Отношение к аюрведе официальной науки. Теория трех дош и трех гун в Аюрведе. Что такое Аюрведа, откуда «взялись» ее знания

АЮРВЕДА -- НАУКА О ЖИЗНИ

Слово "Аюрведа" -- санскритского происхождения и в переводе означает "наука о жизни".

Рассматривая человека как микрокосм, Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком здоровья, счастья, гармонии и любви.

Аюрведа -- самый древний из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию. Она родилась в Индии 5 000 лет назад и впервые была записана в Ведах -- древнейших Священных писаниях на нашей планете. Таким образом, Индия -- родина не только йоги, мантр, медитации и вегетарианства, но и науки о здоровье человека.

Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления. Методы лечения, предлагаемые ею, многообразны и многофункциональны: использование трав и кореньев, очищение организма с помощью специальных диет и лечебного голодания, массаж, правильное питание и разумный образ жизни, йога и медитация и многие, многие другие.

Выполняя аюрведические правила и предписания, каждый человек может на своём опыте убедиться в их эффективности.

Аюрведа предлагает не только методы лечения болезней, но и способы, предупреждающие их возникновение.

Являясь самой древней системой медицины на нашей планете, Аюрведа широко применяется в наши дни во всём мире и приобретает всё большую популярность. Количество людей, использующих эту древнюю Науку о жизни, постоянно растёт, Аюрведические центры открыты и функционируют во многих городах и странах мира.

В современную эпоху Аюрведа становится привычной медицинской системой, которая помогает современному человеку выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки, противостоять постоянным стрессам, поправить и сохранить здоровье, укрепить иммунную систему, научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, главный источник всех заболеваний -- не деятельность физического тела, а неправильный образ мыслей и соответствующие этим неправильным мыслям
чувства.

С точки зрения Аюрведы, без гармонии со своим "я" и окружающим миром обрести счастье и долголетие невозможно.

Работа над своим "я" и правильным восприятием мира является одной из основ Аюрведы.

Если человек желает начать использовать аюрведическую методику, ему следует прежде всего научиться "понимать себя" -- не только тип своего тела и индивидуальную конституцию, но, прежде всего, научиться понимать духовную природу своей личности. Это поможет осуществить выбор предлагаемых Аюрведой способов и методов самоисцеления и обрести здоровье, счастье и долголетие.

Аюрведа утверждает, что причиной большинства заболеваний является неправильное питание. Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, питание занимает особо важное место в жизни каждого человека (Человек есть то, что он ест), поскольку оно способно дать не только физическое здоровье, но и возможность овладеть своими чувствами для того, чтобы духовно развиваться и постигать окружающий мир и своё "я".

Ведическая традиция гласит, что человек должен употреблять в пищу только вегетарианские блюда и продукты. Все живые существа, не только люди, но и животные, наделены душой. Убийство любого живого существа, в том числе невинного животного, наказуемо и влечёт за собой тяжёлые кармические последствия. С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но также неотъемлемая часть философии тех, кто стремится обрести любовь, счастье и гармонию с окружающим миром.

ТРИ-ДОША
Аюрведа выделяет три типа жизненной силы, управляющие человеческим организмом, и, в соответствии с этим, разделяет всех людей на три основные группы. Они называются Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Эти три элемента (вата, питта, капха) -- управляют всеми функциями тела, ума и сознания человека, и причины многих заболевания объясняются нарушением равновесия между ними.

Самой важной дошей считается вата. Без неё ни питта, ни капха не функционируют. Вата управляет дыханием, обеспечивает функции движения мышц, биение сердца, работу желудка.

Питта контролирует переработку пищи, температуру тела, окраску кожи. Она устанавливает равновесие между двумя другими дошами.

Капха является основой для двух других типов дош -- ваты и питты. Эта доша управляет жидкостями в теле, а также смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, даёт телу силу.

Равновесие трёх дош является залогом здоровья и долголетия.
В теле каждого человека присутствуют все три доши, одна или две из которых преобладают. По преобладающей доше можно определить конституционный тип человека. При этом следует отметить, что нижеописанные доши отражают чистый тип конституции человека, тогда как каждый человек представляет собой смешанный тип из комбинации трёх дош.

Тип Вата. Люди с конституционным типом вата -- наиболее худые из всех трёх типов. Они либо долговязы, либо низкорослы. Цвет волос чаще тёмный, волосы вьющиеся, кожа сухая. Маловыносливы, страдают заболеваниями суставов, бессонницей, быстро устают. Аппетит и пищеварение изменчивы. Любят сладкую, кислую и солёную пищу. Отличительные качества людей с типом вата -- энергичность, способность к абстрактному мышлению, творческие способности. Среди таких людей философы, музыканты, поэты, художники.

