Северная Буковина: между Киевом, Бухарестом и здравым смыслом. Значение слова буковина

Буковина - самая маленькая из пяти исторических областей Западной Украины, занимающая самую маленькую в стране Черновицкую область (8,1 тыс. квадратных километров - всего в 8 раз крупнее Москвы), да и то не всю. От , Волыни Буковина отличается тем, что никогда не входила в состав Речи Посполитой - на протяжении многих веков этот регион был связан с Румынией и ее предшественниками.

И это - совершенно другая Западная Украина. В отличие от Галиции с ее роскошью и религией, от Подолии с ее бесконечной войной, Буковина - тихая, уютная и не озабоченная национальными вопросами окраина всех владевших ей государств.

Название Буковине дал бук - широколиственное дерево, близкий родственник дуба. Буковые леса - одна из "визитных карточек" Карпат и Балкан, а сам бук легко опознать по каменно-серой коре. Впрочем, я не уверен, что здесь сфотографированы именно буки - цвет тот, но у "правильных" буков кора гладкая:

В основном пейзажи Буковины выглядят так - местность пересеченная и живописная:

Чуть южнее Черновцов возвышается одинокая гора Берда (517 метров) - то ли высшая точка равнинной Украины, то ли самая дальняя из карпатских гор:

Да и супер-пещеры здесь есть. Например, третья по величине в Западной Украине (87км) Золушка, или Емил-Раковица - чуть ли не единственная в мире интернациональная пещера , входы в которую есть по обе стороны украинско-молдавской границы.

Хотя граница тут повсюду. Не государственная - так историческая. Полтора часа от Черновцов на север - и начинается Подолия:

Полтора часа на юг - и начинается Румыния:

С Румынией ярко выраженной природной границы нет, а от Подолии Буковину отделяет Днестр:

По центру Буковины же протекает река Прут (фотографий нет), на которой и стоят Черновцы. Прут образует румыно-молдавскую границу.

Вообще, эти земли правильнее называть Северной Буковиной - ведь Украине принадлежит не более трети этого исторического региона, являющегося частью Молдовы. Сама Молдова - историческая область довольно крупная, по разнообразию и самобытности ее можно сравнить со всей Западной Украиной. И делится она на три части: Молдавия, Бессарабия (которая ныне независимая) и Буковина.

Исторический герб Буковины (малый - молдавский, большой - австрийский).

Впрочем, нынешняя Черновицкая область попала в Буковину примерно так же, как Краков в Галицию. До Монгольского нашествия это была территория Древней Руси: в 1001 году по приказу Владимира Красное Солнышко был основан Хотин, а в 12 веке Ярослав Осмомысл заложил Чорен - предшественник Черновцов. После Монгольского нашествия "прото-Буковина", видимо, вошла в Подольский улус, в 1340-х годах была отвоевана Венгрией, а в 1359 году, после восстания Богдана Первого стала частью независимого от Венгрии Молдавского княжества. Его столица находилась именно в Буковине - сначала Сирет , а с 1385 года - Сучава, ставшая столицей Молдавии в 1385-1579 годах.

Тронная крепость молдавский господарей (из Википедии)

Здесь же находилась Путна - "Иерусалим румынского народа", монастырь, основанный в 1469 году Стефаном Великим и ставший его усыпальницей. Для Румынии это примерно как для России Троице-Сергиева Лавра.

С сайта "Православие.Ру ".

Из Википедии .

Но несмотря на соседство с одним из центром румынской государственности, Северная Буковина оставалась на протяжении всей своей истории славянским регионом. Впрочем, она была периферией - почти все основные события в жизни Буковины и Молдавии разворачивались южнее, будь то междоусобицы или долгая и безнадежная война с турками. В 1403 году в послании львовским купцам впервые упоминаются Черновцы как один из центров польско-молдавской торговли. Древнейшим архитектурным памятником Буковины можно считать Успенскую церковь в селе Лужаны (куда я так и не доехал), основанную не позднее 15 века (а вероятно, еще в древнерусский период).
Однако особое значение в это время получил Хотин:

В 1457-1504 годах Молдавией правил Стефан Великий, или Штефан чел Маре, который во многом напоминал своего современника Ивана Третьего - мудрый, сильный и гуманный (по меркам Средневековья, конечно!) правитель, поставивший на место бояр и успешно воевавший с врагами. При нем Молдавия не только была абсолютно независимой, но и сделалась одной из самых сильных и богатых держав Восточной Европы.
Самый яркий пласт тех времен в Бессарабии - это "каменный пояс" вдоль Днестра, крепости Хотин, Сорока, Тигина (Бендеры) и Четатя-Албэ (Аккерман, Белгород-Днестровский). В итоге в Молдавии (без Приднестровья) осталась лишь одна - Сорокская. Хотинская крепость, сильно перестроенная в последующие века - одна из самых красивых и мощных на Украине:

Впрочем, Хотинский край обособлен от Буковины - его действительно правильнее относить к Бессарабии, и русская гарнизонная церковь 19 века - тому подтверждение. Впрочем, об этом позже.

