Исцеление внутреннего ребенка. Кто такой Внутренний Ребенок и что делать, когда ему страшно одиноко

Взрослые люди иногда ведут себя как дети . Это проявляется через шалости, игривость, восторг, очарование и неконтролируемые творческие порывы.

В такие моменты сознанием управляет так называемый «Внутренний Ребенок», который есть в каждом из нас.

Что это такое?

Понятие «Внутренний Ребенок» активно применяется в психотерапии и обозначает часть сознания , которая вмещает в себя опыт из детства и внутриутробного периода развития.

Всего у человека есть три состояния : . Каждое из них — это набор поведенческих реакций, позиций, чувств и мыслей.

Как ведет себя и что чувствует человек в состоянии ребенка?

В состоянии Ребенка человек проживает свой детский опыт . Если ранее он получил от родителей достаточно любви и заботы, ВР будет счастлив и здоров.

Когда ВР здоров, человек радуется мелочам, готов к общению с окружающими, тяготеет к творчеству, не испытывает моральной усталости и прибывает в гармонии.

Если человека в детстве игнорировали, обижали, запугивали, унижали и издевались над ним, то Внутренний Ребенок будет болен . В таком случае ВР напуган, агрессивен и не способен к построению нормальных отношений с окружающими.

Человек в состоянии Ребенка ведет себя инфантильно, совершает необдуманные поступки и руководствуется своим внутренним «хочу!».

При этом он творчески активен и общителен, игрив и искренен в своих действиях, словах и чувствах.

Если у руля встает ВР, человек реагирует на любую ситуацию в настоящем так, как он отреагировал бы на нее в детстве .

Как познакомиться со своим ВР?

Если подавлять своего внутреннего ребенка или пытаться его игнорировать, это приведет к , бессоннице, срывам и , а также утрате части своего потенциала и способностей. Ведь именно ВР ребенок отвечает за креативное мышление.

Чтобы услышать внутреннего ребенка и познакомиться с ним, надо попытаться вызвать его на разговор. Для этого представьте ВР у себя в голове как некий образ, обитающий в комнатке под названием «сознание».

Как он выглядит? Во что он одет? Как ведет себя и как здоровается? Какие эмоции транслирует своим поведением? Есть ли с ним рядом кто-то, или он всегда один? Что он хочет высказать своему Взрослому ?

Если сложно вызвать образ ВР в голове, начните с воспоминаний о детстве . Вспомните себя, свои переживания и желания.

Чаще всего плохо налаженный с внутренним ребенком контакт проявляется в качестве отсроченных эмоций.

Уже после происшествия, вызвавшего эмоциональный отклик , человек плачет, пугается, переживает или обижается.

При этом чувства и их проявления имеют истинно детскую природу и отсутствие «взрослых» предпосылок и их проявлению. Солидные дяди и тети подавляют эти эмоции .

Но чтобы познакомиться с ВР, придется дать волю сознанию, плакать кричать и смеяться, повинуясь Ребенку. Надо прожить эмоции, которые транслирует ваш ВР.

Как общаться с ним?

Если Внутренний Ребенок позабыт и заброшен , человек:

  • замыкается в себе и перестает уверенно себя чувствовать в обществе;
  • скрывает свои настоящие чувства (будь то , желание найти выгоду или боязнь быть неудобным);
  • время от времени человек чувствует себя уставшим;
  • иногда возникают приступы неконтролируемого раздражения;
  • приходится заставлять себя выполнять те или иные дела.

Чтобы целенаправленно начать общение с ВР, надо входить в состояние релаксации .

Для этого можно медитировать или просто остаться в одиночестве и отрешиться от внешнего мира, забыть о проблемах.

  1. Используйте для общения образы , ведь творческий Ребенок охотно на них реагирует. Можно представить полянку, коридор или замок, в который вы приглашаете ВР для разговора. Красочно представьте свой путь к этому месту, трепет перед предстоящей встречей.
  2. Ребенок может уже ожидать вас в назначенном месте, или появиться немного позже. Проявите терпение .

    Возможно, с первого раза у вас не получится связаться с эго-состоянием, если ранее вы всегда игнорировали.

  3. Когда Ребенок придет на встречу, покайтесь перед ним . Попросите прошение за то, что всегда оставляли его без внимания и часто пытались подавить. ВР должен принять ваши извинения, и утвердительно ответить на предложение о дружбе.
  4. Теперь, когда ВР стал вашим другом, можно общаться с ним напрямую , прислушиваясь к своим эмоциям в режиме «онлайн».

Правила работы

В детстве нам приходится встречаться с травмирующим опытом .

Родители отказали в покупке желанной игрушки, в школе дали обидную кличку или забрали портфель.

Мама назвала глупым, а папа «дал ремня». Все это отпечатывается в нас и формирует эго-состояние.

Отношение человека и его Внутреннего Ребенка — это всегда копия взаимоотношений самого человека в детском возрасте и его родителей. В случае с опытом разрушающих отношений важно :

  1. Сделать так, чтобы человек смог сострадать своему ВР, а не проявлять агрессию в отношении него.
  2. Создать условия, при которых человек сможет оказать поддержку своему Внутреннему Ребенку и помочь пережить отрицательные эмоции.

Мы не можем отменить травмирующее событие, ведь оно уже произошло и повлияло на эго-состояние. Но мы можем переосмыслить тот опыт, заместив его более удачным. Для этого и проводят работу с Внутренним Ребенком.

