая тоска.
Она молчит,о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней- молчит в ответ.
Как будто ей не семь,не восемь,
а много, много горьких лет…
гибли дети,старики, женщины.Казалось, фашисты воюют со всем миром.

Иосиф Уткин(погиб в 1944г.) «Я видел сам…»
Я видел сам…Но нет не верю,
Не верю собственным глазам,
Что б то, что я увидел сам,
Свершили люди,а не звери!
Не верю, нет! Но тише, тише…
Я видел сам…я видел их-
Невинных, мертвых и нагих
Штыками проткнутых детишек!
И, как слепой. Руками шаря,
Не веря собственным глазам.-
Их матерей в костре пожара,
Товарищи, я видел сам…
Учитель: Муса Джалиль-писатель,поэт,который знал о войне не понаслышке. В первый же день войны ушел в ряды Красной армии,а в июне 1942г. Тяжело раненный попал в плен,был в концлагере затем в тюрьме Маобит в Германии. Там он написал цикл стихов «Маобитская тетрадь». Поэта казнили в 1944г.,а в 1956г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец «Варварство » видео

Учитель: Дети воевали на фронте, работали и погибали в тылу.А еще ждали,ждали своих отцов и матерей,верили в их победу и писали им письма…
Елена Благинина «Письмо солдату»
Ученик:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невридимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький,голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя,конечно,поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть!

Казахстан-фронту.видео фильм: учитель: В годы войны Казахстан послал на фронт около 1 млн.200тыс. человек.512 казахстанцев удостоены звания Героя Советского Союза,а летчики Бегельдинов, Бяда, Луганский, Павлов- дважды Герои. (на фоне песни «Журавли»)
- Кого из ветеранов нашего села вы знали?
Слайд фото ветеранов, музея.
Казахстанские писатели и поэты писали о войне. Это Жамбыл Жабаев, Габиден Мусрепов, Абдильды Тажибаев в ст. «Казахи под Москвой» писал:

Люди военной поры…
Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.
Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.
Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла

Уняться от плача: «мутти, мутти…- мама-мамочка». Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.
Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Учитель изо
Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вутетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов.
Учитель И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.(слайд «Вечный огонь») .
Зажигают свечу и зачитывают цитаты из своих сочинений о войне.

Слайд «Вечный огонь на Мамаевом кургане».

Учитель: Мамаев курган можно поистине считать огромной братской могилой, в которой покоятся тысячи героических защитников Сталинграда. Из уроков истории вы помните, какое значение имела Сталинградская битва для Великой Отечественной войны. Неслучайно на Мамаевом кургане воздвигнут целый мемориальный комплекс в память о героических подвигах советских воинов. Вечный огонь, горящий там, как будто говорит нам, ныне живущим: «Помните! О тех, кто уже не придет никогда, заклинаю, пожалуйста, помните!»
Минута молчания
. Но вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец «Ветеранам войны посвящаю…»
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордиться ими вся страна-
Они свободу отстояли.

Все меньше остается их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года…

Идут ветераны в строю,
На них ордена и медали,
И те,что добыли в бою,
И те, которыми позже их награждали…

Если вы помните, я поставила в начале урока вопросы, на которые, я надеюсь, вы сможете сейчас ответить.
- Нужны ли были стихи и песни на войне?
- Только ли о войне они были?
- Нужны ли стихи, песни, фильмы о Великой Отечественной войне сейчас, через 70 лет со Дня Победы?

Вернулись домой солдаты. Они остались живы. Им,всем ветеранам ВОв, посвятил свое стихотворение юный казахстанский поэт Серик Дуймагамбетов

Чтец Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю
Страшнее слова нету, чем «война»
Которое уносит все святое.
Когда зловеще давит тишина,
Не возвратился друг из боя
Спасибо им за солнце яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы будем помнить Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

Учитель. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках идет война, но люди не должны смириться с этим, они будут бороться за мир. Только всегда нужно помнить о цене победы.
- Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области

Сценарий линейки, посвящённой празднику 9 Мая.

Подготовила Тарасенко Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №49

г. Шахты Ростовской области

2016 год

Линейка для 1-4 классов, посвященная Дню Победы

(Звучит песня «Непрошенная война»)

Та дата горькая близка любой семье. . .

22-ое, 4 1 - ый, лето. . .

71 уж год прошёл, но не забыть о той поре.

О той войне все помнят: взрослые и дети.

Ведущий: Весь под ногами

шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

(Песня «Я ангелом летал»)

Ведущий:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается …

Ведущий:

Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещ ало беды.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горе.

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

Он кончится лишь в 45- м в мае!

3.Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

4.Цветок в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

5.Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось.

Ведущий: Прошёл уже 71 год с той победной весны, но каждый из нас содрогнется, вновь услышав впервые страшные фразы, бьющие прямо в сердце.

