Как организовать курсы подготовки к егэ. Условия франшиз центров по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

24.05.18 17 332 4

Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

Как учить детей, чтобы зарабатывать

Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ , и теперь занимаются все.

ЕГЭ - это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.

Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все - и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании - репетиторы и центры подготовки.

Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ . Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.


Идея бизнеса

Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.

Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа - одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.



Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.

В 2015 году Максим оформил ИП . Форма налогообложения - патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС . Для Максима такой патент стоит 20 000 Р .

Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.

Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.

Как работать с клиентами

В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.

На курсы подготовки идут школьники 9-11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.

Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.

Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.

Одно дело - привлечь ученика, и совсем другое - чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» - 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.

Особенности: сезонность, текучка

Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.

Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.

В то же время август - самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе - это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период - всё, денег в этом году не будет.

В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август - самый затратный месяц, и он же - самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р . Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться - надо готовиться к межсезонью.

Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы - за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.

Прибыль с ученика 2956 рублей

2956 Р

Доход от ученика

6800 Р

Зарплата учителей

–1904 Р

–875 Р

–685 Р

Зарплата методистов

–250 Р

Зарплата администраторов

–100 Р

–20 Р

–10 Р

Сотрудники

Больше всего тратят на зарплаты учителям - 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.

В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ : они создают хорошую репутацию центру.

40%

от выручки идут на зарплату преподавателям


Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.

Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.

Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.


Помещение

Расходы на аренду вторые по величине - 13% от выручки.

Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.

13%

от выручки Максим тратит на аренду помещений

Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.

В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.



Сколько стоило расширение бизнеса

Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.

На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.

На что потратили 800 тысяч рублей:

  • 65 000 Р - первая версия сайта,
  • 91 000 Р - доработка и продвижение сайта,
  • 150 000 Р - контекстная реклама,
  • 150 000 Р - аренда трех новых помещений,
  • 138 000 Р - зарплата новым учителям.

Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.

Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.


В пяти пунктах

  1. Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ . Ниша готовая, мощная и естественная.
  2. Подготовка к ЕГЭ - предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
  3. Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
  4. Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
  5. Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.

Оборот: 320 000 ₽

Ученик-мест: 110

Навыки, которые позволили Александру и Кристине добиться таких показателей:

  1. опыт продаж в телефонных звонках и личных встречах
  2. коммуникабельность и уверенность в принятии спорных решений
  3. основательный подход к контролю качества обучения.

Чебоксары – город с невысокой средней зарплатой и численностью около 450 000 человек.
Франчайзи – Дмитрий и Мария.

Специфика города:

  • относительно бедный регион, в результате чего качественная подготовка доступна далеко не всем школьникам
  • средняя конкуренция в виде нескольких центров и большого количества репетиторов
  • отсутствие центров с качественной подготовкой к экзаменам с разделением групп на уровни

Результаты центра (март 2017):

Оборот: 350 000 ₽

Ученик-мест: 110

Навыки, которые позволили Дмитрию и Марии добиться таких показателей:

  1. опыт преподавания и знание слабостей системы образования
  2. внимательная и четкая работа с потенциальными клиентами
  3. основательный подход к контролю качества обучения

Добрый день!

Решение пришло не сразу. Сначала я мониторила рынок франшиз в целом, параллельно интересуясь тем, что происходит в сфере образования. Моя специальность — учитель математики, но в школе я никогда не работала. В начале своей карьеры попала в продажи и развивалась в этом направлении. Имею опыт работы менеджером по продажам в московском офисе региональной IT-компании, выросла до исполнительного директора. Потом 10 лет была профессиональной мамой, параллельно занималась математикой со старшей дочерью и детьми своих знакомых.

Пришло время подумать о своей занятости вне дома. Было четкое понимание, что не хочу быть наемным сотрудником и стоять в московских пробках. Вполне логично, что, учитывая мой управленческий опыт, опыт менеджера по продажам и репетитора по математике, я не смогла пройти мимо франшиз, связанных с дополнительным образованием.

