Защитная речь для портфолио школьника. Портфолио ученика начальной школы по фгос

Учитель начальной школы

МАОУ «СОШ № 77» г. Перми

Зайдулина Гузалия Набиуллаевна

ФГОС НОО и портфолио первоклассника

Организация работы учащихся с портфолио в 1 классе.

С чего начать? Попросить родителей закупить папки с определённым количеством файлов или сказать ребятам, чтобы завтра принесли из дома папку? Современные родители не поймут учителя. Поэтому самым важным, на мой взгляд, является на первом этапе ознакомление родителей с «Положением о Портфолио». На родительском собрании рассказываю о целях, задачах, технологи ведения портфолио согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Сообщаю о том, что «Портфолио – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения учеников в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд), также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющие:

    поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

    формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

    формировать умение и навыки учиться – ставить цели, планировать и организовывать, корректировать и рефлексировать собственную учебную деятельность;

    укреплять взаимодействие с семьёй ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и совместной деятельности с учебным заведением.

Родителям необходимо знать, что ведение портфолио в начальной школе может повысить образовательную активность их детей, уровень осознания ими своих целей, возможностей и проследить индивидуальный прогресс учащегося, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников. В составлении портфолио – важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

На мой взгляд, одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, ребёнком и педагогом, потому что:

    портфолио для родителей – это возможность видеть рост своего ребёнка, развитие в интеллектуальном плане и творчестве;

    портфолио для ребёнка: свидетельство об активности ребёнка в разных видах деятельности в школе и за её пределами; возможность самостоятельно работать с документацией и развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства; инструмент развития самооценки, самоконтроля; умение рефлексировать свои достижения и успехи;

    портфолио для администрации – внутренняя и внешняя проверка достижений учителя и учащихся;

    портфолио для учителя: контроль над развитием и ростом ученика;

инструмент формирования регулятивных и личностных УУД; возможность отслеживать уровень достижения каждого ребёнка; показатель того, что ребёнок серьёзно увлечён движением вперёд, радуется своим победам. Работа по технологии портфолио позволяет учителю: оценить уровень самостоятельности детей; выявить проблемы в формировании у них самооценки; определить преобладающую мотивацию ребёнка; оценить уровень владения умения и навыками.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению. Портфолио представляет собой одновременно форму, организацию, процесс и технологию работы учащихся с продуктами их собственной деятельности (творческой, исследовательской, проектной), предназначенными для анализа, презентации, оценки и осознания ими результатов своей деятельности.

Самым сложным этапом является знакомство детей с лексическим значением слова «Портфолио» и организацией заполнения вкладышей («Титульный лист», «Содержание» и т.д.)

Первый раздел – ознакомительный, в котором ребёнок рассказывает о себе. «Мой портрет», небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок. Список долгосрочных и краткосрочных планов учёбы. Вложен безопасный маршрут «Дом – школа – дом». На этот раздел уходит не так много времени. В процессе формирования портфолио информационную и консультативную помощь ученику оказывают родители. Во время внеурочной деятельности оформляем первый в жизни первоклассника лист – рефлексии с целями и учебными задачами на этот учебный год.

Второй раздел «Портфолио документов и работ» (Официальные документы, творческие работы, памятки, полезная информация). В этом разделе заголовки вкладышей посвящены конкретному школьному предмету. Второй раздел включает в себя достижения и успехи ребёнка за данный год обучения, заполняется постепенно по мере накопления материала и тоже включает в себя несколько подразделов. В состав портфолио каждого ребёнка могут входить: подборка работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, глубину знаний; материалы стартовой диагностики, результаты тематического и итогового тестирования, результаты комплексных итоговых работ.

Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. По окончании праздников ребята оформляют отзыв о нём, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.

В разделе «Мои достижения» размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Всё располагается в хронологическом порядке. В портфолио могут результаты, достигнутые учащимися не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, оздоровительной, трудовой деятельности. Совокупность всех материалов позволяет дать объективное, целостное представление об основных достижениях, продвижении во всех значимых аспектах обучения в начальной школе, характеризовать ребёнка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.

