Работа с текстом (темы – познание, деятельность, духовная жизнь общества)

Работа с текстом (темы –познание, деятельность, духовная жизнь общества).

Задания С.1.-С.4

Текст 1

Советский философ А. Л. Никифоров о соотношении деятельности и поведения.

Активность человека выполняет две важнейшие функции: во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности. Обе эти функции слиты воедино в каждом акте человеческой активности. Мы строим дома, выращиваем хлеб, изготавливаем одежду и запускаем ракеты в космос. Изменяя и приспосабливая внешний мир для удовлетворения своих потребностей, мы в процессе изменения окружающего мира одновременно выражаем свои вкусы, склонности, свое восприятие мира и отношение к нему. Поэтому на всех продуктах нашей активности лежит отпечаток личности человека определенной исторической эпохи, представителя определенной культуры. Первую из названных функций активности выполняет деятельность, вторую - поведение. Деятельность и поведение не обособленные акты, а две стороны единой активности человека.
Хороший пример, иллюстрирующий единство поведения и деятельности в активности индивида, дает использование языка. Лингвисты, как известно, различают язык, который представляет собой систему взаимосвязанных понятий (символов), функционирующую и развивающуюся по определенным законам, и речь - использование языка отдельными индивидами в конкретных ситуациях. Для того чтобы быть понятной, речь должна быть построена по общезначимым законам языка, однако наряду с этим она всегда носит индивидуальный характер и выражает особенности говорящего субъекта. Поэтому, хотя все мы говорим на одном языке, говорим по-разному. Использование языка и его правил - это деятельность, на которую накладывается поведение говорящего, так возникает речь.
Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли ученого, различие между деятельностью и поведением? Почему их следует рассматривать как две стороны единой активности человека? 2) Проиллюстрируйте соотношение деятельности и поведения на примере трех продавцов продовольственных товаров (или ином собственном примере).

Текст 2

«Есть четыре рода идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй - идолами пещеры, третий - идолами площади и четвертый - идолами театра...

Идолы рода находят основание в самой природе человека... ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей... Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов , перед какими кто преклоняется...»

Идолы площади коренятся в несовершенстве и неточности языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются своеобразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям...

Идолы, которые навязываются разуму словами, бывают двух родов. Одни - имена несуществующих вещей... другие имена существующих вещей, но неясные, плохо определенные и необдуманно и необъективно отвлеченные от вещей. Имена первого рода: «судьба», «перводвигатель», «круги планет», «элементы огня» и другие выдумки такого же рода, которые протекают из пустых и ложных теорий... Для примера (слов второго рода. ) возьмем какое-либо слово - хотя бы «влажность » - и посмотрим, согласуются ли между собой различные случаи, обозначаемые этим словом. Окажется, что слово «влажность» есть не что иное, как смутное обозначение различных действий, которые не допускают никакого объединения...»

Идолы театра идут от усвоения ошибочных теорий. «Существует... род философов, которые под влиянием веры и почитания примешивают к философии богословие и предания. Суетность некоторых из них дошла до того, что они выводят науки от духов и гениев» (Ф. Бэкон ).

1. Можно ли согласиться с Ф. Бэконом, что наши чувства и разум часто приводят к искажениям представлений о мире и это заложено в самой природе человека? Поясните свой ответ.

2. Приведите примеры, конкретизирующие мысль философа об индивидуальных различиях в познавательной деятельности . Попытайтесь дополнить перечень указанных Ф. Бэконом причин появления этих различий.

3. Раскрывая понятие «идолы площади», Ф. Бэкон приводит примеры неправильного или ложного использования слов. Насколько убедительными вам представляются эти примеры? Приведите свои.

4. В чем, на ваш взгляд, состоит вред, который наносят время от времени появляющиеся ложные или несостоятельные философские и научные учения («идолы театра»)?

Текст 3

Попробуйте самостоятельно провести небольшое социологическое исследование . Расспросите людей о значении слов «дух», «духовный». Вы удивитесь тому, какой разный смысл ваши собеседники будут вкладывать в эти слова. У некоторых они будут ассоциироваться с религией, церковью (например, «духовная музыка»). Профессиональные деятели культуры, вероятнее всего, отметят, что духовность является для них синонимом творчества. Большинство людей связывают с понятиями «дух», «духовное» представления о высших целях и смысле человеческой жизни, о нравственном облике личности…
Будем исходить из общепринятого определения социальной деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате социальной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Ту сторону человеческой деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», то есть, в конечном счете, на изменение качеств самих социальных субъектов, будем называть духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.
Если быть точным, то в философии принято различать три вида социальной деятельности: практическую, духовную и духовно-практическую. Однако здесь я сознательно иду на некоторое упрощение, чтобы сделать свою мысль более понятной.
Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость . Какие специфические свойства дают нам право выделять книгу среди других объектов внешнего мира, относя ее, прежде всего и главным образом к духовным ценностям?

С.2. В тексте приводится ряд значений слов «дух», «духовный». Укажите три из них.

С.3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, подтвердите тремя примерами справедливость утверждения автора о том, что труд педагога, а также артиста, священника, журналиста олицетворяет духовную деятельность.

С.4. Автор рассматривает книгу в качестве примера предмета, в котором неразрывно соединены материальная и духовная стороны. Какие свойства позволяют относить книгу, прежде всего, к продуктам духовной культуры? Назовите три таких свойства

Текст 4

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т. е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»…

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как увеличить долговечность узлов и деталей? Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью. Что же такое творчество ? Этим словом принято обозначатьдеятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности (учителя или предпринимателя, садовника или повара) включает в себя элементы творчества. В широком смысле слова творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источникомвоображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля», первая фигура высшего пилотажа, была выполнена летчиком П. Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт инакопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт». Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Основные понятия: деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, творчество. Термины: цель, средства достижения цели, действия, бессознательное.

