«И что с того, что я жирная?» Как остановить травлю ребенка в школе. Чем опасен буллинг в школе? Можно ли остановить травлю

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Что такое буллинг

Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.

Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.

Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.

Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.

Термину «буллинг» уже более сотни лет, но сама детская травля – вечна.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:

  • Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
  • Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
  • Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
  • Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
  • Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
  • Бойкот или игнорирование.

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными. Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

Но самый лучший способ выяснить, что же происходит – это доверительные отношения с вашим сыном или дочерью.

Травля в школе – что делать родителям

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Помните, чем раньше вы вмешаетесь, тем проще будет остановить детскую травлю.

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

В таком случае, как остановить детскую травлю – буллинг?

Главный способ защиты лежит в психологической плоскости, а не физической. Побеждает тот, кто готов идти до конца, а не тот, кто знает больше приемов самообороны или даже сильнее физически.

Необходимо учить ребенка правильному поведению, умению отстаивать свою точку зрения и позицию в целом, а не идти на поводу школьного сообщества. С младшего возраста необходимо прививать ребенку чувство гордости, собственного достоинства и уверенности в себе.

Рассказывайте вашим детям, как распознавать ложь, манипуляцию. Это очень легко делать даже с самыми маленькими детьми – просто заостряйте внимание ваших детей на таких моментах в сказках или мультфильмах. Как пример, сказка о Буратино. Здесь лиса Алиса и Кот Базилио пытаются обмануть Буратино или Румпельштильцхен в мультфильме о Шреке для более старших детей. Обращайте внимание ребенка на интонации героев, выражение их лиц при попытке манипуляции и лжи. При чтении сказок подчеркивайте слова и их реальный смысл. Обсуждайте с ребенком ситуации из жизни, которым он стал свидетелем – как следовало ответить и поступить тому, кого обижали, чтобы не оказаться в роли жертвы.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.

ТЕКСТ: Наталья Цымбаленко

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) - по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной. Сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко рассказывает, как ей удалось остановить травлю в школе, где учится её сын.

«Крутые» и «некрутые»

Мой сын Петя после младшей школы поступил в гимназию. В его классе быстро сформировался костяк так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». В число «некрутых» попал и Петя. Принёс в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Уходишь от конфликтов, боишься драк и громких разборок - значит «некрутой». Теперь, изучив множество книг на тему буллинга, я знаю, что повод для травли может быть абсолютно любым: убрав якобы причину травли, буллинг не остановишь.

После того как я наняла сыну персонального тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою, боязнь конфликтов у него пропала: драться Пётр теперь не боится и может. От него понемногу отстали - а от остальных «некрутых» нет. У них отнимали личные вещи (учебники, портфели прятали - это считается не разбоем, а шуткой), им подкладывали бутылки с мочой в портфель. С них стягивали штаны, в таком виде фотографировали, а фото выкладывали в интернет. Мало того, осенью прошлого года его лучшего друга Мишу, с которым он сдружился на почве «некрутости», «крутые» одноклассники дважды «разводили на деньги»: обещали купить вейп (ведь если хочешь быть крутым, ты должен курить вейп!) и не покупали его. Маме Миши, которая пыталась вмешаться в ситуацию, «крутые» просто хамили и рассказывали, что её сын «гидроцефал».

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее - проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

Я долго слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра, издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришёл конец.

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили - руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном - он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться - может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре - одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли - посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года - сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Детский буллинг как разновидность насилия. Проблема детского буллинга (травли) в школе

Буллинг (от bully - запугивать) - групповая ситуация, в которой часть группы систематически оказывается в позиции жертвы, часть - в позиции преследователя (ей). Чаще всего в ситуациях буллинга также присутствуют наблюдатели - те, кто непосредственно не вовлечен в ситуацию, но находится рядом. Ситуации буллинга могут быть в любом коллективе, в том числе и у взрослых людей, но в последнее время внимание исследователей, психологов, общественности приковано к проблеме школьной травли. Это связано в том числе с нарушением прав ребенка на личную безопасность, получение общего образования и др.

