Трудные случаи пунктуации с союзом как. Трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях. Имена и названия. Интерактивный тренажер

Урок русского языка в 11 классе по т еме «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И»

Цели урока:

    повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Словообразование», «Лексика», «Орфография»;

    закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях;

    закрепление и отработка умений и навыков, связанных с анализом текста как речевого произведения;

    отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;

    подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.

Задача урока: активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, портрет С. Есенина, раздаточный материал.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

1. Словарная работа (мультимедийное использование)

А) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, альтернатива, (в)расплох, (в)одиночку, (во)вторых, (по)неволе, апелляция, интеллигентный, пацифист.

Б) Определить способ образования следующих слов:

Беспристрастный (¬ пристрастный; приставочный)

Во-вторых (¬второй; приставочно-суффиксальный)

Поневоле (¬ неволя; приставочно-суффиксальный)

В) Работа с лексическим значением слова:

Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ)

Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями (АЛЬТЕРНАТИВА)

Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

МЕЦЕНАТ – (богатый покровитель наук и искусств)

Г) Составить словосочетания с этими словами и указать вид связи.

II. Работа над темой урока.

2. Вопросы к классу:

    На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

    Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

    Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

    Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия запятой перед этим союзом.

3. Презентация

Запятая перед союзом И ставится

А) В простом предложении:

Между однородными членами перед повторяющимся союзом

Ты мне пой, ведь моя отрада –

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин (С.Есенин)

Б) В сложном предложении:

Между частями сложносочиненного предложения

Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)

Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)

Между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

Запятая перед союзом И не ставится

А) В простом предложении:

Между однородными членами с одиночным союзом.

  • Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

  • Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова (С. Есенин)

Б) В сложном предложении:

Между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложения

Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена (С. Есенин)

Между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

Приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка. (К.Паустовский)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

Мелколесье. Степь и дали (С. Есенин)

4. Упражнение для закрепления (У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1. Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом.

[- =], и [= - ]. ССП

2. Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

[=], и [ = - ]. ССП

3. Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

[ = - ], и [= - ]. ССП

4. Брожу по улицам и лужам,

Осенний день пуглив и дик.

[ = -·- и -·-], [ - = и = ]. БСП

5. Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

[ - = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.

6. Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

[ = - ], и [= - ]. ССП

Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

5. Слово учителя

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в качестве примеров и тренировочных упражнений используются цитаты из стихотворений Сергея Александровича Есенина. И это не случайно: следующий этап урока – анализ текста, содержание которого непосредственно связано с творчеством поэта.

Итак, выразительно прочитаем фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

6. Работа с текстом.

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

(6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.

(16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

7. Вопросы к предлагаемому тексту.

7.1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

Б) Певец Весны

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

7.2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей Есенин?

Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

7.3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12

Ответ: Г

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

7.5. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер. Ответ: № 13

7.6. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5. Ответ: связ.однородн.чл.предложения

7.7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Ставить или не ставить запятую? - вот одна из сложных и неизменно актуальных проблем русской пунктуации. Этой проблеме посвящен данный словарь-справочник, который охватывает свыше полутора тысяч словоупотреблений, сопряженных с трудностями пунктуационного оформления. Это первый в отечественной лексикографии опыт справочника по пунктуации, построенного по алфавитному принципу. Заголовочными в нем являются слова и сочетания, использование которых в письменной речи сопряжено с пунктуационными трудностями. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, всем, кто пишет на русском языке, - учащимся школ и лицеев, абитуриентам, студентам, преподавателям русского языка, редакторам и корректорам, специалистам-филологам, переводчикам.

А.
АВОСЬ, частица
Не требует постановки знаков препинания.
Авось на память поневоле // Придет вам тот, кто вас певал... А. Пушкин, Ел. Н. Ушаковой. Да ведь авось и там-то, в Европе-то, тоже давили немало - монголы-то всякие. И. Бунин, Деревня. Старшина предложил переждать часа два, авось опять разойдется. В. Быков, Дожить до рассвета.

А ЕЩЁ, союз (в восклицательном предложении)
Употребляется с оттенком укоризны, иронии, осуждения для присоединения предложения или части сложного предложения, которые содержат указание на то, чему не соответствует информация, сообщаемая в предыдущей части. После слов «а ещё» знак препинания не требуется.
Ты ведь трус, а ещё капитан! Ф. Достоевский, Бесы. До чего же вы пугливы... А ещё девушек беретесь провожать! Е. Мальцев, От всего сердца.