Почему я выбрала Годограф? Ответ простой: при первых контактах с моими сегодняшними партнерами я увидела очень простые шаги к достижению цели. Инструкции, которые мне дали до заключения договора, позволили мне проанализировать рынок УЦ в городе. Уже на второй встрече мы говорили предметно. Мне показалось, что с таким подходом к регламентам мне не нужно будет думать, как реализовать проект, а все свои силы я затрачу на сам процесс. Интуиция меня не подвела. Вот уже год мы сотрудничаем. И меня до сих пор не покидает уверенность в том, что, какой вопрос бы ни возник, я всегда могу получить квалифицированную и оперативную помощь от коллег. Команда молодая и очень позитивная. Они всегда действуют на опережение. У меня четкое ощущение того, что я под надежным крылом.

Моя жизнь сейчас приобрела совсем другие краски в плане профессиональной реализации. Я сама задаю темп, время и место работы.

И еще у меня есть ощущение, что мы с моей командой делаем благое дело.

Спасибо Годограф, надеюсь, мы вместе станем самой крутой сетью в России!

Оборот: 600 000 ₽

Ученик-мест: 120

Навыки, которые позволили Алсу добиться таких показателей:

  1. прекрасное знание особенностей своего города;
  2. оптимизм и харизма;
  3. талант к публичным выступлениям;
  4. понимание особенностей психологии подростков.

Добрый день! Меня зовут Елена, я из г. Нижневартовск. Я купила франшизу центра «Годограф» в мае 2017 года. Сама я работаю 13 лет преподавателем в университете, и до приобретения франшизы я дополнительно занималась репетиторством со старшеклассниками – подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (математика). Предложение о покупке франшизы «Годограф» мне пришло по электронной почте от основателя сайта по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ «Незнайка». Данное предложение меня привлекло. Я стала в Интернете искать отзывы о данной франшизе, даже в социальных сетях нашла руководителя одного из филиалов центра «Годограф» и попросила дать реальный отзыв о покупке франшизы. Отзыв был положительный, сказали, что франшиза очень помогает, только надо очень много работать. Много работать я была готова.

Поначалу было сложно – поиск помещения, выступление на родительских собраниях, первый звонок, первый клиент, поиск преподавателей (самое сложное из всего). Но со стороны Центра была постоянная поддержка. Ко мне был прикреплен менеджер – очень приятная и отзывчивая девушка, готовая в любой момент помочь. Был предоставлен полный пакет материалов. Сразу после заключения договора был отправлен пошаговый план работы. В сентябре – октябре были проведены очень полезные вебинары, после которых получаешь такой заряд оптимизма, что готов свернуть горы. Если возникали какие-то вопросы, то ответа долго ждать не приходилось. Окупаемость всех затрат на запуск Центра и покупку франшизы была уже на 5-ом месяце работы.

Я считаю, что сделала правильный выбор, купив франшизу центра «Годограф». У меня есть свое дело и работа, которая приносит удовольствие. Хочется выразить благодарность руководителю центра «Годограф» Стерлядкину Андрею за его полезные вебинары, а также своему менеджеру Надежде, которая всегда готова помочь, подсказать, направить. На следующий год хочу, чтобы Центр стал самым лучшим и крупнейшим в г. Нижневартовске, чтобы ученики шли не к репетиторам, а в учебный центр. И я думаю, что так оно и будет!

Результаты центра (март 2018, 1-й год работы центра):

Оборот: 200 000 ₽

Ученик-мест: 75

Навыки, которые позволили Елене добиться таких показателей:

  1. серьезный опыт работы сфере образования;
  2. трудолюбие и умение работать в режиме многозадачности;
  3. стремление не только зарабатывать деньги, но и приносить пользу клиентам.

Елена пришла в этот бизнес из сферы образования, поэтому мы были уверены в том, что с качеством занятий и педагогами все будет в порядке, основными нашими (и Елены) задачами было привлечение клиентов и дальнейшая продуктивная работа с ними.

Когда благодаря своему упорству и любознательности (а также вебинарам, материалам франшизы и поддержке менеджера) Елена разобралась в скриптах продаж и других нюансах организационной работы, центр в Нижневартовске стал расти и развиваться. В итоге окупаемости проекта удалось достичь на 5 месяц работы , что мы считаем отличным показателем. На будущий год у Елены много новых глобальных планов, и мы абсолютно уверены, что их удастся воплотить и что во второй год центр станет еще больше и сильнее!

Добрый день! Меня зовут Максим, я франчайзи из г. Вологда с августа 2017 года. Первое профильное образование — иняз педагогического университета. На момент покупки франшизы у меня уже был опыт ведения бизнеса и достаточное количество необходимых компетенций и контактов для открытия учебного центра. Франшиза привлекла низким уровнем первоначальных инвестиций. Также уровень подготовки в школах не соответствует ожиданиям родителей и школьников, что привело к выводу о росте спроса на услугу в перспективе.

