Янычары кто такие. Янычары

Расширение внешнеполитической экспансии молодого Османского государства в начале 14 в. породило потребность в создании регулярной и дисциплинированной пехоты как для осады христианских крепостей, так и для широкомасштабной агрессии в Европе. Однако турки с их традициями кочевой жизни и неорганизованного конного сражения предпочитали воевать в составе легкой кавалерии (akinci). После безуспешных попыток создать унифицированные пехотные соединения из сыновей османских всадников и из мусульманских наемников султан Орхан (1326–1359) организовал в 1330 отряд пехотинцев из пленных христиан, добровольно или вынужденно принявших ислам (1000 чел.). Стремясь сделать его ударной силой в войнах против «неверных», султан сразу постарался придать ему религиозный характер, связав с дервишеским орденом Бекташие; возможно, он ориентировался на модель христианского военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хачи Бекташ на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов (причем так, что часть его свешивалась на затылке), назвал того «янычаром» («новым воином») и дал свое благословение. С этого времени янычарский корпус формально считался частью Бекташие, а Хачи Бекташ – его святым покровителем; члены ордена служили войсковыми священниками; головным убором янычар стала шапка с прикрепленным сзади куском ткани.

В середине 14 в. потребность в увеличении нового войска натолкнулась на два препятствия – недостаток пленных воинов-христиан и их ненадежность. Это побудило султана Мурада I (1359–1389) в 1362 изменить способ комплектования: отныне корпус рекрутировался из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. К началу 16 в. такая практика превратилась в обязательную повинность, наложенную на христианское население балканских провинций, прежде всего Албании, Греции и Венгрии: каждый пятый/седьмой год (в поздний период еще чаще) особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от семи до четырнадцати лет (так называемая «доля султана») для службы в янычарском корпусе.

Эта система, вскоре ставшая почвой для крупных злоупотреблений, вызывала явное и скрытое сопротивление со стороны покоренных христианских народов: от восстаний и бегства за пределы Османской империи до разнообразных уловок, когда родители использовали лазейки в законодательстве, в частности запрет брать женатых и принявших ислам (женили мальчиков еще во младенческом возрасте, обращали их в мусульманскую веру). Турецкие власти жестоко подавляли попытки возмущения и сокращали число легальных способов уклонения. В то же время часть бедных родителей с готовностью отдавали своих детей в янычары, желая дать им тем самым возможность вырваться из нищеты и избавить семью от лишних ртов.

Подготовка янычар.

Всех отобранных мальчиков отправляли в Стамбул (Константинополь), подвергали обрезанию и обращали в ислам. Затем в присутствии султана происходили «смотрины». Самых способных и физически крепких зачисляли в школу пажей, которая была кузницей кадров для дворцовых служб, государственной администрации и конного войска. Большую же часть детей выделяли для янычарского корпуса. На первом этапе их посылали для воспитания в семьи турецких крестьян и ремесленников (в основном, в Малую Азию), которые вносили за них небольшую плату; там они осваивали турецкий язык и мусульманские обычаи, приучались к разным видам тяжелого физического труда и привыкали переносить лишения. Через несколько лет их возвращали в Стамбул и зачисляли в состав ачеми оглан («неопытные юноши») – подготовительный отряд янычарского корпуса. Эта стадия обучения продолжалась семь лет и состояла из военной подготовки и тяжелых физических работ для государственных нужд; ачеми оглан жили в казармах подразделениями по двадцать-тридцать человек, подчинялись суровой дисциплине и получали небольшое денежное содержание. Они не покидали пределов Стамбула и не участвовали в военных действиях. В них воспитывались исламский фанатизм, абсолютная преданность султану, слепое повиновение командирам; всякие проявления свободы и индивидуальность строго наказывались. Выход своей энергии они давали во время религиозных праздников, когда совершали насилия против стамбульских христиан и иудеев; на эти эксцессы их командиры смотрели сквозь пальцы. По достижении двадцати пяти лет наиболее физически крепкие ачеми оглан, доказавшие свое умение в совершенстве обращаться с оружием, становились янычарами; остальных – чикме («отвергнутые») – направляли на вспомогательные общественные службы.

Структура и жизнь янычарского войска.

Янычарский корпус носил название очак («очаг»). Он делился на тактические соединения – орты (также «очаг»); в эпоху Сулеймана II (1520–1566) их насчитывалось 165, затем это количество возросло до 196. Число членов орты не было постоянным. В мирное время оно варьировалось от 100 в столице до 200–300 воинов в провинции; в период войны оно увеличивалось до 500. Каждая орта делилась на небольшие отряды по 10–25 человек. Орты были объединены в три большие группы: болук, боевые единицы, дислоцировавшиеся в Стамбуле и пограничных крепостях (62 орты); себган, дрессировщики собак и охотники (33); чемаат, вспомогательные соединения (101).

Принципы жизни янычар были установлены законом (Кануном) Мурада I: им предписывалось беспрекословно подчиняться своим начальникам, избегать всего, что не подобает воину (роскошь, сладострастие, ремесло и т.д.), не вступать в брак, жить в казарме, соблюдать религиозные нормы; они были подсудны только своим командирам и обладали привилегией подвергаться особо почетному виду смертной казни (удушение); продвижение по службе осуществлялось строго по принципу старшинства; оставлявшие корпус ветераны обеспечивались государственной пенсией. Каждая орта представляла собой своеобразную большую семью, сплоченную группу мужчин, объединенных общим делом и общим образом жизни.