А ИМЕННО, союз
А. Вводит в предложение пояснительные члены - слова или словосочетания, которые конкретизируют то, о чем говорится до союза. Пояснительные члены предложения, присоединяемые союзом «а именно», обособляются.
В двадцать пятую годовщину первых расстрелов, а именно 29 сентября 1966 года, в Бабии Яр потянулись люди со всего Киева. А. Кузнецов, Бабий Яр. Последний был членом Кабинета министров, а именно товарищем министра информации. В. Аксенов, Остров Крым.
Б. Открывает исчерпывающее перечисление. Перед союзом ставится запятая, а после него - двоеточие.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Структура словарной статьи
Словарь
Приложение 1. Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами
Приложение 2. Пунктуация при вводных словах и сочетаниях
Приложение 3. Пунктуация в конструкциях с составными подчинительными союзами
Алфавитный указатель слов и сочетаний
Список использованной литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Трудные случаи русской пунктуации, Словарь-справочник, Пахомов В.М., Свинцов В.В., Филатова И.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Слайд 2

Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

Слайд 3

Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится. Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

Слайд 4

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…) но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению иными словами происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит – Если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово; Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

Слайд 5

Если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит. Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

Слайд 6

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения. Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

В издательстве Эксмо вышел в свет словарь-справочник «Трудные случаи русской пунктуации». Его авторы — сотрудники портала Грамота.ру Владимир Пахомов, Виктор Свинцов и Ирина Филатова, а составлена книга на материале вопросов, поступавших в течение ряда лет в «Справочное бюро» этого сетевого ресурса.

Между тем, в какой-то момент эта очень востребованная служба прекратила работу. Теперь, сообщает Владимир Пахомов, она вновь действует:

— 6 июня, в День русского языка, мы снова запустили эту службу. Так что, теперь мы по-прежнему будем рады ответить на вопросы.

— С чем был связан этот перерыв, который огорчил многих пользователей?

— Был ряд причин, в том числе и технических. Мы хотели наладить поиск по материалам портала, потому что на многие из тех вопросов, которые нам задают, пользователи и сами могли бы найти ответы, используя наши материалы. Но потом мы поняли, что и все материалы, которые есть, и словари, и справочники, и система поиска все-таки не заменяют он-лайновую справочную службу. Все равно нас постоянно спрашивали, когда можно снова задавать вопросы сотрудникам справочной службы? Мы решили, что все-таки этот сервис нужен. Его надо было реанимировать, и мы это сделали.


— Ваш словарь построен таким образом, чтобы максимально упростить пользование им людьми, которые не слишком хорошо разбираются в тонкостях русской пунктуации.

— Это действительно так. От аналогичных изданий словарь отличается тем, что он построен по алфавитному принципу. Как построены традиционные справочники по правописанию? Есть, например, раздел «Знаки препинания при обособленных оборотах». Это обособленные обстоятельства, обособленные определения, дополнения. Есть раздел «Знаки препинания в сложных предложениях». Есть раздел «Знаки препинания в оборотах, не являющихся частью сложного предложения». Например, обороты с союзом «как». Есть раздел, посвященный запятым при вводных словах.

— То, что вы перечислили, для многих уже звучит пугающе и будет способствовать тому, чтобы человек, увидев такое оглавление, захлопнул справочник.

— Конечно, в справочниках в конце обычно есть алфавитный указатель, да и то не во всех. Например, издание 2010 года — «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию» (авторы Д.Розенталь, Е.Джанджакова и Н.Кабанова). Там нет в конце алфавитного указателя. Но даже если он где-то есть, не всегда можно, пользуясь им, найти нужное слово. Например, в списке указывается, что вводными не являются слова «авось», «вдобавок» и так далее. А в конце перечня — буковки и т. п. Что скрывается за этими буквами? Это пользователю не лингвисту непонятно. Также непонятно ему, почему, например, ответ на вопрос, когда обособляется оборот со словом «вместо», нужно искать в одном разделе справочника (конкретно — в разделе «Обособленные дополнения»), а ответ на вопрос, когда ставится запятая внутри союза «вместо того, чтобы», надо искать совсем в другом разделе справочника через много-много страниц. Для читателя-неспециалиста это очень трудно, это непонятно. Поэтому он не всегда может найти в справочнике нужный раздел.

