Гуманистический подход: основные черты. Гуманизм в воспитании и образовании. Критика гуманистической психологии

В середине XX века, как альтернатива психоанализа и поведенческой психотерапии сформировался гуманистический подход. Часто его рассматривают как "третий путь" развития психотерапевтических методов. Тяга к гуманистических идей обусловлен стремлением некоторых психологов и терапевтов найти новые объяснительные модели душевных патологий и исцеления человека.

Основные положения гуманистического подхода

Кризисный опыт мировых войн, а также результаты психологических исследований выявили ограниченность механистических и биологических стратегий в объяснении природы человеческого поведения. Жесткий детерминизм (предопределенность), используемый ранее в объяснении психопатологических и социальных явлений, все меньше удовлетворял исследователей, и это побудило их искать других пояснительных стратегий и способов организации терапевтических отношений. Одной из таких стратегий стал гуманизм.

Развитие гуманистических идей в психотерапии связан с фигурами Гордона Олпорта (1897-1967), А. Маслоу, к.-р. Роджерса, Ролло Мэя (1909-1994), В.-Е. Франкла, Дж, Бьюдженталь (1915-2008) и др. Гуманистическое движение был попыткой показать жизнь и поведение человека как систему, в которой субъективные цели, ценности и значения являются определяющими для построения жизненных стратегий и для всей социального взаимодействия. В связи с этим человека начали трактовать как "существо", что переживает, поведение которой детерминируют не врождены биологические программы, инстинкты и бессознательные стремления, а интенциональность и чувственность, ценности, чувства и смыслы.

Гуманистическая (лат. Humanus - человечный) психотерапия - направление психотерапии, основанный на априорно положительном смысле человеческой природы и рассматривает психосоматические симптомы и психологические проблемы как следствие тягостного социального воздействия, неблагоприятных условий развития.

Основным корректирующим фактором представители гуманистических школ считают эмоционально обогащенные, заботливые, доброжелательные и равноправные психотерапевтические отношения без учета трансферентного аспекта.

Гуманистическая психотерапия рассматривает человека как свободное существо, способное выбирать способы осуществления своей жизни. Учитывая это терапевтические усилия представители гуманистического подхода направляют скорее на личностный рост и актуализацию потенциала в самоисцеления, чем на лечение симптомов. Терапевтической целью является достижение максимальной осознанности как интегрального качества человеческой природы и высшего состояния сознания. Патологические реакции при этом интерпретируют как ступени психологического развития личности.

Один из основателей экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии, Дж. Бьюдженталь, отмечал, что важнейшим фактом человеческой жизни субъективное как элемент, формирующий многообразие интенций лица. Содержание этих интенций секрет, с которой имеет дело психотерапевт при каждой встрече с клиентом. Поэтому сфера применения психотерапевтических усилий - это сфера субъективного, и каждая терапевтическая событие, влияющее на клиента, является для него субъективно значимым переживанием. Интенциональность каждого человека формируется и проявляется по-своему.

Интенциональность (лат. Иntentio - намерение, стремление, направленность) - базовая сенсотвирна направленность сознания к миру, заключается в формовочном отношении к предмету и стремлении личности реализовать собственные намерения.

Интенциональный субъективный смысл имеет характеристики, значимые для терапевтического анализа и экзистенциального оценивания личности:

1) множественность значений (полисемантичность)

2) неполная податливость вербализации. Только часть этих значений может быть выражено в речи, большинство существует как довербального чувственные констелляции (группировки), ассоциированные с когнитивными, аффективными и телесными процессами, которые формируют постоянное "источник" становление и реализации субъектности человека;

3) сменяемость. Данные ассоциированных констелляцией не имеют фиксированных границ, находятся в постоянном взаимодействии и взаемозлитти, в результате чего количество возможных смысловых комбинаций достигает бесконечности (что обеспечивает получение смысла в любой ситуации при адекватном функционирования сознания)

4) открытость. Внутренний мир личности может быть бесконечно открытым неосознанного материала, и поэтому любой смысл может быть интегрирован и стать частью осознаваемой субъектности.

Субъективный измерение человека целостный, бесконфликтный и наделен энергией, побуждает ее к саморазвитию и самотрансценденции, помогая преодолевать психологические кризисы. Субъективное - это внутренняя, особая реальность, в которой человек живет максимально достоверно. В то же время личность не изолирована в своем субъективном мире, а всегда открыта новому опыту и возможности контакта с другими людьми. Развивая эти идеи, психологи (Е. Сьютич, С. Гроф, А. Уотс, К. Уилбуром) пришли догадки о том, что субъектность одних людей на глубинном уровне переплетена и тесно связана с субъектностью других. Возможность глубинного контакта и взаимопонимания между людьми открывает перспективы дальнейшего становления и развития человека, дает силы для преодоления отчаяния, тревоги и страха, связанных с природой существования.

