Что читать чтобы быть грамотным. Мнемоническое запоминание правил

Мы с вами живем в век профицита информации. Создаются новые сайты, наполняются полезными текстами в надежде привлечь массового читателя. Но порой бывает обидно зайти на очередной сайт и обнаружить, что уровень грамотности автора оставляет желать лучшего.

Если еще лет десять назад большую часть пользователей интернета составляли подростки и молодые люди, то сейчас мировую сеть посещают представители всех возрастных и социальных категорий.

Поскольку информации в интернете огромное множество и одна статья (хорошо, если одна) может быть похожа на другую, то у читателя появляется право выбирать контент, опираясь на определенные критерии.

Грамотность текстов – первый и самый строгий индикатор качества всего информационного ресурса.

Я тоже не идеален! На сайте «Города копирайтинга» вы можете встретить ошибки и опечатки, которые я иногда оставляю в тексте. Это бывает как сознательно, так и случайно.

В школе я не мог похвастаться высоким уровнем грамотности (я савершал такие ошыбки, за каторые учитель гатов был меня застрелить). Но, когда я принял решение писать тексты, понял, что главной ошибкой было бездействие в школьные годы. Я начал учиться самостоятельно и делаю это по сегодняшний день.

Кстати, я не уверен, что напишу и эту статью без ошибок. Поэтому, если вы найдете в тексте ошибку, напишите о ней в комментарии. Буду Вам признателен.

В этой статье вы получите семь способов, которые помогут вам повысить уровень грамотности.

Неважно копирайтер вы или блогер. Если вы пишите на сайт, уважайте своих читателей и создавайте для них грамотный контент. Если вы копирайтер и хотите продавать свои услуги серьезным людям, внедрите в работу правило: «Тексты с ошибками – бракованный товар».

Я лично перепробовал множество способов и рекомендую вам только те, которые действительно дали быстрый и эффективный результат.

7 способов повысить
уровень грамотности автора

1. Уделяйте чтению максимально возможное количество времени.

Этот совет я когда-то встретил на одном из сайтов и внедрил в свою практику. Более того, я сам не успел заметить, как стал «книжным наркоманом», которым являюсь по сей день. Читаю, потому-что это дает результат в работе (также измеряемый и в денежном эквиваленте) и общем развитии.

Если вы давненько не брались за книгу, советую начать прямо сегодня. Читайте максимально возможное количество времени: Утром, вечером, в транспорте, на обеде и перерыве. Старайтесь все временные окна занять чтением. А временные окна у вас есть – я в этом уверен.

Если хотите получить результат еще быстрее, читайте вслух (хотя бы шепотом). Это поможет усваивать не только грамматику, но и перенимать часть авторского стиля, который поможет вам писать интересно и увлекательно.

Напишите в комментариях, как часто и в каком количестве вы читаете. Я, например, читаю минимум одну книгу в неделю, каждый день (2 часа утром и 1 час вечером).

2. Пишите каждый день, даже если не хотите.

Чтобы научиться грамотно писать, нужно хотя бы писать.

Оттачивайте свои навыки ежедневно и практикуйтесь. Кто-то когда-то сказал: «Ни дня без строчки». Только постоянной работой вы сможете добиться результата.

Если писать нечего, ведите дневник или заведите блог на интересную для себя тематику. Пишите туда каждый день. Если вы копирайтер, у которого нет клиентов, пишите статьи в свободную продажу (еще и денег заработаете). Пишите что-нибудь. Главное – пишите.

3. Проверяйте и опровергайте свои сомнения.

Бывают моменты, когда при написании текста создается впечатление, что вы совершили ошибку, но вы сомневаетесь, действительно ли это так. Знакомо?

И у меня такое бывает. В этом случае не жалейте своего времени и начните искать правильный вариант. У Вас под рукой всегда есть интернет, и найти ответ несложно. Зато, когда вы решите проблему самостоятельно, то усвоите эту ошибку навсегда.