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob- толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Виды буллинга :

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа . Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога . Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе» . Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим - в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют - проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

«Буквограмма» - комплексная современная развивающая методика, разработанная известным отечественным педагогом С. Ю. Шишковой. «Буквограмма» опробована тысячами родителей и воспитателей. Книга поможет вам обеспечить всестороннее развитие вашего ребенка, подготовить его к школе, в игровой форме усовершенствовать устную и письменную речь. Вы ищете проверенное пособие, которое поможет вашему ребенку быстро развить навыки чтения и письма? Десятки тысяч родителей уже воспользовались удивительной методикой, которая получила название «Буквограмма»! И она действительно помогла: дети не только быстро освоили навыки чтения, но и полюбили это занятие! Эта книга поможет родителям, воспитателям, учителям и логопедам решить очень важные проблемы в развитии ребенка: повысить грамотность письма, увеличить скорость и усовершенствовать технику чтения путем развития пространственной ориентации, пространственного мышления ребенка. Книга выдержала несколько переизданий, и сейчас вы держите в руках самый новый вариант, дополненный интересным и содержательным практическим материалом в виде упражнений и занятий.

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой - нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля - это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг - это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф - что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Новая книга серии «Каждый ребенок желает знать» «Как ходить в школу с удовольствием» для младших и средних школьников, а также их родителей. Текст украшают и дополняют замечательные современные и веселые рисунки художника Муси Кудрявцевой. Эта книга - о школе! Она расскажет: Зачем ходить в школу? Что самое главное в учебе? Как не бояться неудач и победить лень? Что делать, когда трудно? Как научиться прилагать усилия и воспитать в себе чувство ответственности? Как общаться с одноклассниками? В своей новой книге известный семейный психолог Ирина Чеснова предлагает поговорить обо всем, что связано со школой: что самое главное в учебе, как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с учителями и одноклассниками. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно. Для младших и средних школьников.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами . Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное - что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как - нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков . «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) - это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно - какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.- это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости - часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так . Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. - когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить - это можно сделать по-разному - с идеей, что травля недопустима . Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю . К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то - это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений . Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь - это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое - на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Приемы методики раннего развития детей, разработанные Марией Монтессори, получили широкое распространение. Согласно ее методике, каждый ребенок особенный. Он должен развиваться и обучаться в свободном пространстве при поддержке любящих взрослых. Цель этой книги - показать различие между дошкольными и школьными группами, а также выявить потенциал начальной школы, работающей по системе Монтессори, и перспективы ее развития в нашей стране. Сегодня дошкольные группы Монтессори получили достаточное распространение в России. Но родители, желающие продолжить образование своих детей по системе Монтессори, задают справедливый вопрос о начальной школе. Эта книга призвана показать различие между дошкольными и школьными группами, как определила сама М. Монтессори, а также выявить потенциал этой начальной школы, широко распространенной в мире, и перспективы ее развития в нашей стране. Предназначенная родителям и воспитателям, книга будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если травля не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это. Если над вами издеваются, есть вещи, которые вы можете предпринять, чтобы разобраться с обидчиком. Если вы являетесь свидетелем травли, тогда вы можете кое-что сделать, чтобы встать на защиту человека. Вы также можете поработать над повышением осведомленности среди сверстников и узнать о различных способах попросить о помощи.

Шаги

Разберитесь с обидчиком

  1. Уйдите. Если ситуация кажется угрожающей или опасной, лучше уйти от обидчика. Даже если это неопасная ситуация, помните - вы не обязаны выслушивать гадости в свой адрес. Лучше всего просто спокойно отойти от этого человека. Так вы дадите понять, что не намерены терпеть подобное поведение.

    • Подойдите к людям, - к учителю или кому-то еще - которые не допустят издевательства.
  2. Расскажите кому-нибудь о происходящем, чтобы остановить обидчика. Важно сразу сообщить о травле, чтобы она прекратилась. Рассказав кому-то, что над вами издеваются, вы постоите за себя и покажете обидчикам, что вы не будете терпеть издевательств над собой.