Взрослый человек возвращается в ситуацию из детства, породившую отрицательные чувства. Но теперь он вмешивается в процесс , наделяя Ребенка инструментом для совладания. Теперь опыт, который уже был пережит когда-то, примет позитивный окрас.

Пример : Женщина сильно обиделась и расплакалась, когда муж отменил поход в кафе из-за работы.

Наличие уважительной причины для корректировки планов и отсутствие почвы для обиды подтолкнули женщину к тому, чтобы посетить групповую психотерапию .

В процессе разбора ситуации и проигрывания сцены , женщина снова начинает плакать.

На вопрос специалиста по психологии: «Сколько тебе сейчас лет?», отвечает: «Шесть».

Именно в этом возрасте клиентка получила травмирующий опыт , когда мать обещала сводить дочку в кино, но отказалась после того, как девочка случайно пролила на себя воду перед выходом из дома.

Мама указала дочке на то, как она неопрятна. После этого клиентка была наказана и осталась в комнате одна, испытывая обиду, боль и чувство вины .

Для коррекции опыта клиентка мысленно обращается в этот момент к своему ВР со словами поддержки, используя образ доброй волшебницы.

Правила работы с Внутренним Ребенком:


Если Внутренний Ребенок травмирован, а причины этой травмы теряются глубоко в детстве и вызывают шквал негативных эмоций, работать с эго-состоянием без помощи специалиста не стоит.

Упражнения для исцеления

Простые шаги для исцеления Внутреннего Ребенка :

  • взять на себя ответственность за удовлетворение желаний ВР;
  • заменить отрицательные убеждения ВР на новые и позитивные установки;
  • проработать стадии развития, не пройденные в детстве;
  • использовать позитивные послания, обращенные к ВР;
  • выполнять упражнения для исцеления ВР.
  1. Упражнение «Я дарю тебе желание» . Постарайтесь вернуться в детство и вспомнить, чем вы любили заниматься. Возьмите листок бумаги и запишите возникшие идеи. Это могут быть любые ваши детские развлечения (прыгать на кресле, рисовать красками, собирать фигурки из веточек, наряжаться в красивую одежду, лазать по деревьям и т.д.). Когда у вас наберется 20 пунктов, переходите к исполнению поставленных задач.
  2. Упражнение «Поддержка» . Найдите детские фотографии, на которых вам не более 6ти лет. Внимательно рассмотрите свое выражение лица на этих фото. Что оно излучает? Радость или тревогу? Малыш доволен своей жизнью? А теперь поговорите с фотографией. Спросите у ребенка, почему он выглядит грустным или напуганным. Поговорите с малышом. Сообщите, что . Скажите, что вы всегда будете защищать ребенка и гордитесь им.
  3. Упражнение «Письмо» . Возьмите два маркера. Обратитесь к Внутреннему Ребенку с просьбой о том, чтобы он вышел на контакт. Затем возьмите в каждую руку по маркеру. Доминантной рукой пишите на листке бумаги вопросы к ВР. А посредством недоминантной руки вам будет отвечать ВР.
  4. Упражнение «Праздник» . Устройте своему Внутреннему Ребенку праздник. Можно сделать это мысленно, если контакт с ВР уже хорошо налажен. Если нет, используйте внешние атрибуты (торт, колпачки, шарики и хлопушки). Посвятите этот праздник своему уязвимому эго-состоянию, чтобы вселить в него и ощущение собственной значимости.

Внутреннего Ребенка (особенно если он болен) часто ошибочно воспринимают как противника , который пытается подорвать стабильный эмоциональный фон взрослого и сдержанного человека.

Но внутренний Ребенок не является вашим врагом. Он всего лишь часть сознания, которая сигнализирует о наличии серьезных переживаний и пытается привлечь внимание к проблеме.

Внутренний ребенок живет в каждом из нас. Насколько он важен для нас? Узнайте из видео:

Медитации – это ключ к формированию реальности, способ воздействия на подсознание, формирование себя самого, как новой личности. Выявив свои слабые стороны и страхи, их можно искоренить медитациями. Одна из таких проблем, над которыми нужно работать, это наш внутренний ребенок. Существует много практик, задача которых, как раз-таки, помочь своему ребенку. Все они имеют общее название: «Внутренний ребенок медитация». Это поистине глубокие, насыщенные медитации, достоинства которых будут описаны ниже.

Однажды я нашла медитативную диагностическую технику, которой поделюсь ниже. Ее результаты меня поразили. Такое простое, буквально десятиминутное упражнение, открыло мне глаза на то, чего я не знала. О том, что движет моими поступками, что я пытаюсь получить от мира и от других людей, и чего мне больше всего не хватает. Позже я поняла, что я подсознательно знала об этом, но не хотела себе признаваться.

Суть, возможности и ограничения данной медитации

Медитативные практики, связанные с внутренним ребенком, имеют огромную силу. Только представьте. Когда-то давно вы были ребенком. Иногда вас обижали родные, в чем-то отказывали, за что-то наказывали и что-то категорически запрещали. Все эти воспоминания сидят в нас, пусть и неосознанно. Они продолжат управлять нами. Хватало ли нам внимания и любви родителей в детстве? Лелеяли и баловали они нас или, напротив, постоянно ругали и всем были недовольны? Какой образ оценки себя самого привили: говорили, как вы прекрасны и замечательны или как глупы и непослушны?