Тип Питта. Обычно это люди среднего роста, имеющие средний вес. Они сильны, крепки, выносливы. Кожа мягкая, волосы тонкие. У них хороший аппетит, любят сладкую и горькую пищу. Люди типа питта умны, сообразительны и эмоциональны. Хорошо усваивают знания и умеют их правильно применять.

Тип Капха. Люди этого типа отличаются хорошо развитым телом. Физически сильны, выносливы, терпеливы. Кожа мягкая и бледная, волосы густы, тёмные, мягкие. Имеют нормальный аппетит, едят не много. Отдают предпочтение острой и горькой пище. Здоровы, жизнерадостны, миролюбивы, спокойны. Однако этим людям свойственно испытывать чрезмерное стремление к материальному комфорту и обогащению. Часто страдают депрессией.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА основывается на определении, какие доши преобладают в организме человека и каковы нарушения в балансе этих дош.

Аюрведа учит приёмам выявления болезни ещё до проявления её внешних признаков.
Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления -- поможет каждому человеку научиться ежедневно "диагностировать" состояние своего организма и использовать необходимые методы профилактики и лечения заболеваний.

Аюрведа учит, что каждый человек способен оздоровить себя.

Согласно Аюрведе, человек, который хочет восстановить и сохранить своё здоровье, должен выполнять простые, но важные и необходимые правила: иметь стабильный и разумный распорядок дня, правильно питаться и заниматься духовной практикой, способной даровать ему счастье, умиротворение и гармонию как внутри себя, так и с окружающим его миром.

НЕМНОГО О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.
Большинство болезней (около 90%) возникают из-за неправильного питания.

Аюрведа утверждает, что ЛЕЧЕНИЕ ПИЩЕЙ -- лучшее из всех лекарств, поскольку сбалансированное питание является основой хорошего здоровья.

Правильное питание -- это питание правильным количеством пищи, в состав которой входят продукты, соответствующие конституционному типу человека. Так, например, люди, у которых преобладает тип вата, должны употреблять пищу, совершенно отличную от пищи, которая рекомендуется к употреблению людьми с преобладающим типом капхи. Поэтому Аюрведа рекомендует прежде чем начать лечение пищей, определить свой конституционный тип и узнать, какие продукты следует употреблять в первую очередь для того, чтобы уравновесить три-доши в организме и постоянно поддерживать их равновесие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.
Не есть до появления чувства голода и избегать избыточное употребление жидкости.
Принимать пищу в спокойном состоянии ума и в приятной обстановке.
Желательно есть всегда в одно и то же время.
Не переедать, есть умеренно. Для того, чтобы поступаемая в желудок пища хорошо переварилась, в нём должно оставаться свободное пространство.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
Учитывать сочетаемость продуктов. Некоторые продукты нельзя есть вместе ввиду их несовместимости, например, молоко и рыбу, кисломолочные продукты и молоко.
Употребление жидкости не должно быть избыточным, но должно быть достаточным. Жидкость не должна быть слишком холодной или слишком горячей.
Избегать обработанной пищи и стараться использовать свежие натуральные продукты.
Не есть перед сном или в ночное время.

ГОЛОДАНИЕ. При голодании надо быть очень осторожным, поскольку, если человек не знает особенностей своего типа конституции, голодание может привести к тяжёлым последствиям.
При голодании необходимо следить за самочувствием и в случае его ухудшения прекратить голодание.
Правильное и разумное голодание способно поправить и укрепить здоровье, очистить организм от шлаков и токсинов, дать отдых пищеварительной системе.
Голодание рекомендуется при многих заболеваниях, таких, к примеру, как мигрени, запоры, простуды, боли в суставах.

НЕМНОГО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ.
Всем известно, что с помощью вегетарианства можно излечить даже сахарный диабет и рак...

Родина вегетарианства -- Индия и Веды.

С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но и неотъемлемая часть образа жизни тех, кто стремится обрести гармонию, счастье, развиваться духовно, достичь совершенства человеческой жизни.

Слово "вегетарианец" латинского происхождения и означает "крепкий, сильный, здоровый, бодрый". Определение "вегетарианец" указывает не только на отказ от употребления в пищу мяса, но и на нравственные, этические и философские взгляды человека.

Большинство вегетарианцев -- это люди, не употребляющие в пищу мяса из любви, жалости и сострадания к другим живым существам.

В числе известных всему миру вегетарианцев прошлого -- Пифагор, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Акбар, Иссак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и многие, многие другие.

Те, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, аргументируют это тем, что все живые существа наделены душой и способны чувствовать, подобно человеку, испытывая боль, страдания и страх смерти, и потому человеку следует стараться не причинять им страдания.

