Поэты и поэзия в михайловской эпохе. Многообразие идей в произведениях великого гения. Маяковский «Необычайное приключение…»

"Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар. . . " А. С. Пушкин

Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах. Стихотворение “Городок” (1815) можно считать своеобразной литературной программой молодого поэта. В нем мы видим образ поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным на всю жизнь: Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: “Бессмертен ввек пиит”.

Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина: Блажен, кто веселится, В покое, без забот, С кем втайне Феб дружится И маленький Эрот. В стихотворении “Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца - любимца муз уже видится романтизм и переход к жанру элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “Певец” (1816): Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы?

"К другу-стихотворцу" 1814 г. Лирический герой подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща: "на Пинде лавры есть, но есть там и крапива. . . ", "хорошие стихи не так легко писать", "не так, любезный друг, писатели богаты". В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов. Юный поэт уверяет друга: «…Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы. . . »

Петербургский период (1817 -1820) поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России. Рождаются «Вольность» , «Деревня» , «К Чаадаеву» . Закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха. Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.

“Деревня” (1819) Стихотворение сочетает в себе и концепцию творчества: “. . Учуся в истине блаженство находить, свободною душой закон боготворить, роптанью не внимать толпы непросвещенной. . ” постепенно показывая поэзию как творческий труд: . . Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне. . .

Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о том, что “витийственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”.

Южная ссылка (1820 -1824) Обращение к романтизму, появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”: . . Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей. Но только не к брегам печальным Туманной родины моей…

Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном в стихотворении “К морю” (1824): Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма. В стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря: “Не славой - участью я равен был тебе”.

”Разговор книгопродавца с поэтом “ (1824) Мы видим попытку осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты: Какой-то демон обладал Моими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал. . .

Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы: Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет! Книгопродавец соглашается с поэтом, правда, по другой причине: “Что слава! - Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата. . . ”

Михайловское (1824 -1826) Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.

«Арион» (1827) Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я - беспечной веры полн, - Пловцам я пел. . . Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный. . . Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

«Поэт» (1827) Именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие. До прихода вдохновения поэт “меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней”, но “лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел”. творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности

“Пророк” (1826). Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, - И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, - И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей» .

Подумайте над вопросами 1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его превращении? 2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце). 3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка?

Это стихотворение стало символом высшего понимания поэтического служения. Человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”.

«Поэт и толпа» (1828) Зачем так звучно он поет? . . Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней? *** Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв» .

«Эхо» (1831) Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом: … На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. . Тебе ж нет отзыва. . Таков И ты, поэт!. .

«Не дорого ценю я громкие права. . » (Из Пиндемонти) (1836) Счастье для истинного поэта, по мнению автора: . . По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья…

«Поэту» (1830) Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

“Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

Подведем итоги Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства; - Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек; - Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии; - Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей» , т. е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное, народное назначение; -слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А. С. Пушкина. 1) Раннее творчество: а) божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта 2) Период южной ссылки: а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта 3) Творчество 20 -х годов: а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе 4) Творчество 30 -х годов: а) поэт вне людского суда, суда толпы б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В. Виноградов)

Домашнее задание 1) подготовить выразительное чтение или чтение наизусть одного из стихотворений А. С. Пушкина о любви (кроме стихотворений из учебника и тех, что учили наизусть) 2) написать эссе “Моё восприятие любовной лирики А. С. Пушкина”. В помощь -презентация «Адресаты любовной лирики Пушкина»

Источники http: //ps. 1 september. ru/ http: //www. myshared. ru/theme/skachatprezentatsii-k-urokam/ http: //nsportal. ru/

Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов 20 века

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь») и презренья.

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

В ранних стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

Цели поэзии, её роль в жизни общества.

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

«Светить всегда,

светить везде …»

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Стихотворения

«Поэт»

-… вон идет глупый поэт:

Он вечно о чем-то плачет.

О чем?

О розовом капоре.

Так у него нет мамы?

Есть. Только ему нипочем:

Ему хочется за" море,

Где живет Прекрасная Дама…

«Муза»

Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты - и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад…

«О, я хочу безумно жить …»

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить! (цель творчества)

Говоря по-нашему,

рифма -

бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка -

фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка,-

и город

на воздух

строфой летит.