Начальник всего корпуса, ага, своим рангом превосходил командующих других родов войск (конницы, флота) и гражданских сановников и являлся членом дивана (государственного совета). Он обладал абсолютной властью над янычарами. Ага, как и остальные офицеры, происходил из простых янычар и поднимался по карьерной лестнице благодаря принципу старшинства, а не по милости султана и поэтому был относительно независим от верховной власти. Селим I (1512–1520) ликвидировал эту независимость и начал назначать агу по своему выбору, что вызвало сильную оппозицию со стороны янычар: они стали воспринимать агу как чужака, и во время их мятежей тот часто оказывался первой жертвой. В конце 16 в. властям пришлось восстановить старый порядок избрания аги.

Янычарский корпус славился эффективной организацией системы питания. Она преследовала цель постоянно поддерживать воинов в хорошей физической и психической форме; ее главные принципы – достаточность и умеренность. Посты соблюдались даже в период войны. Строго следили за равенством солдатских пайков. Военной инсигнией корпуса являлся священный котел. Каждая орта имела большой бронзовый котел (казан) для варки мяса; свой небольшой котел был и у каждого отряда. Во время похода казан несли перед ортой, в лагере его ставили перед палатками; потерять котел, особенно на поле боя, считалось самым большим позором для янычар – в этом случае всех офицеров изгоняли из орты, а простым солдатам запрещали участвовать в официальных церемониях. В мирное время каждую пятницу орты, дислоцированные в столице, шли с казанами к султанскому дворцу, где получали продовольственный пилаф (рис и баранину). Если орта отказывалась принимать пилаф, опрокидывала котел и собиралась вокруг него на Ипподроме, это означало отказ от повиновения властям и начало мятежа. Казан также считался святым местом и убежищем: спрятавшись под ним, виновный мог спасти свою жизнь.

Контроль за питанием являлся главной функцией офицеров среднего и низшего звена. Это отражалось в большинстве названий офицерских должностей в орте. Во главе ее стоял корбачи баши («распределитель похлебки»); важную роль играл ашчи баши («главный повар»), исполнявший одновременно обязанности квартирмейстера орты и палача. Младшие офицеры носили звания «главный водонос», «поводырь верблюдов» и т.д.

Государство частично обеспечивало янычар питанием, одеждой и денежным содержанием. Кроме пятничного калафа, им регулярно выдавались хлеб и баранина; остальное на средства самих солдат приобретал главный повар орты. Власти предоставляли материю для обмундирования 12 тыс. воинов, а во время войны выдавали оружием тем, у кого его еще не было. Денежное жалование выплачивалось только по прошествии трех лет пребывания в войске; оно варьировалось в зависимости от срока службы и ранга. Его получали раз в квартал по предъявлению особых билетов, причем 12% суммы янычары оставляли в войсковой казне. Эта казна, пополнявшаяся также за счет платы за учеников и имущества умерших янычар, представляла собой резервный фонд, расходовавшийся на улучшение условий жизни солдат, питание и одежду, помощь больным и новобранцам, выкуп пленных. Задержки выплаты жалования и попытки властей прибегать к практике порчи монеты часто вызывали янычарские восстания.

Униформа янычар состояла из длинного платья (доларма), головного убора с пристегнутой впереди деревянной ложкой, шаровар и наколенников. В походе и в бою полы долармы собирались по бокам в складки и закреплялись ремнем.

В мирное время не проводились общих военных занятий; каждый янычар упражнялся со своим оружием самостоятельно. На марше не поддерживалось никакого особого порядка; однако в момент боя каждый солдат оперативно занимал свое место в строю. В казармах же царила суровая дисциплина; в них поддерживалась абсолютная чистота, туда не допускались женщины. Дисциплина обеспечивалась системой наказаний: от телесных и карцера до увольнения, ссылки в пограничную крепость, пожизненного тюремного заключения и смертной казни. Самыми тяжелыми проступками считались дезертирство и трусость на поле боя. Постепенно утвердилось представление, что янычара нельзя казнить; поэтому виновного сначала изгоняли из корпуса и лишь затем лишали жизни.

Эволюция янычарского корпуса.

С самого начала янычары были ударной силой османских завоеваний. Именно им империя обязана своими крупнейшими военными успехами в 14–16 вв. Численность и удельный вес янычар в турецкой армии постоянно возрастали. При Сулеймане II их насчитывалось уже 40 тыс. Они приобрели ряд привилегий (освобождение от светской и церковной юрисдикции и от уплаты налогов, подсудность только своим командирам, право убежища в казармах и т.д.); усилилась их связь с верховной властью – начиная с Сулеймана II, султан традиционно включался в янычарские списки и получали ветеранское жалование. Корпус мог выступить в поход только под командованием самого султана. С середины 15 в. янычары начали превращаться в серьезную политическую силу. Первое их восстание произошло в 1449 и было вызвано требованиями повышения жалования. В 1451 вступивший на престол Мухаммед II (1451–1481), стремясь обеспечить лояльность янычар, выдал им денежный подарок, что превратилось в обычай одаривать их при каждом новом воцарении: размеры этого дара постоянно возрастали; в надежде на его получение янычары с готовностью поддерживали любую смену власти. Традиция эта была упразднена только в 1774 Абдул Хамидом I. Также существовал обычай одаривать каждого янычара по случаю первого похода нового султана. Значительные суммы выплачивались им и перед сражениями.