Часто бывает так, что люди, чья низкая самооценка была сформирована еще в детстве родителями, во взрослом возрасте считают, что не достойны любви и принятия. И они начинают угождать другим, подстраиваться, терпеливо сносить все то, что их не устраивает. Даже в пределах своей собственной семьи. Ведь любовь не бывает просто так, ее нужно заслуживать.

Вот с этими установками и борется медитация на внутреннего ребенка. Она помогает найти источник неуверенности и боли, перестроить отношение к детским проблемам и травмам. Узнать, что такое самоценность. Подарить так необходимую любовь себе самому. И начать жить по-новому. Такие практики ничего не оставляют неизменным. Определив проблему, которая движет нами, с ней можно начать бороться.

Нашему внутреннему ребенку часто не хватает любви, внимания и заботы. Этих подарков не надо ждать от других людей. Вы сами можете сделать себя счастливой.

Техники медитации для работы с внутренним ребенком

Самое первое, с чего нужно начать — это встреча. Именно благодаря ей вы сможете открыть свой внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и пониманием того, что все обиды нужно отпустить и отправить далеко от себя. Представленная ниже техника поможет вам улучшить свое состояние, открыть подсознание, поверить в себя и отпустить обиды.


Встреча с внутренним ребенком медитация

Встреча с внутренним ребенком — это ваша первая встреча с самим собой. Для тех, кто только начинает практику, может показаться, что такая медитация — это некие видения, которые не должны быть у человека, но на самом деле это не так. Встреча с внутренним ребенком поможет вам посмотреть на себя со стороны:

  1. Найдите десять минут на самого себя. Сделайте освящение тусклым. Прилягте на кровать. Если чувствуете, что можете уснуть, лучше сядьте, вытянув вперед ноги. Подышите немного. Отключите поток мыслей. Если не получается, сосредоточьтесь на окружающих звуках.
  2. Когда будете полностью расслаблены, представьте, что с неба в вашу голову опускается золотой луч света. Постепенно этот свет заполняет ваше тело. Он проникает во все ваши органы и клетки. А теперь он выходит за пределы вашего тело, окутывая собой пространство вокруг вас.
  3. А теперь представьте, что вы находитесь на опушке леса. Здесь стоит скамейка, а на ней сидят… ваши родители. Они совсем молодые. Что они делают? Обнимаются или ругаются? Им радостно или тоскливо? Они вас не видят, но вы видите их. Что вы чувствуете? Вдруг, рядом с ними оказался ребенок. Красивый, маленький ребенок. Он что-то показал родителям, а потом побежал к лесу. Последуйте за ним.
  4. Вот вы зашли в лес и увидели, что ребенок сидит под деревом. Посмотрите на него внимательно. Ему весело или грустно? Быть может, он обижен на кого-то? Или чего-то боится? А может ему полностью хорошо сейчас?
  5. А теперь еще раз посмотрите ребенку в глаза и поймите, что это и есть вы. Вы, когда-то давно. Подойдите к нему. Он улыбается и протягивает вам свою крохотную ручку. Возьмите его ручку, обнимите этого прелестного милого ребенка. Почувствуйте, какая сильна любовь возрождается в вашем сердце. А теперь скажите, как вы его любите, что целиком принимаете. Пообещайте, что отныне будете заботиться о нем и во всем поддерживать. Поцелуйте ребенка в макушку и открывайте глаза. Какие у вас возникли ощущения?

А теперь предлагаю провести следующую практику. Эта поможет вам выяснить, чего вам не хватало в детстве и что вы хотите получить до сих пор.


Медитация на внутреннего ребенка

Выполните первые два пункта из прошлой медитации и, когда расслабитесь, переходите к следующим этапам:

  1. Представьте, что вы идете по темной мрачной улице. Она заброшена. Здесь нет ни людей, ни животных, ни птиц. Здесь стоят только покинутые дома и магазины.
  2. Выберете в одной из зданий и войдите в него. Пройдите по коридору возле дверей или прилавков.
  3. Смотрите по сторонам. Есть ли что-нибудь, привлекающее ваше внимание. А вот на вашем пути оказался некий предмет. Это может быть что угодно. Возьмите его с собой и положите в карман. Теперь покиньте это здание и эту улицу.
  4. Вы вернулись домой. Достаньте эту вещь и рассмотрите внимательно. Это может быть игрушка, рисунок, подушка, животное все, что угодно.
  5. Какой этот предмет? Что вы чувствуете, глядя на него? Положите этот предмет на свет в уютное место. Как вы думаете, как он себя чувствует? Что ему не хватает? Может заботы и любви, а может одиночества или покоя? Чтобы этот предмет хотел сейчас получить? Дайте ему это. И посмотрите, стало ли ему лучше. Быть может, он преобразился, стал ярче, чище? Почувствуйте, нужно ли ему что-то еще для счастья? Что именно? Дайте ему все это. А потом, когда предмет станет доволен, открывайте глаза.

Предмет из практики – это состояние вашего внутреннего ребенка. Чистый он, ухоженный, красивый или разбитый и старый? То, что предмет просил у вас – это то, что нужно вам самой. Выпишите эти вещи и начините давать их самой себе.

Исцеление внутреннего ребенка медитация

Теперь, когда мы познакомились с нашим ребенком и узнали о его потребностях, нас будет ждать следующая техника. Это особенно важная часть всей нашей работы. Ее направленность четко выражена в книге Евгении Погудиной: «отправиться в прошлое и дать внутреннему ребенку то, что ему нужно, чтобы вырасти». Выполните уже известные вам два пункта.