4. Эти онлайн сервисы вам помогут.

При подготовке этой статьи я перебрал порядка десяти онлайн сервисов, которые помогают разобраться с ошибками. Но осмелюсь вам порекомендовать только две, поскольку при необходимости чаще всего бегу именно туда.

gramota.ru – этот сайт выручает меня постоянно — он просто напичкан правилами, примерами, вопросами, ответами и рекомендациями. Обязательно добавьте его себе в закладки.

therules.ru – Еще один ресурс, который время от времени дает мне ответы на возникающие вопросы. Очень простой интерфейс, поэтому вы без проблем разберетесь.

5. Установите приложение «Слово дня».

Об этом приложении я вычитал в книге Игоря Манна «Как стать №1 в том, что ты делаешь?». Сразу скачал и установил. Очень удобная штука.

Ежедневно мой словарный запас пополняется на одно слово, которое ранее было мне не известно. На первый взгляд это кажется несущественным, но со временем я заметил, что мой стиль письма и общения значительно усовершенствовался.
Попробуйте! Вам понравится.

6. Учите каждый день по одному правилу.

Практика развивает навыки, но без теории это происходит медленно.

«Новый день – новое правило» — это мой принцип. Рекомендую вам внедрить его в свою работу. Изучение нового правила займет у вас всего пять минут времени в день, но результат даст свой отклик.

Я учу правила на этом сайте - therules.ru

7. Перечитывайте и редактируйте всё, что только можете написать.

Даже когда общаетесь в чате со старым другом и пишите быстрые сообщения, исправляйте и редактируйте текст. Грамотность — навык, требующий постоянной работы. Если вы будете пренебрегать практикой, то уровень начнет падать.

С кем бы вы ни общались в текстовом режиме, перечитывайте и исправляйте. Сомневаетесь – уточняйте. Учитесь и внедряйте. Пишите и читайте.

Повысить уровень грамотности не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное – работать над собой и результат скажется на вашей работе.

Напишите в комментариях о своих проблемах с грамотностью. Какие ошибки вы совершаете чаще всего?

Оставляйте в комментариях свои вопросы, пожелания и рекомендации. Мы всегда стараемся создавать для вас только лучшие материалы.

Повышение орфографической грамотности учащихся – одна из важнейших задач методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства детей, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Таким образом, следует научить школьников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Безусловно, это одна из проблем, требующих взаимодействия методистов и психологов.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.
Не отрицается и необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду учет как уровня подготовленности ребенка, так и его психологических особенностей: воли, внимания и т.п. «В зависимости от качества и ступени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений: в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие зрительной памяти, в других – большое значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащихся, приучить их к самостоятельности при выполнении домашних заданий».

Наша орфография трудна, ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы иметь огромное количество вариантов написаний. Но благодаря орфографии мы имеем возможность написать их только в одном, единственно правильном. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, однако обучаться ему необходимо.

Исходя из опыта педагогов-новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:

  • нетрадиционные задания;
  • применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
  • доступная детям подача форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий назову задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.

В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему:  ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!

В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:

  1. фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.; 
  2. словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
  3. морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

В качестве нетрадиционных упражнений можно назвать и работу с различными сигнальными карточками:

  • карточками-буквами для закрепления навыка написания слов;
  • карточками-морфемами с целью показа состава слова или способа его образования;
  • карточками – членами предложения;
  • карточками – словами «да» и «нет» для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя;
  • карточками разного цвета, формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой или другой ситуации.
Также необходимо обратить внимание на тексты для анализа. Они должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст, на мой взгляд, должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому я часто работаю со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.

Каким же способом формирования прочных навыков орфографического письма я руководствуюсь?