В силу всех этих причин у нас возникла такая идея — сделать справочник пунктуации, построенный по алфавитному принципу. Читателю достаточно открыть словарь на словарной статье «вместо» и прочитать нужную рекомендацию, или на статье «вместо того, чтобы» и прочитать нужную рекомендацию. Еще мы столкнулись с тем, что рекомендации в справочниках не всегда точно соответствуют сложившейся практике письма. Например, в справочнике Розенталя сказано, что не являются вводными обороты «по замыслу», «по решению», «по распоряжению» и т. д. Да, эти обороты не являются вводными, но дело в том, что все равно, не являясь вводными, некоторые из этих оборотов на практике письма последовательно обособляются. Например, оборот «по замыслу». Он последовательно обособляется, даже не будучи вводным. В справочниках об этом не говорится. О таких вещах мы тоже говорим, приводим примеры, даем рекомендации, что такие выражения стоит обычно выделять запятыми.

— Почему обособляются? Потому что такова практика, или потому что здесь начинают действовать другие правила?

— Сложилась практика письма. Во-первых, он чем-то близок к таким обособленным оборотам — «по распоряжению директора необходимо сделать то-то и то-то», «по замыслу строителей в здании должны быть...» и т. д. Этот оборот чем-то близок все-таки к вводным оборотам. Не является вводным, но чем-то близок им. Поэтому его можно назвать просто обстоятельственным оборотом, который обычно выделяется запятыми. Таких случаев много. Мы отмечали и те случаи, когда есть разнобой в лингвистических источниках, или когда рекомендации справочников противоречат сложившейся практике письма. Например, в справочниках сейчас есть рекомендация обособлять конструкцию «вместо ответа», если она не связана с глаголом в предложении. Например, «вместо ответа, ему подали письмо». Здесь справочник рекомендует ставить запятую на том основании, что нельзя подать ответ. Можно подать письмо, но нельзя подать ответ — поэтому надо ставить запятую. Но практика показывает, что запятая в этих случаях почти никогда не ставится. Мы приводим примеры из романа Гончарова «Обрыв»: «Вместо ответа она подвинула Райскому стул». Или, например, из «Приключений Чонкина» Войновича: «Вместо ответа он приложился щекой к прикладу». Нельзя подвинуть ответ, нельзя приложиться щекой к ответу, но все равно запятых нет. Эта рекомендация не работает на практике — запятые все равно не ставятся. Об этих случаях мы тоже пишем.

Мы честно говорим читателю, когда нет однозначного ответа. Мы столкнулись с тем, что некоторые слова так себя ведут, что в корпусе примеров буквально через один — пример с запятой, пример без запятой. Например, обособление слов «как» и «никак». «А все-таки, как ни крути...» и т. д. Через один пример — запятые и нет запятых, то есть здесь мы имеем дело с непоследовательным обособлением. Мы об этих случаях тоже пишем и говорим, что в таких случаях решает автор. Здесь однозначной рекомендации дать нельзя.

Конспект

урока русского языка в 11 «А» классе.

Тема урока «Трудные случаи пунктуации

(Подготовка к ЕНТ)»

Учитель русского языка и литературы – Тюменева В.И.

Цели урока:

    повторение и обобщение знаний по разделу: «Синтаксис простого и сложного предложения»

    закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях

    закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания в БСП.

    закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения

    отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

    закрепление навыков самостоятельного исследования поэтического текста в рамках обозначенной темы.

Задачи урока:

    активизировать работу учащихся с тестовыми заданиями, заданиями творческого характера на материале предложенных текстов.

    объяснить пунктограммы в простом предложении, ССП, БСП.

    различать ССП и БСП как средство выразительности в тексте.

Оборудование:

    компьютер

    проектный экран

    портреты С. Есенина, А.С.Пушкина

    презентация

    раздаточный материал

Ход урока

I. Озвучивание целей урока: слайд 2. Учитель: « Тексты и стихотворения познакомят вас с особенностями поэтического стиля Есенина, Пушкина. Исследование поэтического и прозаического текстов позволят определить новые возможности ССП и БСП».