  1. После расслабления, вернитесь на лесную полянку к вашему внутреннему ребенку. Вы там уже встречались.
  2. Возьмите его на руки. Расскажите ему снова, как вы его любите и как восхищаетесь.
  3. Окружите его вашей любовью и заботой. Прижмите его по крепче к себе и попросите прощения за то, что не уделяли ему внимания, забыли о нем, ограничивали его.
  4. Почувствуйте свет в вашем сердце. Это свет любви. Передавайте его вашему ребенку. Расскажите ему о том, чего вы боитесь и о чем тревожитесь. Узнайте у него о его мечтах.
  5. Начините играть с ним. Веселитесь, кружитесь, бегайте. Дайте ребенку проявить себя максимально. А теперь наблюдайте, как этот ребеночек стал счастлив. Вас охватывает прилив любви и нежности, желания заботиться о нем.
  6. Ощутите, что и вы счастливы теперь. Затем поцелуйте ребеночка, пообещайте, что будете заботиться о нем и обязательно вернетесь к нему. И открывайте глаза.

Какие вы испытываете эмоции? Теперь повторяйте эту медитацию столько раз, сколько вам необходимо. Эти практики помогут вам понять себя самого, свое поведение и потребности, наладить связь с внутренним ребенком – важнейшей вашей частью. Эти медитации несут мощное исцеление и очищение. Начните уделять внимание вашему внутреннему ребенку и наблюдайте, как меняется мир вокруг вас!

В современной психологии мода на детей. На внутренних. Разные направления и техники предлагают признать своего внутреннего ребенка. Встретиться с чем-то забытым внутри, нуждающимся в поддержке и дающем внутреннюю силу. Поговорить, узнать, принять и начать слушать его потребности.
Чудесное золотое дитя – это так соблазнительно. Его чистота, спонтанность и невинность придают нашей жизни силу и красоту. В романтическом отношении к внутреннему ребенку солидарны специалисты самых разных направлений. Объясняют они этот феномен каждый по-своему. Хотя в одном, они, пожалуй, сходны. «Внутренний ребенок» — это, прежде всего метафора, которая помогает открыть доступ к творческой, аутентичной, мудрой, радостной и нежной части себя.
Но… даже такой золотой малыш может превратиться в коварного оборотня.

Увлекаясь «работой с внутренним ребенком», мы рискуем попасть в старую, как мир, ловушку. Идеализируя своё светлое солнечное дитя, забываем о его обратной стороне – о темном и вечно неудовлетворённом отпрыске. Подходя к своем внутреннему миру с помощью ясных рациональных схем, игнорируем спрятанное ирррациональное. Фокусируясь только на позитиве, бередим дремлющий внутри негатив.
И заодно включается известный парадокс: как только открываешь для себя какую-то эффективную технику (или когда нечто становится техникой), эта самая техника перестает работать.

Понять оборотную суть внутреннего ребенка поможет старая французская сказка «Волшебное полено».
Жили-были дед и баба и не было у них детей. «Зачем вам ребёночек, вы и так бедные, он вас съест», — говорили им соседи. Но они его очень хотели, своего малыша. Настолько, что однажды деду и обрубочек полена показался похожим на маленького ребенка. Принес он его жене. И стали они его нянчить. Но Полено было очень голодным. Оно постоянно, постоянно хотело есть. Съело бабу. Съело деда. А потом и их всезнающих соседей.
В общем, ходил этот ненасытный малыш по деревне да приговаривал:
Я — Обрубочек голодный —
Целый пудинг съел холодный,
Выпил крынку молока,
Ломтем хлеба закусил.
Но закончилась еда —
Папу с мамой проглотил.
И тебя я съем!
И глотал всех, кого встречал на пути. Такой Колобок наоборот. И крестьян, и их скотину и пр., и пр. Пока одна догадливая крестьянка на капустном поле не вонзила ему в живот свою мотыгу. И из его брюха вывалились все съеденные жители деревни со скотиной и инвентарем. В том числе и баба с дедом, его родители. «И не хотели они больше ребёночка», — заканчивается та сказка.

По этой сказке снят довольно известный чешский фильм «Полено». Его создатель Ян Шванкмайер, — не только кинорежиссёр, но и сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. В своем манифесте «Магия предметов» он призывает вернуть иррациональному его пространство, «адекватное место, которое оно занимает в психике человека».
Фильм этот страшен, странен, абсурден и смешон. И эмоционально точен. Дает почувствовать, как мы оказываемся захвачены своими темными иррациональными переживаниями. Как пасуем перед ними. Как тонем в их безысходности. И оказываемся съедены.

А у психотерапевта Стивена Волински на эту тему есть книга «Темная сторона внутреннего ребенка». «Как-то меня пригласили устроить презентацию перед группой около сорока психотерапевтов. Я спросил участников: «Исцелил ли кто-нибудь из вас своего внутреннего ребенка? Знаете ли вы кого-нибудь, кому это удалось?» Я не услышал ни одного ответа», — пишет Волински.
Суть в том, что раненый внутренний ребенок, на самом деле, не нуждается в исцелении. Он застрял в старом психологическом механизме защиты. Остался в прошлом и не намерен оттуда выбираться. Там его хлеб и его песня. Такой ребенок видит мир застывшим, он сопротивляется настоящему, он не воспринимает реальность такой, какой она предстает здесь и сейчас, потому что он не сейчас и не здесь. Он увяз в старой системе верований и стереотипов.

