Йотированные буквы в русском языке. Конспект занятия "Йотированные гласные буквы. «Двойная» роль йотированных букв. Развитие послогового навыка чтения."
Занятие 19
Йотированные гласные буквы. «Двойная» роль йотированных букв.
Развитие послогового навыка чтения.
Цель:
Познакомить с йотированными буквами. Показать их двойную роль в языке.
Совершенствование навыков звукового анализа.
Развивать знаково-символическую коммуникацию у детей.
Развитие фонематического восприятия.
Воспитывать эмоциональность, выразительность речи.
Оборудование : РЛ, карточки букв (1 набор на парту),
Ход урока:
Организационный момент.
Скороговорки.
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Введение в тему занятия.
У. - Ребята, послушайте пословицу «Крутится как булка в колесе». Как вы думаете, нет ли здесь ошибки? А какое слово должно быть вместо «булки»? Д. – Белка. У. - Давайте запишем это слово на доске. Какой первый звук? Какой буквой обозначим? Какой второй звук? Какой буквой обозначим? Ребята, если мы напишем вторую букву «э», прочитайте, какой слог у нас получится? Оказывается, чтобы показать, что звук [б] мягкий, нужно написать букву Е.
Знакомство с буквами Е, Ё. Характеристика обозначаемых ими звуков.
- Е и Ё – родные сёстры.
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
У. – Сегодня мы с вами будем изучать очень интересные буквы Е, Ё. Посмотрите на ленту букв, где они располагаются? Верно, это гласные буквы. Но ребята, запомните, они только буквы. Почему? А это мы сейчас и узнаем. Давайте сначала потренируемся писать эти буквы. Из каких элементов они состоят?
У. – Чуть ниже впишите в клеточки букву Е и прочитайте слоги. (Аналогично с букой Ё).
У. – Ребята, что вы заметили, когда читали слоги, как произносятся согласные звуки в слогах?
У. – Эта первая роль букв Е, Ё – смягчать согласные. Но кроме этого, эти буквы играют в языке и вторую роль. Давайте отгадаем загадку: «Зимой и летом одним цветом». Запишем это слово. (Учитель записывает самостоятельно без звуковой характеристики). А теперь произнесите первый звук, второй. Что мы видим? Д. – Буква Е дала два звука [й] и [о]. Оказывается, буквы Е и Ё могут обозначать как один, так и два звука. Два звука они обозначают не всегда, только в определенных случаях, которые мы рассмотрим в 1 классе. Вот такие важные буквы есть в русском алфавите. Ребята, открою вам еще один секрет: на букву Ё всегда падает ударение.
У. – Ребята, а теперь почитаем слова с буквами Е и Ё. Найдите задание, где играют дети. Поставьте в пустые квадратики в словах букву Е. А теперь прочитаем слова. Давайте посмотрим. Один или два звука будет обозначать буква Е в этих словах.
У. – Сейчас я буду называть имя ребенка и то, чем он занят (по этой же картинке). Вам нужно найти это имя-слово и соединить его с изображением ребенка.
У. – А теперь более сложное задание. Нужно вставить слоги, куда указывают стрелочки. Пишите аккуратно, чтобы было понятно затем читать. Прочитайте предложения.
Составление слов из слогов.
У. – Это задание нам знакомо. Нужно составить слова из слогов и соединить с картинками. Попробуйте выполнить это задание самостоятельно, а затем проверим.
У. – А теперь выполним последнее задание в правом нижнем углу. Посмотрите, кукла принесла слоги. Прочитайте их. Эти слоги нужно поставить в пустые клеточки так, чтобы получились слова.
Итог. Рефлексия.
Что нового вы узнали на занятии? Какие звуки могут обозначать буквы Е и Ё?
Чему научились?
В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки , а также такие явления как слабая и сильная редукция .
10 букв русского алфавита называются гласными , т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].
Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:
1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья );
2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя );
3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно ).
Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь ). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский ), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь : семья — семьи, соловья — соловьи.
Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го ); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.
Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:
а) в абсолютном начале слова: она [АНА] ;
б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).
В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].