2. Звучит фрагмент песни в исполнении Безрукова «Не жалею, не зову, не плачу». На экране пейзажная зарисовка и портрет С.А.Есенина. Слайд 3

3. Работа с текстом. Слайд 4.

Уч ащиеся читают фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

Вопросы к тексту. Слайды 5-7

1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

Б) Певец Весны

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей Есенин?

Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г)8

Ответ: Г

4. В предложении №10 автор использует метафорическое выражение

«эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает

смысл этого выражения?

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы,

которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

природе.

насущные социальные проблемы. Ответ: А

5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с вводным словом.

Укажите его номер. Ответ: № 9

6. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

Ответ: связ.однородн.чл.предложения

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Ответ: А

Итог: В чем помогли разобраться тестовые задания к тексту?

4. Работа в группах. Задание: мини-исследование «Трудные случаи пунктуации» (постановка запятой в простом предложении и ССП перед союзом и, составление схем). Выступление представителей групп. Слайды 8-12.

Варианты предложений из стихотворений С.Есенина:

А)В простом предложении между однородными членами с одиночным союзом.

    Люблю я ропот буйных вод(?)

И на волне звезды сиянье.

    Запрокинулась (?) и отяжелела

Б) В сложном предложении между частями ССП , которые имеют общий второстепенный член предложения

    Там синь и полымя воздушней(?) и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

между простыми предложениями , связанными одиночным союзом И, так как есть общее придаточное условия

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

    Мелколесье. Степь(?) и дали. (С. Есенин)

Г) Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

    Потом ты идёшь до погоста (?)и, в камень уставясь в упор,

(С. Есенин)

Д) ССП (, -)

    Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня(?)

И

    Крикну я (?) и мне с горы ответит

Вывод: Анализ поэтических текстов Есенина помогает закрепить правила пунктуации, осознанно их применять.

5. На экране слайды 13-17 с изображением любимых мест, пейзажных зарисовок по мотивам поэтических произведений А.С.Пушкина. Чтение учащимися фрагментов из стихотворений «Осень», «Зимнее утро». Учитель: « В этих стихотворениях Пушкин часто использует БСП и ССП с соединительным союзом и. Это не случайно. БСП и ССП используются как средство выразительности наряду с другими средствами. Цель следующего этапа урока: закрепить знания по пунктуации ССП и БСП, показать их использование как средств выразительности».

6. Слайды 18-19 «Картина И.Е.Репина «Выступление Пушкина на экзамене в Лицее»

Задание классу: Конструирование ССП с соединительным союзом и . Ответы учащихся. Чтение исходного текста и измененного. Что в тексте изменилось?


За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. (и) Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. (и) Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. (и) Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.


Вывод: Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства..

7. Коллективное исследование поэтических текстов А.С.Пушкина (учащиеся рас

ставляют знаки препинания в предложенных отрывках) Слайды 20-22.

    Он пел любовь - но был печален глас(?)

Увы! он знал любви одну лишь муку…

В. Жуковский

    Я помню чудное мгновенье(?)

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.(К А.П.Керн)

    Потупит их с улыбкой Леля(?)

В них скромных граций торжество;

Поднимет (?) ангел Рафаэля

Так созерцает божество. («Её глаза» 1828)

8.Работа в группах: мини-исследования «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина» Слайды 23-26.

    «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (Аудиозапись)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.

Печаль моя полна тобою.

Вариант ответа:
1 – е БСП простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого Пушкина кратко обозначено словами: шумит Арагва предо мною.

2 – е БСП состоит из 3 – х частей: две первые части почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены лишь указывают на того, кто испытывает это состояние.

БСП позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора.

Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть БСП здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.

    Фрагменты из романа «Евгений Онегин» Слайды 27-30

Варианты ответов:

1.На примере романа «Евгений Онегин» можно рассмотреть причинно- следственное значение бессоюзных предложений. Так в XXIX строфе Пушкин говорит о причине любви к балам:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

И для вручения письма.

Продолжая рассказывать о балах, поэт говорит о двух женских ножках, «которые тревожат сердце», они не оставляют следов на снегу, так как любят «ковров роскошное прикосновенье»:

Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

2.В главе третьей Татьяна ночью разговаривает со своей няней. В ее ответах мы слышим причину плохого самочувствия:

Не спится, няня: здесь так душно!..