Во второй половине 16 в. в связи с упадком конного ополчения корпус превратился в самое крупное соединение турецкой армии; его численность к концу столетия достигла 90 тыс. В начале 17 в. янычары стали также ведущей политической силой Османской империи, главным источником мятежей и заговоров; фактически присвоив себе право низлагать и возводить на престол султанов. Попытка Османа II (1618–1622) в 1622 реформировать корпус стоила ему жизни. В 1623 янычары свергли Мустафу I (1617–1618, 1622–1623), в 1648 Ибрагима (1640–1648), в 1703 Мустафу II (1695–1703), в 1730 Ахмеда III (1703–1730), в 1807 Селима III (1789–1807); еще чаще их жертвами оказывались высшие сановники государства.

Параллельно с ростом политического влияния янычарского корпус происходила его военная деградация. Из хорошо обученного, дисциплинированного и сплоченного соединения оно превратилась в привилегированную касту преторианцев, не обладавших боевым духом и боевыми качествами прежних дней. Причиной этого стал отход, начиная с 16 в., от исходных принципов его комплектования и функционирования. Еще в ранний период многие турки были недовольны тем, что элитные войска и государственная администрация рекрутируются из среды покоренного христианского населения: некоторые родители-турки договаривались с христианами, чтобы те во время рекрутского набора выдавали их детей за своих. При Сулеймане II турок стали уже открыто принимать в ачеми оглан и даже прямо в войско. Значительная часть таких новобранцев не была подготовлена к тяготам службы; многие умирали в период обучения. Зачисленные в ряды янычар по протекции или за взятку, как правило, не проявляли особого мужества на поле боя. Старые янычары отказывались служить вместе с ними; между этими двумя группами нередко возникали кровавые столкновения. К концу 17 в. турки составляли уже большую часть янычарского войска. Их количество особенно возросло после отмены в 1638 детского налога на христиан и прежней системы комплектования.

Увеличение турецкого компонента обусловило отказ от одного из важнейших принципов жизни янычар – безбрачия. В ранний период разрешение жениться давалось агой только в исключительных случаях, прежде всего старым и заслуженным ветеранам. Но в 1566 Селим II (1566–1574) при вступлении на престол был вынужден предоставить это право всем янычарам. В результате практика совместной жизни в казармах сошла на нет: сначала женатым янычарам позволили жить в своих домах, а затем и неженатые отказались оставаться в казармах и подчиняться строгой дисциплине. Вскоре возникла проблема обеспечения янычарских семей; поскольку солдатского жалования для этого было недостаточно, заботу об их детях взяло на себя государство. Сыновьям янычар предоставлялось право на получение хлебного рациона с момента рождения, а позже их стали зачислять в состав орт еще во младенчестве с соответствующими льготами. В итоге корпус превратился в наследственный институт.

Он постепенно терял свой чисто военный характер.В 17 в. в связи с ростом численности янычар расширились их функции: помимо участия в военных действиях и боевой подготовки, их все чаще привлекали для исполнения разных невоенных обязанностей (полицейская служба, уборка улиц, борьба с пожарами и т.д.). В 17 и, особенно, в 18 вв. янычары стали активно вовлекаться в ремесленную деятельность и торговлю. Султаны поддерживали эту тенденцию, надеясь отвлечь их от политики. Янычары монополизировали ряд отраслей ремесла. В Стамбуле они полностью контролировали производство и продажу фруктов, овощей и кофе, в их руках оказалась значительная часть внешней торговли. Налоговые и судебные привилегии янычар являлись привлекательным моментом для представителей самых разных социальных слоев. Распространилась практика формального членства в янычарском войске: любой за взятку янычарским офицерам мог записаться в орту и получить налоговые льготы. С другой стороны, в его состав проникали многие криминальные элементы. В войске процветало взяточничество и казнокрадство. Во время военных походов янычары нередко отказывались сражаться, предпочитая заниматься грабежами и вымогательствами.

Ликвидация янычарского войска.

Разложение корпуса стало причиной серии военных поражений Османской империи, начиная с конца 17 в. Попытки султанов (Махмуда I, Селима III) реформировать его или создать параллельные военные соединения нового, европейского типа, наталкивались на резкое противодействие янычар, которых поддерживало мусульманское духовенство, дервиши из ордена Бекташие, улемы (законоучители), а также низы турецкого общества. Только Махмуд II (1808–1839), которому удалось спровоцировать раскол между янычарами и религиозными кругами, смог провести военную реформу. 28 мая 1826 он издал указ о создании регулярных армейских соединений из части янычарского корпуса. В ответ 15 июня янычары подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Корпус был упразднен, казармы разрушены, священные котлы уничтожены, само имя янычар предано вечному проклятию.

