II. Предикативная основа предложения. Смотреть что такое "предикативная основа" в других словарях. Правила перестройки прямой речи в косвенную

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения - основная часть (структурная схема) предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них.

Предикативная основа предложения - это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения

Предикативная основа (структурная схема) простого предложения - это имеющий свою формальную организацию и свое языковое значение синтаксический образец, по которому может быть построено отдельное нераспространенное (элементарное) предложение. Такие предикативные основы (структурные схемы) предложения являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Предикативная основа предложения организуется несколькими (обычно - двумя) формами слов, находящимися друг с другом в определенных синтаксических отношениях (неоднокомпонентные предложения), а также, возможно, и только одной формой слова (однокомпонентные предложения). И в том, и в другом случае формы слов предстают уже не как морфологические, а как синтаксические единицы, обогащенные многими уже собственно синтаксическими характеристиками (см. ниже).

Каждое простое предложение как грамматическая единица имеет предикативную основу, т. е. построено по тому или иному отвлеченному образцу.

Формы слов, организующие предикативную основу предложения как минимальный грамматический образец его построения, называются компонентами предикативной основы (структурной схемы) предложения. В предложении такие компоненты представляют собою его главные члены, его предикативный центр. Компонентом предикативной основы предложения может быть: 1) форма, допускающая любое лексическое наполнение (напр. , в предложениях типа Поезд идет; Лес шумит; Осень наступает); 2) форма, в данной структурной схеме допускающая ограниченное лексическое наполнение (например, отрицательный компонент в предложениях типа Не к кому пойти; Не о чем говорить; Незачем оставаться); 3) единственно данная словоформа (например, слово нет в предложениях типа Нет времени; Нет денег).

По характеру отношений между компонентами все неоднокомпонентные абстрактные образцы простого предложения делятся на образцы с живыми грамматическими связями между компонентами и образцы, в которых отношения между компонентами с точки зрения живых синтаксических связей являются немотивированными, т. о. не опираются на действующие в языке синтаксические правила.

пара­дигма предложения - это система его форм, подоб­ная системе форм слова .

Парадигма предложения понимается в двух смыслах – узком и широком.

В широком она включает в себя несколько компонентов – межсхемных и межуровневых.

В узком - включает в себя только определенный круг значи­мых внутрисхемных видоизменений предложения.

парадигма предложения

Система форм структурной схемы простого предложения. Студент учится, студент учился, студент будет учиться, студент учился бы, если бы студент учился!, студент учись. . . (в значении “должен учиться”), пусть студент учится.

Совокупность всех форм слова и, следовательно, совокупность всех частных парадигм слова называется полной парадигмой. Так, полную парадигму существительного образуют две частные парадигмы – ед. и мн. ч. В состав полной парадигмы входят также отдельные (не входящие в частные парадигмы) формы, противопоставленные по своему морфологическому значению другим формам – членам полной парадигмы. Например, полную парадигму прилагательного образуют формы в количестве от двадцати четырех до двадцати девяти, распределяющиеся по ряду частных парадигм и включающие падежные формы ед. ч. муж. , жен. и сред. р. , падежные формы мн. ч. , краткие формы ед. и мн. ч. и форму сравнит. степени (компаратив).

Неполная парадигма - это парадигма, в составе которой отсутствует либо частная парадигма, характерная для слов данной части речи (например, отсутствует парадигма падежных форм мн. ч. у собирательных существительных), либо одна или несколько форм слова, традиционно неупотребительных или таких, образование которых почемулибо затруднено.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Предикативная основа предложения. Понятие полной и неполной парадигмы.:

  1. 16. Полные и неполные предложения. Виды неполных предложений.
  2. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.

) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Типы заданий:

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

Какие слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

Какое из слов является подлежащим одного из предложений? и т. д.

Чтобы не ошибиться, выполняя данное задание, нужно знать, какими частями речи могут быть выражены подлежащее и сказуемое, в чём отличие односоставного предложения от неполного. Необходимо помнить и о том, что подлежащее и сказуемое могут быть выражены не одним словом, а словосочетанием.

Повторим теорию.

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого или одного из них.

П о д л е ж а щ и м называется главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа к т о? или ч т о?, например: Цвели розы. Мы любовались их нежной красотой.

Подлежащее может выражаться:

1. Именем существительным

Вот уже и проходит день.(Шм.)

2. Местоимением в именительном падеже

Я хожу по зеленому, праздничному двору. (Шм.)

3. Именем прилагательным

Пленный что-то говорил. (К. Седых.)

4. Причастием

Приехавшие шумно располагались у печки. (М.-С.)

5. Числительным

Двое пошли под гору. (М.-С.)

6. Наречием

Завтра не будет похоже на сегодня.

7. Междометием

Громко раздалось «ах».

8. Инфинитивом

Жить - Родине служить.

9. Синтаксически неделимым словосочетанием

Азовское море очень обмелело.

Максим Горький известен и как драматург. Прошло несколько недель. Часть спасателей ушла разбирать завалы.

10. Фразеологизмом

На защиту Родины поднялись от мала до велика.