Сильная редукция наблюдается:
а) в любом заударном слоге (запад, вечером)
б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).
Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ] ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].
Запомним:
1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].
2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.
3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].
4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.
5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.
Цели:
– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.
Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).
Ход урока
- Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
- Тестирование
- Чистописание
– На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);
– Как они называются? (йотированными);
– Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)
– Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.
Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.
1. Какая буква не является йотированной?
1. и 2. ю 3. е
1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.
3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?
Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.
Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.
– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.
– Какая буква нас сегодня встречает?
Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме
– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.
Физкультминутка: упражнения для глаз.
IV. Работа со словами с йотированными гласными.
– Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?
На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.
Ярмарка маляр боярышник столяр
– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?
– Запишите каждую группу в отдельный столбик.
"Стол-помощник".
1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]
2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].
Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.
– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?
Яр – крутой обрывистый берег.
– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?
V. Словарная работа.
– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.
– Какое это слово?
– Напишите транскрипцию на общем листе.
– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?
– Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)
ябл(о/а)чк(о/а)
– Как определить “а” или “о” писать?
Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.
– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.
После прочтения слово записывается в тетрадях.
– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?
1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать
очень метко, угадать.
3) матросский танец.
Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)
VI. Работа в группах.
Творческая работа.
Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!
- От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.
1. Разделить слова для переноса:
ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.
2. Сколько букв и звуков в слове:
ЯХТА - ....б., .... зв.
ГАВАНЬ - .... б, .... зв
3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ
Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).
Для каждой группы работает “Стол-помощник”.
Расположить слова по алфавиту:
Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.
Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.
Стол-помощник: алфавит.
Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.
(Сточки стихотворения разрезаны)
Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.
“Стол – помощник”:
1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.
Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
[ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.
“Стол - помощник”:
ночью ветер маяк
5 предложений
Прочитайте текст.
[й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.
Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
- Кто пошёл к морю?
- Где Юля нашла рачка?
- Как он оказался на берегу?
- Что сделала девочка?
– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?
– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?
– Что такое “шторм”?
– Читает текст
– Что такое “штиль”?
Читает текст
Что могут сказать мичманы о работе своей команды?
Оценка сотрудничества.
VII. Рефлексия.
– Наш корабль взял курс к родному берегу.
– На острове каких букв мы были?
– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.
– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?
Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.
, Конкурс «Презентация к уроку» , Коррекционная педагогика
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.
I. Организационный момент
II. Основная часть
Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.
Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.
Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/
По дороге к дому они собирали ягоды.
Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе
Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/
Домой они взяли наловленных ершей.
Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.
Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.
Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/
А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.
Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.
Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/
Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.
Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями.
Рассказали, что видели по дороге. /Предложения записываются на доске/
Мы собирали ягоды.
Мы наловили ершей.
Мы встретили ёжика.
Мы видели юрких мышей.
Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я. /Разбор на доске и в тетрадях/
А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.
В начале слова (приведите примеры слов)
После гласной буквы (приведите примеры слов)
После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)
Потренируемся.
Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.
Ягоды, ершей, ёжика, юрких.
В тетрадях, с раскладыванием гласных на два звука (Й – пишем зеленой ручкой, гласную рядом – красной):
1) Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
2) Запись в тетрадь предложений с последующим разбором наших гласных на звуки.
Яна и Юля пошли за ягодами.
Егор ест яблоки и абрикосы.
Яша наряжает ёлку.
Елисей едет на автобусе.
Ящерица очень юркая.
Елене купили яркую юбку.
3) Выкладывание слов из разрезных букв.
4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.
Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…
III. Подведение итогов
О каких звуках и буквах мы говорили?
В каких случаях они образуют два звука?
Отсутствие полного соответствия между фонетическим и графическим обликом слова создает трудности при морфемном анализе как в школьной, так и в вузовской учебной практике. Речь идет прежде всего о йотированных гласных буквах, которые, будучи расположены на морфемных швах, делают последние «непрозрачными».
Разграничение буквы и звука, получившее научное разрешение уже к концу XIX века, до сих пор не стало необходимым компонентом знаний образованной части носителей русского языка. Проблема, решенная фонетикой, фонологией и графикой и решаемая постоянно при преподавании этих разделов учебного курса, оказалась за пределами внимания при изучении фактов словообразования и морфологии как в вузе, так и в школе.