Во-первых, успешность обучения орфографии зависит от того, насколько хорошо учитель реализует принцип преемственности между начальными классами и средним звеном. При этом педагог выясняет фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5-ый класс, поскольку уровень освоения учебного материала в разных классах существенно различается. Учитывая особенности программы (в 5-ом классе в первом полугодии орфографических тем нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые ученики получили в начальных классах. Но чтобы быть уверенным в знаниях детей, необходима серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, проводимые, как правило, в первый месяц занятий, позволяют представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому важно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии. Причем вопрос, что повторить и как, - далеко не праздный.

Итак, повторение группы орфограмм, затем закрепление знания отдельных «трудных» для младших школьников орфограмм и, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который избран мною для совершенствования орфографических навыков учащихся 5-го класса в первом полугодии, что позволяет не снижать уровень их грамотности.

Во-вторых, при изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание. Согласно наблюдениям психологов, учебные результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Поэтому я часто использую следующую технологию обучения.

Группа из 5 – 7 слов заранее записывается на доске. Учитель читает слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем не списывают и не записывают под диктовку эти слова, а сначала должны в течение минуты запомнить их. Важно объяснить детям, что уже сегодня все или почти все напишут данные слова без ошибок.

Для этого нужно:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
  • проговорить вслух негромко каждое слово по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, а затем открыть глаза и проверить себя;
  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
  • проговорить слова по слогам соседу по парте.
Следовательно, этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязательных элементов:
  • зрительное и слуховое восприятие слов;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись слов под диктовку;
  • самоконтроль.
В-третьих, одним из важнейших принципов деятельности педагога-словесника считаю прогнозирование и предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом является орфографический словарь. Я использую его почти на каждом уроке: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная. Так у учащихся формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою учебную деятельность; учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответы в словаре.

Иногда я использую так называемые «ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов. Например: Костя пришел в костюме, а Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету; Жанна носит жакет и любит жасмин. Такие шуточные предложения ученики легко и с интересом составляют сами.

Опираюсь я и на такой прием, как списывание с правильных образцов. Как показывает практика, списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно именно в 5 – 7 классах. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим (иначе работа теряет всякий смысл), но не превышать разумных размеров: 15 – 20 строк книжного текста в первые две – три недели обучения и до 25 – 30 строк – в последующие. Такое списывание вместе с проверкой займет 30 – 45 минут, а орфографическая зоркость, которая будет постепенно формироваться у учеников, приведет к сокращению этого количества времени. Задания по списыванию дети должны получать ежедневно. Следует непременно убедить учащихся в том, что надо записывать не слово за словом, а словосочетание за словосочетанием или даже предложение за предложением, если они не велики по объему. Это даст возможность удлинить процесс удержания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется на результатах обучения.

Важнейший этап – проверка правильности списывания. Ее можно возложить на родителей учащихся, а можно на самих учеников, то есть можно организовать взаимопроверку. Значимость такого подхода очевидна: проверяя по тексту работу своего товарища, ребенок развивает собственную орфографическую зоркость и память. Далее следует взаимооценка или самооценка. Нормы оценки строги: «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, описок, исправлений; «4» - если допущена одна неточность (ошибка, описка, исправление); «3» - если допущены две неточности (ошибки, описки, исправления); и п.д. Взыскательность оценки определяется принципиальной важностью недопущения учащимися ошибок при списывании. Через один – два месяца у детей формируется ответственное отношение к слову, они делают меньше ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это и есть важнейшая предпосылка достижения орфографической грамотности.
Для формирования умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма я с успехом использую так называемые специальные орфографические упражнения. К ним относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими задачами, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Стержнем системы орфографических упражнений я считаю высокую степень самостоятельности учеников в ходе выполнения заданий. При этом педагог всегда должен учитывать связь классной и домашней работ.