Я остановил свой выбор на “Годографе”, потому что они предоставляют практически готовый пакет документов и рекомендаций для открытия бизнеса с нуля, оказывают высокий уровень поддержки по всем вопросам благодаря компетентному коллективу. Поначалу было небольшое непонимание структуры материалов в пакете франшизы (по актуальности и приоритетности), но по мере работы стало все определенным и понятным.

Для меня общение с коллегами и учениками, наверное, самое интересное в работе.

Основная проблема, с которой столкнулся, — согласование расписания преподавателей, учеников, возможностей центра в момент старта и определение времени, когда следует начинать занятия.

За год работы я выявил особенности ведения этого бизнеса и некоторые свои ошибки и постараюсь улучшить показатели по ученик-местам, доходности и качеству услуги. Например, система оплаты за обучение по занятиям, а не помесячно, снижает доходность из-за большого количества пропусков по уважительным причинам. Кроме того, нужно закладывать определенный процент потерь при формировании небольших групп.

Результаты центра (март 2018, 1-й год работы центра):

Оборот: 250 000 ₽

Ученик-мест: 75

Навыки, которые позволили Максиму добиться таких показателей:

  1. наличие ключевых компетенций для предпринимателя;
  2. педагогическое образование и опыт ведения бизнеса;
  3. умение грамотно вести диалог и взаимодействовать с людьми.

Инструменты и процесс работы:

Максим – это человек, который отличается талантом к предпринимательству и деловому общению. Это мы отметили еще на встрече в нашем головном офисе в Москве, и уже тогда убедились, что сотрудничество будет продуктивным и успешным.

Отдельную роль сыграло качество услуги и клиентоориентированность. Несмотря на то, что стоимость занятий в «Годографе» в Вологде выше, чем в большинстве других центров, это не сказалось негативно на потоке клиентов. При сильном составе педагогов и грамотной работе с клиентами, цена не является ключевым фактором выбора. Как результат, ученики (и их родители) не только знали, что за качественной подготовкой стоит идти в «Годограф», но и приводили своих друзей и одноклассников на занятия.

На будущий год у Максима много идей и задумок по развитию центра. Мы видим серьезный потенциал проекта и поэтому уверены, что в следующем году «Годограф» в Вологде вырастет по количеству учеников как минимум в 2 раза!

Результаты центра (март 2018, 1-й год работы центра):

Оборот: 200 000 ₽

Ученик-мест: 50

Навыки, которые позволили Ирине добиться таких показателей:

  1. упорство, трудолюбие и смелость;
  2. опыт преподавания и понимание формата ЕГЭ и ОГЭ;
  3. умение находить подход к людям.

Образование является, пожалуй, одной из самых важных инвестиций в будущее. Чтобы освоить профессию, которая котируется в обществе и будет приносить весомый доход, необходимо получить соответствующее образование. А одним из обязательных условий поступления в любой ВУЗ страны является сдача единых государственных экзаменов. Сейчас важность успешной сдачи ЕГЭ приобрела еще большее значение, так как ВУЗы с каждым годом ужесточают требования для поступления (особенно на бюджетные места, количество которых к тому же имеет явную тенденцию к сокращению).

Ни для кого не секрет, что подготовиться к ЕГЭ, опираясь только на материал, предлагаемый узкими рамками школьной программы, практически невозможно. Курсы по различным предметам просто не предполагают такого раздела, как подготовка к единому госэкзамену. Чтобы успешно пойти данное испытание, ученик должен не только обладать необходимыми знаниями, но и понимать специфику различных форматов заданий. Кроме того, включать элементы подготовки к данному типу аттестации в программу каждой из школьных дисциплин просто бессмысленно, ведь помимо предметов, обязательных к сдаче (русский язык и математика), существуют также экзамены по выбору. И, согласитесь, для учеников, которые решили связать свое будущее с физикой или математикой, подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам будет пустой тратой времени.

Итак, дополнительные занятия – это необходимость. Организованный бизнес по подготовке к ЕГЭ является молодой, но перспективной отраслью, поскольку предоставляет своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с частным репетиторством.