Так что раненый ребенок – это не только нуждающийся в нашей поддержке малыш, но и чудовище, готовое нас сожрать. (Об этой дуальности механизма травматической защиты есть другая хорошая книга, «Внутренний мир травмы Дональда Калшеда.)
У такого малыша отсутствует чувство насыщения, как у акулы. И он готов бесконечно поглощать ту психическую энергию, которую вы готовы ему дать. Ему нужны ваши страхи, злость, обида, ненависть, неудовлетворенность собой… Еще и еще. И он никогда не будет сыт ими.
Причем каждое значимое глубинное травматическое переживание порождает свой защитный механизм. Каждая болезненная история формирует своего маленького недовольного отпрыска, утверждает Стивен Волински. И в нас живет не один радостный и нуждающийся в принятии малыш. А целый детский приют.
Чьи обитатели могут быть еще теми проказниками. Капризными шантажистами. Вечно голодными обжорами. Даже каннибалами. Они могут мешать нам сделать даже шаг. Канючить. Третировать нас. Ставить в неловкое положение. Пережевывать обиды. И плеваться ими. Подпитываться злостью. Тянуть вниз, назад. Они могут брать нас в заложники нашего собственного прошлого. Наших травматических переживаний. Страхов. И ненависти.

Но мы всего этого чаще просто не замечаем. Потому что когда в нас просыпается раненый внутренний ребенок, мы впадаем в транс. В нас включаются привычные защитные автоматизмы, которыми мы не управляем. Мы, и правда, оказываемся съедены этим малышом. Вместе со всей нашей реальностью – с телегой, с лошадью, соседями и пр, и пр.
И тут важно осознать, что происходит. Понять, что ты сейчас оказался охвачен всем этим. Воткнуть в брюхо этого механизма мотыгу, чтобы оттуда вывалилось всё, что оказалось поглощено. Наша затопленная детскими чувствами осознанность. Ощущение себя. Способность управлять собой. Возможность принимать решения и следовать им. Наше большое Я.

В общем, чудеса, конечно, случаются. Но уповать только на них – не лучший способ на пути к ним. Еще Блаженный Августин предписывал молиться так, будто всё зависит только от Бога, и работать так, будто всё зависит только от тебя.
Чтобы найти подлинные сокровища, приходится пройти через трудные приключения. Не верите – перечитайте Стивенсона.
Вот и встреча с внутренним ребенком – это не только волшебный праздник с разноцветными шариками, клубникой со сливками, душевными песнями, танцами и поцелуями. Это целая компания голодных сирот внутри.
И важно не одно упование на чудо внутри себя, но и кое-что еще, тоже важное. Внимательность к тому, что происходит. Осознанность. Честность по отношению к себе. И принятие. А еще умение распознавать внутренние трансы, когда маленький людоед начинает гипнотизировать вас. Способность отрывать его от груди, когда он принимается пожирать вас. Внутренняя возможность увидеть, что за потребности стоят за всем этим. Решимость удовлетворить эти потребности. В общем, это внимание, любовь и сострадание к себе. Внутренняя дисциплина и постоянная практика — тоже.

Так что золотой малыш внутри – нередко лишь иллюзия, сладкий домик бабы Яги. И если зайти в него неосмотрительно, рискуешь быть съеденной. Впрочем, всегда есть возможность показать вместо своего собственного пальца колдунье деревянный обрубочек. Всегда есть возможность спастись.
Для этого только нужно встрепенуться, выйти из транса. И взять ответственность за то, что происходит.

Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Ниже приведён список утверждений. Внимательно прочитайте их. На какие из них вы бы ответили «Да»:

  1. У вас низкая самооценка и вы уверены, что являетесь не таким хорошим человеком, каким бы вам хотелось быть.
  2. Когда длительно время в вашей жизни все хорошо, то у вас внутри возникает ощущения, что скоро случится что-то неприятное.
  3. Вам очень сложно отказывать людям. Говоря им «нет», вы испытываете чувство вины.
  4. Очень часто бывает так, что вы не понимаете, а чего же ВЫ хотите на самом дело. Вы испытываете сложности, даже принимая мелкие решения (какой чай выбрать, например)
  5. Вы считаете, что недостойны успеха. Когда он приходит к вам, то вы думаете, что незаслуженно его достигли.
  6. У вас довольно часто возникает необъяснимое чувство стыда.
  7. Вы боитесь, что окружающие посчитают вас эгоистом, если свои личные потребности вы будете ставить на первое место.
  8. Из-за своих комплексов и страхов вы думаете, что, предугадывая мысли и желания людей, к вам будут относиться лучше.
  9. Время от времени вы испытываете очень глубокое чувство вины перед родителями, потому что считаете, что не оправдали их ожидания.
  10. Вы взвалили на себя ответственность за счастье ваших родителей.
  11. Если в адрес дорогих для вас людей вы испытываете злость и раздражение, то потом вас очень долго преследует чувство вины за это.
  12. Вы занижаете свою значимость перед другими людьми и считаете, что они гораздо важнее, чем вы.
  13. Вам очень трудно расслабиться. Вы с огромным усилием позволяете себе отдых и развлечения.
  14. Вы не верите, что комплименты, которые другие люди говорят в ваш адрес, на самом деле идут от сердца и вы их действительно достойны.
  15. Вы стараетесь показать окружающим, что у вас все отлично, пусть даже это и не соответствует действительности.
  16. Вы ощущаете, что как родитель – не достаточно хороши для своих детей.