11. Союзным словом в сложноподчиненном предложении

Сад, который буйно цвел весной и плодоносил летом, без хозяйской руки зарос и одичал.

Сказуемое - это главный член предложения, который согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? в каком состоянии находится? каков предмет? что с ним происходит? что он такое? кто он такой? и т. п.

Например: Наступил март. Дни теплые, светлые. Жутко-хорошо в такую пору. Заяц - тварь вредная. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

Типы сказуемого

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется п р о с т ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:

1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек. 2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. 3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку.) В этих предложениях глаголы - сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.

3) Старик вернулся бы в свою избушку - сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.

5) Ах, замолчите, мне дурно - сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

Составное глагольное сказуемое

С о с т а в н ы м г л а г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например: Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся.

Схема составного глагольного сказуемого такова:

вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола.

Девочка перестала плакать. Мы собрались съездить в горы.

Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого.

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

Составное именное сказуемое

С о с т а в н о е и м е н н о е с к а з у е м о е - это сказуемое, которое состоит из глагола- связки (быть, есть) и именной части.

Именная часть составного сказуемого выражается:

1) Существительным в именительном и других падежах

Ирина всегда была красавица.

2) Полными прилагательными в именительном или творительном падежах

Отец был сердитый.

3) Прилагательными в сравнительной степени

Будь со мной добрее.

4) Числительным

Мальчонка был лет семи.

5) Наречием

Наш пес был настороже.

6) Междометием

Взгляд её - ой-ой-ой!

7) Местоимением

Фонарик у меня был свой.

8) Причастием

Здание было не отремонтировано.

9) Синтаксически неделимыми словосочетаниями

Это был старик лет семидесяти. Он был замечательной осанки.

Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т. д). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.

В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.

Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться также могут выступать в роли не только простых сказуемых, но и быть глаголами-связками: Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.

Фразеологизмы

Неделимые словосочетания, смысл которых нельзя понять из отдельных слов, являются одним членом предложения. Обычно это фразеологизмы, крылатые слова и т. п:

Мальчонка плакал в три ручья. Дамоклов меч беды навис над селом.

Простым глагольным сказуемым могут быть синтаксически цельные словосочетания или фразеологизмы, если их можно заменить одним личным глаголом:

Следователи ведут расследование (= расследуют) преступления. Я имел виды (= рассчитывал) на дядино наследство.

Отличие подлежащего от прямого дополнения

Иногда можно спутать подлежащее и прямое дополнение, т. е. существительное в винительном падеже : Корабли построили в прошлом веке. В этом предложении слово «корабли» является дополнением, т. к. их кто-то строил, действие кого-то было направлено на них (построили кого? что?); это неопределенно-личное предложение, в котором нет подлежащего.

Чтобы не спутать подлежащее и дополнение в придаточной части сложного предложения с союзным словом который, подставьте вместо этого союзного слова то, что «прячется» за ним:

Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча. (Что немилосердно жгло мою голову? Солнце. Следовательно, это подлежащее).

Это задание проверяет умение находить в предложении его грамматическую основу (двусоставную или односоставную). Грамматическая основа обязательно выражает определённое отношение содер¬жащейся в предложении информации к действительности (обладает предикативностью): то, о чём сообщается в предложении, происходит в данный момент, происходило, будет происходить, должно произойти, могло бы происходить. Основное средство выражения предикативности — это сказуемое (в двусоставном или в односоставном предложении с одним главным членом — сказуемым). Но бывает и неявно выраженная предикативность, передающая наличие какого-либо предмета или явления действительности в момент речи или всегда (в предложениях с одним главным членом — подлежащим). Для выполнения задания необходимо хорошо знать способы выражения подлежащего и сказуемого в двусоставных предложениях, а также помнить граммати¬ческие признаки разных видов односоставных предложений, в частности формы глаголов, соответствующие сказуемому в определённо-личном и неопределённо-личном предложении, способы выражения сказуемого в безличном предложении. Грамматическая основа — это грамматическое и смысловое ядро предложения, поэтому умение правильно находить грамматическую основу обязательно не только для определения синтаксической структуры предложения, но и для верного понимания его смысла.

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЕ 8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения»

ЗАДАНИЕ 8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Это задание проверяет умение находить в предложении его грамматическую основу (двусоставную или односоставную).

Грамматическая основа обязательно выражает определённое отношение содер­жащейся в предложении информации к действительности (обладает предикатив­ностью): то, о чём сообщается в предложении, происходит в данный момент, происходило, будет происходить, должно произойти, могло бы происходить.

Основное средство выражения предикативности - это сказуемое (в двусостав­ном или в односоставном предложении с одним главным членом - сказуемым). Но бывает и неявно выраженная предикативность, передающая наличие какого-либо предмета или явления действительности в момент речи или всегда (в пред­ложениях с одним главным членом - подлежащим).

Для выполнения задания необходимо хорошо знать способы выражения подле­жащего и сказуемого в двусоставных предложениях, а также помнить граммати­ческие признаки разных видов односоставных предложений, в частности формы глаголов, соответствующие сказуемому в определённо-личном и неопределённо-личном предложении, способы выражения сказуемого в безличном предложении.