Жизнь любого живого существа священна, и, утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Лев Толстой писал:
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание,
если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"

А Пифагор ещё две с половиной тысячи лет назад говорил:
"Те, кто убивает животных для того,чтобы съесть их плоть,
могут не задумываясь уничтожать себе подобных".

Плутарх обращается ко всем, кто употребляет в пищу мясо:
"Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу,
тогда сперва убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть.
Но убейте его своими собственными руками или зубами,
не прибегая к помощи ножа, дубины или топора".

ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Для того, чтобы поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, Аюрведа рекомендует также:

ЙОГА. Йога приводит человека в естественное состояние покоя, снимает стрессы и является прекрасным лекарством от всех заболеваний.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР. Энергия мантр способствует обретению равновесия тела, ума и сознания.
Согласно Аюрведе,тело нуждается в пище, а мантры питают душу.

МЕДИТАЦИЯ. Пробуждает способность сделать свою жизнь счастливой, обрести умиротворение.
Слово "медитация" означает "мысленное созерцание", из чего следует, что у медитации должен быть объект созерцания.
Большинство из тех, кто мало знает о медитации и только приступает к постижению её основ, медитируют на "пустоту", "тишину", "безличное абстрактное сияние", "свет".
Великие святые мудрецы и йоги, достигшие совершенства, всегда медитируют на Высшее начало и Причину всех причин -- на Бога, пребывающего в сердце каждого живого существа.
Эта медитация является высшей формой медитации и одаривает человека нескончаемым счастьем и чистым знанием о своём истинном "я" и его вечной связи с Божественным.

МАССАЖ -- это лечебная процедура, которая связана с регулировкой энергии в организме человека.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.
Представляет собой обширную науку, с применением сотен и тысяч лекарств, изготовленных на основе трав. В отличие от лекарств, предлагаемых традиционной медициной, которые не избавляют от болезни, а подавляют её, загоняя "вглубь" организма, -- аюрведические лекарства искореняют саму болезнь.

Согласно Аюрведе, практически все растения обладают лечебным действием при правильном их
применении. Для того, чтобы очистить, оздоровить, укрепить организм и постоянно поддерживать в нём равновесие, рекомендуется регулярное применение трав, что сделать совсем не сложно, если научиться использовать их при приготовлении пищи.

С давних времён и до наших дней целебные травы и коренья используются в пищу в качестве различных вкусовых добавок, специй и приправ, которые делают блюда не только вкусными и ароматными, но и полезными, поскольку многие из этих целебных трав обладают уникальными свойствами. Можно привести следующие примеры:

Аир. Согласно Аюрведе, корень аира является эффективным средством профилактики для тех, кто страдает судоргами или болен эпилепсией. Помимо этого, корень аира оказывает благотворное воздействие на нервную систему, улучшает память, помогает при головных болях и простудах.

Асафетида. Способствует быстрому перевариванию пищи, является прекрасным отхаркивающим средством, снимает боль в желудке.

Алоэ. Универсальное средство лечения самых различных заболеваний. Способствует уравновешиванию ваты, питты и капхи в организме. Очищает кровь, укрепляет печень, используется при простуде, а также в качестве наружного средства при лечении ран и ожогов.

Гвоздика. Природное болеутоляющее средство (компресс с гвоздичным маслом, приложенный к больному зубу, снимает острую боль). Гвоздика улучшает пищеварение, очищает кровь, облегчает кашель, снимает простуду, укрепляет сердце.

Имбирь. Употребляется в свежем и сушёном виде. Обладает великолепными лечебными свойствами. Имбирный чай -- одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Используется для очищения пищеварительного тракта, для лечения головной боли, снимает спазмы в желудке, нормализует деятельность кишечника.

Кардамон. Тонизирующее и освежающее средство. Укрепляет сердце и лёгкие, освежает ум и дыхание, стимулирует пищеварение. Может употребляться как добавка в чай или в овощные блюда.

Красный стручковый перец (кайенский перец). Стимулирует пищеварение, убивает микробы и бактерии в кишечнике, оказывает лечебное воздействие при простудах.

Корица. Обладает антисептическими и очищающими свойствами, является хорошим болеутоляющим средством. Укрепляет сердце, помогает при простудных заболеваниях, облегчает пищеварение.

Кориандр. Стимулирует пищеварение, применяется как природное мочегонное средство, помогает при расстройствах желудка и рвоте.

Куркума. Очищает кровь, улучшает пищеварение. Обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Излечивает язву, помогает при диабете. При наружном применении излечивает кожные заболевания, при ссадинах и синяках снимает боль и опухоль.