Иван Кривушин

Янычар-янычаров, ед. янычар, янычара, м. (тур. yeni Qeri - новые войска). Отборные привилегированные пехотные войска в Османской султанской Турции, первонач. комплектовавшиеся из христиан, обращенных в детском возрасте в мусульманство.
Яныча;ры (тур. yeni;eri (йеничери) - новый воин) - регулярная пехота Османской империи в 1365-1826 гг. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Акынджи (тур. ak;nc; - «совершающий набег, разбойничье нападение») - иррегулярная турецкая легкая конница.
Использовались для разведки и отдельных операций с целью грабежа и устрашения населения на маршрутах движения армии султана во время войны. В качестве добровольцев привлекались султанами к участию в военных кампаниях, получая в качестве платы трофеи.
В мирное время постоянно совершали опустошающие набеги на земли, которые намеревались противостоять султану. Их численность достигала нескольких десятков тысяч. Вместе с сипахами и янычарами составляли основу войска в Османской империи.
Акынджи были легковооружёнными конными лучниками. Их защитное вооружение состояло преимущественно из кожаных доспехов, а в качестве оружия использовали луки и арканы. Акынджи не были способны штурмовать крепости и города, поэтому они привлекались султанами в основном для участия в пограничных рейдах. Серия поражений, понесённых империей в 1595 году, вынудила правительство принять решение об официальном расформировании акынджи.
Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.
Первоначально Турецкий гарнизон был приглашен в Грецию для охраны царя, их было всего 15 человек. Но там где поселились 15, добавилось еще 30, у этих 30 тридцати родились двое или более детей. Так диаспора Сельджуков стала увеличиваться. Эпогеем этого роста, стал захват власти и создание собственного государства. Но их все равно было очень мало, вот тогда, используя опыт Егтптян, Сельджуки стали создавать свою армию. В последствии в связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в реорганизации армии, создании нового регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет. В основном в армию зачислялись албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, украинцы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.
Набор детей в янычары (девширме - налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).
В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме, так как совершенно были непригодны для этого ремесла.В 20 веке, бывший донской атаман Краснов, так же отзывался о казаках с симитской кровью. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени. После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в т. н. «тренировочные корпуса», где они в течение не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 году корпус открылся для всех добровольцев - мусульман.
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка.
Все это было и в войске Донском, которое начиналось еще в станицах Раздорской и Мелиховской, ныне Ростовской области.
Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.
В 1683 - янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI - начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 был убит султан. Похожее восстание произошло в 1807. В России по примеру соседей, были организованы стрелецкие войска, а много позже кадетские и Суворовские училища. Казачество Дона, использовалось Российским государством, практически так же - как и в Османской Империи.
В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.
Отличительной особенностью янычар были у сы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку казака.
Одежда янычар была скроена из шерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки. Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 янычар. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. В России 16-19 веков, наблюдаем практически то же самое. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса - секбанбаши и кул кяхьяси. Самое высокое начальство - ага - изначально происходил из простых янычар (как в современном обществе, т.е. карьерный рост со стабильной зарплатой). С шестнадцатого века он стал назначаться султанами и по этой причине в бунтах всегда погибал первым, как пришлый, а значит, самый виноватый.
Ага - подчинялся непосредственно султану и никому другому, был членом Дивана. Естественно, выглядел пошикарней своих подчинённых – одежда покрасивей да знатнее.
А так выстраивается пирамида янычарского офицерства:
1. Ага
2. Секбан-баши
3. Кетхюда-бей (средневековый секретарь (аги) с повадками налогового инспектора, ведал встречами с агой и ничем более, янычарами привечался, чтоб, не дай Аллах, какой пакости начальнику не ляпнул)
4. Кетхюда-йери (это ещё один "рецепсионист")
5. Мухзыр-ага (в современном понятии еше один бюрократ, "лицо фирмы", так сказать, представитель корпуса при Великом Визире)
6. Янычарский эфенди (чиновник + канцелярия = янычарский главбух)
7. Чорбаджи ("раздатчик похлёбки", командир орты - янычары были пехотой, но ему было позволено ездить верхом)
8. Одабаши ("начальник казармы", в орте второй человек после чорбаджи по-нынешнему – старшина)
9. Векиль-хардж (ещё одна разновидность янычарского бухгалтера, только уже местного, ортовского, значения)
10. Байракдар (знаменосец, где-то рядом с современным прапорщиком)
11. Баш-аскер (помощник байракдара: знамя - это лицо орты, штука тяжёлая)
12. Ашчи (самый низший офицер: серьёзно к нему не относились, особенно другие офицеры. Если в подчинении у ашчи, повара и начальника "гауптвахты" (сажали в кухонный чулан за провинности), не было чернорабочих (только поступивших аджеми огланов), то на базар он ходил сам, и, ежели ничего не приобретёт, гулял по оде сильно битым голодными коллегами).
Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, монахи которого играли роль капелланов. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. Дервиши – последователи и стажи СУФИЗМА.
Суфизм - это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу. В Советской Армии, был такой же пример – ПОЛИТРАБОТНИКИ. Но, как и у Янычар, материальное - пересилило духовность и веру в законы, а так же идеологию своего строя.
После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана. С расширением халифата и сосредоточением в нём огромных богатств среди мусульман возобладали материальные устремления. Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы. В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление, получило название тасаввуф (суфизм).
Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).
Суфийские шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к пророку Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).
Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имам. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), анадолу агасы (Азия), гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.
Оджак состоял из 3 частей:
Джемаат (обычные воины) - 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
Бёлюк (личная гвардия султана) - 61 орта
Секбан - 34 орта
В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу («старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам, байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи («суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.