На первых этапах в сентябре, практически без помощи родителей, приходится много сил и времени уделять обучению, алгоритму заполнения портфолио. Когда этот алгоритм освоен всеми (примерно через 1-2 месяца), его использование значительно повышает эффективность работы учеников самостоятельно. Учащимся достаточно несколько минут, чтобы оформить лист – рефлексии для определённой работы, занести её в необходимый файл и поставить отметку в чек – листе.

Портфолио хранится в классе на видном и доступном месте, учащийся в любое свободное время может его взять и заполнить. Пополнять содержимое портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Я же обучаю порядку пополнения портфолио. Важно, что ученик не просто выбирает какую – то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Так, например, если выполнена объёмная работа (поделка), то учащийся может поместить её фотографию.

Необходимо с самого начала построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно произойдёт осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений (количество работ вложенных учащимися 1 класса должно быть не менее двух по предмету за четверть).

В конце года обучения производится анализ личных достижений обучающегося во время трёхсторонней конференции. К данному мероприятию готовимся заранее. Учимся с детьми презентовать своё Портфолио, отвечать на вопросы. Готовимся и с родителями к данному образовательному событию. На собрании информирую их как всё, будет происходить, в чём заключается их функция (активного слушателя, который интересуется всем и задаёт вопросы)

Критерии оценки портфолио определяются индивидуально: творчество; факторы, отражающие развитие ребёнка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); понимание и полнота отражения учебного материал. Важно напоминать учащимся девиз работы с портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Портфолио как инновационный продукт носит системный характер!

Сочинение по защите портфолио (потом учить его наизусть). Обращаю ваше внимание, что все пункты и разделы должны быть связаны между собой!!! Без резких переходов!!! Постарайтесь не использовать повторений.

Портфолио состоит из разделов:

Первый раздел «Мой мир» включает в себя информацию, которая интересна и важна для ребенка.

    «О себе» – информация об имени и фамилии ребенка. Ребенок также указывает дату своего рождения. Написать 2-3 предложения о себе, можно сказать значение имени, фамилии, дату рождения.

    «Моя семья» – здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках. Написать 2-3 предложения о семье, указывая полные имя и отчество членов семьи, можно также указать (у кого есть) трудовые династии.

    «Мой город» – рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живет ребенок. Написать 2-3 предложения о городе: название, любимая достопримечательность, улица на которой живет.

    «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает. Написать 2-3 предложения о кружке, почему именное го выбрал, в каких кружках занимался ранее, имеет ли награды. Если помимо школы кружки не посещает, можно написать о школьных дополнительных кружках.

    «Моя школа» – рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравится …, потому что …». Написать 2-3 предложения о школе по вышеуказанному в этом пункте образцу, причем указав название нашей школы, нашего корпуса №2 – начальное звено.

Второй раздел «Моя учеба». Этот раздел содержит итоговые оценки по предметам базисного учебного плана, результаты участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Написать 2-3 предложения о результатах участия в олимпиадах, есть ли грамоты, указать какие именно (если много, то самые значимые). Написать о своей успеваемости (если успеваемость низкая, то сказать, что ребенок очень старается учиться).

Третий раздел «Моя общественная жизнь». В данном разделе ребенок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому. Здесь же могут размещаться отзывы родителей о помощи ребенка членам семьи. Написать 1-2 предложения о школьной обязанности (эти обязанности указаны в классном уголке), а обязанности по дому можно не указывать, но лучше указать.

Четвертый раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию. Написать 2-3 предложения о своем участии в школьных проектах, декоративно-прикладных конкурсах, можно описать самую запоминающуюся (но чтобы было фото)

Пятый раздел «Мои впечатления». В данном разделе ребенок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д. Написать 2-3 предложения о любой наиболее запомнившейся экскурсии. Можно сказать, что за время обучения было посещено более 20 образовательных экскурсий, 10 общеразвивающих.

Шестой раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, подтверждающие участие (результаты участия) в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, проектах и т.д.; Написать 2-3 предложения о своих заслугах, показав их в портфолио. Если есть, то можно рассказать о награде, которой ребенок очень гордится.

Седьмой раздел «Самооценка моей деятельности за год». В этом разделе ребенок подводит итоги за год. Написать 2-3 предложения о своих успехах за весь период обучение, указав трудные моменты, а также прогресс в обучении.