Люцерна. Эффективное очищающее и природное болеутоляющее средство. Чай из люцерны рекомендуется тем, кто страдает от артрита, ревматизма, язв и малокровия.

Льняное семя. Эффективное слабительное, лечит запоры, выводит слизи из организма.

Мускатный орех. Стимулирует пищеварение, укрепляет сердце, помогает при заболевании печени и селезёнки, при бессоннице.

Мята. Улучшает пищеварение, стимулирует деятельность кишечника, помогает при тошноте и рвоте.

Тмин. Способствует улучшению пищеварения, улучшает деятельность мозга и зрения, эффективен при поносах и болях в животе.

Фенхель. Улучшает пищеварение, помогает при язве желудка и гастритах.

Шафран. Согласно Аюрведе, полезен всем без исключения. Обладает тонизирующими свойствами, укрепляет сердце, снимает мигрени, очищает кожу, помогает при язве желудка.

Употребление лекарственных растений даёт ощутимый эффект при регулярном приёме в течение определённого времени.

АЮРВЕДА О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ.
В дополнение к травам Аюрведа предлагает к использованию целебные свойства металлов и самоцветов, которые способны помочь противостоять тем или иным негативным воздействиям на тело, ум и сознание человека. Так, например, золото укрепляет нервы, улучшает ум и память, благотворно воздействует при эпилепсии и заболеваниях лёгких. Серебро увеличивает силу и выносливость организма, помогает при истощении и воспалительных заболеваниях кишечника. Медь излечивает малокровие. Свинец эффективен при кожных заболеваниях.

ЦВЕТА.
Аюрведа предлагает в качестве одного из способов укрепления и сохранения здоровья использование целебных свойств некоторых цветов и цветовых оттенков. Так, например, красный и оранжевый цвета обладают согревающим действием и содержат запас целебной энергии. Зелёный цвет успокаивает ум и бодрит, радует сердце. Синий -- успокаивает ум и тело, способствует устранению расстройств печени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная статья представляет собой краткий и далеко не полный обзор того огромного количества информации, которое нам предоставляет Аюрведа -- наука о жизни.
Аюрведа гармонично объединяет способы излечения и тела, и души человека.

Основа Аюрведы -- работа со своим "я" (с душой).

Ежедневно практикуя Аюрведу, человек обретает физическое и психическое здоровье, счастье, любовь, гармонию и умиротворение.

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Выберите язык русский английский азербайджанский албанский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский бирманский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский (традиционный) китайский (упрощенный) корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский себуанский сербский сесото сингальский словацкий словенский сомали суахили суданский тагальский таджикский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский

Аюрведа – Наука о жизни.

Аюрведа

Внимание!!!
Скоро будет закончена новая книга - "Аюрведа простыми словами"
Написана очень доходчивым языком, коротко и с наглядными примерами.
Найти ее можно будет по ссылке внизу главной странице сайта

Всемирной организацией здравоохранения ООН было выведено определение – Состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. То есть по мнению этой организации здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, как принято считать. Удивительно, то что мнение ООН совпадает с позицией древней науки Аюрведы. Однако глядя на современные системы здравоохранения, разве мы можем отметить, что соответствующие заведения делают людей настолько гармоничными, как это определяет ООН? Вряд ли. Наоборот, мы наблюдаем полный бардак, как в медицинских учреждениях, так и в здоровье людей, которые их посещают. Что уж тут говорить про психику и социальное благополучие. Хотя все это напрямую связанно одно с другим.

Я думаю, что деятели, которые выдумывали это определение, позаимствовали его из древних источников, но о выполнении своих обязательств позаботиться позабыли или не захотели. Ведь медицинская индустрия и так приносит огромные прибыли. Это профессия, которая подразумевает наличие клиентов и не заинтересована в том, чтобы все были здоровыми.

Аюрведа рассматривает человеческий организм как целостную систему не отделимую от внешней системы, природы, вселенной. Область деятельности этого древнего искусства заключается в том, чтобы изначально поддерживать гармонию во внутреннем пространстве человеческого организма, состоящем из 50-100 триллионов клеток упорядоченных определенным образом. Этот баланс возможен только при выполнении условий правильного взаимодействия тканей, органов и систем организма с внешними условиями мира в котором обитает человек, так как он является частью общей системы.

На вопрос для чего же нужно человеку здоровье? Аюрведа отвечает следующим образом – оно нужно для реализации своего предназначения в жизни, осознания духовной природы и смысла существования. Предназначение человека определяется в Ведах четыремя целями – Дхарма, Ардха, Кама и Мокша. Рассмотрим их подробнее.

Дхарма – выполнение своих обязанностей перед обществом и природой. Она состоит из двух частей 1. Служение и принесение пользы всем живым существам. 2. Раскрытие своего индивидуального таланта. Как видим второе может быть реализованно через первое.