Еще один памятник средневековой Молдавии - Старая Ильинская церковь (1560) в селе Топоровцы:

Штефан чел Маре вошел в историю не только как герой Молдавии, но и как герой Православия - именно в годы его правления пал Константинополь, и защищая веру, он был близок к тому, что именно Молдова превратится в Третий Рим... но после его смерти не нашлось достойного преемника. Сначала господарь Богдан Кривой начал налаживать отношения с Турцией и ввязался в войну с Польшей, которую проиграл; Стефан Четвертый (или Штефанице - "Стефанчик") погряз в дворцовых интригах, начал войну с Валахией и был отравлен. Господарь Петр Рареш попытался централизовать власть, но его свергли турки, посадив на престол "своего человека" Стефана Лакусту, таким образом сделав Молдавию вассалом. Господари сменялись чуть ли не ежегодно, то друзьями, то врагами становились Польша и казаки. К концу 16 века Молдавия окончательно вошла в состав Османской империи.

Руины мечети в Хотине.

Двести лет Османского владычества (до 1775 года) стали, наверное, самым тяжелым периодом в истории Буковины. Наследие этой эпохи - церкви-хаты, которых всё еще много в Черновицкой области:

Это явление того же типа, что синагоги, татарские мечети , старообрядческие храмы : эстетика приносилась в жертву скрытности и простоте. Такие храмы строили там, где понимали, что уберечь их невозможно, а главным критерием была восстановимость. То же самое касается иконописи - есть даже такое понятие, как "буковинский примитивизм". И в то же время, в отличие от Речи Посполитой, Османская империя не навязывала свою религию покоренным народам - и даже в таком состоянии Буковина оставалась православной:

Но в общем до рубежа 18-19 веков Буковина жила в подполье. Однако в 1775 году, воспользовавшись поражение турок в русско-турецкой войне, австрийская императрица Мария Терезия аннексировала этот регион:

(Ратуша в Черновцах)

А в 1812 году вместе со всей Бессарабией в состав России вошел Хотин:

Но если Хотин был дальней окраиной губернии с центром в Кишинёве, то Черновцы (ставшие городом с 1491 года) оказались центром Буковинского округа, сначала подчиненного Королевству Галиции и Лодомерии, а в 1849 году выделенного в отдельную провинцию. И именно на эту эпоху пришелся расцвет Буковины - кажется, в 1850-1930-е годы было создано не менее 90% ее наследия.
Черновцы превратились пусть и в небольшой (67 тыс. жителей в начале ХХ века), но роскошный город, достойный Львова:

С таким же буйством сецессии:

И столь любимой австрийцами скульптурной обнаженкой (а специфические формы некоторых скульптур озадачили бы Фрейда):

При австрийцах сюда пришли железные дороги (1866), и появился роскошный вокзал:

Причем именно по австрийской дороге, через Львов, идут поезда в Черновцы сейчас. Ведь более прямая дорога на восток несколько раз пересекает границу Молдавии. На поезде Москва-Черновцы я ездил уже трижды - туда-обратно в Галицию и только "туда" в Подолию, и поезд этот абсолютно самый ужасный из всех, какими я пользовался. А особенностью Буковины и Ивано-Франковской области можно назвать старые дизель-поезда Д1, выпускавшиеся Венгрией по заказу СССР (1960-80-е):

А другая дорога ведет в Румынию, и ближе к границе я видел даже участки совмещенной (три рельса) "русской" и "стефенской" колеи (в кадр не попал).

Строились в это время и церкви, причем в основном православные. Архитектура и детали очень характерны - примерно так же, только проще, выглядит и большинство сельских церквей:

Православие при Австро-Венгрии осталось господствующей религией Буковины. Здесь находилась Буковинско-Далмацкая митрополия, входившая в "домашний" Карловацкий патриархат, существовавший в 1848-1920 годах в городе Сремски-Карловцы, центре австрийской провинции Сербская Воеводина.

Кафедральный собор в Черновцах (1844-64)

Буковина сыграла совершенно особую роль и в истории русского православия. Но не Московского патриархата, а староверов. При Николае Первом в России закончился период относительной религиозной свободы, начатый Екатериной Второй. В 1827 староверам было запрещено принимать священников из новообрядцев, а так как у староверов не было епископов, это грозило им потерей религии. В 1838 году в Буковину прибыли иноки-староверы Павел и Алимпий, а в 1846 году ими был найден грек Амвросий Папа-Георгополу, бывший митрополит Буковинско-Далмацкий, низложенный в 1840 году Константинопольским патриархом и живший в нищете в османской столице.

Павел и Алимпий пришли к нему не с пустыми руками, а с полученным еще в 1844 году разрешением от австрийских властей на создание старообрядческой митрополии. Был найден уже и центр - старинное село Белая Криница, основанное липованами - беглыми староверами из числа казаков (множество их поселений раскиданы по всей Молдове от Буковины до дельты Дуная).
В 1846 году Амвросий второй раз стал митрополитом - но теперь уже новой конфессии: Русской Православной Старообрядческой Церкви, более известной как Белокриницкое согласие. В наше время из 2 миллионов староверов к РПСЦ принадлежат 1,5 миллиона. И хотя в 1853 году центр РПСЦ был перенесен обратно в в Москве, Белая Криница осталась одной из главных святынь староверия:

Еще австрийский период примечателен многочисленными архитектурными экспериментами в области историзма. Архитектура Буковины отличалась от архитектуры Галиции активным использованием приемов молдавского зодчества - например, черепичные орнаменты на крышах (в данном случае Черновицкий университет, экс-резиденция Буковинско-Далмацких митрополитов):

Или Ново-Ильинская церковь в Топоровцах - типичный румынский храм, явно навеянный монастырями Молдовы, хотя и построена в 1914 году:

Первая Мировая война здесь прошла гораздо легче, чем в Галиции и Подолии - хотя город был трижды занят русскими войсками и побыл центром Черновицкой губернии Галицийского генерал-губернаторства, за распадом Австро-Венгрии не последовало новых войн. Буковина просто стала одним из жудецев (уездов) Румынии.
Развитие архитектуры же будто и не прерывалась, просто на смену"молдавским мотивам пришли валашские - так называемый "необрынковянский стиль". Вот например Никольская церковь (1927-39) в Черновцах, за форму прозванная "Пьяной церковью" - всего лишь стилизация под Епископскую церковь в столице средневековой Валахии Куртя-де-Арджеш:

А гражданские "необрынковянские" дома выглядят в основном так (слева):

Но самый характерный пласт румынского периода - функционализм, который здесь подчеркнуто безэстетичен, чем и интересен:

Вот это, например, не хрущоба, а Румынский Народный дом (1937) в Черновцах:

Дальше была Вторая Мировая война - и опять же, не столь кровавая, как в Галиции. Северную Буковину и Бессарабию Румыния в 1940 году отдала СССР в добровольно-принудительном порядке, поэтому и масштабы репрессий тут были не те. В 1941-44 годах Буковина вновь была в составе Румынии, а в Черновцах находилась гетто - однако румыны всё таки не немцы, и Холокост здесь был не столь тотальным. Благодаря усилиям черновицкого мэра Траяна Поповича было спасено более 20 тысяч евреев - он просто сумел убедить Антонеску в том, что на евреях держится экономика города.
Советский период в жизни Буковины тоже был очень тихим. Буковина вновь стала уютной глубинкой на окраине империи. Черновцы превратились в крупный промышленный центр точных производств.

И в независимой Украине Буковина отличается от своих соседей. Первое, что бросается тут в глаза по сравнению с Подолией - религиозность. Такие же, как в Галиции, часовни вдоль дорог - только не греко-католические, а православные:

А по сравнению с Галицией бросается в глаза то, что здесь явно больше симпатий к России и СССР. Здесь есть улицы Чкалова, Володарского, Московской Олимпиады и т.д.. Здесь можно увидеть и традиционную символику Победы (георгиевские ленточки, серп-и-молоты, силуэты Спасской башни), памятники-танки, и только разве что Лениных здесь нет:

В общем, Буковина производит впечатление очень толерантного региона. Причем это не "плавильный котёл" - скорее место, где разные народы мирно уживались. С чем это связано - не знаю. Может быть, с почти полным отсутствием периодов воинствующего окатоличивания, а может быть с тем, что здесь никогда не было этнического угнетения украинцев, которым "славилась" Польша.

И немного о сельской Буковине.
Традиционная деревня тут сохранилась только в скансенах:

Но осталось много других пережитков. Например, деревянная резьба:

Как румынская, так и советская. Деревянные остановки бывают не только на Русском Севере:

А вдоль дорог кое-где стоят старые ветряные мельницы. На трассе Черновцы-Хотин я видел их минимум три штуки. Они не работают, а просто украшают пейзаж - и это очень кстати, учитывая примитивность деревянных церквей. Впрочем, этот кадр я снял в скансене, но у трассы ветряки такие же:

А современная сельская Буковина впечатляет еще сильнее, чем сельская Галиция. Если в Галиции обычный крестьянский дом тянет на "дачу обеспеченного москвича", то в Буковине - на "дачу среднего бизнесмена":

Я не фотографировал через забор, так что поверьте мне на слово - во дворах подобных домов (но не конкретного этого!!! ) по плиточке гуляют куры, у дома стоит "Запорожец", и даже воду набирают из колодца. Этот феномен вряд ли возможно понять в России, где своей нищетой (особенно мнимой) гордятся..
Впрочем, здесь я наконец заснял то, что много раз видел в Галиции - даты на хатах. Почти все датированные - 1960-80-х годов:

Кстати, довольно много румын и молдаван тут живет и по сей день - по всей области около 20% (12% румыны, 7% молдаване), а в Герцаевском районе, вплотную прилегающем к Черновцам, все 90% (это была часть Южной Буковины). Еще по дороге из Черткова я заметил, что здесь много явных не славян - в Москве я бы принял их за кавказцев. Но в общем уже через пару часов различия внешности перестаешь замечать, и по крайней мере я присутствие другого народа никак не ощущал.

И в общем несмотря на ужасную погоду, Буковина мне очень понравилась.
Следующие 4 части - о Черновцах.

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010

Большая часть Буковины покрыта отрогами Карпатских гор , достигающими высот 1190 - 2180 м.

Реки Буковины принадлежат к бассейну Чёрного моря. Часть рек летом маловодна, но весной и после сильных ливней они выходят из берегов и производят сильные опустошения. Днестр и Прут касаются границ Буковины; Серет и Сучава берут в ней своё начало; по южной части протекает Быстрица , прозванная Золотой, так как в песках её содержится золото .

Климат умеренно-континентальный. Расположение в зоне степей и лесостепей делают его достаточно засушливым. Близость гор с одной стороны (из-за господства в этих широтах западного переноса) влияет как препятствие для проникновения большого количества осадков, с другой стороны - является фактором существенного понижения зимних температур. Почвы - чернозёмы на равнинных участках и серые лесные, бурые и оподзоленные в горах. На равнинных участках развито земледелие. Возвышенные территории с их лугами используются под пастбища.

Средневековье

В южной Буковине находится древняя столица Молдовы Сучава , монастырь Путна с гробницами князей и вообще самые почитаемые и самые древние монастыри Молдавии. Под названием Буковина эта область упоминается уже в договоре года между польским королём Владиславом Ягайло и венгерским королём Зигмундом. Позднее Буковина вместе со всей Молдавией отошла к Турции .

Буковина в составе Австро-Венгрии

В Русско-турецкую войну г. Буковина была занята русскими войсками, а в г. была уступлена Австрии и в г. присоединена, в качестве Черновицкого округа, к Галиции , но в г. стала отдельной областью.

По данным 1907 года:

В 1867-1918 гг. Буковина была герцогством в составе цислейтанской части Австро-Венгерской монархии , граничащим на севере с Галицией , на западе, кроме Галиции, с Венгрией и Трансильванией , а на юге и востоке - с Румынией и Бессарабией.

Число жителей страны простирается () до 627786 чел. (313076 м. и 314715 женского пола), составляющих население 4 городов, 6 местечек и 325 деревень, тогда как во время присоединения к Австрии () было 75000 душ. По происхождению: 64.000 (85,33%) румын, 8.000 (10,66%) русинов и 3,000 (4,0%) другие. По вероисповеданию - православных 71 % (1911). В Черновцах живёт архиепископ , председательствующий в греко-православном церковном совете (состоящем из 24 духовных и 24 светских членов). Из представителей других вероисповеданий: 11 % - римско-католики, 3,3 % - греко-униаты, 2,3 % - евангелического исповедания и 12 % - иудейского. Производительная почва составляет около 96,8 % всей поверхности страны, из этого 44,6 % должны быть отсчитаны на леса. Земледелие, которое лучше всего идет в местностях, лежащих в северо-восточной части Б., между Днестром и Прутом, доставляет ежегодно средним числом зернового хлеба 2250000 hl. (42 % маиса, 21 % овса, 15 % ячменя, 14 % ржи, 6 % пшеницы, остальн. просо и др.), далее 12000 hl. стручковых, 16 5 000 hl. картофеля, 20000 hl. репы. Кроме того, возделываются клевер , табак , рапс , пенька и лён . Количество скота по данным г. простиралось до 52715 лошадей, 268389 гол. рогат. скота, 156945 овец, 127034 свиней, 24889 пчельных ульев. Горное дело доставляло в г. марганцевой перекиси 35323 цент. (в Якобени) и 26358 цент. соли (в Качике); общая стоимость - 89751 фл. Заводская промышленность - ещё лишь в начале развития; всего значительнее пока винокурение . Торговля ограничивается почти исключительно сырыми продуктами, каковы хлеб, убойный скот, лес, невыделанные кожи, шерсть и поташ . Наиболее важное значение имеет пограничная торговля с Молдавией и Бессарабией и торговля транзитная. Народное образование на низкой ступени. В г. считалось 87 % неграмотных в мужеском населении и 92,5 % в женском. В Б. имеется Православно-богословское училище в Черновцах, 3 гимназии, 2 реальн. училища, одна Учительская семинария , 3 ремесленных училища и 264 народные школы. В г. в Черновцах открыт Университет, в котором преподавание велось на немецком языке.

Устройство и управление : сейм Б. состоит (согласно постановлению 20 февраля ) из 31 члена, а именно: из архиепископа, 10 депутатов от крупных землевладельцев, 5 депутатов от городов, 2 депутатов от торговой и промышленной палат и 12 депутатов от сельских общин, к которым с г. присоединяется ещё ректор Университета. В собрание общего австрийского сейма Б. посылает девять представителей. В административном отношении Б. составляет отдельное целое, в судебном же Б. подчинена Оберландсгерихту во Львове, а точно так же и военное управление подчинено лембергскому генерал-комендантству. Герцогство разделяется на 8 округов, не считая самостоятельного округа главного города; в нём 16 окружных судов и два суда второй степени.

Буковина в составе Румынии

Буковина стала провинцией Румынии в 1919 году. Её площадь составляла 10.442 кв. км, население - 812 тыс. (в 1920 году). Провинциальным центром был город Черновицы (в 1925 г. - 95 тыс. жителей).

Состав населения, по румынским официальным данным:русины - 38%,румыны - 34%,евреи - 13%,немцы - 8%,поляки - 4%.

Также в небольших количествах проживали венгры, великорусы (старообрядцы-липоване), словаки, армяне, цыгане.

Объединение Буковины с Румынией

Процесс объединения проходил непросто. Во-первых, национальный состав в Буковине был не в пользу румын. Вследствие жесткой ассимиляторской политики и заселения земель представителями других национальностей перед началом Первой мировой войны при населении провинции в 800 тыс. человек численность румын здесь составляла около 300 тыс., чуть больше было украинцев. Немцы, поляки, венгры, армяне и др. составляли около 200 тыс. человек. Во-вторых, за годы войны территория Буковины трижды занималась русскими войсками и столько же раз австро-венгерской армией. Сдержанное, а иногда и доброжелательное отношение украинского населения к царским войскам привело к репрессивным действиям со стороны австро-венгерских властей. Среди румынской политической элиты отсутствовало единство, большинство ее представителей выступали за объединение с Румынией, а небольшая часть - во главе с А. Ончулом - предлагала договориться с украинскими лидерами в целях раздела данной провинции между Румынией и Украиной.Революция в России, переговоры о сепаратном мире, ход военных действий на западе и в центре Европы ускорили процесс подготовки проектов реорганизации Австро-Венгерской империи. Делегация украинской Центральной рады на переговорах в Брест-Литовске потребовала объединения Галиции, Буковины и Закарпатской области в единое целое в составе Австро-Венгрии. Центральные державы в обмен на поставки зерна согласились на некоторые территориальные уступки в пользу Украины. Это способствовало распространению слухов о том, что Буковина была «продана за продовольствие». В «Манифесте к моим верноподданным» от 3/16 октября 1918 г. император Карл I провозглашал федерализацию Австро-Венгерской империи путем создания шести государств: австрийского, венгерского, чешского, югославского, польского и украинского. О румынах Трансильвании и Буковины даже не упоминалось.Борьба буковинских румын активизировалась в новых исторических условиях, которые сложились летом и осенью 1918 г. Пример бессарабцев, трансильванцев и других народов, проживавших на территории Австро-Венгрии, вдохновил румын Буковины. Создание украинских военизированных отрядов во главе с военнослужащими бывшей австро-венгерской армии и дезорганизация государственных учреждений активизировали борьбу за объединение с Румынией.На состоявшемся 6/19 октября 1918 г. в Яссах собрании румын-эмигрантов из Австро-Венгрии была принята Декларация об отклонении идеи федерализации империи, которая расценивалась как «отчаянная попытка приговоренной к распаду империи». Через несколько дней в первом номере газеты «Гласул Буковиней» («Голос Буковины») была опубликована передовая статья С. Пушкариу под названием «Чего мы желаем», ставшая программой борьбы румын Буковины и Трансильвании.14/27 октября 1918 г. в Черновцах состоялось Народное собрание румын Буковины, на котором была принята Резолюция о провозглашении данного собрания учредительным, об избрании Национального совета в составе 50 членов и Исполнительного комитета во главе с Янку Флондором. В ответ 3/16 ноября 1918 г. в Черновцах Собрание украинцев приняло решение о включении большей части Буковины в состав Украины. Действия украинских военизированных отрядов стали приобретать все более насильственный характер, угрожая деятельности Румынского национального совета. В сложившихся обстоятельствахпоследний обратился к правительству Румынии за военной помощью. Восьмая румынская дивизия под командованием генерала Якоба Задика 11/24 ноября 1918 г. вошла в Черновцы и восстановила там порядок. В результате стало возможным проведение 15/28 ноября 1918 г. Всеобщего съезда Буковины во дворце Митрополии, в котором участвовали 74 делегата от Румынского национального совета, 13 - от украинского, 7 - от немецкого и 6 - от польского населения. Присутствовали также бессарабская делегация, в состав которой входили П, Халиппа, И. Пеливан, И. Буздуган, Г. Казаклиу, и трансильванская в составе Г. Крашана, В. Делеу, В. Освадэ. В единогласно принятой Съездом Декларации об объединении Буковины с Румынией, текст которой зачитал Я. Флондор, указывалось, что «Буковина в своих границах между Черемушем, Колачином и Днестром безоговорочно и навеки объединяется с королевством Румыния».Были отправлены телеграммы правительствам стран Антанты. Их ставили в известность о принятии решения об объединении Буковины с Румынией. Делегация во главе Я. Флондором выехала в Яссы для вручения текста Решения об объединении королю Фердинанду. На торжественном приеме по этому случаю Флондор заявил: «Вручаем Вашему Величеству, Королю всех румын, Декларацию об объединении всего Буковинского края… Этот успех является не военным завоеванием, а возвращением в отчий дом отчужденных братьев, которые в лице Вашего Величества находят давно потерянного и столь желанного своего родителя». 19 декабря 1918 г./1 января 1919 г. был опубликован Декрет-закон, подписанный королем Фердинандом и премьер-министром Брэтиану о признании объединения Буковины с Румынией. Другим декретом Я. Флондор и И. Нистор назначались государственными министрами от Буковины в правительстве Румынии.

Вхождение Северной Буковины в состав СССР в 1940 году

26 июня 1940 года нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов вручил румынскому посланнику в Москве Р. Дэвидеску заявление советского правительства, в котором говорилось: «Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии, о чем Правительство СССР неоднократно и открыто заявляло перед всем миром». Далее в заявлении предлагалось вместе с Румынией немедленно приступить к решению вопроса о возвращении Бессарабии и Северной Буковины Советскому Союзу. 27 июня премьер-министр Г. Татареску дал принципиальное согласие «приступить немедленно, в самом широком смысле, к дружественному обсуждению с общего согласия всех предложений, исходящих от советского правительства». Это была попытка затянуть решение вопроса, с тем чтобы выиграть время для консультаций с другими, как считали в Бухаресте, заинтересованными странами, в том числе и с Германией.

Чтобы устранить сложившуюся неопределенность, содержавшуюся в ответе Румынии, Молотов в тот же день, то есть 27 июня, в ультимативной форме потребовал от Бухареста ясного ответа. Посланник Дэвидеску ответил, что его правительство принимает все советские условия, после чего ему было сообщено, что в течение четырех дней, начиная с двух часов дня по московскому времени 28 июня, румынские власти должны очистить территорию Бессарабии и северной части Буковины и за этот же период советские войска займут эти территории. 28 июня они вступают в Черновцы, Кишинев и Аккерман.

Ровно в назначенное время 28 июня южная группа советских войск под командованием генерала армии Г. К. Жукова перешла Днестр и вступила в Бессарабию и Северную Буковину. Войска двигались в двух эшелонах: в первом находились подвижные части - танковые и кавалерийские, во втором - стрелковые дивизии.

Румынские войска имели приказ организованно отходить. Однако многие солдаты, особенно из местных жителей, предпочитали бросать оружие и расходиться по домам. Имели место и случаи, когда советские войска разоружали отставшие румынские части.

В обращении советского командования к местному населению говорилось: «…пришел великий час вашего освобождения из-под ига румынских бояр, помещиков, капиталистов и сигуранцы». К вечеру 30 июня 1940 года вся территория Бессарабии была занята и установлена государственная граница СССР в Бессарабии по рекам Прут и Дунай; северная часть Буковины также была присоединена СССР ; южная часть осталась в составе Румынии. В целом эти территории составляли 51 тыс. кв. км с населением до 4 млн человек.

На переговорах Молотова и Гитлера в Берлине 13 ноября 1940 г., на соответствующие и неоднократные упреки Гитлера и Риббентропа в том, что захват Советским Союзом Северной Буковины является нарушением советско-германских договоренностей, Молотов отвечал, что Буковина стала тем последним звеном, которого не хватало Советскому Союзу для объединения всех украинцев в одно государство. И переходя в контратаку, советский нарком заявил, что год назад Советский Союз действительно ограничивал свои требования только Бессарабией. Однако «в нынешней ситуации… Германия должна понять заинтересованность СССР и в Южной Буковине. Но СССР не получил ответа и на этот запрос. Вместо этого Германия гарантировала целостность всей территории Румынии, полностью пренебрегая планами СССР в отношении Южной Буковины».

Литература

  • «Heimatskunde der В.» (Черновицы , )
  • К. Шмедес, «Географическое и статистическое обозрение Галиции и Буковины» (изд. 2, пер. Н. Фельдмана, СПб., )
  • Влад. Мордвинов, «Православная церковь в Буковине» (СПб., )
  • Г. Купчанко, "Некоторые историко-географические сведения о Буковине (Киев , )
  • Г. Купчанко, «Буковина и еи русски жителиъ». Вена,1895
  • А. Кн., «Буковина и Русины» («Вестник Европы», , № 1).
  • Prof. Bidermann, «Die Bukowina unter österreichischer Verwaltung 1775-1875» (Львов, 1876)
  • Dr. I. Nistor, «Der nationale Kampf in der Bukowina» (Bucuresti, 1918)
  • Семиряга М.И., «Тайны сталинской дипломатии. 1939-1941.» (М.: Высшая школа., 1992)

В искусстве

Ian Oliver feat. Shantel - Bucovina (Markus Gardeweg Rmx)

Ссылки

В настоящее время её северная часть (Северная Буковина) составляет Черновицкую область Украины без Хотинского , Кельменецкого , Сокирянского , Новоселицкого и Герцаевского районов, а Южная Буковина - жудец Сучава Румынии .

Этнические общины Черновицкой области по данным переписи 2001 года: украинцы (75,0 %), румыны (2,7 %), молдаване (17,3 %), русские (4,1 %), поляки (0,3 %), белорусы (0,2 %) и евреи (0,2 %). Большая часть Буковины покрыта отрогами Карпатских гор , достигающими высот 1190-2180 метров.

Реки Буковины принадлежат к бассейну Чёрного моря . Часть рек летом маловодна, но весной и после сильных ливней они выходят из берегов и производят сильные опустошения. Прут и в меньшей мере Днестр касаются границ Буковины; Сирет и Сучава берут в ней своё начало.

Климат умеренно-континентальный. Расположение в зоне степей и лесостепей делают его достаточно засушливым. Близость гор с одной стороны (из-за господства в этих широтах) влияет как препятствие для проникновения большого количества осадков, с другой стороны - является фактором существенного понижения зимних температур. Почвы - чернозёмы на равнинных участках и серые лесные, бурые и оподзоленные в горах. На равнинных участках развито земледелие . Возвышенные территории с их лугами используются под пастбища .

Этимология [ | ]

Название официально вошло в употребление в 1775 году , с аннексией территории Габсбургской империей . Название происходит от славянского слова «бук » .

Средневековье [ | ]

В Северной Буковине с давних времён жили восточнославянские племена тиверцев и уличей . В X-XI веках входила в состав Древнерусского государства ; в XII-XIII (первой половине XIV) веках - в составе Галицкого , впоследствии Галицко-Волынского княжества и включала города Васильев , Городок , Сучава , Онут , Кицмань , Репужинцы и другие. После татарского нашествия (и упадка Галицко-Волынского княжества) связи Буковины с галицко-волынскими землями ослабли, и в начале XIV века образовалась самоуправляемая Шипинская земля с центром в городе Шипинцы , которая (так же как и Болоховская земля) признавала верховенство золотоордынских ханов. В 1340-1350-х годах буковинские земли находились под властью Венгрии [ ] , а с 1360-х годов пребывали в составе княжества Молдовы , которое в начале XVI века подпало под власть Османской империи .

В Южной Буковине находится древняя столица Молдавского княжества XIV - начала XVI веков - Сучава , монастырь Путна с гробницами князей и ряд других древних монастырей Молдавии .

В составе Австро-Венгерской империи [ | ]

В 1849-1918 годах Буковина имела статус герцогства в составе цислейтанской части Австро-Венгерской монархии, граничащим на севере с Галицией , на западе с Венгрией и Трансильванией , а на юге и востоке - с Румынией и Бессарабией .

Устройство и управление [ | ]

В Буковине возникло украинское националистическое движение, хотя и более слабое, чем в соседней Галиции . В 1930 году в Черновцах появился Легион украинских националистов (ЛУР) во главе с О. Зубачинским, в 1932 году создана группа «Мстители Украины» («Месники України»). Организации установили контакты с ОУН и с 1934 года Зубачинский стал краевым руководителем ОУН на Буковине, в Бессарабии и

Буковина — историческое название украинских этнических земель, расположенных между средним течением Днестра и главным Карпатским хребтом в долинах верхнего течения Прута и Серета. Сейчас эта территория входит в состав Украины (Северная Буковина — Черновицкая область) и Румынии (Южная Буковина — области Сучава и Ботошани Румынии). Свое название, которое впервые встречается в 1392 г., Буковина получила от буковых лесов, которые покрывали значительную часть ее территории.

В I-III вв. часть буковинских земель находилась в составе римской провинции Дакии. Исконными жителями Буковины были славянские племена. На протяжении Х-ХI вв. Буковина находилась в составе Киевской Руси, в XII — половине XIV в. — Галицкого княжества, а затем Галицко-Волынского государства. После монголо-татарского ига связи Буковины с галицко-волынскими землями ослабли, что привело к образованию здесь в начале XIV в. отдельной Шипинской земли, которая признавала верховенство золотоордынских ханов. В 40-х — 50-х гг. XIV в. буковинские земли находились под властью Венгрии.

В 60-х гг. XIV века, после образования независимого княжества Молдавии, Буковина вошла в его состав, в котором находилась до 1774 г. На протяжении 1387-1497 гг. Молдова признавала верховенство Польши. В XV в. Молдова вела ожесточенную борьбу против турецкой агрессии. Однако в 1514 г. Молдова попала в вассальную зависимость от Османской империи. В конце XVI в. она была превращена в обычную провинцию Турции. Тогда же началась активная румынизация буковинских земель.

На протяжении XVI-XVIII вв. постоянными были культурные связи Буковины с другими украинскими землями. Молдавские хозяева были основателями многих церквей в Украине (Успенская и Пятницкая церкви во Львове и др.). Многие выходцы из Буковины учились в школах и коллегиях Киева, Львова и других украинских городов. В XVII-XVIII вв. на буковинских землях развивались опришковское и гайдамацкое движения, направленные на национальное освобождение украинского народа.

В результате военных действий России и Австрии против Турции в 1774 г. Буковина была захвачена австрийскими войсками. В составе Австрийской империи (с 1867 г. — Австро-Венгрии) она находилась до 1918 г. В течение 1786-1849 гг. Буковина находилась в составе Галичины, а впоследствии ее преобразовали в отдельный коронный край империи. После признания в 1862 г. Буковины отдельным коронным краем Австрийской империи, ей была предоставлена административная автономия.

В годы Первой мировой войны буковинские земли до июля-августа 1917 г. были оккупированы российскими войсками. После распада Австро-Венгрии и провозглашения Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) Буковина была включена в ее состав. Власть перешла к образованного 25 октября 1918 г. Украинского краевого комитета, организовавшего 3 ноября 1918 г. Великое народное вече в Черновцах, принявшее решение о вхождении Буковины в состав единого Украинского государства. 6 ноября 1918 г. была установлена украинская власть на землях Буковины, населенных преимущественно украинцами. Однако уже 12 ноября 1918 г. румынские войска оккупировали Северную Буковину вместе с Черновцами. Здесь 28 ноября 1918 г. было сфабриковано решение так называемого Генерального конгресса Буковины, состоявшего исключительно из румын, об объединении Буковины с Румынией.

Согласно Сен-Жерменскому мирному договору 1919 г. за Румынией была признана Южная Буковина, а по Севрскому мирному договору 1920 г. — и Северная Буковина. В результате секретных договоренностей между СССР и Германией и ультиматума СССР к Румынии румынские власти 28 июня 1940 г. оставили Северную Буковину, которая была оккупирована советскими войсками. Согласно решению Верховного Совета СССР от 2 августа 1940 г. была образована Черновицкая область в составе Украинской ССР.

C первых дней Великой Отечественной войны Буковина была оккупирована румынскими войсками. В марте-апреле 1944 г. Черновицкая область была освобождена от румынской оккупации и вновь включена в состав УССР. Мирный договор, заключенный союзниками с Румынией в Париже 10 февраля 1947 г., утвердил границу между СССР и Румынией по состоянию на 28 июня 1940 г.

Ассамблея румын Буковины обратилась к президенту Порошенко с просьбой предоставить буковинским румынам автономию в составе Украины. По словам Дорины Киртоакэ, координатора Совета ассамблеи румын Буковины, права румынского и прочих национальных меньшинств на Украине нарушаются и автономия остаётся единственным шансом для них сохранить свою культурную идентичность.

В обращении говорится, что предоставление Киевом территориальной автономии крымским татарам «создало правовой и политический прецедент, в рамках которого все компактно проживающие на Украине национальные общины могут претендовать на аналогичный статус» . И что украинские румыны не меньше татар «заслуживают «право на свою автономию, в которой, наконец, обретут свое достойное место культура, язык, образование и таланты румынской нации».

Дальнейшим шагом Ассамблеи румын Буковины будет обращение в соответствующие международные структуры, в т. ч. в ПАСЕ.

В состав советской Украины Буковина была включена в 1940 г. До этого край был сначала частью Австро-Венгрии (с 1774 г.), затем боярской Румынии (1918-1940). Когда-то Буковину называли Буковинской Русью, а её население русинами (рутенами), но никак не украинцами.

Первые украинцы появились там, не без содействия австрийского правительства, ближе к XIX в. Даже униатскую церковь в Черновцах в ту пору ещё называли «руской» (с одним «с»), и находилась она на улице Руской.

Депутат австрийского парламента румын Аурел Ончул в статье «Румынский вопрос на Буковине» (1913) тоже подчёркивал общерусское происхождение края, ссылаясь на отчёт австрийского капитана Будвинского 1783 г., подготовленный лично для императора Иосифа II: «Поскольку большинство здешних жителей составляют русняки, то и в большинстве они разговаривают по-русски, и лишь около одной четверти говорят по-молдавски».

С обретением незалежности в 1991 г. Киев не придумал ничего лучше, как копировать национальную политику Австро-Венгрии. То, что эта политика привела империю Габсбургов к распаду, Киев предпочёл не замечать.

С 1991 г. Украина - унитарное государство, несмотря на многонациональный состав её населения. С 1991 г. Киев держит курс на построение т. н. политической нации с националистической закваской - это когда ты можешь быть хоть румыном, хоть татарином, но официально считаешься украинцем.

Из-за негибкости принципа унитарной государственности за все 25 лет существования «самостийной» Украины в стране так и не появились автономии: ни национальные, ни культурно-территориальные. Всё подавлялось идеологией украинского национализма.

Крымско-татарская автономия пока тоже не появилась и неизвестно, появится ли. Ведь очевидно, что обещания Порошенко наделить прокиевское крыло крымских татар автономией - конъюнктурный ход, не более. Если бы Киев действительно хотел снизить межнациональную напряжённость через предоставление автономного статуса нацменьшинствам, тогда Порошенко заговорил бы об автономии венгров в Закарпатье, поляков в Галиции и Донбасс бы не забыл.

«Веночек» - детская газетка, издававшаяся на Буковине этнографом Григорием Купчанко (1849-1902), автором книги «Буковина и ея русские жители» (1895)

На Украине проживает 151 тыс. румын, и дикие выходки украинских националистов не могут их не пугать. В 2010 г. член правления Украинской народной партии Степан Хмара заявил, что четверть территории Румынии - это этнические украинские земли, которые желательно вернуть. Затем экстремистская организация «Тризуб ім. Бандери» (позже вошла в состав «Правого сектора») увидела границу «етнічних українських територїй» у г. Сучава. И тоже возмутилась по этому поводу.

Неудивительно, что на неразумную нацполитику Киева румыны ответили учреждением Ассамблеи румын Буковины. Впервые о себе Ассамблея заявила в 2015 г. на конференции в Черновцах, потребовав автономии и обеспечения безопасности румынского населения Буковины.

Участники конференции отметили, что среди буковинских румын - самый высокий уровень безработицы по Украине, что им негде учить своих детей румынскому языку по румынским образовательным программам, что буковинские румыны обеспокоены за судьбу своих детей в стране, где идёт гражданская война, что в автономии они видят единственную возможную форму защиты своих культурных, языковых и экономических интересов.

Интересно, что в 2012 г. румынский писатель Кристиан Негря написал роман «Кровь на Днестре» о войне Румынии и Украины. Роман стал продолжением другого произведения К.Негря «Когда оружие говорит» - о госперевороте на Украине и противостоянии с Румынией. Очевидно, что просьбу буковинских румын Порошенко проигнорирует. Очевидно, что национальные проблемы украинской государственности перешли в хроническую стадию и требуют поиска иных административно-территориальных и идеологических механизмов для их решения. Очевидно, что произведение К. Негря оказалось пророческим.