Кризисы пребывания человека в мире (экзистенциальные кризисы) могут лишить ее ощущение екзистецийних опор - ощущение реальности, детерминированного внутренними ценностями, целями и смыслами жизни, - в результате чего она чувствует себя беспомощной и вынуждена искать новые способы существования. Психотерапия помогает пройти через такие кризисы, через экзистенциальную тупик, сопровождающееся отчаянием, и найти новые смыслы жизни.

Одной из причин сложности / невозможности преодоления безнадежности является ригидность (негибкость) образцов и сценариев, по которым субъект живет в мире. Система внутренних границ инкапсулирует (отделяет) субъекта, ограничивая репертуар его действий и реакций. Гуманистически ориентированный терапевт имеет заметить и обратить внимание клиента на такие внутренние ограничения, а также помочь их преодолеть. Один из способов - изменение представлений субъекта о себе и собственный потенциал. Трансформация касается таких аспектов активности личности:

1) деструктивные и редуцирующих конструкты, задействованные в самоописании субъекта;

2) ограничительный индивидуализм, который дистанцирует человека и изолирует ее от других, приводит к развитию патологической одиночества и аутизации лица;

3) неразвитость и ограниченность рефлексивных функций, отсутствие в действиях здравого смысла, спокойствия и уверенности;

4) заблокированность внутренних ресурсов, отсутствие перспектив и возможностей, узость взгляда на жизнь.

Гуманистический подход тотальный по своей природе и основывается на идеях относительно целей и задач психотерапевтической работы. Его методологические позиции можно обобщить в следующих основных положениях:

1. Человек целостная, обладает внутренним единством, она достойна доверия, положительная, реалистичная и стремится актуализации своего психического потенциала.

2. Человек уникален, поэтому в психотерапии невозможны обобщения и абсолютизации, выражающиеся в формулировке доминирующим и универсальных стратегий психотерапевтической помощи; ценностью является человеческая индивидуальность.

3. Первичной психологической реальностью являются переживания человека, обобщенные в жизненном опыте.

4. Жизнь человека разворачивается от бессмысленности и бесцельности до значения и смысла.

5. Негативные переживания, невротические реакции и психические ограничения возникают вследствие пережитого негативного опыта; терапия открывает доступ к заблокированным возможностей, обеспечивая личностный рост индивида.

6. Человеческая жизнь - единственный упорядоченный процесс, направленный на реализацию собственного внутреннего психического и духовного потенциала (тенденция к актуализации) это возможно и естественно в связи с доступностью опыта самореализации.

7. Природа человека индетерминантное (неограниченно) и спонтанная в своей логике, что стремится к достижению полноты самовыражения.

Представители многих психотерапевтических подходов гуманистической направленности используют эти положения как системообразующего принципа.

Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы от технократической к гуманистической . Технический прогресс в смене поколений ЭВМ привел к тому, что компьютеры быстро взяли на себя элементарные операции мышления, освободив его от рутины и открыв новые перспективы для развития интеллектуальных, творческих возможностей человеческой личности. В то же время, обострение глобальных проблем, в том числе и экологических, потребовало пересмотра иерархии общественных ценностей и законодательного введения в качестве приоритетного - человеческого измерения как аксиологической и образовательной точки зрения ; отсчета для технологической реализации гуманистических ценностей в качестве общечеловеческих для населения разных стран Земли. Такой поворот не случаен.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования , которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы . В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации . Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании » , Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании . Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов , целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования .

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) . Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Проблемой гуманистической направленности воспитания занимались педагоги - новаторы В. А. Караковский, О. С Газман. В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения гуманистической направленности воспитания. Например, в своих трудах В. А. Караковский предлагает воспитание проводить на общечеловеческих ценностях.

1).В воспитании выделить вечные ценности : Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества, края, быта., физическо-го/умственного/душевного труда, ценность знаний, ценность культуры (духовной жизни, прекрасного, ценность мира, ценность человека - все в мире направлено на человека.

2). Демократический, гуманистический характер воспитания : идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания, идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо) .

3). Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры : широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний : умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания.

Другой, интересный, на наш взгляд подход , изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

«Здоровье» ; «Учение» ; «Общение» ; «Досуг» ; «Семья» .

Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы : кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного , и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними , ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Гуманный педагог , приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности . В дошкольном возрасте самый высокий авторитет для детей - воспитатель.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности решают комплекс задач : осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом , ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования , предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап развития личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок приобщается именно к общеличностной культуре человека, происходит приобщение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни , поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение. Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир!

Гуманизм -термин, введенный древнеримским философом и оратором Цицероном и обозначающий человечность-мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Подход -совокупность приёмов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблем. Воспитание- в широком смысле-система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле- целенаправленная деятельность по формировании у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Гуманизм -признание ценности человека как личности,его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Воспитание -в широком смысле-функция общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством.В узком смысле-социально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Гуманизм -совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права а свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-х гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, С. Франк, К. Роджерс, Дж. Келли, А. Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике К. Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его "Я-концепции", К. Роджерс назвал "значимым для человека учением" и считал, что только такое оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно. Иначе говоря, проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Подходы к воспитанию

Личностный (индивидуальный) подход в воспитании - последователь-нос отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной па идее единства сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания.

Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки возникающих в совместной деятельности и общении детей отношений, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций.

Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.

Дифференцированный подход в сфере воспитания - это учет индивидуальных интересов ребят, их "лидерских" возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры - духовной и материальной.

Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов - имущих или неимущих (отсюда и терминология "буржуазное воспитание", "советское воспитание").

Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл -включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Средовый подход в воспитании - это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система.

Выделяют методы социально-активного воспитания:

Создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры;

Свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества;

Моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры.

В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право:

Использовать различные способы коррекции развития детей;

Помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка;

С учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы “. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)

Основные положения гуманистической психологии :

v человек должен изучаться в его целостности;

v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

v человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;

v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

v человек - это активное, творческое существо.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).

Центральная роль отводится при этом мотивам , обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Абрахам Маслоу (1908 – 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.


Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Иерархия потребностей:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);

4) потребность в уважении и признании (самоуважение);

5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).

Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей , среди которых особенно выделил:

v принятие (себя, других, природы),

v чувство сопричастности, единения с другими,

v "центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе);

v независимость,

v естественность,

v философское мировосприятие,

v демократичность в общении,

v более глубокие межличностные отношения

v продуктивность.

Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы " - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.