У большинства людей проблема состоит в том, чтобы найти свой талант. Многие и очень многие занимаются тем, чем они занимаются без какого либо морального удовлетворения, делают это в основном ради денег или положения в обществе. Есть люди убеждающие себя в том, что они любят свою профессию. Но в отношении Дхармы это не работает. В Бхагавад-гите сказано, что ”лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие обязанности” (глава 18, текст 47).

То как человек выполняет свое предназначение, напрямую влияет на его здоровье. Проведенные учеными исследования показывают, что около 88% людей занимаются деятельностью, которая их не устраивает. И в то же время около 90% сердечных приступов настигли именно тех, кто занимался работой противоречащей их природной тяге, они делали это только ради заработка. Таким образом не выполнение Дхармы, очень пагубно сказывается на физическом самочувствии человека. А следовательно препятствует реализации следующей цели.

Ардха – накопление материальных благ при помощи исполнения своих обязанностей. Из самого определения следует, что этот процесс естественный, не являющийся самоцелью. В то время как в современном обществе, это и является основной задачей большинства людей. Процесс прибавления финансов, материальных ценностей, положения в обществе и уважения должен служить на пользу другим, подразумевает обеспечение своей семьи, для счастливого существования при отсутствии алчности и накопительства.

Приобретение материальных ценностей должно возникнуть естественным образом в результате реализации человеком своего таланта. Занятие любимым делом особенно оценивается другими людьми, которые с удовольствием пользуются плодами творчества и с радостью благодарят человека, в том числе и материально.

Достижение материального благополучия создает предпосылки для реализации следующей цели.

Кама – удовлетворение своих желаний и потребностей, помощь близким. Это возможно достичь при помощи накопленных материальных благ. Имеется в виду удовлетворении своих чувств, то есть желаний не несущих разрушительные последствия. И конечно исключает злоупотребления в каком бы то ни было виде. Так как любой переизбыток желаний несет негативный характер и является вредным для здоровья. В то время как удовлетворение позитивных желаний укрепляет здоровье и является полезным. Так же у слова Кама имеется еще одно значение – потребность в Любви. И это то, без чего ни один человек не может быть счастлив по настоящему.

Реализация первых трех целей создает предпосылки для достижения четвертой:

Мокша – Это наслаждение самой жизнью. То есть осознание того, что жизнь есть нечто большее чем выполнение своих обязанностей перед обществом, накопление материальных благ и удовлетворение своих желаний. Считается что только познав первые три, человек может осознать ценность самой жизни, как божественного дара.

Но большинство людей обычно пренебрегают первой и четвертой целями. Зато активно стремятся достичь второй и третьей, накопить богатства и получить удовольствия. Веды говорят, что невозможно достичь Мокши не выполнив свою Дхарму. Так же как и, что не возможно достичь физического здоровья, не уравновесив свой ум. Современная западная медицина так же не отрицает, что большинство болезней возникает на ментальном и психическом уровне, а лишь потом поражают тело.

Поэтому Здоровье Арведа разделяет на четыре уровня Арогья, Сукхам, Свастха и Ананда. Давайте рассмотрим каждый из них.

Арогья – Это здоровье физического тела. То есть отсутствие болезней, хорошее самочувствие и функционирование всех органов и систем организма. Эта часть обязательна для успешной жизнедеятельности. Здоровье тела необходимо для всего общего здоровья, но является только частью и не может существовать без остальных частей.

Западная медицина, как мы видим, рассматривает эту часть как единственную. Все лечение направлено на устранение прямого симптома. Редко когда рассматривается причина, а тем более другие части и составляющие комплексного подхода. Современные врачи обычно предпочитают отрезать заболевший орган. Пациенты тоже рады такому подходу. Все хотят быстро и эффективно устранить боль или дискомфорт, быстрее убрать то, что беспокоит, совершенно не задумываясь о более тонких причинах заболеваний. А то, что разрушает организм, в большинстве случаев не устраняется.

И как бы врачи и пациенты не стремились достичь физического здоровья, все их попытки будут обречены на провал и болезни будут возвращаться, если они будут придерживаться только этого уровня.

Сукхам – второй уровень здоровья, это счастье нахождения в социуме или мирское счастье. Этот уровень предусматривает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, работой, семьей, взаимоотношениями с окружающими, материальное благополучие. Как видим, второй уровень здоровья тесно связан с реализацией жизненных целей Дхармы(своего предназначения), Артхи(материального благополучия) и Камы(удовлетворения потребностей).

Взаимоотношения с окружающим миром очень важны потому что через общение мы можем осознать свою собственную духовную природу.