А теперь давайте заглянем в самые потаённые уголки души. Туда, где живут все детские воспоминания, где обитает ваш Внутренний Ребёнок.

Для некоторых упражнений вам могут понадобиться чистые листы формата А4, цветные карандаши (фломастеры), гуашь разных цветов, кисточки для рисования.

Упражнения, которые приведены ниже можно делать самостоятельно, а можно - в группе. Конечно под руководством вам будет гораздо легче справится с переживаниями, которые могу возникнуть в процессе.

Если вы решили делать данные упражнения самостоятельно, тогда выберите такое время, когда вас никто не будет беспокоить.

Упражнение «Договор с собой»

Для того, чтобы работа была более эффективной, заключите договор сами с собой. Хочу, чтобы вы понимали, что тема детства очень непростая. Иногда могут быть затронуты очень глубокие раны, о которых человек давно забыл. Может наступить такой момент, что просто захочется всё бросить. В другой раз вам может показаться, что уже очень долгое время вы просто топчитесь на одном месте.

Помните, что одним из самых важных условий в данной работе является то, что вам необходимо заботиться о себе. Высыпайтесь, вовремя кушайте, слушайте внимательно сигналы своего тела.

Возьмите чистый лист бумаги, ручку и напишите текст следующего характера: «Я (имя) осознано приступаю к очень глубокой внутренней работе по исцелению своего раненого Внутреннего Ребёнка. Я понимаю, что в процессе работы могут быть выявлены подавленные чувства, которые очень глубоко запрятаны. Я понимаю, что мне нужно будет с ними встретиться и придётся их пережить вновь. Именно это поможет мне исцелить моего Внутреннего Ребёнка.

Я обещаю себе, что буду регулярно заниматься. Каждый день я буду отводить себе время для полноценного сна и питания. Я буду следить за своим здоровьем и беречь его. Я буду относиться к себе с заботой. В случае необходимости, я обещаю себе, что обращусь за психологической помощью или поддержкой к специалисту».

Поставьте дату и свою подпись.

Упражнение «Каким я был в детстве»

Выберите удобное время, что бы вас никто не отвлекал и пройдитесь. Вы можете это сделать как в квартире, так и в парке. Во время ходьбы, вспомните, как именно вы ходили в детстве? Какими были ваши движения? Какой была ваша походка? Какие ощущения были в вашем теле во время движения? Возможно вы были пухлой девочкой и у вас рано начала расти грудь, из-за этого вы сутулились, потому что стыдились своей груди.

Или может быть в детстве вы страдали косолапостью и при ходьбе одна ваша ножка цеплялась за другую, а ваши родители это высмеивали. Или же вы в детстве постоянно бегали и прыгали при любой возможности, особенного, когда родители приходили с работы - вы неслись в припрыжку, а вам делали замечания. Или наоборот – вы были медлительным, а вас всегда подгоняли, вы начинали торопиться и постоянно падали, но быстрее так и не получалось… Постарайтесь ходить так, как вы ходили в детстве.

Вспомните, каким ребёнком вы были тогда. Вы передвигались очень быстро, или были медлительны? Витали в облаках или были очень коммуникабельны и легко шли на контакт с людьми? Что вам больше всего нравилось делать в детстве? Вспомните, какая игрушка была у вас самая любимая? Или их было несколько?

Вспомните свои детские мечты. О чём они были? Вспомните всех своих друзей из детства. Какое ваше самое первое воспоминание из своего детства. О каком времени из него вы вообще ничего не помните? Вспомните свою комнату, если она у вас была. Или, возможно, вы делили комнату с братом или сестрой? О чём еще вы вспоминаете, когда ходите сейчас и стараетесь ощутить себя в теле ребёнка?

После того, как вы закончили упражнение, возьмите лист и ручку и нарисуйте все ассоциации, которые приходят вам в голову. Это ассоциации, которые связанны с данным упражнением. Просто отпустите свою руку и посмотрите, что она сама будет выводить, доверьтесь своим движениям. Попробуйте нарисовать свои ассоциации левой рукой, если вы правша, и наоборот.

Упражнение «Фотоальбом воспоминаний»

Для выполнения этого упражнения вам понадобятся ваши детские фотографии. Если у вас есть альбом с вашими фото, это очень хорошо. Если же ваши детские фото находятся в цифровом варианте, тогда, пересмотрите их и распечатайте те, которые вызывают у вас различные эмоции. Это может быть радость или печаль, различные воспоминания.

Теперь разложите эти фотографии перед собой. Присмотрите на них внимательно. Каким вы выглядите на них? Грустным или радостным? Счастливым или печальным? Сконцентрируйтесь на своих субъективных ощущениях и не обращайте внимания на то, что говорит ваша «рациональная часть».

Эта ваша часть может рассказывать вам, что у вас было замечательное детство, в котором все было очень хорошо. Но если, пересматривая свои детские фотографии, у вас появляется грусть, а на глазах выступают слёзы, то скорее всего это не так. Очень важно, чтобы вы опять начали доверять своим чувствам, внутренним ощущениям.

Если у вас есть свои дети и вы понимаете, что сейчас ваши отношения с ними находятся в стадии конфликта, тогда найдите своё детское фото, где вам столько же лет, сколько лет сейчас вашему ребёнку.