(г/з Левитана «Объявление начала войны»)

(Песня «Вставай, страна огромная…»)

Ведущий:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

    Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.

    Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

    Война- это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.

    Война – это гибель людей, которые не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.

    Война – это пожелтевшие треугольники - фронтовые письма самым близким и родным.

- Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён,
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна,
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды,
На полотнах знамён унося.

(Песня «Баллада о солдате»)

Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон,
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов,
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.

Сорок третий!
В сырой степи под перекопом,
Где мы ломали рубежи,
Где были длинные окопы.
Рвы, загражденья, блиндажи.
Там, на пустынных перекрёстках,
Чтоб их запомнила страна,
На звёздах, на фанерных досках
Мы написали имена.

Ведущий : В минуты передышки между боями, нередко звучала фронтовая гармошка, и солдаты вспоминали своих близких, родных, любимых.

(Песня «В землянке»)

Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.

Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая,
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел, и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой…

(Песня «Ты же выжил, солдат…»)

(г/з Левитана об окончании войны)

Война.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что 40 лет и 50

Живым не верится, что живы.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина.

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Ведущий: Сегодня мы говорим слова благодарности тем, кого нет с нами. Тем, кто не дожил, не долбил, не допел свои песни.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Ведущий: Объявляется минута молчания.

(метроном)

Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!

Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей!

Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге

История запомнит навсегда.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним.

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым!

(Песня «Победною весною 45-го…»)

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

(Песня «Солнечный круг».)

Помните!
Через века, через года -
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда -
Помните!

Покуда сердца стучатся –

Помните!
Какой ценой
Завоевано счастье,
Пожалуйста,
Помните!

(Песня «День Победы»)

Приложение

Я ангелом летал

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
Никто не виноват
Что все хотели жить

Там дед мой погибал
От множества ранений
Его накрыл крылом
Не дал врагам добить

Я Ангелом летал
Тащил его в траншею
Позвал сестру чтоб кровь
Остановить

Я пули отклонял
Они летели к цели
Но всех спасти не мог
Где все хотели жить

Я Ангелом летал
Чтоб смог отец родится
Тащил я деда
Из последних сил

Врача привёл
Заставил помолиться
Чтоб Бог помог
И я слетал за ним

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И Ангелом бы оставался быть

Я Ангелом летал
И видел дым сражений
И ангелом бы оставался быть
Но выжил дед от множества ранений
И наказал прожить мою земную жизнь
И наказал прожить мою земную жизнь

В землянке

И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Победная весна

1.По главной улице с оркестром мы сегодня пройдем,

Однополчан, героев славных, мы сегодня найдем.

Горят на солнце боевые, огневые ордена,

Салют Победы для тебя, моя любимая страна!

Припев:

Победная весна сорок пятого

Кружилась в вальсе вместе с солдатами.

И маршалы счастливых слез не прятали,

Победною весной сорок пятого! (2 раза)

Поем мы песню про землянку и про синий платок,

Споем мы песню про смуглянку и дунайский венок.

Про то, как три танкиста смело побеждали в бою,

И песню про Катюшу я, конечно, спою!

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой! (2 раза)

По главной улице с оркестром мы сегодня пройдем,

Весна и радость постучат сегодня в каждый наш дом.

Под мирным небом пусть живет моя любимая страна,

Пускай цветущей и поющей будет каждая весна!

Припев.

Мир! Весна! Победа!

Баллада о солдате

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми
В дождь и град
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий,
Пел в пути солдат




Прошли годы, десятилетия, изменилась планета, а с ней жизнь людей, их мысли, мечты и ожидания.

Чем дальше вглубь истории отходят буренные годы Великой Отечественной войны сорок первого - сорок пятого годов минувшего столетия, тем величественнее возникает перед новым поколением россиян подвиг нашего народа, - неисчерпаемый источник вдохновения и гордости грядущих поколений.

Сценарий праздника Победы поможет организаторам в выборе форм и методов работы, посвященных увековеченью памяти погибших, оказанию почестей живым воинам-освободителям.

Материал, использованный в сценарии, посвященному дню Победы, будет содействовать сохранению памяти о знаменитых боевых и трудовых традициях русского народа, патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан; окажет содействие формированию национальной гордости за героический подвиг земляков, сохранению исторической правды.

Надеемся, что культурно-художественные мероприятия, подготовленные на основании этого сценария, подарят как их участникам, так и присутствующим, хорошее расположение духа, яркие впечатления, духовное удовлетворение, будут стимулировать задуматься над настоящим нашей страны.

Сценарий ко дню Победы подойдет для проведения в школах, колледжах, институтах, в Домах культуры, и т.д. Он не сложен в постановке, хотя и требует тщательной подготовки.