Янычары были элитными воинами Османской империи. Они охраняли самого султана, первыми вошли в Константинополь. К службе янычар готовили с раннего детства. Дисциплинированные, фанатичные и абсолютно преданные султану, они жили войной.

АРМИЯ РАБОВ


У молодого Османского государства в начале XIV века возникла острая необходимость в качественной пехоте, поскольку захват крепостей методом осады был слишком долговременным и ресурсозатратным (осада Брусы длилась дольше 10 лет).

В османской армии того времени основной ударной силой была конница, малопригодная для штурмовой тактики. Пехота в армии была нерегулярной, нанималась только на время ведения войны. Конечно, уровень её подготовки и преданность султану оставляли желать лучшего.

Формировать отряды янычар из пленных христиан начал ещё султан Орхан, сын основателя империи Османа, но такая методика уже к середине XIV века начала давать сбои - пленных не хватало, к тому же они были ненадежны. Сын Орхана, Мурад I, в 1362 году изменил принцип отбора янычар - их стали набирать из детей христиан, захваченных в военных походах на Балканы.

Такая практика показывала большую результативность. К XVI веку она стала своеобразной повинностью, наложенной на христианские земли, прежде всего Албанию, Венгрию и Грецию. Она получила название "доля Султана" и заключалась в том, что каждого пятого мальчика в возрасте от пяти до четырнадцати лет специальная комиссия отбирала для службы в янычарском корпусе.

Брали не всех. Селекция основывалась на тогдашних представлениях о психофизиогномике. Во-первых, в янычары могли забирать только детей из знатных семей. Во-вторых, не брали слишком разговорчивых детей (вырастут упрямыми). Также не брали детей с нежными чертами лица (склонны к мятежу, и их не будут бояться враги). Не брали слишком высоких и слишком маленьких.

Не все дети были из христианских семей. В качестве привилегии могли брать детей из мусульманских семей Боснии, но, что важно, - славян.

Мальчикам приказывали забыть о своем прошлом, посвящали в ислам и отправляли на подготовку. С этого времени вся их жизнь была подчинена строжайшей дисциплине, а главной добродетелью была абсолютная слепая преданность султану и интересам империи.

ПОДГОТОВКА

Подготовка янычар была системной и продуманной. Мальчики-христиане, расставшиеся со своей прошлой жизнью, отправлялись в семьи турецких крестьян или ремесленников, служили гребцами на кораблях или становились помощниками мясников. На этом этапе новообращенные мусульмане постигали ислам, учили язык и привыкали к суровым лишениям. С ними нарочно не церемонились. Это была суровая школа физической и моральной закалки.

По прошествии нескольких лет, те, кто не сломился и выжил, зачислялись в подготовительный отряд янычар, так называемый ачеми оглан (русс. "неопытные юноши"). С этого времени их подготовка заключалась в освоении специальных военных навыков и тяжелой физической работе. Из юношей на этом этапе уже воспитывали преданных воинов ислама, которые беспрекословно исполняли все приказы командиров. Любые проявления свободомыслия или строптивости пресекались на корню. Была, впрочем, у молодых "кадетов" янычарского корпуса и своя отдушина. Во время мусульманских праздников они могли позволить себе проявление насилия против христиан и иудеев, к чему "старшие" относились скорее благодушно, чем критически.

Только в 25 лет самые физически крепкие из прошедших обучение в ачеми оглан, лучшие из лучших становились янычарами. Это нужно было заслужить. Те, кто по каким-либо причинам не проходил проверку, становился "отвергнутым" (тур. чикме) и не допускался к военной службе в корпусе.

ЛЬВЫ ИСЛАМА

Как так случилось, что дети преимущественно из христианских семей становились фанатичными мусульманами, готовыми убивать своих бывших единоверцев, ставших для них "неверными"?

Само основание корпуса янычар была изначально спланировано по типу рыцарского религиозного ордена. Духовная основа идеологии янычар формировалась под влиянием дервишского ордена Бекташие. Даже сейчас в турецком языке слова "янычар" и "бекташие" часто употребляются в качестве синонимов. По легенде, даже головной убор янычар - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, появилась благодаря тому, что глава дервишей Хачи Бекташ, благославляя воина, оторвал от своей одежды рукав, приложил его к голове неофита и сказал: "Пусть назовут этих солдат янычарами. Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными".

Почему именно орден бекташие стал духовным оплотом "нового войска"? Вероятнее всего, это связано с тем, что янычарам было удобнее практиковать ислам в этой упрощенной в плане обрядности форме. Бекташи освобождались от обязательных пятикратных молитв, от паломничества в Мекку и поста в месяц Рамазан. Для "львов ислама", живущих войной, это было удобно.

ОДНА СЕМЬЯ

Жизнь янычар была строго декларирована ещё уставом Мурада I. Янычары не могли заводить семей, должны были избегать излишеств, соблюдать дисциплину, подчиняться начальству, соблюдать религиозные предписания.