При определении системы орфографических упражнений надо иметь в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, рече-двигательного восприятия;
  • характер умственной деятельности учеников, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности изучаемых орфограмм (варианты орфограмм);
  • конкретные затруднения детей при применении орфографических правил.
Несколько лет назад мною был разработан алгоритм обучения орфографическому правилу, который я успешно применяю на практике. Алгоритм прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения необходимых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу строго по порядку (особенно в пятом классе), чтобы учащиеся могли привыкнуть к такой работе, почувствовать и понять ее «системность».

1-й этап
Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила
Желательно, чтобы ученики сами находили закономерность в написании. Например, при изучении темы «Буквы а-о в корне -кос-/-кас-» я записываю на доске следующее:
  
касание прикосновение
  
касаться коснуться
 
есть а нет а
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня
-кос-/-кас-.

2-й этап
Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Здесь и далее в качестве примера рассматривается правило правописания корня -кос-/-кас-. Например, на доске записано:
    
Прикасаться, коснешься (нет а), прикосновение (нет а), касательная.
При этом обязательно обращается внимание учеников на графическое обозначение орфограммы.

3-й этап
Кодирование правила
Данный этап наиболее любим учащимися, поскольку позволяет им проявить творческую фантазию, находчивость. Ученики 5 – 7-х классов любят играть, а кодирование правила (составление схемы) может легко превратиться в увлекательную игру.
Педагог предлагает всем детям придумать краткую запись правила; можно использовать условные знаки и сокращения. Затем выбирается наиболее удачный вариант. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
 
кАс --------- а
 
кОс --------- а нет

4-й этап
Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т.д.
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать лексическое значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объясняет, почему не подходят другие слова. Педагог может при этом попросить отвечающего графически выделить орфограмму в подходящих примерах.

5-й этап
Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы а и о. Учитель диктует слова (темп диктовки постоянно возрастает), а учащиеся показывают необходимую карточку-букву.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможность оценить деятельность каждого учащегося. Однако этот недостаток легко устраняется на следующем этапе.

6-й этап
Буквенный диктант
Что легче написать без ошибок: слово или одну букву? Конечно, букву! Буквенный диктант помогает учащемуся поверить в свои силы; результаты выполнения подобного диктанта всегда высоки, несмотря на строгость оценки. Диктант обычно состоит из 12 слов. Если ученик допустил одну ошибку, ставится «4», две – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты объявляются сразу. Иногда я использую метод взаимопроверки.

7-й этап
Словарный диктант
На данном этапе постепенно формируется навык правильного написания слов с данной орфограммой.

8-й этап
Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний
Подробно о выборочном диктанте можно прочитать в специальной литературе, например, в сборнике Блинова Г.И., Анохиной В.А. (Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.) Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

9-й этап
Предупредительный или объяснительный диктант, представляющий собой связный текст

10-й этап
Контрольный диктант
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм.

Иногда можно пропустить тот или иной этап, если правило усваивается быстро. После первого этапа можно перейти к третьему, а второй и четвертый – объединить. Все зависит от степени трудности изучаемого материала.

В течение многих лет я проверяла действенность технологий, описанных в данной статье. Результаты показали, что использование этих технологий положительно сказывается не только на формировании и повышении уровня орфографической грамотности учащихся, но и на общем развитии детей. Конечно, сегодня - время использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, все мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, не отставать от наших учеников в овладении информационными компетентностями. Поэтому вполне можно перевести алгоритм обучения орфографическому правилу на «язык» компьютерных технологий и использовать его в работе. Но какие бы мы ни использовали технологии, какими бы методами и приемами ни руководствовались при обучении детей, главным, на мой взгляд, остается творческий подход к делу со стороны педагога и интерес учащихся к изучаемому предмету! Положительный результат – это сотрудничество учителя и ученика, помощь администрации школы и родителей детей. Ведь только совместными усилиями можно добиться желаемого.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966, С. 45.

