Революционное движение 1860 1870. «Хождение в народ». Основные идеи народничества

  • § 4. Русь Новгородская.
  • § 5. Владимиро-Суздальская Русь.
  • § 6. Галицко-Волынская Русь.
  • § 7. Культура Древней Руси.
  • Глава III. Русь в XIII в.
  • § 1. Монгольское нашествие.
  • § 2. Улус Джучи.
  • § 3. Русъ и Орда.
  • § 4. Западная политика русских князей.
  • Глава IV. Великое княжество литовское и восточнославянские земли.
  • § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского.
  • § 2. Унии Литвы с Польшей.
  • § 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского.
  • § 4. Формирование украинской и белорусской народностей.
  • Глава V. Великий новгород и псков в XIII-XV вв.
  • § 1. Великий Новгород.
  • § 2. Псков.
  • Глава VI. Московское государство в XIV-XVI вв.
  • § 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства.
  • § 2. Смута второй четверти XV в.
  • § 3. Образование Российского государства.
  • § 4. Московское царство XVI в. Внутренняя политика.
  • § 5. Внешняя политика в конце XV-XVI в.
  • § 6. Социально-экономический строй России в XIV-XVI вв. Эволюция русской государственности.
  • § 7. Казачество - феномен российской истории.
  • § 8. Русская культура хш-XVI вв.
  • Глава VII. Россия в XVII в.
  • § 1. Смутное время в Российском государстве.
  • § 2. Правление первых Романовых.
  • § 3. Русская культура в XVII в.
  • Глава VIII. Россия в XVIII в.
  • § 1. Россия накануне петровских реформ.
  • § 2. Северная война. Военные реформы.
  • § 3. Государственные преобразования Петра I.
  • § 4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I.
  • § 5. Реформы в области культуры.
  • § 6. Социальная борьба в первой четверти XVIII в.
  • § 7. Россия во второй четверти XVIII в.
  • § 8. Екатерина II.
  • § 9. Русская культура в XVIII в.
  • Глава IX. Российская империя в конце XVIII - первой половине XIX в.
  • § 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.
  • § 2. Внутренняя политика Павла I.
  • § 3. Внешняя политика России в царствование Павла I.
  • § 4. Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 5. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 6. Отечественная война 1812 г.
  • § 7. Военные действия в Европе и крушение наполеоновской империи (1813 - 1815).
  • § 8. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 9. Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 10. Движение декабристов. Первые тайные организации.
  • §11. Северное и Южное общества. Восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. И Черниговского полка на Юге и их подавление.
  • § 12. Общественное движение в России во второй четверти XIX в.
  • § 13. Внутренняя политика Николая I (1825-1855).
  • § 14. Внешняя политика Николая I (1825-1853).
  • § 15. Крымская (Восточная) война (1853-1856).
  • § 16. Русская культура в первой половине XIX в.
  • Глава X. Россия во второй половине 1850 - начале 1890-х гг.
  • § 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг.
  • § 2. Внутренняя политика Александра II в i860-1870-е гг. Либеральные реформы.
  • § 3. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 1860 - середине 1890-х гг.
  • § 4. Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революционное народничество.
  • § 5. Политический кризис конца 1870 - начала 1880-х гг.
  • § 6. Внутренняя политика Александра III (1881-1894).
  • § 7. Рабочее движение 1860 - начала 1890-х гг. Распространение марксизма.
  • § 8. Внешняя политика России в 1856-1894 гг.
  • § 9. Средняя Азия и Казахстан в середине XIX в. Присоединение Средней Азии к России.
  • § 10. Политика России на Дальнем Востоке.
  • § 11. Восточный кризис 1870-х гг. Русско-турецкая война (1877-1878).
  • § 12. Внешняя политика России в 1880- 1890-е гг.
  • § 13. Русская культура 1860- 1890-х гг.
  • Глава XI. Россия в конце XIX - начале XX в.
  • § 1. Экономическая политика самодержавия.
  • § 2. Промышленное развитие в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Аграрное развитие России на рубеже двух веков.
  • § 4. Население России. Российское общество в конце XIX - начале XX в.
  • § 5. Рабочее и крестьянское движение накануне революции 1905-1907 гг. Радикальные политические организации.
  • § 6. Самодержавие накануне революции 1905-1907 гг.
  • § 7. Начало Первой русской революции и ее развитие в январе - декабре 1905 г.
  • § 8. Отступление революции. I и II Государственные думы.
  • § 9. Третьеиюньская монархия (1907-1914).
  • § 10. Внешняя политика России во второй половине 1890 - начале 1900-х гг. Русско-японская война.
  • §11. Внешняя политика России в 1905-1914 гг.
  • § 12. Начало Первой мировой войны. Военные действия на Восточном фронте в 1914 - феврале 1917 г.
  • §13. Экономика России в период Первой мировой войны.
  • § 14. Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны.
  • § 15. Февральская революция.
  • § 16. Русская культура в конце XIX - начале XX в.
  • § 4. Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революционное народничество.

    На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.

    Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной организации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н.Г. Чернышевскому, а равно и А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного "Земля и воля". В его состав входили несколько сотен членов, а отделения существовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

    По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А.И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

    Однако крестьянское восстание в России не произошло, а "Земля и воля" оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово", проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

    Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смягчению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830-1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма напряженной.

    Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановлению независимого государства, при этом значительная часть поместной шляхты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Радикально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифестаций в Варшаве и других польских городах.

    Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на русские гарнизоны.

    Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководимое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд литовских и белорусских губерний.

    Однако охвачено им было преимущественно городское население (определенные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабочие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

    Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на радикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправдались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить вооруженное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

    Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внутриполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки местным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользовании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

    Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н.А. Ишутиным. Члены кружка считали себя последователями Н.Г. Чернышевского. Вместе с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д.А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллигенции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так называемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. "Русские нигилисты 60-х годов... - отмечал Н.А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объявили борьбу всем историческим традициям, они противополагали "разум", существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого... Материализм превратился (у нигилистов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию... Наука, под которой понимались главным образом естественные науки... стала предметом веры, она была превращена в идол". Тип нигилиста был запечатлен И.С. Тургеневым на страницах романа "Отцы и дети" в образе Базарова.

    Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярностью пользовались произведения Д.И. Писарева. Талантливый критик и публицист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание "нового человека" - "мыслящего реалиста". Писарев искренне сочувствовал "униженным и оскорбленным", утверждая, что вне вопроса "о голодных и раздетых людях" нет "решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать". Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль которого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь "пассивный материал", подлежащий "переработке". В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли "разрушителя эстетики".

    В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначилась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интеллигенции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые действовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала "нечаевщина", связанная с именем С.Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации "Народная расправа". Нечаевский "Катехизис революционера" призывал применять любые средства для торжества революции, которая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство одного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реализацией на практике принципов "нечаевщины". Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судебного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика "нечаевщины" вдохновила Ф.М. Достоевского на написание его поистине провидческого романа "Бесы",

    Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Однако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях "нечаевщина" заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, получив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тоталитарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

    Революционное народничество 1870-х гг. Преемниками революционеров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно негативное отношение к капитализму, признание самобытности исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды, в общину как основу для переустройства общества на социалистических началах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга "культурных классов" народу, тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовности пострадать за свои убеждения "стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века", а в представителях этого движения - преемников "мучеников двоеперстия", приверженцев неистового протопопа Аввакума, который, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал расшатывать основы созданной Петром I империи.