Они жили в казармах (обычно расположенных неподалеку от дворца султана, поскольку его охрана была одной из основных их обязанностей), но их жизнь нельзя было назвать аскетичной. После трех лет службы янычары получали жалование, государство обеспечивало их питанием, одеждой и вооружением. Несоблюдение султаном обязательств по снабжению своего "нового войска" не раз приводило к янычарским бунтам.

Одним из главных символов янычар являлся казан. Он занимал такое важное место в жизни янычар, что европейцы даже принимали его за знамя османских воинов. В то время, когда корпус янычар дислоцировался в городе, раз в неделю, каждую пятницу, орта янычар шла со своим казаном к дворцу султана за пилафом (рис с бараниной). Эта традиция была обязательной и символичной. Если среди янычар было недовольство, они могли отказаться от пилафа и перевернуть котел, что служило сигналом к началу восстания.

Казан занимал центральное место и во время военных походов. Его обычно несли перед ортой, а на привале ставили в центр лагеря. Самым большим "фейлом" была потеря казана. В этом случае офицеры выгонялись из отряда, наказывали и рядовых янычар.

Интересно, что во время волнений провинившийся мог спрятаться под казаном. Только в этом случае его могли простить.


Привелегированное положение янычар, постоянное увеличение их численности, а также отход от базовых установок корпуса привел в итоге к его деградации. К концу XVI века численность янычар достигла 90 тысяч, из элитного военного соединения они превратились во влиятельную политическую силу, которая подтачивала империю изнутри, устраивала заговоры и мятежи.

С начала XVI века рекрутская система отбора янычар стала претерпевать серьезные изменения, в корпусах оказывалось все больше турок, произошел отход от принципа безбрачия, янычары начали обзаводиться семьями, которые требовали все больших и больших вложений.

Дети янычар получили право зачисления в орты с самого рождения, при этом они наделялись соответствующими льготами. Янычары стали превращаться в наследственный институт, со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями.

Конечно, такое положение многих не устраивало. То и дело после мятежей устраивались показательные казни янычар, но кардинально вопрос не решался. Возник даже феномен "мертвых душ", когда в янычары кого только ни записывали, лишь бы получать дополнительный паек и льготы. Уничтожен же корпус был только в 1826 году султаном Махмудом II. Не зря его называли "турецким Петром I".

Янычары в Османской империи - часть регулярной армии, а именно пехота. Слово «янычар» с турецкого переводится как «новый воин». Появились такие воины из-за необходимости изменений в армии. Та, что была ранее, не могла полноценно выполнять свои функции - устаревшие методы себя изжили. Изначально янычары имели мало прав. Но к началу XVII века они стали мощной силой, приведшей к разладу и бунтам в империи, по причине чего и были расформированы указом султана Махмуда II. Кто такие янычары? Когда они появились? Что входило в их обязанности? Обо всем этом - в статье.

Кто такие сипахи и янычары

За годы существования Османская империя повидала много сражений. Перед тем как подробно рассмотреть, кто такие янычары, стоит подробней узнать, кто, кроме янычар, входил в основу вооруженных сил Османской империи и какие у них были функции.

  • Акынджи - непостоянная легкая конница. Использовались преимущественно для разведки или набегов на различные области, не желающие подчиняться султану. Их платой за работу были трофеи. Особой униформы или вооружения не было. Чаще всего они имели простые доспехи из прочной ткани или кожи, а в качестве оружия использовались луки. В 1595 голу были расформированы.
  • Сипахи в некоторых источниках упоминаются как спаги - тяжелая кавалерия. Сипахи в Османской империи были основой силой армии вместе с янычарами, благодаря хорошему вооружению и обучению. Изначально были вооружены лишь булавами. Но с XV века сипахи в Османской империи перешли на огнестрельное оружие, а в XVII веке использовали сабли и пистолеты, щиты. Амуницией всадника, как правило, был доспех (кольчато-пластинчатый), шлем, наручи.

Как появились и куда пропали янычары?

Кто такие янычары? История их начинается в далеком 1365 году. Именно султан Мурад I создал их как главную ударную силу войска. Причиной тому было то, что в армии султана была только легкая и тяжелая конница, а пехота для войн набиралась временно, из народа или наемников. Эти люди были ненадежными, могли отказаться, сбежать или даже переметнуться на другую сторону. Поэтому было решено создать пехоту, которая будет всецело предана своей стране.

Ближе к XVII веку началось постепенное упразднение янычар. У них появились всевозможные права, которые дали им некую свободу и силу. Однако эта сила не всегда была направлена на защиту или благосостояние султана. Краткая история Османской империи указывает на то, что в 1622 и в 1807 годах проходили бунты под предводительством янычар, которые привели к кончине и смещению правителей. Это уже были не послушные рабы, а заговорщики.

В 1862 году корпус янычар был упразднен указом Махмуда II. Разумеется, это привело к очередному янычарскому бунту, который был жестоко подавлен верными силами султанской армии.

Кто мог стать янычаром?