Козлова Марина Иванова
E-mail: [email protected]

Я хочу поддержать молодежь нашего проекта (от 10 и выше – моему внуку скоро будет как раз 10 лет, и потому я хорошо понимаю эту аудиторию) – эта инструкция вам в помощь.
Умение грамотно писать – поможет вашей карьере.
А здесь – отличное место, где можно потренироваться (но не во вред читателям).
Вот как тренироваться, я и напишу в этой инструкции.

Уровень сложности: Несложно

1 шаг

Я, как и многие из вас, вероятно слишком много гонял собак в детстве. И потому с грамотностью у меня были большие проблемы. А когда я стал много писать, моя “грамотность” мне сильно мешала.
Но как-то мне попала в руки тоненькая книжка (возможно она называлась как эта инструкция). Я уж был взрослый – и в этой книжке “про грамотность за 5 минут” многое совпадало с тем, что я уже знал, в частности с моими знаниями и опытом про запоминание и память.
Итак, совет первый – может быть, вам тоже повезет – нужно поискать такую- книжку.

2 шаг

В этой книжечке (такая она была тоненькая, что я ее так ласково назвал) говорилось примерно следующее:
“Мы очень много читаем. Но в большинстве своем книги, которые мы читаем, написаны грамотно – в любом случае, тексты этих книг правил грамотный редактор. И именно это мы используем здесь “для постановки грамотности за 5 минут”.
Итак шаг второй – не перечитывайте до дыр свои безграмотно написанные личные дневники (или такие же по качеству инструкции), а читайте хорошие книги – чем больше, тем лучше для вашей грамотности. Вы ПРИВЫКНИТЕ ЧИТАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ.

3 шаг

Вот, идете вы на работу или в школу одной и той же дорогой, и если ничего на дороге не меняется, то вы старое не замечаете. Но если вдруг там, где еще вчера ничего не стояло, вы обнаружите прямо по центру вашего пути, скажем, зеленую елку – вы сразу ее заметите, остановитесь, как бы споткнетесь.

Так и при чтении текстов: когда написано все без ошибок, это как старая дорога на работу или в школу. Но если вы при чтении встретите ошибку – обязательно споткнетесь. Итак – ошибка – это как та елка на дороге.
Итак, шаг третий – споткнулся при чтении текста, остановись – посмотри – не ошибка ли.

4 шаг

Шаг четвертый.
Вот теперь набирайте свой текст. Затем обязательно его перечитайте, там, где споткнулись – там ошибка. С ней нужно разобраться.
(Здесь, надеюсь ПОКА, встречаются инструкции, которые не только автор не проверял на наличие ошибок, но, судя по всему, вообще не читал после набора текста – это неуважение к читателям и во вред своему рейтингу.)
Само собой, используйте проверку ошибок в редакторе, там где ошиблись – подумайте почему, а если не споткнулись при первом чтении – опять подумайте.

5 шаг

Пятый шаг.
Это уже продвинутый уровень.
В том месте, где споткнулись, например, неверно написано слово, но вы не знаете как правильно – лезем в словарь. После 3-4 таких лазаний сможете запомнить правильное написание слова.

6 шаг

Шаг шестой, хотя его полезно сделать первым – это мотивация к повышению вашей грамотности.
Например, описанная методика, которая меня в одно мгновенье перевела из малограмотного в более-менее грамотного, мне была нужна, чтобы за мои многочисленные тексты мне элементарно не было стыдно.

7 шаг

Однако относительно недавно у меня появилась дополнительная мотивация. При изучении иностранного языка без грамматики русского языка – очень сложно, лучше сказать – невозможно (если, например, вы путаете части речи с членами предложения – скажем, глаголы со сказуемым.)
Да, вот следующий шаг к постижению грамматики – изучайте грамматику (если вы еще учитесь в школе – относитесь к русскому как к любимому предмету – от него зависит ваша карьера, то есть – вся жизнь.
Если вы уже работаете – можно взять пособие по грамматике потолще.

Повторяем:
1. Читаем больше книг.
2. Перечитываем свои тексты.
3. Где споткнулись – исправляем ошибку.
4. Не знаем как исправить – лезем в словарь и грамматику.
5. Относимся к языку с любовью.