Несоответствие между фонетическим и графическим оформлением обнаруживает себя уже в самом способе письменного представления морфем. Так, например, при обозначении суффиксов причастий настоящего времени -ащ (-ящ), -ущ (-ющ) не принимается во внимание то, что взятые в скобки графические варианты наименования морфем отражают различные фонетические ситуации: с одной стороны, молящийся, борющийся, где йотированные буквы обозначают один звук (соответственно [а], [у]) и мягкость предшествующих согласных звуков (фонем); с другой стороны, стоящий, умеющий, где те же йотированные буквы обозначают два звука (соответственно [йа], [йу]).
Всё это делает достаточно очевидным необходимость в таком правиле (алгоритме), которое бы помогало определять границы морфем звучащего слова в ситуации графического и фонетического несоответствия без обращения к справочной литературе. Это правило можно сформулировать следующим образом:
Йотированная гласная буква, расположенная на морфемном шве в графической позиции после гласной буквы и разделительного мягкого знака, обозначает -j-, относящийся к предшествующей морфеме.
Сфера применения данного правила – посткорневая часть слова, т.к. морфемные границы, находящиеся перед корнем, не затемняются.
С посткорневой частью связано формирование парадигмы слова и, следовательно, в первую очередь разграничение основы и флексии, для чего едва ли не единственным руководством является определение основы и флексии как, соответственно, неизменяемой и изменяемой части слова. Данное правило, обращенное к фонетической стороне слова, не содержит специальной оговорки на этот счет и применяется к графическому слову. В результате этого выделяются графическая основа и графическое окончание, которые могут совпадать или не совпадать с соответствующими фонетическими частями слова. Причина такого несовпадения в наличии в русском алфавите йотированных букв е, ё, и, ю, я, которые в зависимости от графической позиции по отношению к другим буквам в слове могут обозначать либо один звук (одну фонему), либо два звука (две фонемы). Так, например, в случаях во[л"]-я, во[л"]и, во[л"]-ей; ве[л"]-ю, ве[л"]-ишь, ве[л"]-ят графическая основа количественно соответствует фонетической, поскольку йотированные буквы, отнесенные к графическому окончанию, в графической позиции после согласной буквы обозначают мягкость предшествующего согласного звука (фонемы) и один гласный звук (фонему). По аналогии с приведенными выше фактами часто производят членение слово- и форм типа белъ-ё, бель-я, бель-ю, бель-ём, (о) белъ-е; по-ю, по-ёшь, по-ём, no -ют, не задумываясь над тем, что в данном случае и графическая основа, и графическая; флексия не равны соответствующим частям произнесенной словоформы, поскольку йотированные буквы, входящие в состав графической флексии, находясь в графической позиции либо после разделительного мягкого знака (бельё), либо после гласной буквы (пою), обозначают два звука (фонемы) – сочетание йота с тем или иным гласным звуком (фонемой). В подобной ситуации морфемная граница между фонетической основой и фонетической флексией пролегает «под буквой». Согласный [j] относится к неизменяемой части фонетического слова.
" /Для устранения «графической слепоты» следует рекомендовать как в устной, так,и в письменной речи пользоваться одним названием аффикса, тем, естественно, который в большей мере соответствует его фонемно-звуковому составу. На вопрос о том, какой суффикс или окончание имеется в словоформах поющий, полющий, должен последовать ответ: суффикс -ущ- в первом и втором слове; в земля, армия – окончание -и и т. д. Некоторую трудность в этом смысле представляют аффиксы, начинающиеся с буквы е и не имеющие графического соответствия с буквой э, например, в словах типа море, значение, печенье, читаешь, читаете, исследуемый, увиденный и т. д. Видимо, допустимо написание типа -е, -ешь, -ете, -ем-, -енн-, но произносить следует соответственно -[э], -[э]шь, -[э]те, -[э]л, -[э]нк- (впрочем, на наш взгляд, все же предпочтительней рекомендовать написание, соответствующее произношению: -э, -эшь, -эте, -энн-).