Звучат позывные праздника, на сцену выходят парень и девушка – ведущие концерта.




ВЕДУЩИЙ: Дорогие освободители нашего города, ветераны войны, все, кто пережил те великие Дни Победы! Мы поздравляем всех с величественным праздником - шестьдесят девятой годовщиной Победы!

Без объявления исполняется композиция "Ты же выжил, солдат"

ВЕДУЩАЯ: За наш родной край героически боролись десятки военных соединений. Мужественно обороняли родную землю партизаны и подпольщики. Уже с первого дня войны - кто на фронте, а кто в подполье, тылу, как могли, боролись за освобождение своего города от ненавистного врага. Они были частью того большого народа, который стал главным творцом Победы.

ВЕДУЩАЯ:
За мужество и отвагу, проявленных в боях за нашу землю, сотни солдат и офицеры отмечены орденами и медалями. Наш город благодарен своим освободителям. Сегодня их осталось немного, но мы будем помнить каждого из них.

ВЕДУЩИЙ: Давайте искренними аплодисментами поприветствуем в нашем зале героев-освободителей нашего города!

Звучит музыка, в зале включается свет, зрители аплодируют, дети вручают цветы ветеранам.

ВЕДУЩИЙ: Подвиг освободителей, их героизм - немеркнущий пример для нынешних и грядущих поколений.

Честь и слава всем воинам, всем труженикам тыла, которые своей кровью, преданностью, самопожертвованием, каждую минуту приближали День Победы.

Звучит песня "От героев былых времен"

Песня иллюстрируется видеорядом, состоящим из фотографии ветеранов, которых уже нет в живых.

ВЕДУЩАЯ:
Будем верные памяти тех, кто погиб в боях, защищая родной край, кто так и не дожил до светлых дней освобождения! Почтим их память минутой молчания.

Звучит метроном, зрители встают

ВЕДУЩИЙ: Мы будем помнить всех погибших - они будут жить вечно.

Ведущие уходят за кулисы, звучит фонограмма: вой ветра, немецкое радио. Декорация – пружинная кровать без постели, опущенная оконная рама. На кровати сидит молодая женщина, она держит тетрадку и карандаш, пишет письмо на фронт.

Сцена "Письмо Мишеньке"




ЖЕНЩИНА: Дорогой мой Мишенька! Из города уехали многие...Когда немцы вошли в огород, сразу немцы приказали сдать приемники, теперь я не буду знать, как обстоят дела на фронте.

Город наполнен гитлеровцами, они ведут себя как беззаботные победители, которые осуществляют легкий поход. Они кричали из кузовов машин, которые въезжали в огород: "Juden kaput!" ("Евреям конец!". Начались расстрелы жителей, евреев сгоняют в гетто, убивают детей, стариков, женщин... Фашисты вывозят в Германию молодежь, и принуждают работать на них.

Милый, боюсь, что и меня ждет эта участие. Не знаю, встретимся ли мы когда-нибудь снова....

Милый, жил ли ты? Где ты? Мнет так страшно... Что же мнет теперь слушать?.... Я буду слушать свое сердце....

(звучит фонограмма бьющегося сердца, женщина уходит со сцены, продолжает свистеть ветер.)

ВЕДУЩАЯ: Старая бумага сворачивается на сгибах, продавленных почти 70 лет тому назад.

ВЕДУЩАЯ: Благодарим семьи, которые сохраняют старые фотографии, фронтовые письма, награды и передают их внукам, правнукам. Из этой семейной маленькой памяти составляется наша большая история.

ВЕДУЩИЙ: О своем прадедушке, летчике Петрове вам расскажут его правнуки – Олег и Анна Петровы.

Звучит рассказ о прадедушке, затем дети исполняют песню «Прадедушка»

Звучит фонограмма, исполняется песня «Синий платочек"

Выстрелы, бомбардировки, звучит печальная еврейская мелодия, на сцену выходит солдат – еврей. Он попал в родной город после оккупации.

СОЛДАТ-ЕВРЕЙ: С большим трудом я добрался до родной улицы, остановился... Передо мной лежат руины знакомой с детства улицы. Вот институт, в котором учился, вот театр. Все разрушено, слизано черным языком пламени. Тяжелые предчувствия сдавливают грудь: где моя сестра, родные, друзья, знакомые?

Вот родительский дом, целые стены, целы крыша и ставни. Мое сердце тревожно забилось. Я зашел в дом, в котором прожил 22 года и не узнал его - все уничтожено, разгромлено. Сосед рассказал, что немцы убили маму, сестру, отца распяли на кресте, это в них называлось римской казней. А маленьких брата и сестру отправили в детский дом.

