М алимбаев кто любит читать. К нему всегда душой тянуться будешь. О родная земля, дай от силы своей

Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Возрастная группа: вторая младшая

Образовательные области: «Коммуникация».

Раздел: художественная литература

Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Цель: учить слушать внимательно стихотворение и выполнять по тексту движения; развивать мыслительную деятельность, внимание; воспитывать интерес к стихотворным – игровым произведениям.

Оборудование: красиво оформленная коробка, игрушки или картинки (птичка, самолет).

Ход занятия.

Валеологическая минутка «Здравствуй солнце…»

Ребята, к нам прилетела птичка, хочет с нами поиграть.

Сюрпризный момент:

Воспитатель вносит красивую коробку.

Хотите узнать, что в коробке?

Давайте посмотрим.

Достает из коробки картинки с изображением птиц.

Скажите, что умеют делать птицы, то что мы не умеем?

А я знаю стихотворение - игру. Хотите послушать?

Предлагает послушать стихотворение М. Алимбаева «Летать, летать»

Летят, летят…

Летят зяблики…

Летят, летят…

Летят яблоки…

Летят, летят…

Летят галки…

Летят, летят…

Летят палки…

Летят, летят…

Летят орлы…

Летят, летят…

Летят козлы…

В этом стихотворение есть путаница.

Скажите яблоки это птицы?

А козлы летают? А палки?

А теперь я предлагаю вам поиграть со мной, я буду рассказывать стихотворение, а вы будете выполнять движения махать руками.

Предлагает повторить несколько раз стихотворение-игра «Летят, летят»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинке»

У меня игрушек много

С ними я люблю играть

Этот пальчик пирамидка

Этот пальчик желтый мяч

Этот красная машинка

Этот детская кровать

Этот пальчик кукла Зина

Я сложу их всех в корзину.

С каким стихотворением – игрой мы сегодня познакомились?

Молодцы, ребята. А еще мы узнали, кто летает, а кто не летает.

Ожидаемый результат:

Знать: стихотворение М. Алимбаева «Летят, летят»;

Иметь: представление о летающих птицах, и о нелетающих предметах;

Уметь: слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;

Воспитатель Тюмейко Галина Витальевна мини – центр «Балапан» село Пресное.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Күні/ Дата: _______________________________

Білім беру саласы / Образовательная область: « Коммуникация».

Бөлім / Раздел: Художественная литература.

Тақырыбы / Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».

Мақсаты / Цель : Помочь детям выучить наизусть стихотворение, читать выразительно.

Міндеттері/ Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством казахского поэта М. Алимбаева, формировать представления о материнской любви и заботе о своём ребёнке, учить анализировать произведение с позиции выразительности языка, настроения автора, закрепить правила по безопасности в повседневной жизни, закрепляя знакомые слова на казахском языке, развивать речь, мышление, память, воспитывать бережное отношение к птицам.

Көрнекіліктер /Оборудование и материалы: цветные иллюстрации.

Билингваль құрауыш / Билингвальный компонент: Ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Іс-әрекет кезендері

Этапы

деятельности

Тәрбиушінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Учёт

Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно –побудительный

Поддерживаю интерес детей к предстоящей работе, вместе определяю жанр произведения. Предлагают познакомиться с ещё одним стихотворением М. Алимбаева «Сорока и её сынок». Все вместе вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.

Проявляют интерес к предстоящей работе. Определяют и закрепляют свои знания об особенностях жанра нового литературного произведения. Знакомятся с названием стихотворения, вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.

Іздену-ұйымдастырушы Организационно-поисковый

Читаю стихотворение .

Провожу беседу с детьми.

Вопросы: - Понравилось ли стихотворение? – Чем понравилось стихотворение?

Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?

Какие советы давала Сорока своему птенчику? – Как вы думаете, почему она учила своего малыша быть внимательным и осторожным?

Вспомните пожалуйста, а какие правила безопасности должны соблюдать дети?