    В рамках народнической идеологии существовали различные направления - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское). Их вдохновителями являлись соответственно М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

    Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой измененные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П.Ж. Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное "исторически необходимое зло" в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом. Бакунин отвергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет "свободная федерация" рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных. Взгляды Бакунина, его призывы "идти в народ" находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

    Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая "критически мыслящую личность" двигателем общественного прогресса.

    Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по "всеми покинутому правительству" должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

    Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце 1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок "чайковцев" (М.А. Натансон, Н.В. Чайковский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских городов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А.И. Желябов, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Наиболее популярными здесь были идеи П.Л. Лазарева. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. "Большое общество пропаганды" воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.

    В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.

    Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название "хождение в народ". Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. Попытки создать зимой 1873- 1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не пожелали, однако, признать "своими" выходцев из "культурных классов". Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

    Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников "хождения в народ" (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим "Процессом 193-х", центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И.Н. Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.

    "Хождение в народ" стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества "Земля и воля", ставшего крупнейшей организацией народников 1870-х гг.

    Члены "Земли и воли" ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О.В. Аптекман, Д.А. Лизогуб, А.Д. Михайлов, В.А. Осинский, Г.В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок "Земля и воля".

    Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота". Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в "центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных". Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность землевольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

    Главные силы и средства "Земли и воли" были направлены на создание "поселений" в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне "аграрный террор", поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склонялась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу средствами индивидуального террора.

    Новые веяния русской общественной мысли в 60-70 годах стали основой всех последующих политических течений в России в бурном ХХ веке.

    Основные направления общественной мысли

    В советской историографии (Э. Виленская, В. Твардовская, Н. Эйдельман) и в ряде современных научных работ (Н. Троицкий) , при изучении истории общественного движения пореформенной России всегда преднамеренно акцентировалось внимание на развитии радикального или революционно-демократического движения. Между тем в этот период продолжали существовать и динамично развиваться и консервативное, и либеральное направления общественной мысли.

    а) Консервативное направление. В пореформенный период это направление общественной мысли, которое активно поддерживал император Николай I , по-прежнемуоставалось в идеологических рамках теории «официальной народности» , основные постулаты которой были сформулированы графом С.С. Уваровым еще в 1832 г. Новые идеологи этого направления, среди которых были Константин Петрович Победоносцев, Дмитрий Андреевич Толстой , Михаил Никифорович Катков и Владимир Петрович Мещерский, по-прежнему рассматривали самодержавие как единственно возможную форму правления в России, православие провозглашали основой духовной жизни всей нации, а народность трактовали как отсутствие социальных противоречий в стране и единение православного русского народа с царем.

    Рис. 1. Заседание государственного совета. Репин И.Е. ()

    Если во внутренней политике консерваторы оставались апологетами самодержавия и несколько позднее стали идеологами контрреформ, то во внешней политике они всячески культивировали и отстаивали идеи панславизма , т. е. единения всех славянских народов под скипетром российского монарха.

    Социальной базой консервативного движения являлись многие представители высшей правящей элиты и верхушки православного духовенства, консервативно настроенная часть дворянства и купечества, а также подавляющая часть русского крестьянства. Поэтому взгляды консерваторов во многом отражали настроения подавляющей части русского общества , что в нашей историографии традиционно замалчивалось.

    б) Либерально-оппозиционное направление. В рамках этого направления общественной мысли существенное место по-прежнему занимали славянофилы. Надо сказать, что в настоящее время целый ряд авторов (В. Шелохаев, Л. Ляшенко, Е. Дудзинская) опровергают сложившийся в советской историографии стереотип, что в пореформенное время наступил период заката и распада славянофильства и превращение его в исключительно реакционное направление.

    На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы , как князь В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, И.С. Аксаков и Ю.Ф. Самарин (рис. 2), которые принимали самые активное участие в подготовке и проведении крестьянской, судебной и земской реформ. В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила славянофильская идея созыва общероссийского всесословного законосовещательного органа - Земского Собора - как выразителя широкого общественного мнения. По мнению славянофилов , именно Земский Собор , не ограничивая самодержавной власти монарха, должен был стать инструментом единения царя с народом и гарантом от любых революционных потрясений в стране. Однако защита славянофилами самодержавия как политического института вполне уживалась у них с острой критикой самих российских самодержцев и их политического курса. При этом славянофилы не отрицали возможности введения конституционного правления в России, но считали его преждевременным.

    Рис. 2. Славянофил Самарин ()

    Позднее, со второй половины 1870-х гг., получило свое развитие земское либерально-оппозиционное движение и его идея о созыве всероссийского земского органа в виде «Общей земской думы» или «Земского собора». Кроме того, в своих многочисленных «адресах» и «записках» на имя царя, земцы требовали ввести в Государственный Совет представителей губернских и уездных земств. Основными печатными органами славянофилов были журналы «День», «Москва» и «Русь».

    В 1870-х гг. заметно оживилась и деятельность западников , вождями которых в пореформенный период были Борис Николаевич Чичерин , Федор Иванович Родичев , Константин Дмитриевич Кавелин , Дмитрий Иванович Шаховской и другие видные общественные деятели страны. В отличие от славянофилов, западники, исповедовавшие идею общего цивилизационного развития России и Запада , были сторонниками конституционной монархии и выступали за введение Конституции, созыв законодательного выборного органа власти, значительное расширение полномочий земств и городских дум и за продолжение либеральных реформ. Основными печатными органами западников были два научно-популярных журнала - «Вестник Европы» (рис. 3)и «Русская мысль».

    Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

    При этом и западники, и славянофилы выступали за сохранение сильной исполнительной власти и создание в России правового государства и категорически отвергали любые насильственные методы борьбы и ратовали за эволюционный путь развития страны через механизм реформ.

    в) Революционно-демократическое направление. 1860-1870-е гг. стали временем расцвета революционно-демократического или радикального направления русской общественной мысли и зарождения движения революционных народников.

    В свое время лидер российских большевиков В.И. Ульянов (Ленин) (рис. 4), проанализировав их политическую программу, писал, что отличительной особенностью революционных народников было: 1. Признание капитализма регрессом и упадком в развитии общества; 2. Убежденность в том, что в России отсутствуют какие-либо объективные предпосылки для становления и развития капитализма; 3. Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянской поземельной общины в частности; 4. Убежденность в том, что в России существуют объективные предпосылки для строительства социализма, поскольку здесь сохранилась его готовая ячейка - крестьянская поземельная община, основанная на принципах коллективизма.

    Рис. 4. Фото В.И. Ленина ()

    В отечественной исторической науке традиционно выделяют три основных этапа в развитии революционного движения в России во второй половине XIX в.: а) 1860-е гг. - создание революционно-демократической идеологии и первых тайных организаций радикалов; б) 1870 - начало 1880-х гг. - окончательное оформление народнической идеологии и деятельность организаций революционных народников; в) 1880-1890-е гг. - разгром движения революционных народников и становление движения либерального народничества , а также начало распространения идей марксизма и первых социал-демократических организаций.

    Освободительное (революционное) движение в 1861-1864 гг.