Грамматическая основа - это грамматическое и смысловое ядро предложе­ния, поэтому умение правильно находить грамматическую основу обязательно не только для определения синтаксической структуры предложения, но и для верного понимания его смысла.

Ответом к заданию 8 является слово или сочетание слов, которое сле­дует записать в поле ответа в тексте работы.

грамматическую основу.

И вот в эти самые дни мы взяли шефство над одним из детских домов.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Плёс у Егора небольшой.

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Сколько прошло лет...

Выпишите из предложения 2 грамматическую основу.

(1)Я думал об этом, слушая крик затаившегося коростеля. (2)И вдруг ощутил ещё невидимый Бобришный угор.

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Каравайки на косогоре не было.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.
Серёже делается жалко маму.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Охотно повстречался бы я с этим прилизанным фазаном где-нибудь с глазу на глаз!

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Но думается ему обо всём этом равнодушно и отдалённо.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

А на копытах были железные подставки с шипами.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

И пушечка моя как золотая.
Ответ:

8.11 основу.

В связи с этим предупреждали о чём-то опасном, не рекомендовали брать незнакомые грибы и покупать консервированные неизвестного производства.

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

К вечеру парашют был готов.
Ответ:

8.13 1 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело всё вокруг. Ответ: __

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Теперь они не будут тебя обижать! Ответ:

8.15 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Бери ещё одного человека, хозяин!
Ответ: .

8.16 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Загорелись самые крупные звёзды.
Ответ: .

8.17 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Новому «жильцу» отгородили место в углу.
Ответ: .

8.18 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Что он слышал за всю свою жизнь?
Ответ: .

8.19 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Было это очень давно, ещё в царское время.
Ответ: .

8.20 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Сейчас Челкаш - довольно крупный представитель беспородного собачьего племени.

8.21 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Этому, брат, сейчас цены нет.
Ответ: .

8.22 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Даже за тройки, полученные в школе, меня не ругают.
Ответ: .

8.23 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Эту, можно сказать, музейную ценность сразу же устанавливают на верхней полке серванта за толстым стеклом, на видном, почётном месте.

8.24 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

Почему-то раньше всё было просто.


Столбов, пересядь к Фоминой.
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.
Хотелось бы мне знать автора этой картины...
Ответ: .

Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.
Давай попросим мою маму.
Ответ:

8.28 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу.

От вида этой груши мне даже во рту стало противно.
Ответ:

Выпишите из предложения 2 грамматическую основу.

(1)Нарисуй его отдельно и покрупнее, и это будет замечательная работа. (2)А Левитана оставь в покое.

8.30 Выпишите из следующего предложения грамматическую основу

Воздух на картине - моё второе значительное открытие. ЗАДАНИЕ 8

Предложение. Грамматическая (предикативная)

основа предложения

варианта задания

Правильный ответ

мы взяли шефство

плёс небольшой

сколько лет прошло

делается жалко

я повстречался бы / повстречался бы я

думается

подставки были / были подставки

пушечка как золотая

парашют был готов

всё посветлело, порозовело / посветлело, порозовело всё

они не будут обижать

загорелись звёзды / звёзды загорелись

отгородили

он слышал

было это / это было

Челкаш (-) представитель

не ругают

устанавливают

всё было просто

пересядь

хотелось бы знать

давай попросим

стало противно

оставь в покое

воздух (-) открытие

— это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!

Предложение является минимальной единицей высказывания . В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов . Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:
  1. Предложение - это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
  2. Предложение - основная единица общения.
  3. Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
  4. Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
  5. Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

Лексическое значение предложения - это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

Грамматическое значение предложения - это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными , например: В холодном зале таинственно дремлет ёлк а (полное предложение). Стакан - копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит ). (По И. Шмелеву)

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Предложения имеют грамматическую основу , состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)

Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них - подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:
  1. Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) - как часовые.
  2. Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
  3. Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное - весело (П. Павленко).
  4. Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
  5. Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

Сказуемое - главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее. Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и: 1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. 2) конструкциями: - числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. - кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. - кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. - существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). 3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски - это дворянское дело

Сказуемое. Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения. Оно может выражаться следующими формами глагола: — формой настоящего и прошедшего времени глагола. — формой будущего времени глагола. — формами условного и повелительного наклонения глагола. Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь принялся — это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) (Здесь не хочу — это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается). (здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой: СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку. (Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.) (Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой: СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно. 1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке. В данном примере буду принимать участие - сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами. Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени. Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо - это краткие страдательные причастия. Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно - простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото. Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым. Помни! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке. Ловушка! Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Неверно! Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась). Верно: Она показалась мне смешной Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил). Верно: Учитель был строгим. Ловушка! В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга.

Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое. В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них - явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ. 3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу. Различай! Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие. Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны. В первом случае координаты - это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором - это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа: Рассчитывал координаты. Координата рассчитана. Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими. [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Задания. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек. Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?! Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно - позволяет видеть и распознавать. Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3

Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием - знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности. Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть. Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего. Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.