(Громко звучат взрывы, выстрелы)

СОЛДАТ-ЕВРЕЙ:
Снова атака! Сейчас, ребята, подождите...
(Выстрел, солдат падает раненный, медсестричка оттягивает его, бинтует)

ВЕДУЩАЯ: Михаил Шеер погиб смертью храбрых, в боях за родной город…

Звучит песня "Смуглянка"

ВЕДУЩАЯ: 957 дней и ночей наш город находился в оккупации, не утихала борьба с грозным врагом. Отчеканивался 1944 -и, хотя еще не утихали пушки, еще смерть хохотала вслед - уже полноправно вступала в поединок надежда, уверенность в победе. Наши войска, победным шагом шли к Берлину!

ВЕДУЩИЙ: И он наступил, этот переломный момент войны.
Мысли, что враг отступает, давали больше сил не только тем, кто дрался на фронтах, но и тем, кто стоял возле станков, рыл окопы в тылу, кто партизанил в лесах. Враг, как тот облезлый пес, поджав хвост, убегал в свою берлоги.

ВЕДУЩАЯ:
А мы гнали его, несмотря на мороз и усталость. И всегда, всегда с нами была песня - и в бою и в тылу, так как лишь с песней вырастают крылья.

Белорусская народная песня "Ой в луге при дороге".




На сцену выходят в военной форме парень и девушка


ВЛАДИМИР:
Ну, здравствуй, Ирина. Война закончилась, и я рад, что мы остались живые.

ИРИНА: И я рада. А помнишь, шесть цветков в венке, который я сплела на нашем выпускном вечере – нас ведь было шестеро друзей, а теперь нет больше наших друзей. Из нашего дружеского веночка остались только мы, лишь две цветка. Ах, война, война проклятущая, что ты наделала? Забрала мечты, надежды и даже жизнь.

ВЛАДИМИР:
Мы освободили Харьков, Полтаву, прошли всю Украину, Молдову и вышли на государственную границу. Мы шли плечо к плечу - россияне и белорусы, украинцы и казахи, грузины и молдаване.

ИРИНА: Мы растеряли друзей в боях,
И долго раны еще не заживали
Мы шли в бой, преодолевая страх,
Так как верили в победу, и точно знали:
Что нас ждут, те, кто любит нас,
Кто нам доверил жизнь свою, свободу.
Мы знали, нашей победы наступит час
Победы нашего свободного народа.

Звучит песня "Если бы не было войны".

ИРИН: Ты пришла, Победа, и большего счастья не надо,
чем послушать тишину, вглядываясь в синее небо. Тишину разорвали величественные салюты. Ты пришла, Победа, и нам этот день не забыть никогда!

ВЛАДИМИР:
Идут годы, летят десятилетия. Все меньше ветеранов остается среди нас. Но, можно ли забыть тех, кто за месяц, за день до конца войны погиб, оставшись навсегда молодым...

ВЕДУЩАЯ: можно ли не помнить тех, кто ценой своей жизни приближал этот священный день...

ВЕДУЩИЙ: можно ли не кланяться тем, кто остался жить, восстанавливать будущее, призывая нас - никогда не допустить войны.

ВЕДУЩАЯ:
Именем женщины, которая овдовела,
Именем матери, которая от печали поседела,
Именем сына, который отца не знал,
Именем отца, который в бою смертном упал,

ВЕДУЩИЙ:
Именем, еще не родившихся,
Сном грудных детей не встревоженных
Чернуха: Клятву павшим героям даем,
Что на земле мир святой

Все вместе:
ЗБЕРЕЖЕМ!!!

ВЕДУЩАЯ:
Большая Победа! Озаренная искренними улыбками, омытая святыми слезами... Через тысячи малых побед, ты пришла к нам весенним, солнечным днем девятого мая далекого сорок пятого года!

Это благодаря тебе мы имеем возможность в мирном городе праздновать годовщину освобождения родной земли. Это благодаря тебе внуки твои могут сказать: "Это моя земля, этот мой город!»




ВЕДУЩАЯ: Сегодня мы по-разному относимся к политическим деятелям той эпохи, к их решениям и практическим действиям, но не подлежит сомнению одно: советские солдаты (армия СССР), имея союзниками армии цивилизованных государств мира, осуществила подвиг столетий, которому нет, и не будет цены,- она победила фашизм.

И День Победы в человеческом сознании стал светлым и радостным праздником, который ознаменовал конец самой большей кровопролитной и разрушительной войны и установлению долгожданного мира.

ВЕДУЩАЯ: Уважаемые господа! Мы еще раз поздравляем всех с праздником. Пусть всегда наш край будет процветающим городом России, где свято берегут традиции и с верой и надеждой смотрят в будущее. Пусть всегда согревает нас тепло солнечного, мирного дня. А сегодня вечером в честь воинов-освободителей города, ночное небе пусть озарит праздничный салют!

Счастья всем, мира и солнца!

В сценарии могут быть использованы также вот такие