    • Обратитесь к учителю, родителям, школьному психологу или к кому-нибудь еще, кто сможет помочь, и немедленно сообщите им, что сказал или сделал обидчик по отношению к вам.
    • Скажите что-то вроде: «Алина надо мной издевается. Она постоянно высмеивает мой вес и не останавливается. Я просил(а) ее прекратить, но она продолжает делать это. Я думаю, что мне нужна помощь, чтобы с ней справиться».
    • Вы также можете написать записку, чтобы объяснить, что происходит. Отдайте ее учителю, школьному психологу или директору.
    • Обратитесь к кому-нибудь еще, если первый человек, которому вы рассказали о травле, ничего не предпринимает. Не соглашайтесь с тем, что вам придется мириться с издевательствами.
  3. Посмотрите обидчику прямо в глаза и попросите его остановиться. Твердость, решительность, а также уверенный язык тела - самый лучший способ обратиться к обидчику. Если обидчик продолжает приставать к вам, даже после того как вы ушли, дайте ему понять, что не будете мириться с таким поведением. Повернитесь и скажите ему в лицо, чтобы он прекратил.

    • Используйте уверенный язык тела - выпрямитесь и повернитесь к обидчику лицом. Смотрите ему в глаза во время разговора. Не опускайте взгляд вниз, и не пытайтесь стать «меньше», например, скрещивая руки или сгибая колени. Выпрямитесь в полный рост, держите руки по бокам, а ноги на ширине плеч.
    • Изложите свою просьбу коротко и ясно. Скажите что-то вроде: «Прекрати это, Алина», - или: «Саша, оставь меня в покое». При этом обязательно смотрите обидчику прямо в глаза и говорите спокойным, ясным голосом.
    • Не любезничайте с обидчиком и не оскорбляйте его. Если вы будете говорить приятные вещи человеку после того, как он оскорблял и унижал вас или физически угрожал вам, это лишь повысит его чувство превосходства. Обзывая обидчика, вы можете привести его в ярость, что заставит его приложить больше усилий, чтобы вам навредить.
  4. Сохраняйте спокойствие . Цель обидчика - получить от вас эмоциональный отклик, так что делайте все возможное, чтобы сохранять спокойствие и не показывать свои чувства. Старайтесь не демонстрировать злость, грусть или испуг. Человек может «питаться» этими эмоциями и прикладывать еще больше усилий.

    • Сделайте несколько глубоких вдохов и подумайте о чем-то, что вызывает у вас радостные эмоции. Вспомните, как вы получили хорошую оценку за контрольную, как играли с собакой, или представьте, как весело вы проводите выходные вместе с семьей. Это поможет вам отвлечься от данной ситуации и не реагировать на нее. Обязательно во время этого держите глаза открытыми и сохраняйте зрительный контакт с обидчиком.
    • Отвечайте обидчику спокойно и уравновешенно. Например, можете сказать: «Тимур, я знаю, ты думаешь, что это смешно, но это не так. Прекрати». Или: «Прекрати сейчас же, или я расскажу учителю о твоем поведении».
    • Обязательно позже поговорите с кем-нибудь о том, какие чувства вызвал у вас обидчик. Поговорите с родителями, школьным психологом или учителем.

    Помогите кому-то, над кем издеваются

    1. Действуйте незамедлительно. Не мешкайте. Увидев или услышав, как над кем-то издеваются, вмешайтесь, чтобы немедленно остановить травлю. Если сами не можете вмешаться, найдите кого-нибудь, кто сможет. Взрослые, которые пытаются прекратить травлю, могут также попросить помощи у другого взрослого.

      • Вы можете попробовать заступиться за человека и сказать что-то вроде: «Прекрати, Антон!» Не оскорбляйте обидчика и не применяйте физическую силу, чтобы остановить его издевательства над человеком.
      • Если вы не можете вмешаться, или ваше вмешательство не сработало, попросите помощи у кого-нибудь еще. Например, если вы видите, что над кем-то издеваются на игровой площадке, сбегайте за учителем или старостой и расскажите ему о том, что произошло.
      • Не тяните до последнего - расскажите о происходящем сразу же. Если вы будете медлить, человек может пострадать.
      • Сообщите учителю или школьному психологу о любых продолжительных издевательствах, о которых вы знаете. Некоторые виды травли, например, изоляция или насмешки, могут остаться незамеченными учителями.
    2. Разделите обидчика и его жертву. Важно держать обидчика подальше от человека, которого он запугивает. Не заставляйте обе стороны находиться вместе в одной комнате или пожимать друг другу руки и мириться. Отведите их в отдельные комнаты и поговорите с каждым по отдельности.