Во-первых, подобные центры подготовки ручаются за квалификацию своих преподавателей. Будущие абитуриенты, ищущие репетиторов через Интернет, обычно сталкиваются с риском приобрести «кота в мешке». Во-вторых, одним из неудобств занятий с частным репетиторством является выбор места занятий, и центр подготовки решает данную проблему, предлагая своим клиентам комфортный офис, оснащенный необходимой техникой и мебелью.

Перед тем, как начать

Определитесь с тем, какие услуги будет предоставлять ваш центр. Не обязательно сразу включать в учебную программу подготовку к ЕГЭ по всем школьным курсам. Некоторые предметы в силу своей специфичности пользуются невысокой популярностью среди учеников, поэтому на первоначальном этапе становления бизнеса от них лучше отказаться. Удобнее и рентабельнее будет сделать упор на дисциплины, обязательные к сдаче (русский язык и математика), и наиболее популярные предметы (в 2015 году это были физика, обществознание, история и биология).

Именно по данным направлениям нужно набрать штат преподавателей (на данном этапе целесообразно соблюдать соотношение «1 преподаватель – 1 дисциплина») и составить программу курсов подготовки к госэкзаменам. Последний пункт нуждается в тщательной разработке и контроле со стороны профессионалов. Программа курса должна включать совершенствование знаний по предмету и наработку навыков ответов на различные варианты экзаменационных заданий – от тестовых до творческих.

Кроме того, нужно составить расписание занятий с упором на вечерние часы (так как днем будущие абитуриенты заняты в школе). Примерное время работы подобных центров – 16.00 – 22.00. За это время можно провести три занятия продолжительностью по 2 часа или два занятия по 3 часа. Грамотно составленное компактное расписание позволит организаторам на первом этапе обойтись однокомнатным офисом (что в свою очередь сделает аренду доступной).


Документы и лицензии

Существуют два варианта юридической регистрации в данном бизнесе – это индивидуальное предпринимательство в сфере дополнительного образования (ИП) и негосударственное образовательное учреждение (НОУ).

Регистрация ИП отличается простотой и отсутствием многих формальностей (не обязательно покупать кассовый аппарат и получать разрешение СЭС на открытие офиса, а также заводить санитарные книжки для своих сотрудников). Главным минусом ИП в данном случае является невозможность посредничества, то есть владельца центра не имеют права нанимать на работу сотрудников. Договор об оказании услуг ваши клиенты заключают непосредственно с преподавателями – именно они должны быть зарегистрированы в качестве ИП (что, в свою очередь, налагает на них обязанность по уплате налогов).

НОУ, напротив, более удобно для преподавателей (которым в таком случае не нужно заботиться о налоговых выплатах), но и более обременительно для владельцев бизнеса. Для получения лицензии необходимо предоставить информацию о соответствии учебных помещений нормам ЭС, заключение пожарной службы, сведения о материально-технической базе центра, методический план занятий, сведения о численности штата преподавателей и примерном количестве учеников и некоторые другие сведения. Зато, имея лицензию на открытие НОУ, вы сможете официально принимать на работу преподавателей и других сотрудников.


Основные риски

Одним из минусов бизнеса по централизованной подготовке к госэкзаменам является его сезонность. Как правило, подобные центры востребованы с сентября по май-июнь, и создается риск, что два-три месяца «простоя» окажутся убыточными в плане аренды, ведь в летние каникулы школьники предпочитают отдыхать, а не заниматься.

Чтобы жаркие месяцы не стали месяцами вынужденного простоя, многие владельцы центров по подготовке к ЕГЭ открывают на их базе детские или семейные клубы. В каникулы особенно актуален первый вариант – многие родители, занятые на работе, с удовольствием отправляют туда своих детей. Таким образом, чадо не просто «прогуливает» свободные дни, а оказывается вовлеченным в творческие проекты, развивает свои таланты и, что немаловажно, находится под присмотром.


Местоположение

Идеальное место для открытия центра подготовки к ЕГЭ – это центральные районы города. Чем ближе ваш офис к центру города, тем больше проходимость в данном месте и тем удобнее он расположен для потенциальных клиентов. К тому в центральные районы легче добираться практически из любой точки города.

