Обозначение подлежащего и сказуемого. Знак препинания в русской и зарубежной художественной литературе. Субъект и объект в предложении

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


На какие вопросы отвечает подлежащее? Ответ на поставленный вопрос вы получите в представленной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какими частями речи может выражаться данный член предложения.

Общие сведения

Прежде чем рассказать о том, на какие вопросы отвечает подлежащее, следует понять, что это такое. Подлежащим (в синтаксисе) называют главный член предложения. Такое слово грамматически независимое. Оно обозначает предмет, действие которого отражается в сказуемом. Как правило, подлежащее называет то, о чем или о ком идет речь в предложении.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Иногда для правильного и грамотного написания текста очень важно определить Для того чтобы это сделать, следует знать несколько правил русского языка.

Итак, подлежащее отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?». Следует также отметить, что при данный член подчеркивается только одной чертой. Подлежащее, а также все второстепенные члены предложения, которые к нему относятся, образуют состав подлежащего.

Выражение различными частями речи

Как мы выяснили, подлежащее отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?». Однако это не означает, что представленный член предложения может выступать лишь в виде имени существительного, стоящего в именительном падеже.

Подлежащее нередко выражается и другими частями речи, имеющими различные формы и разряды.

Местоимения

Подлежащее в предложении может быть:

  • Личным местоимением: Она посмотрела направо, а затем налево .
  • Неопределенным местоимением: Жил некто одинокий и безродный .
  • Вопросительным местоимением: Кто не успел, тот опоздал .
  • Относительным местоимением: Он не сводит глаз с тропинки, что идет через лес .
  • Отрицательным местоимением: Никто этого не должен знать .

Другие части речи

Определив, на какие вопросы отвечает подлежащее, его можно довольно легко найти в предложении. Но для этого следует знать, что такой член нередко выражается и следующими :


Как видите, мало знать, что подлежащее отвечает на вопросы «Что?» или «Кто?». Ведь для того чтобы правильно определить данный член предложения, необходимо знать особенности всех частей речи.

Подлежащее как словосочетание

В некоторых предложениях подлежащее может выражаться синтаксически или лексически при помощи неразложимых словосочетаний. Такие члены обычно принадлежат к различным частям речи. Рассмотрим, в каких случаях данные словосочетания встречаются чаще всего:


Другие формы

Чтобы определить главный член предложения, задайте вопросы к подлежащему. Ведь только в этом случае вы сможете его определить.

Так какие же еще возможны комбинации частей речи, которые выступают в предложении как подлежащее? Примеры приведем далее:


План разбора главного члена предложения (подлежащего)

Чтобы определить подлежащее в предложении, для начала следует указать его способ выражения. Как мы выяснили выше, это может быть:

  • Какое-либо отдельное слово, которое принадлежит к одной из следующих частей речи: имя прилагательное, неопределенная форма глагола, числительное, местоимение, причастие, стоящее в именительном падеже существительное, наречие или иная неизменяемая форма, употребляемая в тексте в значении существительного.
  • Синтаксически неделимое словосочетание. В этом случае следует указать форму и значение главного слова.

Пример разбора предложений

Чтобы определить главный член предложения, следует задать вопрос к подлежащему. Приведем примеры:


Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

Статья отвечает на самые важные вопросы:

  1. Как найти грамматическую основу предложения?
  2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
  3. Из чего состоит грамматическая основа?

Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

  • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
  • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
  • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
  • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

Сказуемое

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

Составные сказуемые

Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

Составное именное сказуемое может состоять из:

  • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
  • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
  • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
  • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

Однако далеко не всем до конца понятно, что обозначает это загадочное определение. Попробуем восполнить пробелы в наших знаниях и разобраться подробно, сказуемое и подлежащее. Какими частями речи они могут быть выражены? И в каких случаях разделяются на письме таким как тире?

Определение

Чтобы понять, что такое сказуемое и подлежащее, необходимо разобраться в их определениях.

Подлежащее кто ? или что ? и обозначающий тот предмет, о котором ведется речь в предложении. На территории всего края установилась теплая погода . В данном примере слово "погода" выступает в качестве подлежащего (то есть предмета речи), и от него зависят те грамматические особенности, которые получит другой главный член этого предложения - сказуемое.

Сказуемое - это один из главных членов предложения, отвечающий на вопросы: что делать ? каков ? что происходит ? кто такой (или что такое ) предмет ? Оно обозначает действие, которое проделывает предмет речи, его состояние или признак. В названном выше примере в качестве сказуемого выступает глагол "установилась" . От подлежащего он получил такие признаки, как единственное число и окончание женского рода.

Способы выражения подлежащего и сказуемого

Это один из наиболее сложных вопросов в описываемой теме. Ведь чтобы понять, что такое сказуемое и подлежащее, необходимо уметь правильно определять их в речи.