Кто такие янычары, читателю уже известно. А кто мог стать ими? В пехотную армию не брали кого попало. Туда отбирались исключительно молодые мальчики 5-16 лет, разных национальностей. Причиной столь раннего призывного возраста было, скорее всего, то, что малых детей проще переучить, чем взрослых. Чем старше человек, тем сильнее его вера. А детей можно обратить в любую религию и верование правильным воспитанием. Такой была задача тех, в чьи руки попадали отобранные мальчики.

Поначалу лишь христианские дети призывались для такой службы. Именно с этой части народа взималась кровная дань (девширме) - у родителей насильно отнимали детей, дабы в будущем они были личными рабами султана. Забирали каждого пятого ребенка мужского пола. Но в 1683 году, после того как эта «должность» получила свои преимущества (янычары могли добиться высокого положения в обществе), многие мусульманские семьи запросили у султана право отдавать своих детей на перевоспитание в янычары. И получили на это официальное разрешение.

Но для того чтобы стать янычаром, нужно было соответствовать определенным критериям.

  1. Родители должны были быть из знатного рода.
  2. Ребенок должен был быть в меру скромным и не очень разговорчивым, чтобы не болтал лишний раз.
  3. Желательной чертой внешности была жесткость. Парни с нежными чертами не могли испугать врага.
  4. Рост также имел значение, так как все в армии должны были быть примерно одинакового роста.

Обучение

После того как их забирали от родителей, мальчикам приказывали забыть все свое прошлое: религию, семью, привязанности. Затем отправляли в столицу, где осматривали и отбирали определенное количество сильнейших и способнейших. Их отделяли и обучали отдельно по определенным правилам, чтоб они могли прислуживать во дворце или лично охранять султана. Остальных пересылали в янычарские корпуса.

Для янычара было важно не только быть сильным и знать свое дело, но и быть покорным, послушным. Поэтому воспитание составляло основу обучения. Чтобы привить детям основные нормы мусульманского права, традиций, обычаев, а также обучить языку, их отправляли в исламские семьи. Тут детей нарочно подвергали физическим и моральным лишениям, чтобы выработать стойкость ко всему, что им придется пережить в будущем.

После этого тех, кто выдержал первый этап, не сломался, переправляли в учебные корпуса, где они целых шесть лет учили военное дело и занимались трудной физической работой. Обучали детей и некоторым другим предметам, например языкам, каллиграфии, - всему тому, что могло им потребоваться в будущем.

Единственная возможность «выпустить пар» для молодых янычар представлялась во время мусульманских праздников, когда им разрешалось измываться над иудеями и христианами.

Обучение заканчивалось, когда воину исполнялось 25 лет. В этот момент юноши либо становились янычарами, либо нет. Тех, кто не прошел 6-летнее испытание, называли «отвергнутыми» и навсегда исключали из военной службы.

Особенности жизни янычар

Жизнь янычар была непростой, но имела свои привилегии. Они официально считались рабами султана и он мог делать с ними все, что душа пожелает. Жили янычары в казармах, которые чаще всего располагались рядом со дворцом султана. До 1566 года у них не было права жениться, заводить детей, хозяйство. Жизнь проходила в битве и службе империи. Стоит отметить, что при отсутствии разного рода утех, вроде женщин, семьи, ремесла, они могли всецело отдаваться лишь одной радости жизни - еде. Приготовление пищи было своего рода церемонией. Над приготовлением трудилось много народу. Была даже отдельная должность - человек, отвечающий за приготовление супа!

После серьезного ранения, когда службу продолжать уже было невозможно, или по причине старости янычар выходил на пенсию и получал пособие от империи. Многие из таких пенсионеров делали хорошую карьеру, что вполне понятно, учитывая их знания и образование. Когда янычар погибал, все его имущество переходило в руки полка.

Судить или оценивать янычар могли исключительно их начальники во главе с султаном. Если янычар серьезно провинился, его приговаривали к почетной казни - удушению.

Функции

Помимо различной военной и армейской службы, янычары в Османской империи выполняли и другие функции:

  • выступали в качестве народной полиции;
  • могли тушить пожары;
  • карали вместо палачей.

Но, кроме того, они были частью охраны султана, считающейся его личными рабами. Охраной становились только лучшие, кто был готов ради султана на что угодно.

Структура

Янычарские корпуса состояли из оджаков (полков). Полка делились на орты. В полку была примерно тысяча воинов. Количество оджаков в разные периоды истории империи было неодинаковым. Но в годы расцвета империи их численность доходила почти до 200. Полки были не одинаковыми, они имели разные функции.

Состоял полк всего из трех частей.

  • Белюк - личная гвардия султана, состоявшая из 61 орты.
  • Джемаат - простые воины (сюда же был записан сам султан), включали 101 орту.
  • Секбан - 34 орты.

Главой всех этих полков был султан, но фактическое управление осуществлял ага. Главными приближенными к нему были секбанбаши и кул кяхьясы - высшие офицеры корпуса. Адепты дервишского ордена бекташей были для янычар полковыми священниками, главным из которых считался оджак имамы. Учебными подразделениями и гарнизоном Стамбула управлял Истанбул агасы. А за обучающую работу с мальчиками отвечал талимханеджибаши. Имелся там и главный казначей - бейтюльмалджи.

Полки также имели разные чины, и их было довольно много. Так, например, был человек, отвечающий за готовку супа, за воду, начальник казармы, главный повар, его помощники и так далее.