Цены на аренду в разных субъектах РФ, разумеется, имеют достаточно широкий диапазон, однако примерный «коридор» - 500-1500 рублей в месяц за один квадратный метр (цены указаны с увеличением от периферии к крупным городам). Как было уже сказано выше, при грамотно составленном расписании для нормального функционирования центра будет достаточно однокомнатного помещения, рассчитанного на десять-пятнадцать рабочих мест. Примерная площадь подобных классов – 25-30 квадратных метров. Помните, что офис в обязательном порядке должен соответствовать общим нормам СанПиН.


Кадры

Квалифицированные педагоги, обладающие серьезным педагогическим опытом и разбирающиеся во всех нюансах формата ЕГЭ – это главная составляющая успеха вашего будущего бизнеса. Собственно, знания и навыки педагогов – это тот товар, который центр подготовки к ЕГЭ предлагает своим клиентам, поэтому к выбору кадрового состава нужно подойти крайне ответственно.

Обязательными требованиями к кандидатам, желающим работать в вашем центре, являются наличие педагогического образования и педагогического стажа, а также опыт подготовки учеников к аттестации именно в формате ЕГЭ (каким бы знатоком своего предмета ни был учитель, отсутствие последнего пункта в резюме делает его бесполезным для данного бизнеса).

Универсальным средством рекрутинга кадров является Интернет – здесь на помощь придут и различные HR-порталы (как региональные, так и всероссийские – на них можно размещать объявления о вакансиях центра и самостоятельно искать резюме), и социальные сети. «ВКонтакте», как самая крупная и популярная российская соцсеть, будет особенно полезна - обязательно нужно создать группу, посвященную деятельности центра. Через эту группу вы сможете не только рекрутировать преподавателей, но и осуществлять пиар бизнеса.

Чтобы привлечь к сотрудничеству преподавателей, большинство из которых привыкло использовать в качестве источников дополнительного (а то и основного дохода) частное репетиторство, нужно будет проявить гибкость. Частное репетиторство не облагается налогами, поэтому своим новым сотрудникам вы должны предложить условия, которое перекроют преимущества данного заработка. Основными бонусами сотрудничества педагога с центром подготовки к ЕГЭ, без сомнения, являются стабильность и более спокойный формат работы – учителю больше не нужно осуществлять поиск учеников и ездить по различным адресам для проведения занятий (как вариант – принимать учеников у себя дома, что также создает определенные неудобства для педагога и его семьи). К тому же в уютном и оборудованном офисе можно проводить не только индивидуальные консультации (основной формат занятий, практикуемый репетиторами), но и занятия в группах, что приносит больший доход.


Маркетинг

Персональный сайт – это часть имиджа любого бизнеса. Виртуальная «визитная карточка» должна иметь привлекательный и лаконичный дизайн, отражать основную информацию о деятельности вашего центра (перечень предметов, стоимость и расписание занятий, список преподавателей с указанием их квалификации, адрес и контакты, и т.д.) и не отличаться чересчур сложной навигацией. «Цена вопроса» начинается от 10-15 тысяч рублей. В дополнение к сайту желательно создать страницу в социальной сети, поскольку будущие абитуриенты (и многие их родители) обычно являются адептами «ВКонтакте» и «Инстаграма». Цена за ведение группы «ВК» состаляет около 2 тысяч рублей за месяц, в «Инстаграме» - около 1 тысячи. Однако функцию контент-менеджмента в соцсетях, так же, как и ведение сайта, можно делегировать администратору центра.

Хорошей рекламной площадкой в данном случае будут являться тематические места (например, магазины канцтоваров, книжные магазиины и точки продажи подростковой одежды и школьной формы, а также стенды, расположенные рядом с учебными заведениями). Кроме того, можно размещать рекламу в автобусах или лифтах (цна за одно рекламное место в одном лифте или одном автобусе за месяц состаит порядка 2 тысяч рублей).


Оборудование

Основной инструмент педагогов центра – это их опыт и знания, поэтому больших вложений оборудование офиса не потребует. Тем не менее, необходимо создать достойные условия для труда педагогов и занятий учеников, другими словами – сделать ваш офис таким местом, где приятно заниматься и ничто не отвлекает от учебного процесса. Для этого нужно арендовать подходящее помещение (непременно с хорошей звукоизоляцией, чтобы посторонние звуки извне не мешали занятиям), оснастить его необходимой учебной мебелью (стулья, столы, шкафы, оргтехника и проектор), закупить учебные пособия. Затраты на данные статьи (вместе с арендой) в среднем составляют 100-200 тысяч рублей.