    В начале 1860-х гг. в России возникло сразу два идейных центра революционно-демократического движения: первый - вокруг редакции журнала «Колокол» , который издавался в Лондоне А. Герценым и Н. Огаревым, и второй - вокруг журнала «Современник» , издателями которого были Н.А. Некрасов и Н.Г. Чернышевский. Именно на базе этих идей в 1861-1863 гг. получил свое развитие так называемый «прокламационный период» освободительного движения. Свое название он получил благодаря тому, что именно в этот период основной формой пропаганды революционных идей стали многочисленные прокламации: «Барским крестьянам от их благожелателей поклон» и «Великоросс» , авторство которых до сих пор не установлено, «Письма без адреса» Н. Чернышевского, «Молодая Россия» П. Заичневского, «К молодому поколению» и «К крестьянам» Н. Шелгунова и многие другие. Основные идеи этих прокламаций были далеко не одинаковы. Так, «Великоросс» предлагал образованным классам русского общества организовать широкую антиправительственную кампанию с требованием введения конституционного правления в России. Прокламация «К молодому поколению» требовала полного и незамедлительного обновления страны мирным путем и введения парламентарной республики, а «Молодая Россия» безоговорочно ратовала за неумолимую кровавую революцию, которая должна была уничтожить самодержавие и всех представителей дома Романовых, ликвидировать помещичье землевладение, конфисковать все церковное и монастырское имущество и т. д. Последняя прокламация не только озлобила царскую власть, но и шокировала многих радикалов, в том числе А. Герцена, Н. Огарева, Н. Чернышевского и М. Бакунина, которые решительно отмежевались от ее «кровавых сентенций».

    Тем временем Н. Чернышевский при активной финансовой поддержке А. Герцена и Н. Огарева занялся объединением радикальных сил, сочетая легальные и нелегальные методы работы. В конце 1861 г. в Петербурге сложилась первая революционно-народническая организация - «Земля и воля» (рис. 5). Ее вдохновителями были А. Герцен и Н. Чернышевский , а организаторами стали братья Н.А и А.А. Серно-Соловьевич , А.А. Слепцов , Н.Н. Обручев , С.С. Рымаренко и В.С. Курочкин , которые вошли в ее Центральный Комитет.


    Рис. 5. Газета «Земля и Воля» ()

    «Земля и воля» строилась как федерация кружков, созданных в 14 городах страны - Петербурге, Москве, Твери, Саратове, Вологде, Астрахани, Полтаве и ряде других. Самыми крупными отделениями были московский и петербургский кружки , первый кружок возглавлял Н.И. Утин , сын купца-миллионера, а второй кружок опекали Ю.М. Масолов и Н.М. Шатилов , которые были учениками Н. Чернышевского по саратовской гимназии. «Земля и воля» имела и свою военную организацию - «Комитет русских офицеров в Польше» , которую возглавлял подпоручик А.А. Потребня.

    Первоначально программным документом «Земли и воли» стала статья Н. Огарева «Что нужно народу?» , опубликованная в июле 1861 г. в эмигрантском журнале «Колокол». Изложенная в этой статье программа действий была рассчитана на сплочение всех оппозиционных и революционных сил и носила в основном умеренный характер. В частности, в ней выдвигались требования безвозмездной передачи крестьянам всей земли, которой они владели до реформы, замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, создание общероссийского органа представительной власти и т. д.

    В дальнейшем, по мере прихода к руководству этой организации более радикальных деятелей, в частности Н. Утина и Г. Благосветова , программа «Земли и воли» претерпела серьезные изменения. В феврале 1863 г. в первом номере своей нелегальной газеты «Свобода» землевольцы провозгласили новые положения своей программы: свержение самодержавия и созыв Учредительного Земского собора путем народной революции, которую совместно с польскими революционерами они собирались начать весной 1863 г.

    Дело в том, что еще осенью 1861 г. в Варшаве возникла тайная организация «красных революционеров» во главе с Центральным национальным комитетом , которая ставила своей задачей полное восстановление польской государственности в границах 1772 г. Наиболее видными руководителями этой антироссийской националистической группировки были популярные лидеры «красных» - генерал Я. Домбровский, С. Сераковский, З. Падлевский, С. Бобровский и В. Врублевский , которые были самым тесным образом связаны с русскими революционерами. В декабре 1862 г. на встрече лидеров «Земли и воли» с польскими «красными» была достигнута договоренность о совместном выступлении весной 1863 г. Однако после ареста Я. Домбровского польские националисты решили не откладывать выступление, и в январе 1863 г. в Царстве Польском вспыхнул мятеж,вызвавший неописуемый восторг у всех предателей русских национальных интересов, рядившихся в революционные рясы. После подавления польского восстания настал конец и самой «Земле и воле» , которая, полностью обанкротившись, прекратила свое существование летом 1864 г.

    Революционные организации и кружки 1860 - начала 1870-х гг.

    Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860 - начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие кружки:

    а) «Кружок ишутинцев» (1863-1866). Он возник в Москве осенью 1863 г. по инициативе саратовского разночинца и вольнослушателя Московского университета Николая Ишутина . Основное ядро этой подпольной организации составили сам Н. Ишутин , его двоюродный брат Д. Каракозов, П. Ермолов, Д. Юрасов, П. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Москве. Филиал ишутинского кружка в северной столице возглавлял Иван Худяков. Первоначально деятельность ишутинцев не выходила за рамки пропагандистской работы и обсуждения всевозможных проектов реформирования страны. Но в феврале 1865 г. , разочаровавшись в итогах своей пропагандистской работы, наиболее радикальные члены «Кружка» создали в его недрах тайное общество под названием «Организация» и стали вынашивать планы государственного переворота и цареубийства. 4 апреля 1866 г. Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II , которое привело к разгрому ишутинского кружка.

    б) «Кружок нечаевцев» (1868-1869). Эта тайная организация революционеров возникла в Петербурге по инициативе очередного недоучки Сергея Геннадьевича Нечаева (рис. 6) и его приятеля журналиста Петра Никитича Ткачева. В процессе создания организации они разработали «Программу революционных действий» , которая в основном предусматривала пропаганду идеи народного восстания, которое, по мнению должно начаться весной 1870 г. Однако, так и не успев встать на ноги, эта очередная контора радикальных революционеров была разгромлена полицией в марте 1869 г.

    в) «Народная расправа» (1869-1870). После разгрома «нечаевского кружка» его руководитель успел улизнуть за границу, и, выдав себя за эмиссара мифического Революционного центра , выклянчил у А. Герцена и Н. Огарева крупную сумму денег в размере 20 тысяч франков . Затем он сблизился с теоретиком русских анархистов М. Бакуниным , и они решили создать в России новое тайное общество. С этой целью они написали печально знаменитый «Катехизис революционера» , ставшей своеобразной «этикой» революционного экстремизма.

    Летом 1869 г. , вернувшись в Россию с мандатом официального представителя русского отдела «Всемирного революционного центра» , приступил к созданию нового тайного общества - «Народной расправы». В течение нескольких месяцев быласоздана преступная террористическая организация с железной, по сути, диктаторской дисциплиной и строго конспиративной структурой. Как лидер-диктатор этой организации, намеревался к лету 1870 г. создать боевые отряды из уголовных элементов и посредством террора начать уничтожение государственной машины Российской империи и ее наиболее видных представителей. Однако его наполеоновские планы лопнули как мыльный пузырь. После убийства студента И. Иванова , совершенного по личному указанию , полиция напала на след «Народной расправы» и в начале 1870 г. разгромила эту террористическую организацию. в очередной раз улизнул за границу, но в 1872 г. онбыл выдан царским властям как уголовный преступник и заключен в Петропавловскую крепость , где и умер от помешательства в 1882 г.