Форма и вооружение

Янычары как отдельная часть военных сил Османской империи имели свое собственное вооружение и униформу. Их можно было легко узнать внешне.

Янычары носили усы, но начисто сбривали бороду. Одежда делалась преимущественно из шерсти. Старшие офицеры имели на костюмах меховую оторочку, чтобы выделяться среди других янычар. Высокий статус владельца подчеркивали также ремни или кушаки. Частью формы был войлочный колпак, с которого сзади свисал кусок материи. Его также называли берк или юскюф. Во время походов и войн янычары надевали доспехи, но позже от них отказались.

Вооруженные силы Османской империи любили использовать в войнах и битвах разные технологические новинки, но и от традиционного оружия никогда полностью не отказывались. Изначально они весьма искусно стреляли из лука. Кроме этого оружия, у них имелись малые копья. Позже они вооружились пистолетами, хотя лук из обихода полностью не ушел. Его использовали в качестве церемониального оружия. Некоторые янычары сменили луки на арбалеты. Кроме того, обязательным вооружением были мечи и другие виды колюще-режущего оружия. Иногда вместо них использовали булаву, топоры и тому подобное.

Теперь вам известно, кто такие янычары, что входило в их обязанности в Османской империи. В завершение еще несколько интересных фактов:

  • Несмотря на то что янычары, кроме прочего, были рабами султана, а некоторые изначально родились в христианских семьях, преданность султану на первых порах была безукоризненной. Эти воины славились своей жестокостью, а за свою родину готовы были на любые жертвы.
  • Сбривание растительности на лице было необычно для мусульман, поэтому в толпе этих людей было легко заметить.
  • По образцу Османской империи в Речи Посполитой были созданы польские янычары. Примечательно то, что они копировали абсолютно все у турецкого образа, включая форму, оружие. Только цвета сделали другие.

Читая историю Турции, просматривая кинокартины об империи османов, мы часто встречаем информацию о янычарах. Узнаём, что они были отличными воинами, завоевавшими немало побед для этой страны. О них писались легенды. Многие годы янычары были главным оплотом падишахов. Но, чтобы понять этих воинов, узнать их историю, необходимо возвратиться в период империи османов.

Какова история появления янычар?

В четырнадцатом веке империя османов не могла похвастаться своей мощной и дисциплинированной армией. А падишахи ставили перед собой цель – завоевание Византийского государства. И достижение этой цели без мощной армии было, конечно, невозможно. В то время, армия турков не готовилась специально к завоеваниям, и состояла, в основном, из конной армии. Тогдашний правитель страны - Султан Мурад 1-ый поставил цель исправление существующего положения и решил создать отряд из пленённых людей. Так, впервые появились сведения о янычарах. Отряд этот состоял в основном из мальчиков, даже не достигших 16 лет. Этих несовершеннолетних ребят, покорённые турками народности вынуждены были отдавать в качестве дани. Первоначально, этих детей выращивали семьи мусульман. Наиболее старательных и способных мальчиков передавали в служение в падишахский дворец. А непослушных и дерзких мальчиков отдавали в отряды, формируемые из янычар. В дальнейшем (в конце 17 века), янычарскую армию стали отдавать и детей мусульман. Из этих мальчиков и получались непобедимые воины, которые отличались жестокостью и своей преданностью падишаху. Янычары готовы были на любые подвиги ради падишаха. Новая армия янычар стала самой сильной опорой султанов в военных походах. Она же в мирные годы выполняла полицейские функции, и поддерживала порядок в стране.

Каковы были порядки у янычар?

Числились янычары невольниками падишаха. Безропотно они обязаны были повиноваться распоряжениям полководцев и иных военачальников. Им не разрешалось заниматься разными ремеслами и иными хозяйственными делами. Воспрещалось жениться. Хотя, впоследствии, это запрещение аннулировали. Непременным условием было следование традициям мусульманства. Неизменным местом их проживания было казарменное помещение. Осуждать действия янычара позволялось их руководителю. За отказ от военной службы и проявление трусости, янычара, как правило, удушали. Армия янычар подразделялась на группы, называемые ортами.

Большое внимание в войске янычар уделялось питанию. Учитывая, что янычар не мог утешаться женщиной, вкусная еда для него оставалась главным источником наслаждения. Пища для воинов готовилась в большом котле из бронзы. За качество пиши, отвечала большая команда, состоящая из поваров, водоносов, поводырей лошадей и верблюдов и распределителей похлёбки. Военачальники старались уделить большое внимание, еде воинов, считая её важным компонентом в физическом развитии воинов.

Причины падения армии янычар.

Армия янычар участвовала во множестве походов и битв. За подвиги им стали прощать некоторые провинности. Постепенно, они стали верить в свою необыкновенность, росли их требования. Они стали угрожать восстанием за неудовлетворение их требований. Их стали вводить в состав правительства. Получали и другие неплохие и денежные посты. Янычарам стало нравиться новое положение. Стали утрачивать свои боевые способности. И постепенно становились взяточниками. В 19 веке Махмуд 2-ой решил создать армию без участия янычар. Новую армию стали использовать против зарвавшихся янычар, которые стали оказывать сопротивление. Но, применение против них артиллерии вынудило их сдаться. Так и наступил бесславный конец янычар.