Рентабельность

Средняя стоимость одного часа занятий с частным репетитором составляет 300-500 рублей. Чтобы не потерять клиентов, эксперты рекомендуют повышать данную цифру не более чем на 100 рублей в час. При этом большинство действующих центров по подготовке к ЕГЭ придерживаются практики единовременной оплаты всего учебного курса либо разбивают оплату на две части. Средняя цена на курсы - 15 тысяч рублей за один предмет (5-6 месяцев, два занятия в неделю, длительность занятия – 3 часа). Что касается ежемесячной оплаты труда преподавателей, то наиболее распространенный вариант здесь – процент от общего дохода с ученика или группы (в среднем – 15%).

Допустим, если группа составляет 10 человек, каждый из которых приносит в центр по 15 тысяч рублей, то доход от группы за полный курс обучения составляет 150 тысяч, а месячный доход – 25 000. Заработная плата преподавателя за ведение одной группы в месяц составит порядка 3800 рублей.


Резюме

Какой бы критике не подвергались формат и процедура единого государственного экзамена, в ближайшее время данная форма оценки школьных знаний прекращать свое существование не собирается. Не стоит также забывать и про ГИА – «младшего брата» ЕГЭ. Поэтому услуги дополнительного образования всегда будут пользоваться спросом. С другой стороны, затраты на открытие бизнеса по подготовке весьма небольшие (даже в Москве и Санкт-Петербурге стартовый капитал в данной сфере редко превышает 300 тысяч рублей). Совокупность двух вышеозначенных факторов делает открытие центра по подготовке к ЕГЭ перспетивным и не очень сложным вариантом способа получения прибыли.

О текущем состоянии рынка онлайн-обучения, конкурентных преимуществах и отличиях региональных клиентов Арсений Филин, основатель проекта GrandExam , рассказал в интервью Контур.Журналу.

Возникновение идеи

Первоначально возникла банальная идея — открыть обычный центр обучения с групповыми занятиями и по мере развития постепенно расширять его. Фактор с расширением был решающим, поскольку с обычными репетиторскими занятиями такой возможности нет. Чтобы реализовать эту идею, нужно было найти помещение и привлечь единомышленников, что оказалось несложно, так как в среде студентов сейчас каждый второй работает репетитором. Останавливало лишь то, что сама идея казалась скучной — сейчас центры обучения встречаются сплошь и рядом, на каждом шагу. К тому же сразу стали возникать вопросы с поиском подходящего помещения, получением разных документов. Так появилась интересная мысль попробовать организовать школу в онлайн-формате.

Свою первую трансляцию мы провели два года назад. На тот момент на рынке онлайн-подготовки к ЕГЭ уже основательно обосновался такой крупный игрок, как «Фоксфорд». Это серьезный конкурент — он работает на базе Московского физико-технического института, следовательно, у него изначально была солидная образовательная база, опытные преподаватели и авторитет.

Помимо «Фоксфорда», некоторые центры обучения открывали онлайн-направления, также стали появляться стартапы. В целом ситуация с конкурентами складывалась следующим образом: с одной стороны, были преподаватели, которые собирали группы, с другой — крупные игроки. Кроме того, те онлайн-курсы, которые существовали, либо имели проблемы с качеством услуг и сервиса, либо выставляли высокую стоимость, которая для жителей регионов была просто неподъемной. Вполне возможно, что игроки с высоким ценником изначально ориентировались в первую очередь на Москву и Петербург, для которых эта цена более адекватна. Мы же исходили из того, что в какой-нибудь сибирской деревне, где нет хороших репетиторов, живет школьник, мечтающий поступить в хороший вуз в областном центре, и мы можем помочь ему в этом. Так, оценив ситуацию и пообщавшись с потенциальными клиентами, мы поставили для себя вполне конкретную задачу: обеспечить достойное качество услуг, занять свободную на тот момент ценовую нишу и ориентироваться на регионы.