Как вы считаете, сынок у Сороки воспитанный или нет?

Почему вы так считаете?

А ваши учат вас правилам дорожного движения и другим правилам безопаности?

Даю детям установку на повторное внимательное прослушиваниетекста стихотворения для заучивания наизусть.

Все вместе заучивают стихотворение . После нескольких раз прошу детей по желанию прочитать стихотворение наизусть. При этом учу детей обращать внимание на выразительность стихотворного текста.

Физминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают(машем руками как крылышками).

Буйный ветер налетел (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону),

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) –

Там не тронет их никто.

Помогаю детям найти знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Провожу индивидуальную работу.

Слушают стихотворение. Выражают своё мнение о стихотворении. Активно включаются в обсуждение содержания стихотворения. Определяют настроение автора, тон стихотворения. Сосредотачиваются для поиска ответов на вопрос о правилах безопасного поведения. Закрепляют правила безопасности в повседневной жизни. Пытаются оценить поведение сыночка мамы Сороки, а также убедить окружающих в правильности своего отношения к данному вопросу. Пытаются вспомнить наставления своих мам по той же проблеме.

Сосредотачиваются для запоминания и заучивания текста стихотворения. Запоминают текст, читают наизусть целое стихотворение. Пытаются читать выразительно.

Принимают участие в физминутке, имитируя движения птичек. Заряжаются положительными эмоциями, выражают радость.

Закрепляют знакомые слова на казахском языке: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Рефлексивтік-коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий

Сообщаю, что время ОУД истекает, благодарю детей за активную совместную работу..

Благодарят, делятся своими впечатлениями о совместной работе.

Күтілетін нәтіже / Ожидаемый результат:

Воспроизводят: Фамилию автора стихотворения, его название, содержание стихотворения, характерные особенности стихотворного

жанра, названия уже знакомых стихотворений поэта, знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения.

Понимают: Информацию о многообразии стихотворений поэта М. Алимбаева, о проявлении нежных и тёплых чувств матери к своему

ребёнку, о постоянной заботе матери, о необходимости соблюдения правил безопасного существования в окружающей среде.

Применяют: Свои познания об отношениях между матерью и ребёнком в процессе беседы, собственный опыт по определению и

оцениванию поведения персонажей в социуме; коммуникативные способности при заучивании и чтении наизусть стихотворения,

обсуждении проблемных вопросов; реализуют свои творческие способности при чтении стихотворения с интонационной выразительностью.

ПОКУДА СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ

Лишь раз воды из родника пригубишь –

Всего лишь раз в родном лесу побудешь –

К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

М.Алимбаев

НА ДЖАЙЛЯУ

Там высокая трава,

Славно в ней валяться!

Рядом – неба синева,

Выше не забраться!

Хоть прохладны вечера –

В юрте сладко спится,

И до самого утра

Дом родной мне снится.

Я прилягу на траву,

Полог чуть приподниму, -

Ягодки в траве,

В чистой мураве!

К.Баянбаев

* * *
О родная земля, дай от силы своей
Мне частицу одну, чтобы стал я

Ты ведь мне и семья, и родня,

И опора моя до последнего дня,

И последний приют для меня.
А.Тажибаев
* * *

О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,

Любуюсь я красотами природы

И нет на Родине моей плохой погоды.
Как ты прекрасен, Казахстан, весной:

Цветущие сады и степи

Покрыты и луга травой

И блеск на талом снеге!
А наши горы, как они красивы!

Как гордо возвышаются над степью

и равниной

И вниз бежит река потоком бурным,

И как порой бывает небо хмурым.
О, Казахстан, как ты велик!

Люблю тебя за твой могучий лик:

За степи, горы, реки и моря,

За то, что ты – Родина моя!
З.Айтикина

КАРАГАЧ

на кургане, где ветер поет,

где слышится волчий плач,

вцепившись корнями

в сердце мое,

стоит карагач.