Я не больна:

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.

Оставь меня: я влюблена.

Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уже капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Вывод: БСП придают ритмо–мелодические признаки, большую психологическую окрашенность, некоторый налет своеобразной интимности, специальную сжатость, предполагающую со стороны читающего способность схватывать мысли быстрее. Отсутствие союзной связи придает характер живости, естественной разговорности и эмоциональности речи.

9. Подведение итогов. Слайд 31.

    Знаки препинания в простом предложении и ССП перед союзом и;

    Знаки препинания в БСП;

    ССП и БСП как средство выразительности в поэзии С.А.Есенина и А.С.Пушкина.

10 Рефлексия: выступление командиров групп

11. Домашнее задание: анализ стихотворений С.А.Есенина или А.С.Пушкина (1-2), выписать сложные предложения, объяснить пунктограммы, роль ССП и БСП в передаче содержания. Слайд 32.

12. Проверка знаний по пунктуации: индивидуальное выполнение тестов (компьютер)

Приложение

Раздаточный материал

Текст 1

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

6) Своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (7) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(8) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(9) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (10) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном.(11) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Текст 2

За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.

Тексты «Трудные случаи пунктуации»

1. Люблю я ропот буйных вод(?)

И на волне звезды сиянье.

2. Запрокинулась (?) и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

3. Там синь и полымя воздушней(?) и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

4. Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха(?)

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

5. Мелколесье. Степь(?) и дали. (С. Есенин)

6. Потом ты идёшь до погоста (?)и, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно(?) и просто за братьев моих (?)и сестёр.

(С. Есенин)

7. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня(?)

И над пашнею счастливо созревают зеленя.

8 Крикну я (?) и мне с горы ответит

Тексты «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина»

1. На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.

2. Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

3. Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

4. Не спится, няня: здесь так душно!..

Я не больна:

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.

Оставь меня: я влюблена.

5. Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, душно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уже капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Тесты « Трудные случаи пунктуации»

Вариант 1

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За околицей запели () и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Страна наша богата истинными талантами () и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде () и стягивали челны с берега крепким канатом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

4. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

Идешь по весеннему лесу () и удивляешься буйной силе земли, дающей жизнь всему на ней.

1) Предложение сложное, поэтому нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая.

5. БСП, в котором ставится точка с запятой.

6. БСП, в котором двоеточие.

7. БСП, в котором тире.

8. БСП со значением сравнения:

1) Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось. (М.Г.)

2) Молвит слово соловей поет. (Л.)

3) Пришел июнь на рыбалку плюнь.

4) Назвался груздем полезай в кузов.

9. В каком случае перед союзом И нужна запятая?

1)) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

2) На дворе трубит рог и

3) Окна в сад подняты и

4) Тишина и безлюдье.

10. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

2) Морозило и

и хлеб на полях не поспел!

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

Вариант 2

1. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

В тайге жарким летом душно, жарко () и всякий путник вскоре нестерпимо хочет пить.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая перед союзом И.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С горы открывался чудесный вид на большое озеро в обрамлении остроконечных елей () и каждому захотелось сфотографировать эту картину.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое () и стали лучшим средством передвижения.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В доме накрывали стол () и оживленно суетились женщины, разбирая привезенные покупки.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна.

5. В каком случае союз И соединяет части ССП?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

6. В каком случае перед союзом И нужна запятая?
1) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

4) Тишина и безлюдье.

7.В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

8. БСП, в котором ставится точка с запятой.

1) Лошади тронулись колокольчики загремели кибитка полетела. (П.)

2) Я ждал схватив рогатый сук минуты битвы сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови.

3) Обычай мой такой подписано так с плеч долой. (Гр.)

4) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (Гр.)

9. БСП, в котором двоеточие.

1)Не нагнать тебе бешеной тройки они сыты и крепки и бойки. (Н.)

2) Сыр выпал с ним была плутовка такова. (К.)

3) Товарищ верь взойдет она звезда пленительного счастья Россия вспрянет ото сна… (А.С.Пушкин)

4) Была бы спина найдется и вина.

10. БСП, в котором тире.

1. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. (Т.)

2.Мне грустно потому что я люблю и знаю молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М.Ю. Лермонтов)

3.Болтун подобен маятнику того и другого надо остановить. (К.Прутков)

4) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М.Г.)