    Надо сказать, что даже сегодня находятся специалисты (Н. Троицкий) , которые, осуждая сам «феномен нечаевщины» , оправдывают ее тем, что она была «порождена крайностями правительственной реакции».

    г) или «Кружок чайковцев» (1871-1874). После разгрома «Народной расправы» многие революционеры, отвергнув нечаевский радикализм, густо замешанный на уголовщине, ударились в другую крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы того периода не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни каких-либо уставов и т. д. Только две народнические организации, в условиях всеобщей анархии, сохранили некое подобие организованных структур: «Кружок М. Натансона - П. Кропоткина» и «Кружок С. Перовской». Летом 1871 г. эти организации объединились в «Большое общество пропаганды» , которое иногда, не вполне правомерно, называют «Кружком чайковцев». В рамках этой организации существовало несколько региональных отделений в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Херсоне , объединявших около 100 членов , в том числе таких известных террористов, как С. Кравчинский, А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов и других, которые затем составят костяк народовольцев (рис. 7).

    Рис. 7. Русские террористы ()

    В духе того времени «чайковцы» не имели устава, но у них была железная дисциплина, основанная на принципах подчинения личности организации, а меньшинства - большинству. Программа «чайковцев» , написанная будущим теоретиком русского анархизма Петром Александровичем Кропоткиным , предусматривала тактику пропаганды и длительной подготовки народного бунта, которая затем станет теоретической основой знаменитого «хождения в народ».

    д) «Кружок долгушенцев» (1872-1873) . Эта организация, возникшая в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки А.В. Долгушина, состояла всего из 20 человек , но была на редкость амбициозной. Они не только пропагандировали тактику немедленных революционных действий, но и смогли создать подпольную типографию и отпечатать несколько прокламаций, в том числе «Русскому народу». Однако, как только «долгушинцы» попытались начать пропаганду своих идей, на их след напала полиция и «Кружок долгушинцев» был разгромлен.

    Список литературы для изучения темы "Общественное движение России в 1860 - 1870-х гг.":

    1. Виленская Э.С. Революционное подполье в России в 60-х гг. XIX в. - М., 1965.
    2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. - М., 1994.
    3. Леонтович В.В. История либерализма в России. - М., 1995.
    4. Ляшенко Л.М. Революционные народники. - М., 1989.
    5. Троицкий Н.А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. - М., 1978.
    6. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.
    7. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. - М., 1973.
    1. Хронос ().
    2. Интернет-портал Histak.ru ().
    Отечественная история (до 1917 г.) Дворниченко Андрей Юрьевич

    § 4. Общественное движение 1860-1870-х гг. Революционное народничество

    На рубеже 1860-1870-х гг. на политическую сцену страны выступает российская радикальная интеллигенция, принявшая на вооружение различные варианты социалистического учения и ориентировавшаяся на коренную ломку существующего строя.

    Задача подготовки революционного выступления требовала объединения и централизации радикальных сил в стране, создания революционной организации. Инициатива создания такой организации принадлежала Н. Г. Чернышевскому, а равно и А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Результатом этих усилий явилось создание в Петербурге Центрального русского народного комитета (1862), а также местных отделений тайного общества разночинцев, названного «Земля и воля». В его состав входили несколько сотен членов, а отделения существовали кроме столицы в Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Твери и других городах.

    По мнению членов общества, крестьянское восстание должно было вспыхнуть в России весной 1863 г., когда истекал срок для составления уставных грамот. Деятельность общества была направлена на агитацию и пропаганду, которые должны были придать будущему выступлению организованный характер и всколыхнуть широкие слои народных масс. Была налажена нелегальная издательская деятельность, создана типография в России, активно использовалась типография А. И. Герцена. Предпринимались попытки скоординировать русское и польское революционное движение.

    Однако крестьянское восстание в России не произошло, а «Земля и воля» оказалась не в состоянии организовать революционное выступление. Уже летом 1862 г. правительство перешло в наступление. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», проведены аресты в Петербурге, Москве и других городах. Часть революционеров, спасаясь от преследований, эмигрировала. Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьевич были арестованы (Чернышевский, осужденный на каторжные работы, провел на каторге и в ссылке 20 лет). В 1864 г. общество, ослабленное арестами, но так и не раскрытое, самораспустилось.

    Хотя поражение России в Крымской войне и привело к некоторому смягчению режима, установленного в Царстве Польском после восстания 1830–1831 гг., к началу 1860-х гг. внутриполитическая обстановка здесь была весьма напряженной.

    Национальные силы в Польше по-прежнему стремились к восстановлению независимого государства, при этом значительная часть поместной шляхты хотела добиться этого, используя неблагоприятную для России международную обстановку и поддержку ведущих европейских держав. Радикально настроенная молодежь, поддерживаемая рядом русских демократов, создавала подпольные кружки, деятельность которых вылилась в ряд манифестаций в Варшаве и других польских городах.

    Репрессии против манифестантов привели к дальнейшему обострению ситуации, которая в январе 1863 г. вылилась в вооруженное нападение на русские гарнизоны.

    Начавшееся без достаточной подготовки Польское восстание, руководимое Национальным правительством, постепенно распространилось на ряд литовских и белорусских губерний.

    Однако охвачено им было преимущественно городское население (определенные слои польской буржуазии, учащаяся молодежь, ремесленники и рабочие), попытки же развернуть массовое крестьянское движение успеха не имели.

    Среди восставших не было единства, руководство, разделившееся на радикалов и умеренных, фактически не имело единого плана действий. Не оправдались и надежды умеренного крыла на эффективную поддержку со стороны европейских стран. Опытные русские дипломаты сумели предотвратить вооруженное вмешательство извне в польские события. К лету 1864 г. русская армия сумела разбить основные силы восставших.

    Однако, несмотря на поражение, Польское восстание имело важное внутриполитическое значение. Так, при подготовке аграрных реформ в Польше правительство было вынуждено пойти на весьма существенные уступки местным крестьянам, передав им в собственность земли, находившиеся в их пользовании к началу восстания, и наделив участками безземельных.

    Революционное движение в России, однако, не прекратилось. Еще в 1863 г. в Москве начал складываться нелегальный кружок во главе с Н. А. Ишутиным. Члены кружка считали себя последователями Н. Г. Чернышевского. Вместе с тем в их среде постепенно нарастали заговорщическо-террористические настроения. 4 апреля 1866 г. член кружка Д. А. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Неприятие радикально настроенной интеллигенции 1860-х гг. российских реалий сплошь и рядом приобретало форму так называемого нигилизма. Существующие порядки осуждались нигилистами с позиций предельного просветительского рационализма. «Русские нигилисты 60-х годов… - отмечал Н. А. Бердяев, - были русскими просветителями, они объявили борьбу всем историческим традициям, они противополагали «разум», существование которого в качестве материалистов признавать не могли, всем верованиям и предрассудкам прошлого… Материализм превратился (у нигилистов. - Авт.) в своеобразную догматику и теологию… Наука, под которой понимались главным образом естественные науки… стала предметом веры, она была превращена в идол». Тип нигилиста был запечатлен И. С. Тургеневым на страницах романа «Отцы и дети» в образе Базарова.