Ломают бури,

но он упрям -

маяк пустынных степей,

развернув навстречу ветрам

плечи черных ветвей.

О.Сулейменов

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

О родная земля, я тобою был создан,

Ты живительной силой вспоила мечты

И вошла в меня так,

Словно утренний воздух

Опьяняющей свежести и чистоты.
Где бы ни был – тебя вспоминаю я

Прокляни, не прощай, если за суетой

Позабуду, как ты из-за насыпи снежной

В дни войны беспокойно следила

За тебя уходил я туда, где опасно,

Где я голову мог поминутно сложить.

Что священней тебя,

Что на свете прекрасней,

Что величием можно с тобою сравнить?

Нет священней тебя ничего на планете.

Так с улыбкой в грядущее смотрит заря.

О, позволь за судьбу твою быть мне в

Сделать краше тебя – это долг мой, земля.

А.Сарсенбаев

МОЙ КАЗАХСТАН

Ты слышишь? –
Песня!..

Вольная, степная

звенит все громче

в небе голубом:

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!»
Ты сыновьям своим,

как воздух, нужен.

О, Казахстан!

Будь счастлив твой народ!

Бок о бок с ним,

навек сердечно дружен,

немецкий брат мой

счастливо живет.
Когда пришел сюда он

в эти степи, -

нашел прием он теплый и

И начал жить –

в великой дружбе с теми,

кто трудно жил

под кровом юрт.
Казахом он по-братски был привечен,

не чувствовал себя

шагал мой брат по жизни

во весь рост!
И, высветляя зори новой жизни,

он каждодневно труд свой отдает

во славу нашей Матери-Отчизны

и звучные стихи о ней поет!
Послушай песню –

звенит все громче в небе голубом:

«Цвети, моя республика родная!

Мой Казахстан!

Ты мой родимый дом!..»
К.Вельц

ПЕСНЯ О КАЗАХСТАНЕ

Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь ели, словно мачты,

Утром смотрят на восток.

По горам вприпрыжку скачет

Белогривый ручеек.

С Алатау вниз по склонам

В белой пене, как в снегу,

Он бежит к лугам зеленым,

Кувыркаясь на бегу.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Молодой пшеницы волны

На ветру шумят весной,

Лес березовый наполнен

Золотом и синевой.

Посмотри, порой весенней

От тюльпанов степь красна.

И душа от их цветенья

Светлой радости полна.
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Взглядом край родной окинь –

Всюду зелень, всюду синь!

Видишь, овцы тучным стадом

По джайляу потекли.

Поспеши окинуть взглядом

Красоту родной земли.

Назову столицу раем

В зелени карагачей.

Как над ней светло играет

Океан живых лучей!
Казахстан!

Стоят стеною горы.

Казахстан!

Молчат в степи озера.

Одно лишь поднебесье,

На простор

Из сердца льется песня.
Н.Пфеффер

«Я – СЫН СТЕПЕЙ»
Литературная гостиная для старшего школьного возраста

Жантугулова Гульнар Абсалыковна
Библиотекарь, коррекционная школа-интернат
г. Лисаковск, Костанайская область.