«Необычное приключение…»

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца! (цель творчества)

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Поэзия –

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

«Весна»

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

«Определение поэзии»

Это – круто налившийся свет,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

Быть знаменитым некрасиво .

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Вывод

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики.

Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы.

В создании образа поэта ощущается тенденция: от поэта - избранника, противопоставленного миру, обществу, к осознанию необходимости сближения с ним. При этом своё место в литературе, цели творчества определялись поэтами по-разному (глубокое философское постижение действительности и служение конкретным идеям). Во многом это обусловлено временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала то, что ей противоречило, ей были чужды, а порой враждебны яркие индивидуальности. Отсюда следовало явное или скрытое осознание поэтами своего одиночества.

Ссылка в Михайловском (1824- 1826) В Михайловское Пушкин прибыл 9 августа 1824 года, но приезд домой был печальным, так как отец поэта взял на себя обязанности надзора за сыном; всё это вызвало ссору и отъезд из Михайловского отца, матери, брата и сестры поэта. Пушкин остался в одиночестве. После жизни на юге Михайловское стало прямо противоположным миром: вместо толпы знакомцев -- одиночество, вместо «кочевого» образа жизни -- устоявшийся быт:

… я от милых южных дам,

От жирных устриц черноморских

От оперы, от тёмных лож,

И, слава богу, от вельмож

Уехал в тень лесов Тригорских

В далёкий северный уезд,

И был печален мой приезд.

Основная сфера деятельности поэта в этот период -- литературное творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта на себе самом сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и всё это окрасилось новым настроением благодаря смене впечатлений от окружающей природы (уехал из жаркого одесского лета в осенние северорусские леса). Атмосфера тихих провинциальных «дворянских гнёзд» создала особый тон его жизни в Михайловском и, конечно, перемены совершились в творчестве поэта.

За время южной ссылки Пушкин прочно овладел романтическим стилем, который предполагает самонаблюдение; создавая вымышленные ситуации и героев, поэт какие-то моменты живёт их жизнью и постепенно срастается с литературной маской («пленник», «беглец», «разочарованный», «мечтатель»). Однако романтическое поведение Пушкина отличалось своеобразием -- он менял такие «маски» (то «беглец», то «изгнанник», то «узник»). Эта его особенность привела к двум важным результатам. Во-первых, он получил возможность взглянуть на романтическую психологию извне, как на снятую маску и понять романтический характер. Во-вторых, оформился отказ от романтического эгоцентризма и появилась возможность учитывать чужую точку зрения. «Выработка игры стилями в жизни и игры стилистическими контрастами в поэзии имела общий психологический корень и общую цель -- путь к простоте»

Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающих и меняться самому. Такой взгляд на жизнь позволял находить красоту, истину, радость там, где романтик видит заурядность, рутину, пошлость. Пушкин заново увидел мир -- трезво, правдиво, безбоязненно.

Такое мироощущение вывело на первое место в творчестве Пушкина не столько лирику с её вынужденно индивидуалистичным лирическим «я», а эпические и драматические формы, где сталкиваются исторические силы. Литературные формы соответствуют пушкинскому ощущению себя не на границе мировых непостижимых стихий (как у романтиков), а в движении более реальных, но столь же мощных и неуклонных исторических сил.

Пушкин занимается изданием своих «Стихотворений Александра Пушкина», которые вышли в свет в январе 1826 г. (с эпиграфом из Проперция: «Юность поёт о любви -- муж воспевает тревоги», цензура разрешила книгу 8 октября 1825 г., но после 14 декабря эпиграф приобрёл опасное звучание). Через месяц книгу раскупили. Пушкин-лицеист превратился в большого русского поэта, автора поэм, трагедии, сборника лирических стихотворений. Сами поясняющие эпитета Пушкин-лицеист, Пушкин-младший, Пушкин-племянник теперь исчезли, остался просто Пушкин (а В.Л.Пушкин теперь стал называться дядя Пушкина). Он стал признанным первым русским поэтом. А.Дельвиг в письме от 28 сентября 1824 года пишет Пушкину, называя его великим: «Никто из писателей русских не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты». В.А.Жуковский в ноябре 1824 г.: «Ты рожден быть великим поэтом <…> По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Пушкин понимал, что его новое положение в литературе накладывает на него новые обязанности, прежде всего организатора литературного процесса. Он задумывает издавать толстый журнал. Но возможности такой, находясь в Михайловском, не имеет. Много читает, пишет, формулирует, подводит итоги.