6. Покупаем интересную книжку по языкознанию (например, “Слово о словах” Успенского).
7. Приятно шокируем публику грамотным письмом.

  • Сейчас я с большим удовольствием читаю книги по языкознанию, которые рассказывают о том, как развивался наш язык. Это следующий уровень, но по моему опыту - обязательный уровень улучшения своей грамотности.

Давно не секрет, что грамотность устной и письменной речи человека – это его своеобразная визитная карточка. Будет довольно непросто претендовать на престижную высокооплачиваемую работу, если пишешь с ошибками типа «незнаю, экзамин, здавать» , а говоришь пОняла, звОните, брАла, спАла, квАртал. Тем более возникнут трудности при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Поэтому повышение грамотности – важная задача для школьника, а часто и для взрослого, работающего человека. Конечно, некоторые от природы пишут грамотно, у кого-то талант к созданию письменных творений, а кому-то сложно и два слова связать, и с этим трудно что-то поделать. А если для человека русский язык не является родным, то у него возникает еще больше сложностей.

Что же делать, чтобы начать писать без ошибок или уменьшить их количество? Многие советуют больше читать. Это действительно работает, если помнить о том, что читать и как читать.

Читайте любую литературу, главное, чтобы Вам было интересно. Конечно, желательно выбирать все-таки литературу классическую, изданную в советские времена. Тогда гораздо тщательнее подходили к проверке грамотности. К тому же можно быть уверенным в качестве стиля признанного классика. Поверьте, и Пушкин, и Булгаков, и Толстой создали много увлекательных, захватывающих, забавных произведений, не включенных в школьную программу, но действительно интересных для чтения. Мне, например, очень нравятся «Записки юного врача» М.А. Булгакова.

Читайте везде и как можно больше. Читая, Вы сразу убиваете нескольких зайцев. Во-первых, работает зрительная память. У большинства людей этот вид памяти наиболее развит. Вы запоминаете правильное написание слов и потом можете применять следующий метод проверки написания слова: «нравится – не нравится». Что это значит? Вы пишете два варианта слова, в правописании которого сомневаетесь, и выбираете тот вариант, который Вам больше нравится. Говорят, что интуиция подсказывает, но это откуда-то из зрительной памяти выплывает правильное написание слова. Осторожно!!! Любителям «олбанского» языка!! Помните, что Ваша память может подсказать вариант, принятый в этом языке.

Но грамотность письменного текста это не все. Читая, Вы также почувствуете стилистику текста, сочетаемость слов, пунктуационные нюансы. А словарный запас ничто так не расширит, как чтение.

Используйте методику орфографического чтения. Особенно хорошо работает во время диктантов, изложений, сочинений. Теория орфографического чтения принадлежит методисту Дмитрию Ивановичу Тихомирову ; за эту теорию ему в 1888 году Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. «Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают: мы говорим не так, как пишем» , – писал Д.И. Тихомиров.

Что это значит? Когда Вы читаете, заостряйте внимание на длинных, сложных словах, про-го-ва-ри-ва-я их по слогам так, как они написаны. Так одновременно Вы задействуете и зрительную, и слуховую память. А если Вы так будете делать при написании слова, тогда еще и моторная память подключится!

Купите орфографический словарь

В доме обязательно должен быть словарь или Интернет, где словарь можно скачать. Одно из важнейших правил: «Если сомневаешься – не пиши!». Всегда можно заменить другим словом или перестроить предложение, заглянуть в словарь, спросить у учителя и, конечно, прийти к нам, на Tutoronline.ru.

Пишите неторопливо. Старайтесь писать каллиграфическим почерком: это помогает сосредоточиться, зафиксировать в памяти форму слова, позволяет вспомнить соответствующее правило правописания. Это же относится и к печати на компьютере. Не торопитесь, думайте.