      • Спросите каждого, что случилось.
      • Вы также можете поговорить с другими детьми, которые стали свидетелями издевательств, но не делайте этого перед обидчиком или его жертвой.
      • Потратьте время на выяснение деталей произошедшего. Не пытайтесь выяснить все на месте. Поговорите с обеими сторонами, опросите свидетелей, что они видели, а затем составьте полную картину.
    3. Отнеситесь к этому серьезно. Травля - это большая проблема, которая может обостриться и нанести человеку серьезный вред, как эмоциональный, так и физический, если ее не прекратить. Отнеситесь серьезно к любой травле, о которой услышите. В некоторых ситуациях вам даже может понадобиться связаться с полицией или службами экстренной помощи. Возможно, вам придется привлечь полицию или обратиться за медицинской помощью для человека, если:

      • в деле задействовано оружие;
      • от обидчика исходят угрозы;
      • насилие или угрозы мотивированы ненавистью, например, расизмом;
      • обидчик нанес серьезный физический ущерб человеку;
      • имеет место сексуальное насилие;
      • произошло что-то незаконное, например, вымогательство, шантаж или ограбление.

      Подавайте хороший пример

      1. Никогда ни над кем не издевайтесь в школе. Проанализируйте собственное отношение к одноклассникам. Есть ли среди них кто-нибудь, над кем вы, возможно, издеваетесь, даже непреднамеренно? Все обмениваются колкостями время от времени, но, если есть кто-то, кого вы часто дразните, остановитесь, даже если не расцениваете свои действия как травлю. Возьмите за правило быть любезным с людьми, даже если они вам не особо нравятся.

        • Не дразните человека, если не знаете его достаточно хорошо, чтобы понять его чувство юмора.
        • Не распространяйте слухи или сплетни о других людях - это один из видов травли.
        • Не нужно намеренно не обращать внимания на кого-либо или игнорировать его.
        • Никогда не распространяйте фотографии или информацию о ком-то в интернете без его согласия.
      2. Вступитесь за других людей. Если вы видите, что над кем-то в вашей школе издеваются, заступитесь за него. Оставаться безучастным - недостаточно. Обязательно вмешайтесь, чтобы жертва не пострадала еще больше. Например, можно поговорить с обидчиком, если это кажется вам безопасным, или сообщить директору школы о том, что вы видели.

        • Если ваши друзья начинают сплетничать о ком-то, дайте понять, что вы не участвуете в подобных вещах. Скажите что-нибудь вроде: «Я не люблю сплетничать. Можем поговорить о чем-нибудь другом?»
        • Если ваши друзья намеренно не обращают внимания на кого-то, сообщите, что было бы правильнее перестать игнорировать этого человека. Скажите: «Я думаю, мы должны лучше относиться к Кате. Новеньким всегда сложно в школе».
        • Если вы видите, что кого-то задирают и вы боитесь за безопасность этого человека, немедленно сообщите директору школы. Скажите: «Я беспокоюсь об Алексее. Я заметил(а), что некоторые мальчики из старших классов пристают к нему, когда он возвращается домой из школы».
      3. Сообщите всем, что издевательства должны прекратиться. Во многих школах проводят кампании по борьбе с издевательствами. Их организуют ученики, которые хотят сохранить в школах безопасность и дружелюбную атмосферу. Присоединитесь к группе или создайте ее в своей школе, чтобы привлечь внимание к проблеме травли и выяснить способы ее решения.

        • Попробуйте завести с друзьями разговор об издевательствах. Можете сказать: «Ты в курсе, что в нашей школе некоторые учащиеся по-прежнему издеваются над другими? Я думаю, это ужасно и хотел(а) бы что-нибудь сделать, чтобы прекратить это».
        • Поговорите со своим учителем или школьным психологом о том, как вы можете помочь. Например, вы можете выступить с презентацией о травле перед классом или организовать мероприятие, которое повысит осведомленность о данной проблеме.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то - с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля , или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть , замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг - это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год)Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров - это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классыPeter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools . .

Детей в школах собирают на основании одного признака - года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля - это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступкиРуланн, Э. Как остановить травлю в школе . .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва - нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участниковПетрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю - создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить - хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью - после 14)Уголовный кодекс Российской Федерации. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему - к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы - организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля - это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика - решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» . Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга - значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя - и точка.

«Не обращай внимания» . Травля - это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи» . Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!» . Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики - сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг - распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное - спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.