Одной из главных тем лирики этого периода становится тема поэта и поэзии: «К Языкову», 1824, «Разговор книгопродавца с поэтом», 1824, «Подражание Корану», 1824, «Клеопатра», 1825, «Храни меня, мой талисман…», 1825, «Люблю ваш сумрак неизвестный», 1826, «Пророк», 1826. Поэзия понимается как особый дар человеку, явный как талисман и столь же загадочный. Смыл поэзии Пушкин понимает как пророчество.

Тема дружбы: «19 октября», 1825, «Анре Шенье», 1825. Дружба понимается в романтическом стиле как таинственный союз («он как душа неразделим и вечен»).

Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» 1825, «Анне Н. Вульф» 1825, «Ненастный день потух» 1824, «Сожженное письмо» 1825, «Желание славы»1825,«Признание»1826. Тема еще не утратила романтической тональности («гений чистой красоты»).Наиболее ярко выделяется послание «К К***» 1825. Это стихотворение -- гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

Пушкин ещё продолжает использовать прежние романтические формулы, но уже рождается и новая поэзия -- философская лирика с внежанровыми лирическими стихотворениями: «Зимний вечер», 1825, «Зимняя дорога», 1826, «Няне».

Период романтизма завершился у Пушкина в Михайловском. Герои уже не являются рупором авторского голоса, если в «Кавказском пленнике» «уши» автора были видны в Пленнике, в «Цыганах» -- в Алеко, в «Борисе Годунове» почти не видны, так как герои отделились от автора. Далее наше внимание к биографии поэта станет значительно слабее, но сильнее внимание к героям, к поэтическим формам. В Михайловском к Пушкину приходит зрелость и ощущение своей высшей свободы и высшего могущества -- свободы и могущества творчества. «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить»,-- писал он к Н. Н. Раевскому в июле 1825 года.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина станет наиболее понятна и доступна, если рассмотреть ее на примере стихотворений. Таких как "Пророк", созданном в тысяча восемьсот двадцать шестом, и "Поэт и толпа", созданном спустя два года.

Романтические мотивы в произведениях автора

Уже даже судя по срокам создания понятно, что эти произведения принадлежат к так называемому второму Питерскому периоду Александра Сергеевича после Михайловской ссылки. Его образы вдохновения стали приобретать очертания, присутствующие в пушкинском реализме.

Тем не менее некоторые идеи в его творчестве продолжают развиваться, основываясь на романтизме. А тема творчества в поэзии Пушкина приобретает характер того мира, где может осуществиться высшая степень человеческой независимости. Поэтому романтизм становится очень существенной основой для воплощения многих поэтических замыслов.

Общие черты романтических произведений

В творениях многих романтиков: Жуковского, Батюшкова, Рылеева и близкого товарища Александра Сергеевича Вильгельма Карловича Кюхельбекера, тема поэта и поэзии приобретала возвышенный характер.

Прежде всего, она выходила за рамки обычных представлений, а поэт в творческих сюжетах этих творцов обладал обликом идеальной личности в целом. Которая видит и понимает все окружающее по-своему.

И в этом смысле романтические авторы, естественно, отдалялись от общей массы людей и превращались в очень одиноких и ранимых людей, но в тоже время они были объединены общим дружеским кругом, неким Во многом были близки и даже родственны в некоем духовном плане.

Метафорические образы в стихах "Пророк" и "Поэт и толпа"

Именно поэтому тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается при помощи неких метафорических ходов. В одном произведении возникает образ пророка, а в другом - жреца. Конечно, между ними присутствует нечто общее. Прежде всего, оба они являются посредниками между миром Всевышнего и людей.

Речь Бога простому смертному непонятна, так как он говорит недоступно для простого восприятия слуха. Именно поэтому между этими мирами возникают необходимые для общения сюжетные образы.

Их миссия заключается в том, чтобы хоть в какой-то степени сделать слова Всевышнего доступными для простых смертных. Так как до конца понять его, конечно, для человека не является возможным. Слишком низкое духовное развитие у стандартного человека. И в этом отношении во всех пушкинских сюжетах присутствует эффект некоторой туманности и тайны.