Существует некая закономерность, что у родителей с детьми отношения начинают обостряться в том возрасте, в котором у самого родителя в его детстве остались незавершённые проблемы, не прожитые переживания. У взрослого не удовлетворены свои собственные детские потребности.

Допустим, что вы конфликтуете со своим семилетним сыном. Скорее всего именно в этом возрасте у вас остались неразрешённые моменты. Вам необходимо их разрешить, впустить в свою взрослую жизнь и завершить. Может быть, что в этом возрасте вы пережили серьёзную потерю. А возможно вам все запрещали, или же наоборот – все разрешали.

И так начнём. Возьмите своё детское фото. Вы можете носить его с собой в бумажнике, или поставить на видное место. Это должна быть фотография, в которой вы находитесь в возрасте своего собственного ребёнка. Это фото будет напоминать вам о том, что и вы били маленьким. Что и у вас все еще остались те неудовлетворённые детские потребности. Именно эти потребности не позволяют вам на самом деле увидеть то, в чём нуждается ваш собственный ребёнок.

Расположитесь удобно. Включите спокойную музыку и закройте глаза. Теперь мысленно пройдитесь по всему своему телу. Начните от макушки и идите до самых кончиков пальцев на ногах. Ваше дыхание должно быть спокойным и глубоким. Теперь сделайте глубокий вдох и на выдохе представьте, как все напряжение, которое скопилось за все эти годы в теле, выходит через ступни ног.

А теперь представьте ваш альбом с фотографиями. Не важно есть он в реальности или нет. В вашем внутреннем фотоальбоме находятся все ваши фотографии. Они расположены в хронологическом порядке. Самое первое ваше фото – это день вашего рождения, а самая последнее – сегодняшний момент.

Совсем не обязательно что бы все фото, которые вы представляете, существовали в действительности. В мыслях пролистывайте свой альбом, начиная с настоящего момента. Вот именно сейчас, в этот момент времени, во что вы одеты, в какой позе находитесь, ваше выражение лица и настроение, есть ли рядом другие люди или нет, нравитесь ли вы себе или нет?

После того, как вы детально рассмотрели эту фотографию, перелистывайте страницу. Посмотрите на следующее фото, на котором вы на пять лет моложе, чем сейчас. Рассмотрите эту фотографию так же подробно, как и предыдущую.

Перелистывайте альбом дальше. Теперь перед вами вы, но на десять лет моложе. Дальше ваше фото в подростковом возрасте. Постарайтесь вспомнить, как вы себя чувствовали тогда? Что происходило в вашей жизни? Какие эмоции и переживания вы испытывали?

Продолжайте листать альбом. На следующем фото вам четыре года. Так же подробно рассматривайте эту фотографию. Какие чувства выражены на лице этого маленького ребёнка? Какая одежда на нём? Где он находится?

На следующей фотографии вы видите себя очень маленьким, возможно вы только что родились. Посмотрите на себя внимательно на этом снимке. Как выглядит эта кроха? Во что одета? Есть ли на фото ещё кто-то? Подумайте, как себя чувствует этот малыш на фотографии? Что чувствуете вы, когда рассматриваете себя, еще совсем малышом?

После того, как вы закончите рассматривать эту фотографию, начните медленно в своих мыслях листать альбом обратно – с младенчества и до сегодняшнего дня. А теперь скажите себе, что в вас осталось от того ребёнка, которым вы были когда-то? Что изменилось в вас?

Упражнение «Давайте порисуем»

Вам нужно: ваша детская фотография, разноцветные карандаши и чистая бумага. Возьмите фото, которое вы выбрали и положите перед собой. Сколько вам на ней лет? Теперь закройте глаза. Возьмите карандаш в левую руку, если вы правша (и наоборот) и спросите у своего Внутреннего Ребёнка, что он хочет нарисовать? Ответ может прийти как в виде слов, так и в виде образов.

А теперь начинайте водить карандашом по бумаге. Ваша рука может рисовать линии, различные каракули, или это будет какой-то связанный рисунок - это не имеет значения. После того, как вы почувствовали, что рисовать уже достаточно, поблагодарите мысленно своего Внутреннего Ребёнка.

Упражнение «Смотрим кино»

Хочу предложить вам посмотреть фильм с Брюсом Уиллисом, который называется «Малыш». Это замечательный и очень добрый фильм. Просмотрев его, вы поймёте, что очень важно, будучи уже взрослым, понять, что у вас внутри живёт Внутренний Ребёнок и помочь ему не может никто, кроме вас самих.

Что, продолжая игнорировать своего Внутреннего Ребёнка, он начнёт проявляться тогда, когда вы совсем этого не ждёте и не готовы к этому. Ему просто жизненно необходимо обратить на себя ваше внимание и получить то, в чём он все это время нуждается.

Просмотрев фильм, вы увидите, как кардинально может измениться жизнь человека, когда он примет то, что в его жизни всегда присутствует Внутренний Ребёнок. После обсудите этот фильм с человеком, которому вы доверяете.

Так же для работы вы можете использовать автора Ирины Орда. Работать с этими метафорическими картами очень просто и для этого не обязательно быть профессиональным психологом. Приобрести их вы можете в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.

Я желаю вам мира и гармонии!

Всегда ваша, Ирина Орда!