1. У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте. 2. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899-1961 гг.) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом «дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните. 3. Подумайте, в чем смысл известной притчи. Прохожий, увидев трех рабочих, кативших тачки с кирпичом, спросил, что они делают. «Не видишь разве, - сказал первый, - кирпич вожу». «На хлеб семье зарабатываю», - ответил второй. А третий сказал: «Собор строю». Была ли у них одна и та же деятельность? Или одинаковые действия в трех разных видах деятельности? 4. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»? 5. Подумайте, в силах ли вы выполнять условия творческой деятельности, которые выделил академик В. И. Вернадский: проводить детальный анализ; видеть за частным общее; не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями; не избегать вопроса «почему?»; прослеживать историю идей; собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников; изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как человек познает окружающий мир); связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью; не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные. Попробуйте, соблюдая эти условия, подготовиться и обсудить проблему «Как можно в школе улучшить подготовку к творческой деятельности?».

Поработайте с источником

Советский философ А. Л. Никифоров о соотношении деятельности и поведения.

Активность человека выполняет две важнейшие функции: во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности. Обе эти функции слиты воедино в каждом акте человеческой активности. Мы строим дома, выращиваем хлеб, изготавливаем одежду и запускаем ракеты в космос. Изменяя и приспосабливая внешний мир для удовлетворения своих потребностей, мы в процессе изменения окружающего мира одновременно выражаем свои вкусы, склонности, свое восприятие мира и отношение к нему. Поэтому на всех продуктах нашей активности лежит отпечаток личности человека определенной исторической эпохи, представителя определенной культуры. Первую из названных функций активности выполняет деятельность, вторую - поведение. Деятельность и поведение не обособленные акты, а две стороны единой активности человека. Хороший пример, иллюстрирующий единство поведения и деятельности в активности индивида, дает использование языка. Лингвисты, как известно, различают язык, который представляет собой систему взаимосвязанных понятий (символов), функционирующую и развивающуюся по определенным законам, иречь - использование языка отдельными индивидами в конкретных ситуациях. Для того чтобы быть понятной, речь должна быть построена по общезначимым законам языка, однако наряду с этим она всегда носит индивидуальный характер и выражает особенности говорящего субъекта. Поэтому, хотя все мы говорим на одном языке, говорим по-разному. Использование языка и его правил - это деятельность, на которую накладывается поведение говорящего, так возникает речь. Вопросы и задания: 1) Вчем, по мысли ученого, различие между деятельностью и поведением? Почему их следует рассматривать как две стороны единой активности человека? 2) К какому из этих двух понятий относится каждое из следующих слов: цель, поступок, деяние, средства, операции, результаты, преступление? 3) Проиллюстрируйте соотношение деятельности и поведения на примере трех продавцов продовольственных товаров (или ином собственном примере).

В отличие от других представителей живой природы, человек склонен к осознанным действиям, абстрактному мышлению, пониманию своего места в окружающем мире. Более того, социум в той или иной степени управляет активностью каждого человека, заключая индивидов в установленные рамки. Никто не станет спорить с тем суждением, что деятельность людей отличается от такой категории, как поведение. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отделять их друг от друга?

Определение

Деятельность – осознанная активность человека, направленная на изменение исходной материи, удовлетворение своих потребностей и желаний. Главное её свойство – сознательность, то есть понимание субъектом поставленных целей и задач. Деятельность может быть практической, эстетической и познавательной и всегда имеет определённый смысл.

Поведение – способность живых существ к действию под воздействием различных факторов. Главная причина такой активности – необходимость адаптации к изменяющимся условиям, выживание, развитие. Поведение проявляется у многоклеточных организмов, где им управляет центральная нервная система. Необходимо отграничивать данное понятие от действия, которое присуще и одноклеточным существам, а также растениям.

Сравнение

Главное отличие деятельности от поведения – это наличие определённой цели, которая стоит перед субъектом. Именно наличие мотива выделяет такую активность и делает её уникальной. Деятельность – это система целенаправленных действий, которые подчинены друг другу, имеют мотив, предмет и средства. Именно психическое осознание совершаемого поступка является необходимым в некоторых отраслях. К примеру, в уголовном праве ответственности подлежит лишь то лицо, которое осознаёт фактический характер совершаемых им деяний.

Кроме того, поведение существа может быть только внешним, в то время как деятельность – ещё и внутренней (мышление, научная работа). Проявления типов активности также различаются между собой. Поведение всегда направлено на удовлетворение биологических потребностей, а деятельность – ещё и на реализацию социально-культурных запросов. В науке есть мнение, что именно они предопределили развитие человека и оказали существенное влияние на него.

Деятельность является доминирующим видом активности у людей, поведение же более свойственно другим живым существам, которые сознанием не наделены. Между данными категориями есть и определённые сходства. Так, и поведение, и деятельность направлены на изменение исходной материи, реализацию определенных задач, решение которых очень важно для субъекта активности. Обе формы взаимодействия с внешним миром могут быть запрещёнными, если они представляют опасность для общества.

Выводы сайт

  1. Осознанность. Деятельность человека всегда сознательна, в то время как поведение является спонтанным и выступает в качестве реакции на раздражители.
  2. Уровни. Деятельность человека бывает внутренней и внешней, поведение – только внешним.
  3. Мотивация. Деятельность является целенаправленной, в то время как поведение может быть лишено всякой цели.
  4. Проявление. Поведение живого существа выражается в единичном акте, ответе на раздражитель. Деятельность – это организованная система, во главе которой стоит определённая цель.
  5. Стимул. Основной потребностью к поведению является наличие внутренних потребностей, то есть инстинктов. Деятельность может определяться ещё и культурными, социальными потребностями.