Раскрытие сути образных значений

А для того чтобы тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина полностью раскрылась для простого восприятия, необходимо обратить внимание на прямые значения тех метафор, которые использует Александр Сергеевич.

Если брать в пример "Пророка", то важно упомянуть, что в девятнадцатом веке в популярной хрестоматии, в которой печатались лучшие творения российских поэтов, этот стих был издан с примечанием: Исаия.

Александр Сергеевич Пушкин действительно переделывает книгу пророка, как будто говоря тем самым, что в своем творении не стремится создать поэтический образ библейского персонажа. Но тем не менее все преобразования, происходящие с героем этого произведения, очень похожи на те, которые произошли с самим Исаией при встрече с Богом.

Таким образом, если обычный человек видит только небо, то герой Александра Сергеевича начинает наблюдать "ангелов полет". Что-то выходящее за обычные рамки понимания. Он даже наблюдает картину мироздания.

Произведение "Поэт и толпа"

Здесь тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина представлена не в виде какого-то лирического монолога, а как некий драматический сюжет, происходящий в образе диалога между выступающим с одной стороны жрецом, а с другой - непосвященной толпой.

Рисуя этот сюжет, Александр Сергеевич использует другую традицию, свойственную его творчеству. Это употребление античности в произведениях. Здесь образ поэта в творчестве Пушкина предстает как данность. Он даже не пытается объяснить "непросвещенной толпе" всю значимость своего присутствия в этом мире. Считая, что поэзия должна восприниматься как нечто неотъемлемое от мироздания. Так же как музыка или художество.

Наиболее поздние произведения

О том, как формировалась тема поэта в творчестве Пушкина в других, более поздних творениях, можно судить по его произведению "Памятник".

Здесь видно и его отношение к окружающему обществу, и проблемы свободы поэзии. Александр Сергеевич осмысливает свое значение в этом мире, и, конечно, ему хочется верить, что все его творчество не напрасное. А память о нем как о поэте сохранится на долгие годы: "К нему не зарастет народная тропа".

Многообразие идей в произведениях великого гения

Поэзия в творчестве Пушкина отличается огромным разнообразием идейных мотивов. И основное место всегда занимала тематика свободы и равноправия. Она звучит как клич к освобождению простого народа от рабства. Есть этот мотив даже в любовных произведениях, в виде утверждения прав женщин на собственного счастья.

Таким образом, можно сказать, что основные и вечные темы в творчестве Пушкина - это право на самореализацию и присутствие свободного выбора. На такое развитие свободомыслия Александра Сергеевича огромное значение оказали французские просветители восемнадцатого века и Александр Николаевич Радищев.

Символы нравственности в творчестве гения

Еще в самом начале творческого развития Александр Сергеевич высказывает мысль о губительном действии деспотического отношения к людям. В произведении, созданном в тысяча восемьсот пятнадцатом, которое называется "К Лицинию", поэт заявляет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен".

Эту же мысль он развивает впоследствии в своем произведении "Вольность", даже напоминая революционера. В стихе "К Чаадаеву" заметно гражданское взросление автора. Бесконечные грезы о любви и славе сменяются глубокими мыслями о долге перед своим народом, и появляется жажда деятельности.

Затем Александр Сергеевич создает другое произведение, где сюжетная линия свободолюбия обретает новую тематику. Эмоционально критикуя лирический образ уже надеется не на революцию, а на возможные реформы и преобразования: "Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный". Так стала появляться нравственность в творчестве Пушкина.

Олицетворением свободы (как политической, так и духовной) в произведениях Александра Сергеевича становится море. Когда он находится в Михайловской ссылке, он создает элегию "К морю". Она подводит черту под романтическим периодом в произведениях автора.

Назначение творца в обычной жизни

Следует отметить, что свобода для автора имеет огромное значение. В десятой главе "Евгения Онегина", к сожалению, не опубликованной, он рассказывает о своих мечтах про независимую жизнь. для поэта не существует без независимости творчества, а главное назначение, по мнению автора, - исполнять волю Всевышнего. Служить неизменным ценностям, таким как добро, милосердие и свобода.