Сочинения сдать на проверку, можно даже в электронном виде на почту: 2008 olya 2008@ mail . ru ? Либо загрузив на свою страницу в дневнике ру. После проверки учить наизусть и привести в порядок свои портфолио!

, Работа с родителями

В конце учебного года первоклассники в группах защищают свои портфолио и рассказывают о самых значимых моментах в школьной жизни. Лучшие защищаются на родительском собрании.

«А теперь самая торжественная минута. В течение всего учебного года шел конкурс «Моё портфолио». Победители этого конкурса К. Роман и Г. Елизавета. Они своё портфолио выносят сегодня на защиту перед детским и родительским коллективом.

Защита 1

Здравствуйте, меня зовут Губская Елизавета.

Я ученица 1 «А» класса Я хочу вам немного рассказать о себе и своих увлечениях.

Моё хобби – лепка и рисование. Поэтом в моём портфолио много интересных и ярких рисунков к прочитанным произведениям.

Вместе с мамами и папами мы отлично проводим Дни здоровья и различные праздники: «Наши бабушки и дедушки самые лучшие в мире», «Посвящение в гимназисты», «Праздник прощания с Азбукой».

Я стараюсь вместе со всеми сделать школьную жизнь увлекательной и интересной. Я участница смотра исследовательских работ.

Мне нравится дежурить и помогать во всем моим одноклассникам. Я чувствую свою ответственность за мои достижения в учебе.

Подробнее о моей школьной жизни, моих увлечениях, проведенных мероприятиях, и результатах моей работы вы можете узнать в моем портфолио. Спасибо за внимание!

3ащита 2

Здравствуйте! Меня зовут Кравцов Роман.

Я ученик 1 «а» класса. Я хочу рассказать о себе и своём увлечении. Моё портфолио заполняют интересные яркие рисунки к прочитанным произведениям и поделки с уроков технологии.

Рада мама, бабушка, папа мной доволен,
И самому мне нравится в нашей светлой школе.
Отложил в сторону я сказки,
Ищу я в книжках новые слова…..
И одноклассники все знают
ЗАБИТА ШАХМАТАМИ голова МОЯ ».

Четыре раза в неделю я посещаю кружок «Шахматы». Ш ахматы – моё хобби. В портфолио в разделе «Мои достижения» у меня имеются 2 грамоты, которыми я горжусь. Это 3 место и первое место в городе. Я получил медаль 1 степени.

Обыграю просто вас!
Не соперник мне весь класс
Не отстану я нигде:
Ни в учебе, ни в труде.

Я выбрал кружки по интересам «Логику» и «Юный исследователь». Я участник смотра исследовательских работ «Таблетка под названием «шахматы»». В разделе «Мой мир» я написал, что надо любить свое дело, которое ты делаешь. Успех приходит к целеустремленным, ответственным и трудолюбивым.

Спасибо за внимание.