    Среди радикально настроенной молодежи 1860-х гг. широкой популярностью пользовались произведения Д. И. Писарева. Талантливый критик и публицист, проведший более четырех лет в заключении в Петропавловской крепости по политическому обвинению, Писарев ратовал за освобождение личности от груза традиций, предрассудков, общественных условностей, за воспитание «нового человека» - «мыслящего реалиста». Писарев искренне сочувствовал «униженным и оскорбленным», утверждая, что вне вопроса «о голодных и раздетых людях» нет «решительно ничего, о чем бы стоило заботиться, размышлять и хлопотать». Вместе с тем народ, по его мнению, нуждался в поводыре, роль которого должна была играть интеллигенция. Сами же массы являли собой, как полагал Писарев, лишь «пассивный материал», подлежащий «переработке». В своих суждениях о литературе и искусстве Писарев зачастую исходил из весьма упрощенного понимания общественной пользы, выступая в роли «разрушителя эстетики».

    В развитии революционного движения в 1860-е гг. отчетливо обозначилась тенденция, свидетельствовавшая о том, что в среде радикальной интеллигенции, боровшейся как будто бы за освобождение индивида, очень легко могут вызревать силы, стремящиеся лишь заменить одни формы подавления личности другими, еще более жесткими и всеобъемлющими, и готовые действовать вопреки всем моральным запретам. Самым ярким воплощением этой тенденции стала «нечаевщина», связанная с именем С. Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации «Народная расправа». Нечаевский «Катехизис революционера» призывал применять любые средства для торжества революции, которая должна была увенчаться построением тоталитарной государственности, созданием общества, организованного по казарменному образцу. Убийство одного из членов кружка, отказавшегося подчиняться руководителю, явилось реализацией на практике принципов «нечаевщины». Бежавший затем в Швейцарию и как уголовный преступник выданный царским властям, Нечаев после судебного процесса был заключен в Петропавловскую крепость. Теория и практика «нечаевщины» вдохновила Ф. М. Достоевского на написание его поистине провидческого романа «Бесы»,

    Большинство российских революционеров отмежевалось от Нечаева. Однако его идеи оказались весьма живучими. В разных обличьях «нечаевщина» заявляла о себе на всех последующих этапах революционного движения, получив, в частности, широчайшее воплощение в теории и практике большевизма. В тоталитарном, подчинявшем единой цели все человеческие помыслы и поступки сознании радикальной интеллигенции уже просматривались черты тоталитарного строя, утвердившегося в конечном счете на развалинах Российской империи.

    Революционное народничество 1870-х гг.

    Преемниками революционеров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно негативное отношение к капитализму, признание самобытности исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды, в общину как основу для переустройства общества на социалистических началах. У истоков народнической идеологии стояли А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

    Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга «культурных классов» народу, тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовности пострадать за свои убеждения «стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века», а в представителях этого движения - преемников «мучеников двоеперстия», приверженцев неистового протопопа Аввакума, который, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал расшатывать основы созданной Петром I империи.

    В рамках народнической идеологии существовали различные направления - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское). Их вдохновителями являлись соответственно М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

    Взгляды Бакунина в значительной степени представляли собой измененные в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П. Ж. Прудона. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное «исторически необходимое зло» в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны будут играть народные массы, которых толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство. Его нужно только объединить и поднять на борьбу практическим, боевым бунтарским призывом. Бакунин отвергал необходимость революционной пропаганды в массы. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом, безгосударственном обществе возникнет «свободная федерация» рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных. Взгляды Бакунина, его призывы «идти в народ» находили немало приверженцев, особенно среди революционной молодежи.

    Другое теоретическое направление в народничестве («пропагандистское») возглавлял Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к революции. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, считая «критически мыслящую личность» двигателем общественного прогресса.

    Еще одним направлением в революционном движении 1870-х гг. явилась деятельность народников-бланкистов («заговорщическое» направление) во главе с Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - «революционного меньшинства». По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистический инстинкт, присущий, как они полагали, русскому крестьянству, позволит затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

    Первые организации народнического толка начали возникать еще в конце 1860-х гг. В 1869 г. в столице был образован влиятельный в среде студенческой молодежи народнический кружок «чайковцев» (М. А. Натансон, Н. В. Чайковский и др.). К 1871 г., объединив вокруг себя кружки ряда университетских городов, он составил ядро так называемого Большого общества пропаганды (А. И. Желябов, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи, рабочих (позднее крестьян), занимались издательской деятельностью. Наиболее популярными здесь были идеи П. Л. Лазарева. Осенью 1874 г. организация, ослабленная арестами, прекратила свое существование. «Большое общество пропаганды» воспитало целое поколение революционеров-народников, сыгравших важную роль в дальнейшем развитии народнического движения.

    В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А. В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт и разгромлен.

    Весной 1874 г. около 40 губерний России оказались охваченными новым массовым движением революционной молодежи, получившей название «хождение в народ». Это движение (среди его участников преобладали приверженцы Бакунина) не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. Попытки создать зимой 1873–1874 гг. единый координационный центр не дали видимых результатов. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Крестьяне не пожелали, однако, признать «своими» выходцев из «культурных классов». Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

    Уже летом 1874 г. правительство провело массовые аресты среди участников «хождения в народ» (было арестовано около тысячи человек). Длительное следствие закончилось политическим «Процессом 193-х», центральным событием которого стала речь одного из подсудимых, И. Н. Мышкина, в которой он выразил веру в неизбежность народного восстания в стране.

    «Хождение в народ» стало первой попыткой широкого непосредственного общения русских революционеров с крестьянством. Оно показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. Успех революции связывался теперь с созданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля», ставшего крупнейшей организацией народников 1870-х гг.

    Члены «Земли и воли» ставили перед собой задачу объединения революционных кружков, действовавших в Центральной России, на Украине, в Белоруссии, Польше, Закавказье, Поволжье. Им удалось создать хорошо организованный петербургский центр (О. В. Аптекман, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, В. А. Осинский, Г. В. Плеханов и др.), сплотивший вокруг себя несколько групп, выполнявших различные функции. Организацией издавался печатный листок «Земля и воля».

    Важнейшим пунктом программы общества являлся «переход всей земли в руки сельского рабочего сословия», выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было «только путем насильственного переворота». Подготовить переворот, по мнению землевольцев, следовало путем постоянной пропаганды и агитации в деревне, создания там опорных пунктов. Уделялось внимание и работе в «центрах скопления промышленных рабочих, заводских и фабричных». Однако рабочие расценивались только как сила, способная поддержать выступление крестьян. Агитационная деятельность землевольцев велась также в среде студенчества и интеллигенции, предусматривалось привлечение на сторону революции недовольных властями офицеров и чиновников.

    Главные силы и средства «Земли и воли» были направлены на создание «поселений» в деревне (колонии в Самарской, Саратовской, Тамбовской и других губерниях), что не принесло заметного успеха. Не дала результатов и попытка развернуть в деревне «аграрный террор», поднять крестьян на вооруженные выступления. В обстановке крушения надежд, массовых политических процессов и репрессий стало изменяться и отношение землевольцев к способам борьбы с самодержавием. Часть членов общества все более склонялась к мысли о необходимости в сложившихся условиях вести эту борьбу средствами индивидуального террора.