Что касается буквы и, то она в этом плане проблем не создает, поскольку при отдельном написании или в абсолютном начале графического слова, к каковым относятся и наименования морфем, обозначает один звук (окончания существительных -им, -их, -ими, глаголов -ишь, -ите и т.д.). Непроизношение звука [j] ([и]) в начале наименования русских морфем соответствует их фонемно-фонетической структуре: в русском литературном языке практически отсутствуют морфемы, которые начинаются с указанного звука (хотя и имеется суффикс -j-: деревь- j - a ], коль- j - a ], зверь- и т.д.). Исключением является лишь окончание имен существительных 3-го склонения в творительном падеже, оно начинается со звука [j]: жизнь-ю(j)у]), мощь-ю, ночь-ю.
Однако картина соотносительности графической и фонетической формы слова окажется неполной, если не продолжить разговор об особенностях фонемно-фонетического значения буквы и. Фонетическая ситуация в посткорневой части слова на месте этой буквы, находящейся на морфемных швах, несколько отличается от той, которая наблюдается на месте других йотированных букв в той же позиции. Так, например, в словах каяться, моешься, боюсь, поёшь при их произнесении мы достаточно четко ощущаем наличие звука [j] перед гласными звуками ([йа], [йэ], [йу], [йо]) на месте йотированных букв. А вот перед звуком [и] согласный йот не произносится. В форме именительного пад. мн.ч. местоимения мои буква и в графической позиции после гласной буквы, т.е. там, где все остальные йотированные гласные буквы обозначают два звука, обозначает лишь один. Возникает вопрос: куда исчез йот и исчез ли? В самом деле, он произносится в форме им.пад. ед.ч. мой, в других формах этого местоимения, ср.: моя, моё, моего. Выходит, что йот перед [и] ведет себя так же, как непроизносимые согласные в следующих словах: в поздно не произносится [д], в вестник – [т], в солнце – [л] и т.д. Чтобы правильно написать эти слова, мы обращаемся к проверочным словам: опоздать, весть, солнышко, в которых наличие перечисленных выше звуков не вызывает сомнения. Точно так же следует поступать и в случае с формой мои. Наличие йота в форме мой, обозначенного буквой и, позволяет ставить йот в ряд проверяемых непроизносимых согласных, от которых фонема йот отличается только тем, что она не обозначается отдельной буквой перед гласными.
У буквы и имеется еще одна индивидуальная особенность. Дело в том, что и в позиции после гласной буквы в отличие от остальных йотированных гласных букв не всегда обозначает йот, т.е. может в указанной графической позиции вообще не иметь бифонемного значения, поэтому предлагаемое в работе правило должно применяться к названной букве с учетом возможных исключений. Так, в производных словах с суффиксами типа -ист, -ирова-, -изм значение и определяется наличием/отсутствием йота у.мотивирующей основы, например: хоккеист (хоккей), лицеист (лицей), героизировать (герой), конвоировать (конвой), где и на границе морфем обозначает йот, ср.: эссеист (эссе), дзюдоист (дзюдо), интервьюировать (интервью), где и обозначает один гласный звук, хотя произношение в одном и другом случае совершенно одинаково. Буква и имеет монофонемное значение в словах со связанными корнями и теми же суффиксами: те-изм (ср. с производным от него: те-ист), альтруизм (ср.: альтру-ист), эваку-ироватъ (ср.: эваку-ация), репатри-ировать (ср.: репатри-ация) и т.д. Впрочем, случаи, когда и в рассматриваемой графической позиции на стыке морфем не обозначает йота, встречаются довольно редко, речь идет о сравнительно небольшом количестве преимущественно заимствованных слов.
И лишь
в одной графической позиции – после
разделительного ь
–
буква
и,
наконец,
«ведет себя» на морфемных границах
совершенно так же, как все другие
йотированные буквы, т.е. всегда обозначает
фонему
Таким
образом, сфера применения предлагаемого
в работе правила йотированной буквы
при морфемном анализе очень широка. Оно
позволяет, не прибегая к справочным
пособиям, безошибочно устанавливать
наличие