Онлайн vs офлайн

Сейчас появляется все больше интернет-проектов, в частности, Яндекс недавно объявил о запуске курсов по подготовке к ЕГЭ. Конкуренция заметно растет, хотя онлайн-формат по-прежнему не так хорошо развит, как обычные курсы. Чем это объясняется? Не буду лукавить: если заниматься индивидуально с хорошим репетитором очно, результат будет лучше. Это я как репетитор говорю. Но я бы поспорил на тему того, что эффективнее — очные курсы в группах по десять человек или онлайн-обучение. Дети, занимаясь в обычных группах, часто стесняются задавать вопросы, потому что боятся выглядеть глупо перед своими сверстниками. Присутствуя в онлайне под ником, они раскрепощаются и активнее включаются в обсуждения.

В то же время до сих пор существует страх, что в онлайне что-то будет не так по сравнению с традиционными уроками. И он возникает не на пустом месте. Мы каждый год подводим итоги и что-то совершенствуем. Например, два года назад уроки выглядели так: преподаватель писал что-то на графическом планшете, ученики на экране все это видели, но сам преподаватель не показывал свое лицо. С такого формата начинали практически все школы. Было ощущение, что контакта между зрителем и преподавателем нет, было меньше вопросов от ребят. Поэтому важно подобрать правильный формат, найти нужную технологию. От этого многое зависит. Сейчас перед учениками стоит живой учитель, он пишет на доске маркером, как в обычном классе, и стало намного лучше.

Для того, чтобы привлечь ребят и показать им, что онлайн-формат тоже может быть эффективным, появилась идея создать бесплатный образовательный блок. Мы реализовали эту идею в виде открытого YouTube-канала: ребята смотрят бесплатные онлайн-уроки, а потом уже принимают решения, продолжать ли заниматься платно. Такие онлайн-уроки мы сделали по всем предметам, которые у нас были в этом году. Снимали их по сценарию, с большого количества дублей, ответственно подходили к монтажу, и в целом эта инициатива себя оправдала: источником большинства заявок и переходов на нашу страницу оказался именно YouTube-канал. На мой взгляд, такой подход должен привлекать наибольшее количество ребят, так как создает ощущение открытости — ребенок видит, кто и что ему будет рассказывать.

Система подготовки

Мы решили предлагать полугодовые курсы, на которые набирали ребят еще в феврале. Это позволило нам снизить некоторые риски, в том числе повлияло на количество записавшихся на курсы ребят, потому что с репетиторами обычно определяются в сентябре или в конце августа. Поэтому курсы не были заполнены полностью, а наши ожидания были на большее количество учеников. В итоге на каждый курс мы набрали небольшие группы по десять человек.

В этом году мы разделили курсы на два формата — онлайн-лекции и лекции с автономным доступом. Идея оформилась еще осенью. К онлайн-лекциям ребята подключаются по расписанию, на них они активно общаются — могут задать вопрос в чате или озвучить его голосом. Что касается автономного доступа, то этот формат предполагает обучение по видеозаписи в удобное для ученика время. Сторонников именно второго формата оказалось достаточно много, тем более что в этом случае просмотр лекций возможен за меньшую стоимость. Конечно, качество обучения немного падает, но, с другой стороны, материальная составляющая сыграла свою роль — за счет нее количество учеников заметно прибавилось. Такой формат с видеозаписями мы придумали сами.

Эксперименты с форматами и временными периодами необходимы для того, чтобы понять, что действительно работает. Все необходимо отрабатывать. Тем более что в этом году мы открывали курс по русскому языку с новым преподавателем.

Когда ребята подписываются и выбирают формат, их сразу предупреждают, что очное обучение предполагает домашнее задание, которое будет проверять преподаватель. ЕГЭ, как известно, делится на две части: тестовая часть, которую можно проверять компьютером, она и на экзамене так проверяется, и часть с развернутым ответом, когда надо либо задачу решить, либо сочинение написать. Если ребята обучаются у нас очно, они эти задания делают, и мы видим, какой у них прогресс.

Задание с развернутым ответом мы проверяем по тем же критериям, что и на реальном экзамене. Например, в математике весь курс посвящен усложненной части. Мы анонсировали курс для «профильных» ребят, которые тренируют часть с развернутым ответом. В процессе проверки видно, насколько человек усвоил или не усвоил материал. Ученику приходит результат, что он на такой-то бал написал задание, и на следующем занятии после обучения мы разбираем все непонятные моменты. Возможен и другой вариант: ученик пишет в течение недели преподавателю, и он разбирается с ними письменно в чате. Также два раза в год мы проводим пробный ЕГЭ.