Октябрь 2017



Рассказать друзьям

В каждом из нас есть эмоциональная, иррациональная часть, которая называется "Внутренний ребенок".

"Внутренний ребенок" - это эмоциональный и поведенческий опыт, вынесенный нами из детства.

Бывали ли вы в эмоционально-нейтральных ситуациях, когда внутри внезапно оживали непонятные сильные и иррациональные чувства?

Например, страхи, неуверенность в себе, злость, ревность, или вы вдруг просто начинаете плакать.

В такие моменты из глубин вашего "Я" доносится голос Внутреннего ребенка.
И этот голос - осознаем мы его или нет - ежедневно звучит в нашей повседневной жизни:

  • "Я хочу быть лучше всех",
  • "Он оставляет меня в одиночестве",
  • "Мне нужно защищаться, чтобы выжить".

В результате уже во взрослом возрасте мы не можем признать достижений других людей или боимся вступать в отношения из-за страха отвержения, или реагируем на человека из настоящего так, как реагировали бы на кого-то из детства.

Будучи детьми, мы встречаемся с различными травматическими ситуациями. Например, ребенок, чьи родители развелись, может не выражать своих переживаний открыто. Он как будто бы консервирует и архивирует их на долгие годы. А спустя много лет очень сильно привязывается к своему партнеру и испытывает сильнейший страх потерять его. Такой же сильный, как когда он потерял одного из своих родителей. Можно сказать, что здесь, в этом страхе и звучит голос Внутреннего ребенка.

И здесь есть два варианта.

  1. услышать этот голос, этот страх и эту боль отвержения и переработать эти чувства. Это долгий и порой болезненный процесс - но он ведет к большей целостности, гармонии и полноте нашей жизни. На этом пути вы перестаете быть узником прошлого и открываете двери настоящему моменту вашей жизни.
  2. Есть и другой вариант - оставаться глухим к своим собственным чувствам и страхам. Но тогда вы остаетесь глухи и к себе - своим потребностям и желаниям. Есть вероятность, что в этом случае вы, так или иначе, будете бессознательно воспроизводить травматическую ситуацию и вновь и вновь переживать эти чувства в режиме реального времени.

У К.Г. Юнга на этот счет есть прекрасное выражение:

Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать.

Голос, который вы слышите внутри себя (эмоции, навязчивые мысли, поведенческие паттерны, сновидения), очень много рассказывает вам о том, что вы действительно хотите,и кто вы на самом деле есть. Главное - научиться слышать этот голос, принимать и понимать его.

Как найти в себе этот голос . Попробуйте представить его в своем воображении. Попробуйте нарисовать его. Как он выглядит? Что он чувствует? Он весел? Испуган? Злится? Плачет? Ему стыдно? Ревнует? О чем бы он хотел рассказать взрослым? Что он хочет услышать? О чем он мечтает и фантазирует? Есть ли с ним кто-то рядом? Кто-то, кто защитит его или успокоит.

Попробуйте вспомнить свое детство - чего вам хотелось? О чем вы мечтали? Сбылись ли эти мечты? Попробуйте пофантазировать об этом, просто следовать за своими фантазиями. Куда они ведут вас? Быть может, со временем вы лучше начнете понимать свои глубинные потребности и то, как они воплощаются в вашей взрослой жизни.

Контактировать с Внутренним ребенком не всегда просто . Бывает очень сложно различить этот внутренний голос. Чаще всего он доносится до нас в виде эмоций - плач, страх, тревога, обида. И вначале кажется, что эти эмоции просто нескончаемые. И это естественно - они скрывались внутри вас годами и десятками лет. Но если вы наберетесь терпения и будете слушать, ждать, пытаться понять - однажды вы услышите, о чем же в действительности плачет ваш Внутренний ребенок.

И со временем Внутренний ребенок перестанет тонуть в своих эмоциях, переживет и интегрирует их. Со временем он преодолеет свои страхи, оставит их за спиной и выйдет в новый мир.

Ведь вы же не будете ожидать от реального ребенка, чтобы он точно рассказал вам, из-за чего он плачет? Думаю, вы просто дадите ему пространство, чтобы пережить эти чувства и интегрировать их. Потом, когда эмоции утихнут, он найдет способ рассказать вам о том, что с ним происходит и что он переживает. Главное оставаться внимательным слушателем своего внутреннего голоса. Может, что-то похожее стоит сделать вам и со своим Внутренним ребенком?

Как я могу позаботиться о "Внутреннем ребенке"?

  • Будьте терпеливы. Это не разовое занятие, это процесс, который может длиться достаточно много времени.
  • Попытайтесь принять в себе эти чувства. Порой они очень сильно конфликтуют с представлениями о себе. Взрослая, независимая, женщина, которая привыкла все контролировать, вдруг начинает чувствовать свою зависимость от мужчины. Эти чувства совершенно неприемлемы для ее разумной части. Но, в тоже время, это ее эмоции, желания и потребности. И они очень естественны для ее эмоциональной части. То, что чувствует ваш Внутренний ребенок - это ваши чувства; это часть вас.
  • Попробуйте довериться этому голосу. Попробуйте пойти за потребностями, о которых Вам говорит этот голос. Чего он просит от вас? Попробуйте позаботиться о себе так, как вы заботились бы о реальном ребенке.
  • Подумайте о возможности прохождения терапии, если вы чувствуете, что причина неблагополучия глубокая и давняя.

Помните, что психологическая травма - это эпизод жизни, а не приговор.