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

    § 83. Народничество 1870-х гг.: идеология и практика На рубеже 1860 – 1870-х гг. оформляется как система взглядов народничество – идеология крестьянской демократии, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Центральной, коренной идеей народничества

    Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

    7.5. «Легальное» народничество. Либералы. Рабочее движение «Народная воля» и «Черный передел»«Народная воля» представляла собой строго централизованную организацию, видевшую свое предназначение в политической борьбе за захват власти. Ее руководители были А. Д. Михайлов,

    Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

    Общественное движение 60-70-х годов XIX в. Революционное народничество С 60-х годов XIX в. Россия вступила в новый революционно-демократический или разночинский этап в освободительном движении. В этот период возглавить движение не могли ни дворянские революционеры,

    Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

    § 21. Антифашистское и революционное движение Фашизм, нацизм, гитлеризм в СССР, в широких общественных кругах считали порождением западного общества, империализма. Последний термин был введен в оборот английским ученым Гибсоном, который под «империализмом» подразумевал

    Из книги Вместе или врозь? Судьба евреев в России. Заметки на полях дилогии А. И. Солженицына автора Резник Семен Ефимович

    Революционное движение Главы, посвященные революционному движению, - одни из самых обстоятельных в книге Солженицына. Около двадцати пяти страниц посвящено только его раннему этапу. Однако о том, чем оно было вызвано, из книги понять невозможно. Неадекватен сам зачин

    Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

    Революционное движение Новый национализм. Межвоенный период примечателен и возникновением новой разновидности украинского национализма. В XIX в. национализм в большинстве своем либеральной или социалистической интеллигенции представлял собой аморфную смесь

    Из книги Войны роз. Йорки против Ланкастеров автора Устинов Вадим Георгиевич

    Революционное народное движение Одно время получило популярность предположение о том, что Войны Роз явились прямым следствием Кентского восстания Джека Кейда 1450 года. Исследователи предлагают три варианта, связывающие два этих события между собой, но в некоторой

    Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

    12.2. Реформы 1860–1870-х гг Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества.Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 г. земской реформы. В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами

    Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

    § 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Реформы 1860–1870 гг. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других социально-экономических реформ. Земская реформа. С 1864 г. в европейской части России вводились земства – бессословные органы местного самоуправления. В компетенцию земств входили

    Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

    ЦЕРКОВЬ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В широчайших масштабах была развернута церковью пропаганда, направленная против революционного движения и социализма. Миллионными тиражами стали издаваться листовки и брошюры, характер которых виден уже из самих их заглавий: «Бога

    автора Автор неизвестен

    44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них

    Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    50. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Опубликование Манифеста об освобождении крестьян 1861 г. вызвало разочарование в радикальных кругах. Ряд деятелей заявили, что крепостное право вовсе не отменено, а народ в очередной раз обманут царским правительством.

    Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

    Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

    3. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ Распространение марксистско-ленинских идей. Выход на историческую арену самого революционного в мире российского пролетариата и его боевого авангарда большевистской партии, перемещение центра мирового революционного движения в Россию

    Период царствования русского императора Александра II был ознаменован существенным подъемом освободительных движений. В дореформенный период, в конце 50-х годов, русское общество стремилось к кардинальным преобразованиям экономики страны, кадровой системы, военной структуры и естественно, отмене крепостнических отношений.

    Однако, когда в начале 60-х годов стало очевидным, что реформы не за горами, общественная мысль раскололась на две противостоящие позиции.

    Социально демократические движения

    В этот период в государстве оформилась левая первая радикальная группировка во главе с Н.Г. Чернышевским. Социалисты яростно защищали права крестьянства на личную свободу и частного владения земельными наделами.

    Сторонники Чернышевского продолжали свою общественную деятельность и после крестьянской реформы, которая, как оказалось, не предоставляла крестьянскому сословию значительных экономических гарантий.

    В отличие от предшествующего декабристского движения, среди членов которого было преимущественно дворянство, социально - демократичные организации 60-70-х годов имели более разношерстный состав: сюда входили и дворяне, и интеллигенция, и мелкие госслужащие.

    Следует отметить, что сторонники Чернышевского не преследовали революционных идей во многих вопросах они активно сотрудничали с императорской властью и были привлечены Александром II в разработку крестьянской реформы.

    «Земля и воля»

    Некоторые социал демократы, которые были категорически несогласные с некоторыми аспектами крестьянской реформы, создали в 1861 году революционную организацию «Земля и воля». В отличие от либералов члены этой организации прибегали к более агрессивным методам борьбы против бюрократии и ущемления прав, уже свободного крестьянства.

    Уже в начале 1862 года, активисты «Земли и воли» организовали несколько масштабных пожаров в Петербурге и ряд крестьянских восстаний на территории империи.

    Правительство прибегло к массовым репрессиям не только лидеров «Земли и воли» - Н.Утину и Г. Благосветлову, но и основоположникам движения Писареву и Чернышевскому, которые в то время фактически ушли в тень.

    Народничество в 70-х

    В начале 70- х годов значительно возросли революционные настроения среди представителей молодежи, которая начала активно учувствовать в социально- политической жизни страны.

    До 1875 года группы радикально настроенных студентов осуществляли так называемые «хождения в народ», осуществляя антиправительственную пропаганду среди недовольного реформами крестьянского населения.

    В 1976 году народники, под руководством одного из активистов движения А.Д. Михайлова, восстановили уничтоженную в 1864 году императорской властью, революционную организацию «Земля и воля». Со временем, народники начали заменять пропаганду откровенно террористическими методами борьбы с самодержавием.

    В конце 70- х годов, на основе организации была создана еще более радикальная группа «Народная воля», лидеры которой выработали собственную социальную революционную политику, и в этом же году начали воплощать ее в жизнь, организовывая масштабные теракты и убийства должностных лиц.

    Эпоха реформ по-разному воспринималась в обществе, вызывая нередко противоположные оценки: от одобрения правительственного курса до требований решительного изменения. Это способствовало оформлению радикального (революционно-демократического), консервативного и либерального направлений в российском общественном движении, отличавшихся друг от друга не только социальной базой, политическими программами, морально-этическими воззрениями, методами достижения поставленных целей, но и, что особенно важно, организационными формами.

    Революционно-демократическое движение. Идейными лидерами революционно-демократического лагеря были Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836- 1861) и А.И. Герцен (1812-1870). Н.Г. Чернышевский выступал за широкие социальные преобразования в первую очередь в интересах крестьянства при сохранении «принципа общинного землевладения». Община, как он полагал, синтезировала личные и общественные интересы и поэтому могла обеспечить переход от капиталистического к коллективному производству.

    Начало 1860-х гг.-время образования революционно-демократических организаций, основу которых составляла разночинная интеллигенция. «Земля и воля» (1861 - 1864) - самая многочисленная из революционных организаций первой половины 1860-х гг. - насчитывала около 400 участников, среди которых были чиновники, офицеры, представители творческих профессий, студенты.

    Организационное оформление «Земли и воли» произошло в конце 1861 г. и было связано с деятельностью братьев Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичей и А.А. Слепцова. Программные положения организации предусматривали передачу крестьянам земли, бывшей в их пользовании, установление крестьянского самоуправления, замену губернских и уездных чиновников органами самоуправления, предоставление широких прав общегосударственному народному представительству. Весной 1864 г., в условиях спада революционной активности, разногласий внутри общества, «Земля и воля», так и не раскрытая тайной полицией, самораспустилась.