Гуманистический подход, разработанный на основе персонологических концепций А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла был реализован, прежде всего, в конкретных практических методах К. Роджерса, активно занимавшегося консультационно-психотерапевтической деятельностью, а также в логотерапии В. Франкла.
К. Роджерс явился основателем личностно-центрированного (клиент-центрированного) консультирования. Главная цель консультирования - снятие психологических проблем клиентов, устранение барьеров, мешающих человеку жить полнокровной свободной жизнью, быть удовлетворенным своей судьбой, жить в соответствии со своей внутренней человеческой природой, быть полноценной личностью. Данная цель конкретизируется в ряде конкретных задач, которые ставят в процессе консультирования. К. Роджерс считал, что «эффективность консультирования определяется, прежде всего, качеством межличностного общения консультанта с клиентом». Поэтому при личностно-центрированном консультировании особое значение имеет сам процесс общения консультанта и клиента, их мысли и чувства, а не использование каких-то методик и приемов консультантом.
Для изменения негативного восприятия Я-концепции клиентов, их коррекции и реабилитации, восстановления конгруэнтности необходимы следующие шесть условий: 1) между консультантом и клиентом должен быть психологический контакт; 2) клиент должен находиться в состоянии неконгруэнтности и быть уязвимым или встревоженным; 3) консультант должен быть «конгруэнтен или интегрирован в данные отношения»; 4) консультант»"безусловно позитивно относится к клиенту»; 5) консультант должен «эмпатически систему взглядов клиента и стремиться об этом клиенту»; 6) консультант должен уметь адекватно донести до клиента свое эмпатическое понимание его и безусловное позитивное отношение. Важнейшее из данных условий - конгруэнтность консультанта, его умение быть открытым, прозрачным, искренним в беседе с клиентом, относиться к нему не как к объекту, а как к равноправному участнику консультирования, не прятаться за маской специалиста, уметь разделять чувства и мысли клиента.
В процессе консультирования консультант и клиент могут входить в изменяемые состояния сознания, когда возникает интуитивное ощущение сопричастности друг к другу.
Характеризуя это состояние, К. Роджерс пишет: «Кажется, что мой внутренний дух вытянулся и коснулся внутреннего духа другого человека. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Имеют место глубинный рост, исцеление и приток энергии».
Безусловно, позитивное отношение предполагает теплое, заботливое отношение и уважение консультанта к клиенту без «если», то есть если он станет умнее, активнее и т.д. Однако есть пределы данного отношения (например, когда клиент физически угрожает консультанту). Консультант не должен одобрять негативные поступки клиента. Безусловно, позитивное отношение консультанта - это стратегия поведения консультанта, предполагающая, что рост и развитие клиента (коррекция и реабилитация) прямым образом зависит от позитивного отношения клиента к консультанту.
Эмпатия, по К. Роджерсу, эмпатическое отношение к клиенту - это «ощущение внутреннего мира клиента, как будто это ваш собственный внутренний мир», но при сохранении качества «как будто». Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Эмпатическое отношение создает необходимый эмоциональный климат, в котором клиенты могут помочь консультантам понять им их мир, эмоции, чувства. Консультанты могут сообщать клиентам о своем представлении об их мире, выслушивать их оценки и замечания, адекватно и позитивно реагировать на них. Здесь работают вербальные и невербальные средства (выражение лица и пр.).
Вот пример интервью взятого К. Роджерсом у одной своей клиентки в 1983 году, у которой, по ее словам, возникло много проблем из-за того, что она отпустила свою двадцатилетнюю дочь учиться в колледж.
Роджерс: ... Вы чувствуете, будто она ускользает от Вас, и Вы... и это причиняет боль...и
Клиентка: Да. Я как будто сижу здесь в одиночестве. Знаете, я словно чувствую, что она ушла, а я так и осталась тут.
Роджерс: Хм-хм. Вы переживаете именно это: она покидает дом, а Вы здесь - в полном одиночестве.
Клиентка: Да. Да. Да. Я чувствую себя действительно одинокой (плачет).
Стремление к установлению доверительных отношений в беседе консультанта и клиента на основе отмеченных условий вызывает соответствующую позитивную реакцию последнего, настраивает обоих на волну сопричастности, взаимодоверия, открытости и искренности. Постепенно клиенты начинают раскрывать себя, делиться сокровенным, достигать конгруэнтности и измененного состояния сознания и на этой основе преодолевать свою отчужденность, повышать самоуважение, решать свои психологические проблемы, становиться полноценно функционирующей личностью в своей реальной жизни.
В заключении отметим, что К. Роджерс считал, что личностно-центрированное консультирование может использоваться не только при индивидуальной работе, но и в групповых встречах, в аудиторном обучении, при разрешении конфликтов, в сфере менеджмента.
Различные подходы психоконсультирования и психотерапии наряду с определенными конкретными принципами включают использование разнообразных коррекционно- реабилитационных приемов и средств.
Одним из них является музыкотерапия на основе онтопсихологического подхода. Музыка - это мощное средство воздействия на психику и действует на самочувствие человека по-разному. Поэтому мелодии входят во все психологические тренинги. В онтопсихологической музыкотерапии А. Менегетти музыка рассматривается как основа семантики внутреннего «Я» человека. Это направление ориентированно на здоровых людей, направленно на поддержку их здоровья, творческого потенциала и т.д. Воздействие музыки на психику связанно с тем, что ее структура наиболее близка естественному восприятию человека, соответствует ритмике души, переживаний, эмоций и чувств и это не зависит от пола, образования, менталитета, национальности, рода занятий. Музыка вызывает глубокие музыкальные реакции ненавязчиво. Это важнейшее средство интеграции и коммуникации. Музыка невербальным способом отражает определенные жизненные реалии и усиливает их эмоциональное восприятие, влияет на характер человека.
В музыкотерапии развивалось два основных направления: 1) американское - музыка используется как вспомогательное средство воздействия на психическое, как поиск простых и сложных музыкальных форм, оказывающих возбуждающее и успокаивающее воздействие; 2) шведское - под влиянием психоанализа здесь отводится музыке одна из центральных ролей; считается, что она может проникать в глубинные слои (бессознательное). В настоящее время
музыка используется в разных функциях: регулирующей, реактивной, коммуникативной, познавательной, воспитательной, рекреативной и др.
В психологическом консультировании музыку используют для образования и коррекции межличностных отношений, для активизации самосознания личности средствами самовыражения. Музыка активно используется при работе психолога с отдельными клиентами и с группой. Варианты использования: а) простое прослушивание музыки, заранее отобранной для конкретных случаев; б) прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополняет социально- психологический эффект); в) исполнение музыки испытуемыми на инструментах; г) пение; д) сочинение музыки; е) исполнение танцев под музыку; ж) метод музыкальной графики - рисование под музыку, что активизирует самостоятельность, улучшает внимание, память, оказывает успокаивающее и расковывающее действие.

Еще по теме Гуманистический подход.:

  1. Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению.
  2. 10. Понятие о личности. Основные подходы к изучению личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, деятельностный). Структура личности.