Аудиокниги для языковой интуиции

Часто говорят: «Здесь просится запятая». Действительно, это так. Только почему просится? Потому что ритмика предложения и текста, логика содержания подсказывает, что в этом месте нужен знак препинания. Знаки препинания вообще зачем нужны? Только чтобы выделить, передать смысл высказывания, интонацию, ритмику устной речи.

Чтобы овладеть этой ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как произносятся фразы, в каких местах делаются пунктуационные паузы. Вам будет гораздо легче в дальнейшем при написании собственных текстов ставить запятые в тех местах, где «знаки препинания просятся».

Интернет

Это и помощник, и большой враг для грамотности. Почему помощник – понятно: сейчас можно найти почти все для обучения, если есть желание: тесты ЕГЭ, программы-тренажеры, репетиторов онлайн и т. д. А почему же враг? Все мы встречались с языком, на котором вместо фразы «очень смешно» пишут «ваще пацталом»? Нарочно безграмотно писать, конечно, можно, если ты знаешь правильный вариант. Только беда в том, что «превед медвед» врезается в память, и невольно начинаешь сомневаться в самомочевидном.

Писать с ошибками опасно, потому что формируется первичный, очень крепкий навык. Считается, надо написать слово правильно около ста раз, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания.

Отсюда совет: старайтесь даже на форумах, даже в чате общаться грамотно, выбирайте грамотных собеседников.

Удачи Вам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Я допускаю много ошибок, вполне возможно и в этой статье будет 20 и более ошибок, но одна из моих избавиться от этой проблемы. Для этого мне очень нужно улучшить грамматику, особенно расстановка запятых, ибо Chrome помогает избегать самых примитивных ошибок.

В LinguaLeo есть изучение английского языка с интерактивными грамматическими курсами. Очень жаль, что нет такого же сервиса и для русского языка. Как бы намекаю, делайте стартап для изучения русского языка! Я бы и сам сделал, но я не стартапер.

Так вот, в интернете не так много сайтов, где бы обучали интересно грамматике. Я нашел несколько действенных способов изучения грамматики с помощью интернета и в оффлайне. Возможно, русский язык надо не в интернете учить, а в школе просто? Риторический вопрос, мне самому жаль, что я плохо учился на уроках русского и литературы. Сейчас вот изучаю то, что проходят семиклассники.

Перед тем, как напечатать статью, я тщательно провел ресёрч и выбрал лучшие способы подтянуть грамматику по русскому языку.

Читать книги

Самым популярным советом было чтение книг. Советуют этот способ абсолютно все (даже те, кто не умеет читать), причем обязательно приписывая «правил не учил, но пишу всегда без ошибок». Что-то вроде запоминания вместе с интуицией. Я верю и тоже читаю. Не сказать, чтобы он мне очень сильно помогает, не замечаю просто, но читать никогда не вредно, если только не «50 оттенков серого».

Переписывать книги

Были и такие люди, которые советовали переписать всю «Войну и мир». Даже с примерами, как одна студентка писала всю ночь и умерла сдала все экзамены на 5 по русскому языку. Как по мне, не самый лучший способ, уж лучше правила учить и практиковать.

Перечитать правила русского языка за 5-9 класс

Мне дали книжку с теорией русского языка для школьника за все классы. И я пытался каждый день учить немножко.

Но чего-то дропнул в поисках лучшего способа, довольно тяжко учить.

Кроме вышеперечисленных способов, мы рассмотрим некоторые сайты в интернете, помогающие улучшить грамматику и избавиться от орфографических ошибок, подтянуть пунктуацию и так далее.

Справочник Розенталя

Книга из оффлайна, у которой есть много онлайн-версий, по ссылке одна из таких. Представляет собой большой сборник всех правил, очень много глав.

Грамота.Ру

Самый популярный сайт, посвященный русскому языку. Да какой там сайт, тут целый портал с кучей информации. Даже вопрос можно задать и получить ответ.