В следующем году мы обязательно откроем курс по обществознание, потому что на этот предмет есть запрос. Если будут возможности, то, скорее всего, попробуем по максимуму открыть курсов. Просто нужно ответственно к этому подойти — в первую очередь найти преподавателей, которые будут эти курсы вести. Мы берем студентов. Во-первых, нам самим комфортнее работать с ребятами нашего возраста, чем с репетиторами за 30-40 лет, во-вторых, им же самим проще общаться с учениками из-за не слишком большой разницы в возрасте.

Плюсы и минусы ЕГЭ

Типы заданий, которые появляются на ЕГЭ, как правило, известны. В какой-то степени это напоминает вузовский экзамен, когда человек должен отвечать по билетам, но эти билеты ему раздают заранее, и его задача — просто выучить. В этом, в общем-то, суть ЕГЭ.

Что мне самому нравится в этом экзамене, так это четкость. Есть кодификатор, своего рода перечень формул и знаний, которые будущий абитуриент должен знать. Какая задача под каким номером по какой теме и уровень сложности этих задач просматриваются в пробниках или книжках по подготовке.

Но есть в системе ЕГЭ, конечно, и свои проблемы. В прошлом году мы готовили ребят и заметили, что результат оказался несколько ниже того, что они демонстрировали на пробных экзаменах. Оказалось, что в 2016 году это была глобальная проблема, потому что организаторы ЕГЭ по математике решили внезапно поставить вместо каких-то стандартных заданий, которые ребята уже до уровня автоматизма научились решать, более сложные. Тем не менее в целом такая система гораздо более предсказуема по заданиям. К тому же она не предполагает никаких дополнительных вопросов. По-моему, все абсолютно прозрачно и, если человек хочет сдать на 100 баллов, то он без проблем сдаст, главное — то, насколько интенсивно он готовится. И, разумеется, это гораздо проще, чем, например, идеально сдать вступительные экзамены в вуз, как это было раньше.

У ЕГЭ есть некоторая специфика: человек должен отучиться в школе, где ему объяснят материал, потом из этого материала он уже должен какие-то фрагменты тренировать, а какие-то может благополучно забыть до университета, потому что их просто не спросят. В связи с этим для успешной сдачи ЕГЭ надо либо в школе организовывать специальные дополнительные занятия, где люди будут подтягивать знания по тестам, либо ориентироваться на дополнительные занятия.

До того, как я начал заниматься онлайн-школой, я работал репетитором, и у меня не было возможности сравнить уровень подготовки детей в регионах и в столице. Сейчас я могу сделать вывод, что уровень в регионах местами чуть ниже. Но что касается вопроса мотивации ребят из некрупных городов, то она в разы выше, чем в столице. Ребята из регионов хватаются за каждую возможность как-то поднять свой уровень, серьезно относятся к процессу подготовки. На наших курсах в этом году много ребят училось из Воронежа, в итоге они все дружно поступили в МГТУ им. Баумана.

Сложности

Глобальной сложностью в первый год запуска проекта было привлечение ребят. Их нужно было найти. Мы тогда еще не вели наш блог на YouTube, поэтому уговорить ребят прийти к нам было намного сложнее. Эта сложность, на самом деле, до сих пор остается, и мы надеемся в следующем году ее преодолеть при помощи более интенсивного развития нашей бесплатной системы.

Технические сложности тоже возникали. Например, в прошлом году мы арендовали сторонний сервер, устанавливали на него наше программное обеспечение. Это что-то вроде Skype, только заточенная под обучение система. Она нас подводила время от времени, были технические сбои в процессе занятий, но мы к этому спокойно относились, так как понимали, что пока тренируемся и прощупываем все возможности. В этом году мы организовали трансляцию на собственном сервере и тем самым избавились от большинства проблем, связанных со временными сбоями.

Были, конечно, сложности с тем, где найти помещение для съемок. Это был серьезный вопрос, потому что мы изначально отталкивались от очень маленького бюджета, и помещение нам было нужно очень маленькое, чтобы только поставить там камеру и повесить доску. В этом году эту проблему удалось решить.

Какой-то суммы, которую мы вложили в проект, сразу не было. Мы вкладывали средства постепенно, по мере развития. В целом нам потребовалось несколько сотен тысяч рублей. В этом году мы окупили нашу систему, но говорить о том, что мы получили какую-то прибыль сверх этого, пока что рано.