Цели: расширить знания учащихся о творчестве поэта Музафара Алимбаева, познакомить с новыми его произведениями; развивать познавательную активность, выразительное чтение, эстетическое восприятие, воспитывать казахстанский патриотизм, гражданственность.
Оборудование: презентация «Я – сын степей».
/Звучит мелодия «Көніл толқыны»/
Ведущий:
Мен – баласы даланың...
Бес жасынан ат жанында ойнаған,
Ақ шабақша Ертіс бойын бойлаған
Жеті түсте бес жүз қойдың түс-кейпін,
Бес саусақтай түгендейтін, түстейтін,
Мен баласы даланың,
Кең далама тартып туған баламын
Ат үстінде ән шырқасам Алтайдан
Ақ жайықта қуанып ел, марқайған,
Мұздан төсек, қардан көрпе жамылар,
Көк дауылда, ақ жауында жадырар,
Мен – баласы даланың,
Кең далама тартып туған баламын.
Чтец 1: Я – сын степей…
Уже в пять лет
Я различал коней по масти
И, зная всех овец, был счастлив
Пасти отару,
Встав чуть свет.
Я – сын степей…
Когда я пел,
То песнь моя слышна бывала
От гор Алтая до Урала –
Так вольно
Голос мой летел.
Я – сын степей…
Я, как таймень,
Переплывал Иртыш в два счета,
А нужно – до седьмого пота,
Как все,
Работал ночь и день.
Я – сын степей…
И пусть всегда
Мне лед – ковер,
Снег – одеяло,
И ни одна еще беда
Меня с ног наземь не сбивала
И не собьет, я справлюсь с ней…
Я – сын степей!

Ведущий 1: Қайырлы күн, құрметты достар!
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я – сын степей, я- дочь степей, так может сказать о себе каждый из вас. «Я – сын степей!» так сказал о себе известный казахский поэт Музафар Айтмагамбетович Алимбаев. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом. Музафар талантливо пишет как для взрослых, так и для детей. Всё его творчество пропитано народной мудростью. Он писал, свои произведения с любовью о родине и щедро дарил их своим читателям. И сегодня вы в этом сами убедитесь.
Ведущий 2: В селе Маралды Щербактинского района Павлодарской области 19 октября 1923 года родился Музафар Алимбаев.
Рядом с аулом, расположенным в урочище Маралды, простираются Кулундинские степи. Маралды - сравнительно небольшая низменность, вся в зелени, в ней много маленьких пресных озер и ручьев, островков, кустарников. В середине этой чащи – соленое озеро Маралды, его можно найти на всех картах нашей страны.
Чтец 2:
На озере Маралды,
Важны, как адмиралы,
На островах среди воды
Живут в лесах маралы.
На заповедных берегах
Живет оленье царство.
В своих развесистых рогах
Марал хранит лекарство.
Ведущий: Каждый из нас привязан к месту, где родился и вырос. В нашей личной привязанности к нему – глубочайший смысл. Здесь мы делаем открытие красоты окружающего мира, познаем, как прекрасна и удивительна жизнь. Здесь формируется у нас сознание и характер. Рождается человек, и к рождению причастно все: мама, которая учила нас первым словам, первое путешествие в лес, речка, голубое небо.
Чтец 3: Какие бывают слова
Мама –
Любимое слово.
Камень –
Весомое слово
Пламя –
Горячее слово.
Знамя –
Набатное слово.
Школьник –
Прилежное слово.
Друг –
Задушевное слово.
Ветер –
Летучее слово.
Родина –
Лучшее слово.
Ведущий 1: Музафар рано выучился грамоте и пятилетним мальчишкой он уже читал напечатанные арабским шрифтом книжки. Его сразу зачислили во второй класс; миновал он и четвертый, потому что учился отлично. По примеру братьев мальчик пристрастился к чтению: в шестом классе он прочитал все книги школьной библиотеки, начиная от сказок «Колобок» и заканчивая Пушкиным на казахском языке. Окончив аульную школу, Алимбаев поступил в Павлодарское русско-казахское училище, именно там он впервые попробовал подбирать рифмованные строки.
Чтец 4: “Цвет у ветра»
Кто придумал, что нет у ветра
Своего собственного цвета?
Белым он летит над ледниками,
Желтым - над пустыней в летний зной,
Может быть зеленым над полями,
Синим над озерною волной.
По ночам в степи чернеет ветер
И алеет зорькой на рассвете.
Ведущий: Испытанием для поэта стала Великая Отечественная война. С самого ее начала на территории Казахстана было сформировано несколько национальных воинских соединений. В одно из них, восемнадцатилетним юношей, и ушел Музафар Алимбаев. Он прошел путь от солдата до заместителя командира минометной батареи по политчасти на Калининском фронте, затем был командиром тяжелых самоходных установок, офицером штаба учебной танковой части. На фронте он продолжает писать, его стихи публиковались в различных газетах. В звании старшего лейтенанта демобилизовался в 1948 году. Вот почему в каждой своей новой книге Алимбаев не забывает военную тему. Горечью от потери друзей, болью за страдания народа полны его стихи:
Чтец 5:Когда порвалась связь в бою:
Упал снаряд меж проводами, -
Мой друг с пробитыми руками
Соединил концы зубами
И, умерев спас жизнь мою.
Не знаю, что там, впереди,
Но если мир вражда разложит,
А сердце, что тревога гложет,
Соединить его поможет,-
Я вырву сердце из груди!
Ведущий: Большинство произведений Музафара Алимбаева адресуются детям младшего школьного возраста. Весело, с лукавой улыбкой поэт рассказывает о лентяях, сластенах, непослушных озорниках, учит ребят быть справедливыми, честными. Его произведения способны раскрыть перед читателями простодушие и бесхитростность детей, их осмотрительность и забавные проделки, детскую сущность и непосредственность. Эпизоды из жизни своих и незнакомых ему детей, неприметные, на первый взгляд детали, нечаянно услышанный разговор - на этом материале строит поэт свои стихи. Это наглядно проиллюстрировано в произведениях «На что похоже солнце?», «Синяк под глазом»:
Чтец 6:«На что похоже солнце?»
На что похоже солнце?
Спросил Болат друзей,-
На что похоже солнце?
Скажите мне скорей!
Ответил Асан убежденно:
-Солнце слепит не зря.
Солнце это корона
Сказочного царя!
Сказала тихо Наташка,
Подумав минуты две:
-Солнце – это ромашка
На голубой траве...