Философским мыслям Александра Сергеевича о собственной цели в жизни, добрых помыслах и присутствующем в мире зле, даже о возможной смерти, посвящены такие стихи, как "Брожу ли я вдоль улиц шумных", "Элегия", "О нет, мне жизнь не надоела…" и ряд других произведений.

Невзирая на грусть и тревожные ощущения, лирический образ "Элегии" восклицает: "Но не хочу, о други, умирать". Он охвачен стремлением к жизни. Ему вторит образ из стиха "Пора, мой друг, пора!". Он понимает, что жизнь несовершенна, но воспринимает ее такой, как она есть, и даже обретает в ней своеобразный смысл.

Еще одно немаловажное направление в произведениях Александра Сергеевича

Значительное место занимает пейзажная лирика или образ природы в творчестве Пушкина. Для него гармоничное существование невозможно без общения с окружающей природой, без чувства слияния с ней. Она представлена в произведениях Александра Сергеевича очень разнообразной.

Можно найти и полные романтики южные пейзажи, и сюжеты неброской и где-то даже суровой северной природы в таких стихах, как утро", "Осень". Объединяет эти произведения то, что все они наполнены глубоким смыслом и особенным чувством жизни.

Как отмечают специалисты, исследующие вечные темы в творчестве Пушкина, он не навязывает природе своих эмоций и чувств, прекрасно понимая ее равнодушное отношение к человечеству. Его пейзаж по высказываниям Белинского - это восхитительные, полные безмолвного очарования невероятные картины.

Шедевром творчества Александра Сергеевича считается стих "Осень". В этом произведении он размышляет о российской природе, ее нежном очаровании, о деревенском уюте, а также о жизни вообще.

Сравнивая между собой различные времена года, сюжетный герой признается, что больше всего его восхищает осень с "ее красою тихою". Именно это очарование дарит творцу массу творческих сил, он ощущает огромный душевный подъем, и самое главное - его посещает вдохновение. Картины этого времени года более всего напоминают автору о его лицейских годах и близких товарищах.

Тема дружбы в творчестве Пушкина

Мотив этой темы присутствует во многих сюжетных линиях поэта. Такие стихотворения, как "К Чаадаеву", "И.И.Пущину", "К Языкову", "Арион". Все они свидетельствуют о том, что Александр Сергеевич остался навсегда предан всем своим лицейским товарищам. Это неотъемлемое присутствие ощущения дружеского плеча - самая огромная ценность для Александра Сергеевича Пушкина, которая не раз помогала и защищала его в годы одиночества: "Друзья мои, прекрасен наш союз".

Но не только тема дружбы в творчестве Пушкина представлена возвышенно и одухотворяюще. Немалое количество стихов он посвятил и любовным мотивам.

Восхищение творца женскими образами

Александр Сергеевич был величайшим ценителем девичьего очарования. Однако только лишь физическая красота, без присутствия духовных качеств, не смогла бы вызвать у поэта трепетного волнения и стать музой в творчестве. Любовь, пусть даже безответная, по мнению поэта, наполняет жизнь людей особым смыслом и, самое главное, это истинное чувство никогда не бывает эгоистичным.

Лирическое творчество Александра Сергеевича Пушкина навсегда останется образцом русской поэзии. Только оно способно развивать в человечестве понимание чувства изящности и пробуждает во всех поколениях самые лучшие качества.

Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве А.С.Пушкина на протяжении всей его жизни. В то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.

Уже в период раннего творчества Пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. Показательно стихотворение «Лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
В сатире праведной порок изображу
И нравы их веков потомству обнажу.

Так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных задач литературы, Пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. Поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.

В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». Еще в оде «Вольность» Пушкин сформулировал одну из основных задач поэта:
Хочу воспеть Свободу миру,
… На тронах поразить порок.

Реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «Эхо». В нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.

Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Оживляя героя, бог дает ему указание:
И, обходя моря и земли,
… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчества. Получается, что народу не нужна свобода («Свободы сеятель пустынный»), ведь у него в крови только одно наследие:

Ярмо с гремушками да бич.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт и толпа». По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
… Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкин подводит своеобразный итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство, по мнению великого поэта, может «прах пережить и тленья убежать», и прямое его предназначение в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Именно этим принципам и следовал Пушкин в течение всей своей жизни.