ЗАДАНИЕ № К 4: Соберите, оформите и представьте портфолио Тип портфолио: портфолио смешанного типа Проверяемые результаты обучения: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Основные требования Требования к структуре и оформлению портфолио:
  1. титульный лист – включает в себя: наименование образовательного учреждения, фото, ФИО, дата рождения, № группы, код и наименование специальности, ФИО мастера производственного обучения.
  2. «Визитная карточка» - может быть представлена посредством автобиографии, личных фото, видео, поставленных целей и самоанализа достижений;
  3. «Раздел 1. Документы» - материалы участия в профориентационной работе, профильном дополнительном образовании, конкурсах профессионального мастерства (грамоты, дипломы), в семинарах, конференциях и других мероприятиях на различном уровне; удостоверения об обучении по дополнительным профессиональным образовательным программам; справка с места работы; документы, подтверждающие участие в военных сборах, военно-патриотических и спортивных мероприятиях (для юношей), копия военного билета (подтверждающего прохождение службы в вооруженных силах РФ).
  4. «Раздел 2. Работы» - отчет по производственной практике (по профилю специальности), курсовой проект по МДК, работы выполнении как задания внеаудиторной самостоятельной работы в ходе изучения МДК;
  5. «Раздел3. Отзывы» - аттестационный лист с места производственной практики (по профилю специальности), характеристика мастера п/о и преподавателей на различные виды деятельности обучающегося.
При оформлении портфолио следует соблюдать следующие требования: · наличие всех разделов, аккуратность, эстетичность и самостоятельность оформления портфолио; · достоверность сведений портфолио; · высокое качество фото и видео документов; · соответствие стиля оформления содержанию портфолио; · логичность и лаконичность письменных пояснений, завершенность. Портфолио может быть оформлено в электронном виде. Требования к презентации и защите портфолио: Защита портфолио проводится в качестве дополнительного свидетельства (при наличии фактов неправильных ответов или недостаточных по объему и содержанию и наличии ошибок при выполнении ситуационных заданий) публично на экзамене квалификационном: 1. Презентация портфолио (3-5 мин.) 2. Ответ на вопросы по существу представленных документов. (не более 5-7 вопросов) 3 Обсуждение результатов защиты членами экзаменационной комиссии. 4. Доведение до экзаменуемого выводов и рекомендаций членов экзаменационной комиссии. Портфолио представляется экзаменуемым в экзаменационную комиссию перед началом экзамена (квалификационного). Члены экзаменационной комиссии рассматривают представленные материалы и знакомятся с рецензией, подписанной заведующим отделением, в которой подтверждается соответствие представленного материала требованиям оценки результатов освоения профессионального модуля: - полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности студента; - положительные стороны и недостатки в профессиональной деятельности; - оценка работы; - другие вопросы по усмотрению рецензента. На презентацию студент выходит с кратким устным комментарием по содержанию портфолио. Для презентации портфолио студенту отводится 3-5 минут. В ходе презентации экзаменуемый должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности, в короткое время представить основные результаты проделанной работы за весь период обучения. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям: - соответствие содержания презентации содержанию портфолио; - выделение основных результатов профессиональной деятельности; - качество изложения материала. Оценка представленного портфолио производится экзаменационной комиссией в бинарным способом («+» или «-»).

Защита портфолио происходит в устной форме и сопровождается демонстрацией выбранных работ. Выступление должно отражать понимание сущности каждого тематического блока.

Краткая характеристика работы должна быть дополнена ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.

При подготовке к экзамену в форме защиты портфолио можно воспользоваться пособием Е.И.Зариповой, Е.Н.Котенко «Аутентичное оценивание. Технология портфолио» (Омск, 2006), в котором представлены образцы портфолио, выполненные студентами ОмГПУ.

4.Экзамен по билетам

В каждом билете 3 вопроса:

1. На знание понятийного и фактического материала (по материалам лекций)

2. Вопрос проблемного характера, который требует осмысленной переработки информации и убедительного представления её в диалоге с преподавателем.

3. Защита реферата.

Вопросы для повторения курса “Практическая педагогика”

    Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология и логика практической педагогической деятельности. Системный подход к педагогической деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Типы педагогических задач в практической педагогической деятельности. Технологии решения педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций как подготовка решению учебных и воспитательных задач. Педагогическое проектирование.

    Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Организация информационного обмена в образовательном процессе между всеми его субъектами. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Тренинг педагогических умений и развитие стиля педагогической деятельности. Профессиональные объединения и команды педагогов. Социально-ролевые модели педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах.

    Современные педагогические технологии. Технологии обучения, их виды. Конструирование содержания образования. Конструирование методов обучения и воспитания. Технологии проектирования воспитательной системы. Технологии индивидуального и коллективного творчества в педагогическом процессе. Технологии оценки достижений учащихся. Технологии решения педагогических задач.

    Организация работы педагога с коллективом. Педагогическое руководство, управление и сотрудничество в работе с детским и юношеским коллективом в современной социальной ситуации. Методика воспитательной работы с детьми.

    Образовательное учреждение как субъект и объект управления. Роль личности руководителя в управлении. Управление персоналом. Управление развитием образовательного учреждения. Аттестация педагогических кадров.

    Стиль педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Профессиональное мышление педагога. Исследовательская позиция педагога и его способность к решению педагогических проблем. Оценка и самооценка процесса и результата педагогической деятельности. Оценка выбора решения педагогических задач. Педагогическая и профессиональная компетентность. Технология профессионального развития педагога. Анализ результатов, оценка и коррекция в педагогическом процессе.