Кроме того наша жизнь в обществе и социуме является непревзойденной школой для нашего развития и самопознания. Это усвоение прошлых уроков и новые уроки. Все что с нами происходит не случайно и дается нам для чего то, какого то опыта, который поможет нам в жизни. Встреченные нами люди и ситуации являются наилучшими учителями, которые мы не всегда хорошо усваиваем. Этому и учит Сукхам, потому что она звучит как счастье от того что с нами происходит.

Очень редко люди бывают удовлетворены достигнутым. Обычно это чувство недолговечное. В какие бы условия они не попали, они не довольны. Или сначала довольны. Проходит какое то время, даже после достижения желаемого и человек начинает страдать, потому что ему кажется этого мало.

Здоровье возможно только при чувстве глубокой удовлетворенности и благодарности за все, что у нас есть. В Йоге это называется Сантоша – удовлетворенность тем, что есть. Это непременное условие для хорошего самочувствия, отсутствие обеспокоенности, благодарность судьбе, людям, вселенной, богу.

На первом и втором уровне здоровья основан третий:

Свастха – укорененность в себе самом. Это означает осознание человека как совокупности тела, души и ума. В основном все мы привыкли ассоциировать себя только с физическим телом. И даже многие рассуждающие о душе и духовности на самом деле не осознают то, о чем они говорят. Если понаблюдать за поведением такого человека можно понять, что вся его жизнь ограничена только пониманием себя как плоти, даже развитием собственного мозга мало кто осознанно занимается, что уж говорить о душе.

Этот уровень подразумевает понимание и принятие себя как вечного божественного неповторимого создания, индивидуальности не ограниченной только руками, ногами, желудком и половыми органами, а так же мозгами, которые образуют хитросплетения ума создающие наше восприятие нас и мира. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело»(глава 2, текст 20).

В йоге существует понятие Пратьяхара – контроль над своими чувствами. Очень часто люди живут полагаясь только на свои чувства. Удовлетворение своих желаний требуемых чувствами превращается в смысл жизни. Но все эти чувства связанны в основном с желаниями физического тела. В основном происходит так, что чувства начинают управлять умом. Задача пятой ступени йоги научить ум управлять своими чувствами. На мой взгляд понятие Пратьяхары близко к третьему уровню здоровья Свастха, так как позволяет беспокойному уму укорениться в себе.

Также третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью предназначения человека – Мокшей, так как осознание прелести самого процесса существования возможно только при контроле над разбегающимися в материальном мире чувствами и осознании себя как целостной абсолютной части мироздания.

И четвертый уровень здоровья возникает на базе первых трех:

Ананда – Радость, блаженство, безграничное счастье независящее ни от чего. Причем уровень и качество его постоянно нарастают. Это очень высокий уровень духовного счастья. Когда человек испытывает постоянный экстаз от самого своего существования. И это радостное состояние захватывает все тело человека. Как видим этот уровень очень плотно переплетается с Мокшей, настолько что четвертый уровень здоровья и четвертая цель существования человека практически переплетаются в одно целое.

Большинство людей стремится достичь только первого уровня – здоровья тела. Некоторые осознают что необходимо еще и социальное здоровье или душевное равновесие. И совершенно никто не стремится в духовности обрести безграничную радость.

Как мы можем с вами проследить все уровни здоровья и цели существования человека в этом мире очень плотно переплетаются между друг другом и дополняют друг друга. Поэтому смею утверждать, что полноценное достижение одного совершенно невозможно без другого, а работает в должной мере только все в комплексе.

Возникновение : Аюрведа как система появилась примерно 30 – 50 тысяч лет назад во времена миграции Ариев с древнего материка Арктида(Гиперборея) по некоторым гипотезам это была та же самая Атлантида. А согласно древнегреческим летописям местоположение этого материка совпадало с современной Антарктидой и после разлома коры, отколовшаяся часть сместилась и представляет собой современную Евразию. До этого раскола, последовавшего за глобальной катастрофой и смещением полюсов, часть Ариев переместилась на территории современной Азии. Их путь, скорее всего, пролегал в районе уральских гор. Как мы знаем, последнее время часто говорят о находках в этих местах. Древние поселения и стоянки, одним из которых, является найденный недавно в Челябинской области Аркаим.

Предполагается, что древние Арии обладали очень развитой цивилизацией и достаточным количеством знаний, большинство из которых были утеряны в связи с катастрофами и трудностями миграций. Одной из сохранившихся и дошедших до наших дней системой и является Аюрведа. Арии, скорее всего и являлись прародителями современной славянской нации. Перемешавшись с древними племенами ближнего Востока, они скорее всего образовали Индийскую нацию. И так получилось что носителями древних ведических традиций стали именно Индусы. Их далекие предки учились жить в гармонии с природой. Древние Арии понимали, что каждый человек в отдельности является клеточкой единого организма – нашей планеты. Он включает в себя как всех живых существ, так и растения и минералы. И все части, все клеточки любого живого организма должны взаимодействовать и помогать друг другу. И только находясь в симбиозе, взаимодействии, каждая из них в отдельности будет находиться в гармонии.

Они изучали свойства растений и их влияние на человеческий организм. Определяли законы по которым взаимодействует все во вселенной.

Человеком собравшим знания об Аюрведе воедино считается мудрец Дханвантари. У него было много учеников и последователей. Благодаря которым, эта наука и дошла до наших дней.

Аюрведа включает в себя практические методы лечения заболеваний такие как хирургию, терапию, педиатрию и т.д. Но основной ее частью является знание о природе человеческого тела и правильном образе жизни, благодаря которому никакие заболевания просто не возникают.

Аюрведа рассматривает каждый человеческий организм как соотношение стихий Воздуха, Эфира, Земли, Огня и Воды. Именно совокупность этих стихий в каждом существе определяет его конституцию тела, тип психики и потребности.

Вот это соотношение стихий и представляет собой идеальное для каждого человека состояние, поддерживая и балансируя которое, он никогда не будет болеть ни физически ни психически, оно называется – Пракрити(природа).

Знания Аюрведы всегда перекликаются с любой традиционно народной медициной. Древние славяне обладали теми же знаниями.

Чтобы сильно не вдаваться в детали, я начну сразу описывать те факты, которые естественным образом сохраняют наше природное равновесие.

Закон биоритмов – в природе есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Например наш мозг имеет такую особенность отдыхать примерно с 22х до 24х часов. Психика восстанавливается с 23х до 2х часов. То есть человек ложащийся спать после 2х часов ночи не дает никакой возможности отдохнуть своим психоментальным составляющим. Вставать желательно до 8ми часов утра. В это время с 3х до 9ти утра организмом управляют высшие силы энергии. Именно они помогают поддерживать свои умственные и физические способности на высшем уровне в течении всего дня. Если человек не следует этому режиму, то он не получает удовлетворенности от жизни, а лишь накапливает физическую и моральную усталость, в результате чего приобретает массу заболеваний или предпосылки к ним.

Еще одним важным условием являются утренние обязательные процедуры, такие как: опорожнение кишечника, медитация, физические упражнения, принятие душа. Это важно сделать до 9ти утра потому что после 9ти наша кожа начинает впитывать через поры все вредные выделения, которые вышли в течении ночи через кожу.

Работать и достигать своих жизненных целей желательно с 9ти до 17ти-18ти часов. Это самые благоприятные часы для плодотворной работы. После 18 часов желательно посвятить оставшееся до сна время отдыху, семье, чтению книг, прогулкам на свежем воздухе, духовным практикам, медитации.

Кроме того важно соблюдать режим питания.

Утром 9-10 часов желательно принимать легкую пищу. В районе 12ти часов самое сильное пищеварение. Поэтому рекомендуется плотно пообедать. Вечером желательно не нагружать свой кишечник. Идеально будет поесть овощей или фруктов в районе 18-19 часов.

Если вы поели перед сном, то эта пища не будет переварена, она будет лежать всю ночь и гнить в ваших внутренностях, выделяя яды и токсины, которыми будет зашлаковываться весь ваш организм.

Кроме того наши тела отличаются друг от друга, следовательно и режимы будут у всех немного отличаться. Какие бывают типы личности я опишу ниже, а так же правила наиболее подходящие для каждого из видов.

Соблюдая эти простые правила вы уже сможете избежать многих неприятностей. Аюрведа рекомендует для полного возвращения к своей природе соблюдать диету показанную именно для вашего типа конституции.

Что бы точно определить тип конституции личности и узнать свою диету необходимо вычислить по гороскопу рождения первоначальный баланс стихий в вашей личности, определяющих врожденную конституцию, затем по ряду тестов узнать то к чему ваше тело пришло в течении жизни. Лишь тогда можно с точностью назначить диету и комплекс процедур приводящих личность в гармонию.

Я постараюсь максимально просто донести до вас основные прикладные принципы Аюрведы, но для того чтобы было лучшее понимание, придется все же пояснить некоторые термины.

Принципы Аюрведической регуляции в теле базируются на понятии Пракрити (в западной медицине Гомеостаз ) – идеальное соотношение и количество всех составляющих систем организма. И Викрити – соотношение в настоящий момент, то есть насколько организм отклонился от своей врожденной природы. Благодаря этим показателям становится возможным наладить баланс организма. Прочитав раздел Аюрведа вы сможете получить начальные знания, которые помогут вам более осознанно относиться к своему здоровью и обходиться без врачей и таблеток.

Миллионы лет своего удивительного творчества Природа потратила на создание Человека. Она по-матерински опекала и оберегала Его, давая все самое ценное для Его счастливой жизни. Наша Голубая Планета с ее первозданными лесами, горами, реками и озерами была прекрасной колыбелью для человека. Целебные травы и ягоды, корни и плоды поддерживали Его телесное и духовное здоровье.

Мудрецы древности в своих научных трудах описали законы человеческого Бытия, предвосхитив многие открытия на тысячелетия вперед. Они создали Аюрведу - первую и самую важную для нас с вами "науку о естественной жизни". Аюрведические методы оздоровления, основанные на принципах целостности и гармонии между Человеком и Природой, проверялись и совершенствовались веками. Мы очень рады пригласить Вас в страну этого удивительного Знания.

Что такое Аюрведа?!

Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает "наука жизни и долголетия". Но Аюрведа - это не только наука, Аюрведа - это также и философия. В древние времена эти понятия были нераздельны. Все знания рассматривались как часть единого знания о счастье, здоровье и развитии человека.

Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. В Аюрведе все это сливается воедино. Аюрведа представляет собой науку об Истине и о том, как эта Истина проявляется в жизни.

Аюрведа - это искусство повседневной жизни в гармонии с природой и ее законами. Она включает в себя систематизированное знание и практическую мудрость, которые ведут к здоровью и исцелению. Цели и задачи Аюрведы состоят в том, чтобы сохранять и поддерживать здоровье здорового человека и излечивать больного. При этом и поддержание хорошего здоровья и исцеление достигаются с помощью естественных средств.

Аюрведа - это наука, охватывающая все стороны жизни и соотносящая жизнь каждого человека с жизнью Вселенной. Согласно Аюрведе каждый из нас является одновременно творением космических энергий и в то же время уникальной личностью. Каждому присуща индивидуальная конституция, которая создается в момент зачатия универсальными энергиями эфира, воздуха, огня, воды и земли. Она формирует нового человека с определенным набором качеств. На современном языке мы называем этот "рабочий чертеж" человека наследственным генетическим кодом, тогда как Аюрведа с древнейших времен называла его пракрити, или индивидуальной конституцией, которая не изменяется на протяжении всей жизни. Это наш уникальный энергетический узор, индивидуальное сочетание физических, умственных и эмоциональных характеристик. Аюрведа как искусство исцеления основана на знании индивидуальной конституции человека и помогает ему выстроить образ жизни наиболее подходящий с точки зрения восстановления и поддержания здоровья.

В работе над созиданием здоровья Аюрведа принимает в расчет все уровни жизни - тело, ум, сознание (дух) - и их связь друг с другом. Для самоисцеления Аюрведа дает рекомендации по питанию, образу жизни, физическим упражнениям, отдыху и расслаблению, медитации, дыхательным упражнениям и лекарственным травам, а также предлагает процедуры очищения и омоложения. Кроме того, Аюрведа предлагает многочисленные вспомогательные методы, такие как лечение звуком цветом, запахом. Аюрведа - это нечто большее, чем искусство исцеления. Аюрведа имеет дело со всем, что вносит радость в нашу жизнь.

Если мы хотим оставаться здоровыми, то при любых изменениях условий жизни нам требуется постоянная поднастройка для сохранения равновесия. В основном эта поднастройка происходит автоматически, благодаря удивительной мудрости с которой создавались наши тела, однако многое зависит и от нас, от нашего выбора тех или иных действий. Поддержание здоровья требует постоянного осознавания своего состояния и его корректировки. Самоисцеление с позиции Аюрведы - это гармоничное сознательное существование во всей полноте настоящего момента. Аюрведа не является пассивной формой терапии, она предлагает каждому из нас принять на себя ответственность за свою повседневную жизнь. Аюрведа - это не столько медицинская система, сколько образ жизни, путь к пониманию того, как сотрудничать с Природой и жить в гармонии с Ней. Понятие здоровья означает в Аюрведе гармонию, и воистину нет предела гармонии, которой может достигнуть человек, искренне стремящийся к ней.

Аюрведа, являясь частью обширных знаний о человеке и Вселенной, основывается на том, что у нашей жизни есть цель. Исцеление, цельность, цель - все эти слова, имея один корень, имеют глубинную связь между собой. Аюрведа помогает каждому из нас найти свой собственный неповторимый путь, прожить свою жизнь в полную силу и, исполнив свое уникальное предназначение, вернуть Природе долг за дарованную нам жизнь.

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.