    На рубеже 1850-1860 гг. активизировалось польское национально-освободительное движение. В начале января 1863 г. польские отряды совершили одновременное нападение на русские гарнизоны. Временное национальное правительство провозгласило независимость Польши. Летом 1864 г. восстание было подавлено.

    В середине 1860-х - начале 1870-х гг. выразителями революционно-демократического движения стали кружки и тайные общества. В сентябре 1863 г. вольнослушатель Московского университета Н.А. Ишутин (1840-1879) организовал тайное революционное общество. Члены общества считали своей главной задачей подготовку крестьянской социалистической революции посредством пропаганды социалистических идей и последующего захвата власти революционной партией. Радикальная часть кружка готовила террористические акты. После покушения Д. В. Каракозова на Александра II тайное общество было частично раскрыто.

    Ведущие позиции в общественном и революционном движении в 1870-х - начале 1880-х гг. занимало народничество. Под народничеством в современной историографии понимается система социально-политических и экономических взглядов, сформировавшихся в странах с преимущественно аграрной экономикой в период перехода к индустриальной стадии развития. Суть народнической теории заключалась в критике капиталистических социально-экономических отношений и обосновании альтернативных, главным образом социалистических, моделей развития общества.

    Родоначальниками народничества принято считать А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, заложивших основы теории «русского (крестьянского, общинного) социализма», представлявшей собой синтез учений западноевропейских социалистов (Ш. Фурье, П.Ж. Прудона, А. Сен-Симона, Д. Оуэна) и представлений А. И. Герцена и Н.Г. Чернышевского об общественно-политическом развитии России.

    А. И. Герцен полагал, что Россия придет к социализму «самобытным путем благодаря сельской общине». Периодическое уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, пастбищами, лесами, крестьянское самоуправление, коллективизм, равенство всех членов общины - т.е. основные черты русской крестьянской экономики и общины - рассматривались им как элементы социалистических отношений. Н.Г. Чернышевский также утверждал, что общинная организация в ходе политических преобразований могла обеспечить переход к социализму.

    Основные положения теории «русского социализма» получили развитие в работах П. Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Н.П. Ткачева, выступавших за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борьбы. Исходя из этого, в историографии выделяют три течения в народничестве.

    Пропагандистское направление. Центральное место во взглядах П.Л. Лаврова (1823-1900) занимала проблема преобразования российского общества посредством революции. Он полагал, успехов на этом пути можно достичь только подготовкой революционного выступления, организацией политической партии и пропагандой в массах идей социализма.

    Бунтарское, или анархистское, направление. Основоположник теории анархизма М.А. Бакунин (1814-1876) отрицал государство в любой форме, отождествляя его с «насилием, притеснением, эксплуатацией, несправедливостью, возведенным в систему». М.А. Бакунин был сторонником крестьянской революции, которая под руководством революционной интеллигенции приведет к победе социализма.

    Заговорщическое направление. П.Н. Ткачев (1844-1885) наиболее эффективной формой революции П.Н. Ткачев считал государственный заговор, в результате которого «дисциплинированная организация революционеров» захватит власть и осуществит революционную диктатуру и социалистические преобразования.

    Особое направление в народничестве представляет так называемая нечаевщина. С. Г. Нечаев (1847-1882) считал, что революционная тайная организация должна строится на принципах диктаторского централизма, строгой иерархии, конспирации и тотального контроля за всеми ее участниками, действуя методом насилия под лозунгом «Цель оправдывает средства!».

    Идеология народничества оказала влияние на практику движения. Весной - летом 1874 г. народники осуществили «хождение в народ». Выдавая себя за мастеровых, коробейников, наемных работников на полевых работах, они развернули в деревнях социалистическую агитацию, призывая крестьян к восстанию против царя и помещиков. Движение охватило 37 губерний, в нем участвовало 2-3 тыс. человек. Соприкосновение пропагандистов с крестьянской массой выявило несостоятельность теоретических положений народников о «коммунистическом инстинкте мужиков», их готовности к революции. Крестьяне нередко добровольно выдавали «ходоков» полиции. В 1875 году движение было разгромлено.

    После провала «хождения в народ» народники перешли к тактике «прямых действий», предполагавшей создание централизованной «революционной партии» и пересмотр методов революционной агитации. В 1876 году была создана организация «Земля и воля», названная так в честь революционеров 1860-х гг. Новая «Земля и воля» строилась на принципах конспирации, подчинения меньшинства большинству. Главная цель организации (вместе с филиалами ее численность не превышала 200 человек) состояла в подготовке народной социалистической революции. С этой целью предполагалось создать опорные пункты и организовать пропагандистскую работу в деревне («деревенщики»), среди рабочих («рабочая» группа) и студентов («интеллигентская» группа). Программа организации провозглашала: передачу всей земли «сельскому и рабочему» сословию, введение общинного (мирского) самоуправления, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций, установление свободы слова, собраний, вероисповедания. Политический террор рассматривался как средство защиты революционеров от полиции.

    В середине 1879 г. в народническом движении сформировались два направления - сторонники террора против представителей власти («политики») и сторонники пропагандистской и организаторской работы в деревне («деревенщики»). На съезде «Земли и воли» в август 1879 г. были образованы две самостоятельных народнических организации - «Народная воля» и «Черный передел».

    26 августа 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра II. После нескольких неудачных покушений, 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен. 3 апреля 1881 г. на Семеновском плацу были казнены участники покушения А. И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и Н.И. Рысаков.

    Программа «Черного передела» была подготовлена Г. В. Плехановым. Основным направлением деятельности организации признавалась «экономическая земельная революция», которая «неизбежно поведет за собой переворот во всех других общественных отношениях». «Черный передел» как организация перестала существовать в декабре 1881 г. Часть ее руководителей (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л.Г. Дейч) выехали за границу.

    В 1880-1890-х годах в среде российской интеллигенции и молодежи получили распространение идеи либеральных народников (Н.К. Михайловский, Я.В. Абрамов, В.П. Воронцов), выступавших за ненасильственные, эволюционные преобразования, основанные на общинном землевладении и социалистических принципах. Теоретик либерального народничества Н.К. Михайловский (1842-1904), считавший революцию деструктивной силой, особую роль в формировании общества социальной справедливости отводил российской интеллигенции как прогрессивно настроенному меньшинству, долженствующему воздействовать на общественное развитие, руководствуясь интересами трудящихся.

    Сложившаяся на рубеже XIX-XX вв. идеология неонародничества (выразителями которой были публицисты и экономисты А. В. Пешехонов, В.А. Мякотин, В.М. Чернов), наделяя крестьян революционным потенциалом, тем не менее уже не рассматривали их как «прирожденных» социалистов. Неонародники отводили особую роль в социально-политическом развитии общества интеллигенции, действующей в интересах «трудового народа». Главную цель политической борьбы неонародники видели в экспроприации капиталистической собственности и преобразовании общества на социалистических началах.

    Либеральное общественно-политическое движение. Основу либерального движения составляла университетская профессура, деятели земств, представители технической интеллигенции и предпринимательских кругов. Идеологическую базу русского либерализма второй половины XIX в. формировали переработанные теоретические положения западноевропейского либерализма: законность, раскрепощение личности, социальная справедливость, политический прагматизм.