Чтец 7:
«Синяк под глазом»
А у нашего Кокена
Разболелось не колено;
Что болит заметно сразу:
У него синяк под глазом!
Я Кокену подмигнул:
-Это конь тебя лягнул?
Мне Кокен мигнул два раза:
-Жеребят таких полкласса!
Ведущий: Поэт обращает внимание на развитие речи детей, обогащение словарного запаса, учит сообразительности и умению мыслить. Именно поэтому Алимбаев в каждую книгу адресованную детям, включает загадки. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию, итак:
Я от ваших тумаков улечу до облаков (мяч)
Не отстанет, если убегаешь,
побежишь в догонку – не поймаешь (тень)
Развалились толстяки, спят на солнцепеке,-
Полосаты пиджаки, кругленькие щеки (арбузы)
Кто мне ответит? Кто может помочь?
Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)
Кони однажды стояли на склоне, тощие кони, как перед байгой,
В горку идти ленивые кони, с горки – помчатся стрелой! (лыжи)
Ведущий: Музафар Алимбаев не только пишет стихи, сказки, но и собирает народные пословицы, причем не только казахские, но и других народов, например, такие: "Кто не удержится в седле, тот не удержится и на троне", "Не будет рука щедрой, коль душа скупа", "Коли певец искусен, то и песня прекрасна ". Еще очень-и-очень много пословиц он создал, используя свой жизненный опыт и наблюдения.
Ведущий: . Более 300 его стихов давно стали песнями и звучат сегодня в Казахстане. Более того он является одним из авторов первого Государственного гимна Республики Казахстан.
Своей малой Родине – селению «Маралды» поэт посвятил стихотворение, а композитор Әсет Бейсеуов сочинил на эти слова музыку. И получилась очень красивая песня, которая носит такое же название – «Маралды». «Маралды» - в переводе с казахского означает место, где водятся маралы. Когда-то в древности эти прекрасные создания природы паслись здесь, а потом исчезли, вымерли и только совсем недавно лесные красавцы маралы стали появляться в этих местах.
Давайте все вместе послушаем эту песню, а девочки для нас станцуют. Итак, встречаем.
/Танец/
Ведущий: Поэт тонко чувствует красоту природы родных мест, и именно она пробуждает поэта на сочинение таких красивых строк. Алимбаев находит для описания природы яркие сравнения, эпитеты. Свои добрые, полные любви и бережного отношения к природе стихи о родной земле он посвятил детям. В них Музафар Айтмагамбетович призывает своих маленьких читателей любить и беречь родную природу.
Чтец 8: В лесу
Как словно в час предутренний
Войти по тропке в лес
Под лиственный, узорчатый,
Трепещущий навес,
Где все в молочном мареве
Купается пока:
Стволы берёз и заросли
Ольхи у родника,
И клены, и черемуха…
И, замедляя шаг,
Густым и лёгким воздухом
Дышать, дышать, дышать…
И окунаться в запахи
Цветов и росных трав:
Шалфея, мяты, мятлика, кипрея и купав.
Ах лес, любовь души моей,
Я рад, что мы друзья
И что сполна насытиться
Красотой твоей нельзя.