Подлежащее

Подлежащее в предложении может быть выражено такими частями речи:

  • Существительным или местоимением (в И. п.). Установилась хорошая погода.
  • Прилагательным, числительным или причастием (в И. п.). Семеро одного не ждут.
  • Составными конструкциями:
    • числительное + существительное: В комнату набилось множество народа ;
    • прилагательное + предлог + существительное: Лучший из атлетов не вышел на старт соревнований ;
    • местоимение + прилагательное или причастие: Что-то легкое прошуршало в воздухе ;
    • существительное + предлог + существительное: Елена с мужем пришли в гости к друзьям.
  • Инфинитивом. Курить - здоровью вредить .

Сказуемое

Сказуемое в предложении может быть выражено следующими частями речи:

  • Глаголом (простым или составным). Марина мечтает стать биологом.
  • Существительным. Виктор - моя единственная любовь.
  • Прилагательным или причастием. Как богата природа Уральских гор!

Тире между подлежащим и сказуемым

Таблица, представленная ниже, наглядно показывает, в каких случаях главные члены
предложения разделяются на письме этим знаком препинания.

Случаи, когда ставится тире

Примеры

сущ. в И. п. - сущ. в И. п.

Мои года - мое богатство

сущ. в И. п. - глаг. неопр. ф.

Главная задача для молодоженов - научиться понимать друг друга

глаг. неопр. ф. - глаг. неопр. ф.

Курить - здоровью вредить

глаг. неопр. ф. - сущ. в И. п.

Любить - это искусство

сущ. в И. п. - идиоматическое выражение

Мой друг - рубаха-парень!

колич. числ. - колич. числ.

Семью шесть - сорок два

колич. числ. - сущ. в И. п.

Восемьсот метров - длина беговой дорожки стадиона

сущ. в И. п. - колич. числ.

Глубина нашего бассейна - четыре метра

Следует запомнить, что такое сказуемое и подлежащее, а также то, что при перемене мест в предложении они меняют свои функции. Моя лучшая подруга - Юлия . Юлия - моя лучшая подруга.

Подлежащее – это синтаксический термин. Им называют главный член предложения, который обозначает предмет-субъект, о котором говорится в предложении. Подлежащее, как правило, отвечает на вопросы именительного падежа – «кто? - что?».

Обратите внимание

Присутствие этого члена в предложении не всегда обязательно. В тех случаях, когда его нет, объект можно определить исходя из контекста.

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения и несут основную смысловую нагрузку. Подлежащее в предложении обозначает предмет, и отвечает на вопросы «Что?» и «Кто?», сказуемое же связано с подлежащим и указывает на его действия, либо состояние.

Все внимание - на активность

Правила согласования подлежащего и сказуемого очень просты, невзирая на кажущуюся витиеватость их формулировок. Если в состав подлежащего входят слова «ряд», «множество», «меньшинство», «большинство», «часть» и управляемое числительное в родительном падеже, стоит определить - ли активность лиц в данном случае: «Часть учеников сдалИ домашнее задание на 5!»

Если подчеркивается пассивность указанного предмета, то используется единственное число: «Ученики не сдали домашнее задание. Большинство из них стояло, понурившись, в стороне». Также единственное число используется, если речь идет о неодушевленном предмете: «Ряд книг в библиотеке так и остался нетронутым». Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (шесть человек, девять минут), то следует обратить внимание на то, активно ли оно.

Сравните: «Двадцать пять двоек по «Русскому языку» красовались в дневнике у Пети» и «Шесть учеников ожидало оценок». Сказуемое в единственном числе будет смотреться, как влитое, если: оно указывает на пассивность действия («Шесть учеников ожидало оценок»); относится к подлежащему, обозначающему неодушевленные предметы, либо животных («После открытия в городе лотка с «Шаурмой», на улицах из тридцати кошек не осталось ни одной»); сказуемое при составном числительном, оканчивающемся на «один» («Тридцать кошек убегают от продавца «Шаурмы»/ Тридцать одна кошка убегает от продавца «Шаурмы»»).

Но вот если кошки с собаками объединятся против злостного торговца, то речь уже пойдет о «равноправности и активности действующих лиц». Вывод – при работе в команде и совместных действиях употребляем множественное число («Кошки с собаками загнали продавца «Шаурмы» на дерево»).

Если же главное действующее лицо одно – то и сказуемое ставим в единственном числе («Продавец «Шаурмы» со своим поваром гонялся за кошками целый день, но так и не догнал ни одной»). В том случае, если при подлежащем появилось приложение, то оно никак не повлияет на согласование («Продавцы ларька «Шаурма» готовят вкусно. Но «Шаурма» была вкусная»).

Если подлежащих несколько

Несколько подлежащих в предложении - также не проблема. Если используется прямой порядок слов, то сказуемое будет стоять во множественном числе. Обратный порядок – сказуемое в числе единственном. Сравните: «И кошка, и собака сбежали от продавца» и «От продавца сбежала и кошка, и собака».

Видео по теме