    Лидеры либерального направления полагали, что преобразования в России должна осуществить государственная власть. Программа реформ включала: сохранение дворянского землевладения, упразднение сословных привилегий, создание представительных учреждений, но, в рамках монархии, и гласность. Теоретическим обоснованием политических воззрений либера- лов-западников (С.М. Соловьев К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) стала концепция государственной школы, представлявшая государство высшей формой общественного бытия. Государство регулировало социальные отношения, соединяло в одно целое отдельных лиц (общество) и обеспечивало свободу, право и закон.

    Начиная с середины 1860-х гг. с требованиями введения общегосударственного представительства выступают земства. Либеральную основу земского движения составляли гласные земств и земская интеллигенция. Они ратовали за расширение прав земства и распространение принципов земского самоуправления на высшие государственные учреждения. Либерально настроенные земские деятели подавали адреса и ходатайства на имя Александра II, проводили нелегальные собрания и съезды.

    Консервативное общественно-политическое движение. Основу консервативного лагеря составляли представители дворянства, духовенства, купечества, значительная часть крестьянства и мещанства. Базовыми для консерваторов были следующие положения: признание для России особого от Запада пути развития; отстаивание определяющей роли православия в государственной идеологии и самосознании русского народа; критика либерализма, парламентаризма и социализма; неколебимость самодержавия; сохранение общественной иерархии как основы самодержавия; защита принципа единой и неделимой Российской империи.

    Наиболее яркими представителями русского консерватизма были М. Н. Катков (1817-1887), отстаивавший незыблемость самодержавия в печати, и К.П. Победоносцев (1827-1907), использовавший свое влияние в придворных и правительственных кругах для упрочения консервативного политического курса. Верховная власть царя, утверждал М.Н. Катков, олицетворяла силу России, разрешая возникавшие социальные противоречия, обеспечивая стабильное развитие страны и единство всех сословий и многочисленных народов в рамках русского государства. М.Н. Катков в любой форме отвергал «конституци- ализм» и «представительство», рассматривая их не как «выражение народа», а как игру «чуждых ему партий». Народ в этой игре являлся орудием политических партий.

    Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827-1907) считал народовластие и парламентаризм «великой ложью нашего времени». Он полагал, что формирование демократических институтов связано с историческими особенностями развития страны. Внедрение в России принципов парламентаризма, отмечал К.П. Победоносцев, приведет к анархии и распаду государства.

    Представителями одного из направлений русского консерватизма были почвенники (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов). Считается, что термин «почвенник» происходит от словесных оборотов: «мы оторвались от своей почвы», «нам следует искать своей почвы», которые использовал в публицистических работах Ф.М. Достоевский, сопровождая их призывами вернуться к народным, национальным началам. Почвенники выступали за интеллектуальное противодействие прозападным социально-экономическим и культурным преобразованиям в России, за сближение на религиозно-этической основе образованной части общества с народом («почвой»), за противодействие идеям социализма и материализма. Идеальной формой государственного устройства они считал народную монархию - общество во главе с народным царем.

    Рабочее движение и распространение марксизма. В пореформенный период в условиях интенсивного развития промышленности заметным фактором общественно-политической жизни России стало рабочее движение. Среди причин, обусловивших протестные выступления пролетариата, следует назвать продолжительный рабочий день, достигавший 12-14 часов, низкую заработную плату, отсутствие трудового законодательства. В 1875 году в Одессе по инициативе Е.О. Заславского (1847- 1878) был образован «Южнороссийский союз рабочих» - первая пролетарская организация в России. Программные положения были изложены в Уставе организации, декларировавшем необходимость освобождения рабочих из-под власти господствовавших классов в ходе насильственного переворота. В декабре 1875 г. активные участники «Союза» были арестованы.

    В конце 1878 г. в Петербурге В.П. Обнорский (1852-1920) и С.Н. Халтурин (1856-1882) учредили «Северный союз русских рабочих». Численность «Союза» не превышала 200 человек. Программа «Союза» провозглашала: «уничтожение поземельной собственности и замену ее общинным землевладением», создание «правильной ассоциационной организации труда, предоставляющей в руки рабочих производителей продукты и орудия производства», ликвидацию сословного неравенства, введение свободы слова, печати и собраний, сокращение налогов и продолжительности рабочего дня, ликвидацию детского труда и паспортной системы. В январе 1879 г. В.П. Обнорский и другие активные участники «Союза» были арестованы.

    Первые рабочие организации объединяли в своих рядах незначительное число пролетариев, идейно и политически находившихся под влиянием народников. Становление капиталистических отношений, рост рабочего движения, кризис народничества способствовали переходу части интеллигенции на позиции марксизма.

    Первая русская марксистская организация «Освобождение труда» была создана в Женеве Г. В. Плехановым, Л. Г. Дейчем, П.Б. Аксельродом, В.И. Засулич и В.Н. Игнатовым. В программном заявлении организации 25 сентября 1883 г. провозглашалась непримиримая борьба с абсолютизмом, подчеркивалась важность пропаганды идей социализма в рабочей среде и необходимость организации русского рабочего класса «в особую партию с социально-политической программой». Эти положения определили деятельность организации, заключавшуюся в распространении марксизма посредством перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса и критике утопических социалистических учений, включая народничество. Основоположником «русского марксизма» считается Г.В. Плеханов (1856-1918).

    Первая марксистская группа в России «Партия русских социал-демократов» была образована в конце 1883 г. в Санкт- Петербурге. Она вошла в историю революционного движения как «группа Д. Благоева», по имени одного из ее основателей Димитра Благоева (1856-1924). Участники группы (около 30 человек), большей частью студенты Петербургского университета и Технологического института, занимались организацией рабочих кружков и социал-демократической пропагандой на фабриках и заводах.

    Видным деятелем начального этапа социал-демократического движения в России был П.В. Точисский (1864-1918). Осенью 1885 г. он основал «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых». Основной формой деятельности «Товарищества» стала организация рабочих кружков и пропаганда среди их участников идей классовой борьбы. Политические взгляды членов «Товарищества» в основном соответствовали социал-демократической доктрине. В феврале - марте 1888 г. центральный кружок «Товарищества» был разгромлен полицией.

    Группа М.И. Бруснева (1864-1937), сформировавшаяся осенью 1889 г., отличалась от предыдущих марксистских организаций большим числом участников и разветвленной организационной структурой. В группе преобладала студенческая молодежь и рабочие, пропагандировавшие марксизм в пролетарской среде. В 1891 - 1892 годах члены кружка провели маевки с участием более 300 человек, на которых произносились политические речи. Аресты членов группы в 1892 г. привели к прекращению ее деятельности.

    Организатором социал-демократических кружков в Поволжье был Н.Е. Федосеев (1869-1898). При его участии в 1888 г. была создана сеть социал-демократических кружков в Казани и Поволжье. В одном из них состоял В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924).

    В 1895 году в Петербурге В. И. Ленин вместе с Ю. О. Цедер- баумом (Мартовым) основал «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз» объединил около двадцати марксистских кружков. В начале декабря 1896 г. руководители «Союза» были арестованы и после суда сосланы в Сибирь. В конце 1890-х годов организации, аналогичные «Союзу борьбы», были созданы в Иваново-Вознесенске, Одессе и других городах.

    На рубеже XIX-XX вв. в России сложились теоретические и организационные предпосылки для формирования социал- демократической партии.