Ведущий: М.Алимбаев умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом своим читателям. Ну, например, о ночном небе:
Чтец 9: Шатер из бархата и шелка
Висит над вершинами гор
Шатёр без стропил и опор,
Легко обнимая собою
Весь видимый взору
простор.
С любым,
Где бы ни был он, домом,
С любою тропой и рекой,
И теми, что за окоёмом,
И теми, что здесь
Под рукой

Поскольку нигде
В целом мире,
Как наша земля ни стара,
Ни выше, чем этот,
Ни шире
Вовек не бывало шатра:
Из тёмного бархата-
Ночью,
Из светлого шёлка –
С утра!..
Ведущий: Свои произведения М.Алимбаев посвящает Родине. Все что окружает и все что волнует сердце поэта ложатся в поэтические строки. Так, например, появились эти стихотворения: «Родник земли родной», «Покуда сердце бьется».
Чтец 10: «Родник земли родной»,
Лишь раз воды из родника пригубишь –
Всего лишь раз в родном лесу побудешь –
К нему всегда душой тянуться будешь.
И, в первый раз целуя наше знамя,
Душой запомнишь трепетное пламя.
И это все, покуда сердце бьется,
Для нас так просто Родиной зовется.
Ведущий: Родина. Это огромный океан. Но он не отделим от природы, от отчего края, отчего дома. Любить родину – это значит любить и дом свой, и окружающую его природу, умножать ее богатство. Все эти красоты природы воспевает в своих произведениях Музафар Алимбаев. Послушаем удивительные по своей красоте слова любви к Родине, сказанные им.
Чтец 11: Кто что любит?
Орлу всего милей
Вершины гор,
А соловью –
Листвой шумящий бор.
Любой рыбёшке
Всех милей река,
Как ни была бы
Та река
Мелка…
А что же любит
Всей душой батыр?
Он любит весь
Кипящий жизнью мир:
И пенье птиц,
И цепи гор, и реки,
Но всех сильней –
Единственный
Навеки
Тот чудо-край,
Где свет увидел он:
Солончаки,
И – степь со всех сторон,
И – зной.
И – будто бы струну,
Звенящую
Услышал тишину…
Ведущий: Поэт считает, что образ Родины начинается с очень конкретных и малых вещей: с запахов отчего дома и красок леса; с плеска ручейка и пения птиц в саду, с песенки шмеля и с красивых цветов на лугу. Я предлагаю посмотреть инсценировку стихотворения Музафара Алимбаева «В саду».
Чтецы: «В саду»
(Инсценировка стихотворения. Дедушка в чапане, мальчик в тюбетейке)
Дедушка:
Как утром тих наш старый сад!
И птицы меж ветвей
Чуть встрепенутся – и молчат…
И только у корней
По камням скользким
Ручеёк,
Кружа, в свой бубен бьёт…
Мир на земле, дитя моё,
Вот и ручей поёт.
Внук:
- А это что там на ветвях? Гнездо!
А в нём пищат
С большим червём
В открытых ртах
Пять маленьких галчат.
«Летать, - кричат, - хотим летать,
Как мамы и отцы».
Дедушка:
Мир на земле, покоен сад,
Вот и растут птенцы.
Внук:
Смотри-ка, дедушка родной, -
Вот странные дела!
Ко мне –
Знакомиться со мной –
Косуля подошла.
Я дал ей хлебушка кусок
И – зачерпнул воды…
Дедушка:
Мир на земле у нас, дружок,
И вдоволь всем еды…
Внук:
Какой ты добрый, старый сад,
Как щедро даришь ты
Всё,
Чем от веку сам богат:
Тень, солнышко, цветы,
И плод от зноя золотой,
И песенку шмеля…
Дедушка:
Мир на земле, дружочек мой,
Вот и цветёт земля!
Ведущий: Как-то Музафар Алимбаев изрядно намучился с одним стихотворением, но так и не смог закончить его. Утомленный, лег и с трудом заснул. Вот в каком-то полусонном состоянии он ясно видит, что читает готовое, отпечатанное стихотворение в 16 строк. Вскочив, достал блокнот и, торопясь записал текст. Конечно, такие счастливые, стихотворные сны не часто снятся поэту.
«…И лишь самое заветное стихотворение еще не написано. Может им будет следующее… Оно всегда впереди… И ждешь его вечно. Но, тот кто верен поэзии, тот найдет достойное слово для своих стихов», - говорит Музафар Алимбаев. А мы, верные поклонники его творчества, будем с нетерпением ждать новых его стихотворений.
Дорогие ребята, на этом наша литературная гостиная закрывает свои двери.
И мне осталось только пожелать вам читайте и пусть встреча с хорошей книгой, принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
Я благодарю всех за внимание! До новых встреч!

    Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу. Составляют ассоциативную карту. Отвечают на вопросы учителя.

степь - это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покры­тое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва - то набух­шая от влаги, то серая потрескав­шаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них. Для глаз впечатлительного человека - это птицы, парящие высоко в воздухе, но вьющие гнезда на земле; это стада копытных, то появляющиеся, то исчезающие за гори­зонтом; это поминутно выскакивающие и вновь пря­чущиеся в норы, как чертик на пружинке, грызуны; это саранча, выпархивающая внезапно, как выстрел в упор, и тут же замирающая неподвижно.

Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттен­ков и переходов, ароматы столь неповторимы и неза­бываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра.

Ребята, сегодня мы побываем с вами в казахстанской степи заочно.

Народный писатель Казахстана Музафар Алимбаев родился 29 октября 1923 года в ауле Кызыл Агаш Шарбактинского района Павлодарской области. М.Алимбаев – один из авторов Государственного гимна Республики Казахстан.

С детских лет он с увлечением слушал народные песни, легенды из уст своей матери и запоминал их на всю жизнь. Оставшись рано сиротой, воспитывался в интернате, затем поступил в Павлодарское педагогическое училище. С 15-летнего возраста М.Алимбаев начал писать стихи. Когда началась Великая Отечественная война, будущий поэт добровольцем ушёл на фронт. Находясь в действующей армии, он выступал на страницах фронтовой республиканской печати. После войны он всецело посвящает себя литературе.

М.Алимбаев пишет много и для детей. Он умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом.

Поэт тонко чувствует красоту природы, находит для её описания яркие сравнения, эпитеты.

Почему Алимбаев называет себя сыном степей?

В каких строках сказано, насколько обширна и величественна казахская степь?

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала –

Найдите в стихотворении сравнения. (Я, как таймень; лёд – ковёр; снег – одеяло;

Найдите эпитеты т.е. яркие, образные художественные определения (Работал до седьмого пота; вставал чуть свет;)

Ребята, в этом стихотворении есть и гипербола (сильное преувеличение).

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала …)